Самые массовые жалобы на работу ЖКХ

Самые массовые жалобы на работу ЖКХ | Программы | ОТР

Недокрасили фасад, не поменяли трубы, не убирают в подъездах... Как добиться решения коммунальных проблем?

2021-02-03T13:24:00+03:00
Самые массовые жалобы на работу ЖКХ
Дорогая передача: Нам мешают парковки!
Свободен и особо опасен
ТЕМА ЧАСА: Страна под снегом
Чёрные дыры МКС
Новый техосмотр отложили
Деньги на свалку
Что нового? Южно-Сахалинск, Бийск, Санкт-Петербург
«Корона» пала: когда вернёмся к нормальной жизни? Китай победил абсолютную нищету, а когда мы? «Жаворонки» и «совы» на работе: кто лучше?
А поутру они проснутся. О новых правилах доставки пьяных в вытрезвители
Чтобы проспаться… Как сегодня работают вытрезвители в регионах. СЮЖЕТ
Гости
Павел Склянчук
эксперт тематической площадки ОНФ «Жилье и городская среда»
Андрей Костянов
заместитель исполнительного директора некоммерческого партнёрства «ЖКХ контроль»

Иван Князев: Ну а прямо сейчас время для рубрики «ЖКХ по-нашему». Эксперты назвали проблемы в коммунальном хозяйстве, на которые чаще всего жалуются люди. Больше остального россиян не устраивает состояние содержания и ремонт многоквартирных домов: не докрасили фасад, трубы прохудились, подъезды не убирают, подвалы затоплены.

Тамара Шорникова: Вот только один пример. Жители липецкой пятиэтажки жалуются на аварийное состояние своего подъезда – он на грани разрушения. Это хрущевка 1972 года постройки. В двух подъездах забили тревогу еще 10 лет назад, когда по стенам пошли трещины. Они увеличиваются с каждым днем, местами уже под 10 сантиметров. Еще больше стены осыпаются после дождя, говорят жильцы. При этом капремонт в доме никогда не делали, хотя плату за него берут ежемесячно.

СЮЖЕТ

Иван Князев: Все эти годы жильцы неоднократно обращались в городскую администрацию. Инспекция пришла лишь в 2014-м. Она выявила нарушения фундамента в восьмом подъезде, износ конструкций – 60%. А состояние лестничной клетки признали аварийным. Но на этом дело остановилось. Жильцы уже не надеются на капремонт, поэтому ждут расселения.

Тамара Шорникова: Расскажите, что у вас с ЖКХ в регионе, какие проблемы вас волнуют.

Иван Князев: В каком состоянии ваши дома.

Тамара Шорникова: Андрей Костянов, заместитель исполнительного директора НП «ЖКХ Контроль». Здравствуйте.

Иван Князев: Здравствуйте, Андрей Викторович.

Андрей Костянов: Здравствуйте.

Тамара Шорникова: Андрей Викторович, вот вопрос. Если, не дай бог, завтра стена обрушится, то кто-то за это ответит?

Андрей Костянов: Ну слушайте, тут надо разбираться. Если действительно было решение общего собрания, были накоплены деньги на капитальный ремонт, было принято решение ремонтировать, соответственно, фундамент или фасад дома, но он не проводился по каким-то причинам, в связи с тем, что Фонд капитального ремонта не успел провести торги, или еще что-то, то, безусловно, тут будет отвечать Фонд капитального ремонта.

С другой стороны, если при формировании программы того же капитального ремонта муниципальное образование не сообщило в Фонд капитального ремонта, а при первоначальном формировании этих общих, больших региональных программ сведения собирались именно с соответствующих муниципальных органов, и они об этом не сообщили или не знали, то, да, безусловно, тут будет нести ответственность муниципалитет.

Если же граждане были в курсе, муниципалитет все сообщил, гражданам сказали, что необходимо проводить капитальный ремонт, а для этого необходимо провести собрание, чтобы перенести срок капитального ремонта, который был, допустим, определен как 2030-й, но граждане этого не сделали, то надо вопрос задавать гражданам самим себе, собственникам помещений: почему они, живя в таком доме, не принимают решение в отношении своего общего имущества? Ведь это их общее имущество, их многоквартирный дом.

Иван Князев: Андрей Викторович, а вообще поддержание многоквартирного дома – это дорогое удовольствие для управляющей компании, к примеру?

Андрей Костянов: Ну, на самом деле это удовольствие все-таки для нас. Управляющую организацию мы с вами нанимаем для того, чтобы она содержала дом в том нормативном состоянии, которое предписывают документы, и в том состоянии, которое мы определили согласно договору управления многоквартирным домом.

Иван Князев: Я просто к тому, что не проще ли не доводить до таких историй.

Андрей Костянов: Ну, безусловно, конечно, лучше до таких условий не доводить. Но тут мы упираемся в платежную дисциплину, в финансовую грамотность, в финансовое положение тех граждан, которые живут в этом доме. Почему? Потому что у нас зачастую считается, что чем дом старше, тем, в общем-то, меньше денег нужно на его обслуживание. Хотя на самом деле это кардинально не так. У нас чем дом старше, тем он обслуживания требует больше. И затраты на его надлежащее содержание и поддержку в том состоянии, в котором он будет выполнять свою функцию, они больше.

То есть фактически новостройки и новые дома, в которых плата за содержание и текущий ремонт чуть выше, чем муниципальный тариф… Она обусловлена тем, что доме есть какие-то системы, которые тоже надо использовать, которых нет в старых домах. Но в старых домах, извините, у нас есть подъезды, у нас есть лестничные марши, которые надо поддерживать, у нас есть фундаменты. У нас есть, в конце концов, инженерные системы, которые не в рамках программы капитального ремонта, а в рамках просто текущего содержания надо тоже поддерживать и содержать в нормативном состоянии.

Тамара Шорникова: Расскажите нам, дорогие телезрители, когда вам обещают капремонт. Сколько вы за него платите? Какие-то ремонтные, поддерживающие работы сейчас проводятся в вашем доме или нет? В каком состоянии ваш дом?

Иван Князев: Подъезды убирают/ не убирают? Тоже важный вопрос.

Тамара Шорникова: Да. И вот уже есть телефонный звонок от Нины из Санкт-Петербурга. Давайте послушаем вместе.

Иван Князев: Здравствуйте, Нина.

Зритель: Здравствуйте. Меня зовут Нина, я из Санкт-Петербурга. У меня как раз вопрос по поводу оплаты капитального ремонта. Я посмотрела квитанцию за декабрь 2019 года. Сумма там была за капремонт – 250 рублей. В январе 2020 года сумма возросла уже до 475 рублей. А в январе этого года, то есть в прошлом месяце, за январь сумма уже была 650 рублей. Как это можно объяснить? Куда эти деньги уходят – совершенно непонятно. Бесконтрольно, невидимо для нас. Я, честно говоря, удивлена не на шутку. Пожалуйста, скажите мне…

Иван Князев: А сам дом у вас в каком состоянии?

Зритель: Ну, дом у меня 68-го года постройки. В доме что-то делается, но делается это… У нас ТСЖ. Делается это, насколько я понимаю, за счет ТСЖ, то есть за наши непосредственные деньги, которые мы платим на текущий ремонт. Может быть, нам и не требуется капитальный ремонт. Но такие деньги! И главное, что меня удивляет – это рост. Почти 300% за год. Вот это можно объяснить как-то?

Иван Князев: Нина, мы вас поняли. Спасибо. Сейчас попросим эксперта ответить. Андрей Викторович?

Андрей Костянов: Ну смотрите. На самом деле ситуация с Санкт-Петербургом была такова, что изначально вообще взнос на капитальный ремонт был одним из самых низких по стране. Связано это было с чем? Не с тем, что в Петербурге работы и строительные материалы стоят дешевле, чем в остальных субъектах. Связано это было с тем, что региональную программу должны были дософинансировать из средств бюджета субъекта. Такая возможность есть, в соответствии с законодательством.

Но у нас ситуация от года к году разная. Соответственно, финансирование может быть чуть больше, а может быть чуть меньше. Но надо понимать, что тот взнос, который платят собственники в Санкт-Петербурге, он и сейчас, если мы берем без учета софинансирования, он меньше, чем фактически эти работы стоят. То есть, собирая по 7–8 рублей в квадратного метра, собственники никогда себе на капитальный ремонт не накопят.

Второй момент. Как сказала заявительница, у них ТСЖ. Скорее всего, скорее всего, надо задавать вопросы в товарищество собственников жилья. Почему? Потому что изначально при формировании программ только ТСЖ могли собирать деньги на специальном счету. Поэтому надо обращаться к председателю этого ТСЖ. Как расходуются деньги? Как собираются? Как аккумулируются и так далее? Если же они собирают средства в так называемый общий котел, то на счету регионального оператора, то, соответственно, вся информация есть у регионального оператора. Сколько дом накопил денежных средств? На какой год в плане стоит этот дом?

И если работы необходимо проводить не тогда, когда предусмотрено региональной программой, а уже сейчас, соответственно, надо смотреть, накоплена ли эта сумма на этот ремонт. Если нет, то на общем собрании принимать решение о дополнительных средствах, о дополнительных взносах (единовременным платежом или нет), для того чтобы накопить нужную сумму, чтобы можно было провести капитальный ремонт в следующем периоде. Плюс принимать решение на общем собрании: «Мы приближаем срок капитального ремонта». Жилищный кодекс дает нам такое право.

Тамара Шорникова: Да, спасибо. Андрей Костянов, заместитель исполнительного директора некоммерческого партнерства «ЖКХ Контроль».

Много SMS у нас. Иркутская область: «Мы не дождемся капремонта, платим 338 рублей. Кажется, что кто-то кладет их себе в карман». Псковская область: «Под нашей пятиэтажкой частично разрушен фундамент, инженерные сети гнилые. В прошлом году должны были провести капремонт подвальных помещений, но «управляйке» до нас дела нет, а большинству жильцов все равно». Ну и Волгоградская область: «Дом старый, 56-го года, четырехэтажный дом. 300 рублей платим, ремонт обещают в 2022-м».

Иван Князев: Вот еще одна история из Рязани. Стены дома на улице Мусоргского покрыты плесенью, течет крыша, а капремонт не делали уже 20 лет. За эти годы от сырости облупились стены. НА верхних этажах даже растет мох. Электрику часто замыкает. Провода никак не защищены, свисают по подъезду. Если что-то ломается, то слесарей уже не вызывают, а делают все сами. Еще хуже ситуация в квартирах: стены от плесени черные. Жители хоть и пытаются иногда делать косметический ремонт, но хватает его ненадолго, грибок не уходит.

СЮЖЕТ

Тамара Шорникова: Жители обращались и в жилинспекцию, и к местным депутатам, но безрезультатно. Теперь провели собрание и выбрали новую управляющую компанию, которая обещает им помочь. Хотя по плану крышу в этом доме должны чинить не раньше 2026 года.

Павел Склянчук, эксперт тематической площадки ОНФ «Жилье и городская среда».

Иван Князев: Он сейчас с нами на связи. Павел Дмитриевич, здравствуйте.

Павел Склянчук: Здравствуйте.

Иван Князев: Павел Дмитриевич, я хотел бы узнать знаете что? Поддержание дома в порядке – это какая строка наших расходов в квиточках за ЖКХ? А то мы все говорим: капремонт, капремонт… Ну, капремонт – это отдельно, наверное, это же не скоро.

Павел Склянчук: Действительно, взносы на капитальный ремонт имеют целевой характер. Собранные средства направлять на текущий ремонт нельзя. Все, что касается содержания и эксплуатации, то это жилищные услуги, которые платятся в адрес управляющей организации. Это может быть либо ТСЖ, либо управляющая компания.

Иван Князев: А как это там прописано? Вот где понять, что это? На содержание дома, да? И сколько мы тогда платим? И что за эти деньги должны делать? Ну, чтобы потом стены не падали на нас.

Павел Склянчук: Ну, действительно, текущий ремонт – это такие более лайтовые виды работ: покраска, уборка, промывка систем инженерных перед началом отопительного сезона. А вот чтобы стены не падали – это действительно более серьезные работы. Как правило, перед тем, чтобы их спланировать, должно пройти как минимум общее собрание жильцов, на котором управляющая организация вынесет на обсуждение перед собственниками такую проблему. Так построен Жилищный кодекс – только на коллегиальном принятии решений жильцами. Если их стена начинает рушиться, им необходимо предпринять действия. Государство здесь подключается только в случаях…

Иван Князев: По факту.

Павел Склянчук: …да, когда есть реальная угроза жизни и здоровью жильцов. Эта грань такая очень тонкая, неоднозначная. Ну, так у нас устроены, к сожалению, правоотношения, именно с точки зрения собственности. Что квартира, что автомобиль – это все частная собственность. Деньги из бюджета на улучшение состояния частной собственности невозможно направлять бесконтрольно.

Тамара Шорникова: Давайте поговорим с нашими телезрителями. Зоя из Волгограда сначала. Здравствуйте, Зоя.

Зритель: Здравствуйте.

Тамара Шорникова: Что у вас? Какая проблема?

Зритель: У меня такой вопрос. У меня сын жил в этой квартире – город Волгоград, Красноармейский район. Сейчас внук живет. Вот летом делали капремонт. Оштукатурили дом снаружи, покрасили его розовой красочкой, подремонтировали крышу. Видимо, всю ее снимали, потому что там столько было мусора! Заменили пластиковые окна. Но в подъездах работы никакой нет. Дом ужасный!

У соседей как лилось… Вот сын там 20 лет с лишним жил. Как лилось, так это все и льется. Подъезды обшарпанные. Понимаете, вообще страшный подъезд. А капремонт делали – знаете, помазали. А по откосам… Это же все надо было мастерком убрать. В общем, все некачественное, вот эта отделка очень некоторая. И в подъездах вообще ремонта нет. Кто это должен делать?

Тамара Шорникова: Зоя, а вы не в курсе… Подскажите. Может быть, вам сын рассказывал. У них было какое-то собрание? Они определяли, какие конкретно работы в рамках капремонта будут проводить?

Зритель: У меня сейчас там живет внук. Сын умер, а внук живет. Внук говорит, что приходили подписывать. Ну, обещали, что будут делать ремонт, капремонт. Вот все соседи там расписывались. Было у них собрание, как мне соседи сказали. Они там избрали нового этого… Ну кто там у них? Ну, из дома выбрали.

Тамара Шорникова: Ну, ответственного. Спасибо.

Иван Князев: Да, спасибо.

Павел Дмитриевич, как помочь людям в такой ситуации?

Павел Склянчук: Ну, действительно, такой глас народа показывает системную проблему, которая у нас есть в системе капитального ремонта. У нас в Жилищном кодексе, в 166-й статье перечислены шесть видов работ, которые производятся при капремонте. А в статистических отчетах указывается, если проведен какой-то один из этих видов, например: ремонт кровли, замена крыши либо ремонт фасада. И за шесть лет четверть жилищного фонда, которая включена в программу капитального ремонта (а это около 700 тысяч домов), там уже какой-то вид ремонтных работ произведен. Но говорить о том, что дом комплексно улучшил свое эксплуатационное состояние, не приходится.

Самые главные работы, с которых нужно начинать при планировании, – это, конечно, инженерные коммуникации. Если у дома нормальный фундамент (а работы по укреплению его тоже предусмотрены), то, конечно, лучше всего поменять «инженерку», а потом уже заканчивать фасадом.

Иван Князев: Ну, жители же не сами это делают. А проконтролировать это как-то можно? И что делать, если тебя отфутболивают, когда ты говоришь, что делают что-то не так, не там и не затем?

Павел Склянчук: Ну конечно, нужно знать свои жилищные права и обязанности. Если ты понимаешь, что исправно платили взносы на капитальный ремонт, если есть правовые основания требовать проведения всех видов работ, то нужно, конечно, добиваться этих прав. Куда идти? Ну, конкретно-надзорные органы. Обращаться к депутатам, в общественные организации – например, в ОНФ или «ЖКХ Контроль». Потому что только таким образом…

Иван Князев: В общем, к вам, к вам надо идти. Я правильно понял, да?

Павел Склянчук: Вы знаете, в регионах очень сильные отделения ОНФ. И именно эти проблемы ветхих домов, очень старых… Как правило, удается активистам поднять шум, поднять проблему. Жильцам действительно начинают помогать и решать их проблемы. Но в основе такого политического давления все-таки есть правовые основания. Те дома, которые сейчас идут видеорядом, ну, они же не за один год и не за два такого состояния добились. Сегодня 2020 год…

Иван Князев: Так я поэтому и спрашивал: в течение времени как за ними следили? И как вот это можно проконтролировать? Потому что я так понимаю, что управляющие компании просто на это дело потихонечку закрывают глаза. Мы там что-то платим – подъезд помыли, и хватит.

Павел Склянчук: Знаете, наверное, это такой менталитет, психология хозяина, собственника, который еще до конца не сформировался. То есть квартиру приватизировали... У нас 90% квартир в частной собственности. Можно внукам, детям их наследовать, продать, получить за это средства.

Иван Князев: Понятно.

Павел Склянчук: А содержание всего дома – это вроде бы ничье, бесхозное. Но с 2005 года Жилищный кодекс у нас…

Тамара Шорникова: Николай, мне кажется, мы опять возвращаемся к тому, что…

Иван Князев: «Делайте все сами».

Тамара Шорникова: Да. «Ты – собственник. Ты сначала следи, чтобы… Подкрась что-то, если что-то не устраивает. Потом жди лет пятнадцать капремонт. Если его не так сделали – иди и судись».

Павел Склянчук: Вы знаете, это как со здоровьем человека…

Иван Князев: Это «хождение по мукам» называется – с того времени, как ты въехал в этот дом.

Павел Склянчук: Вот смотрите, как мы к своему здоровью относимся. Ты либо ждешь, когда болезнь уже в совсем запущенном состоянии – тогда только хирургическим путем. Капремонт – это та же хирургия. Либо тебе нужно… Да, это сложный и кропотливый процесс. У нас не принято быть жилищными активистами тогда, когда в доме нормальное состояние. Только когда это все ухудшается, приходит в негодность, когда дом уже практически в предаварийном состоянии – вот только тогда появляется правосознание.

Иван Князев: Еще было бы хорошо, если бы мы деньги при этом не платили управляющей компании. Тогда можно было бы взывать к нашей сознательности.

Давайте еще один телефонный звонок примем – Николай из Нижнего Новгорода. Здравствуйте, Николай.

Зритель: Добрый день.

Тамара Шорникова: Да, слушаем вас.

Зритель: Я сейчас слушал предыдущих ваших товарищей, которые отвечают за ЖКХ. У меня к ним очень много вопросов. Они очень лукавят.

Иван Князев: Вы самый главный задайте.

Зритель: Они всегда ссылаются на то, что: «Вот не собирают жители. Вот они не хотят решать». Это все от лукавого. Я это так называю. Это просто у них отговорки, чтобы самим ничего не делать. Вот по капитальному ремонту. Как только начался капитальный ремонт, я посылал… Собрание, не вопрос, все это сделано было. Собрал все бумаги, послал туда, чтобы капитальный ремонт сделать, потому что дому нашему 50 лет с лишним, тем более панельный дом. И плюс еще батареи у нас находятся внутри стен. То есть мы обогреваем улицу, а наполовину обогреваем квартиры.

Я три года бился с областной администрацией, которая отвечает за ЖКХ. Были одни описки. То есть ничего не могут сделать, потому что был указ сделан в сыром варианте… Говорят: «Ждите время». Присылают одно письмо: «Вот мы сейчас тем, которым 70–80 лет, делаем». Но о капитальном ремонте вообще никакого разговора даже не было. То есть практически… У меня такое ощущение, что вообще не занимались этим. Я бился, бился, бился…

Иван Князев: И добился?

Зритель: Я говорю: «Давайте откроем счет. Мы будем отслеживать, сколько у нас будет денег на счету. И в зависимости от этого будет планировать ремонт». И на это получил отказ. Но в итоге все равно пришлось добиться…

Иван Князев: Николай, спасибо вам. Я думаю, ваши соседи должны радоваться, что в их доме живет такой человек, который умеет добиваться.

Если коротко, Павел Дмитриевич, на какие еще проблемы чаще всего жаловались наши граждане этой зимой? Только совсем коротко, у нас минута.

Павел Склянчук: Самая главная жалоба (но она, как правило, не самая существенная) – это обычно внешний вид, то есть условия содержания подъездов, придомовой территории. Вот самые проблемные вопросы, как правило, скрыты от глаз: подвал, состояние кровли, изношенность несущих конструкций здания. Для этого действительно нужно заниматься системно на государственном уровне обследованием жилищного фонда и планированием более эффективного капитального ремонта.

Тамара Шорникова: Вот сколько новых тем для рубрики «ЖКХ по-нашему».

Иван Князев: Да. Спасибо. Павел Склянчук, эксперт тематической площадки «Жилье и городская среда» Общероссийского народного фронта.

Тамара Шорникова: Это были темы дневного выпуска программы «ОТРажение». А вот какие темы наши коллеги вечером будут обсуждать.

Авторизуйтесь, чтобы быстро и удобно комментировать
Авторизуйтесь, чтобы быстро и удобно комментировать
Комментарии (0)
Недокрасили фасад, не поменяли трубы, не убирают в подъездах... Как добиться решения коммунальных проблем?