Самые популярные народные поправки в Конституцию
https://otr-online.ru/programmy/segodnya-v-rossii/samye-populyarnye-narodnye-popravki-v-konstituciyu-41459.html Тамара Шорникова: Всю неделю вы правили Конституцию, а мы записывали. Подводим итоги опроса для рубрики «Реальные цифры». Мы получили тысячи SMS. Расскажем о самых популярных народных поправках.
Константин Чуриков: Ну смотрите. На самом деле все интересно.
18,7% – в общем, большинство из тех, кто нам писал, – сказали, что нужно национализировать все ресурсы, а доходы от нефти и газа должны быть направлены в пользу народа. Ульяновск нам написал: «Хочу, как в Эмиратах, получать дивиденды. И отразить это в Конституции».
Треть зрителей в сумме предлагают вернуть старый пенсионный возраст и повысить пенсии. Если эти два пункта сложить, то… Дальше давайте не сухими цифрами, а просто голосами зрителей – что они нам писали.
«Необходимо прописать в Конституции, что зарплата в Правительстве, депутатов и руководителей госкорпораций должна быть средней по стране». Это про социальную справедливость. «Закрепить в Конституции обязанность государства сажать пожизненно губернаторов и мэров за ворованные миллиарды». Это и борьба с коррупцией, и тоже социальная справедливость. «Обязательно ввести подоходный налог».
Тамара Шорникова: Прогрессивный.
Константин Чуриков: Да. Ну, прогрессивный, естественно, да.
Тамара Шорникова: Много было оригинальных решений. Житель из Вологодской области предложил ввести понятие главы семьи. Автор уверен, что это поможет сократить число разводов среди молодежи.
И в заключение письмо из Удмуртии: «Конституция должна утверждать, что мы – Великая Русь, а то у нас очень много Европы. Возмущает то, что даже надписи на всех учреждениях, магазинах, в телевизоре – сплошная иностранщина».
Константин Чуриков: Ну, конечно, эта «вишенка на торте» – это далеко не главное.
А о главном сейчас спросим Алексея Мухина – это генеральный центр политической информации. Алексей Алексеевич, здравствуйте.
Алексей Мухин: Здравствуйте. «Спасибо» за генеральный центр.
Константин Чуриков: Это «спасибо» нашим продюсерам.
Алексей Мухин: Все-таки генеральный директор.
Константин Чуриков: Да-да-да, генеральный директор.
Так, Алексей Алексеевич, ну смотрите. Большинство за национализацию ресурсов, снижение пенсионного возраста и индексацию пенсий. Вообще эта картина, которую мы получили от наших зрителей, – какая картина для вас?
Алексей Мухин: Ну, это все предсказуемо на самом деле, потому что чаяния населения как раз сосредотачиваются все-таки… Помните реакцию на «Газпром – национальное достояние»? И вот эта рефлексия отразилась как раз в тех предложениях, которые сделали простые граждане.
Помимо этого, болевой точкой, разрывом, я бы сказал даже, некоторой родовой травмой остается пенсионная реформа и повышение пенсионного возраста без значительного повышения собственно индексации этой самой пенсии. На мой взгляд, было бы оправданно повышать пенсионный возраст, если бы сама пенсия составила 40–50 тысяч рублей. Тогда, я думаю, вообще никаких вопросов бы не возникло.
Тамара Шорникова: Алексей Алексеевич…
Алексей Мухин: Я думаю, что с течением времени этими изменениями в Конституции идет такая тонкая донастройка нынешней политической системы в преддверии более глобальных изменений. Я все-таки, наблюдая за процессом изменений в Конституцию, отмечаю, что некоторые инициативы, которые уже рассматриваются как привлекательные на площадке Госдумы, они вступают в противоречие с другими статьями той же самой Конституции. И вполне вероятно предположить, что было бы целесообразно объявить о втором этапе конституционной реформы.
Константин Чуриков: Ой!
Алексей Мухин: А именно – о написании новой Конституции.
Константин Чуриков: Подождите! Уже там больше 500 поправок. И это только, оказывается, разбег? Надо еще какую-то вторую часть и второе голосование открывать? Алексей Алексеевич, поясните, пожалуйста. Вы говорите, что эти поправки нас готовят к еще более серьезным переменам в стране. Ну, сказали «А» – скажите, пожалуйста, «Б». К каким переменам?
Алексей Мухин: Да, безусловно. Речь идет о более равномерном распределении обязанностей, функционала и полномочий между различными ветвями власти. Президентские поправки предусматривают увеличение полномочий парламента. Это очень важно. Одновременно парламент подвергается, что называется, наделению ответственности за действия Правительства. Президент получает некоторые более широкие полномочия при работе с кабинетом министров. То есть он может уволить премьер-министра, не увольняя Правительство. Это в соответствии с поправками, еще не принятыми, подчеркну.
Все эти изменения, безусловно, являются тонкой настройкой. Но чаяния граждан, скорее всего… Вот этот накопленный весь массив информации по чаяниям граждан, он нуждается в более тщательной и более долговременной проработке. Да, сейчас можно поправить Конституцию, но, на мой взгляд, целесообразно было бы рассмотреть и второй этап конституционной реформы, как я сказал.
Тамара Шорникова: То есть то, что сейчас говорят, в том числе сами депутаты, о том, что следующая неделя станет последней, после 2 марта уже процесс не будет продлеваться, принятие других поправок, – это только «первая часть балета»?
Алексей Мухин: Ну давайте так. Вы помните известную сентенцию про ремонт, который невозможно закончить, его можно только приостановить?
Константин Чуриков: Да.
Алексей Мухин: Для того чтобы перезагрузить политическую систему полностью, необходима покупка новой квартиры и опять новый ремонт.
Константин Чуриков: Но квартира уже понадобится всем, не только депутатам.
Вопрос такой, Алексей Алексеевич. Настолько ли у нас люди в стране… Вот есть ли какие-то данные о том, как они вообще относятся к Госдуме и к депутатам? Настолько ли люди доверяют им, чтобы собственно этим же людям дать больше полномочий – назначать министров, Правительство?
Алексей Мухин: Ну давайте так. У нас изменения в Конституцию не отданы на откуп депутатам – не только депутатам Госдумы, но и даже Совета Федерации. У нас существует рабочая группа. У нас существует Администрация президента, команда президента, которая работала над этими поправками. То есть на самом деле речь идет о разделении ответственности за изменения в Конституцию. Здесь очень четко нужно понимать…
Константин Чуриков: Вам звонят. Видимо…
Тамара Шорникова: …услышали где нужно ваш ответ.
Смотрите. Речь идет о том, что… Опять же депутаты информацию дают, что в двадцатых числах марта, возможно, удастся уже проголосовать. Это значит, что до голосования народного останется всего месяц, за который нужно подготовить и само мероприятие, и разъяснить гражданам суть поправок. Поправок сейчас уже более 500. При этом уже тоже объявили, что отдельно ничто выписываться в бюллетенях не будет. «Ни в какой бюллетень это не влезет», – как говорила Элла Памфилова. Есть ли понимание, насколько подготовленным подойдет электорат к голосованию?
Алексей Мухин: Ребята, ну на самом деле речь не идет о том, что все поправки будут представлены на голосование. Нет, речь идет о канализации (в хорошем смысле слова), о канализировании этих поправок, о выведении чего-то общего и формулировании юридическим языком. И уже за эти поправки будут голосовать граждане.
Конечно, никто не собирается наводить тень на плетень. Наоборот, скорее всего, эти поправки будут носить очень ясный и ярко выраженный характер. Объяснять просто не будет никакой необходимости. Тем более что население не будет подозревать, что его пытаются обмануть и так далее. Нет. Чем яснее формулировки, чем проще это будет выглядеть, тем, я думаю, доверие граждан будет выше.
Константин Чуриков: А если население не пытаются обмануть, то почему же тогда статус будущего в новом понимании Госсовета будет закреплен отдельным федеральным законом? Почему этот статус не прописать сразу в Конституции?
Алексей Мухин: Потому что это отдельный орган, который вносится в тело Конституции. Судя по всему, он будет… ну, у меня предчувствие, что он будет стратегическим. Поэтому здесь необходимо отделить. Что называется, мухи отдельно, а котлеты отдельно.
Социальные изменения в Конституцию – это замечательно, хорошо, это новый социальный договор между гражданским обществом и государством. А новый орган – это другое. Здесь необходимо еще больше подумать, еще больше взвесить и понимать, насколько сильно изменится в результате политическая система, система принятия решений. Поэтому здесь все закономерно.
Константин Чуриков: Алексей Алексеевич, вот сейчас еще раз перечислю пункты, которые выделили наши зрители, а вы скажете, что из этого вам ближе (вы же тоже гражданин, мы все граждане), что вас особенно волнует. Национализация ресурсов, снижение пенсионного возраста, индексация пенсий, социальная справедливость, рабочие места, бесплатные образование и медицина, борьба с коррупцией – что из этого?
Алексей Мухин: Ну, практически все. Я бы обратил особенное внимание, конечно, на борьбу с коррупцией. Я бы обратил внимание на индексацию пенсий, потому что это очень социально уязвимая категория населения. Более того, это категория населения, в которую войдут с течением времени практически все. И действительно, это очень важный аспект социального договора с государством. Ну и остальные пункты тоже важны.
Константин Чуриков: Алексей Алексеевич, спасибо.
Тамара Шорникова: Спасибо.
Константин Чуриков: Я знаю, что вы всегда дико заняты. Ну давайте попробуем встретиться в студии, потому что есть о чем поговорить. Изменения в стране действительно очень серьезные. Спасибо вам огромное.
Тамара Шорникова: Алексей Мухин, генеральный директор Центра политической информации, был с нами на связи.
Вопрос из Ярославской области: «Сколько стоит голосование?» Есть ответ, вот подсчитали: сумма на проведение всенародного голосования – это почти 15 миллиардов рублей. Посчитали уже.
А теперь звонок послушаем.
Константин Чуриков: Тамара, речь идет о главном документе страны. На Конституцию ничего не жалко!
Нам звонит зритель. Здравствуйте, вы в эфире.
Тамара Шорникова: Андрей из Москвы. Здравствуйте.
Зритель: Да, добрый день.
Тамара Шорникова: Слушаем вас.
Константин Чуриков: Что-то грустный вы сегодня.
Зритель: У меня такая поправка. Понимаете, ситуация какая? Допустим, в 2020 году у нас был профицит бюджета. То есть деньги в государстве есть. В то же время были подняты тарифы, сборы и так далее. Мне кажется, нужно законодательно закрепить, что если избыток денег есть, то увеличение различного рода сборов, платежей и так далее недопустимо. То есть получается такая глупая ситуация: государство не может потратить деньги, но еще более увеличивает сборы с населения.
Константин Чуриков: Андрей, очень здравая идея! Вот еще интересно разобраться… Кстати, ответа на этот вопрос нет. Неизрасходованные средства бюджета – там, по-моему, речь идет о более чем триллионе рублей. Вот где они вообще?
Тамара Шорникова: На каком счете сохранились?
Константин Чуриков: Спасибо большое.
Тамара Шорникова: Еще один телефонный звонок – на этот раз из Оренбургской области. Надежда, здравствуйте.
Зритель: Добрый день. Вы знаете, хотелось бы, чтобы внесли поправку в Конституцию – вернуть в паспорт национальность «русский». Когда отменили это в паспорте, я рыдала! Я вообще непонятно какой национальности. Почему мусульманам разрешено в паспорте это иметь? А мне 72 года, и я умру, как говорится, без своей национальности.
Константин Чуриков: Нет, ну смотрите. Одно дело – национальность, а другое дело… У нас, кстати, в Конституции записано, что мы – многонациональный российский народ. То есть у нас люди разных национальностей, пожалуйста: русские, украинцы, татары, чеченцы, ингуши… Нас очень много. Другой вопрос, что тема национальности в паспорте – ну почему нет? Спасибо вам за звонок.
Тамара Шорникова: Почему нет? «Что вы хотели бы добавить в Конституцию?» – спросили мы у жителей разных городов. И вот их предложения. Смотрим.
ОПРОС
Константин Чуриков: На самом деле, смотрите, очень такие здравые и интересные мысли у людей. Очень хотелось бы, чтобы это все как-то не заболталось, не пропало, а на самом деле было рассмотрено и реализовано.
Кстати, мы договаривались на этой неделе с Ириной Киркорой, которая собственно инициировала и запустила этот опрос, что все полученные от вас письма и рекомендации будут отправлены в рабочую группу по рассмотрению поправок в Конституцию.
А сейчас у нас на связи Сергей Старовойтов – политолог, глава Федеральной экспертной сети «Клуб регионов». Сергей Игоревич, здравствуйте.
Сергей Старовойтов: Да, здравствуйте, коллеги.
Константин Чуриков: Я сейчас сначала процитирую два сообщения, а вы скажете, кто из наших зрителей прав. Один пишет: «Это попытка узаконить нищету официально», – про поправки в Конституцию. Другой говорит: «Ура! Даешь СССР!» Вот кто ближе к правде?
Сергей Старовойтов: Слушайте, сейчас мало того, что само голосование еще непонятно как пройдет, но сейчас само обсуждение конституционных изменений превратилось в огромный такой политический форум, когда разные политические силы, разные участники любых политических дискуссий занимаются бесконечным креативом. Ну, вы только что слышали: кому-то нужно полиэтиленовые пакеты запретить, кому-то нужно с зарплатами как-то определиться. И так далее и тому подобное.
Константин Чуриков: Сергей Игоревич, извините, вас перебью. Но, возможно, этот выход эмоций и нужен был вообще? Потому что, смотрите, противостояние разных сил уже было довольно серьезным. Может быть, и надо было это направить в такое русло? С точки зрения политтехнолога скажите.
Сергей Старовойтов: Это хороший способ, во-первых, выпустить пар. Во-вторых, это хороший способ дать людям возможность пообсуждать те наболевшие проблемы, которые их беспокоят долгие годы. И, конечно же, это замечательное средство провести такой всероссийский социологический опрос.
Ну, мы же с вами понимаем, что, конечно, все эти микроинициативы не войдут в Конституцию, потому что они и не должны там быть. Конституция – это Основной закон, который определяет некоторые основополагающие, основные принципы существования государства. Почему сейчас очень важно то, что обсуждается? Потому что можно понять, насколько наше общество обеспокоено теми или иными проблемами.
Но, в конце концов, все сведется к двум классическим комбинациям: кто-то будет за православие, самодержавие…
Константин Чуриков: …и народность.
Сергей Старовойтов: А кто-то будет за «землю – крестьянам», «фабрики – рабочим», за национализацию недр и так далее. Инициативы разделятся на внешнеполитические, глобальные в нашем государстве и на внутриполитические, внутриэкономические. Будет ряд маргинальных инициатив, связанных с такими частными инициативами – экологическими и прочими.
Но в целом очень полезно то, что сейчас происходит в стране, потому что мы можем… Точнее, не так. Не мы, а власть, федеральная власть может услышать голос народа прямым и самым непосредственным образом.
Тамара Шорникова: Давайте послушаем голос народа. К нам дозвонилась телезрительница. Вместе с вами, Сергей Игоревич, ее послушаем.
Константин Чуриков: Да, не отключайтесь.
Тамара Шорникова: Мария из Воронежской области на связи. Здравствуйте, Мария.
Зритель: Здравствуйте, здравствуйте.
Константин Чуриков: Пожалуйста.
Тамара Шорникова: У вас поправка ваша личная?
Зритель: Да, у меня поправка такая есть, небольшая поправка.
Константин Чуриков: Ну какая? Заинтриговали уже!
Зритель: Да вот хотелось бы, чтобы снизили пенсионный фонд нашим детям…
Константин Чуриков: Возраст, возраст.
Тамара Шорникова: Возраст, наверное.
Константин Чуриков: Не пенсионный фонд. Давайте сразу попросимся.
Тамара Шорникова: Он побольше будет.
Константин Чуриков: Не пенсионный фонд, а возраст.
Зритель: Ну, как он и был – 55 и 60. Вот это было неплохо, конечно.
Тамара Шорникова: Да, понятно.
Константин Чуриков: Спасибо. Вы нас испугали с фондом.
Тамара Шорникова: Одна из самых популярных…
Константин Чуриков: Сергей Игоревич, вернитесь к нам, пожалуйста, обратно.
Сергей Старовойтов: Да-да.
Константин Чуриков: С другой стороны, а не получится ли так, что… Знаете как? Как говорится, кто-то однажды разбудил Герцена. Не получится ли, что этими обсуждениями, наоборот, как говорится, будет дан повод для каких-то еще больших обсуждений в стране?
Сергей Старовойтов: Вы знаете, это и неплохо. Мы ведь понимаем, что мы накануне не только конституционного голосования, но и выборов в Государственную Думу. Неважно – состоятся они в следующем году планово или будут перенесены внепланово на этот год, в конце года состоятся (а обсуждается такой сценарий). Это значит, что все, что сейчас вербализуют люди, то, что они говорят, звоня вам, обсуждая это между собой, не знаю, журналистам давая комментарии, – это то, что они выражают действующим политическим партиям.
Вот почему у нас большое количество людей и почему такая низкая явка? Потому что большое количество людей не находят выражения в политических партиях этих своих идей. А это хороший способ для тех же политиков задуматься, а понимают ли они настроения народа, в достаточной ли степени они даже обсуждают какие-то важные для страны вещи.
Константин Чуриков: Может быть, нужны какие-то другие партии, для того чтобы как раз эта канализация (в хорошем смысле слова) была.
Сергей Старовойтов: Ну конечно.
Константин Чуриков: Спасибо большое. Сергей Старовойтов – политолог, глава Федеральной экспертной сети «Клуб регионов» – был у нас на связи.
Мы сейчас уходим на выпуск новостей и уже минут через двадцать к вам вернемся, чтобы вообще разобраться, а зачем нужна была такая пенсионная реформа.