Ольга Арсланова: Итак, система санаторного обеспечения в нашей стране функционирует плохо, и это признали уже даже в Правительстве. Теоретически, как часто жалуются наши зрители, права у людей есть, однако в реальности государство выделяет слишком мало денег на эту сферу, и людям приходится своего права добиваться довольно долго. Давайте посмотрим на то, сколько государство выделяет денег на эту сферу. Средняя стоимость одного дня в российских санаториях в этом году составляет 3940 руб., а государство выделяет менее 2000 руб. Вероятно, поэтому льготники ждут положенной путевки годами. Мы хотим сегодня спросить вас: сталкивались ли вы с проблемами при получении льготной путевки? А как изменить ситуацию, попробуем выяснить прямо сейчас. Виталий Млечин: Да. Наша гость – Михаил Данилов, медицинский директор Ассоциации оздоровительного туризма. Михаил, здравствуйте. Спасибо большое, что пришли. Михаил Данилов: Здравствуйте. Ольга Арсланова: Здравствуйте. Виталий Млечин: Давайте попробуем вначале разобраться, как так получилось, что вроде обязанности у государства есть, государство даже выделяет на это деньги, но недостаточно? Почему так? Михаил Данилов: На настоящий момент нельзя, наверное, так однозначно говорить о состоянии санаторно-курортной сферы, и о состоянии сферы как отрасли. На самом деле, в составе санаторно-курортных объектов, санаториев есть сейчас совершенно разные средства и лечения, и размещения. Я напомню, санаторно-курортное лечение – это способ лечения через природные лечебные факторы в природных лечебных местностях. И если еще в свое время в Советском Союзе в составе отрасли присутствовало порядка 14 тыс. объектов, то сейчас количество этих объектов, по данным Минздрава, ограничивается приблизительно 2000 организаций. Нельзя сказать, что это одинаковые, похожие друг на друга организации, это совершенно разные. Ольга Арсланова: Но их средний уровень? Почему-то в массовом сознании всплывает такая картинка: если государство что-то дает тебе бесплатно, то, скорее всего, это будет обшарпанный советский заношенный фонд, потому что дешево не бывает хорошо. А на дорого нет возможности. Михаил Данилов: Абсолютно согласен. Здесь мне что нужно подчеркнуть? Объектов сейчас много, они разные. То есть мы видим при анализе рынка, что есть объекты, которые уже достигли уровня действительно серьезных и средств размещения, и средств лечения. А есть те, кто подстраиваются под реальность, и в чем-то ограничивают себя в развитии, приспосабливаясь к тому клиенту, к тому потребителю, который готов востребовать недорогой уровень услуги. Виталий Млечин: А в эту первую категорию можно попасть льготникам за государственный счет? Это получается? Михаил Данилов: Посудите сами. Для того, чтобы не уходить в прямые цифры, можно сопоставить простую стоимость. Самый, как мы оцениваем, базовый уровень комфорта – приблизительно на уровне 2-3 звезды в гостиничной сфере – сейчас стоит в лучшем случае 2,5-3 тыс. руб. в день. Ольга Арсланова: Это, в любом случае, больше, чем то, что может выделить государство. Михаил Данилов: Санаторий – это еще как минимум лечебный блок, это оборудование, это персонал, который составляет по сравнению с гостиничным еще плюс 30-40 %. И поэтому оставаться на уровне, сопоставимом с гостиницей, он уже не может. Более того, сейчас нами проведено исследование, и мы сейчас подготовили данные рейтинга Топ-100 российских здравниц, в котором мы видим, что средний уровень рентабельности по отрасли, то есть уровень прибыли, он не превышает 1 %, и, соответственно, у нас совершенно нет зоны для движения. Ольга Арсланова: По предварительным данным где-то 16,5 млн россиян имеют право получить бесплатные путевки и поехать в такие санатории. При этом совершенно понятно, что за выделяемые деньги они не могут это свое право реализовать быстро, многие ждут очень долго. Резонный вопрос от наших зрителей: "Мы ждем путевку 2 или 3 года. Почему бы тогда за это время не дать компенсацию? Да, человек не поехал, хотя имел право, но, по крайней мере, он получил какие-то деньги". Михаил Данилов: Мы видим, что все-таки у ряда санаториев есть возможность найти средства для размещения социального контингента, но, к сожалению, в общей массе этот объем не может обеспечить, видимо, всех желающих в этом объеме. Виталий Млечин: Тут нам зрители уже пишут: "Кемеровская область, ветеран труда, стою на очереди на путевку с марта 2012 года. Надежды нет". Ольга Арсланова: Вот еще: "Документы подал на санаторно-курортное лечение в ноябре 2015. В августе 2016 был в очереди на 9 851 место. В марте 2017 продвинулся вперед буквально на 2 000, то есть моя очередь подойдет лет через 8-9". И этот громкий случай в Курске, когда женщина-инвалид ждала своей очереди на санаторно-курортное лечение 11 лет. Видимо, все эти 11 лет терпения ей еще хватало, а когда оно закончилось, выяснилось, что, оказывается, ее вообще из этого списка убрали. По вашим наблюдениям, что происходит с этими списками, как они ведутся, все ли там прозрачно? Михаил Данилов: Все-таки мы больше занимаемся анализом состояния санаторно-курортной сферы, поэтому санатории… Ольга Арсланова: Наверняка вы знаете, кто туда приезжает. Михаил Данилов: Санаторий всегда готов подстроиться под своего клиента, независимо от того, по каким каналам приезжает к нам в санаторий отдыхающий или пациент, мы всегда готовы оказать соответствующий уровень услуг. Виталий Млечин: Нам позвонила Оксана из Ростова-на-Дону. Оксана, здравствуйте. Говорите, пожалуйста. - У меня ребенок диабетик, 10 лет на инвалидности, с 4 лет, и за эти 10 лет мы всего 2 раза были в санатории. Куда мы обращались за путевками, нам говорят, что бешеные очереди, пробиться невозможно. Сами понимаете. Ольга Арсланова: Оксана, расскажите, что это за санаторий, где вы отдыхали? Что это был за отдых? Виталий Млечин: И довольны ли вы остались этим отдыхом? - Это был санаторий "Виктория" и санаторий в Ессентуках. Ольга Арсланова: Вы остались довольны, Оксана? - Да. Виталий Млечин: То есть то, что должны были для вас там уже непосредственно сделать, для вас сделали, так? - Там – да. А на месте именно получить путевку очень тяжело. Ольга Арсланова: Спасибо. Кстати, по вашим наблюдениям, больше нареканий уже к качеству услуги, которая предоставляется, или к тому, что просто ее очень сложно получить? Михаил Данилов: Здесь абсолютно однозначный ответ. Я могу сказать, что из всего того набора, который должен получить человек в санатории, в России лучше всего сохранилось именно качество медицинской услуги в санаторно-курортной сфере. И тут можно сказать, что практически независимо от уровня на базовый уровень качества, на достаточный и качественный уровень медицинского обслуживания по санаторно-курортной путевке можно рассчитывать практически в любом санатории. Естественно, что он должен быть правильно выбран для лечения, и в этом порядке очень важна роль направляющего врача, той медицинской организации, которая отправляет в санаторий, потому что сейчас, наверное, одной из основных проблем при выборе санаторно-курортной организации, стал очень низкий уровень информированности о том, как правильно выбирать санаторий, куда ехать, и что можно там получить. Ольга Арсланова: Эта информированность плохая у самих людей, которые едут, или у чиновников, которые их определяют? Михаил Данилов: Я бы сказал, что очень в последнее время разорвались связи между направляющими медицинскими организациями и санаториями. Курортологию сейчас не преподают в медицинских вузах. Ольга Арсланова: В случае с ребенком педиатр, и в случае со взрослыми терапевт направляет, который наблюдает? Или профильный врач? Потому что профильный врач вроде бы должен знать, что положено при том или ином заболевании. Михаил Данилов: Направляет обычно либо участковый терапевт, либо педиатр, либо профильный врач. Как правило, определяется круг санаториев, или выбор делается из того круга, который предложен, потому что распределение путевок идет на основе тендеров, и санатории, как правило, по социальным путевкам, у них очень часто идет распределение по двум направлениям: то есть это либо пребывание внутри региона, либо уже четко, как сейчас обратившаяся слушательница нам подсказала – это по поводу сахарного диабета, действительно, Ессентуки являются приоритетной зоной выбора именно для пациентов с сахарным диабетом, как детей, так и взрослых. Виталий Млечин: Нам позвонил Алексей из Краснодарского края. Алексей, здравствуйте. - Здравствуйте. Я льготник, мне трудно достать путевку. Мне 63 года. Я в прошлом году за свой счет ездил в Горячий Ключ в хороший санаторий – "Предгорье Кавказа". Хорошее обслуживание. Но шведский стол в санатории я брал на 15 дней – это где-то 42 тыс. руб. Из них только 10 тыс. идет на лечение. Через три дня меняют постель. Шикарно. Но зачем в санатории, когда я приезжаю лечиться, так часто менять постель? И зачем шведский стол, когда диетическое питание? Много денег уходит не на лечение. Ольга Арсланова: То есть слишком шикарно, но не там, где нужно, получается. - Слишком шикарно. Приезжают послеоперационники, льготники, им раньше 21 день давали, теперь дают путевку на 18 дней. Виталий Млечин: А то лечение, которое вам было нужно, вы в санатории получили? - Да, все это я получил, но говорю, что мало выделяют денег на лечение. Зачем в санатории шведский стол при диетическом питании? Люди не знают меры. Лучше больше выделить денег на лечение. Виталий Млечин: Спасибо большое, что позвонили нам. Ольга Арсланова: Еще несколько реплик от наших зрителей. Ожидаемая из Краснодарского края: "В России самое главное – дожить до своего очереди в санаторий. К самим санаториям при этом претензий нет". "Езжу с профзаболеваниями в "Вятские Увалы". Не знаю, что это за место. Знаете, да? Михаил Данилов: Да, весьма известное. Ольга Арсланова: "Без проблем. Очень довольна. Вологодская область". "Могу ли я отдохнуть за свой счет, но получить хотя бы частичную компенсацию за путевку, и что для этого нужно?" – спрашивает Ирина, диабетик с 20-летним стажем или города Новосибирска? Действительно, так иногда люди готовы и сами поучаствовать финансово. Михаил Данилов: Насколько мне известно, в очень редких случаях такая схема практикуется, имеется в виду совмещенного платежа. Но я бы хотел как раз обратить внимание на этот очень неслучайный звонок, который показывает, насколько наш слушатель говорит о том примере отношения, когда санаторий еще даже может не совсем знать то, с кем он работает, и какие потребности испытывает тот, кто к нему едет. Потому что оценивать шведский стол с точки зрения его дороговизны не совсем правильно, потому что до определенного объема загрузки это не создает переплату, а наоборот, создает свободу. Более того, если санаторий правильно организует работу, то и со шведским столом при работе – а это тоже обязательно соблюдается – диетического персонала в зале столовой можно настроить правильный выбор меню. То есть мы видели примеры, когда санатории работают с шведским столом даже на сложных программах, касающихся коррекции веса, эндокринологии и так далее. И совершенно нормально справляются. Поэтому наиболее существенной проблемой является очень большая разнородность сейчас объектов отрасли. И пока мы видим, что есть очень разорванная связь между теми, кто бы хотел поехать в санаторий, теми, кто должен понимать, зачем он туда едет, и какие цели при этом, и взглядом на это самих санаториев, и отражением времен этом рынке. Ольга Арсланова: В тендерах, которые вы упомянули, выигрывают по принципу цены? Михаил Данилов: Конечно. Ольга Арсланова: Понятно. Виталий Млечин: Екатерина из Омска. Екатерина, здравствуйте. Ольга Арсланова: Здравствуйте. - Здравствуйте. У меня очень хорошие новости насчет санаториев. Мы живем в Омской области. Я не буду называть район. У меня ребенок инвалид по зрению уже много лет, и мы ездим каждый год отдыхать, и это делаем с удовольствием. Мы были везде: и в Крыму, и в Москве, и у нас в омских санаториях. Виталий Млечин: Екатерина, вы это делаете за свой счет или льготно? - Нет, ни в коем случае, это Фонд социального страхования выделяет деньги. Нам еще и на выбор предлагают у нас здесь в Омской области путевки. Как мне удобно, так я и езжу. Каждый год, и все это замечательно. У нас все прекрасно с этим, нет никаких проблем. Виталий Млечин: Вам очень повезло, нам остается только порадоваться за вас. Ольга Арсланова: Спасибо. Но есть еще несколько сообщений зрителей, которые довольны. Марий Эл: "Санаторно-курортное лечение на хорошем уровне, очередь соблюдается. С уважением", – пишет наш зритель. "Муж четыре раза был в санатории "Апи Спа" в Перми. Лечат пчелоужалением". Слушайте, даже такое бывает? Михаил Данилов: В санаториях очень хорошо применяют методики рефлексотерапии и апитерапии. Ольга Арсланова: Да, серьезно. За это еще государственные деньги платят. Но есть и жалобы. Рязанская область: "Каждый год надо брать медицинскую справку в поликлинике, предоставлять сейчас в Соцстрах, раньше в Соцзащите. Очередь 4 000 с хвостиком". Бывает по-разному. Виталий Млечин: Наши корреспонденты провели опрос в нескольких российских городах, спрашивали у людей на улицах: "Пользовались ли вы путевками в санаторий?". Давайте посмотрим. (ОПРОС.) Ольга Арсланова: Прокомментируйте как-то. Михаил Данилов: На самом деле, очень полярная здесь прозвучала реакция. Действительно, именно этот срез реакции обычно мы и видим. То есть мы видим, что услугами санатория многие готовы пользоваться, в том числе уже готовы их приобретать за собственный счет. То есть есть довольно-таки много тех, кто понимают ценность санаторно-курортного лечения именно как полноценной качественной профилактики. Но средний клиент современного санатория – это возраст 45+, причем чаще всего сильно плюс. В связи с этим очень часто санатории, особенно российские, не ставят нормальный качественный досуг, о чем здесь и было сказано. Действительно, существенной проблемой пока для многих российских здравниц является низкий уровень сервиса, как обслуживание, содержание номерного фонда и так далее. При всем притом, что эффективность самого санаторно-курортного лечения, как здесь отметили многие, для них достаточная и полноценная. Виталий Млечин: Очень много вопросов по поводу компенсации. Например, из Новосибирска: "Могу ли отдохнуть за свой счет, но получить хотя бы частичную компенсацию?" Ольга Арсланова: Это вопросы, наверное, в фонд, да? Михаил Данилов: Естественно. Есть строгое законодательство, которое регулирует круг тех, кто может рассчитывать на льготную помощь, он довольно-таки большой. И уже вопросы о частичной компенсации могут решаться только на региональном уровне. Но, насколько я знаю, эту схему мало кто применяет. Ольга Арсланова: Спрашивают: "Не порекомендуете ли вы санатории для астматиков? Какие и где, и есть ли они вообще в нашей стране?" Михаил Данилов: Если говорить в общем, то по астме и по вообще заболеваниям легких наиболее важным фактором при выборе является климат. Вопреки распространенным заблуждениям о том, что обязательно нужно ехать к морю, при астме это совершенно неправильное чаще всего решение, за тем исключением, когда этот климат смешанный, то есть в Крыму или в районе Тамани, то есть это Анапа, Витязево, возникают уже условия, когда влияние степного климата помогает. Соответственно, это регионы с наиболее сухим климатом нужно смотреть. И еще, поскольку для астмы очень часто имеет роль аллергия, то здесь можно использовать эффект сезонности. Например, если сейчас у нас начнется цветение первоцветов, которые вызывают обычно обострение, то, сместившись в южные регионы, можно этот период с пользой для себя провести, получить качественное санаторно-курортное лечение, и, соответственно, получить эффект. Виталий Млечин: Давайте напомним нашим зрителям, а то не многие пенсионеры даже знают о том, что имеют право на получение бесплатной путевки на санаторно-курортное лечение. Смотрите, воспользоваться им можно раз в год, не чаще. При этом государство должно оплачивать пенсионеру не только лечение в самом санатории, но и все расходы на дорогу туда и обратно. И сейчас мы вам расскажем, какие документы нужно собрать для того, чтобы получить бесплатную путевку. Это паспорт, пенсионное свидетельство – это основной документ, который подтверждает право на льготу, – дальше трудовая книжка, полис обязательного медицинского страхования, и, самое главное, медицинское заключение врача о необходимости санаторно-курортного лечения. Эта справка действительна 6 месяцев, поэтому если мест в нужном санатории в это время не будет, то ее придется получать заново. И почти те же самые документы нужны людям с ограниченными возможностями, только здесь еще необходима справка об инвалидности, и не требуется трудовая книжка, как, естественно, и пенсионное свидетельство, если человек не достиг пенсионного возраста. Кстати, если речь идет об инвалиде 1-й группы, который не может передвигаться самостоятельно, то путевка и дорога оплачиваются и его сопровождающему. Так что имейте в виду: если вы имеете право, то попробуйте все-таки воспользоваться им. Ольга Арсланова: Попробуйте его как-то отстоять. А в санаториях и в фонде приветствуется какая-то обратная связь с теми, кому эта услуга предоставляется? То есть могут люди оставить какие-то официальные отзывы, что-то порекомендовать, где-то пожаловаться? Как сами люди могут реализовать свое право на эту услугу? Михаил Данилов: Мне кажется, для этого есть масса возможностей, на самом деле. Естественно, что санаторий принимает претензии и в момент пребывания, и после этого. Ольга Арсланова: Они учитываются? Михаил Данилов: Конечно. Но я еще раз подчеркиваю, что российские санатории развиваются, и элемент работы с нашими постоянно приезжающими гостями в виде работы с жалобами – это обязательно. Но кроме этого есть масса законных инструментов для того, чтобы оспаривать решения, требовать соблюдения собственных прав. Поэтому об этом никогда не нужно забывать. Ольга Арсланова: Спасибо. Виталий Млечин: Спасибо большое. Наше время, к сожалению, вышло. Михаил Данилов, медицинский директор Ассоциации оздоровительного туризма был у нас в гостях. Говорили про санаторно-курортное лечение. Спасибо большое. Ольга Арсланова: Спасибо. Михаил Данилов: Спасибо.