«Сбер» записал голоса мошенников

Гости
Роман Ромачёв
генеральный директор агентства «Р-Техно»

Тамара Шорникова: Свыше 3 миллиардов за 3 месяца – столько украли мошенники у клиентов российских банков. Это, кстати, в 1,5 раза больше, чем во II квартале 2020 года. Растут аппетиты у преступников.

Иван Князев: Но и возможности все еще не ограничены – пока. Сбербанк создал библиотеку голосов телефонных мошенников. Робот сможет определить: звонит преступник. Операцию, перевод со счета на счет автоматически остановят или заблокируют.

Тамара Шорникова: И сегодня же замминистра финансов Алексей Моисеев рассказал: в ведомстве хотят упростить взаимодействие между кредитными организациями, Центробанком и МВД, чтобы быстро реагировать на обращения от жертв мошенников и «тормозить деньги, пока они далеко не ушли». Помогут ли эти меры? Будем разбираться. Конечно же, ждем ваших звонков. Если вас пытались обмануть или, к сожалению, это получилось, позвоните, расскажите…

Иван Князев: …сколько денег потеряли.

Тамара Шорникова: Да, сколько денег потеряли, какую легенду придумали мошенники, как вы действовали в процессе звонка и после.

Иван Князев: Ждем ваших историй.

Представляем нашего эксперта – Роман Ромачев, генеральный директор агентства «Р-Техно». Роман Владимирович, здравствуйте.

Роман Ромачев: Да, добрый вечер.

Иван Князев: 3 миллиарда всего лишь за 3 месяца – ну это вообще уже, мне кажется, какая-то умопомрачительная сумма. Это вот все то, когда звонят: «Извините, с вашего счета пытаются что-то сделать, скиньте свой код», – и так далее?

Роман Ромачев: Да, это все та же технология. Единственное, что меняется немножко легенда, то есть тебе звонили до этого из банка, а теперь нам звонят из полиции, из прокуратуры, из Центробанка и пытаются под этой легендой вытащить наши деньги.

Тамара Шорникова: Знаете, на что обратила внимание? На тенденции противоположные. С одной стороны, в 1,5 раза больше украли за короткий период мошенники; с другой стороны, гораздо меньше банки вернули из этих украденных средств. Почему так происходит?

Роман Ромачев: Ну, это проблема наших российских банков. То есть если за рубежом существует понятие страхования рисков мошенничества, то у нас такое понятие существует, есть такая услуга, но банки возлагают страхование подобных рисков на плечи потребителей, то есть это отдельная услуга, которую потребитель должен оплатить. К сожалению, сам банк зачастую не страхует подобного рода риски, поэтому не всегда возвращает эти деньги. Это достаточно серьезная проблема. Если банк недолжным образом подходит к сохранности наших денежных средств, то, соответственно, стоит подумать, стоит ли вообще с этим банком сотрудничать. Если банковская конкуренция будет достаточно жесткая и банки будут бороться за потребителей, то подобного рода услуги будут включать уже как оплаченные за свой счет. Поэтому, я думаю, рано или поздно банки к этому придут сами.

Иван Князев: Но страховые деньги – это ведь совершенно другие деньги. Те, которые вот ваши, вы перевели неизвестно кому, они все, безвозвратны?

Роман Ромачев: Не совсем так. Если совершается преступление, банк… Мы же когда идем подписывать договор с банком, банк обязуется сохранять наши денежные средства и передавать их нам либо путем снятия с банкомата, либо путем перевода передавать их нам по мере необходимости, либо нам, либо нашим представителям. Если банк передал денежные средства без нашего ведома какому-то третьему лицу, соответственно, банк плохо себя обезопасил, он плохо уделил внимание идентификации клиента, он его не идентифицировал, а передал деньги куда не надо. Поэтому вот в данном случае виноват в том числе и банк и несет ответственность в первую очередь банк, потому что он не уделил должное внимание проверке, идентификации клиента.

Тамара Шорникова: Давайте послушаем вместе телефонный звонок. Марк из Москвы, здравствуйте.

Иван Князев: Слушаем вас.

Тамара Шорникова: Марк, слушаем вас.

Зритель: Да, добрый вечер, алло?

Иван Князев: Говорите.

Тамара Шорникова: Да, говорите, вы в эфире.

Зритель: Да, здравствуйте.

Смотрите, была ситуация следующая. Моей маме позвонили сотрудники службы безопасности Сбербанка России, ну она мне это рассказывала. Соответственно, обращались в полицию после этого, и с карты похитили 200 тысяч рублей… Алло?

Тамара Шорникова: Да, продолжайте. Похитили, сами незаконно сняли?

Иван Князев: По какой схеме?

Тамара Шорникова: Или мама перевела? Как это работало?

Зритель: Схема работала следующим образом. Ей позвонили со службы безопасности Сбербанка России, сказали то, что по ее карте ведутся мошеннические действия, и попросили перевести деньги на какой-то другой счет.

Тамара Шорникова: Ага.

Зритель: Соответственно, что они сделали? Они запросили номер карты, она им назвала, и через QIWI Кошелек, там было у нее более пяти платежей по 20, по 50 тысяч. Ну, в итоге она эти деньги перевела, потому что они у нее запрашивали код, пароль. В итоге она эти деньги перевела. Мы обратились в полицию, и никто нам ничего не вернул. Ну как бы люди чтобы об этом знали…

Иван Князев: Вот об этом моменте можно чуть-чуть подробнее? Написали заявление, возбудили дело, прекратили дело – чем все закончилось?

Зритель: Да, смотрите, заявление было написано, но никто не разбирался ни с чем, вот. Ну…

Иван Князев: Ну понятно, дело так и осталось в подвешенном состоянии.

Зритель: И даже в банке сказали то, что нужно было нам оформить страховку на случай будущих таких мошенников.

Тамара Шорникова: Ага. Марк, спасибо, что рассказали о своем случае.

Иван Князев: Спасибо.

Тамара Шорникова: Ну, наверное, вот такие истории, когда клиент сам переводит, они, в общем-то, абсолютно такие…

Роман Ромачев: …классические.

Тамара Шорникова: …классические, да, и без возможности как-то отыграть назад. Я правильно понимаю?

Роман Ромачев: К сожалению, да. Да, вот это здесь проблема, она пока не решаема. То есть если бы был какой-то буфер и деньги зависали хотя бы на полчаса, пока отправитель мог бы подтвердить либо опровергнуть платеж… Но, к сожалению, из-за этого сейчас откатить трансакцию назад нельзя.

Тамара Шорникова: Вот смотрите, Роман Владимирович, возможно, как раз та новость, которой сегодня поделился Сбербанк, как-то сможет изменить эту ситуацию. Еще раз: Сбербанк создал библиотеку голосов телефонных мошенников. Как это пока описывается, эта схема? Соответственно, роботизированная система сможет определять, что звонит мошенник, там как-то перезванивать из кол-центра, и, в общем-то, если понимает, что это действительно был разговор с мошенником, останавливать или блокировать операцию по переводу со счета на счет. Естественно, видимо, по обращению жертвы мошенников, которая как-то впоследствии поняла, что не с теми разговаривала, наверное так. Как это может работать? И вот как раз для таких операций, которые вроде как прошли, – их можно будет все-таки откатить, вернуть деньги или нет? О чем речь идет?

Роман Ромачев: Ну, вы знаете, мне сложно комментировать технологию Сбербанка. То есть они тратят огромные-огромные деньги на внедрение всевозможных технологий, но схема мошенничества не подразумевает общения клиента с банком. То есть когда преступник похищает денежные средства, он просто-напросто либо заходит в ваш банк-клиент и вы диктуете ему свои SMS-коды для трансакций, либо он путем перевода подтверждает трансакции с помощью вашего SMS-кода. То есть он никуда не звонит, поэтому данные голосовые коллекции, я бы так их назвал, их совершенно ни к чему нельзя прикрутить, то есть они в процессе мошенничества нигде не применяются. Поэтому Сбербанк создал, ну молодцы, создали, потратили деньги, то есть как это поможет… Я не уверен, что вообще поможет.

Тамара Шорникова: А вот у меня фантазия дальше пошла: а если такие библиотеки голосов мошенников будут, например, условно у операторов сотовой связи? Они уже будут блокировать сам звонок, отключать его, когда система будет считывать, что звонит мошенник, – такое возможно?

Роман Ромачев: Тогда мы вторгаемся в контроль переговоров между двумя гражданами, здесь уже мы нарушаем тайну переписки, тайну общения, тайну телефонной, телеграфной связи. Поэтому здесь такого рода участие оператора пока законом не предусмотрено. То есть если законодатели примут определенные законы и такие технологии внедрятся, то тогда да, возможно, это будет как-то помогать в пресечении преступлений. Но я склоняюсь к тому, что это в большей степени может навредить, поскольку голос все-таки не такой индивидуальный, носит не такой индивидуальный характер, как, скажем, отпечатки пальцев, поэтому я не уверен, что это будет достаточно эффективной мерой.

Иван Князев: Ну, об этом уже пишут нам наши телезрители. Вот из Московской области: «Ну а что стоит мошенникам изменить голоса?» Из Карелии: «Создается мнение, что вообще банки воруют, то есть их работники». Из Саратовской области тоже мнение, что «все эти аферы происходят с участием банков».

Давайте послушаем еще одну историю. У нас сейчас Самара на связи, Виталий дозвонился. Здравствуйте.

Зритель: Добрый день.

Тамара Шорникова: Да, слушаем.

Зритель: Здравствуйте.

Вот меня заинтересовала реплика ведущей. Она заострила внимание на то, что действительно в последнее время возвраты не равняются денежным средствам, украденным мошенниками…

Тамара Шорникова: Мягко говоря.

Иван Князев: 7% только украденных средств вернули, если точным быть, из этих 3 миллиардов.

Зритель: У меня вопрос – а не заинтересованы ли сейчас банки, ну по крайней мере пусть некрупные, но мелкие банки, заинтересовать людей в страховании, то есть еще раз из нас вытянуть деньги, но при этом уменьшить риски, якобы уменьшить риски вот этих вот мошеннических действий?

Иван Князев: Да, серьезное замечание, интересная мысль, Виталий. Мне кажется, какая-то сложная схема у нас получается уж.

Роман Ромачев: На самом деле ничего сложного. То есть проблема в том, что у нас слабая банковская конкуренция и банки не так борются за клиентов, как на Западе. То есть на Западе, повторюсь, это все включено в расходы банков, то есть клиент не платит ни за что, банк сам страхует.

Иван Князев: Нет, ну здесь получается сговор со страховыми компаниями… Как-то все это сложновато, мне кажется.

Хорошо, такой вопрос. Роман Владимирович, то, что Минфин сейчас придумал какой-то механизм, который будет способствовать возврату средств, – как он будет выглядеть (если вы сможете прокомментировать, что они там придумали), либо как это должно быть, как это может быть точнее?

Роман Ромачев: Мне пока сложно комментировать, что они там придумали, поскольку, как они придумают, они, наверное, сразу опубликуют и предадут огласке всю технологию. С другой стороны, как технологию они опубликуют, тут же мошенники перестроят свои…

Иван Князев: Ну, там в двух словах Банк России с МВД более тесное сотрудничество наладят, более оперативно они будут реагировать. Может быть, там сразу же предпринимать какие-то действия до того, как ты напишешь заявление, его примут и так далее, и тому подобное.

Роман Ромачев: Вот смотрите, нам позвонил слушатель, он сказал, что украли деньги, подали заявление, но МВД ничего не предприняло…

Иван Князев: Ну просто, если бы они обратились сразу, могли бы там быстренько органы, оперативники включиться.

Роман Ромачев: Вот смотрите, полиция работает по прецеденту: есть состав преступления – они возбуждают уголовное дело. Если состава преступления нет, есть попытка мошенничества, тем более какой-то звонок, какой-то разговор, это они просто-напросто отметут. Я больше чем уверен, они даже не примут заявление. То есть они должны реагировать на эти факты, и для того, чтобы ваши заявления не отметали, я рекомендую всем обращаться через Госуслуги, через Госуслуги писать заявление, тогда ваше заявление 100% примут. Но скорость обработки этого заявления вас огорчит, на это уйдут месяцы.

Иван Князев: Понятно…

Тамара Шорникова: Еще один телефонный звонок, уже из Ростовской области. Игорь, здравствуйте.

Зритель: Добрый вечер.

Иван Князев: Слушаем вас, рассказывайте.

Зритель: В 2016 году работал на Камчатке. Заработки там были приличные, и на карте накопилось в районе 500 тысяч.

Иван Князев: Так.

Зритель: И тут поступает звонок якобы из банка, из службы безопасности, что был несанкционированный взлом карты, нужно срочно бежать к любому, к первому попавшему банкомату, набрать этот телефон, с которого звонят, и они скажут, какой порядок действий я должен буду произвести. Ну, я в шоке, за всю жизнь такие деньги никогда не зарабатывал, а тут бац! – и сразу хотят украсть.

Иван Князев: И вы на это купились?

Зритель: Ну, хорошо попался мне Сбербанк по пути. Я забежал, в зале есть девочки, которые помогают ну таким, недалеким людям. Они мне объяснили, что это мошенники, взяли, вставили карту, и там карта выдала, значит, чек, что карта не заблокирована, все нормально.

Но я по этому поводу что хочу сказать? После того как я пошел на пенсию, пенсия у меня стала 10 тысяч, а на карте не стало средств, то звонки почему-то не поступают, а поступают тем людям, у кого есть средства.

Иван Князев: Ха-ха, проблема исчезла сама собой.

Тамара Шорникова: Игорь, я правильно понимаю, что вы те деньги сохранили, да?

Иван Князев: Все закончилось хорошо же тогда?

Зритель: Ну, деньги я сохранил, деньги сохранил. И как бы я думаю, что, когда есть деньги на счете, тем людям поступают звонки, а у кого нет денег на счете, тому они не поступают.

Иван Князев: Понятно.

Зритель: Это связано, наверное, скорее всего…

Иван Князев: Спасибо, спасибо вам за ваш звонок.

Тамара Шорникова: Игорь, с одной стороны так, а с другой стороны, во всех рейтингах регулярно пенсионеры одна из категорий, которая чаще всего…

Иван Князев: Уязвимых.

Тамара Шорникова: …попадается в руки мошенников, на которых нагреваются, потому что доверчивые очень, как правило.

Роман Ромачев: Это неудивительно, потому что у мошенников работает разведка и зачастую есть свой инсайдер в банке, который имеет доступ к остаткам. Он может проинформировать, что у того или иного пенсионера есть достаточно интересная сумма денег.

Иван Князев: Накопления.

Роман Владимирович, как это все остановить? Если можно, вкратце. 3 миллиарда за 3 месяца!

Роман Ромачев: Значит, кроме нас с вами, никто это не остановит. Если мы с вами будем бдительны, тогда только мы сможем остановить. Если вам звонит человек, создает вам проблему и тут же пытается ее решить, предлагая способ, – будьте уверены, что это мошенник, сразу кладите трубку.

Иван Князев: Ну а системно неужели, ну со стороны банков, правоохранительных органов, нет никаких рычагов?

Роман Ромачев: Значит, эта проблема существует уже как минимум 10 лет. На данный момент времени ничто не сделано, ничего не решено и, как вы сами сказали, возврат 7%, а расследований, я думаю, еще меньше.

Иван Князев: Но этого же нет за рубежом…

Тамара Шорникова: Это только у нас так, или это какая-то международная проблема, вот прямо ни в одной точке мира нет решения?

Роман Ромачев: Да нет, вы знаете, как бы… Вот я часто повторяю, что за нами очень любят идти страны Африки, то есть мы создали МММ, и там же в Африке тоже они повторили МММ, там это работает. Значит, чем менее образованы люди…

Иван Князев: Слабое утешение, конечно.

Роман Ромачев: Да, в плане информационной безопасности и доверчивы люди, тем они чаще подвергаются мошенничеству, поэтому будьте бдительны.

Иван Князев: Ну что ж, будем тогда чаще напоминать нашим телезрителям, как это происходит, что нужно в таких случаях делать.

Роман Ромачев: …информирование поможет.

Тамара Шорникова: Спасибо.

Иван Князев: Спасибо. Роман Ромачев, генеральный директор агентства «Р-Техно», был с нами на связи.

Буквально через несколько мгновений о Венецианском кинофестивале.

Тамара Шорникова: Да, поговорим уже о не менее закрученных сюжетах, но уже кинематографических.