Виталий Млечин: «Ниши в бизнесе, которые освобождаются из-за ухода западных компаний с российского рынка, могут занять молодые предприниматели». Так считает глава Росмолодежи Ксения Разуваева. Но есть несколько проблем, которые надо решить для ускорения этого процесса. Марианна Ожерельева: Например, это облегчение доступа к упрощенному налогообложению и увеличение размера грантов для молодых бизнесменов. Виталий Млечин: Ну, это только несколько примеров, действительно. А готова ли молодежь сейчас начинать свое дело и в каких сферах? Давайте разбираться, в ближайший час будем об этом говорить. 5445 – короткий номер для ваших SMS-сообщений. 8-800-222-00-14 – бесплатный телефон прямого эфира. Если вы занимаетесь бизнесом или хотели бы заняться бизнесом – пожалуйста, позвоните, напишите, расскажите, насколько это сложно, с какими проблемами вы сталкиваетесь и какой помощи хотели бы от государства. А с нами на прямой связи профессор бизнес-школы МИСиС Владимир Морыженков. Владимир Алексеевич, здравствуйте. Владимир Морыженков: Здравствуйте. Марианна Ожерельева: Здравствуйте. Виталий Млечин: Владимир Алексеевич, скажите, пожалуйста, молодежи вообще сейчас в России трудно начинать свой бизнес? Потому что молодежь – это же обычно люди без опыта, которые только закончили высшее учебное заведение. Соответственно, нет умения, нет навыков, чтобы вести свое дело. Да и накоплений, в общем, особых нет, чтобы свой бизнес начать. Вот насколько это проблемно? Владимир Морыженков: Ну, моя точка зрения такая: молодежь сегодняшнего дня радикально отличается от молодежи 90-х годов одним важным и мощным оружием – они хорошо владеют сегодня гаджетами, цифровым подходом к достижению своих целей амбициозных. И это мощное преимущество, несмотря на то что у нас есть проблемы с сетями, с Instagram и со всем другим позиционированием. Сегодня есть мощные каналы, проводящие системы, OZON, другие системы, их довольно много, продающие сайты, на платформах «Сбера» ты можешь размещать свои товары. Теперь основная задача – это природная оборотистость молодых людей, которых природа держит не так много. И в этом отношении между 90-ми и сегодняшним днем нет ни малейшей разницы. Это примерно 4–5% людей из любой возрастной группы, независимо от того, молодой он или взрослый. Главное – не перегоревший и остро нуждающийся в деньгах. Ты можешь почувствовать в себе силы подняться, даже в этих довольно сложных условиях. И свой шанс надо обязательно использовать. Так природа устроена. Я могу подсказать, как это сделать. Марианна Ожерельева: Подскажите. Вы сказали про молодежь 90-х. Все-таки там был определенный образ. И есть фильмы, которые сейчас, кстати, повторяют в российских кинотеатрах. Владимир Морыженков: Я не о «Бумере». Это другой образ. Марианна Ожерельева: Сейчас о какой? Владимир Морыженков: Хочу сказать, что и в этом ключе 90-е годы дадут о себе знать и в сегодняшние дни. Просто одни – в одном срезе, не оборотистые, а вороватые бандиты. А другие – я сейчас говорю о настоящем предпринимательстве. И многие люди, торгуя на рынках, занимаясь привозом из Турции или из Китая различных вещиц, на сегодняшний день стали очень богатыми людьми. Но нужно взять определенные правила. В любом случае, о чем бы мы ни говорили, сейчас, при отсутствии доступа к капиталу, самое главное – это оборот денежных средств. Сегодня получил товар – завтра его сумел продать. Вот это понятие «получил товар» не такое простое, как в 90-х годах, когда весь мир готов был тебя через границу насыщать всячески. Сегодня множество различных этических проблем, бойкотов и санкций не дают возможности широкие для входа товара, чтобы его легко можно было получить. Тем не менее, товар сочится, и нужно быть оборотистым человеком, успевать находить его. Виталий Млечин: Владимир Алексеевич, я прошу прощения. Вот как раз о социальных сетях, о продвижении, о нахождении товара. Единственное, мы должны оговориться все-таки, что компания Meta, которой принадлежат Facebook и Instagram, признана в России экстремистской организацией. Соответственно, Facebook и Instagram сейчас заблокированы Роскомнадзором. Тем не менее, есть же и другие средства продвижения именно себя. Владимир Морыженков: Не только продвижение. Самое важное сегодня этот товар… Сегодня у нас даже не вопрос продвижения, а вопрос в логистической цепочке получения сегодня этого товара. Люди уже остро нуждаются во множестве различных мелких вещей, мелких, крупных, любых. И для этого платформа Wildberries, платформа OZON или построение своих взаимоотношений с потенциальными клиентами в сети «ВКонтакте». Пожалуйста, используйте все легальные возможности, которые покажут твое позиционирование. Вопрос в том, откуда ты возьмешь то, что ты можешь продать. Марианна Ожерельева: Владимир, вот! Давайте про то, что продать. Все-таки несколько же ниш. Смотрите. Вы говорите, когда мы с вами торгуем, то есть купил где-то яблоки, продаешь их в другом месте. Это одна история. А вот когда ты эти яблоки вырастил… Вот как стать предпринимателем? Как должны быть условия внутри Российской Федерации, чтобы что-то сделать своими руками, чтобы потом, через какое-то количество времени, мы опять не сказали: «Ага, двигатели американские, это американское, это европейское, немецкое»? Про «создать» давайте больше. Перепродать – наверное, справимся еще как-то. А вот свое? Владимир Морыженков: Марианна, вы все правильно говорите. И я не о перепродаже всего иностранного. Когда вы едете по дороге сегодня и видите все иностранное на колесах, то вы понимаете, что скоро это все придет в негодность. Если внимательно посмотреть, из чего состоит автомобиль, то… и не только автомобиль, а вообще все, произведенное человечеством, и все, что есть на территории России, не российского производства, вы увидите, что очень много вещей обладают определенной патентной защищенностью, но тем не менее довольно легко могут быть изготовлены. И на это в ближайшее время появится спрос. Я хочу обратить внимание, что довольно много оборудования было завезено в Россию для производства различных товаров. Они могут быть двойного назначения, еще какого-то. Но, используя это же оборудование, можно все эти вещи, касающиеся запасных частей и других… То есть вам нужно искать вокруг себя талантливых инженеров, умных людей, сейчас вопрос не только в IT, умных агрономов, любых людей, которые могут не являться предпринимателями… Марианна Ожерельева: Владимир? Виталий Млечин: Со связью что-то. Марианна Ожерельева: Владимир? Виталий Млечин: Сейчас восстановим связь обязательно. Марианна Ожерельева: Да. Смотрите, как раз хотела об этом спросить. Из Ленинградской области пишут: «Мы были молодыми бизнесменами, но нам чиновники не дали жизни». Или из Тверской области: «Молодым сегодня необходим наставник. Сейчас крупные предприниматели в основном потомственные». Это же очень интересная точка зрения. Виталий Млечин: Кстати, да. Марианна Ожерельева: Все-таки передается. Виталий Млечин: И не только в нашей стране, а во многих странах. Марианна Ожерельева: Конечно, да. Производитель чего-то – это какая-то династия. Виталий Млечин: Ну, вообще это удобно. То есть если твои родители могут поделиться с тобой какими-то знаниями и дать какой-то старт, то почему бы этого, собственно говоря, не сделать? Марианна Ожерельева: И финансовый капитал, например. Виталий Млечин: И это работает не только в сфере предпринимательства, но и в принципе, в любой другой. Есть же тоже целые династии в нашей стране, не предпринимателей, а, скажем, врачей или актеров. Марианна Ожерельева: Учителей. Виталий Млечин: Конечно. Марианна Ожерельева: Из Пермского края нам пишут: «Бизнесу помогать не надо, на то он и бизнес. Помогать надо людям». Опять про то, что зарплаты высокие нужны. Это, безусловно, тоже очень важная составляющая. И вот еще: «Создать и просто продать что-то». То, о чем мы начали говорить с нашим экспертом. Все-таки важно не только сейчас, а вообще… Интересно спросить у самого предпринимателя молодого, как эта идея в его голове, вот что-то сделать, для чего? Зачастую бывает, что человеку, например, приходит идея, потому что он этим хотел бы пользоваться, да? Вот что-то ему понадобилось – и он это придумал, например. Виталий Млечин: Ну давайте теперь примеры из жизни. В России молодые предприниматели получают поддержку от государства. И вот пример из Ульяновска. Две сестры шьют вещи из шелка, планируют свой бизнес расширять уже сейчас. А началось все с одной резинки для волос. Вот Светлана решила сделать ее из шелка. Сестре идея понравилась. Потом купили метр ткани и стали шить для друзей и знакомых. Те, соответственно, стали писать отзывы в социальных сетях. И так появились заказы уже по всей стране. Одна из сестер, Алена, оформила самозанятость, ассортимент расширили. Теперь делают полотенца, постельное белье. А недавно получили от Правительства Ульяновской области 250 тысяч рублей на развитие бизнеса. Алена Гондылева, предприниматель: Мы благодаря этому на 170 тысяч рублей закупили натуральный шелк. Благодаря соцконтракту мы начали двигаться намного быстрее. Отшили больше, стали заказывать рекламу. Светлана Хабардова, жительница Ульяновска: Спрос родил наше дело. Мы очень его любим. Мы даже не знали, что мы так уже разовьемся. Для нас это большая часть душа туда вложена, мы все делаем с любовью. Мы разрабатывали с Аленой, так как сперва разрабатывали для себя, каждый шовчик! Марианна Ожерельева: Сейчас пошив сестры отдали на аутсорсинг, а сами занимаются организационными моментами. И планируют открыть даже ИП, чтобы арендовать склад и работать уже в своем пошивочном цеху. Виталий Млечин: Вот такой пример из жизни. А мы возвращаемся к беседе с Владимиром Морыженковым. Владимир Алексеевич? Марианна Ожерельева: Возвращаемся. Владимир… Владимир Морыженков: Отлично! Я готов. Марианна Ожерельева: Пока вы пропали, у нас тут как раз сообщения были. Просят: «Главное – не мешать». Другие говорят, наоборот: «Государство должно помогать». А третьи говорят: «Все-таки как-то надо и нашим, и вашим», – чтобы они и создавали именно что-то, и продавали или внутри страны, или на экспорт, но именно создавали, а не чтобы им это досталось по какой-то потомственной линии, а они потом этим бы распоряжались. Владимир Морыженков: Не взывайте, коллеги и уважаемые слушатели, к справедливости или к каким-то правилам. Пока будут устанавливаться правила, мы можем все тут умереть с голоду и со скуки. Самое важное – возьмите на себя ответственность, что вы можете достать товар, например, сделав его, или организовать, чтобы это делали. Поэтому я и говорю: ищите вокруг себя талантливых людей, поддерживайте все разговоры, связанные с тем, как можно быстро вырастить урожай, как можно содействовать сельскому хозяйству, какие услуги можно оказать ремонтным системам. Чем быстрее и оборотистее вы сумеете оказывать эти услуги, тем скорее у вас начнет накапливаться оборотный капитал. Это самое важное. Сегодня, не имея капитала… Ведь государство не в состоянии всем помочь льготными кредитами. Нужно быть оборотистым человеком. Слово «оборот» – это прежде всего оборот денег. С чего вы начнете – совершенно все равно. Ну, главное – не начинайте с контрабанды, чтобы не сесть. Обязательно посмотрите на предприятия, которые есть у вас в городе, которые чем-то занимаются, что они производят, станочный парк на этих предприятиях. Подумайте, что можно сделать из запчастей. Я вас уверяю… Я только что столкнулся с проблемой со своим автомобилем и просто увидел, сколько стоит фильтр, масло, любая присадка, все. Это не только технологические секреты, но это и фактически возможность для множества русских умельцев все это приспособить, и это будет почти так же. Полно в России умных и талантливых кандидатов и докторов наук, которые еще не износили свои знания, и они не являются «бумажными» кандидатами, они являются вовлеченными и увлеченными знатоками. Марианна Ожерельева: А где их продукты? Владимир, где их продукты деятельности? Где какие-то предприятия, какие-то новые идеи? Где они? Владимир Морыженков: Я хочу вам сказать, что Россия – специфическая страна. Люди делают гениальные изобретения, и они либо уезжают или уедут отсюда, и история знает об этом. Мы сейчас говорим о предпринимателях. Я взываю не к тому, чтобы умные и талантливые люди реализовали себя на рынке. Я взываю к тому, что те, у кого есть предпринимательская жилка, взяли в оборот этих талантливых людей. Без них невозможно создать то, что вы хотите. Я в свое время, в 90-е годы, познакомился с женщиной, кандидатом наук, которая создавала рецепт клея. Она работала в крупном научно-исследовательском институте и получала какую-то зарплату. Ну, при перестройке это было нищенство. Но когда она сказала, что было бы у нее всего лишь 10 тысяч долларов – и она бы перевернула мир, я сказал: «Для меня это…» Ну, в тот период я был успешным бизнесменом. «Да пожалуйста!» И мы создали с ней фирму. У нее в конце года было 100 тысяч долларов, и она говорила: «Теперь следующий проект – на миллион». А сегодня это богатая женщина со своим рецептом клея. Из-за чего? Из-за того, что она научилась у таких людей, как я, оборотистости. И я с удовольствием продал ей долю в компании, понимая, что ее уже не остановить. Великое множество русских людей, которые знают, на чем можно заработать. Не в смысле предпринимательства, а могут придумать то, чего сейчас остро не будет хватать. Откройте любую содержательную часть. Сегодня всего не хватает тотально! И не нужно даже рекламировать. Вы только на OZON поставьте этот товар. Откуда его взять? На всех предприятиях… Вы можете организовать маленькое кооперативное движение по вторичному использованию станков и оборудования, которое может позволять разместить этот продукт. Марианна, вы так улыбаетесь, что… Не верите мне, что это возможно? Марианна Ожерельева: Честно? Да. Я вот сижу, слушаю вас и хочу сказать: ну, если бы так было, наверное, было бы что-то у нас иначе. Владимир Морыженков: Это возможно иначе при одном условии. Когда тотальная нехватка, в этот период перестает работать распределительная система, потому что ничего нет. И тогда это как новая экономическая политика: где хотите, там и берите. И вот этот звонок говорит: хотите выжить… Спасение недоедающего – дело рук самого недоедающего. Нужно срочно это делать. Марианна Ожерельева: Хорошо. Давай… Виталий Млечин: Да, у нас есть примеры из жизни, молодые предприниматели с нами на связи. Владимир Алексеевич, вы не отключайтесь, пожалуйста, сейчас вместе все побеседуем. Владимир Морыженков: Давайте. Виталий Млечин: С нами на связи Дарья Лебедева и Алексей Ергунов, основатели антикафе с экзотариумом «Жучки-паучки». Здравствуйте. Марианна Ожерельева: Какая прелесть! Здравствуйте! Алексей Ергунов: Здравствуйте. Дарья Лебедева: Здравствуйте. Марианна Ожерельева: А можно про идею? У вас вообще как такая идея появилась? Виталий Млечин: Да, очень интересно узнать. Марианна Ожерельева: Ой, какой хамелеончик у вас там, замечательный! Как все это родилось? Дарья Лебедева: Вы знаете, история на самом деле действительно такая, можно сказать, неожиданная. У нас летом на дачный участок к нам пришла черепаха. Это и было наше первое соприкосновение вообще с миром рептилий. И уже тогда стало понятно, что это все совершенно по-другому. Ну, мы сначала попытались найти хозяина, но потом поняли, что, видимо, это судьба. И вот Чапа – он сейчас, кстати, один из обитателей «Жучков-паучков» – остался с нами. Ну, с тех пор мы, в общем-то, стали увлекаться террариумистикой. Сейчас у нас много самых разных обитателей: и змеи, и ящерицы, и… Марианна Ожерельева: Подождите. Это же можно было для дома, для себя, друзьям дарить в качестве прекрасного подарка. А кафе-то откуда, идея? Вот почему? Была в кафе с котами, в антикафе, где кошечки. Ну, это еще как-то приемлемо для нашей страны. Но эти-то все откуда? Дарья Лебедева: Захотелось рассказать о том, что есть не только кошечки, которых мы все знаем, а еще есть и огромный-огромный мир рептилий, и их можно точно так же в качестве домашних животных содержать, и они удивительные. Марианна Ожерельева: К вам люди ходят, не боятся? Прямо приходят? Дарья Лебедева: Ну, по-разному. Кто-то ходит и боится. Кто-то ходит с огромным интересом. Ну, наши экскурсоводы для всех находят что показать и что рассказать. Собственно для этого мы и существуем. Виталий Млечин: Расскажите… Алексей Ергунов: Я хотел бы добавить, что наши животные, которые у нас обитают в нашем антикафе, на самом деле… Во-первых, антикафе – это просто формат. То есть люди, когда к нам приходят, оплата идет за время пребывания. А сейчас, на данный момент мы являемся зоопарком и лицензировались на зоопарк. И те животные, которые находятся в нашем антикафе, их нельзя встретить у нас в стране, то есть они не нашей флоры, фауны. В том числе у нас хищные растения представлены, они тоже не растут в нашей стране. Дарья Лебедева: Ну да, это все уникальное. Виталий Млечин: Может, оно и к лучшему, если они хищные? Дарья Лебедева: Нет, некоторые хищные растения есть и у нас тоже на просторах. Например, мухоловки нет, только в Америке. Ну и у нас. Алексей Ергунов: Поскольку эти все животные из бедных стран… Марианна Ожерельева: Слушай, у меня же ферма муравьиная появилась! А к вам можно с муравьиной фермой прийти? Мне тут подарили ферму муравьиную в качестве бизнес-идеи. Можно к вам принести? Алексей Ергунов: А у нас есть. Дарья Лебедева: Уже есть. К нам можно приходить с любыми вопросами, у нас ребята все расскажут. У нас обстановка такая дружелюбная. Виталий Млечин: Опоздала ты со своей бизнес-идеей. Марианна Ожерельева: Да. Дарья Лебедева: Мы готовы помогать, отвечать, рассказывать. Виталий Млечин: Слушайте, а расскажите вот еще что. Все-таки какие вы прошли этапы, когда создавали свой бизнес? Насколько это было сложно? Пользовались ли какой-то поддержкой от государства? Как это все работает? Алексей Ергунов: Ну, вы знаете, поскольку, в принципе, это для нас первый бизнес, все довольно сложно для нас было. То есть мы набивали шишки. То есть ввязались в драку, а потом разбирались, что происходит. Изначально, когда мы открывались, мы не знали, что животные, которые продаются на «Авито» или на каких-то площадках, они зачастую контрабандные. А если мы ведем бизнес официально, то нам нужно, чтобы наши животные были с документами. И эти животные из бедных стран, как я уже говорил, и зачастую они находятся на грани исчезновения. Это первая проблема, которая была, то есть: где взять животных, ввезенных официально, как это все правильно сделать? Марианна Ожерельева: А деньги-то где вы взяли? Подождите. Вот нам сказал Владимир, что важен капитал. Вы взяли у банка под какую-то низкую процентную ставку как молодые предприниматели? Алексей Ергунов: Деньги мы взяли из своего кармана. До этого занимались интернет-рекламой, то есть как фрилансеры. У нас накопилось определенное количество денег, которых хватило для открытия этого заведения. Марианна Ожерельева: А дальше? Взаимодействие с налоговой, всякие проверки – через это уже тоже прошли? Насколько сложно или просто молодому предпринимателю в России? Алексей Ергунов: Когда мы открывались, не было закона, под который можно было бы наше заведение отнести. И за время, что мы работаем, где-то три года, появился закон «Об ответственном обращении с животными». Соответственно, мы прошли этот путь лицензирования под зоопарк. Теперь у нас есть лицензия, мы работаем в правовом поле. А до этого было как-то непонятно, знаете, поэтому… То есть мы как бы и не зоопарк, мы и не кафе – непонятно, куда нас отнести. А всевозможные проверки, да, к нам приходили. Ну, мы их все успешно прошли, потому что мы стараемся… Знаете, я бы так сказал: наш формат – это такой этичный городской зоопарк. У нас не мучают животных. У нас проходят всевозможные мастер-классы, мы занимаемся с детишками. И это направление на самом деле очень глубокое и широкое, то есть можно его расширять. Вот у нас была идея перед тем моментом, как начался ковид, устроить такой мастер-класс, собрать детишек, чтобы детишки собрали инкубатор и прошли весь путь, так сказать, инженерный. Сначала его разработать, потом его собрать, потом все исследовать, а потом, когда получится продукт, уже проинкубировать и получить реальных питомцев. Марианна Ожерельева: Владимир, какие советы ребятам можете дать по этой идее? Может быть, что-то им пригодится. Владимир Морыженков: С моей точки зрения, нужно выделить наиболее яркие конкурентные преимущества. У вас, например, какой-то невероятный тарантул, которого еще в мире никто не видел. То есть найти и украсить определенных животных невероятными качествами и способами, чтобы весь мир желал посмотреть, хотя бы в телевидении или хотя бы как-то. И тогда у вас появится более расширенный интерес к вам. Вполне возможно, появятся и инвесторы, которые предложат размножать этих тарантулов или еще что-то. В шутку, конечно, говорю. Размножать бизнесы. Вот в Америке, которую нельзя рекламировать сегодня, есть множество предпринимателей, которые какие-то необычные музеи превращают в тиражирование, и в итоге это уже сетевое. Ну, все мечтают превратить в сетку. А отсюда и огромные доходы, и акционерные общества. Примерно так. Но самое важное – найдите уникальность: ни у кого этого нет, а у вас это есть. Марианна Ожерельева: А как бизнес-идея, она кажется вам масштабируемой в рамках России? То есть в других городах открывать или только в миллионниках? Владимир Морыженков: Тиражирование необычности, чтобы вы могли в других городах точно такую же необычность привнести. Этим занимается весь мир, ничего другого. В противном случае это не тиражирование, а семейный бизнес, от которого вы можете что-то получать, оно так и останется. Ну, можно более или менее хлебно прожить значительную часть жизни – что на сегодняшний день крайне важно. Марианна Ожерельева: Ну как вам, ребята, идеи и предложения? Алексей Ергунов: Спасибо. Дарья Лебедева: В общем-то, мы к этому и движемся. Да, спасибо. А уникального у нас много. Алексей Ергунов: Вы знаете, мы думали над франшизой, хотели еще открыть несколько заведений, чтобы протестировать окончательно эту бизнес-модель. Но начался ковид, и мы немножко все это отложили. Я надеюсь, что сейчас, после того как все-таки эта ковидная история подходит к концу, мы продолжим развиваться. Марианна Ожерельева: Дарья и Алексей, скажите… Тут две точки зрения. Нам государство должно помогать? Или как часто говорят предприниматели: «Лучше не мешайте. Не нужна ни помощь, ни вмешательство»? Вы как считаете? Как было бы вам удобнее в вашем бизнесе? Алексей Ергунов: Ну, во-первых, не мешать. Я согласен, конечно. Марианна Ожерельева: А не мешать в чем? Вот в чем не мешать? Алексей Ергунов: В чем не мешать? Не мешать… Ну, не придумывать какие-то, я не знаю, законы, которые будут для малого бизнеса сложны в исполнении. Марианна Ожерельева: Так? Алексей Ергунов: То есть, опять же, мы маленький зоопарк, можно сказать так, а весь документооборот у нас огромный, как у большого зоопарка. Если бы у нас было пять точек, десять, то нам было бы легче вести всю эту бумажную волокиту. А так нам немножко тяжело. Также что я еще хотел сказать? Поскольку у нас такой социальный проект (ну, я считаю, что он социальный, мы в первую очередь на детишек ориентируемся), то нам немножко сложно с арендой. То есть найти нормальную аренду по адекватной ставке для нашего заведения – это сложная вещь. То есть это либо очень нужно долго искать помещение. Может быть, оно будет не совсем удовлетворять определенным характеристикам, то есть это полуподвал, подвал. А все почему? Потому что нам тяжело конкурировать – ну как сказать? – с тем бизнесом, который в основном и арендует эти площади. Это рестораны – у них там продается алкоголь, а у нас нет. То есть у нас нет такой маржинальности, чтобы перекрыть высокие ставки арендные города. Марианна Ожерельева: Спасибо. Алексей Ергунов: Вот если бы можно было в этом направлении поддерживать такие заведения, чтобы какая-то ставка арендная, может быть, от города была бы более низкая, чем для заведений, которые не ориентируются на оказание услуг детям. Марианна Ожерельева: Владимир, а как вы считаете, можно было бы сделать действительно такое допущение для подобной сферы деятельности? Владимир Морыженков: На поверхности лежит ответ. Вам необходимо просто в поиске помещений под аренду использовать только муниципальную собственность. У Собянина, у мэров городов всегда есть муниципальная собственность, за которую они сами как за государственную собственность не платят налоги на имущество. Все мы – владельцы коммерческой недвижимости – находимся в ужасающем положении, потому что ставки аренды чрезвычайно высокие, и они разоряют. Отсюда определяется минимальная ставка аренды для субарендаторов и для арендаторов. А муниципальная собственность свободна от этого. И если они сдают свои объекты в аренду таким заведениям, которые продают спиртное, и отказывают зоопарку, то вы должны сделать соответствующий вывод и вообще дать определенный резонанс этому, можно рассказать: «Вместо того чтобы для детей делать, вы наживаетесь на том, чтобы заниматься совершенно другими делами». И я хочу сказать, что на сегодняшний день ответственность у чиновников, у предпринимателей, вообще у граждан России такова, что, находясь в очень перегретом состоянии сознания, необходимо искать островки жизненной силы. Все, что касается детей – это маленькие островки. За них надо цепляться. И вы можете получить успех. Мой вам совет: обращайтесь в муниципальные органы и требуйте просто бесплатного предоставления. Им это по карману, они ничего не тратят. Виталий Млечин: Спасибо большое. Марианна Ожерельева: Спасибо всем. Виталий Млечин: Вот практический совет от Владимира Морыженкова, профессора бизнес-школы МИСиС. Огромное вам спасибо. Также благодарим Дарью Лебедеву и Алексея Ергунова, основателей антикафе с экзотариумом «Жучки-паучки». Марианна Ожерельева: Пойдем? Виталий Млечин: Пойдем. Марианна Ожерельева: Пойдем. Виталий Млечин: Вы посмотрите пока новости… Марианна Ожерельева: …а мы пока адрес посмотрим, куда идти. Оставайтесь с нами. Виталий Млечин: Сейчас вернемся, через две минуты. Это, конечно, шутка.