Иван Князев: Итак, в Госдуме первое чтение прошел законопроект, который может изменить систему местного самоуправления. В частности, он дает право губернаторам уволить мэра просто за неэффективную работу. Для всех должностных лиц местного уровня установить пятилетний срок полномочий и ввести одноуровневую систему местного самоуправления, упразднив городские и сельские поселения. Парламентарии предлагают оставить три вида муниципалитетов. В основном это будут городские и муниципальные округа, на которые территории разделят в зависимости от площади и плотности населения. А в городах федерального значения, Москва, Санкт-Петербург и Севастополь, там сохранят также внутригородские территории. Марина Калинина: Ну, фактически число муниципалитетов может сократиться в два раза. Авторы законопроекта говорят, что на местах часто не хватает не только финансов, но и кадров. И они передают решение разных вопросов на уровень выше. А противники нового закона говорят, что он увеличит пропасть между властью и народом и снизит доступность для людей разных социальных услуг. Иван Князев: Обсудим все это с экспертами. Хотим вас спросить, уважаемые телезрители, как ваш мэр, глава поселения, может быть, решает разные местные вопросы. Хорошо или плохо? Приходится ли жаловаться губернатору? Или наоборот, от региональной власти ничего не добьешься, приходится самим, такое тоже часто бывает, строить дорогу, ремонт в поликлинике, убеждать пройти вакцинацию и так далее, и так далее? Звоните нам в прямой эфир, рассказывайте. Марина Калинина: Дмитрий Маслов с нами сейчас на связи, Глава Новоусманского муниципального района Воронежской области. Дмитрий Николаевич, приветствуем вас! Дмитрий Маслов: Добрый день! Добрый день! Иван Князев: Здравствуйте, Дмитрий Николаевич! Расскажите, пожалуйста, про ваш район, сколько в нем поселений? Как вообще выстроена работа там с главами этих поселений, с населением и так далее? И как вы вообще относитесь вот к этой реформе фактически? Дмитрий Маслов: Спасибо за вопрос. Ну, хотелось бы сказать, что район наш пригородный. Он находится в непосредственной близости к областному центру, городу Воронежу. Проживает в нем 86 тысяч человек. И административно-территориальным образом он делится на 16 сельских поселений. Я хотел бы, комментируя эту тему, о которой мы сегодня говорим, акцентировать ваше внимание на то, что еще в 2019-м году, вы, наверное, это тоже знаете, муниципалитетам была предоставлена такая возможность, регионам была предоставлена такая возможность реорганизовать муниципальные районы в муниципальные округа. И, честно говоря, уже тогда мы здесь вот, на районном уровне, задумались о целесообразности такой реорганизации. Много сейчас говорят на тему того, что власть будет удалена, как-то там сократятся муниципалитеты. Но я считаю эту позицию эмоциональной и, честно говоря, всю эту реформу, предстоящую нам, наверное, считаю, что она носит административный характер. Она нацелена на повышение эффективности управления, оптимизацию процесса. Люди вообще мало что заметят визуально, какие-то изменения. В том смысле, что сельсоветы, допустим, не исчезнут никуда. Сельсоветы просто преобразуются в тер.отделы или в территориальные управы. Вот и все. По большому счету, весь спектр услуг, который люди могли получить, приходя в сельсовет, он будет оказываться на том же месте и, ну, практически, теми же людьми. Что касается оптимизации предстоящей, ну, просто на примере нашего района. У нас сейчас порядка 180 депутатов всех уровней. Ну, я считаю, что это перебор такой. Иван Князев: Они зарплату получают? Дмитрий Маслов: Нет, депутаты на общественных началах работают. Но, тем не менее, это, наличие вот такого количества депутатов все равно сопряжено с определенными, серьезными такими процессами, требующими инжектирования. Например, выборы, да? Вот даже избирательную кампанию маленькую провести – это требует каких-то серьезных вложений и административных усилий. При формировании новой структуры муниципального управления представительство жителей в виде депутатов, оно, конечно же, там численно уменьшится. Но качественно, я думаю, не потеряет абсолютно. У нас будет один совет, один совет муниципального округа, и депутаты от всех территорий будут в нем представлены. Более того, вот сейчас, если говорить о нашем районе, Новоусманском, это 16 бюджетов сельских поселений плюс один районный бюджет. Вот 17 бюджетов, мы управляем сегодня 17-ю бюджетами. И более того, если уж говорить о бюджетной обеспеченности, о самостоятельности, которой мы якобы лишаем сейчас часть сельских поселений, следует отметить, что даже в нашем пригородном районе 50% поселений, к сожалению, не имеют абсолютно никаких бюджетных возможностей. Им без помощи вышестоящих бюджетов не хватает даже содержать собственную администрацию. Поэтому, конечно, это и мобилизует бюджетные возможности, даст, как бы, нам такую возможность ими более эффективно распоряжаться. Либо сфокусировать их на каком-то направлении, либо поддержать те села и те поселения, которые действительно нуждаются в серьезной поддержке. Понятное дело, что это будет происходить, в том числе, наверное, отчасти и за счет тех поселений, которые имеют финансовую самостоятельность. И, конечно же, это прежде всего и смущает муниципальных руководителей уровня сельских поселений при решении вопроса о консолидации вот этих доходов в единый бюджетный муниципальный округ. Марина Калинина: Дмитрий Николаевич, давайте вот просто разберемся. Вы сказали, что сельсоветы останутся, может быть, в каком-то другом виде. Или их все-таки упразднят? Их укрупнят, я не знаю, оптимизируют. Потому что вообще сельсоветы, вот пишут нам из Пензенской области, «больших полномочий не имеют. Сидят там три пенсионера». Вообще, чем сельсоветы занимаются? Какие у них полномочия сейчас? Дмитрий Маслов: Спасибо за вопрос. Я не знаю, как в Пензенской области, у нас, конечно, это не три пенсионера. У нас вся сельская администрация, в основном, полнокровная. Конечно, есть маленькие села, где 5 человек работают в администрации. Но эти люди, ну, специалисты, и довольно неплохие. Понятно, что, тем не менее, большая часть вопросов серьезных, с серьезным финансированием, не обходится без вмешательства муниципального района. Это действительно так. Дорожная деятельность, серьезное строительство, оно требует патронажа со стороны районной администрации. И вот самостийность вот эта, о которой многие сейчас кричат, ну она, наверное, не всегда имеет место быть, на самом деле. Это больше такой флаг, которым помахать надо, чтобы какое-то там мнение высказать свое. Ну а что касается вашего вопроса, вот, с чего вы начали, да? Это сохранение сельских администраций. Повторюсь, я хочу на этом внимание акцентировать. Что очень важно, что просто-напросто поменяется вывеска. Вот у нас такая позиция. Наверное, это будет, ну, адресно решаться, индивидуально, в каждом там муниципальном районе, в каждом регионе… Иван Князев: Ну а зачем тогда вообще все это дело затеяли, если просто вывеска поменяется? Упростить какие-то процедуры? Дмитрий Маслов: Я вам как раз об этом уже сказал. Укрепляется вертикаль управления, появляется возможность маневрирования консолидированным ресурсом и появляется возможность оптимизации, значит, управленческого персонала, то есть, я имею в виду депутатские корпуса. Иван Князев: Да, Дмитрий Николаевич, про плюсы мы, в принципе, поняли. Потому что, ну, действительно истории-то разные бывают. И ситуации разные бывают. Бывает так, действительно, что в каком-нибудь там поселении, городке маленьком вообще ничего не решается, пока губернатор даже не приедет и не скажет: «Вот здесь нужно что-то сделать». А бывает и наоборот, село совершенно далеко, и губернатор может вообще там никогда и не побывать. И какие-нибудь вопросы решать, ездить далеко, и так далее, и тому подобное. Вот с этим-то проблем не будет? У нас страна большая. Дмитрий Маслов: Ну я вам скажу, губернатор Воронежской области очень пристальное внимание к развитию сельских территорий проявляет. Вот. И, конечно же, без внимания не остается ни одна территория. Будь то она там пригородная, либо удаленная от регионального центра. И все проекты, очень серьезные, естественно, вы абсолютно правильно сказали, они реализовываются с одобрения или с участием губернатора региона. Потому что серьезное строительство школы или детского сада – это, конечно же, привлечение финансовых средств не то что муниципального образования там вышестоящего уровня. Это привлечение финансовых средств и регионального бюджета, и, как правило, федерального бюджета тоже. Поэтому здесь коммуникация абсолютно не нарушится, наоборот, она будет более понятной. Марина Калинина: Спасибо! Иван Князев: Спасибо! Дмитрий Маслов, Глава Новоусманского муниципального района Воронежской области, был с нами на связи. Послушаем телезрителей. Что они думают по этому поводу. Марина Калинина: Да, Лидия из Московской области. Лидия, здравствуйте! Зритель: Здравствуйте! Можно говорить, да? Марина Калинина: Да. Зритель: Вот смотрите, смотрю сейчас передачу ОТР «Село без сельсовета». Вот мы – микрорайон Львовский Московской области, в данный момент относимся к городу Подольску. И вот сейчас вот эта передача «Село без сельсовета», да? Как же будут наши деревни, наши сельские поселения? Как они будут сосуществовать? Потому что мы и сейчас ничего добиться не можем. А потом где же мы будем губернатора… Иван Князев: Ловить. Зритель: Искать, ловить, ну, я не знаю, как там, может, я неправильно сказала. Иван Князев: Все правильно, все правильно. Да, спасибо. А какие, я единственное хочу спросить еще, Лидия, прошу прощения, а какие у вас, ну, возникают проблемы вот в вашем поселении там? Ну такие, бытовые. Расскажите нам о них, чтоб мы понимали. Зритель: Значит, проблемы такие. Вот у нас, значит, наша клинико-диагностическая больница, как бы она раньше клинико-диагностическая, сейчас ну как она? Ну, больница, да, городского поселения Львовский. Не хватает ни материалов, ни докторов не хватает. Профессионалов очень не хватает, врачей. Всего не хватает. Нет масок, нет, значит, этих, как его, ну ничего нет. Вот приходила в больницу, ни масок, ничего нет. Так, теперь что? Не добьешься ничего по поводу того, вот у нас, например, доктор, отоларинголог, да, и вот приходила девочка, у нее, значит, были боли большие. Она приходила два дня, ничего не добилась, пока не уехали к платному, в город сам, Подольск уже. Вот. Теперь по поводу уборки территорий тоже такая же ситуация. То завалены мусорки, то нет транспорта, который снег убирает, да? Теперь по поводу, по поводу, значит, аптек. Цены растут так, что никто их вообще не контролирует. То есть, сегодня пришли лекарства, стоят 100 рублей, завтра приходим, лекарство стоит 150 рублей. Иван Князев: Ну понятно, да. Марина Калинина: Да, спасибо. Иван Князев: Спасибо вам большое. Вот нам пишут из Оренбургской области: «Да элементарно, тротуар не могут плиткой уложить. И вообще, дорог нет, ехать в район, добиваться этого очень сложно». Марина Калинина: Любовь Адамская с нами на связи, доцент кафедры «Государственное и муниципальное управление» Финансового университета, кандидат социологических наук. Любовь Владимировна, здравствуйте! Любовь Адамская: Здравствуйте, Иван, здравствуйте, Марина! Марина Калинина: Как вы относитесь к этой идее объединения, которое, как мы вот с предыдущим нашим гостем говорили, не очень ясна. Зачем это, если менять столько вывесок, как он сказал? Любовь Адамская: Ну, он, наверное, немножко упростил видение этой проблемы, да? Но вот я услышала еще Лидию, непосредственно жителя муниципального образования, которая назвала реакцию задач к решению на территории, но из ее списка большая часть, она и сегодня не делегирована муниципальным образованиям. Поэтому вот чтобы уж там резко сильно акцентировать внимание, что «ой, караул, катастрофа», конечно же, нет. И это ведь не от хорошей жизни сейчас пошло такое предложение. Наверное, как задумано депутатами Федерального собрания, хотели, как лучше. Самое страшное, чтобы не получилось, как всегда. Но ведь не от хорошей жизни почему? Потому что финансовая модель на сегодняшний момент, она не дает возможности развиваться территориям. Почему? Если раньше, в период Советского Союза, какие-то были колхозы, совхозы, предприятия там колхозного сегмента, да, то сейчас у нас этого нет. И налог, бюджет пополнять муниципальным образованиям не с чего. Взять что-либо с индивидуального огорода, какой-то налог, для того, чтобы пополнить бюджет, невозможно. Сейчас уже и огородов нет, потому что мы пользуемся турецкими помидорами. И, так как нет финансирования, а жизнь должна быть продлена, и жить нужно на территории, то вот и предлагается такая модель. Да, конечно, сейчас в первом чтении депутаты Госдумы рассматривают. Очень много вопросов. Мои коллеги из МГУ тоже готовят целый пакет предложений. Ничего не понятно по базовым критериям, как будет отрешен от должности руководитель муниципального образования. Потому что очень во многих муниципальных образованиях совмещение идет. Он и глава администрации, он же и председатель муниципального собрания. Как будет вследствие? Он же будет теперь глава муниципального образования и также он будет замещать должность субъекта федерации. И сразу, естественно, боль у руководителя: а как? Что такого я не должен сделать, чтобы вдруг меня не отрешили от должности? А какие такие базовые критерии? То есть, чисто профессионального характера возникают вопросы. И они выходят на обсуждение для народонаселения. Тут знаете, в чем вот критерий основной? Конечно, должны депутаты, инициаторы этой идеи, может быть, она и хорошая. Но нужно убедить народонаселение, нужно проговорить. Нужно проговорить с профессиональным сообществом, нужно проговорить это с научным сообществом, нужно проговорить с людьми. То есть, нужно получить и набрать исследовательскую базу. И только после этого принимать управленческое решение. Но мы спешим. А спешим потому, что нет денег на территориях. Не у всех муниципальных образований, у них на территории есть, скажем так, газовая труба и какой-то угольный разрез. И они самодостаточны. Муниципальных образований более 36 тысяч. И не все в равных позициях находятся. А нужно, чтобы социальный сегмент был ровный. Получение социального пакета народонаселением на территории Федерации… Марина Калинина: Любовь Владимировна, а скажите, не кажется ли вам, что это очень похоже на оптимизацию в сфере здравоохранения, в сфере медицины? Когда все укрупнялось, и из этого, в общем, как мы видим, ничего хорошего не вышло как-то. Любовь Адамская: Ну вот почему акцент я и поставила на то, что нужно сначала провести исследования. А у нас получается спешка вот эта, вот эта спешка. И не дай бог, получится опять по-черномырдински: хотели, как лучше, а получилось, как всегда. Вот это, наверное, базовое, что живет в народе очень сильно. Нужно было бы получить от профессионального сообщества предложения. Нужно было бы предложения получить от народонаселения. Потому что народонаселение сегодня и сейчас, они даже и не понимают, какие полномочия сегодня в действительности… Иван Князев: Любовь Владимировна, я предлагаю прямо сейчас мнение от народонаселения получить. У нас Ирина, Краснодарский край, на связи. Дадим ей высказаться. Ирина, здравствуйте! Зритель: Здравствуйте! Иван Князев: Слушаем вас! Зритель: Спасибо большое! Очень приятно попасть на вашу передачу. Вы знаете, меня очень обижают слова доцента: «сегменты», «надо убедить население». Любовь Владимировна, вы знаете, у нас население, у меня тоже высшее образование, и я как бы тоже понимаю, что такое муниципальное образование, и все остальное. Вы знаете, я хочу сказать. Они хорошо сидят на своих местах и очень хорошо рассуждают. Пусть попробуют, переедут на месяц в село, в станицу. Когда не расчищен снег, когда у тебя абсолютно не решаются никакие проблемы. Вот на сегодняшний день я пошла платить, например, просто за газ, регион. Смотрите, что они сделали. Я человек знаю, работала когда-то в управлении, и знаю, как формируются тарифы. Они написали. Я пришла платить в Сбербанк, они мне говорят: «3%, вы должны заплатить 3% от начисленной суммы». То есть, я, как нормальный покупатель газа, заплачу, грубо говоря, зимой 5 тысяч рублей, еще должна заплатить 3% за газ. Вернее, за то, что они мне, возьмут мою оплату, понимаете, как? Я позвонила главе, вернее, зам. главы администрации, Северский район. Они мне не смогли на это ответить. Вы понимаете, как? Это что такое? То есть, все муниципалитеты уберут с наших станиц, посадят их в крае. Дозвониться, только работают телефоны, если нужно отправить показания счетчика или что-то. У нас отвечать жителям никто ничего не хочет. Вот она сидит, рассуждает. «Сегменты», «будет, как у Черномырдина». У нас давно жизнь такая, как у Черномырдина. Понимаете, как? Они сидят там наверху. Если депутаты здесь, у нас ничего не получают, зачем их убирать? Может быть, стоит убрать тех депутатов, которые получают большую заработную плату? И может быть, тогда они поймут, как надо работать. И вы знаете, как? Если доцент, то надо, вообще-то, говорить не экономическими терминами, а теми терминами, которые похоже, нужно знать народу. Иван Князев: Да, Ирина, спасибо, мы вас услышали. Марина Калинина: Спасибо. Иван Князев: Поняли ваши критические замечания. Ну вот, Любовь Владимировна, я предлагаю еще вот несколько историй вспомнить, когда люди, не добившись помощи от властей, ну, сами начинали что-то делать, например, там строить дороги и мосты. Вот в Свердловской области жители села Филькино соорудили мост, который больше года не могли построить местные власти. Переход через реку Какву обрушился во время половодья, а без него поселок практически отрезан от мира. На другом берегу находятся магазины, школа, больница. На все просьбы построить новый мост администрация отвечала: денег нет. Люди устали ждать, сами собрали 10 тысяч рублей, купили бревна. А когда мост уже достраивали, чиновники организовали лодочную переправу. Марина Калинина: Вот еще одна история из Тверской области. Жители деревни Матино уже несколько лет своими руками строят дорогу. Бюджет у местной администрации ограничен, поэтому материал на ремонт люди собирали через интернет, использовали строительный мусор, битый кирпич, автомобильные покрышки. А кто-то даже приносил из дома старые ковры. Пока удалось построить только 400 м дороги. И пока она, кстати, не развалилась. Иван Князев: Ну таких историй, на самом деле, много. Причем они интересны еще тем, что здесь уже дело дошло до того, что вообще, даже не местный глава какого-нибудь там поселения и так далее, вмешивался в процесс. У него вообще ресурсы закончились. А люди сами делали. А, например, там районные власти, региональные власти, они вообще вряд ли будут обращать внимание, что там, где-то мост, где-то, как вот в Тверской области, тротуар не почищен, и так далее. Или нет там дворников, машины, чтобы вывезти мусор, и тому подобное. Вот в чем проблема. Любовь Адамская: Значит, я услышала Ирину, услышала те проблемы, о которых мы, в принципе, и ранее в программах уже говорили. Значит, смотреть нужно полномочия сегодняшние. Мы не знаем, как жители сельского поселения, полномочий муниципального образования. И что Лидия, что Ирина, мы сейчас говорим о полномочиях, которые не прописаны на сегодняшний момент в исполнении муниципального образования. Поэтому это невозможно решить. Вот по-хорошему, по-хорошему, нужно, чтобы ваш депутат, наш, ваш депутатский корпус не соглашался с тем количеством финансирования, которое дает район, область, а формировали свою смету, что необходимо для территории. Но тогда, поверьте, бюджет вряд ли будет принят. А это скандальная ситуация. Муниципальное образование в лице главы, депутаты муниципальных образований не идут на эти скандалы. И мы знаем с вами из истории, что там более 36 тысяч муниципальных образований, и только по пальцам рук можно сосчитать те депутатские собрания и тех руководителей, которые говорят: «SOS! Help! Средств не хватает! Дайте нам пожалуйста! Профинансируйте те полномочия, даже которые указаны в 131 Федеральном законе». Иван Князев: Теперь даже этих единиц не будет депутатов. Любовь Адамская: Понимаете, вот на сегодняшний момент, даже если, вот нужно понять, сейчас пока не понятно, само администрирование вот этого процесса, укрепление, или, как говорят, вертикаль укрепления, значит, власти, сколько это будет стоить? Сколько это будет в рублях, в деньгах? Пока этого нет. У профессионального сообщества тоже такие есть вопросы, как у Ирины и у Лидии. Все это очень резко сырое. Все это очень непонятно. Людям нужно, как вот в Советском Союзе, была домовая книга, да? И вот в этой книге было четко, кто за что отвечает. За какой огород, за какую часть дороги. Сегодня у муниципальных образований, у их администраций таких полномочий нет. А люди требуют эти полномочия. Не понимают, что их и сейчас-то нет. Потому что нет денег. Не с чего выполнять главе муниципального образования эти заявки на хорошую социальную обустроенную жизнь. Денег нет, их неоткуда взять. Бюджет формируется с территории. Что можно взять? Какой такой НДФЛ, там 2%? С чего мы берем деньги? Денег нет. Поэтому идут на такую модель, как укрепление вертикали власти. Чтоб ну хоть как-нибудь решить эту задачу. Марина Калинина: Любовь Владимировна, а дело только в деньгах? Или в том, что еще и кадров каких-то квалифицированных не хватает? Любовь Адамская: Все, что касается кадров, кадры мы готовим. Вот университет готовит кадры, кадры есть. Другое дело, что в образовательной части нужно было бы, конечно, как мы приняли Болонскую систему образования, что сейчас вот я четыре года, как преподаватель, начитываю теорию студенту. И только на четвертом курсе, перед выходом на выпускную квалификационную работу, мы даем им четыре недели профессиональной практики. Вот нужно, может быть, начинать тогда с образования. И уже начиная со второго курса образования, вот у меня «государственное и муниципальное управление», студента посылать на практику. Вот он до обеда должен быть на практике, в муниципальном образовании. А после обеда он приходит ко мне. Он приходит к преподавателю, который уже вместе с ним этот настоящий, натуральный, живой сегодняшний вопрос начинаем решать и прописывать… Иван Князев: Любовь Владимировна, да мне кажется, просто ни один ваш студент не поедет не то что ни на какую практику, и уж тем более потом руководить каким-нибудь маленьким селом и поселением, особенно из Москвы. Здесь вопрос, может быть, в том, что на местах надо каких-то своих взращивать там старост и так далее. Чтоб они подключались к этому вопросу. Любовь Адамская: Иван, первое лицо государства уже сказал, что финансирование пойдет в регионы для институтов и университетов. И будет прерогатива для того, чтобы обучать именно местных ребят, местную молодежь. Идет это все, процесс этот запущен, пошел. Другое дело, может быть, не так быстро, как хотелось бы. Мы за год можем и не подготовить этого специалиста. Но это мы тогда вернемся еще в гражданское общество. Желают ли люди сами навести порядок у себя на территории и быть включенными в этот порядок? … Иван Князев: Ну, как мы видим, вот желают. Два примера мы показывали. Мосты строят и так далее. Теоретически хотят. Любовь Адамская: Вы знаете, сейчас в городе Москве, даже не в селе, в многоквартирном доме, который тоже приравниваю к части села, говорю. Вот у нас там 360 квартир, допустим, да? Это, прямо, считайте, муниципальное образование. Что вы! Общедолевой собственностью абсолютно никто не интересуется и не задает этот вопрос. Только тогда, когда вот лично коснется что-либо кому-то, да? Не могут внести мебель, потому то дверь повисла, и доводчик упал. Вот тогда они начинают уже звонить губернатору, задавать вопросы Президенту Российской Федерации. Вы посмотрите, который раз у нас Президент выступает, который год, и у нас идут вопросы местного характера. Где-то песочек посыпать, где-то, значит, какой-то детский уголок организовать, детскую площадку. Это не должно быть такого. Президент не должен решать вопросы местного характера. Это не его задача. Это не его сегмент, я повторюсь, с научной точки зрения, сегмент, я преподаватель университета. Иван Князев: Да понятно, Любовь Владимировна. Вы не обижайтесь на наших телезрителей. Любовь Адамская: Нет, абсолютно нет. Иван Князев: То, что они, некоторые термины им не особо близки. Давайте послушаем еще. Марина Калинина: Татьяна из Волгоградской области. Татьяна, здравствуйте! Зритель: Здравствуйте! Вот я сейчас вашу передачу смотрю, «Село без сельсовета». Обязательно, не во всех, может быть, но нужно сокращать. Потому что за справками мы ездим в город, за любой. Они сидят по пять человек там, ничего не делают. Поэтому обязательно нужно конкретно подходить к каждому селу и смотреть, нужны они или не нужны. Потому что все делается из города. У нас и убирают мусор очень хорошо, и мусор убирают, и дороги чистят, все у нас делают. А они сидят, бездельники. Вот и все, что я хотела сказать. Иван Князев: Да, Татьяна, спасибо вам большое. Такое тоже бывает, причем часто. Любовь Адамская: Вот видите, сколько людей, столько и мнений. Ведь все, весь, как бы, процесс идет от наличия финансирования, от бюджета. Если нет у села денег, и мы не можем собрать при помощи налогов, то откуда мы можем это село благоустроить? Поэтому вертикаль вот эта укрепления, вероятнее всего, как я думаю, задумана именно, чтобы как-то перераспределить финансирование и решить какие-то вопросы, жизнетрепещущие вопросы для того же самого села. Понятно, если у кого-то, кто-то самодостаточный, какое-то муниципальное образование самодостаточно, для них это не очень хорошо, это понятно. Потому что они сами зарабатывают деньги, у них есть производство, у них есть хороший процент от налогов. А те, которые, конечно, с пятью-шестью людьми на территории, и нет никакого дохода, конечно, это только тогда за счет района, области, федерации можно что-либо сделать. Иван Князев: Спасибо, да, спасибо вам большое! Любовь Адамская, доцент кафедры «Государственное и муниципальное управление» Финансового университета, кандидат социологических наук, была с нами на связи. Марина Калинина: Ну, а эту тему продолжат обсуждать наши коллеги в вечерней части «ОТРажения».