Селёдка без шубы. Россияне отказываются от традиционных новогодних блюд

Гости
Елена Соломатина
врач-диетолог, нутрициолог
Андрей Демин
президент Российской ассоциации общественного здоровья, профессор ПМГМУ им. И.М. Сеченова

Александр Денисов: Да, но вот мороза-то нет, и шубу даже селедка не стала надевать.

Анастасия Сорокина: Ну, конечно. Тем более что это еще и вредно. Россияне вообще стали отказываться от традиционных для новогоднего застолья рецептов. Продажи майонеза упали на 60%, селедки и соленых огурцов – на 7%. Интернет-магазин Озон проанализировал продуктовые корзины, заказанные россиянами в последние недели уходящего года. И сделал вывод, что стремление к здоровому образу жизни меняет традиционную русскую кухню. Привычные ингредиенты наши граждане меняют теперь на полезные.

Александр Денисов: Да, и, получается, мы можем дальше продолжить шутить Т. е. селедка осталась без шубы, что там… крабы…

Анастасия Сорокина: Без палочек.

Александр Денисов: …доктора без колбасы. Без докторской.

Анастасия Сорокина: Да. Об этом мы поговорим с Андреем Дёминым, президентом Российской ассоциации общественного здоровья. Андрей Константинович, здравствуйте.

Андрей Дёмин: Здравствуйте. Добрый день.

Анастасия Сорокина: Вы наблюдаете, что стали меняться предпочтения у россиян в еде? Может быть, вы сами к Новому Году как-то пересмотрели традиционные рецепты?

Андрей Дёмин: Да, наблюдаю. Я хочу сказать, что я, как все мы, очень рады праздникам. Но есть очень жесткая статистика, с этого начать надо, самое главное. Что в первую неделю Нового года у нас аномально повышается смертность населения. Алкогольно зависимых в первую очередь. Поэтому надо быть крайне внимательным и осторожным. Здесь изменения я всячески приветствую. Действительно, есть на сегодняшний день рекомендации, широко распространились: соли не более 5 г в сутки человек должен взрослый потреблять, сахара добавленного не более 25 г, а лучше даже 12 (лучше половину этого). И есть, совершенно жестко, надо избегать трансжиров, насыщенных жиров, должны быть фрукты в очень большом количестве: не менее 500 г в сутки. Целый ряд рекомендаций по белку и т. д.

Александр Денисов: Андрей Константинович, а вы там на стол поглядываете. У вас что там – полезная, здоровая пища стоит? Вы перечисляете.

Андрей Дёмин: Хочу сказать, что у нас очень трудно со здоровой пищей. Потому что, вообще, во-первых, я хотел сказать про это вот обследование Озона. Все-таки это не все наше население, а то, которое может себе позволить такие заказы сделать.

Александр Денисов: Конечно, я вот тоже подумал: это, так сказать, продвинутая молодежь.

Андрей Дёмин: Да-да.

Александр Денисов: Которая, я думаю, не умеет готовить селедку под шубой. Вот в чем дело.

Анастасия Сорокина: Это те, кто много работает.

Александр Денисов: Да, не умеют они ничего вкусного.

Андрей Дёмин: Но они задают тон, конечно, для остающегося населения. Это очень важное изменение. Поэтому – к чему я хотел бы еще призвать наши органы государственные регулирующие: чтобы они наконец нам ввели упаковку, маркировку той продукции, которая лежит в наших магазинах, где совершенно нет указаний на содержание соли, на содержание добавленного сахара, в ряде случаев гидрогенизированные жиры с трансжирами тоже у нас не обозначены. Чтобы наконец мы взломали противодействие пищевой индустрии. Недобросовестной. Есть, конечно, у нас и добросовестная, которой мы очень рады. Но недобросовестную надо все-таки призвать к порядку. Здесь с этим надо разобраться. Ну и, конечно, вот эта прослеживаемость, которой сейчас озабочено наше государство, она тоже очень сильно будет помогать. В ближайшее время на всех упаковках мы сможем с помощью несложных приспособлений узнать всю историю происхождения продукта. Это тоже нам должно помочь в плане сохранения здоровья нашего населения и каждого из нас. Поэтому – будьте, граждане, внимательны. Особенно будьте осторожны с праздниками. И, конечно, питание – это фактор риска № 1 на сегодняшний день, как показывают научные исследования. Это очень важно. Что вы в рот тянете к себе – вы всегда сначала подумайте, стоит ли это есть, стоит ли это употреблять, стоит ли это пить.

Анастасия Сорокина: Андрей Константинович, сейчас вот пишут сообщения, мы говорили про улиток сегодня, обсуждали это в прямом эфире. И вот президент недавно высказывался: поблажки даются… точнее, создаются условия для того, чтобы…

Александр Денисов: Поблажки для улиток, да-да-да.

Анастасия Сорокина: …чтобы у нас стали производители выращивать улиток. Как вы считаете, вообще нужно ли их включить нам в свой рацион?

Андрей Дёмин: Улитки? Ну, в принципе, у нас сейчас и насекомые тоже, я думаю, что на подходе. Все это мы увидим. Потому что в целом по миру это все употребляется. И лягушатники – это известная вещь. Но и вот это употребление насекомых, кстати сказать, там огромное количество витаминов и микроэлементов и целый ряд других.

Александр Денисов: И не растолстеешь. Вот насчет насекомых я… да-да-да, сейчас восстановим связь с Андреем Константинович, очень интересно у нас беседа пошла.

Анастасия Сорокина: И, кстати говоря, очень много интересных сообщений у нас пошло. Если вы…

Александр Денисов: Про насекомых пишут, да?

Анастасия Сорокина: И про насекомых, и что собираются готовить на новогоднем столе, какие блюда. Делитесь своими рецептами: что вы собираетесь приготовить к празднику и какие, возможно, изменения в этом году у вас произошли, что вы выбрали для себя, чего, например, не ели раньше, или от чего пришлось отказаться.

Александр Денисов: Да, интересно, экономили или нет. Вот всякая статистика бывает: что, мол, и экономят, и нет. Вот нам любопытно это. Сейчас у нас на связи Елена Павловна Соломатина, врач-диетолог.

Анастасия Сорокина: Елена Павловна, здравствуйте.

Елена Соломатина: Здравствуйте.

Александр Денисов: Елена Павловна, вот мы сейчас остановились на насекомых. Наш предыдущий собеседник говорил, что так мы до насекомых дойдем. Я вот в Камбодже был в командировке, и оператор, который со мной был, он видел, там возле рынка местного продают их в тазу, и он говорит: «Вот попробуем, попробуем». Ни разу так и не попробовали. Как думаете, отважимся или нет перейти на такую еду? Полезную?

Елена Соломатина: Я думаю, что, наверное, отважимся. Мы же употребляем давно и креветок, это, в общем-то, не наше традиционное блюдо. И тех же моллюсков. И сейчас, вот видите, улитки все-таки тоже, я думаю, будут постепенно входить в наш рацион.

Александр Денисов: После такой рекомендации-то, такой рекомендации, данной улиткам, конечно, они пойдут.

Елена Соломатина: Да. Ну, у нас сама структура питания меняется. Постоянно происходят вообще трансформации. И в нашей культуре, и не только… Во всей культуре и соответственно в культуре питания в том числе. Поэтому я думаю, что, в общем, скорее всего, да, мы перейдем в конечном итоге на насекомых тоже.

Анастасия Сорокина: Многие пишут, что сейчас невкусные стали продукты. И отказываются не только потому, что это вредно, а просто само качество их испортилось. Вот вы что рекомендуете выбирать, на что обращать внимание? И вообще, как сделать свой рацион действительно более здоровым, не меняя его так кардинально, переходя на улиток и насекомых?

Елена Соломатина: Естественно, брать максимально натуральные продукты. Т. е. не какие-то полуфабрикаты. То же мясо в виде сосисок, ветчины и колбас – это уже обработанное мясо. Можно, пожалуйста, брать обычное мясо, ту же индейку, курицу. Слава богу, сейчас нет дефицита там. И так далее. Запекать… Поменьше потреблять тех продуктов, которые содержат большое количество сахара, особенно трансжиров. От трансжиров нужно отказаться вообще тотально.

Александр Денисов: А вот трансжиры. Все говорят: трансжиры, трансжиры. Это бургеры, что ли, не есть вот эти…

Елена Соломатина: Что такое трансжир? Это растительное масло, которое было жидким и которое сделали твердым. Т. е. пропустили через водород, и оно стало твердым. Т. е. это все маргарины, это все кулинарные жиры. Вот такого плана. И те масла, которые прошли очень мощную термическую обработку. Т. е. все жареное, все во фритюре. Вообще все, что… У каждого масла есть своя точка дымления, вот все, что ее превосходит, это уже трансжир. Поэтому продукты, пожаренные в многократно особенно, это уже ядовитые продукты. И даже однократные – в общем, тоже нужно употреблять поменьше, а желательно вообще отказаться от них. Вот. Поменьше соли, соответственно. И смотреть на консерванты. Ну, как я уже сказала: натуральные. Да, и еще обязательно клетчатки побольше. Т. е. овощи. Сейчас рекомендация ВОЗ – это где-то полкилограмма овощей. Туда же добавляются, конечно, фрукты, но все-таки преимущество нужно отдавать овощам. Поскольку во фруктах все равно есть сахара, и их достаточно много. Ну, а так – полкило овощей-фруктов в день. То, что, собственно, потребляют жители Средиземноморья. А их диета считается самой полезной. И, конечно, рыбу. У нас, к сожалению, хорошую рыбу найти не так просто. Мы отстаем, к сожалению, по потреблению рыбы в том числе. Поэтому по максимуму, если мы ее находим. Особенно то, что выращено в диком виде (можно сверить сертификаты). Да, употреблять, конечно, побольше такой рыбной продукции.

Анастасия Сорокина: Елена Павловна, спасибо. Оставайтесь, пожалуйста, с нами на связи. Дадим слово зрителям и вернемся к нашему разговору. На связи Воронеж. Тамара дозвонилась до нас. Здравствуйте.

Зритель: Здравствуйте.

Александр Денисов: Тамара, вы селедку будете готовить под шубой или нет?

Зритель: Вы знаете, нет, ни в коем случае. В нашей семье вообще не приняты майонезные салаты уже очень и очень давно.

Александр Денисов: А чем же вы закусываете тогда?

Зритель: Со средины 70-х годов. Вы знаете, дело в том, что мы ужинаем обычно где-то часов в 8. Потом немножко общаемся с пришедшими гостями. У нас всегда их было немного, за это время дети мои уже выросли, теперь они приходят поздравить только меня, иногда остаются на новогоднюю ночь, иногда нет. Но дело в том, что всегда, еще когда они росли, мы потом накрывали фруктовый стол, хотя тогда был еще определенный дефицит фруктов, потом делали какое-то хорошее мясо. Потом, я могу вот сказать вам такой рецепт, если он заинтересует кого-то из зрителей. Хорошо отбитое мясо курицы или индейки положить на противень, положить на него кусочек просто даже, может быть, консервированного ананаса, сверху сыр и запечь в духовке. И подать. Легко, прекрасно, никаких лишних ингредиентов, никакого смешения всего этого. Ну, если есть возможность, бутербродики с икрой. Все это небольшое. Понимаете, Новый Год – это же праздник, это не объедаловка всем вот этим вредным, эти всякого этого овощи. И сейчас, тем более, есть и оливки, и маслины. И вы поймите, что это не будет дороже этой селедки под шубой и этого оливье страшного.

Александр Денисов: Спасибо большое. Я думаю, все зрители сейчас к холодильнику отправились дружно после вашего рассказа.

Анастасия Сорокина: Аппетитно прозвучало. А вот полезно ли это, спросим у Елены Соломатиной, врача-диетолога. Елена Павловна?

Елена Соломатина: Ну, это лучше, чем, скажем, мясо по-французски, естественно. Но сочетание тут, правда, курицы и сыра. Но сыра можно совсем немножко если уж добавить. И вы знаете, я просто хочу сказать: вот эти многокомпонентные салаты, майонезные, тяжелые – это в общем-то скорее дань традиции. Потому что в общем это, может быть даже сейчас громко скажу, политтехнологии определенные. Потому что Новый Год – какая-то определенная политтехнология, да? Если проследить его историю, вообще откуда этот праздник взялся. И откуда взялись эти рецепты. Они же тоже появились… Они печатались очень активно в разных журналах, еще в то время. И они соответствовали тем продуктам, которые были на то время. И, собственно говоря, как мы могли сделать салат оливье? Это же не оливье. Это… Его так и называют везде: русский салат. Он отличается. Или то же шампанское: это же не шампанское французское, наши игристые вина. И т. д. Селедка под шубой – она доступна. Это то, что наши ингредиенты, та же морковь, свекла всегда присутствовали на нашем столе.

Александр Денисов: Елена Павловна, а вы знаете, вы слышали, может быть, новость? Госдума внесла, предложила такое: внести наши новогодние традиции в список всемирного наследия ЮНЕСКО. Т. е. перейдет ли весь мир на селедку под шубой, на оливье на наш, будет тоже крошить колбасу, яйца, щедро это все заливать майонезом, – раз всемирное-то наследие станет. Поделимся рецептами со всеми, что, нам не жалко.

Елена Соломатина: У нас много всемирного наследия еще находится под эгидой ЮНЕСКО. Но это находится в весьма плачевном состоянии. Просто, кроме табличек, там уже ничего не остается. Возможно, и здесь. Я не думаю, что это будет широко. Как экзотика. Мы же используем кухни мира, да? И действительно, очень интересно, почему бы и нет. Но так чтобы так широко это перешло – я весьма сомневаюсь. Хотя всегда есть проникновение определенных культур. Самое лучшее из культуры проникает…

Александр Денисов: Спасибо. Мы же суши едим, и ничего, не жалуемся.

Елена Соломатина: Конечно.

Александр Денисов: Спасибо вам большое.

Анастасия Сорокина: Спасибо. На связи была Елена Соломатина, врач-диетолог.

Александр Денисов: Ну, чтобы традиции не уходили, все-таки продолжим селедку под шубой, шубой накрывать, крошить оливье…

Анастасия Сорокина: Это, можно сказать, одна из наших национальных идей.

Александр Денисов: …«мимозу», там, все, все что самое такое неполезное, но вкусное. Поддержим традиции русские.

Анастасия Сорокина: Ну что ж, сейчас мы уйдем на несколько минут на перерыв. После этого вернемся с нашей большой темой: как раз о национальных идеях мы и поговорим.

Александр Денисов: Да, но не это – национальная идея, конечно. Другая. Узнаете.

Продажи майонеза упали на 60%!