Сергей Лесков: Каждый половозрелый человек должен ездить на своей машине. Таков обычай Приморского края
https://otr-online.ru/programmy/segodnya-v-rossii/sergei-leskov-22129.html
Ольга
Арсланова: Мы продолжаем. Нам тут зрители продолжают присылать
вопросы о Турции, о Сирии и вообще о разных международных проблемах. Мне
кажется, надо однажды нам устроить опрос, интересны международные дела и
внешняя политика России нашим зрителям или нет. Некоторые, буквально 1%, мне
кажется, зрителей говорят, что никому это не надо и не интересно. Но без этого
никуда. И об отношениях России с другими странами поговорим прямо сейчас с
обозревателем Общественного телевидения России Сергеем Лесковым. Сергей,
здравствуйте.
Сергей
Лесков: Здравствуйте. Я не думаю, что тот аспект
российско-японских отношений, о которых мы сейчас будем говорить – это
международная политика. В большей степени обнаружился такой поворот, что это
касается наших внутренних дел.
Ольга
Арсланова: А вам, Сергей, как кажется: о международной
проблематике нужно вообще говорить?
Сергей
Лесков: Вы понимаете, мир многогранен. Здесь все проблемы
связаны друг с другом. И я вспоминаю, что много лет назад, когда началась
Перестройка и все были охвачены либеральными идеями. И казалось, что самое
главное – чтобы человек жил свободно и счастливо, можно пожертвовать всякими
внешнеполитическими интересами нашей страны. Так оно и случилось. А в итоге
оказалось, что это отразилось на качестве жизни простого человека. Вы
посмотрите, мы бросили русскоязычное население во многих странах. Что привело? И
вообще человек не может быть счастлив, если он отрезал от себя какую-то часть
своего мироздания. У него есть какие-то интересы внутри страны. Есть в его
менталитете и интересы за пределами. Есть даже интересы в космосе, особенно у
русского человека. Поэтому отказываться от чего бы то ни было в нашей
человеческой вселенной – это неправильно.
Может быть, в какой-то момент, когда тебя накрыла
какая-то болезнь или с детьми что-то случилось, тебе кажется, что это есть
самое важное. Но в размерах государства, в размерах всего общества надо
заниматься всем, в том числе футболом, балетом, экономикой, политикой,
развитием автотранспорта, парковками – всем.
Ольга
Арсланова: Завтра мы займемся школами и 1 сентября. А вот
послезавтра открывается Восточный экономический форум. И мы не можем о нем не
поговорить.
Мирного договора с Японией у нас нет уже 70 лет, со времени окончания Второй мировой войны
Сергей
Лесков: Да. Восточный экономический форум уже второй раз
проводится во Владивостоке. Туда приезжает туча предпринимателей из Южной
Кореи, Японии, Китая, каких-то еще стран. Это очень важно для России, потому
что наше Приморье и Дальний Восток, конечно, задыхаются без иностранных
инвестиций. У нас там не хватает ни собственных средств, ни населения. Сейчас я
об этом скажу. Но одна из самых серьезных проблем – это отсутствие мирного договора
с Японией. У нас этого договора нет уже 70 лет после окончания Второй мировой
войны. Японцы требуют вернуть им Курильские острова. В этот вопрос углубляться
не будем. Здесь написаны уже тома диссертаций. Одни говорят, что могут заниматься
инвестициями только в том случае, если мы им вернем хотя 4 этих острова. Мы не
хотим этого делать, потому что мы считаем, что это наша страна.
Александр
Денисов: И правильно делаем.
Ольга
Арсланова: А что думают жители островов?
Сергей
Лесков: Там практически нет населения. Зато у них большая
геостратегическая ценность. Там еще рыбы много. А у рыбы не спросишь.
И вдруг накануне этого форума источники, близкие к
Синдзо Абэ (это премьер Японии) сказали, что премьер теперь выберет новую
стратегию. Они будут заниматься внешнеэкономическим развитием связей с Россией,
и особенно с Дальним Востоком. С островами не удается договориться. А пойдут
они таким окольным путем, не снимая в отдаленной перспективе все-таки вопрос об
этих злополучных Курильских островах. Я думаю, что этот вообще такой мировой
тренд, когда с помощью мягкой политики (с помощью культурных, экономических
связей) устанавливается влияние страны в том или ином регионе.
Например, Америка устанавливает свое влияние с помощью
Голливуда и жвачки.
Александр
Денисов: Это любимое словосочетание - "мягкая сила".
Сергей
Лесков: Мягкая сила, да. Я думаю, что если у Японии есть такие
далеко идущие планы, в общем-то, наверное, стратегически они делают правильный
выбор. Обращает на себя внимание, какие проекты они думают проводить в первую
очередь на Дальнем Востоке. Строительство реабилитационного медицинского
центра, очень мощного, на много мест, с высокотехнологичным медицинским
оборудованием. И тут мы можем вспомнить сетования дальневосточных людей,
которых мы видели в предыдущем сюжете. Они лили горючие и справедливые, я
думаю, слезы по поводу качества медицинского обслуживания.
Александр
Денисов: Но они просили бесплатно. А тут это будет платное,
скорее всего.
Сергей
Лесков: Почему?
Александр
Денисов: А смысл тогда строить?
Сергей
Лесков: Этого мы не знаем. Тем не менее, там население отнюдь
не богато живет. Сейчас мы к этому еще вернемся. Но, тем не менее, развитие
социальной сферы, притом, что наш бюджет все время сокращает расходы на социальную
сферу, может, конечно, обратить взоры тамошних жителей на Восток.
Ольга
Арсланова: То есть вы предвещаете такое завоевание
благотворительностью?
Обеспеченность машинами в Приморье самая высокая в России – 600 автомобилей на тысячу человек
Сергей
Лесков: Я не предвещаю. Такое может быть вполне. Это, конечно,
хитрый такой восточный ход. Но отказываться от этого бессмысленно, потому что
будет еще хуже. Кстати, я думаю, что наше собственное родимое правительство
совершало в отношении Дальнего Востока немало экономических ошибок. Этот регион
вообще исторически жил с импортом машин из Японии. Вы помните, несколько лет
назад были подняты пошлины. Порядка 10-15% бюджета края формировалось за счет
импорта японских машин. С этим было связано до Урала порядка 500 000
людей. Я бывал на Дальнем Востоке. Вам, Оля, интересно будет узнать. Кстати
говоря, там обеспеченность машинами в Приморье самая высокая в России – 600
автомобилей на 1000 человек. В Москве, по-моему, около 350.
Ольга
Арсланова: Но при этом из-за специфики региона пробок там нет.
Сергей
Лесков: Пробки есть во Владивостоке. Без всякого сомнения, во
Владивостоке пробки есть. Это насыщенный город. Вообще в Приморье живет 2 млн
человек. И оттуда отток самый высокий по России. За постсоветские годы регион
потерял 15% (300 000 оттуда уехало). Это говорит, конечно, о том, что жить
там очень непросто. И без инвестиций, без развития особенно социальной сферы,
строительства новых предприятий этот регион просто обезлюдит. Туда придут
китайцы. Не японцы, а китайцы. Ведь до революции во Владивостоке 30% населения
составляли иностранцы, в основном китайцы. Это был единственный город на
территории нашей страны, где был Чайнатаун, так называемая "Миллионка".
Он и сейчас сохранился во Владивостоке. Но там живут только русские. Только
остались китайские рисунки.
Таким образом, надо что-то делать с этим регионом. Я
забыл вам рассказать. Во Владивостоке мужчине считается неприличным возить свою
жену в автомобиле.
Ольга
Арсланова: Это почему?
Сергей
Лесков: Потому что машин там много, что не составляет никакого
труда женщине самой себя возить. Даже для благополучной Москвы или Питера это
трудно представить.
Ольга
Арсланова: То есть для Москвы 2 машины в семье – это уже роскошь?
Сергей
Лесков: Там в 2 раза больше машин, чем в Москве. Каждый
взрослый половозрелый человек должен ездить на своей машине. Это обычай
Владивостока, Приморского края, и во многом это благодаря близости и
экономическим связям с Японией. Но теперь они станут еще сильнее. Там довольно много
совместных проектов будет обсуждаться на этом Восточном экономическом форуме. И,
в общем-то, это восточные ворота России. И на самом деле нам чрезвычайно важно,
чтобы этот край расцветал, потому что если мы не обратим внимание на проблемы
Дальнего Востока, то, конечно, со временем он просто отвалится, как сухая
ветка.
Александр
Денисов: Вот эта мягкая сила – это угроза нашим интересам?
Ольга
Арсланова: У нас же уже есть и министерство, которое специально
занимается этим вопросом.
Сергей
Лесков: Да, есть.
Ольга
Арсланова: И дальневосточные гектары.
Сергей
Лесков: Восточно-экономический форум проходит под эгидой именно
этого министерства. Во главе его стоит Юрий Трутнев, такой министр. Он довольно
прогрессивный человек. Отвечая на ваш вопрос, я не думаю, что на настоящий
момент есть такая угроза. Гораздо большая угроза – если мы не будем развивать
этот край, если туда не пойдут инвестиции.
Ольга
Арсланова: Сергей, простите, я вас поправлю. Там, по-моему,
Александр Галушко все-таки министр по развитию Дальнего Востока. Это мы
вернемся.
Самое страшное для Дальнего Востока – если он замкнется, если отгородится от в том числе и иностранцев под какими-то надуманными предлогами
Сергей
Лесков: Да, может быть, я ошибся. Он полномочный представитель
в этом регионе. Он и организует, Трутнев. Извините за ошибку. Там, кстати
говоря, и губернатор Миклушевский довольно прогрессивный. Его прислали из
Москвы. Все это говорит о том, что Москва обращает большое внимание на развитие
этого региона. Дай бог - получится. Помните, там и Путин проводил крупный саммит
года три назад на острове Русский. Мост фантастический совершенно. И там
Дальневосточный университет построен. Самое страшное для этого региона – если
он замкнется, если отгородится от в том числе и иностранцев под какими-то
надуманными предлогами. Больше всего, конечно, нам было бы выгодно, если бы
Япония, если мы о ней стали говорить, вступила бы в конкуренцию с Китаем. И они
бы, толкая друг друга локтями, как пассажиры в трамвае, стали бы спорить за
инвестиции, за место под Солнцем в Приморском крае. Кстати, ведь говорят, что
китайцы очень азартные люди и любят азартные игры.
Александр
Денисов: А у нас там как раз игорная зона.
Сергей
Лесков: А в Китае то они запрещены. Вы знаете, что в Китае
азартные игры запрещены? И если там в Приморском крае построить эту игровую зону…
Ольга
Арсланова: Туда вообще вся Азия потянется.
Сергей
Лесков: Туда Азия вся не потянется. В Макао самая большая в
мире.
Александр
Денисов: Китайцы туда ездят.
Сергей
Лесков: Да, китайцы ездят. А вот теперь будут они ездить вдруг
во Владивосток. Надо использовать все эти приемы, для того чтобы развить этот
регион. Кстати говоря, для любителей советской и российской культуры я напомню,
что Штирлиц ведь начинал свою разведывательную деятельность именно на Дальнем
Востоке. Полковник Исаев вышел оттуда.
Ольга Арсланова: Спасибо Сергею Лескову,
обозревателю Общественного телевидения России.
Сергей Лесков: Каждый половозрелый человек должен ездить на своей машине. Таков обычай Приморского края