Сергей Балаев: «Сами собой цены не могут упасть»
https://otr-online.ru/programmy/segodnya-v-rossii/sergey-balaev-sami-soboy-ceny-ne-mogut-upast-64182.html Константин Чуриков: Ну а сейчас поговорим о продуктах и о ценах. Каждый день ходим в магазины, естественно, стараемся по возможности ходить уже не каждый день, а пореже, потому что затратное это дело. Вот недавно «Ромир», исследовательская компания, оценила базовую продовольственную корзину россиянина. Так вот средняя стоимость составила 3 800 с небольшим, 3 823 рубля. Довольно странный показатель, вот я не понимаю, что такое «базовая продовольственная корзина россиянина»; 3 823 рубля – это на день, на два, на пять? Совершенно не понимаю.
Марина Калинина: Просто добавлю, что учитывались основные продовольственные товары: хлебобулочные изделия, овощи-фрукты, бакалея, мясо, рыба, молочные продукты, яйца, ну и другие, т. е. то, что пользуется повседневным спросом у россиян.
Константин Чуриков: Кстати, что показало это исследование, в Петербурге прокормиться дороже, чем в Химках, Москве, Мытищах, Уфе. Ну, про Химки и Мытищи не скажу, а правда, вот по сравнению со столицей совершенно точно: летом был в замечательном городе на Неве, так вот действительно там это дорого.
И наши корреспонденты отправились по магазинам, спрашивали, сколько потратили на продукты, и вот какие были ответы.
ОПРОС
Константин Чуриков: Вот такие ответы. И заметьте, все говорят о том, что все подорожало.
Сейчас у нас в студии Сергей Балаев, владелец фермерского хозяйства «Экодеревушка». Сергей Валерьевич, здравствуйте.
Сергей Балаев: Да, добрый день.
Марина Калинина: Здравствуйте.
Константин Чуриков: А что за парадоксы такие? Помните, нам летом рассказывали про дефляцию. Что-то мы вот всех спрашивали, даже так между собой, – да нет никакой дефляции, ну а если есть, то в рамках погрешности, как говорится, мы ее не заметили.
Сергей Балаев: Вы знаете, как бы мне хотелось услышать, что все подешевело когда-нибудь, или хоть что-то подешевело, а не то, когда, в общем-то, дешевеет, когда что-то собирают и некуда деть. В общем-то, это общеплановая такая работа должна происходить, и мы с вами говорим об этом уже, наверное, не один год. Для того чтобы какие-то продукты начали падать в цене, нужно организованно сделать так, чтобы это происходило. Это должен быть не дикий рынок, это должен быть неброшенный производитель, неброшенные наши покупатели. Я вот говорил и буду говорить, сколько бы со мной ни спорили, что правительство должно все равно максимально участвовать в этом во всем, вот максимально. И не как какой-то регулятор, который там шашкой машет, совсем не так.
Марина Калинина: А каким образом?
Сергей Балаев: Ну смотрите, ведь очень просто прогнозировать для наших аналитиков в сельском хозяйстве, сколько нам нужно вырастить, например, капусты. С говядиной чуть сложнее, мы понимаем, что она дорожает, скот никто не держит, его вырезают, нет экономического смысла сельхозпроизводителю увеличивать поголовье, ну так сейчас происходит, к сожалению. Курица на птицефабрике растет 28 дней, могут как-то сделать.
Константин Чуриков: Кстати, очень интересная тема, планирование в сельском хозяйстве, продолжая предыдущий наш...
Сергей Балаев: Планирование должно быть обязательно. Вот если у нас сидит министерство, которое знает, что для того, чтобы была нормальная цена на капусту, на морковку, на все что хотите, нужно собрать столько-то миллионов тонн, хорошо, они должны знать, кто это соберет. И если они видят, что будет недосбор, еще страшнее, если они видят, что будет пересбор. Потому что у нас, как всегда, осенью упадет цена, производитель разорится какой-то, на его место кто-то попытается влезть... Ну ни для кого это лучше не будет абсолютно. Поэтому должна быть золотая середина.
Константин Чуриков: Урожая должно быть не много и не мало, его должно быть достаточно.
Сергей Балаев: Достаточно. Должен быть определенный запас со словами «а если что-то вдруг вот так вот». Что-то должно быть, то, что будет уходить за границу. И мы должны понимать, а вот себестоимость такая-то, вот сельхозпроизводитель потратил столько-то удобрений, ему нужно выплатить столько-то зарплаты и т. д., вот нормальная цена была бы вот такая.
Марина Калинина: Хорошо, кто это должен посчитать?
Сергей Балаев: Государство.
Марина Калинина: И как распределяются такие вот эти заказы?
Сергей Балаев: Это очень легко. Смотрите, представьте, мы с вами, вот вы сейчас в министерстве сидите, вот вы вызываете сейчас сельхозпроизводителей, они же не хотят ободрать всех, они не хотят, у нас другие сельхозпроизводители. И вы их всех вызываете и говорите: «Ребята, а вот какая честная цена капусты?» И вам скажут: «Вот сейчас по 5 рублей отдаем, а себестоимость 7 (грубо говоря). А вот в том году мы заработали 40, нам столько не надо, но у нас брали». – «Но честная цена-то какая?» – «25 рублей», – к примеру, просто из головы.
Вы уже со всеми своими знаниями, пониманиями сравниваете все затраты, это легко, любой экономист это скажет, даже в колхозе работающий, и вы уже идете к сетям, к самому сложному, к самому такому, которые нам будут рассказывать сказки, плакать, что они ничего не зарабатывают, а сами будут восемьсот магазинов в минуту открывать...
Константин Чуриков: Да.
Сергей Балаев: Приходите и говорите: «Ребята, а вот мы знаем, что сельхозпроизводитель готов». И мы так можем со всеми договориться. Это не какой-то ценовой сговор.
Константин Чуриков: «А мы знаем, что ваш хозяин сидит в Нидерландах».
Сергей Балаев: Ну, пусть он там сидит, ладно, мы за него порадуемся. Но мы им скажем: «Ребята, а вот смотрите, 25 рублей, мы вас обеспечиваем, у вас не будет перебоев, но вы сделайте наценку вот такую-то. Пожалуйста, сделайте такую наценку, вам этого хватит. Свои миллиарды, секстиллионы вы уже заработали, сейчас тоже зарабатывайте, ну вы же открываете эти магазины, вы платите зарплату, вам нужно зарабатывать. Но только зарабатывать, а не грабить население».
Константин Чуриков: Но не секстиллионы просто.
Сергей Балаев: Но не грабить население.
Константин Чуриков: Антонина из Тульской области у нас на связи. Здравствуйте, Антонина. Антонина, пожалуйста. Вы в трубочке нас слушайте, а не в телевизоре.
Зритель: Алло?
Константин Чуриков: Здравствуйте, пожалуйста, говорите.
Зритель: Здравствуйте. Алло?
Константин Чуриков: Слушаем вас, говорите, вы в прямом эфире.
Зритель: Здравствуйте. Я живу в деревне в Тульской области.
Константин Чуриков: Да-да-да, вы в трубке нас слушайте, телевизор потише. Продолжайте, в Тульской области живете, так.
Зритель: Я живу в деревне в Тульской области. Цены у нас в деревнях такие, что мы вынуждены ездить либо в Тулу за продуктами, за 34 километра пути мы платим 94 рубля, либо, когда возможность есть, мы бываем в Москве, закупаемся продуктами в Москве. Почему в Москве продукты дешевле, чем у нас в деревнях? Это раз.
И еще. Вот по зерновой сделке: обещают бесплатно поставить куда-то в недоразвитые страны – лучше бы своим людям...
Константин Чуриков: Поняли, поняли вашу мысль. Только мы не называем их «недоразвитыми», мы называем их «дружественными».
Сергей Балаев: Хотите, я отвечу? Вот почему у нее в магазине продукты дороже, чем в Москве, хотя она сельская жительница? А потому что в ее деревне выращивают только бурьян, там нет ни огурцов, ничего. Никто ничего не делает.
Константин Чуриков: Никто ничего не запланировал.
Сергей Балаев: И не хотят выращивать. А где они это берут? Они поедут на оптовую базу, купят и т. д.
Дальше. Те магазины, которые в сельской местности, они не могут брать большим объемом, цена закупки для них, это на тех оставшихся базах в Москве, которые уже умирают, сейчас их ломают, там будут строить высокие дома, они уже изжили себя, но тем не менее люди едут на закупку туда. А сеть что делает? Сеть устанавливает свою цену, сеть может уничтожить половину производителей нашей страны, сказав, что «мы будем брать только так». А они не могут; они берут, возможно, по какой-то, может быть, еще честной цене или через пять посредников.
Константин Чуриков: У нас сейчас есть возможность поговорить с Никитой Масленниковым, это экономист, ведущий эксперт Центра политических технологий. Здравствуйте.
Никита Масленников: Добрый день, здравствуйте.
Константин Чуриков: Никита Иванович, смотрите, вот нам рассказывает наш уважаемый гость Сергей Валерьевич о том, что зарастает сельская местность бурьяном, никто ничего не выращивает. Это надо планировать. А как это планировать, с вашей точки зрения? Может быть, кстати, пора колхозы-совхозы возрождать, а?
Никита Масленников: Ну, вы знаете, я думаю, что здесь мы как-то чересчур такую жестко-пессимистическую картину насчет нашего агросектора выстраиваем, это, в общем, не вполне так.
Марина Калинина: Давайте как оптимист нам расскажите.
Никита Масленников: Да нет, я не скажу, что я оптимист, понимаете. Когда я прочитал вот этот вот инфоповод к сегодняшнему разговору, доклад «Ромир», то я тоже задал себе вопрос, собственно, а чего хотели сказать господа хорошие. То, что у нас продукты базовые есть? Ну замечательно, мы это и так знаем, потому что у нас урожай по многим сельскохозяйственным культурам в этом году рекордный.
Константин Чуриков: Или что у нас 3 823 рубля есть.
Никита Масленников: Да, это тоже, кстати, вопрос такой, знаете, замысловатый. Ну и что такое эта «базовая потребительская корзина»? Это от некоего статистического показателя минимальной потребительской корзины, которая, в общем, практического смысла сейчас уже не имеет, потому что прожиточный минимум не на ее основе рассчитывается с этого года. Но даже если мы берем эту самую базовую продовольственную корзину, то она составляет 38% от минимальной.
Константин Чуриков: А-а-а...
Марина Калинина: То есть вот эта цифра нас поразила просто, вот эти 3 823 рубля.
Никита Масленников: Ну, 32 позиции на 30 дней, средняя стоимость на одного человека. Сначала считают... Там нормативы тоже довольно смешные, понимаете. Среднестатистический россиянин должен съесть, в соответствии с базовой продовольственной корзиной, 15 яиц в месяц...
Константин Чуриков: Никита Иванович, вы меня извините, я просто сейчас подумал, что вот если эту сумму 3 800 умножить на 3, то как раз получится МРОТ. То есть, видимо, кто-то вот так, знаете, порубил это все: это продукты, это «коммуналка», это еще на что-нибудь.
Никита Масленников: Нет, все равно МРОТ повыше, чем потребительская корзина, но дело не в этом. Как планировать? Понимаете, здесь я думаю, что у нас потихонечку наша экономическая жизнь начинает выстраиваться в таком правильном направлении, когда вот эти вот дрязги, бесконечные споры и конфликты между производителями и ретейлерами начинают более-менее сглаживаться. И знаете, за счет чего? За счет того, что у нас начала расти стремительно сеть дискаунтеров. Их, конечно, очень мало, их всего-навсего где-то около 15 тысяч по России, а нам нужно на порядок больше.
Но тем не менее чем они отличаются? Они на 20–30% на сопоставимые товары дешевле. Причем за счет чего? Не за счет качества, не за счет того, что там грязный магазин, – нет, все нормально, все вполне пристойно, а за счет того, что себестоимость вот этой транспортно-логистической цепочки снижается, потому что этот продавец, ретейлер связан изначально с теми, кто на земле сидит.
Константин Чуриков: Да, Никита Иванович, только он связан так, что вот у нас человек, который сидит на земле, он говорит, что до него как раз эти деньги, условно говоря, не доходят.
Сергей Балаев: Ну пускай ретейлер в Москву запустит регионы...
Никита Масленников: Подождите, я сейчас...
Константин Чуриков: Да, пожалуйста.
Никита Масленников: «Пятерочка» начинает работать, это называется «собственные торговые марки». Они всегда дешевле для потребителя из-за того, что выстраивается транспортно-логистическая цепь. Поэтому если планировать, то надо вот эти вот вещи делать.
Константин Чуриков: Спасибо, Никита Иванович! Никита Масленников, экономист, ведущий эксперт Центра политических технологий, был у нас в эфире. В следующий раз будем рады видеть вас в студии, по Skype беседовать, согласимся с этим, тяжело.
Давайте пару звонков, и дадим вам слово.
Марина Калинина: Я думала, какой-то комментарий...
Константин Чуриков: Ну давайте комментарий сначала, просто люди тоже ждут.
Сергей Балаев: Мы можем говорить про логистику, про нее всегда надо говорить, потому что она съедает много времени и денег. Но она всегда была одинаковой: эти логистические центры строятся, из логистических центров возится в магазины. И фермерам предлагают напрямую еще возить, а они не соглашаются, потому что тогда никто ничего не заработает, будет работать в минус.
Вопрос не в этом. Вопрос только в одном – в структуре. Эту структуру кто-то должен выстроить. Мы не можем быть на каком-то диком рынке, где появился дискаунт, закрылся, опять появился, кому-то что-то в голову пришло... Такого не бывает. Давайте выстроим систему, а потом ее немножко отпустим и посмотрим.
Константин Чуриков: Вы меня извините, этот дискаунтер как раз-таки появился не в деревне Гадюкино, он появился как раз-таки в Туле, в Москве, и, собственно, вот почему люди туда и рванули. Кстати, не самые хорошие ассоциации приходят на ум, потому что мы помним конец 1980-х – начало 1990-х гг., когда, чтобы что-то купить, надо было поехать в Москву.
Давайте сейчас послушаем нашу зрительницу Галину.
Марина Калинина: Галина, Марий Эл, здравствуйте.
Зритель: Алло?
Константин Чуриков: Да, Галина, здравствуйте.
Марина Калинина: Да, говорите, пожалуйста.
Зритель: Здравствуйте.
Константин Чуриков: Говорите, вы в эфире.
Зритель: Я долго жила и работала в Москве, но сейчас я уже приехала домой и вот второй год, третий пошел, я живу дома. Меня удивляет вот что. Цены ценами, но то, что вот граммы и литры... В молоке, например, литр должен – 800, или там масло, во многих фирмах. Ну вот я хвалю свое и покупаю молочные продукты...
Константин Чуриков: Галина, а вы заметили, сыр стали уже какими-то такими полосочками, вот это уже как, знаете, такое ювелирное украшение продавать, и цена, кстати, уже указывается за 100 граммов?.. Спасибо.
Еще Нина, Архангельская область, хочет высказаться, тоже что-то накипело, как у нас у всех. Нина, здравствуйте.
Зритель: Здравствуйте.
Константин Чуриков: Да, пожалуйста.
Зритель: Можно говорить?
Марина Калинина: Да, Нина, мы вас слушаем, говорите, пожалуйста.
Зритель: Значит, я звоню из города Северодвинска Архангельской области. У нас тоже цены все высокие. Мы, пенсионеры, ходим только лишь в магазины или «Пятерочка», или «Магнит». Вот сегодня была в «Магните», значит что? Снова все подорожало. Значит, вчера была как бы немножко скидка какая-то, сегодня какая-то переоценка продуктов, цены все высокие. Баночка сметаны 180 грамм 120 рублей.
Константин Чуриков: Дорого.
Зритель: Хлеб уже дорожает. Про мясо вообще уже говорить нечего, говядина 700 рублей, свинина 390; правда, кура 200 рублей, и то белорусская, поставка из Белоруссии.
Константин Чуриков: Ой, да-да-да, Нина, главное не сглазить, а то как только что-то у нас дешевое, оно сразу начинает дорожать. Спасибо большое, Нина, спасибо за ваш звонок.
Марина Калинина: Спасибо.
Сергей Балаев: Ну вот смотрите, для того чтобы цены упали, ведь что-то нужно сделать.
Марина Калинина: Безусловно.
Сергей Балаев: Само собой не может измениться. Вот если мы сейчас будем там начинать производить, делать вот эти стаканы, которые у нас стоят, и появятся десять заводов, тогда эти стаканы начнут дешеветь, но не дешевле своей себестоимости они будут продаваться. Ну в сельском хозяйстве то же самое. Ну прекрасно, что у нас все время говорят про зерно, что у нас такие прекрасные урожаи зерна. Так и есть. Ну хлеб хорошо, если какая-то сложность, какие-то войны и т. д., вот это нас спасет, будем есть хлеб и успокоимся. Но мы сейчас говорим о другой немножко жизни, о том, чтобы человек мог купить и мясо, и в феврале он мог купить какие-то овощи.
Для того чтобы это произошло, надо кому-то заняться. Надо взять кому-то ответственность и сказать: «А вот мы сейчас знаем, что нужно нам увеличить производство такое, такое и такое». Ну это обязательно надо делать, без этого никак. Не могут сельхозпроизводители быть, сами лицом к лицу с тиграми-ретейлерами стоять, с миллиардерами, ну не могут они стоять вот против друг напротив друга.
Константин Чуриков: Как сказал Лукашенко там у себя: «Пусть только попробуют после 6 октября повысить цены». Кстати, интересно, повысились, нет...
Марина Калинина: Да. Вот мы все время говорим о крупных ретейлерах, но сейчас очень активно развиваются такие маленькие магазинчики, и в них порой бывает дешевле, чем вот в этих крупных сетевых, вот такие, не знаю, палатки не палатки, но вот в жилых домах часто бывают. Там, конечно, поменьше ассортимент, но там тоже все свежее, и, в общем...
Сергей Балаев: Редко там может быть дешевле, откровенно говоря, это очень редко, и им очень тяжело развиваться. Они не могут, у них нет оборота, они не могут снимать в аренду, и у них есть огромнейшая конкуренция. И у них нет поставщиков, потому что ну не каждый повезет 5 килограмм хлеба вот в это место, когда рядом можно машинами вывозить. Такие должны развиваться, и должны быть для них отдельные условия.
Марина Калинина: Хорошо, должна же быть альтернатива вот этим огромным сетям?
Сергей Балаев: Должна быть. Но вы смотрите, что у нас сейчас происходит? Вот мы сейчас говорим, у нас упаковка стала меньше – а почему? Ну потому что, чтобы это не было постоянно шок-цена. Вот если литр молока и вдруг подорожал-подорожал-подорожал, ну что делать, что делать? Вы что думаете, производитель хочет меньше туда налить? Выхода нет. Для того чтобы шок-цена, со всеми этими наценками, уменьшают-уменьшают... Когда мы говорим...
Константин Чуриков: Как на детском привозе: «Вам недолить или разбавить?» – «Лучше обсчитайте».
Сергей Балаев: Да. Или когда мы говорим про качество. Сейчас мы вот тут будем жаловаться-жаловаться, что будут делать производители, чтобы никто не жаловался? Вот молочку возьмете – да он убьет ее, пастеризует, там ничего не будет, это дистиллированная вода под названием «молоко».
Марина Калинина: Смысла нет и покупать.
Сергей Балаев: Добавит вам вкуса, добавит консервантов в 10 раз больше, чтобы у вас на подоконнике ничего не портилось, и на всякий случай еще газа сверху добавит, и ничего у вас там портиться не будет, и все будет маленькое, красивое и храниться долго.
Константин Чуриков: Краснодар: «Что вы устраиваете шоу, если ваши телефоны не работают, дозвониться невозможно?» Невозможно, потому что все звонят конкретно по этой теме, в частности Ольга из Самары. Здравствуйте, Ольга.
Марина Калинина: Ольга, добрый день.
Зритель: Здравствуйте.
Константин Чуриков: Пожалуйста.
Марина Калинина: Слушаем вас.
Зритель: Я звоню тоже по поводу цен из города Самары. В Самаре очень высокие цены, неоправданно высокие, на продукты. В среднем уходит ежедневно от 1,5 до 2 тысяч рублей.
В прямом эфире я слышу, что в деревнях якобы выращивается бурьян, но хочу сказать, что мои родители живут за городом в Самарской области и все поля засеяны всем чем угодно, т. е. бурьяна никакого нет в сельской местности. Но по какой-то причине хлеб у нас так и дорожает, он у нас сейчас, на данный момент, уже стоит 40 рублей. Родители мои, пенсионеры, вынуждены работать, вынуждены зарабатывать, так как пенсии тоже в Самарской области небольшие, это от 8 до 12 тысяч, хотя по стране ее в среднем уравнивают и говорят, что пенсионеры у нас получают хорошо.
Константин Чуриков: Выращивать-то мы выращиваем, вопрос, куда это все потом попадает. Да, спасибо большое, Ольга.
У меня знаете, какой вопрос, Сергей Валерьевич? А то все не успеваю спросить. Я просто не хочу бренды называть и призываю зрителей по возможности тоже этого не делать, но вот есть у нас, давайте назовем, такой бело-красный магазин, там все дешевле. У нас есть вот эти такие бело-зеленые магазины, один чуть подешевле, другой подороже. Но в принципе а почему такая разница в ценах? Они же, получается, произвольно их назначают? Или что там, холодильники лучше, что ли, или что? Или улыбаются шире? Вот, может быть, если мы хотим каким-то образом помочь людям, может, вот этих, которые уж совсем, извините, оборзели, мы им как раз вот эту вашу методичку принесем?
Сергей Балаев: У кого какой маркетинг, кто сколько хочет зарабатывать, так и делает. И удивительно, но если в стране вдруг выдаются зарплаты, то каким-то неопознанным образом маркетологи поднимают цены в магазине, а потом опять опустят. Когда дачники едут летом в места дислокации на приусадебные участки, во всех подмосковных магазинах перестают работать акции, вырастают цены. И как только дачники начинают уезжать в Москву, все меняется. Это обычный маркетинг.
Мы сейчас с вами опять говорим, что пускай зарабатывают на таком-то товаре, на таком-то. Но вот представьте, давайте, мы с вами понимаем, 700 рублей килограмм говядины – а что мы с вами должны сделать, для того чтобы в нашей стране появилось больше говядины? Ну, из Бразилии что-то купим, у них там много...
Константин Чуриков: Замороженная, нет-нет-нет, при всей любви к Бразилии...
Сергей Балаев: Ну... Что мы сделаем? Вот что бы вы сделали? Вот я бы вам так сказал, что бы я сделал, – правительство должно вызвать банки и сказать: «Перестаньте басни рассказывать, перестаньте давать сельхозпроизводителю сумасшедшие проценты или вообще не давать (а им не дают)». Нам нужно построить столько-то сельхозпредприятий, выделить им столько-то денег, столько-то техники, закупить какое-то количество материала семенного и т. д. И вот в таком-то году, только в таком-то году, и опять же это не курица, мы сможем получить такой-то урожай. Кто-то это делает сейчас?
Марина Калинина: Но банки же все время плачут...
Константин Чуриков: А перед кем выступать вот с этим? Вот это важно. Перед агрохолдингами? Или это, я не знаю, на местном уровне?
Сергей Балаев: Здесь надо не выступать, а здесь надо прописывать срочно законы. Здесь уже не до выступлений. Потому что выступать мы сейчас с вами можем и говорить: «Сделайте, пожалуйста, так». Нас послушают и ничего делать не будут. Должно быть на законодательном уровне принято, что вот, например, назначается человек с фамилией, у него десять помощников с фамилиями, и им говорят: пожалуйста, через 2 месяца на стол к руководству положите бумагу, что нам нужно сделать, чтобы количество мяса... Вот вы по мясу отвечаете, не по молоку, не по картошке, только по мясу, и скажите, что нужно сделать. Они говорят, что нужно сделать, сколько нужно выделить денег, сколько этого, сколько того, и как зайти еще в магазины, они это все должны... И должны за это ответить.
Константин Чуриков: И давайте последнее слово будет за зрителями, покупатель всегда прав. Елена, Нижегородская область, здравствуйте.
Зритель: Здравствуйте.
Я живу в небольшом городке в Нижегородской области, у нас население порядка 8 тысяч. Вот эти магазины, супермаркеты, красно-зеленый, как вы говорите, бело-красный, у нас три, которые красно-зеленые, и два красно-белых. Но дело в том, что во всех магазинах цены разные. У нас очень подорожал сахар, 67 рублей килограмм, яйца подорожали. Мы, конечно, в сельской местности, у нас свои огороды, но есть же товары, которые мы не можем сами производить.
Константин Чуриков: Спасибо, Елена, спасибо за ваш звонок, и ваш голос услышан.
Марина Калинина: Вот из Самарской области прочту сообщение: «У нас в селе свой молокозавод, а молочная продукция дороже, чем в самом городе Самара». Тоже парадокс.
Константин Чуриков: Я подумал, зачем столько алкомаркетов в наших городах? Может быть, пускай лучше будет больше продовольственных магазинов на их месте?.. Много риторических вопросов.
Спасибо вам большое, Сергей Валерьевич! Правда, столько важного вы сказали. Сергей Балаев, владелец фермерского хозяйства «Экодеревушка».
Это была программа «ОТРажение».