Сергей Калашников: Реального контакта между бюрократией и бизнесом на самом деле нет. Есть частные связи, отдельные приближенные бизнесмены
https://otr-online.ru/programmy/segodnya-v-rossii/sergey-kalashnikov-realnogo-kontakta-mezhdu-byurokratiey-i-biznesom-na-samom-dele-net-est-chastnye-svyazi-otdelnye-priblizhennye-biznesmeny-32026.html Виталий Млечин: У нас эта получасовка такая экономическая получилась. Прямо сейчас поговорим об итогах главного экономического события последних дней – Международного экономического форума в Санкт-Петербурге. За 2 дня провели огромное количество встреч, круглых столов, дискуссий, подписали множество контрактов на весьма крупные суммы.
Оксана Галькевич: Цифры действительно рекордные. Оргкомитет Петербургского международного экономического форума заявил о рекордном количестве соглашений, в общей сложности подписано 550 договоров на сумму больше 2 триллионов рублей, что существенно. И здесь речь идет только об открытых соглашениях, которые не являются коммерческой тайной, уважаемые друзья, то есть можно предположить, что там еще от нас с вами кое-что скрыто весьма серьезное.
Виталий Млечин: Да. На самом деле вполне вероятно, что еще эта цифра увеличится. В работе экономического форума приняли участие 17 тысяч человек из 143 стран, причем самой многочисленной была делегация как вы думаете из какой страны?
Оксана Галькевич: Самая дружественная нам.
Виталий Млечин: Из Соединенных Штатов Америки – 550 человек целых приехали, следом японцы и французы.
Оксана Галькевич: Да.
Ну а теперь давай проиллюстрируем результаты, конкретные результаты Петербургского форума, какие регионы получат инвестиции в ближайшее время, куда они пойдут, давайте посмотрим. Компания "Хартия" заключила договор с правительством Ярославской области, эта фирма вложит 5 миллиардов рублей в строительство мусоросортировочных предприятий и комплекса по переработке отходов. С учетом того, что в регион привозят огромное количество московского мусора, я думаю, что это очень важная новость.
Виталий Млечин: Да, однозначно совершенно эта новость важная. Еще одна важная новость: холдинг "Сибирский деловой союз", "РЖД", а также власти Кузбасса и Приморья договорились построить новый угольный порт на Дальнем Востоке в бухте Суходол. Проект оценивается в 30 миллиардов рублей.
Оксана Галькевич: "КамАЗ", немецкий "Daimler" договорились вложиться в модернизацию оборудования нашего предприятия. На заводе в Набережных Челнах будут строить новые конвейеры, чтобы выпускать современные модели коммерческих автомобилей. Сумма этого проекта – 47 миллиардов рублей, ого.
Виталий Млечин: Ну и аэроэкспрессы: власть Санкт-Петербурга договорились построить новую линию от аэропорта "Пулково" до витебского вокзала. Сумма сделки составляет почти 19 миллиардов рублей, из них 9 миллиардов частных инвестиций. Новая железная дорога появится в городе уже в 2022 году, всего ничего осталось подождать.
Оксана Галькевич: Да, всего ничего, время пролетит незаметно.
Ну а сейчас, уважаемые друзья, мы представим нашего гостя: в студии программы "Отражение" сегодня Сергей Калашников, первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по экономической политике. Сергей Вячеславович, здравствуйте.
Сергей Калашников: Здравствуйте.
Виталий Млечин: Здравствуйте.
Оксана Галькевич: Вы, конечно же, были в Петербурге.
Сергей Калашников: Да, конечно.
Оксана Галькевич: Непосредственный участник. Вот скажите, Петербургский экономический форум – 2018 чем отличается от предыдущих встреч в городе на Неве?
Сергей Калашников: Ну, во-первых, он очень масштабный. Во-вторых, впервые во главу угла были поставлены последствия научно-технической революции, которая проходит во всем мире. Практически все панели были посвящены адаптации мировой экономики к тем вызовам, которые сейчас грядут в мировом масштабе, и в этом отношении он был очень интересный. И конечно же, очень важным моментом было то, что предлагались различные рецепты поведения национальных экономик в этих новых условиях; я должен сказать, что обсуждение этих рецептов тоже представляло большой интерес. Кроме того, это ведь был форум, когда по сути дела новое российское правительство презентовало себя или по крайней мере пыталось презентовать. И конечно, это вызывало особенно у российских участников очень острый интерес, что ждет нас завтра.
Оксана Галькевич: Сергей Вячеславович, я хотела обратиться к нашим телезрителям. Уважаемые друзья, мы сейчас говорим о Петербургском экономическом форуме, это одно из главных событий прошедшей недели, буквально в субботу он закончился. Вы наверняка следили, очень много было сообщений на информационных лентах, вы слышали какие-то важные заявления, которые там звучали, которые касаются нас с вами, – подключайтесь, пожалуйста, к нашей беседе, телефон прямого эфира и SMS-портал, пишите, делитесь своими мнениями, мы в прямом эфире.
Виталий Млечин: А может быть, вы как раз съездили тоже на экономический форум? Позвоните и расскажите о своих ощущениях.
Знаете какой вопрос я хотел вам задать? Отметили многие аналитики, что в западных СМИ в последние годы говорят об изоляции России политической и экономической, а тут вот на панельной дискуссии рядом с президентом Путиным сидели президент Франции, заместитель главы Китая, директор-распорядитель Международного валютного фонда, премьер-министр Японии. О чем это говорит? – что на самом деле никакой изоляции нет вовсе?
Сергей Калашников: Ну, во-первых, начнем с того, что в прошлые форумы представительность международных руководителей первого ранга была пошире, поэтому говорить о том, что нет изоляции, наверное, не приходится. Особое внимание нужно обратить, что говорили присутствующие лидеры. Больше всех и дольше всех говорил Макрон, но все время задавали друг другу вопрос те, кто его слушал: о чем он говорит, что он сказал? Потому что ничего содержательного, кроме суверенитета Франции, там не прозвучало. Господин Абэ, замечательный человек, его выступление было посвящено тому, что если мы отдадим им острова и подпишем мирный договор, то нам будет хорошо, Япония нам сделает то-то и то-то. Очень конструктивным было выступление секретаря Международного валютного фонда, которое в сухом остатке сводилось к следующему: не вздумайте уменьшать объемы вывозимой за рубеж валюты, она им очень полезна. Ну вот, в общем-то, и все.
Оксана Галькевич: Сергей Вячеславович, я вот сейчас слежу за нашим SMS-порталом, настроения у людей в отношении Петербургского экономического форума примерно следующие, если усреднять: который год проводим форумы, экономика на нуле; деньги, потраченные на всевозможные форумы, огромные, а толку мало; у меня после Петербургского форума ничто не изменилось и не предвидится, зарплата как была 11 600, так и не увеличится (это, кстати, самые разные регионы). Вот важность такого рода событий для нашей страны как донести до обычного, среднестатистического гражданина? Потому что мы видим, действительно все очень представительно, красиво, серьезно. Как мы это на себе ощущаем?
Сергей Калашников: Экономической целью форума являлось привлечение иностранных инвестиций. Желание вполне понятное, но в то же время и вызывающее некое сомнение, а будут ли эти иностранные инвестиции. Поэтому если утилитарно объяснять людям, то нужно говорить, что если они будут, что, конечно, под вопросом, то всем будет хорошо, потому что дополнительные рабочие места, дополнительные деньги и так далее. Но прежде всего этот форум несет имиджевую нагрузку представления России в мире и политическую нагрузку как способ презентации России даже на высшем политическом уровне. Я думаю, что патриоты России, которые считают, что главным является наша позиция в мире, а не уровень благосостояния, могли бы только приветствовать данный форум.
Виталий Млечин: Как вы считаете, задачи, которые были поставлены перед этим форумом, были достигнуты?
Сергей Калашников: Я думаю, что да. Форум прошел, безусловно, на очень высоком организационно-политическом дискуссионном уровне. И даже если отбросить наши разговоры, дискуссии с иностранцами, а взять только наши внутренние дискуссии, даже они были очень полезны. Вот я скажу про себя: для меня как человека, который серьезно обеспокоен тем, что можно сделать, для того чтобы экономическая ситуация стала лучше, этот форум был очень информативным.
Виталий Млечин: Ну вот например? Поделитесь с нами, пожалуйста.
Сергей Калашников: Ну, может быть, это и негативная информация, но она все равно информация. Во-первых, обозначились разные вектора понимания развития экономики и конкретных шагов по реализации майского указа президента 2018 года со стороны разных представителей правительства. Например, свою позицию высказал Антон Германович Силуанов, и мы понимаем, что это позиция правительства; высказал свою позицию Кудрин, и это несколько иная позиция, даже в какой-то степени конфронтационная по отношению к позиции правительства. Высказал свою позицию Сергей Юрьевич Глазьев, и это третья сторона, плюс выступающие тоже акцентировали внимание на разных позиция. Вот для меня, например, субъективное представление заключается в следующем. На сегодняшний день правительство видит только два источника получения денег для выполнения указа президента – это нагрузка на бизнес и нагрузка на население.
Виталий Млечин: А нагрузка на бизнес есть все равно нагрузка на население в конечном итоге.
Сергей Калашников: Ну здесь еще маленький момент, что нагрузка на бизнес предполагает, что бизнес будет падать, значит, конечно же в конечном счете все выйдет на население.
Виталий Млечин: То есть нагрузка на население и нагрузка на население.
Сергей Калашников: Для меня как для экономиста ни та, ни другая ситуация неприемлема. Кстати, на форуме достаточно часто в плане обсуждения такой позиции звучал вопрос: а наше правительство поработать не пробовало? То есть вместо того чтобы дать стимулы бизнесу, обсуждался, например, вопрос повышения НДС до 20%. Это чисто фискальный налог, не стимулирующий бизнес, но задавливающий бизнес. Понятно, что это был, как говорят сейчас на сленге, проброс, как отреагируют, но то, что это бродит в головах, это да.
Оксана Галькевич: Сергей Вячеславович, я прошу прощения, но вот вы только что сказали, что патриоты, которые считают, что наши позиции в мире важны, а не уровень благосостояния, могут этот форум приветствовать. Эта фраза задела наших телезрителей. Волгоградская область пишет: "Патриотизм на голодный желудок работает нездорово". Самарская область пишет: "Форумы такие на наполняемость наших холодильников не влияют". Вот с этой ситуации, с этой позиции тоже хотелось бы понять, что вы имели в виду – уровень благосостояния чей? Потому что здесь мы с простыми людьми сейчас беседуем, их это задело.
Сергей Калашников: Ну правильно задело. Всегда нужно выбирать пушки или масло, вы понимаете? Это старая истина. Понятно, что если мы не начнем сосредотачиваться, вспоминая известное выражение, на повышении благосостояния каждого человека, а быть озабоченными эффектными какими-то мероприятиями, то значит, благосостояния и не будет.
Оксана Галькевич: Вот ровно о том же, собственно, наши телезрители.
Давайте послушаем мнение нашего зрителя, который дозвонился до нас из Калужской области.
Виталий Млечин: Евгений, здравствуйте.
Зритель: Здравствуйте.
Оксана Галькевич: Здравствуйте.
Виталий Млечин: Мы вас слушаем.
Зритель: Ну вот я не знаю, кому верить. Перед этим у вас выступал профессор, доктор экономических наук Никита Кричевский, вы часто его приглашаете.
Оксана Галькевич: Это на прошлой неделе было, сегодня его не было.
Зритель: На прошлой неделе, да. Так он сказал, Кричевский, что ни одного документа не будет подписано, что он специально не поехал туда. Так кому верить, профессору или вот товарищу, который сидит в студии?
Сергей Калашников: Я тоже профессор, два профессора – три мнения.
Зритель: …ни одно не будет выполнено. Триллионы говорят, качают нашу экономику.
Оксана Галькевич: Да, Евгений. Тут сложно сказать…
Сергей Калашников: Но вы знаете, я поддержу Никиту Кричевского в данном случае. Дело в том, что здесь нет никакого разночтения. Большинство подписанных на форуме документов – это, безусловно, договоренности, протоколы о намерениях, которые необязательно 100% будут реализованы. Хотя вот те проекты, которые вы назвали в начале, безусловно имеют под собой более проработанную основу, но, конечно же, это не те триллионы, о которых говорит пресса, потому что большинство из них являются протоколами договора о намерениях.
Оксана Галькевич: Сергей Вячеславович, а заключать подобного рода сделки, подписывать договоры без форумов ведь возможно? Чем такие форумы, такие площадки помогают, форсируют, стимулируют?
Сергей Калашников: Смысл форума – это сделать некое шоу…
Оксана Галькевич: Это витрина?
Сергей Калашников: Это витрина. Конечно же, если готов договор, то его лучше подписать на форуме, да еще в присутствии членов правительства, а то и президента. Люди предполагают, что вот они вроде предварительно договорились, они могут договор о намерении подписать, но это так, ни о чем, а вот если они подпишут на глазах правительства, то вроде бы как они получают дополнительные гарантии, что это предварительная их договоренность сыграет. Хотя я вас уверяю, что это на самом деле не совсем так.
Оксана Галькевич: Скажите, интерес иностранного бизнеса мы поняли, вы сказали, что основная цель заключается в привлечении иностранных инвестиций.
Сергей Калашников: Да.
Оксана Галькевич: Хорошо, а с точки зрения помощи в развитии нашему отечественному бизнесу такие площадки какую роль играют?
Сергей Калашников: С одной стороны, очень было широкое обсуждение необходимых институциональных реформ, в общем-то, даже конкретных шагов, которые должны бы стимулировать наш бизнес. Ну например, прозвучала идея о том, что давайте остановимся хотя бы на 6 лет и не будем менять налоговое законодательство. Ведь одна из главных претензий бизнеса, что невозможно работать, если каждый день меняются правила игры. Хорошая идея. Правда, тут же параллельно прозвучала идея: давайте вначале мы откорректируем налоговую систему, но не прозвучало, что, зачем и в какой последовательности. Я очень боюсь, что эти два тезиса – корректировка налоговой системы и якобы замораживание – будут мирно уживаться все 6 лет вместе.
Виталий Млечин: Мне кажется, очень важный аспект, о котором стоит поговорить, – это экономический рост, которого требует президент. Что надо сделать, чтобы его добиться? Насколько это реально?
Сергей Калашников: Сразу после выхода майского указа экономисты задумались, как сделать, и правительству дано задание предоставить к осени развернутую дорожную карту. Вывод всех экспертов, насколько я знаю, и мое убеждение, что ресурсы у страны есть, возможности у страны есть, но вот как это сделать, здесь уже начинаются дискуссии. Можно пойти по пути институциональных реформ, что, в частности, предлагает Кудрин и его команда; можно пойти по пути мобилизационной экономики, то есть взяться крепко за узловые точки и поднять вверх. Но это совершенно две разных модели, в общем-то, разный эффект на короткий период и на долгий период, и это развилка.
Вторая развилка самая важная заключается в том, что все понимают, что добиться этого можно только сменой модели, однако финансово-экономический блок правительства, Центробанк считают, что мы сейчас живем в лучшей из всех возможных экономических моделей, но в этой модели мы не достигаем эффекта, однако мы продолжаем ее воспроизводить. Тогда возникает вопрос: если не эта, то какая, против которой возражает Центробанк и финансово-экономический блок правительства? И здесь есть несколько вариантов. Президент выдвинул очень на мой взгляд правильную концепцию: шаг за шагом надо потихоньку менять. Но нужно четко понимать стратегию этих изменений. Нельзя осуществлять экономические реформы, не имея стратегического плана действий, а у нас его нет.
Оксана Галькевич: У нас еще один звонок, успеваем его принять, Вячеслав из Новосибирска. Немного времени, если можно, коротко, Вячеслав.
Виталий Млечин: Здравствуйте, Вячеслав.
Зритель: Здравствуйте. Силуанов на форуме проговорил, что у нас в России, очень сожалеючи, очень мало платных дорог. Так что же будет с продукцией, которую будут перевозить по этим платным дорогам? Сколько она будет стоить?
Оксана Галькевич: Вячеслав, мы, кстати, отдельно сегодня будем говорить в конце нашего эфира, в 20:00 по московскому времени, о строительстве инфраструктуры, в том числе о платных дорогах.
Сергей Вячеславович, у меня еще такой вопрос. Вы сказали, что форум экономический является витриной с элементами шоу, да? – красиво подписать, да еще в присутствии правительства, чтобы уж была хоть какая-то, но гарантия. Так, может быть, собственно говоря, и цель многих участников – встреча бизнеса с теми самыми чиновниками высокопоставленными, от которых зависит содействие, так скажем, выполнению некоторых решений?
Сергей Калашников: Вы знаете, стоимость участия для бизнеса в форуме совершенно фантастическая: обычный билет, по-моему, 380 тысяч.
Оксана Галькевич: Но за такое можно и заплатить.
Сергей Калашников: Есть еще там премиум, а есть так называемая платиновая карта, она миллион стоит. Понятно, что бизнес платит, для того чтобы пообщаться при возможности с теми или иными чиновниками. Это, кстати, означает одно, что реального контакта между бюрократией и бизнесом на самом деле нет. Есть отдельные приближенные бизнесмены, есть личные частные контакты, а вот такого широкого доступа и взаимного контакта бюрократии и бизнеса, к сожалению, нет.
Оксана Галькевич: Системы взаимодействия, здоровой системы взаимодействия.
Сергей Калашников: Да.
Оксана Галькевич: И это проблема.
Спасибо большое. У нас в студии программы "Отражение" сегодня был Сергей Вячеславович Калашников, первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по экономической политике. Спасибо, Сергей Вячеславович.
Виталий Млечин: Большое спасибо, что пришли к нам сегодня.
Сергей Калашников: Спасибо.
Оксана Галькевич: Ну а мы не прощаемся, друзья, через несколько минут к вам вернемся.