Сергей Канаев: Органы госконтроля живут еще в 20-м веке, а операторы и владельцы АЗС – уже давно в 21-м

Гости
Сергей Канаев
руководитель Федерации автовладельцев России, директор Национального общественного центра безопасности движения

Наказание за недолив бензина. За недолив топлива на АЗС нужно ввести наказание в виде штрафа в процентах от годового оборота. С таким предложением выступил Росстандарт. Инициативу обсуждаем с руководителем Федерации автовладельцев России (ФАР).

Марина Калинина: Ну что, мы к первой теме сегодняшней? За недолив топлива на АЗС нужно ввести наказание в виде штрафа в проценте от годового оборота, – с таким предложением выступил Росстандарт после выхода отчета о недоливе, причем недоливают на 76% российских АЗС.

Вот несколько цифр еще для вас. При первом нарушении АЗС предлагают облагать штрафом в 1% от годового оборота компании, а при повторном нарушении увеличить штраф до 3% от годового оборота. Совет Федерации пошел еще дальше и предложил привлекать недоливающих автомобильное топливо владельцев автозаправок уже к уголовной ответственности при систематическом обмане потребителя.

Юрий Коваленко: Напомню, по данным Федерации автовладельцев России среди вертикально интегрированных нефтяных компаний недолив был зафиксирован в 20% случаев. В среднем там недоливали чуть больше 1.5% топлива. Среди федеральных и крупных региональных сетей бензин недоливали в 81% случаев, средний недолив составил почти 5%, а максимальный – почти 20%. На мелкосетевых и частных заправках бензин недоливали во всех случаях. В среднем покупателю наливали на 5.5% меньше топлива, чем он приобрел, ну а максимальный недолив составил 8% с лишним.

Марина Калинина: Ну еще добавлю, что свою проверку устроило и МВД, проверили они 600 АЗС, их результаты несколько скромнее, лишь на 10% были выявлены незначительные нарушения по 30-40 миллилитров.

Ну что, сейчас эту тему будем обсуждать? Давай представляй гостя.

Юрий Коваленко: Конечно же. У нас сегодня в студии Сергей Владимирович Канаев, руководитель Федерации автовладельцев России. Здравствуйте.

Сергей Канаев: Добрый день.

Марина Калинина: Здравствуйте.

Юрий Коваленко: Как вы относитесь к такой инициативе? 1% оборота, 3% оборота, уголовное наказание?

Сергей Канаев: Ну вы знаете, Росстандарт нельзя обвинить в непоследовательности и непонимании проблемы. То есть когда мы обратились в Росстандарт в начале года с предложением хоть как-то отследить и понимать, какова проблема вообще по стране, предложили провести экспериментальный мониторинг…

Марина Калинина: То есть вы были инициатором всей этой истории?

Сергей Канаев: Ну мы обратились, потому что у нас были жалобы в связи с вот эти удорожаниями топлива и так далее. У нас очень большое количество жалоб было в том числе с регионов с южных. И мы предложили провести вот этот мониторинг, предварительно представили, как мы собираемся это сделать, Росстандарт сказал, что в плане именно эксперимента это было бы очень полезно, для того чтобы понять вообще массовость этой проблемы, и далее уже можно было бы как-то, я не знаю, вырабатывать систему, какие-то определенные решения выносить. Потому что без понимания это сделать невозможно.

Почему я говорю «без понимания»? На сегодняшний момент у Росстандарта есть возможность только плановых проверок раз в 3 года. Представьте: вы приезжаете, предупреждаете человека, и он еще при этом будет вам недоливать или продавать некачественное топливо? Это практически бесполезный расход…

Марина Калинина: Но тем не менее у них такие цифры, что 76% заправок недоливают бензин, притом что эти проверки плановые, как вы говорите.

Сергей Канаев: Марина, 76% – это данные Федерации автовладельцев России, причем это данные не по всей Российской Федерации, а именно по 13 регионам. Всего участвовало в программе, в этом эксперименте более 150 заправок, я вам даже скажу, но именно 34 почему? Потому что мы брали все бренды, у нас было 5 ВИНКов (ну потому что ВИНКов не так много, я имею в виду вертикально интегрирующие и нефтедобывающие компании), очень большое количество было АЗС крупных региональных, федеральных сетей, там был действительно 81%.

Ну и что касается частных, мелких АЗС, понимаете, там сложность в чем? Они погоду в целом не отражают, а проверив два десятка, мы поняли, что не имеет дальше смысл продолжать эту работу. Тем более представьте себе, Федерация автовладельцев России сделала это абсолютно добровольно, никто ее не финансировал. Поэтому здесь когда говорят, что выборка мала, – мы не спорим, мы только предоставляли данные для Росстандарта. И здесь очень серьезная ошибка, когда говорят, что здесь нарушение по всей России. Не по всей России, мы очень скромно, мы проверили…

Юрий Коваленко: Но все же что значит «выборка мала»?

Сергей Канаев: Из того, что мы проверили, такое-то количество действительно не отвечает стандартам.

Юрий Коваленко: Факт кражи бензина фактически уже доказан.

Сергей Канаев: Юрий, ну просто чтобы нас не переоценивали, мы скромно, что мы провели работу, но это всего лишь данные, для того чтобы дальше заниматься этим вопросом.

Что касается МВД, я спорить не буду, 600 АЗС – это, конечно, много, но вопрос, как вы это проверяли. Если вы проверяли с помощью того же мерника, вы знаете, это абсолютно бессмысленно с учетом того режима программного обеспечения, которое на сегодняшний момент есть в арсенале у операторов. Вот представьте себе, когда мы говорили буквально 3 месяца назад о том, что режим налива топлива переключается именно с брелка, оператору даже знать не нужно, то сейчас мы обнаружили еще новшество. Представьте себе клавиатуру вашего компьютера; вы можете положить ручку справа, будет наливаться ровно столько, сколько положено, а перекладывая ее, будет наливаться столько, сколько положено по недоливу. Вот как может МВД это обнаружить? Приходят и говорят: «Налейте нам в мерник», – да, пожалуйста, ровно 10 литров, тем более… А мы проверяли, почему у нас вошли вот эти 34 АЗС, мы проверяли гораздо больше, нам важна была выборка, чтобы были одинаковые условия. Здесь мы бы брали ровно на определенное количество по сумме, до этого мы брали по литражу (по 10-20), чтобы понять систему, кто все-таки недоливает, – операторы, слесари, или это системно.

Марина Калинина: Автомат.

Сергей Канаев: Или это системно кто-то говорит, чтобы недоливалось. И здесь вот эти данные, я думаю, намного интереснее. Хотя как сказал руководитель Росстандарта Алексей Владимирович Абрамов, интересна сама по себе реакция бизнеса. То есть, понимаете, у кого все хорошо, там и никаких возмущений не было, а кто попадал в зону риска, там было очень много возмущений. Более того, на нас даже обязались подать в суд на клевету, но дело в том, что здесь не назван ни один бренд, кого вы защищаете? То есть если мы никого в данном случае не подставляем, то…

Марина Калинина: Вас еще и критиковали, получается?

Сергей Канаев: И критикуют до сих пор, какая-то критика даже обоснованная, когда нам говорят, что мы не соблюдали меру пожарной безопасности, что наливали в канистру, а не в бак. Мы говорили: «Баки тоже пластиковые». А что касается пожарной безопасности, насколько возможно мы, конечно, это делали, но тем не менее я согласен, что мы рисковали.

Марина Калинина: Давайте послушаем Виолетту, она нам дозвонилась из Краснодара, у нее есть своя история. Виолетта, здравствуйте, вы в эфире, слушаем вас.

Зритель: Добрый день. Ну вот я хочу спросить, как вообще можно доказать на заправке, что у людей недолив? Потому что по счетчику у них все как положено, и сумма проходит, и количество бензина, но по баку видно, что бензина мало налито. Как я могу предъявить претензии? Они скажут: «Это вам кажется».

Сергей Канаев: Ответ, я готов ответить Виолетте.

Марина Калинина: Ответьте, пожалуйста.

Сергей Канаев: Виолетта, никак вы не можете доказать. После того как топливо поступило уже в бензобак, доказать что-то практически невозможно. Все, что вы можете, – это обратиться в органы госконтроля, которые могут приехать и то же самое сделать, как МВД, взять мерник, набрать туда 10 литров и проверить, был ли там недолив или нет. Больше никак, потому что органы госконтроля живут в XX веке, а операторы АЗС и владельцы АЗС уже давно в XXI веке, они все это очень хорошо просчитали. Тем более мы знаем, внеплановых проверок нет, наказание практически отсутствует, плюс у нас еще каникулы для малого бизнеса. Все это, конечно, очень сильно способствовало развитию вот этой системы.

Но самое главное, я считаю: кто бы что ни говорил, причины, конечно, экономические, причинно-следственная связь, когда оптовая цена выше розничной, даже вы добропорядочный продавец, вы не сможете долго покрывать эти расходы, вам нужно, я не знаю, какой-то дополнительный бизнес, сервис, еще что-то, но это практически невозможно в сегодняшних условиях. Поэтому нужно выравнивать, конечно, в первую очередь экономические весы, а после этого уже браться за тех недобросовестных продавцов, которые недоливают или торгуют некачественным топливом.

Марина Калинина: Давайте об этом мы поговорим буквально через пару минут, потому что наши корреспонденты из Кирова и Владивостока проверяли, обманывают ли на заправках именно в этих конкретных городах. Давайте посмотрим репортаж и дальше продолжим беседу.

СЮЖЕТ

Юрий Коваленко: Перелив крайне редкий.

Марина Калинина: А вот интересно, вообще в деньгах кто-то считал, какой масштаб бедствия?

Сергей Канаев: Вы имеете в виду уже в миллионах, на сколько заправляют?

Марина Калинина: В миллионах, в миллиардах, я не знаю.

Сергей Канаев: Нет, смотрите, чтобы посчитать ущерб, нужно провести действительно очень серьезный мониторинг по стране. То, что сделали сейчас ваши корреспонденты, конечно...

Марина Калинина: Это только два города, представляете?

Сергей Канаев: Это не то что два города, это не методика, поверьте. Просто здесь это, конечно, может сделать любой автовладелец, но сказать, что вот эти показания точны, конечно, и чтобы в 1% они укладывались, как вот брали мы, очень сложно. Что касается нас, во-первых, мы брали это в режиме тайного покупателя, когда вы вставляете пистолет в горловину бака, далее по топливопроводу бензин идет не в бак, а в специальную емкость, эта емкость предварительно завешена, с помощью объемно-массового метода мы вычисляли, сколько же там топлива. Потому что может быть нагревание бензина, соответственно, объем больше, и так далее, то есть мы учитывали все условия, для того чтобы нас никто не упрекнул в том, что мы делаем это неправильно, и то нас упрекают, поверьте.

Но нас самих радует, что действительно там, где наливают, как у вас корреспондент сейчас во Владивостоке передавал, там действительно методика показывает, что в погрешность в 1% мы укладываемся с лихвой. Но самое главное, что она работает, и нас радует, что в конечном итоге Росстандарт не просто сказал: «Ребята, молодцы», – а они сейчас проводят метрологические исследования, экспериментальные исследования, для того чтобы эту методику взять в основу к себе на вооружение…

Марина Калинина: …и использовать ее.

Сергей Канаев: Вот понимаете, когда нам говорят, чтобы мы назвали те АЗС, где недоливают, мы говорим: «Понимаете, сегодня там недоливают, сегодня это ООО «Ромашка», завтра это будет какое-то другое». Нам интересно, чтобы вы без проблем заправлялись везде, а для этого нужно, конечно, чтобы вот эта методика была у органов госконтроля, и конечно этому поможет добровольная сертификация, для того чтобы действительно сделать риск-ориентированные проекты и отделить, собственно говоря, тех людей, которые дорожат своим авторитетом, вы покажите, что они действительно молодцы, а вот это вот те люди, с кем нужно бороться. Я думаю, эта проблема вместе с решением экономических вопросов будет решаться намного быстрее.

Марина Калинина: Давайте послушаем Сергея из Москвы, он нам дозвонился. Сергей, здравствуйте.

Зритель: Добрый вечер.

Марина Калинина: Да, слушаем вас.

Зритель: Я согласен прежде всего с вашим гостем, который говорил, что под предлогом пресловутой пожарной безопасности запрещают прозрачную тару на заправках заполнять топливом. На самом деле московские аппетиты по сравнению с теми очерками, которые вы показали, гораздо больше. Когда заправляешь 50-55-литровый бак, недоливают до 4-х литров. Я работал на «скорой помощи», и выработана система, что в часы пик, особенно когда люди не обращают внимание, что им налили в бак, и платят за воздух, спешат в том числе в конце рабочего дня, не зря в Москве только на известных брендах не по причине того, чтобы залить качественное топливо, а просто не платить за воздух, поэтому люди заправляются на известных заправках.

Грешат этим делом прежде всего дочерние организации, у которых я заметил характерную особенность: чем качественнее бензин, тем больше недоливают. Если бодяжат, особенно в Подмосковье, недоливают, то вот эти очерки говорят прежде всего о том, что миллиграммы… Когда ваши корреспонденты показывают недолив, это говорит прежде всего о некачественном бензине, поэтому так называемый заправщик компенсирует якобы тот уже заблаговременно некачественный бензин тем количеством, которое все равно у вас отнимает и перекладывает на плечи…

Марина Калинина: Слушайте, у вас интересные наблюдения какие-то, мы как-то в эту сторону… Мы это не обсуждали пока.

Сергей Канаев: Человек с опытом, понимает о чем говорит.

Зритель: Я за рулем 20 лет, поэтому я хочу сказать, что вот это все перекладывается на наши плечи, все издержки и затраты бизнеса, который порой нечестно, а просто грабит нас, и мы платим за воздух, к сожалению, в том числе и портим моторы, когда нам закачивают в том числе некачественный бензин. Это касается и Москвы в том числе.

Марина Калинина: Спасибо вам большое.

Юрий Коваленко: Спасибо.

Марина Калинина: Есть у вас какой-то комментарий?

Сергей Канаев: Да. Москвы касается в том числе, хотя, конечно, в гораздо меньшей степени, потому что по Москве у нас мониторинг показал, это отдельно было, 43%, это в 2 раза меньше практически того, что мы обнаружили. Но что интересно? Марина, когда вы задали вопрос, сколько в миллионах, я не знаю, сколько в миллионах, это нужно понять массовость. Но я бы хотел вам ответить и привести очень хороший пример.

Марина Калинина: Давайте.

Сергей Канаев: На одной АЗС в Краснодарском крае мы обнаружили недолив 19%. Когда говорят, сколько это… Вот представьте, вы заправляете 5 литров, а вам всего лишь 4 залили. То есть если вы купили бензин – а мы покупали его по 44.70 – то вам его залили по 55.20. Вот эту сумму, конечно, можно считать. И когда Росстандарт говорит о том, что нужно ввести 1-2% оборотных штрафов, я считаю, что они говорят именно об этом, потому что одно дело доказательная база, а другое дело, какое наказание будет. Хотя я лично считаю, что, конечно, неотвратимость здесь гораздо важнее, чем ужесточение наказания, потому что сейчас можно ввести и обман потребителя, это та же уголовная ответственность, но тем не менее если это будет упорядочено, регламентировано, конечно, продавцы топлива будут понимать, чем они рискуют. И если вы залили по 44.70 сколько, 20 тонн, 1% вам и посчитают, то есть это нормально.

Юрий Коваленко: Но здесь разговор идет об 1% годового оборота. Вот учитывая маржинальность заправки, для них 1% ощутимый удар?

Сергей Канаев: Очень ощутимо, поверьте, Юрий. Это в данном случае почему идет по нарастающей, 1-2-3%? Потому что даже 1% достаточно. Но вопрос, как быстро будет формироваться вот эта доказательная база, то есть в режиме тайного покупателя. Потому что когда проводят, берут в мерник, многие в данном случае журналисты проводили эксперименты на этой волне, мы говорим: «Ну вы приезжайте, возьмите в мерник, зачем вы возите эти канистры? Берите сразу мерник на 10 литров, они вам прямо ручечкой справа (помните, о чем мы говорили) нальют ровно 10 литров». А когда говорят о том, что сейчас результаты и у МВД немножко другие, – поверьте, когда такая волна создана, конечно, многие сейчас опасаются, сейчас об объективности можно говорить все меньше и меньше, я имею в виду с учетом времени. Поэтому в ближайшее время неопределенное мы проведем еще один мониторинг, только на определенном…

Юрий Коваленко: Общественный контроль.

Марина Калинина: Вот давайте о ваших планах мы чуть-чуть позже поговорим. У нас есть два человека, которые нам дозвонились в эфир. Руслан из Сочи, здравствуйте, слушаем вас, какая у вас история?

Зритель: Добрый день. У меня не история. Дело в том, что я когда-то имел, в общем, свой бизнес, связанный с заправкой, это было много лет назад, я прекрасно знаю вот эту тему, которую вы сейчас обсуждаете. Дело в том, что когда ввели вот эту электронную систему, новые колонки вот эти пошли, недолив осуществляется следующим образом. Когда оператор видит, что пистолет вставлен в бак, он нажимает соответствующую кнопку, благодаря специальной импульсной механике происходит недолив 10% или больше. Если он видит, что все в бак помещается, значит, эту кнопку нажимает, если нет, то отжимает, и таким образом поймать его даже такими проверками невозможно.

Мой совет вашим зрителям такой: все прекрасно понимают, что идет недолив на всех заправках, можно единственным способом – вы катаетесь до тех пор, покамест у вас не загорается лампочка на вашем топливном счетчике, и потом заправляете на определенной заправке на определенной колонке, и потом смотрите по счетчику, сколько вы проезжаете, а потом методом сравнения вы можете выбрать. Вот это единственное, что в данной ситуации можно предпринять.

Марина Калинина: Спасибо вам большое за такой совет.

Юрий Коваленко: Спасибо, дельный совет.

Сергей Канаев: Я согласен, что методом сравнения самое, наверное, правильное, то есть когда вы заправляете, заправляйтесь стабильно на одних и тех же заправках, если выбрали, старайтесь меньше… Это удобно и с точки зрения качества топлива, двигатель автомобиля все равно привыкает, лучше не менять поставщиков топлива, как говорится, и с точки зрения понимания того, какой у вас все-таки расход топлива, вы же по расходу можете видеть.

Юрий Коваленко: Но условности, не учитываются же мото-часы, стояние в пробках. Условно, но все же.

Сергей Канаев: Нет, условно, но просто когда говорят о том, как мы можем проверить АЗС, мы говорим, что никак. Вы понимаете, если Росстандарт открыто говорит, что у него нет на сегодняшний момент возможности проводить какие-то проверки, кроме вот этих вот плановых, откуда может быть у человека возможность? И потом вы понимаете, как же можно реагировать…

Юрий Коваленко: Но ведь общественный контроль, можно постоянно тюкать одну и ту же заправку, то есть приезжать, заправляться и выкладывать в тот же самый Интернет, у заправки упадет рейтинг.

Сергей Канаев: Юрий, но это троллинг.

Юрий Коваленко: Ну хотя бы так.

Сергей Канаев: Ну хотя бы так. Если бы мы… Вот когда мы начали этим заниматься в 2013 году, нас бы вот этот вариант устроил. Сейчас нам интересно, чтобы и Марина, и вы заправлялись где угодно и просто не переживали. Если вам недоливают, то вот в рамках погрешности, которая действительно предусмотрена законодательством, с 10 литров это 50 миллилитров, в рамках этой погрешности да, пожалуйста, потому что там действительно может не всегда так точно наливаться, но не больше. Когда вам недоливают 20%... Нас этот случай просто возмутил, то есть мы видели много всего интересного, самые большие недоливы, не поверите, несмотря на то, что здесь меньше в процентном соотношении, но больше как раз в количественном недоливе. То есть у нас в Московской области 43%, что было обнаружено, я вам говорил, а средний процент у нас составлял 12, 12%.

Юрий Коваленко: То есть каждый десятый литр.

Сергей Канаев: Каждый десятый литр.

Марина Калинина: Давайте еще послушаем Константина из Ростова-на-Дону. Здравствуйте, Константин, говорите, пожалуйста.

Зритель: Здравствуйте. Я хотел бы такой вопрос задать. Ваш гость наблюдал ли зависимость между заправками, на которых автомат заливает, то есть автоматические заправки, и между теми, у которых есть операторы? Есть ли там система недолива какая-то? Возможно, допустим, там, где оператор, больше недоливают, а где автомат стоял, там меньше?

Марина Калинина: Ваш вопрос понятен, спасибо.

Юрий Коваленко: Спасибо. Очень интересный, кстати, вопрос.

Сергей Канаев: Смотрите. Что касается автоматических АЗС, в Ростове-на-Дону мы точно не проверяли. Что касается Москвы, здесь заправки, мы с вами знаем, очень известные бренды, я не знаю, как даже говорить. Смысл в том, что у них проблем нет может быть потому, что нет в этом году оператора, который может как-то регулировать, там… То есть у нас были проверки порядка 10 автоматических АЗС, два бренда, которые на сегодняшний момент есть, но тем не менее мы там не обнаружили. Это не показатель для Ростова-на-Дону, но вот что имеем, что проводили, о том и говорим.

И еще я прошу внимания. Когда вы говорили про средний недолив на вертикально интегрированных компаниях, у них не средний недолив, у них всего 20 и 1.63 только вообще в одном случае, скажем, из пяти было обнаружено, в других нет у нас, понимаете? А то у нас сейчас опять скажут, что мы не совсем все правильно объясняем, может быть, кого-то обвиняем, поэтому уточняю.

Марина Калинина: Ну что, мы вас ждем в следующий раз с вашими новыми результатами. Надеюсь, что все как-то…

Сергей Канаев: Мы вам подведем, во-первых, к концу года обязательный рейтинг по качеству тех или иных сетей… 

Марина Калинина: Прекрасно.

Сергей Канаев: Обязательно приглашайте, мы обязательно расскажем для зрителей…

Марина Калинина: Мы посмотрим, что Росстандарт будет в этом направлении делать.

Сергей Канаев: …хотя бы по регионам. Нам сейчас предстоят много интересных поездок уже по конкретным регионам, то есть отдельно взятый регион. Естественно, у нас будет о чем поговорить.

Марина Калинина: Ну ждем от вас отчета тогда, ждем вас еще раз.

Юрий Коваленко: Спасибо.

Марина Калинина: Еще раз спасибо большое. Сергей Канаев, руководитель Федерации автовладельцев России.

 

 

 

 


Подписаться на ОТР в Яндекс Дзене

  • Все выпуски
  • Полные выпуски
  • Яркие фрагменты
  • Интервью
  • Сюжеты