Мария Карпова: На связи Сергей Казарновский, директор школы «Класс-центр», заслуженный учитель России. Сергей Зиновьевич, здравствуйте! Рады вас видеть. Петр Кузнецов: Здравствуйте! Сергей Казарновский: Да, добрый день! Здравствуйте. Мария Карпова: Сергей Зиновьевич, вот предыдущий наш эксперт, психолог, была категорически против дистанционного обучения. «Вредно, – она говорит, – это для детей, для их психики». Как считаете вы? Сергей Казарновский: Мне вообще кажется, обсуждение этой проблемы не имеет смысла в ситуации, в которую мы попали. Мы попали, ну, война, ну, появился враг невидимый. Гражданские войны – всегда очень страшные войны, потому что невидимый враг. И что в этой ситуации обсуждать? Это был вынужденный выход. И я считаю, что это дало колоссальные возможности людям посмотреть на очень многое. На то, как может быть устроено по-другому образование, на то, как мы вообще-то умеем общаться, не общаться, нам … экран… Я про это, думаю, надо отдельно говорить. Но, в принципе, обсуждение этой проблемы не очень такое, мне понятное. Да, случилась такая беда. Мария Карпова: То есть, надо пытаться действовать в тех рамках, которые вот нам задает действительность. Сергей Казарновский: Ну конечно. Ну конечно. Мария Карпова: А кому, кому сложнее в этой ситуации – ученикам или учителям? Сергей Казарновский: Вы знаете, сложно и тем, и другим. Почему? Потому что у учителей всегдашняя уверенность, что должна быть мотивация у детей. Мария Карпова: Да. Сергей Казарновский: У детей всегдашняя уверенность, что им должны интересно рассказывать. Учителя каждый раз говорят: «Что я, клоун что ли, чтоб мне интересно рассказывать? Пусть они будут внимательными». Но эти учителя даже не представляют, что умение брать внимание – это их профессиональная работа. Я вот очень часто рекомендую своим учителям, да и не только своим, почитать Станиславкого «Моя жизнь в искусстве». Там очень точно написано, что это за профессия – брать внимание. А учитель – это публичная профессия. Поэтому многим учителям крайне сложно, потому что только некоторые вузы делают попытку, в частности, это было в Ленинском университете не так давно, ввести драматизацию в образование. То есть, научить людей публичности в своей профессии. Сейчас это делается, началось в Московском государственном городском педагогическом университете. И так далее. Многие к этому просто не готовы. А экран – это такая штука, его надо пробить. Вот вы сидите перед экраном, вы дикторы, да? И вы же практически никого не видите. Значит вам надо этот экран пробить на миллион людей, чтобы они слышали. Понимаете? Мы же знаем прекрасно голос Левитана, который пробивал все. Но это же специальный человек, он так умел делать. Или там был Николай Озеров, не знаю, там. Это же профессия. Надо уметь это делать. Все растерялись, понимаете? И я могу сказать, что мы потратили столько же времени, сколько все остальные, совершенствуя это. И, конечно, есть одна проблема, которую решить нельзя. О ней вы говорили. Это техническое обеспечение. Петр Кузнецов: Да, да. Сергей Казарновский: Это очень большая проблема. И я думаю, что, наряду с тем, как, ну, во многих странах больше, у нас меньше, частенько помогают малому бизнесу и еще кому-то, образованию в этом смысле надо помогать. Из многодетных семей дети. Оборудования, конечно же, не хватает, места не хватает. Ну, это такая ситуация, которая, я считаю, вообще-то говоря, мы научились очень многое делать интересно. У меня сейчас есть письмо, мы на прошлой неделе, я отправил в школу, на так называемый дистант, об этом вы уже говорили. Почему? Потому что требования Рособрнадзора таковы, что, если заболевает один человек в классе, то весь класс уже уходит на карантин. Мария Карпова: Да. Сергей Казарновский: То есть, мы вынуждены частично вести занятия на карантине, частично очно. Значит, оборудуем места, чтобы учителя из школы, которые ведут в разных классах, это все делали. Это очень сложная вещь. Более того, те, кто приходит очно, полупустые классы, потому то родители многих не отправляют, боясь, что будут заражаться, там ехать по городу, и так далее. Поэтому я ввел, мы вернулись к дистанту. Я вам прочитаю сейчас письмо учителя химии, вот вашей любимой, про которую вы… Петр Кузнецов: Сергей Зиновьевич, так вот, запомнить, сейчас успеем. Телезрители просто хотят высказаться. Мария Карпова: Рвутся в эфир. Петр Кузнецов: Давайте их послушаем, да, да, да. Мария Карпова: Елена из Москвы. Елена. Петр Кузнецов: Давно Елена уже на линии. Елена, здравствуйте! Мария Карпова: Здравствуйте! Петр Кузнецов: К письму успеем вернуться. Елена, если коротко, Елена выскажется. Здравствуйте! Зритель: Здравствуйте! Я бывший учитель. Я сейчас на пенсии, да. Бабушка второклассника и мама студента. Мария Карпова: Так. Зритель: Столкнулась с тем, что, значит, у нас был дистант у второклассника. Что я увидела? Как учитель? Во-первых, я увидела методику преподавания, я увидела, что все дети вовлечены, все дети обучены. Я побывала на уроке, меня в целом все устроило. Но при этом, что касается сына, у него сейчас идет дистанционное обучение. Но я его не слышала, не видела, то есть, я, как бы, туда не лезу. Потому что он взрослый мальчик, но, тем не менее, там проблема есть. Там особенность. У меня сын учится в музыкальном училище. И вот особенность, если, например, вокал, то ему все равно приходится ехать на очные занятия. Если танец, то, понятное дело. Петр Кузнецов: Конечно. Зритель: Что на дистанте это реализовать невозможно. В целом дистант можно использовать, как какой-то симбиоз, или как выход из какой-то вот, как сейчас у нас, сложившейся ситуации. Но как панацею, вот с моей точки зрения, использовать нельзя. Потому что, в любом случае, вот, как и зрители звонили, и психолог ваш говорила, что, во-первых, нужно общение детей. Петр Кузнецов: Да. Мария Карпова: Елена, спасибо большое, у нас совсем мало времени. Петр Кузнецов: Да, чтобы не повторяться, да, спасибо вам огромное. Вот об этом симбиозе. Сергей Зиновьевич, не успеваем к этому письму, у вас буквально 30 секунд. Скажите, пожалуйста, ну будущее за каким форматом обучения? Сергей Казарновский: Гибридное образование. Мария Карпова: Гибридное. Петр Кузнецов: Гибридное. Сергей Казарновский: Будущее за гибридным образованием. Это абсолютно точно. Об этом сейчас просто все люди, занимающиеся профессионально, говорят. Очень много вариантов. Вот, в частности, говорила про музыку. У нас каждый, кроме обычного, получает музыкальное образование в школе. Мы придумали уже два года назад, что они начинают, делают свою запись дома, сами, хоть сто раз пишут, находят, и отправляют в гугл-таблицу. Комиссия смотрит там. Мария Карпова: Да, спасибо. Сергей Казарновский: И нет мандража, нет ничего. Мария Карпова: Спасибо. Сергей Казарновский: Настолько эффективная история оказалась. Петр Кузнецов: Да, Сергей Зиновьевич, спасибо. Мария Карпова: Спасибо. Сергей Казарновский был с нами на связи, директор школы «Класс-Центр».