Константин Чуриков: Ну что же, с Днем учителя всех педагогов в нашей стране, всех, кто учит наших детей быть умнее, быть человечнее, быть лучше. Я думаю, что сейчас удачный повод для нас для всех вспомнить тех, кто нас, можно сказать, вырастил и выпустил в эту жизнь. Внизу указан SMS-портал. Марина Калинина: И рассказать о тех, кто сейчас обучает, растит и воспитывает. Так что звоните, пишите, рассказывайте о своих учителях – бывших или настоящих. Константин Чуриков: Можно на WhatsApp отправить фотографию и рассказ, можно SMS-портал 5445 украсить своим сообщением. Ну что? У нас важный год на самом деле, потому что в этом году произошли важнейшие события. Понятно, что сейчас происходит в мире и с нами. Кроме того, если взять просто отраслевые всякие новости, то образование у нас перестало быть услугой, убрали просто это слово из закона. Попытались в этом году снизить бюрократическую нагрузку на учителей. Все-таки это важно, но это не самое главное. Давайте сейчас о самом главном, о важном поговорим с Сергеем Казарновским – это директор школы «Класс-центр», заслуженный учитель России. Сергей Зиновьевич, здравствуйте. С праздником, во-первых! Марина Калинина: Здравствуйте. Сергей Казарновский: Добрый день. Спасибо огромное, спасибо! Константин Чуриков: Вы знаете, вопрос, Сергей Зиновьевич, на самом деле все тот же: как вырастить поколение умных, хороших детей? Как вырастить личность? Мне кажется, сегодня это особенно важно, потому что мы как-то по-другому теперь смотрим на мир и на себя. Вот как нам не потерять это поколение? Сергей Казарновский: Ну, знаете, у Бориса Заходера – правда, не про учителей, а про родителей, которые, в общем, имеют к этому отношение, – есть такой текст: «Будут и воспитанные деточки рождаться, лишь бы нам воспитанных родителей дождаться». Константин Чуриков: Это правда. Сергей Казарновский: Я бы сейчас это сказал про учителей. Только что, вчера был объявлен лучший директор России – это московский учитель школы «Покровские ворота». А вообще в эти дни закончилось буквально несколько конкурсов: «Учитель года России» и среди педагогов дополнительного образования «Сердце отдаю детям». И я скажу об одной любопытной вещи. Как мне кажется, она очень радуется наш народ. Из пятерки лучших учителей двое мужчин. Из пятерки лучших директоров трое мужчин. А в дополнительном образовании из 90 всех участников, которые вышли в финал, 30 мужчин. Это такая штука, которая не может не радовать. Марина Калинина: А это редкость такая, да? Сергей Казарновский: Ну конечно. А вы в школе не учились, наверное? Константин Чуриков: Конечно, редкость. Марина Калинина: Давно это было. Сергей Казарновский: Ну конечно. Замечательно, что это происходит. И это не потому, что… Просто, понимаете, для нормального воспитания человека нужны какие-то очень важные женские качества и, безусловно, важные мужские. Что я буду тут говорить? У вас у всех есть дети… Марина Калинина: Ну конечно, да. Сергей Казарновский: Все прекрасно про это знают. И, конечно, школы страдают от отсутствия мужчин. Вот я вам рассказал то, что происходит сейчас. Это, конечно, важное обстоятельство. Вы говорили: как сделать, чтобы детей воспитывали? И так далее. Это первое. Второе, что мне кажется очень важным. Ну, так случилось… И вы об этом говорите, что сложный год. Мне кажется, что самое страшное – такая агрессивная среда, в которой мы живем. В химии есть такое понятие «агрессивная среда» – это когда из бетона песок получается, из металла бумага. И этому как-то надо противостоять. И школа, на мой взгляд, на мой взгляд, может этому противостоять такой гуманизацией образования. Это очень важные вещи. Про это как бы давно все говорят. Мне кажется, это сейчас важная вещь. И тут нельзя не сказать, что, например, в этом году, в конце прошлого года президентом нашим было объявлено, что в каждой школе должен быть к 2023 году театр, в каждой школе. Это один из таких важных шагов. Когда-то, как вы, наверное, знаете, Кабалевский сделал программу для школ, для всех средних школ России, СССР, музыкальную. Неменский, замечательный художник, сделал программу по рисованию. К сожалению большому, все это из школ ушло. И вот сейчас такой важный шаг этого года, как мне кажется. Мы сказали про то, что школа перестала быть услугой. Это важная вещь, важная вещь! Знаете, в ментальности нашего человека услуга – это «что изволите» или «будьте любезны мне, пожалуйста». Понимаете? Вот такое отношение и к учителям. Ну, слава богу, что это было объявлено еще год назад на конкурсе «Учитель года», где я был членом жюри также. Объявили, что президент наш наконец такую вещь сказал. Это о важных изменениях. Что касается гуманизации. На мой взгляд, это важно. И я сказал – почему. И шаг, который предпринят… Российское движение школьников также этим занимается. Во всех школах должно это появиться как первый шаг к тому, о чем я говорю, вот театр. Мне кажется, это совершенно крутая вещь. Константин Чуриков: Абсолютно крутая вещь. У меня старший учится в лицее, у них там театр. Вы знаете, раньше восьми вечера он дома теперь не появляется, потому что все время там. Это его дом. Сергей Казарновский: Это же замечательная вещь! Понимаете, театр – такая важная штука, это такой мотивационный инструмент вообще. А в чем там проблема? Проблема очень простая. Наши отношения с детьми, воспитание большей частью строится на том, что мы им что-то должны сделать, дать и так далее, и так далее. А театр, как я всегда говорю детям, он на метр над полом поднят, чтобы мы увидели, что когда вы выходите, то вы уже что-то начинаете отдавать, вам есть что сказать. Понимаете? И для человека это очень важно – такое самоощущение своей важности, своей значимости. И театр в этом смысле дает, конечно, огромные возможности. Марина Калинина: Сергей Зиновьевич, давайте все-таки к учителям вернемся и к ученикам. Скажите, изменились ли за последние годы и учитель, и ученик? И если изменились, то как? Сергей Казарновский: Сейчас скажу, сейчас скажу. Вот поступают в этом году дети в первый класс, мы с ними разговариваем. И там есть такое небольшое упражнение. Я говорю: «Давайте я фразу дам: у меня замечательная семья». И он начинает рассказывать, потому что он все знает. Он говорит: «У меня замечательная семья…» – и начинает рассказывать. И я вижу, с каким любопытством смотрят. Он так круто рассказывает! И одна девочка, глядя на него, направляет свой мизинец в нос, достает оттуда все содержимое и направляет в рот. Я смотрю снова – она хочет это сделать второй раз. А я говорю этому парню: «Стоп, пожалуйста». Ей говорю: «Смотри, какой у меня большой палец. Давай мы один раз это все сделаем и завершим эту историю». И тут этот парень шести с половиной лет говорит мне: «Сарказм, да?» Константин Чуриков: Нормально. Сергей Казарновский: Вы знаете, конечно, они совсем другие, это правда, и в отношениях, и в кругозоре, и так далее. Тем более, что… Учителя правда стараются их догнать, потому что эта пропасть компьютерная, которая возникла, конечно, она пропасть. Таких пропастей, таких дырок никогда не было в отношении взрослых и маленьких. И учителя сейчас начинают нагонять. Простите, помогла пандемия, помогла пандемия – люди так интересно и любопытно стали, многие учителя, в том числе и возрастные, пользоваться всякой компьютерной техникой и так далее. Так что вопрос, который стоит, цифровизации образования – это уже довольно решаемая вещь, уже довольно понятная вещь. Еще хочу сказать об учителях. Я сейчас на этих конкурсах был. Идет очень серьезный разговор об инженерном образовании. Масса инженерных классов открываются, проектируются новые школы, где будут эти профессии. Когда я заканчивал школу в 71-м году, мама мне точно говорила: «Ты должен быть инженером». Вот все должны быть инженерами. Потом все это потихонечку ушло, ушло, ушло. И вопрос о технологическом импортозамещении, конечно, он может звучать только тогда, когда появится нормальный… И еще, знаете, такой вопрос возник – о династиях. Потому что сейчас есть актерские какие-то династии, мы видим, есть династии членов корпораций, довольно большие. А вот династий хлеборобов что-то не видно. Что-то династий инженеров особо не видно. Понимаете? А это же тоже такая не манковая ситуация. Мы хотим, чтобы люди пошли в эту профессию, а примеров серьезных, в общем, нет. Константин Чуриков: У нас сейчас династии юристов и экономистов, Сергей Зиновьевич, до сих пор. Сергей Казарновский: Ну мне сейчас навскидку скажите, назовите династию юристов каких-нибудь. Я и не назову, не знаю даже. Константин Чуриков: А давайте поговорим с Еленой из Воронежа. Елена, здравствуйте. Зритель: Здравствуйте. Я из семьи педагогов. Я с глубочайшим уважением отношусь к этой профессии. У меня мама проработала учителем русского языка 40 лет. Я просто хочу всех педагогов, всех сподвижников, которые за нищенскую зарплату работают, поздравить с праздником, пожелать им достойных зарплат, достойной оценки их труда, поменьше писанину и вообще просто счастья! Константин Чуриков: Да, спасибо большое за ваш звонок. Марина Калинина: Спасибо. Константин Чуриков: Давайте еще один примем. Марина Калинина: Таисия из Москвы. Здравствуйте. Зритель: День добрый. Можно уже говорить? Константин Чуриков: Нужно. Марина Калинина: Конечно. Зритель: Я хочу поздравить Наталью Иосифовну, учительницу моих детей, дочки и сына. Это школа 813 была, теперь она относится к 1512. Она уже не работает, но я хочу ей пожелать всего хорошего, в первую очередь здоровья и долгих-долгих лет жизни. А еще я помню свою первую учительницу. Это были Текстильщики, я училась в 488-й школе. Это моя первая учительница. Я храню до сих пор фотографии, с первого и до пятого класса она у меня была. Это вообще чудо, а не учителя! Маргарита Константиновна была. И вот Наталья Иосифовна. Я могу сказать про двух учителей. Самого доброго им, вообще всего-всего! Марина Калинина: Спасибо, спасибо. Константин Чуриков: Да, спасибо большое. Очень много сообщений. Ярославль: «Никогда не забуду моих учителей – Марию Ивановну и Серафиму Васильевну – в Покровской школе-интернате Владимирской области». «С праздником Надежду Михайловну Богомолову, учителя русского и литературы! Ей почти 92 года». То есть вся страна пишет, просто все это зачитать невозможно. Марина Калинина: Сергей Зиновьевич, вот сегодня Виктор Садовничий сказал такую вещь: «Современный учитель должен уметь не только объяснить предмет, но и связывать его с реальной жизнью, объяснить не только что произошло, но и почему». А что еще должен сегодня уметь современный учитель? Сергей Казарновский: Это он должен был уметь всегда, а сегодня это становится, как мне кажется, еще более важным, потому что, на мой взгляд, профессия учителя… То есть учитель – это человек, который решил посвятить свою жизнь на разговоры с детьми, бесконечные разговоры и так далее. И вот это важный вопрос, что Садовничий говорит, действительно. Часто задают вопрос: «А зачем нужна математика?» Или так, самые неудобные дети на уроке иногда спрашивают: «А зачем?» Учителю говорят: «А зачем?» А у него по методике на это нет времени, он говорит: «Потом я тебе расскажу». Так вот, не потом, а сейчас надо говорить с детьми – и тогда, может быть, будет меньше проблем. Еще есть одно важное качество у педагога, которое точно должно быть, и сейчас оно тем более важно, в такой агрессивной истории. Педагог, знаете, как рефери на ринге во время бокса, он состояние грогги (это значит, что нокдаун или нокаут) определяет не тогда, когда человек упал, а когда он поплыл – по глазам. Он открывает счет, а тот говорит: «Да нет, я нормально». Он трет перчатки, а уже поплыл. Вот это важное качество – увидеть, когда поплыл. Дома ли что-то? Что-то не ладится с уроками? И так далее. Вот это очень важное качество! Ну и разговоры бесконечные, без конца разговоры. И на это должно быть время. Вот то, про что вначале был разговор, бумажная всякая история и так далее – это, конечно, очень мешает, когда она чрезмерно бывает. Кстати, вот сейчас вы сказали про династии. Я что-то вспомнил, что у меня прабабушка была директором гимназии в городе Славянске, это на Донбассе. Константин Чуриков: Знаем такой город, да. Сергей Казарновский: Это четырнадцатый год. А бабушка была директором школы в городе Нальчике, прямо перед самой войной. Так что, оказывается, у меня тоже династия есть. Константин Чуриков: Спасибо вам большое. Еще раз с праздником, Сергей Зиновьевич! Марина Калинина: Спасибо. Константин Чуриков: Будем рады вас видеть в следующий раз уже в студии, так сказать, лично и физически. Сергей Казарновский, директор школы «Класс-центр», заслуженный учитель России. Мы можем показать фотографии, которые вы присылаете. Это сейчас на экране, если покажут наши режиссеры, Антоновская школа Нюрбинского района Якутии. «Нина Михайловна, Марианна Михайловна – лучшие классные руководители». Это выпуск 96-го года. То есть на год раньше меня выпустились люди. А еще у нас есть фотография из Хабаровска, учительница прислала (видимо, она). Подпись под фотографией: «Мои маленькие гимназисты». Ну что же, наши корреспонденты провели опрос… Марина Калинина: Да. Спросили жителей разных городов, помнят ли они своего любимого учителя. Давайте посмотрим небольшой сюжет и послушаем, что люди отвечали. ОПРОС Константин Чуриков: Ой, я думаю, каждый может тут сейчас добавить к этому списку своего учителя. Я вспоминаю всегда с теплом учительницу английского Светлану Алексеевну, школа 1280, московская, профсоюзная. Марина Калинина: Ты пользуешься служебным положением. Константин Чуриков: Вот до сих пор, просто до сих пор… Нас учили обязательно выговорить правильно: crocodile! Понимаешь, требовали. Марина Калинина: А мы приветствуем Александра Снегурова – это заслуженный учитель России, историк, кандидат психологических наук, доцент МГПУ. Здравствуйте. Константин Чуриков: Здравствуйте. С праздником, Александр Викторович! Марина Калинина: С праздником вас! Александр Снегуров: Здравствуйте, Марина. Здравствуйте, Константин. Здравствуйте, телезрители. Константин Чуриков: Александр Викторович, хочется начать даже не с учителей, а на самом деле с родителей. Все-таки давайте воспользуемся этим днем и поговорим о проблемах тоже. Вот убрали из закона слово «услуга», теперь образование не услуга. Тем не менее, я думаю, после этого взаимоотношения между родителями и учителями не улучшились. Я смотрю, что происходит в родительских чатах. Хорошая школа, очень хорошая или плохая – все равно, понимаете, вот это напряжение: «Вот она детям сказала вот это. Она не имеет права!» – и начинаются, понимаете, целые эти разборки, извините за выражение. Как все-таки наладить нормальные человеческие отношения? Что для этого нужно? Александр Снегуров: Ну, уже приспособление произошло к данному пейзажу. Я имею в виду, когда услугами считались наши усилия, наша миссия. Так что перейти сразу в поле благополучного диалога очень трудно. Это нужны годы солидарных усилий и педагогов, и родителей, и администраций, и самого гражданского общества. Константин Чуриков: Вы знаете, Александр Викторович, я бы прежде всего изничтожил эти всякие WhatsApp-чаты, Telegram-чаты, потому что, ну давайте признаемся честно, не все люди умеют правильно передавать свои чувства, тем более письменно. Просто многие создают лишнее напряжение. Александр Снегуров: Я не знаю, как насчет таких радикальных мер – уничтожить их или как-то фильтровать. Я не участвую в этих чатах, потому что чувствую нагнетание, о котором вы сказали, и деструктивный такой разговор, ну, такой примитивный, деструктивный разговор. Константин Чуриков: Да-да-да. Александр Снегуров: При этом надо, конечно же, открыть допуск, что называется, родителей непосредственно к учителям на родительских собраниях, а господство виртуального мира урезать. Вот Сергей Зиновьевич говорил, как хорошо, что нас научила пандемия тому, другому, третьему. Но кое-чему она нас и отучила или научила не тому, что нужно: претензии, знаете, быстрая генерация жалоб, которые направляются в департамент, в министерство, в управление. Вот этому тоже научила пандемия и пользование различными гаджетами. Поэтому стоит все-таки умерить эту власть и вернуть человеческий диалог в классе, на родительском собрании, на экскурсии, при обсуждении театральной постановки, чтобы родитель все-таки чувствовал саму атмосферу, в которой находится ученик, и был хотя бы, так скажем, периферийным участником какого-то мероприятия – например, сопровождал бы группу в автобусе во время экскурсии. И тогда он в своих претензиях будет более умерен. Ну а вообще, конечно, администратору сайта, кстати, и в чатах надо ставить культурно на место тех родителей, которые склонны к оскорблениям педагогов, к разного рода дискурсу негативного характера. Константин Чуриков: Александр Викторович, долгое время школа воспитывал, растила, скажем так, в лучшем случае граждан, только непонятно какой страны, а в худшем случае и семья, и общество, и страна воспитывала потребителя, да? Как сейчас сделать так, чтобы росли дети, которые любят свою страну, которые готовы ей помогать, которые элементарно знают историю. Достаточно ли этих «Разговоров о важном», о главном, которые сейчас проводятся раз в неделю? Александр Снегуров: Очень много инноваций в этом году включено в педагогическое поле: и «Разговоры о важном», и, вы знаете, ритуалы по понедельникам, поднятие флага и исполнение гимна, и преподавание истории за счет дополнительного компонента в начальной школе, и в десятом-одиннадцатом классах введение исторического курса. Но всего этого недостаточно, если нет настоящей фигуры педагога, который действительно ведет разговор о важном на любом уроке. То есть это не должно быть рубрикой «Разговоры о важном». Получается, что это какая-то рубрика. Вот там «Разговоры о важном», а на остальных уроках вроде, как предполагается самим этим названием… Марина Калинина:…не очень о важном. Константин Чуриков: Да-да-да. Александр Снегуров: Да. И оценка смещается. Человек формируется на той площадке, где находится педагог, который сам социально ответственный, сам полон эмоций и переживаний за происходящее, устремлен в будущее. При этом он не чужд этому самому ребенку, то есть он находится с ним во взаимодействии. Если педагог будет просто рассказывать сам себе о чудных вещах и о важных, то это будет вращение карусели, но только в прежнем ландшафте. Мы не получим гражданина с набором ценностей, которые хотим получить. Марина Калинина: Александр Викторович, вы как кандидат психологических наук, вот ваша точка зрения… Раньше в школах были психологи. Я не знаю, сейчас где-то остались или нет, есть они или нет. Вот как вы думаете, нужны все-таки психологи в школах? И для кого – для ребенка, для родителей или для учителей? Александр Снегуров: Да, осталось мало психологов в связи с оптимизацией. Медсестры мы не видим порой целую неделю. Психолог на огромную массу детей. Вы совершенно правы, что нужно создавать психологические службы. Когда-то были они, психологические службы, включавшие нескольких психологов. Они нужны и для детей, и для педагогов, и для родителей, причем это разные профили. Ну, если человек многопрофильный – значит, он может иметь дело со всеми названными мной субъектами процесса обучения. Константин Чуриков: Давайте послушаем сейчас звонки, у нас очень много зрителей на связи. В частности, Вероника из Башкирии. Здравствуйте, Вероника. Зритель: Здравствуйте. Константин Чуриков: Да, пожалуйста. Зритель: Я живу в селе Иглино, раньше я жила в Уфе. Я хочу передать привет своим учителям. Конечно, их уже нет в живых, потому что мне уже 50 лет. Таисия Викторовна с четвертого по восьмой класс у меня вела. Алевтина Григорьевна с первого по третий класс у меня вела. Нина Сергеевна – с девятого по десятый класс. Дорогие наши школьные друзья, товарищи учителя вы наши, мы будем помнить и любить всегда преподавание предметов ваших! Константин Чуриков: Спасибо, спасибо за ваш звонок. Еще один. Очень много желающих высказаться, вспомнить свои школьные годы. Ия, Нижегородская область. Здравствуйте. Зритель: Здравствуйте. Нижегородская область, город Бор. Меня зовут Ия. Я хочу выразить учителю младших классов благодарность, огромнейшую благодарность, Сидоровой Елизавете Викторовне, за умение вдохновлять своих учеников, вдохновлять родителей, стремиться к учебным знаниям. Это Учитель и Наставник нас и наших детей с большой буквы. Спасибо ей за справедливость, спасибо за открытость! Очень большая благодарность. Все родители очень рады, что у нас такой учитель. Благодарность ей с большой-большой-большой буквы! Константин Чуриков: Спасибо за ваш звонок. Александр Викторович, вот такая грустная эсэмэска из Красноярского края: «Всех учителей с праздником! 30 лет образование держалось исключительно на энтузиазме педагогов. Может быть, теперь кто-то оценит по достоинству наш труд, мастерство и терпение?» Есть такие попытки сегодня? Александр Снегуров: Ну да, такие робкие попытки есть. Я сожалею, что, действительно, оснований для подобных печальных сообщений имеются. Многие педагоги, к сожалению, опять же, в эти годы покинули педагогическую площадку, и по разным обстоятельствам: из-за пандемии, из-за роста бюрократизации, коммерциализации, из-за незащищенности педагогов, слабой работы профсоюзных организаций. Вот как раз часть инициатив, которые стартовали в этом году, и несут в себе, на мой взгляд, этот импульс по изменению ситуации. И, конечно, вопрос материальный – по оснащению школ, кабинетов, по подъему зарплат, по выплатам за разные компетенции педагогам –должен решаться в регионах без отсрочки, четко, последовательно и прозрачно. Марина Калинина: Александр Викторович, был период времени, когда в педагогические институты и училища шли люди, которые не смогли поступить в какие-то другие вузы. И это казалось: «Ну, если не поступил – в педагогический». Сейчас какая ситуация? Люди идут по призванию? Или все-таки осталось вот то ощущение того, что педагогический – это как-то на крайний случай? Александр Снегуров: Ну, осталось, осталось. Я сам о педагогическом вузе узнал… Я в Москве родился и учился. Я узнал, что в Москве есть педагогический институт, в десятом классе. К сожалению… Ну, это не то что к сожалению, а это так устроен мир. Педагогов, осознающих свою миссию, всегда будет небольшое число. А их, вообще-то, педагогов, требуются миллионы, поэтому это неизбежная картина. Остаются такие люди, которые вынужденно поступают. Но при этом мы не должны забывать о группе мотивированных, ярких людей молодых, которые хотят именно работать в школе с детьми. Это не миф какой-то, который разобьется в первые недели и месяцы, а это, в общем-то, убеждение и такое устойчивое желание. Вот так вот. Константин Чуриков: А как быть с мотивированными и готовыми учиться? Я имею в виду, естественно, учеников. Вы знаете, сейчас хочется… ну, время такое, хочется самим себе перестать врать. У нас очень многие новости и реформы в школе носят такой «галочный» характер. Придумали эти, не знаю, вертикали: математическая вертикаль, гуманитарная вертикаль. Господи, какая вертикаль, если все тот же педагог, все та же самая программа? Просто кто-то захотел и пошел к нему, а кто-то захотел и пошел в более гуманитарный. Ну, это же все профанация. Как сделать так, чтобы те, кто хочет учиться, чтобы они учились? Те, кому надо, так сказать, друг друга мутузить, не знаю, стекла выбивать – ну, пускай они, я не знаю, этим занимаются, но в каком-нибудь другом классе. Александр Снегуров: Я совершенно согласен с вами, что много… Опять же, возвращаемся к фигуре педагога. В основном вокруг нее создается сообщество настоящих учеников, которые хотят учиться, если педагог стремится к этому. Вернуться к сети, в этом ничего страшного нет, к сети школ для ребят с различными девиациями, для хулиганов. По сути, была же разрушена эта система. Говорят: «Пусть адаптируются. Пусть такой человек находится в социуме». Он адаптируется, но получается, что хулиган или человек с девиантным поведением просто срывает урок и в целом занятия на протяжении года. Так что распределять по классам, да. Пусть будут инженерные, космические, но и классы… И в этом нет ничего постыдного. Должно быть мобильное попадание туда и, может быть, выход из этого класса разных учеников. Константин Чуриков: Для буйных, да, для особо буйных. Александр Снегуров: Ну да. Ничего в этом постыдного нет. Потому что мы знаем, что многие мотивированные ученики, желающие учиться, ушли из школы на домашнее, на очно-заочное обучение, потому что хулиганы не давали им нормально заниматься, потому что педагог третью часть урока тратил на решение дисциплинарных вопросов, потому что процветали в школе пороки. Константин Чуриков: Ну да. Так они и в школе, и в семье, значит, они тоже есть. Александр Снегуров: И получается, что у нас во многом, так скажем, позитивное содержание школы ушло за ее стены. Ну, можно радоваться, конечно, что в виртуальных рамках она остается, но я все-таки хочу, чтобы оставалась эта настоящая сердцевина педагогики на самой школьной площадке, в здании школы, и чтобы это здание вызывало не раздражение, не опасения, не тревогу, а притягивало и вселяло надежду. Константин Чуриков: Спасибо вам большое. Марина Калинина: И оставляло хорошие воспоминания потом. Спасибо. Константин Чуриков: Спасибо, Александр Викторович. Александр Снегуров, заслуженный учитель России, историк, кандидат психологических наук, доцент МПГУ, был у нас в эфире. Много звонков, много сообщений. «С Днем учителя Калерию Михайловну Звонареву! Город Чита». Так, что тут еще? Марина Калинина: Звонок из Екатеринбурга. Любовь, здравствуйте. Зритель: Здравствуйте. Марина Калинина: Да, добрый день. Зритель: Я хотела бы поздравить… У меня была тетя Лидия Борисовна, она до 90 лет почти работала, она была преподавателем английского языка. Она закончила педагогический институт в Екатеринбурге, потом она переехала по направлению в Краснотурьинск, там она работала, в общем, с 54-го до пенсии, а потом она еще работала в институтах, в колледжах, везде преподавала английский и немецкий язык. Она умерла в этом году, ей исполнилось 90 лет. И потом она занималась с учениками уже дома английским и немецким. Ей очень много отзывов пришло. Ученики ее везде разъехались, очень ее любят. Даже постоянно на День учителя приходили и поздравляли ее, на день рождения. Везде у нее ученики разъехались: в Германии, в Исландии. В общем, много везде. Очень ее ценят и хвалят. Константин Чуриков: Спасибо, спасибо, Любовь, за ваш звонок. Марина Калинина: Спасибо. Константин Чуриков: Что касается учителя английского языка, то, конечно, так долго этим заниматься – это сложно, потому что язык постоянно меняется. Я тут недавно узнал… Кто-то чихнул в семье, и я сказал: «God bless you». Мне ребенок говорит: «Папа, уже god они там не говорят, они говорят просто: bless you». Марина Калинина: Так не говорят. Константин Чуриков: Мы продолжим через несколько минут, будем говорить – ну что? – о нашей жизни, о том, что теперь с книгами могут быть проблемы. Марина Калинина: Ну да. А если вы хотите поздравить своих учителей, то вы можете сделать это вечером, потому что мы будем опять возвращаться к этой теме.