Аккредитация вузов. 50 крупнейших российских университетов обратились к президенту с предложением упразднить действующую систему госаккредитации вузов как устаревшую. Какие изменения нужны этой системе? Наш эксперт – академик Международной академии наук педагогического образования Сергей Комков. Ольга Арсланова: А мы продолжаем. Российские ВУЗы против государственной аккредитации: 50 крупнейшим университетов обратились к президенту Владимиру Путину, они предлагают упразднить действующую систему как устаревшую. Юрий Коваленко: По мнению авторов обращения, сегодня госаккредитация сводится только к проверке условий, необходимых для осуществления образовательной деятельности; повторяю, процедура лицензирования носит исключительно документарный характер. А вот эксперты, проводящие проверки, часто даже не обладают достаточной квалификацией и даже репутацией для принятия самостоятельных решений. Ольга Арсланова: Что предлагают представители ВУЗов вместо этой с их точки зрения устаревшей системы? Они предлагают разработать и внедрить новую систему контроля и оценки качества высшего образования и перейти от проверок силами ведомственных экспертов к проверкам более квалифицированных людей, уполномоченными федеральными учебно-методическими объединениями вместе с профильными советами по профессиональной квалификации, можно так это назвать, с общественным, научным контролем, то есть пускай проверяют, с их точки зрения, ВУЗы, которые понимают, что такое качественное образование. Поговорим о том, как происходит госаккредитация ВУЗов сегодня и что, возможно, в ней стоит улучшить, с нашим гостем: у нас в студии академик Международной академии наук педагогического образования Сергей Комков. Сергей Константинович, здравствуйте. Юрий Коваленко: Здравствуйте. Сергей Комков: Здравствуйте. Ольга Арсланова: Наверное, понятно, почему появилось такое письмо. Было два громких решения буквально недавно по двум ВУЗам, по Европейскому университету, по "Шанинке", там, я так понимаю, лишение аккредитации в двух этих случаях, и вот мы видим реакцию коллег. Как вам кажется, справедливы претензии у представителей ВУЗов к этой системе? Сергей Комков: Я бы сказал так: эта проблема уже даже перезрела. Дело в том, что эта проблема возникла не сегодня и даже не вчера, эта проблема возникла, может быть, даже лет 10-15, а может быть, даже 20 лет назад. Об этой проблеме, о том, что система государственной аккредитации и лицензирования ВУЗов построена неверно, говорили ректоры ведущих ВУЗов уже очень и очень давно. И о том, что заниматься этим должны не чиновники, которые порой понятия не имеют о том, как работает реально ВУЗ, каким образом осуществляется учебная деятельность в том или ином учебном заведении и кто конкретно делает то или иное учебное заведение, каковы должны быть критерии оценки деятельности учебных заведений, об этом говорили еще 15-20 лет назад. Но тем не менее чиновники упорно стояли на своем. Ольга Арсланова: А как они проверяют ВУЗы сегодня? Юрий Коваленко: Как качество образования вообще проверить можно? Сергей Комков: Проверяют образование сегодня в ВУЗах чисто по формальным признакам. Ольга Арсланова: То есть давайте уточним: не качество образования проверяют, проверяют формальные признаки – какое здание, какой там сделан ремонт? Что они проверяют? Сергей Комков: Будем так говорить: они вроде бы говорят о том, что они проверяют и качество, но проверяют это чисто документально, по бумажкам, по тем отчетам, которые предоставляют ВУЗы. И чем лучше ты отчитаешься по бумажкам, тем, значит, ты более качественно работаешь. Поэтому тот, кто подсуетится, тот, кто представит более, так сказать, качественные документы, не реально покажет работу ВУЗа, а качественно покажет документы, тот и получается в хороших и передовиках. А тот, кто реально работает, но при этом у него не хватает времени, для того чтобы заниматься тем, чтобы вот эти самые бумажки готовить, а он занимается реальной работой со студентами, с аспирантами, с преподавательским составом, формирует учебно-материальную базу, занимается огромной массовой научно-исследовательской работы… Ольга Арсланова: Ну то есть своими прямыми обязанностями. Сергей Комков: Своими прямыми обязанностями, но порой какие-то чисто формальные условия не соблюдает, те оказываются порой в не очень выгодных условиях. Юрий Коваленко: То есть если я вас правильно понимаю, какой-то средний институт, который выдает филькины грамоты, который не учит фактически ничему, предоставляет отчет о том, что у него отличников больше, чем двоечников, о том, что они какие-то статьи в каких-то хищных журналах публикуют… Сергей Комков: Совершенно верно, да. Юрий Коваленко: …он будет лучше для этой комиссии, нежели какой-то серьезный ВУЗ? Сергей Комков: Да, да. И кстати говоря, вы знаете, где-то лет 10-15 назад вы помните, какая огромная была масса у нас так называемых вот этих шарашкиных контор? Ольга Арсланова: Как раз ваши коллеги в этом письме и указывают на то, что в период с 2012 по 2017-е гг. благодаря этой системе аккредитации удалось закрыть много ВУЗов, которые действительно некачественные услуги предоставляли. Но сейчас ситуация изменилась. Действительно ли для чего-то послужила полезного эта система? Ведь смотрите, их стало меньше, этих шарашкиных контор, о которых вы говорите? Сергей Комков: Ну это не благодаря тому, что усилился государственный контроль. Ольга Арсланова: А почему? Сергей Комков: Это не государственный контроль усилился, это усилилась работа правоохранительных органов после того, как очень серьезно занялись вот этой вот деятельностью так называемых вот этих шарашкин контор правоохранительные органы. А кстати, они начали активно работать после и наших выступлений. Кстати, я с собой захватил, еще в 2007 году вышла моя книга, она с таким достаточно звучным названием вышла под названием "Стерва". Ольга Арсланова: Похожа на любовный роман. Сергей Комков: Похожа на любовный роман, но если посмотрите даже на обложку этой книги, здесь с одной стороны фотография симпатичной женщины, а вторая половина – это тигрица. Это рассказ о бывшей руководительнице департамента Министерства образования и науки, которая занималась выдачей как раз документов об аккредитации и лицензировании высших учебных заведений. И вот эта конкретная история о том, как проходила аккредитация одного из негосударственных ВУЗов. Так вот с этого прекрасного, прекрасно работающего ВУЗа потребовали взятку в 200 тысяч долларов всего лишь. Но дело в том, что просто была система целая, когда туда, в этот департамент, носили целыми чемоданами денежки, за эти денежки выдавались лицензии, аккредитационные свидетельства и так далее. Ольга Арсланова: А откуда у вас эта информация? Сергей Комков: Эта информация абсолютно достоверная, это на основе реальных документов, все это описано было. Ольга Арсланова: Было уголовное дело? Сергей Комков: После выхода в свет этой книги вот эту даму уволили из Министерства образования, просто ее не успели поймать за руку, но ее уволили оттуда со службы, а правоохранительные органы очень серьезно занялись всей этой системой, и началась чистка очень серьезная. Так вот не надо говорить о том, что какая-то произошла внутренняя серьезная работа в самом ведомстве, а просто серьезно занялись своей работой правоохранители. Но на сегодня надо менять в корне систему аккредитационную. И вот то, что сегодня предлагает та группа ректоров, которые вышли с этой инициативой, в какой-то степени я бы считал таким переходным этапом. Но меня здесь настораживает только одно, меня настораживают те фигуры, которые возглавили это движение. А именно меня настораживает, что вот одним из руководителей этой группы оказался господин Кузьминов, ректор Высшей школы экономики. Ольга Арсланова: Почему? Что вас смущает? Сергей Комков: Потому что Высшая школа экономики на протяжении всех лет своего существования с 1992 года, когда она была создана, является инициатором целого ряда преобразований в российской системе образования, которые ведут к развалу системы российского образования. Это введение Единого государственного экзамена, то есть тестирование учащихся, это нормативно-подушевое финансирование и целый ряд других преобразований, которые разваливают систему образования. И вот то, что сегодня господин Кузьминов вдруг решил возглавить вот это движение, меня очень настораживает, поэтому я думаю, что менять систему аккредитации надо, заниматься этим действительно должно профессиональное сообщество ректорское вместе с сообществом работодателей, которые заинтересованы в получении высококвалифицированных профессиональных кадров, а не чиновники Министерства образования… Вернее, теперь это называется Министерством высшей школы и науки. Делать это должно высококвалифицированное профессиональное сообщество. Ольга Арсланова: Давайте послушаем наших зрителей. У нас на связи Воронеж, Сергей, здравствуйте. Зритель: Здравствуйте. Мне очень импонирует позиция гостя вашей программы. Конечно, надо критерии менять, подрихтовать надо что-то и в центр поставить студента, каково ему в ВУЗе. Я вот… Дети учатся, один закончил, не буду называть, какой, но главный в Воронеже, – закрыта столовая, качество в общежитии невозможное, ни буфетов, ничего. Есть, например, только в общежитии для иностранных студентов буфеты, извините, местные и так обойдутся. Ну о ценах, открываем коммерческие кафе в ВУЗах, берем пример с Высшей школы экономики, драть три шкуры со студента. Не торопитесь, извините, доить, его еще надо вырастить, поэтому надо вот эту еще сторону, здоровьесберегающую строчку поставить, а накормили ли мы его, а одели ли, а обули? Вы посмотрите, давайте сравним, какая забота в американских ВУЗах, вы правильно соглашаетесь со мной, и как раздеть, разуть, вот это лозунг высшей школы. И пора и президенту на это посмотреть, заботиться о своем народе, последний народ скоро убежит в Америку. Ольга Арсланова: Спасибо вам. Не нужно, наверное, одевать и обувать, не такая у ВУЗа задача, но… Юрий Коваленко: В Штатах наверняка и образование дороже. Сергей Комков: Во всяком случае социальная забота… Ольга Арсланова: …спросить вообще мнение студентов было бы неплохо в процессе аккредитации, кого и хочет… Сергей Комков: Социальная сторона должна быть обязательно соблюдена. Социальная сторона жизни студента и преподавателя обязательно должна быть учтена при выполнении аккредитационных всех принципов. Ольга Арсланова: Хорошо, а уровень образования разве нельзя измерить простым способом, провести какое-нибудь тестирование студентов? Сергей Комков: Нельзя. Ольга Арсланова: Посмотреть, как эти студенты трудоустроились, насколько они востребованы на рынке труда, и потом прибавить какие-то баллы ВУЗу или отнять? Сергей Комков: Это слишком простой, знаете, способ. Мы все пытаемся как-то упростить, простым тестированием все быстро решить. Вы знаете, это очень непростая проблема, и я вообще бы не стал делать такой, знаете, постоянный замер через каждые 5 лет, потому что у нас сегодня ВУЗы каждые 5 лет проходят вот эту вот процедуру. Вы представляете, во что мы превращаем? – мы превращаем работу ВУЗа в сплошной ад, потому что… Ольга Арсланова: Особенно на время аккредитации, там работа останавливается. Сергей Комков: Да. Потому что как только подходит период аккредитации, ВУЗ фактически прекращает свою работу. Вместо того чтобы заниматься нормальным учебно-воспитательным процессом, весь ВУЗ встает на дыбы, встает на уши и вместо того чтобы учить студентов, заниматься с аспирантами, заниматься своей основной деятельностью, весь ВУЗ начинает готовиться к этой вот процедуре, бумаги писать, отчеты писать, составлять какие-то непонятные графики, заниматься всякой ерундой. Ради чего? Не надо этого делать. Зачем такая постоянная нервотрепка, которую устраивают ВУЗу? Тем более если этот ВУЗ успешный, если у него прекрасные показатели, зачем ему каждые 5 лет устраивать эту постоянную нервотрепку? Ольга Арсланова: Послушаем еще одну нашу зрительницу, Любовь из Алтайского края на связи с нами. Здравствуйте. Зритель: Здравствуйте, дорогие телеведущие. Ольга Арсланова: Здравствуйте. Зритель: Я хотела бы сказать про нашу алтайскую Академию экономики и права, которая находится в Барнауле. Его просто так, я не знаю за что, просто так перечеркнули одним росчерком пера в Москве где-то, а наши дети остались на улице. У меня внучка отличница, закончила там 3 курса и все, нас выкинули на улицу, сказали, всех хотели запихнуть в наш АГУ, но мы туда не пошли. Еще самое странное, что в конце 3 курса во время экзаменов нас заставили заплатить 45 тысяч, половину того, что мы должны в течение года 4-го курса заплатить, нам так деньги и не вернули, ничего нам не вернули, обанкротили этот институт. Сколько туда ни писали в Москву, сколько ни бились, академию разбили, а там столько было хороших специальностей, которые… Во всей Сибири единственный институт их готовил. Ольга Арсланова: Любовь, а расскажите, пожалуйста, какие основания, какие-то приводили аргументы, что не так было с ВУЗом? Зритель: Я не знаю что. Раньше был там старый Тен наш, это фамилия нашего ректора, а потом он умер, у него остался сын, который стал наследником, и сразу все пошло наперекосяк, непонятно что. Сначала аккредитации лишили, а потом 31 августа пришел приказ, что лицензию отобрали. Почему? Зачем? Такой институт был! Ольга Арсланова: То есть получается, что за очень короткое время вдруг ВУЗ стал некачественным: предоставлял качественное образование, а потом вдруг что-то случилось. Спасибо вам за ваш звонок, за этот крик души. Сергей Комков: Вы знаете, у нас в 1960-е гг. было достаточно популярным такое слово, как волюнтаризм. Вот сейчас мы возвращаемся, по-моему, опять к этому понятию. Сегодня мы очень часто наблюдаем такое явление в системе российского образования, как волюнтаризм: вот взбрело в голову чиновнику какому-то в Министерстве образования (сегодня в Министерстве высшего профессионального образования и науки), что вот этот ВУЗ некачественный, по каким-то своим параметрам решили, взяли и перечеркнули. При этом не задумываются ни о судьбе студентов, ни о судьбах преподавателей, ни о чем не задумываются. Потом меня очень удивляет тот процесс, который шел у нас, кстати, он был инициирован как раз в чем-то экспертами Высшей школы экономики, так называемая реструктуризация высших учебных заведений, которые отраслевые ВУЗы вдруг решили все слить в университеты. И вот хорошо работавшие отраслевые ВУЗы взяли и начали сливать в эти университеты региональные, и прекрасно работавшие отраслевые ВУЗы, которые готовили узких специалистов для определенной отрасли, их взяли и в эти отраслевые ВУЗы силком начали сдавливать, сливать. А потом эти небольшие университеты, начавшие работать ни шатко ни валко, просто взяли и вообще прикрыли, уничтожили и все, и все студенты порой оказались на улице. Вот вам, пожалуйста, отношение к молодежи и студенчеству. Юрий Коваленко: Много ВУЗов плохо, получается, снижается качество; мало ВУЗов – плохо, потому что снижается доступность высшего образования для населения. Вот золотую середину, я так понимаю, не видит никто? Сергей Комков: Я думаю, что золотую середину можно было бы найти, но для этого должен существовать очень спокойный и нормальный диалог между сообществом вузовским в лице ректорского сообщества, причем ректоров ведущих наших ВУЗов – а у нас прекрасное ректорское сообщество, которое возглавляет сегодня, дай бог ему здоровья и еще долгих лет жизни, Виктор Антонович Садовничий, Союз ректоров России – и руководителей нашего правительства. Надо просто сесть спокойно за стол и обговорить эту ситуацию, принять мудрое решение наконец-то, найти какие-то точки соприкосновения. Российское образование всегда было одним из лучших в мире, мы должны найти наконец-то вот это соломоново решение. Ольга Арсланова: Успеем мы еще один звонок принять. Игорь из Курска, здравствуйте. Зритель: Добрый вечер. Я отчасти согласен с вашим уважаемым гостем. На самом деле, конечно, нужно исходить из поэтапного реформирования, которое произошло уже во многих отраслях, имеем в большинстве случаев, к сожалению, пагубный эффект, в том числе в очагах культуры, которые имеют отношение к Министерству образования, и всего остального. Но господа, позвольте. Я учился в одном заочном институте города Москвы, там постоянно менялся преподавательский состав и два раза менялся ректор в том числе по коррупционным мотивам: дайте, как говорится, того заведения, где вы работаете или учитесь, бухгалтерские документы, и я скажу, чем они занимаются. Я о чем говорю прежде всего? Вы помните историю с очагами культуры в Москве? Извините меня, независимо от форм собственности они все имеют государственную поддержку, тем не менее вот эта школа экономики, которая нам с 1980-х гг. говорит о самоокупаемости и самофинансирование, тем не менее показывает яркие, характерные, диаметрально противоположный результат, когда ВУЗы, в том числе и все остальные предприятия, полностью пользуются государственной поддержкой и тем не менее стараются еще на наших деньгах налогоплательщиков диктовать не только свои какие-то корыстные взгляды на жизнь, но и в том числе теорию, которая диаметрально противоположна политике в отдельных отраслях. Я считаю, что действительно ваш гость прав, должны быть профессионалы, но давайте займемся той головной частью, когда они профессионалы, к сожалению, создают те комиссии, которые подвергаются сомнению в том числе среди нас, простых граждан. Юрий Коваленко: Спасибо. Ольга Арсланова: Спасибо большое. Ну вот эти два ВУЗа, Европейский университет, "Шанинка", были уважаемые ВУЗы, студенты были довольны, они представляли альтернативные программы, которых в других ВУЗах нет, в наших государственных, традиционных. Что получается? Теперь из-за какой-то мелочи или, я не знаю, из-за какого-то предвзятого, может быть, отношения к этим ВУЗам они не смогут продолжать работать? Или они могут работать, но как-то без аккредитации? Это возможно? Сергей Комков: Нет, они не могут без аккредитации. Ольга Арсланова: То есть они будут вынуждены закрыться? Сергей Комков: По закону без аккредитации они не могут работать, поэтому они должны закрыться, потому что по закону они не могут дальше продолжать образовательную деятельность. Поэтому неслучайно возникло такое вот возмущение в ректорском сообществе. К сожалению, еще ряд ВУЗов, прекрасно работавших раньше и государственных, и негосударственных прекратили свою деятельность из-за вот этих причин. Может такое получиться, что и вообще и прекрасный государственный ВУЗ, какой-то университет с именем, с прекрасной базой, с прекрасными наработками в один прекрасный момент вдруг окажется за бортом. Так вот чтобы этого не случилось, надо сделать сегодня так, чтобы подобного рода решения зависели не от чиновников, а от квалифицированных специалистов, которые в состоянии принять правильные и мудрые решения. Ольга Арсланова: Спасибо. Будем следить за реакцией на это письмо. У нас в гостях был академик Международной академии наук педагогического образования Сергей Константинович Комков. Большое спасибо. Юрий Коваленко: Спасибо.