Сергей Комков: Если регион нуждается в специалистах, пусть он работает напрямую с вузами, где их готовят

Сергей Комков: Если регион нуждается в специалистах, пусть он работает напрямую с вузами, где их готовят
Кредитные каникулы. Главное – не болеть. Цена барреля. Изолируемся. Домашний тест на коронавирус. Вредные советы
Русская народная сказка «Баба Яга и ягоды». Читает ведущая ОТР Ольга Арсланова
Правила кредитных каникул
Сергей Лесков: Открывать кубышку Фонда национального благосостояния преждевременно
Что с ценами на нефть?
Страна на наших глазах превращается в набор сепарированных субъектов
Как живут в режиме самоизоляции за рубежом?
Кредитные истории. Предприниматели на грани банкротства
Нарушение карантина и самоизоляции: за что вас могут оштрафовать?
Николай Фомушин: Фокус - это решение задачи нестандартным методом
Гости
Сергей Комков
президент Всероссийского фонда образования

Иван Князев: Ну а мы начинаем.

Оксана Галькевич: Вот что бы вы ни говорили, уважаемые телезрители, мол: «Вы тут в своих прямых эфирах обсуждаете все без конца, а все равно ничего не меняется», – а вы знаете, меняется. Что-то, но меняется.

Смотрите, что Голикова сказала, вице-премьер Правительства: «Государство готово увеличивать количество бюджетных мест в наших высших учебных заведениях», – причем довольно напористо это делать. Сейчас их в общей сложности на все вузы страны 509 тысяч, а вот в следующем году станет почти на 19 тысяч больше. И так год за годом, все выше и выше. Вот смотрите – по восходящей. В 2024 году прибавка составит уже почти 140 тысяч бюджетных мест.

Иван Князев: Ну, это большие ресурсы, и вузы должны быть готовы. Еще Татьяна Голикова сказала, что решения о финансировании бюджетных мест в разных регионах будут приниматься в соответствии с необходимостью рынка этих регионов – то есть того, какие специалисты там нужны. Ну, в Рязани одни потребности, в Петропавловске-Камчатском – другие, в Элисте – ну совершенно третьи.

Оксана Галькевич: Есть и четвертые, и пятые, и десятые. Сколько городов, регионов – столько и каких-то особенностей. Важный момент, если учесть, сколько выпускников у нас не работают по полученным специальностям. А это больше 40%, между прочим, по данным компании HeadHunter.

Иван Князев: Больше всего ребят с дипломами в сфере продаж и среди административного персонала – это 70 и 64% соответственно. Ну, тому есть разные причины: и неверно выбранная профессия, и сложности с трудоустройством у не имеющих опыта молодых людей.

Оксана Галькевич: Разные, да. И вот что интересно? Вы знаете, как только речь заходит о работе после получения диплома или о нехватке врачей, учителей и прочих специалистов в разных уголках нашей страны, сразу же на вершине общественного обсуждения так или иначе появляется идея распределения выпускников по советской модели. Но еще интереснее, что, вы знаете, президент уже в которой раз высказывается на этот счет. И вот что он сказал сегодня.

Иван Князев: Сказал: «Обязаловкой ничего не решить. Жизнь кардинально изменилась, поэтому нужно обеспечивать молодых людей условиями для самореализации – например, привлекательными стандартами жизни, учебы, а также возможностями для достижения успеха».

Оксана Галькевич: В общем, сложно с чем-то тут спорить, да?

Иван Князев: Да.

Оксана Галькевич: Президент высказался, друзья. А теперь высказывайтесь и вы, пожалуйста. Мы в прямом эфире. Телефоны у вас на экранах указаны. Звоните или пишите, отправляйте сообщения на наш SMS-портал. Так или иначе, все это совершенно бесплатно.

Иван Князев: Ну и сейчас тогда представим нашего эксперта по этой теме. В студии у нас сегодня вместе с нами будем обсуждать эту тему Сергей Комков, президент Всероссийского фонда образования.

Оксана Галькевич: Здравствуйте, Сергей Константинович.

Сергей Комков: Здравствуйте.

Оксана Галькевич: Сергей Константинович, а вы какой позиции придерживаетесь по поводу распределения, возвращения этой системы распределения в наши вузы?

Сергей Комков: Я придерживаюсь той же самой позиции, что и президент России. Я считаю, что возвращаться к той системе, которая была в Советском Союзе, в нынешней ситуации нельзя и невозможно. Объясню – почему.

Дело в том, что тогда существовала совершенно другая модель образования, высшего и профессионального, ну и другая социальная ситуация существовала. Давайте прямо говорить: сегодня же существуют несколько вариантов получения высшего и профессионального образования. Есть бюджетное образование, а есть платное образование, то есть когда ты можешь за деньги. Ты платишь собственные деньги из собственного кармана – и получаешь образование.

Оксана Галькевич: За свой счет, да.

Сергей Комков: Да. Так вот, получается тогда, знаете, какая-то несуразная ситуация. Те, кто получают бюджетное образование, то есть обучаются на бюджетной основе, они должны будут отбывать барщину потом, да? А те, кто заплатили за получение образования, они в вольном режиме, да? Они в свободном полете, да?

Но давайте задумаемся тут серьезно. А те, кто получают сегодня образование на бюджетной основе, они ведь тоже уже заплатили за это образование, потому что… Бюджет – что это такое? Это та самая копилка общегосударственная, которая складывается-то из чего?

Иван Князев: Ну, из наших налогов.

Сергей Комков: Из налогов, да, граждан нашей страны.

Оксана Галькевич: Ну, молодые люди, которые получили бюджетное образование, часто еще не платили этих налогов. Скорее, родители за них заплатили.

Сергей Комков: Вот именно родители заплатили. А те, кто учится за деньги, они за чьи-то деньги учатся? Тоже за родительские деньги учатся.

Оксана Галькевич: Сергей Константинович, вот вы говорите «барщина». С другой стороны, это ведь как назвать. «Как вы яхту назовете – так она и поплывет». Можно это назвать, я не знаю, общественным долгом, работой определенной…

Иван Князев: Стажировкой.

Оксана Галькевич: …стажировкой, помощью своей стране.

Сергей Комков: Не согласен, не согласен.

Оксана Галькевич: Как угодно можно.

Сергей Комков: Не согласен. Вы знаете, в тот период, когда существовала у нас распределительная система, она существовала для всех, и это была всеобщая система такая. А вот когда она будет сегодня существовать выборочно, то это будет создавать систему социального неравенства. А мы живем в социальном государстве, в котором должны все быть равны.

Так вот, если сегодня не существует такой системы для тех, кто обучается на платной основе, точно так же не должно существовать для тех, кто обучается на бесплатной основе. А вот то, что сказал президент страны – что должны быть созданы соответствующие условия, чтобы выпускник вуза приехал туда и получил возможность работать там, чтобы у него было желание там работать, – это другой вопрос.

Иван Князев: Просто, понимаете, это еще такой достаточно долгий процесс. Конечно, на самом деле он весьма и весьма неплохой, если такие условия будут созданы. Действительно, все будут рады. Вот смотрите. При старой системе, когда выпускники распределялись – это ведь фактически гарантированное трудоустройство. Сейчас ты выходишь с дипломом – и не всегда ты найдешь работу.

Оксана Галькевич: Кстати, нам многие пишут. Например, Чеченская Республика прислала сообщение: «Дайте нам работу».

Иван Князев: Да.

Оксана Галькевич: Алтайский край: «Распределение – необходимость наших дней». Псковская область: «Бюджетников обязательно распределять, а платники пусть сами крутятся».

Иван Князев: А тут – всё. Диплом защитил – и вот тебе, пожалуйста, государство обеспечило тебя работой и какой-никакой зарплатой.

Сергей Комков: Вы знаете, давайте не путать. Вы знаете, давайте отделим мух от котлет.

Оксана Галькевич: Давайте.

Сергей Комков: Если нуждается регион в каких-то специалистах, то пусть работает напрямую. И пусть он напрямую работает с конкретными вузами. И пусть он заранее уже с этими вузами подписывает или каким-то образом на договорных основах решает вопрос, чтобы выпускники данного конкретного вуза поехали туда работать, в этот регион. А то ведь они хотят получить как? Чтобы к ним силком туда прислали, а они для этого ничего не хотят сделать.

Иван Князев: Ну, желательно еще, чтобы выпускнику еще платили. А я так понимаю, что регионы хотят – ну, приедут и приедут. А что с жильем?

Сергей Комков: А вот это очень серьезный вопрос, вы знаете, ведь выпускник вуза должен тоже приехать не на пустое место.

Иван Князев: Конечно.

Сергей Комков: Он ведь должен потом… Вы давайте не забывайте, чему посвящено было послание президента Федеральному собранию сейчас, 15 января. Сбережение и приумножение нашей нации, да? Так вот, кто такой выпускник вуза? Это человек, который должен построить семью и который должен приумножать эту нацию. Так вот, он приедет на пустое место, приедет ни с чем и не сможет даже создать нормальную семью. Вы извините, что тогда с ним будет дальше-то? Вот поэтому тут целый клубок социальных проблем, и их надо решать.

Оксана Галькевич: Александра из Санкт-Петербурга – первая дозвонившаяся в наш эфир. Александра, здравствуйте.

Иван Князев: Здравствуйте, Александра.

Зритель: Здравствуйте. Я врач с большим стажем. Хочу вам сказать свое мнение. В Санкт-Петербурге огромное количество медицинских институтов, университеты медицинские, а врачей никаких не хватает, они уходят из профессии. И где они сейчас? Поэтому я предлагаю просто, что нужно ввести в обязательном порядке распределение, как раньше, и врачам, которые приедут по распределению, предоставить ипотеку, может быть, по более низким процентам, работу. Тогда они заведут и семью, и будут жить прекрасно, а не толкаться у нас в Санкт-Петербурге без работы.

Оксана Галькевич: Александра, ну согласитесь, слушайте, работа, которую, как вы говорите, нужно предложить людям, она есть и сейчас. У нас как минимум 50 тысяч вакансий в медицинской сфере – и врачей, и среднего звена. Не едут ведь люди. Понимаете?

Зритель: Выпускники вузов – где они все? Их тысячами выпускают в городе. Тысячами! Педиатрическая академия выпускает тысячу, военно-медицинская академия, университет Павлова, санитарно-гигиенический – любой. Вот тысячи выпускают! И где они все? Где они все?

Сергей Комков: Ну, я вам могу ответить на ваш вопрос.

Оксана Галькевич: Спасибо.

Сергей Комков: Где они все? Когда этот выпускник потом едет в какой-то регион и ему предлагают заработную плату, на которую он не может не только создать семью, но даже обеспечить себе нормальный съем квартиры и нормальное существование, то он там поживет месячишко-другой, собирает чемоданчик и убегает оттуда. Тем более если он приезжает в такой медицинский пункт, в котором, кроме таблеток валидола и пары шприцов, ничего нет, вот он потыкается-потыкается в этом медицинском пункте, а потом собирает чемоданчик и говорит: «Извините. До свидания. Я не туда попал». И все. И это, к сожалению, сплошь и рядом мы видим.

Иван Князев: Сергей Константинович, с другой стороны, смотрите, мы уже 30 лет в новой реальности, и проблемы только копятся.

Сергей Комков: Так надо эту проблему решать.

Оксана Галькевич: То есть новая система себя не оправдала? Или мы что делаем неправильно?

Сергей Комков: Я скажу, что мы делаем неправильно. Во-первых… И это, кстати, звучало уже неоднократно в последние годы. В 2019 году, в марте, это звучало на Всероссийском профессорском форуме. Потом это звучало у нас на президентском совете. И вот сейчас это прозвучало на президиуме Госсовета.

Значит, необходимо, во-первых, создавать и возрождать систему региональных вузов, потому что мы, извините, за период где-то с конца 90-х годов и начала 2000-х годов пошли не по совсем правильной дорожке. Мы начали процесс укрупнения вузов и ликвидацию этих региональных, малых региональных вузов. И мы начали все сливать в большие города, там создавать крупные вузы: федеральные вузы, крупные региональные вузы. А малые региональные вузы стали просто уничтожать, особенно такие вузы, как педагогические, медицинские вузы, строительные вузы.

Ну и что мы получили? У нас молодежь уехала в эти крупные города. Она там пристроилась, нашла себе прибежище какое-то, нашла более или менее подходящую работу.

Оксана Галькевич: Потому что рынок емкий.

Сергей Комков: Рынок, да-да-да.

Оксана Галькевич: Есть условия, о которых вы говорите, для роста, для развития.

Сергей Комков: Получили диплом, они там и остались. А в регион они уже не захотели возвращаться. Так вот, задача сейчас… И президент эту задачу поставил. Давайте прекратим, знаете, болеть такой болезнью, когда мы создаем крупные… Давайте вернемся к региональным вузам, а особенно к профессиональным вузам, а особенно к педагогическим, медицинским и строительным, потому что острая нехватка в этих специалистах.

Оксана Галькевич: У нас есть звонок.

Иван Князев: Да. У нас на связи Юрий из Приморья. Юрий, здравствуйте.

Оксана Галькевич: Здравствуйте, Юрий.

Зритель: Здравствуйте, здравствуйте. Я врач-хирург, выпускник первого выпуска Владивостокского медицинского института. После окончания я отработал три года в Магадане, потом вернулся. Защищался в Москве, затем вернулся. Мои друзья отработали на Сахалине, в деревнях, вернулись тоже с опытом большим.

Я считаю, если меня государство учило бесплатно, я обязан отработать три года. И из-за этого мы имеем дефицит во Владивостоке, несмотря на то, что каждый год лечебный факультет выпускает более 500 человек. Все уезжают потом, в том числе мои многие друзья: Москва, Санкт-Петербург, Ставрополь, Краснодар. И вы хотите, чтобы сейчас такое же положение было? У нас дефицит и в городе, и в крае.

И чем же вы решите, Сергей Константинович? Тот миллион, который вы даете… Да не едет никто туда! И как вы сегодня хотите улучшить работу на периферии? Врач должен там набираться опыта и отдать государству тот долг, который он получил по бесплатному образованию. Я считаю так.

Оксана Галькевич: Спасибо.

Сергей Комков: Дорогой и уважаемый Юрий, я к вам с огромным уважением отношусь, но, вы извините, вы и мы сейчас живем в разных государствах. То государство было одно, а сейчас мы живем в другом государстве. Вот вы хотите лично для своего сына или для своих внуков, если вы уже… Вот я уже дед. Вот вы хотите своим детям и внукам, чтобы они влачили нищенское существование и чтобы для них были созданы такие условия?

Президент говорит о том, что нужно создать социальные условия для специалистов и сделать все для того, чтобы привлечь туда специалистов. Не обязаловку устраивать, а сделать так, чтобы туда поехали специалисты работать. Потому что когда было в Советском Союзе распределение, тогда было другое социальное государство, по социальной направленности другое государство. Сейчас мы живем в других социальных условиях. И давайте не путать. Надо отделить, еще раз говорю, мух от котлет.

Оксана Галькевич: Сергей Константинович, это такая позиция просто у нашего телезрителя была, он сказал: «Я считаю, что если государство мне дало образование бесплатно, то (в общем, это моя позиция) я должен отдать этот долг, вернуть его». Это его этическая позиция.

Сергей Комков: Ну, вы знаете, надо понимать, что государство – это не какой-то дядя, это не кто-то сторонний.

Оксана Галькевич: Смотрите…

Сергей Комков: Государство – это мы же сами, это мы, граждане. Поэтому это взято из нашего же кармана. Поэтому, вы извините, если взято из нашего кармана, то это государство и должно создать для нас социальные условия, для наших же детей, для наших выпускников вузов надо создать соответствующие условия. А если они не созданы, то, извините, тогда что спрашивать?

Иван Князев: Пока эти условия еще не созданы, дорогие друзья, я все-таки предлагаю посмотреть видеоматериал, который наши корреспонденты подготовили на улицах Екатеринбурга, Санкт-Петербурга и Москвы. Как раз таки они задавали этот вопрос: «Нужно ли вернуть распределение после вузов?» Давайте посмотрим, что отвечали.

ОПРОС

Оксана Галькевич: Вот так вот. Видите, даже многие люди сами согласны, чтобы им что-то предложили, куда-то уже направили, даже не обсуждая какие-то условия.

Сергей Комков: Ну вы знаете…

Оксана Галькевич: Или это все в теории?

Сергей Комков: Это в теории, да. А практически-то получается так, что… Вот региональным властям и муниципальным властям в первую очередь надо задуматься. Если они хотят, чтобы к ним приехали эти специалисты и работали, так подумайте над тем, чтобы для них были созданы все необходимые условия.

Оксана Галькевич: То есть в первую очередь… Необходимые условия – это какие? Это зарплата? Это жилье? Что?

Сергей Комков: Это зарплата. Это жилье.

Иван Князев: Да собственно и все, мне кажется.

Сергей Комков: Это социальные условия, социальное обслуживание. Ну извините, у человека семья возникнет. Нужно, чтобы там был детский садик…

Оксана Галькевич: Так это страну всю надо перестраивать. Представляете?

Сергей Комков: Ну а как? Так давайте!

Иван Князев: В этом-то и вопрос. Вот вы говорите, что регионалам нужно задуматься. Ну смотрите. Врачи у нас получают определенную зарплату. Учителя у нас получают определенную зарплату. Так фактически…

Оксана Галькевич: Я прочитаю просто: «Я учитель в сельской школе. Стаж работы – больше 30 лет. Кто пойдет работать учителем в Тверской области, где ставка – 7 800?»

Иван Князев: Вот! Тут же, мне кажется, уже нужно на государственном уровне решать, а не на региональном, как вы говорите. Вот, например, бедный регион – мало того, что ему катастрофически нужны специалисты той или иной квалификации, так у него еще и денег нет на то, чтобы им заплатить.

Сергей Комков: Вот недавно проходила очень серьезная конференция по региональным вопросам как раз с участием президента России. И там стояла как раз эта проблема – о том, чтобы обратить внимание региональных властей на социальные проблемы. Так давайте и заниматься социальными проблемами.

Вы извините, у нас некоторые руководители регионов на свой собственный пиар тратят огромные деньги. Например, глава такого региона, как Краснодарский край, вы знаете, сколько он потратил за прошлый год на свой собственный пиар? 637 миллионов рублей! Вот задумайтесь над этой циферкой. А учитель там получает вот столечко. Вот и подумайте над этим.

Иван Князев: Ну, фактически чуть меньше 600 квартир можно было купить.

Сергей Комков: Вот и подумайте над этой проблемкой. Я только что вернулся оттуда и очень серьезно призадумался. Там прекрасные школы уничтожают. Например, мы сейчас боремся все, педагоги, новаторы, ученые Российской академии образования стоят за то, чтобы сохранить уникальную школу академика Щетинина Михаила Петровича. Ее пытаются уничтожить. Это уникальная школа, пожалуй, одна такая в России. При этом местные руководители, местные чиновники всеми силами пытаются ее зарубить и уничтожить.

Иван Князев: Нет, на самом деле все равно, Сергей Константинович, я вот с трудом себе представляю, как тот или иной губернатор может решить проблему дешевого жилья в своем регионе или поднять зарплаты специалистам.

Сергей Комков: Может, может.

Иван Князев: Ну вот как? Скажите. Может, они сейчас нас услышат.

Сергей Комков: Может. Для этого нужно, чтобы, во-первых, у губернатора была голова на месте, а во-вторых, чтобы совесть была. И в-третьих, надо, чтобы губернатор занимался конкретно экономическими и социальными вопросами, а не собственным пиаром. И об этом неоднократно говорил президент. Он об этом говорил на съезде «Единой России». Он об этом как раз говорил в своем послании. Я думаю, что очень многим над этим надо задуматься. И все.

Оксана Галькевич: Владимирская область у нас, Нина хочет тоже успеть высказаться. Нина, здравствуйте.

Зритель: Здравствуйте. Я согласна с Сергеем Константиновичем, надо головой работать в первую очередь губернатору и его команде. А у нас такое во Владимирской области! Законодательное собрание просто палки вставляет нашему губернатору выбранному. Медицинская часть нашей области – очень низкая стоимость рабочего места. Так же и педагоги, воспитатели. Ну как можно такие зарплаты платить? Это же ответственность за детей. И вдобавок еще в деревнях все ФАПы просто заросли, разваливаются. И никто их там никто не строит. У нас есть один депутат Госдумы, который прыгает из одно партии в другую и все обещает всем ФАПы построить. Но ничего не построил до сих пор, а все в Думе сидит.

Оксана Галькевич: Понятно.

Иван Князев: Нина, спасибо, за ваше мнение.

Оксана Галькевич: Вот Кабардино-Балкария пишет: «Сделайте одинаковую зарплату для специалистов в Нальчике и Москве – тогда люди и останутся». Пишут о том, что не только ребята из регионов не возвращаются к себе домой, но и москвичи, в общем, честно говоря, не очень охотно едут работать в регионы. В общем, знаете, что называется, в обе стороны не работает пропускная система.

Сергей Комков: Я думаю, лучший выход все-таки будет в этой ситуации – это не устраивать обязаловку какую-то и не устраивать барщину, а все-таки так, как сказал…

Оксана Галькевич: А настроиться на долгую и продуктивную работу, да?

Сергей Комков: Да. Настроиться на долгую и кропотливую работу по улучшению социальной сферы и улучшению жизни людей.

Иван Князев: Спасибо.

Оксана Галькевич: Да, простых решений точно здесь нет.

Сергей Комков: И тогда все проблемы будут решены.

Оксана Галькевич: Спасибо.

Иван Князев: Спасибо. Сергей Комков был у нас в гостях, президент Всероссийского фонда образования. Спасибо вам, Сергей Константинович.

Авторизуйтесь, чтобы быстро и удобно комментировать
Авторизуйтесь, чтобы быстро и удобно комментировать
Комментарии (0)

Выпуски программы

  • Все видео
  • Полные выпуски