Виталий Млечин: Более 75% школьных учителей в России имеют оклад ниже МРОТ, об этом заявили в Министерстве просвещения. При этом, по данным ведомства, отследить точную зарплату педагогов невозможно, потому что каждый регион применяет разные системы надбавок и других стимулирующих выплат. Марианна Ожерельева: То, что не может министерство, попробуем сделать мы. В рамках нашей рубрики «Реальные цифры» на этой неделе посчитаем, сколько получают учителя. Пожалуйста, напишите нам на короткий номер 5445, какой у вас оклад, надбавки и т. п. и сколько получается всего за месяц. Подведем итоги уже в эту пятницу. Виталий Млечин: Да. Ну вот интересно, что, по официальной статистике, средняя зарплата учителя в России за первые III квартала 2021 года составляла 43 821 рубль. Регионы с самыми низкими средними зарплатами – это вот Ингушетия на первом месте, 22,5 тысячи, за ней идут Карачаево-Черкесия, Кабардино-Балкария и Чечня. Марианна Ожерельева: А вот что любопытно, ведь в прошлом году средняя зарплата педагогов снизилась на 2 тысячи рублей. Соответствуют ли официальные цифры реальным и с какими проблемами сталкиваются учителя сегодня? Давайте в этом сложном вопросе разбираться. С нами Сергей Комков, президент Всероссийского фонда образования. Здравствуйте. Виталий Млечин: Сергей Константинович, здравствуйте. Сергей Комков: Да, здравствуйте, друзья мои. Виталий Млечин: Сергей Константинович, а вот эта цифра средняя, там плюс-минус 45 тысяч рублей в месяц, вы как к ней относитесь? Насколько она соответствует действительности? Сергей Комков: Вы знаете, это скорее среднепотолочная цифра, потому что если брать заработную плату педагогов в Москве, то здесь она составляет свыше 100 тысяч рублей, даже до 200 тысяч рублей доходит... Виталий Млечин: Неплохо. Сергей Комков: ...а в какой-то, допустим, рядом уже, 150, 200, 300 километров от Москвы отъехать, в Ивановской, например, области, там заработная плата и тарифная ставка учителя может составлять 10, может быть, 15 тысяч рублей максимум, а на руки вообще учитель получит 5–7 тысяч рублей. Вот вам, пожалуйста, можете посчитать, как это все складывается. Виталий Млечин: Сергей Константинович, а вот одно из первых сообщений, сразу вот Омская область: «Работаю учителем в Омской области, зарплата от 60 тысяч». Марианна Ожерельева: Какие-то супернадбавки. Виталий Млечин: Да. Сергей Комков: Опять-таки, смотрите где. Если, может быть, в самом городе Омске, при том что там, кстати говоря, школа, допустим, переполнена, с переполненными классами, поскольку мы уже обсуждали эту тему и говорили о том, что сегодня принцип оплаты учителей осуществляется такой: деньги за учеником. И чем больше учеников в классе сидит и в школе, соответственно, тем больше денег туда поступает, соответственно, бо́льшую заработную плату получают учителя. Плюс там огромное количество всякого рода накруток осуществляется дополнительных, т. е. учитель должен работать с утра и до позднего вечера. А вот в небольшом населенном пункте, вот отъехав от Омска, допустим, 15–20, 30–50 километров, там учитель будет получать 10, максимум 15 тысяч рублей. И здесь это совершенно не показатель. Марианна Ожерельева: Сергей Константинович, есть ли какая-то отметка вот этого среднего оклада, точнее вообще вот это понимание оклада? Мы же как раз-таки во что упираемся? – что у нас ниже МРОТ у большинства учителей эта отметка. Допустим, наблюдала расчетный лист человека, учителя в Оренбурге в средней общеобразовательной школе начальных классов, стаж 39 лет, при этом человек имеет оклад 7 500 и от этого пляшем. Получается, значит, 750 рублей за проверку тетрадей надбавка – ну это же смешно. 120 тетрадей в день человек проверяет. Сергей Комков: Ну, вы знаете... Марианна Ожерельева: Сергей Константинович, отметка какая-то, 7 500, т. е. может где-то быть 3 800 оклад или нет? Или есть какая-то минимальная история? И можно ли как-то ее выравнивать? Сергей Комков: Вы знаете, вся беда в том, что раньше, в советский период, я в советский период работал учителем и директором школы, в советский период существовала единая тарифная ставка для всех учителей по всей территории нашей страны, и за одну и ту же работу, за одни и те же, так сказать, часы учебные, за проверку тетрадей, за классное руководство независимо от того, где учитель работает... Ну, плюс еще были, естественно, определенные, так сказать, климатические надбавки и региональные надбавки там, где в районах Крайнего Севера работали и на Дальнем Востоке, там дополнительно еще добавлялось. А везде в принципе оплата тарифная за одни и те же часы была одинаковой. Сегодня в каждом регионе оплата идет своя... Марианна Ожерельева: Да, но оклад единый или нет, от которого все пляшут цифры? То есть он тоже разный? Сергей Комков: Нет, разный оклад, потому что ключевая все-таки позиция – это тарифная ставка за один учебный час. Так вот для того, чтобы этому несчастному учителю получить вот этот свой т. н. оклад, или получить свою заработную плату, ему надо, приходится набирать огромное количество часов, при которых он... Знаете, при такой работе он очень быстро протягивает ноги, и ему не то чтобы там качественно обучить и вообще заниматься нормально учебно-педагогической работой, ему дай бог как-нибудь, хоть как-то вообще-то просуществовать и добраться вообще-то из школы до дома, вот и все. Марианна Ожерельева: Это да. Вот смотрите, вот этот пример про 38 лет и 17 500 – это 18 часов. А мне сказали, что есть предметники, у которых может быть 30 часов в неделю, и тогда зарплата будет в разы больше. То есть как раз-таки про это протягивание: чем больше ты работаешь, условно ты больше получаешь. Сергей Комков: Конечно, конечно. В этом вся ненормальность. Поэтому я думаю, что нам надо вернуться к уже хорошо апробированной и хорошо зарекомендовавшей себя системе, когда за одни и те же часы учебные независимо от региона учитель должен получать одну и ту же заработную плату, одну и ту же оплату труда. И поэтому сегодня оказываются в выигрыше представители тех регионов, которые являются, знаете, регионами-донорами, в которых имеются средства в бюджете, а регионы дотационные оказываются сегодня в проигрыше, потому что там для оплаты труда учителя фактически в бюджете денег не остается, их финансируют по остаточному принципу, поэтому там учитель практически ничего не получает. Виталий Млечин: Давайте несколько сообщений. Вот Новосибирская область: «У меня в Новосибирске зарплата 65 тысяч», – вот так бывает. И снова Омская область: «Учитель работает с 12 до 16, 2 часа дома тратит на отчеты, вот и все, получает от 60 тысяч». Ну, это вот из одних регионов. Теперь из других регионов: «Подмосковье, 28 лет отработал, 30 тысяч зарплата». Люберцы, опять Московская область: «Зарплата учителя начальной школы 40 тысяч рублей», – т. е. совершенно не 60. А Татарстан еще меньше: «20 тысяч, 40 лет стажа, Казань». Марианна Ожерельева: Интересная SMS была, что «Родина у всех одна, а оклады разные». Виталий Млечин: Да, это тоже наши зрители подмечают. Но вот что тоже важно: наши коллеги сделали запрос в Министерство просвещения, собственно, с просьбой прокомментировать эту информацию об окладах. Вот что нам ответили: «Реальная структура зарплаты педагогов опирается на ставку и содержит помимо оклада широкий набор надбавок, стимулирующих, компенсационных и иных выплат, – это то, о чем мы уже говорили. – Средняя зарплата учителей в каждом регионе должна находиться на уровне не ниже средней зарплаты по всем профессиям. Каждый регион следит за достижением и неснижением этого показателя, но не менее важно, чтобы любой учитель четко понимал, из чего формируется его доход, и был уверен в размере его гарантированной части. Минпросвещения совместно с Минтрудом ведет работу по выстраиванию отраслевой системы оплаты труда, которая позволит учитывать и эти аспекты с опорой на мнение самих педагогов, с которыми министерство находится в самом плотном контакте». Марианна Ожерельева: За ответ спасибо, но вопросы есть. Виталий Млечин: Да, он не очень конкретный получился, но по крайней мере вот обещают в Министерстве просвещения, что находятся в контакте с учителями. Сергей Константинович, а вы можете вот эту информацию подтвердить или опровергнуть, что Министерство просвещения все-таки как-то... ? Марианна Ожерельева: ...спрашивает учителей, хватает ли им их зарплаты. Виталий Млечин: Да, как-то беседует с преподавателями? Марианна Ожерельева: Прямой диалог у нас есть? Сергей Комков: Ой, вы знаете, вот все красиво на бумаге, да забыли про овраги. Марианна Ожерельева: Да. Сергей Комков: Я очень боюсь, что вот желаемое выдают за действительное наши руководители Министерства просвещения России. Они очень плохо себе представляют, что вообще происходит на местах. Очень-очень плохо сегодня вообще налажен вот этот вот, так сказать, контакт между представителями даже профсоюзов учительских и руководством Министерства просвещения России, не говоря уже о том, что практически не знают, что происходит на местах, наши чиновники от самих рядовых учителей. Марианна Ожерельева: Мы можем SMS наши им отправлять, распечатку прямо. Мне кажется, это вот глас народа, напрямую можно, цифры все есть. Сергей Комков: Ну, вы знаете, еще дело-то в другом, что практически от самого Министерства просвещения в вопросах финансирования учителей не зависит ни-че-го. Марианна Ожерельева: То есть не виноваты они? Сергей Комков: Дело в том, что по закону об образовании, который был принят нашими законодателями, все финансирование образования переложено на плечи региональных и муниципальных бюджетов, поэтому распоряжаются финансированием образовательных учреждений регионы и муниципалитеты. И поэтому Министерство просвещения может только надувать щеки и высказывать свои какие-то пожелания. Поэтому надо сегодня в первую очередь еще раз вернуться к закону об образовании и изменить основные положения этого закона, сделать так, чтобы финансирование, вот особенно все, что связано с заработной платой педагогов, шло напрямую из государственного бюджета независимо от региона. Виталий Млечин: Так а из государственного из какого, из регионального или из федерального? Марианна Ожерельева: Нет, уже из регионального, а сейчас из федерального. Виталий Млечин: Из федерального? Сергей Комков: Из федерального. Марианна Ожерельева: Как в советское время. Сергей Комков: Из федерального бюджета. Виталий Млечин: Ага. Марианна Ожерельева: Звоночек давайте из региона послушаем как раз. Виталий Млечин: Да, давайте. Сергей из Хабаровского края дозвонился до нас. Сергей, здравствуйте. Марианна Ожерельева: Здравствуйте, Сергей. Виталий Млечин: Сергей? Зритель: Алло? Виталий Млечин: Да-да, вы в эфире. Марианна Ожерельева: Слушаем вас. Зритель: Алло, да-да. Сергей. Слышно меня, да? Марианна Ожерельева: Да. Виталий Млечин: Да. Зритель: Здравствуйте. Смотрите, у меня вот мама проработала 45 лет, это Хабаровский край, это Охотский район, тут у нас и золото, и все есть. Вы же вот правильно сейчас по факту говорите, что должно ли быть это все федеральная оплата и т. д. У меня мама, младшие классы 45 лет отучив, получает 30 тысяч. Хорошо пенсия у нее есть и т. д. А почему бы не вернуться к простой системе, к советской системе? Почему у нас не могут хотя бы сделать европейскую систему, час работы, час оплаты, конкретная сумма, плюс коэффициент северный. Все же просто. Но у нас получается там такая тарифная сетка... У нас все учителя сейчас, представляете, на Севере, у нас булка хлеба 90 рублей уже почти, получают копейки. У них по 1,5–2 ставки, у них столько часов там набранных... У нас сюда учителя не хотят ехать даже за капитал. Они сюда приезжают, да, им капитал, 800 тысяч, отнимите налоги, потом, получается, им надо зарплату, у них минимальная, … северных, вы прекрасно понимаете, на Севере, у них на питание не хватает. Они тут живут, как сказать, и зарплата у них минималка без северных, никаких... Марианна Ожерельева: Сергей, а получается, ваша мама работала и в советской школе? Зритель: Конечно. Марианна Ожерельева: Вот она что вспоминает из того прошлого? Зритель: Очень хорошо было. Марианна Ожерельева: Да? Сколько она получала? Зритель: Она получала 320 рублей. Марианна Ожерельева: Да вы что? Зритель: 320 рублей советскими деньгами. Виталий Млечин: Много, конечно. Зритель: На Севере, здесь именно. Ей хватало одной нас двоих детей кормить, понимаете, спокойно. Марианна Ожерельева: Это много, конечно. Зритель: Потом пошла перестройка и все. А сейчас у нас учителя... А учителя – это кто? Вы же сами прекрасно понимаете, после обучения дети кем становятся? Врачами, инженерами и т. д. и т. п. Марианна Ожерельева: А сейчас она сколько получает? Вы сказали, 30 тысяч – это ее доход вместе с пенсией или нет? Зритель: Нет, это у нее без пенсии. С пенсией, пенсия у нее 26 тысяч, по-моему, здесь на Севере, а она с утра до вечера в школе, понимаете, ей уже лет... Виталий Млечин: Понятно. Марианна Ожерельева: Ну, как все на самом деле. Спасибо. Виталий Млечин: Спасибо, спасибо большое, что позвонили и рассказали. Марианна Ожерельева: Сергей Константинович, вот ностальгия же есть, да, по советскому прошлому вот этому в плане именно оплаты труда учителя. Сергей Комков: Вот поймите, что те учителя, которые, еще раз вам повторяю, те, кто помнят ту самую систему, они прекрасно понимают, что там было все построено совершенно верно. Совершенно сейчас неправильно это сделано, что отдана на откуп регионам оплата педагогов. Поэтому... Виталий Млечин: Понятно, понятно, Сергей Константинович. Спасибо, спасибо вам большое! Президент Всероссийского фонда образования Сергей Комков был с нами на прямой связи. Еще несколько сообщений успеем. «В Липецке ставка по высшей категории 11 тысяч». Дагестан: «Учитель-предметник в сельской школе – 14 тысяч». Челябинск: «За проверку тетрадей 500 рублей в месяц. В месяц учитель русского языка и литературы проверяет около 1,5 тысяч работ. Оклад 15 100, люди вынуждены брать по 2–2,5 ставки». Вот таких сообщений большинство. Еще раз напомним, что в нашей рубрике «Реальные цифры» на этой неделе мы спрашиваем, сколько зарабатывают школьные учителя в нашей стране. Пожалуйста, напишите нам на короткий номер 5445, итоги будем подводить в пятницу. Как всегда, постараемся максимально полную картину составить, пожалуйста, помогите нам в этом, если еще не написали, напишите прямо сейчас.