Ольга Арсланова: Ну а мы продолжаем, это программа ОТРажение. Сейчас время рубрики «Жизнь на воде». Мы приветствуем ведущего этой рубрики, Михаила Кулика, члена Русского географического общества, здравствуйте Михаил! Михаил Кулик: Здравствуйте, Оля. Ольга Арсланова: О чем сегодня речь пойдет, расскажите. Михаил Кулик: Сегодня мы поговорим о водно-моторном спорте. О детском водно-моторном спорте, о соревнованиях, ну, в общем, очень интересно. Моторы, гонки, высокие скорости и классный сюжет! Ольга Арсланова: Напоминаем нашим зрителям, что можно звонить в прямой эфир, задавать вопросы Михаилу, задавать вопросы гостям. И не забывайте о нашем смс-портале. Ждем вашей реакции, ваших вопросов в любое время в ближайшие полчаса. Михаил Кулик: Оль, представим гостей, наверное. У нас сегодня гости. Да, сегодня у нас в гостях Сергей Кряжев, председатель Совета ассоциации водно-моторного спорта, трехкратный чемпион мира по водно-моторному спорту. Здравствуйте, Сергей. Сергей Кряжев: Здравствуйте. Михаил Кулик: И Антон Антохин, директор спортивной школы по техническим видам спорта. Здравствуйте, Антон. Ольга Арсланова: Добрый вечер! Антон Антохин: Здравствуйте. Михаил Кулик: Да, ну, и, наверное, сюжет. «СЮЖЕТ» Михаил Кулик: Ну, что, замечательный сюжет, прекрасные мальчишки. Особенно мне понравился Богдан, который между тренировками занимается постройкой домиков из деревяшек. Ну, и в связи с этим, Антон, наверное, начнем с вопросов к вам. Насколько безопасно? Вот детская школа, это же какой технический вид спорта серьезный. Антон Антохин: Ну, это безопасно, потому, что скорости не такие большие. Детки уже могут сейчас приходить в 6 лет заниматься. Вот Богдан в частности, пришел тоже в 6 лет. Через год уже добился результатов, стал победителем Первенства России. Отобрался на Кубок мира, в своей дисциплине, это дети 6-7 лет, и занял первое место на этом Чемпионате мира. Михаил Кулик: Ну, дорого, поди? Лодка, мотор. Антон Антохин: Ну, это единственный класс, который по правилам, ну, организаторами соревнований предоставляются лодки. То есть, не нужно за собой, как в других дисциплинах водно-моторного спорта, тащить свою экипировку, свою лодку. Это достаточно, в общем, бюджетно. Хотя, есть, конечно, определенные трудности. Но, в принципе не такие большие, как, скажем, в занятиях профессиональным спортом. Михаил Кулик: Ну, а в самой школе, школа предоставляет, я так понимаю? Антон Антохин: Да, школа предоставляет. У нас для детей предусмотрено две лодки вот с 8-сильными моторами, румпельное управление, и 3 лодки с моторами 15 лошадиных сил, с жокейским сидением. Михаил Кулик: Как гидроциклы. Антон Антохин: Как гидроциклы, да. Михаил Кулик: Потому, что я сам даже посидел в такой лодке. Хорошо, скажите, что делают зимой дети? Антон Антохин: Ну, для того, чтобы не потерять навыки, они осваивают, значит, в осенне-весенний период времени это фигурная еда на мотовездеходах, на квадроциклах. А в зимний период времени это занятия на снегоходах. Но, в том числе мы не забываем о занятиях ОФП. Занимаемся физической подготовкой. И обязательно у нас занятие, часовое занятие в бассейне, для освоения навыков плавания. Михаил Кулик: Замечательно. Сергей, скажите, вот, Антон подготовил, предположим, в своей школе будущих чемпионов, в высших классах. Много ли к вам в спорт высоких достижений приходит людей из детского спорта? Сергей Кряжев: Ну, в принципе, вся сама программа детского спорта, она подразумевает под собой будущее развитие спортсмена уже во взрослых, серьезных гоночных классах спортивных. И как сам вид спорта, «Формула будущего», он был основам в 98-м году, Питерской школой, конкретно, Надеждой Борисовной Пылаевой. В 98-м году это были соревнования чисто российские, потом это вышло на международный уровень. И, начиная с 2001 года, регулярно проводятся чемпионаты мира. И на сегодняшний день эти соревнования имеют огромную популярность по всему миру. Более 30 стран мира на сегодняшний день проводят регулярные чемпионаты у себя, и участвуют в чемпионатах мира. Вот конкретно в этом году наши спортсмены едут, в том числе спортсмены Антона, победив на чемпионате России, едут на чемпионат мира в Дубае. И в перспективе, вот спортсмен, которого вы сейчас показывали в сюжете, Николай, он уже сейчас практикует выступления во взрослых классах, в RIB-ах конкретно в классе PR4. Он сейчас рассказывал в сюжете по поводу своей необузданной страсти и езды «без тормозов», то есть, это было уже во взрослом классе, и сейчас он готовится уже к выступлениям в серьезных классах. И это как бы сама подразумевает под собой система развития спортсмена и перехода в взрослый, серьезный класс. Михаил Кулик: Ну, то есть, уже образовалась некая такая система подготовки, из детского любительского спорта, по шагам… Сергей Кряжев: Да. Михаил Кулик: Через соревнования, к спорту высоких, хотя, в этом ли самоцель вашей работы? Антон Антохин: Нет, это не самоцель. Это, во-первых, обучить детей первичным навыкам управления маломерными судами, отвлечь детей от компьютера. Чтобы детишки были на воздухе, отдыхали, и с новыми силами занимались в школе, как бы занятиями в школе. Михаил Кулик: Ну, понятно. А технической подготовкой вы занимаетесь? То есть, изучают ли мотор? Антон Антохин: Конечно, это обязательно. Ну как это, без этого? Не знать чем управляешь? Естественно, они проходят занятия со своими тренерами, по так сказать, устройство мотора, как мотор работает, как мотор крепить на лодку, потому, что это все-таки подвесной лодочный мотор. Михаил Кулик: Это вечный вопрос. Антон Антохин: Да, да. Михаил Кулик: Как крепить мотор, высоко, низко? Как задирать, подымать. Хорошо. Сами, дорогие гости решите, кто лучше расскажет, а лучше каждый поделится своим мнением, есть ли в России помимо спортивных соревнований и чемпионатов, высокие достижения, может быть, детских, какие-то мероприятия, где просто любители этого спорта на собственных лодках могли бы себя проявить, показать, посостязаться? Антон Антохин: Ну, я скажу от себя как бы. У нас есть тренер, который был в сюжете, это Владимир Витальевич Выгузов, он обожает такие соревнования по судам народного потребления. Выезжает на любые соревнования. Михаил Кулик: Ну, то есть, они есть? Антон Антохин: Да, они есть. Только вот скажи. В Ногинск? Значит, поедет туда, в Ногинск. В Конаково? Значит, поедет в Конаково. Поэтому конечно у нас, ну, если человек влюбился в воду, то все, это на всю жизнь. Михаил Кулик: Ну, то есть, соревнования есть и любой человек, по идее, владеющий лодкой, может поучаствовать. Сергей, мы говорили с вами на эту тему, когда снимался сюжет. Только ли Москва, Питер, или по России все-таки это увлечение имеет более-менее серьезное распространение? Если да, то где? Сергей Кряжев: Имеет и очень серьезное. На сегодняшний день большое развитие спорт имеет в Краснодарском крае, Екатеринбург. Там существуют свои федерации. Красноярск, который воспитывает своих чемпионов мира. Поэтому, спорт массовый и имеет серьезное, большое развитие. Антон Антохин: Ну, по большому, ой, перебью, по большому счету, там, где есть вода, там есть водно-моторные школы. Сергей Кряжев: Да. Михаил Кулик: Ну, вода разная. В Мурманской области воды тоже хватает, только сезон такой, что, да и вода там очень штормовая как правило. Хорошо. Скажите мне, ну, например, Антон. Дети отучились в школе. Бросили, не бросили, ушли в спорт, не ушли, много ли из них идут по жизни, так сказать, вместе с водно-моторным увлечением? То есть, вы отслеживали, может как-то, кто их них получает в итоге ГИМС-овские права, такие, как у любого судоводителя? Антон Антохин: Такой статистики мы как бы не ведем. Михаил Кулик: Ну, по личному впечатлению. Антон Антохин: Ну, на моей практике, потому, что я достаточно недавно работаю в этой структуре, вот. Ну, где-то порядка там, вот из наших воспитанников там порядка 10 человек пошли дальше, увлекаются уже на, ну, как хобби этим видом спорта, водно-моторным. Михаил Кулик: И путешествия в том числе. Антон Антохин: Отдых на воде, причем интересно, родители рассказывают, когда дети вроде как маленькие там, им 6-7 лет и где-то в гостях у кого-то на даче, на какой-то акватории на лодке начинают вытворять такие вещи, что у родителей гордость за своих детей начинается. Михаил Кулик: Понятно. Сергей, скажите, пожалуйста, вот весна впереди, что нас ждет в водно-моторном спорте? Какие интересные события, ну, в России, конечно, в первую очередь? Сергей Кряжев: В первую очередь это чемпионат России. В конце мая, в Петербурге будет проходить чемпионат России по классическим видам водно-моторного спорта, в том числе и в классе RIB-ы. Михаил Кулик: Ну, для зрителей, кто не знает, что такое RIB, это лодка с жестким корпусом, но надувными бортами. Сергей Кряжев: Надувные бота, да. Михаил Кулик: Есть такие. Сергей Кряжев: Четыре класса, PR-1, это 300 «лошадей», 2, это 200 «лошадей», 3 – 150, и 60 «лошадей» четвертый класс. Михаил Кулик: Ну, то есть, классы делятся ни по длине, ни по весу лодки. Сергей Кряжев: Ну, есть определенные регламентные размеры в каждом классе. Михаил Кулик: Понятно, это технические требования. А так по мощности. Сергей Кряжев: По мощности мотора, да. Михаил Кулик: Ну а дальше уже дело конструктора, как ты сделаешь корпус, так у тебя с мотором таким, ну, судя по моему опыту, и побежит лодка. Сергей Кряжев: Ну, что касается вообще развития водно-моторного спорта, в свое время, в советские времена, это был очень развитый как бы вид спорта. Проводились соревнования на высоком уровне. Участвовали 15 союзных республик, в заездах участвовали по 30 по 40 судов. Это было массово, это было зрелищно. Только в Москве в свое время существовало более 6 профессиональных водно-моторных школ, «Трудовые резервы», «Красный октябрь», «Водник», «ЦСКА-ВМФ», ДОСААФ. Это были серьезные большие соревнования. Это было массовое привлечение спортсменов, и государство в этом было заинтересовано и были такие очень серьезные вложения. Но что касается перехода к современности, как бы государственность спорт утратил в этой области. Потому, что водно-моторный спорт, это один из самых дорогих видов спорта в мире. И содержать большие серьезные болиды это довольно-таки накладно. Поэтому на сегодняшний день в спорте серьезных достижений ищут спонсоров, и за счет спонсоров продвигаются какие-то частные команды спортивные. Михаил Кулик: То есть, все-таки это возложено на собственную инициативу финансирования такого направления. Сергей Кряжев: Да, конечно. Это очень серьезные деньги, это большие вложения. Моторы стоят, там, не один миллион рублей и корпуса стоят больших денег. А если это «Формула», то это сотни тысяч долларов и более. Поэтому, это… Михаил Кулик: Это дорого. Сергей Кряжев: Это дорого, да. Михаил Кулик: Антон, ну что же делать детям, когда они отучились в школе? Проситься в частные команды? Антон Антохин: Ну да, один из выходов. Один из выходов. Михаил Кулик: Если они желают продолжить Антон Антохин: Есть же менее, ну, не такие дорогие, скажем дисциплины водно-моторного спорта. Вот очень популярно у нас, у спортсменов, у спортсменов нашей школы это участие в соревнованиях, ну, то, что называется PR-4, класс PR-4, это лодка с надувными бортами, с мотором в 60 лошадиных сил. И у нас достаточно, прилично детей пересели в этот класс. И как бы энтузиазмом тренеров вывозят лодку на соревнования. Мы, как можем, как школа, помогаем им. Я имею в виду, с точки зрения финансовой. Но, как бы вот так вот. Михаил Кулик: Ну, и в сюжете, может быть, не все обратили внимание, тренер, Владимир Выгузов, сказал, что во время соревнований с детьми на любом уровне, чемпионат ли это мира, или какой угодно, присутствует инструктор. Антон Антохин: Да. Михаил Кулик: Ну, в нескольких словах, для чего и как это происходит? Антон Антохин: Ну, чтобы, ну потому, что дети выступают маленькие в этих классах. У нас как бы 6 классов, «Дельфины», первый класс, это дети 8-9 лет. Второй класс, дети 10-11 лет, третий класс, дети 11-13 лет. Вот в этих классах обязательно присутствует инструктор, который, если, в случае какой-то проблемы у ребенка, что-то он перепутал там, в движении по трассе. Ну, какой-то, чувствует, что идет, экстремальна какая-то вещь, он путем выдергивания чеки, так называемой, да, останавливает принудительно мотор. Поэтому в этом смысле обязательно в этой возрастной категории присутствует инструктор в лодке. Ольга Арсланова: А у нас звонок из Мурманска, Александр на связи. Здравствуйте, Александр, мы вас слушаем. Михаил Кулик: Здравствуйте. Зритель: Алло? Ольга Арсланова: Да, слушаем вас. Зритель: Я хотел бы узнать, как идут обучение и как вообще выпускаются дети, 7-8 лет, там 12-ти, 13-ти лет, на открытую воду? Вот, вы же, наверное, понимаете о том, что это дети, и контролировать их, в общем-то, нельзя. Невозможно. У них нет никакого опыта, ничего. Вот. Как .как можно выпускать на открытую воду, и кто за их жизнь отвечает? Ольга Арсланова: Спасибо! Михаил Кулик: Спасибо. Ну, частично мы ответили, да, Антон, сейчас на этот вопрос. Антон Антохин: Как правило, тренировки, соревнования проводятся в закрытых акваториях. Ну, то есть, как бы нет такой, ну, прямо опасности. А что касается ответственности, ответственность всегда несет директор. Михаил Кулик: Ну, либо тренер. Антон Антохин: Либо тренер, да. Михаил Кулик: Ну, и, как правило, я думаю это люди подготовленные. Антон Антохин: Да, по первых, дети обязательно должны быть в шлеме. Обязательно в спасательных жилетах. Дети до 14 лет, обязательно в лодке находится инструктор. Поэтому, как бы мы максимально обезопашиваем, ну, правильно я говорю, да? Михаил Кулик: Да, обеспечиваем безопасность. Антон Антохин: Безопасность, да, ребенка. Плюс, всегда на тренировках присутствует спасательный катер. В данном случае, мы с нашими многолетними друзьями, это «ХимСпас», договариваемся, они контролируют. Михаил Кулик: То есть, МЧС, серьезные ребята, подготовленные. Не любители. Антон Антохин: Да, водолазный отряд присутствует, мы всегда приглашаем их на наши мероприятия. Михаил Кулик: Вот это, кстати, интересный вопрос, наверное, Сергей. Расскажите, а как безопасность обеспечивается во время ваших соревнований? Там скорости другие и вес самих судов иной. Сергей Кряжев: Надо сказать, что это один из травмоопасных видов спорта, поэтому, что касается безопасности, здесь уделяется огромное внимание. В первую очередь, по акватории, по трассе выставляются лодки, как которых находятся профессиональные, обученные спасатели. И есть четкие регламенты, установленные положения, в течение какого времени обязаны они произвести те или иные манипуляции по спасению спортсмена, если он вдруг попал в какую-то нештатную ситуацию. То есть, конкретно это от 45 секунд до там минуты, не больше. Значит, что касается на берегу обязательно присутствие скорой медицинской помощи и бригады реаниматологов. Это строгое, обязательное требование, в Условиях и в Положении. Плюс, непосредственно на соревнованиях присутствует врач. Михаил Кулик: Ну а ГИМС, пожарные? Сергей Кряжев: Что касается организации соревнований, в процессе организации проведения соревнований обязательно необходимо согласование ГИМСа, согласование с местными органами власти. Обязательно согласование с Москомспортом, обязательно согласование с ДОСААФом, потому, что мы с ними работаем в непосредственном… Михаил Кулик: Сергей, у нас звонок. Ольга Арсланова: Да, Александр из Омска на связи, здравствуйте, Александр, слушаем ваш вопрос. Зритель: Добрый вечер. Вот я хотел задать вопрос господину Кряжеву, вот он сказал, что спорт, водно-моторный спорт у нас, в общем-то, массовым является. Но на сегодняшний день можно сказать, что, вот он назвал те города, в которых этот спорт еще живой. Это Москва, Санкт-Петербург, Краснодар, да, Екатеринбург и Красноярск. Вот омская команда была одно из сильнейших в России по водно-моторному спорту. На сегодняшний день, значит, занятия в школе спортивной проходят в основном за счет средств учеников. За счет средств учеников и, в общем-то, спортсменов поездки на соревнования. Соревнования, представьте, из Омска перетащить технику, допустим, в тот же Краснодар, или в Конаково достаточно дорогое удовольствие. Лодки все старые, новых лодок мы купить не можем. Вот здесь, я считаю, государство кинуло вообще весь спорт детский. И если государство, не обратится, в общем-то, к старым, добрым советским временам, то конечно, я считаю, что это не массовый спорт уже. Это уже спорт практически, как элитные яхты. Михаил Кулик: Спасибо. Сергей, скажете что-то? Сергей Кряжев: Да, конечно. Вы немножко не расслышали мой ответ. Я сказал, что он был массовым в советское время. Сейчас, к сожалению, ситуация абсолютно правильно вами освещена. Но, в данной ситуации, как бы, есть частные небольшие компании, есть энтузиасты, которые занимаются строительством новых корпусов, которые занимаются, что касается «классики», продвижением этих классов. Да, он стал не таким массовым, есть определенные сложности, но еще раз говорю, что в данной ситуации, конкретно последние годы государство начинает поворачиваться к нам лицом, и организуются государственные муниципальные учреждения по подготовке спортсменов водно-моторников. Такие учреждения на сегодняшний день уже есть в Краснодаре, в Петербурге, конкретно Антон руководитель такой организации в Химках. И поэтому, какое-то позитивное движение есть вперед. Михаил Кулик: Сергей, извините, время заканчивается неумолимо. Мы с вами говорили, возвращается ли водно-моторный спорт под крыло государства, а именно ДОСААФ? Сергей Кряжев: Да, на сегодняшний день есть такие предпосылки. Мы сейчас, как Ассоциация, начинаем плотно работать с ДОСААФ. И ДОСААФ в этом отношении на сегодняшний день, опять же таки, как это было в советские времена, берет на себя определенную ответственность, по возвращению водно-моторного спорта. Михаил Кулик: Ну, что ж, очень приятно было видеть вас в гостях в нашей студии. Удачи маленьким спортсменам, удачи большим спортсменам. Дорогие друзья, программа «Жизнь на воде» продолжается, выйдем в следующую неделю. Пишите заранее на почту M.Kulik@otr-online.ru задавайте вопросы, спрашивайте, говорите, кого позвать в студию. До свидания, до встречи!