Сергей Лесков: Давно пора запретить нашим чиновникам покупать иномарки, а ещё лечиться и учиться за границей!

Сергей Лесков: Давно пора запретить нашим чиновникам покупать иномарки, а ещё лечиться и учиться за границей! | Программы | ОТР

темы недели от обозревателя

2020-04-24T17:44:00+03:00
Сергей Лесков: Давно пора запретить нашим чиновникам покупать иномарки, а ещё лечиться и учиться за границей!
На МКС пора ставить крест? Деньги на свалку. Маньяк выходит на свободу. Страна под снегом. Как победить бедность
Сергей Лесков: Любой памятник - это некая точка единения нации. Если памятник служит возникновению напряжения в обществе, ему нет места на площади
Что такое бедность и как с ней бороться?
27 февраля - Всемирный день НКО
МКС переработала свой ресурс
Дорогая передача: Нам мешают парковки!
Свободен и особо опасен
ТЕМА ЧАСА: Страна под снегом
Чёрные дыры МКС
Новый техосмотр отложили
Гости
Сергей Лесков
Обозреватель

Александр Денисов: Мы так откинулись в кресле, сейчас вернулись, пришли в форму в рабочую.

Анастасия Сорокина: Продолжаем программу «ОТРажение». В студии Александр Денисов и Анастасия Сорокина.

Александр Денисов: Через полчаса у нас большая тема, большущая тема – поговорим про уроки кризиса, «Кризис плохому не научит», так она называется. Обсудим все подробно, до мелочей, чему кризис научил нас, чему научил правительство, чему научил бизнес, медицину. Вот такие у нас…

Анастасия Сорокина: Будем ждать звонков и сообщений.

Александр Денисов: Ты так удивленно смотришь – ты не знала?

Анастасия Сорокина: Мне интересно, чему научился Сергей Лесков, обозреватель Общественного телевидения, который готов уже прокомментировать главные темы этой недели. Сергей, добрый вечер.

Сергей Лесков: Добрый вечер.

Александр Денисов: Сергей, здравствуйте.

Сергей Лесков: Ну, прежде всего я научился Skype, наверное, Skype научились очень многие благодаря этому кризису. Уж не знаю, насколько это хорошая наука... До этого я по Skype говорил один раз в своей жизни. Правда...

Александр Денисов: Сергей, не иначе, как вы спортом занимались, так у вас...

Сергей Лесков: Что?

Александр Денисов: В спортивной форме, чувствуется.

Сергей Лесков: Нет, это не спортивная форма. Правда, надо сказать, что мой пятилетний сын говорит по Skype каждый день с бабушкой, которая живет в другой стране, вот он элементарно управляется с этой штукенцией, с этим гаджетом. У меня не получается. Но, по-моему, каждый день все лучше и лучше, надеюсь по крайней мере.

Что касается уроков, которые извлекли все мы из этой эпидемии, пока трудно говорить об этом, потому что все наши руководители в один голос говорят, что мы еще не дошли, не вышли на плато, на середине пути. Ну, особенно много в последнее время говорит мэр Собянин, что, в общем-то, и понятно: именно со столицы страны и началось это самое разрушительное шествие коронавируса. Здесь потоки туристов, и больше всего москвичей просто из-за своего благосостояния ездят за границу, так что «лидирующая» роль Москвы здесь понятна. Как, впрочем, и «лидирующая» роль Нью-Йорка, но, наверное, все-таки в меньшей степени, потому что у нас больше сконцентрировано в центре.

Так вот Собянин похвалил москвичей, сказал, что они отличаются ответственным поведением, но все равно пока проблема нарастает. Однако с 20 апреля, как говорит статистика, 20 апреля понедельник, всю неделю идет уменьшение темпов прироста больных коронавирусом. Итак, прирост есть, но темп этого прироста уменьшается, это такая благая весть. Однако специалисты считают, что на плато, это вот говорит руководительница Роспотребнадзора, мы выйдем только в первой половине мая, вот.

Ну, как вы знаете, Москва перешла на так называемый пропускной режим, электронным пропуском должен обзавестись и каждый водитель, и каждый пешеход, и каждый, кто ездит в общественном транспорте. Меня совершенно удивила цифра, что в первый день видеокамеры отловили 230 тысяч автомобилей без этих электронных пропусков. Вы понимаете, закон есть закон, как говорили в древнем Риме, где еще автомобилей не было: он может тебе не нравиться, но все-таки выполнять его надо, это очевидная аксиома.

Так если, значит, у нас 230 тысяч пофигистов, может быть, они вообще прав не имеют? На чем они вообще ездят? Может быть, даже вот эта вот система поможет нам самим лучше себя узнать. Причем ведь каждому полагается штраф по 5 тысяч, да еще сколько раз его камеры отловят. То есть странные какие-то люди садятся за руль автомобиля. Нельзя ведь даже сказать, что море по колено, это какое-то другое, абсолютно наплевательское отношение и к закону, и к себе, ну и, в общем-то...

Александр Денисов: Сергей, можно сказать, вирус по колено, вот так вот, вирус по колено.

Сергей Лесков: Да, вирус по колено. Это меня поразило. Иногда, конечно, статистика открывает тебе глаза на какое-то истинное положение дел.

Ну так вот, тем не менее... Да, кстати говоря, и представительница Всемирной организации здравоохранения в России хвалит Москву и Россию, меры принимаются эффективные. Но тоже эта добрая женщина говорит о том, что все-таки еще пик впереди. Ну посмотрим. Тем не менее я напомню, что, конечно, уровень заболевания в России несопоставим с тем, что в других странах Европы, и с тем, что в США. У нас ориентировочно заболело столько же людей, сколько погибло в Америке, ну примерно, то есть это вещи совершенно несопоставимые.

Но на носу у нас майские праздники, очевидно, что на майские праздники никто не полетит ни на какие курорты, но люди могут ринуться, ну ладно, даже не на шашлыки, но ведь у нас есть традиция высаживать картошку. Экономический кризис, люди думают о своем пропитании, и вот этот вот режим самоизоляции, за который мэр хвалит москвичей, да, впрочем, и жителей других городов, им тоже, наверное, еще в большей степени хочется выехать на свои садовые участки, может быть нарушен.

Есть старое такое правило, вечное правило управленцев: если ты не можешь что-то запретить, надо возглавить это движение, надо его организовать. И уже сегодня я вижу, Совет по правам человека при президенте обратился к правительству с предложением каким-то образом организовать майские праздники. Премьер Мишустин обратился к Роскомнадзору, дал ему поручение подготовить подобного рода предложение, да и вице-премьер Голикова, которая отвечает за всю эту проблему, тоже высказалась в том духе, что на майские праздники надо придумать, разработать какие-то меры, которые бы позволили жителям больших городов, привязанных к своим садовым участкам, отвязаться от домашнего карантина и поехать туда вот на свои 6 соток. Это на самом деле гуманная мера, это сделать, мне представляется, необходимо.

Есть еще одна проблема, и об этом говорил наш президент, – это врачи. Все больше врачей заражается этим треклятым коронавирусом, наиболее незащищенная социальная группа. В Италии, вы знаете, что умерли, по-моему, несколько тысяч врачей, это большая трагедия. Ну и у меня в семье есть врач, которая работает в коронавирусном госпитале, я вижу, в каких адских условиях трудится молодая девушка. Это трудно выдержать, и риск заражения очень велик. Сегодня мэр Собянин...

Александр Денисов: Да, сейчас небольшое... Вот мы нахваливали-нахваливали связь, сейчас мы ее перехвалили.

А у нас есть звонки.

Анастасия Сорокина: Московская область на связи с нами, дозвонился Михаил. Здравствуйте.

Зритель: Добрый вечер.

Анастасия Сорокина: Добрый.

Зритель: У меня следующий вопрос. Я не являюсь автомобилистом, но хотел бы понять логику. Если, как сообщается, любой автомобилист может оформить в течение 3–5 минут пропуск, сесть в машину и поехать, какой смысл вводить эти пропуска? Те, кто ездят без пропусков, безусловно, нарушают, но если я могу оформить, сел и поехал, сосед оформил, сел и поехал, сын оформил, сел и поехал и так далее, смысл вот этих пропусков?

Александр Денисов: Михаил, вы знаете, если вы хотите поехать, вы можете 2 раза в неделю поехать. Их, конечно, сделают не за 5 минут, рекомендуют делать это за 5 часов, то есть в течение 5 часов вам его оформят. И если вы работаете, то да, выдадут, безусловно, но если без особой нужды, то имеете право 2 раза в неделю в течение 7 дней воспользоваться и получить. Всем, конечно, не будут давать каждый день, безусловно, нет, это не так.

Анастасия Сорокина: Ну что ж, восстановилась связь. Сергей?

Сергей Лесков: Ага, да. Ну вот я говорил про врачей, Собянин попросил привлечь в качестве помощников, на практику студентов IV-V курсов. Да, на самом деле это наиболее такая опасная социальная группа. В Италии тысячи врачей умерли, у меня в семье есть врач, который работает в коронавирусном госпитале, это... Ну просто я вижу, выражаю восхищение и одновременно сочувствие, адова работа, в адских условиях. Поэтому, может быть, привлечь студентов, которым стоит попробовать себя в этих фронтовых условиях, дело полезное.

Наконец, сегодня есть еще одна новость, она напрямую не связана с коронавирусом, но мне кажется, что она вытекает из общей атмосферы. Путин провел совещание по проблемам автопрома, это важная отрасль для всей страны, и он там высказал идею о том, что надо бы запретить чиновникам покупать иностранные лимузины. Сам-то президент ездит на отечественной машине под названием Aurus. Мне кажется, что давно пора это сделать, а еще бы давно пора запретить чиновникам лечиться и учиться за границей, вот тогда бы социальная справедливость поднялась до приемлемых размеров. Мне кажется, что, в общем-то, если наша практика пойдет в эту сторону, то это будет совершенно верно.

Ну вот. Что касается других событий, Путин, кстати, проводил совещание раньше и по поддержке авиационной отрасли. На самом деле авиационная отрасль рискует просесть еще ниже, чем автопром, потому что на машинах-то все-таки ездить можно, а на самолетах куда летать? Все закрыто. У нас пока об этом не особенно думают, есть более важные, первоочередные задачи. Но вот в Германии, которая постепенно снимает ограничения, уже разработали программу из 20 пунктов, это нам тоже небезразлично. Стоит напомнить, что по части безопасности полетов именно немецкая «Lufthansa» является самой безопасной компанией в мире. Помните, у нее же была только одна авария, когда сумасшедший пилот (да и то это была не «Lufthansa», а дочерняя компания), пилот сошел с ума и врезался в горах, в Альпах, погубил и себя, и весь самолет, а так «Lufthansa» не знает авиационных происшествий, которые можно было бы назвать, которые приводили бы к потере самолета.

Так вот, что предлагают такие добропорядочные и пунктуальные немцы? Во-первых, это обязательное ношение масок и в самолете, и в аэропорту. То есть вот летит самолет 4 часа – сиди 4 часа в маске, и в аэропорту ты должен тоже ходить в маске. Комфорт будет потерян, да, но вот это, может быть, дело десятое. Самое главное – это то самое социальное дистанцирование, которое надо обеспечить и в здании аэропорта, где надо соблюдать дистанцию в очереди, на регистрации, при досмотре багажа, при паспортном контроле, не только нельзя приближаться к пограничнику, но и к другим тоже. Вылет, багаж, везде надо стоять на расстоянии друг от друга малыми группами. Может быть, будут закрыты магазины в аэропорту, чтобы решить эту проблему. Предлагается также выборочная проверка температуры. Кстати, я должен сказать, что на этой неделе уже одна из лучших авиакомпаний в мире «Emirates» провела экспресс-тестирование на этот самый COVID-19 на самолете, который вылетал из Дубая, за 10 минут были взяты экспресс-анализы у всех пассажиров.

Ну, конечно, все это меняет наши представления о комфорте авиаперевозок, все это потребует дополнительных затрат, все влетит в копеечку, повысится, наверное, ну пока об этом трудно говорить, стоимость билетов. Как можно выйти из положения? Ну, все можно делать на «удаленке»: можно регистрировать багаж удаленно, завести дома весы, мы же взвешиваемся сами теперь, можно и багаж взвешивать. Можно регистрироваться по «удаленке», то есть перевести как можно больше операций на этот самый удаленный режим, только ты пограничника, наверное, не пройдешь на этой самой «удаленке».

А в самолете как это дистанцирование обеспечить? Немцы предлагают продавать билеты на сидение через один, то есть, предположим, 3 сидения, на среднее сидение билет не продается. Насколько все это может быть реализовано, пока сказать трудно, но многие наши эксперты, ну и там, например, владелец компании «S7», второй после «Аэрофлота», говорят, что целый год потребуется для восстановления авиаперевозок, а в этом году мы... У нас сейчас 120 миллионов пассажиров, мы упадем в 3 раза, до уровня 2000-х гг.

Ну, вот эти предложения немцев при всей рациональности немецкой нации, мне кажется, что тут если пофантазировать, то можно дойти до какого-то абсурда. А вот стюардессы, например, будут в противочумных костюмах? Так они будут очень пикантно выглядеть. А будут ли кормить людей теперь в самолете во время авиарейса? И как есть, если ты сидишь в маске?

Но авиация авиацией, а вот есть железнодорожный транспорт. Если в самолете ты сидишь и глядишь в затылок своему какому-то там другому пассажиру, то в поезде-то все сидят лицом к лицу, то есть тебе прямо в лоб чихают. А что будет с поездом Москва – Владивосток, которым мы так гордимся? Поезд Москва – Владивосток вообще превратится, значит, к тому моменту, когда он подойдет к перрону Ярославского вокзала, это будет хуже чумного барака. Как выйти из этого?

Людям еще, конечно, предстоит найти какой-то баланс, пока этого баланса совершенно не видно. По моему представлению, из всех видов транспорта при таком подходе самым безопасным оказывается что? – космический полет. Вот если мы все станем космическими туристами (но, правда, таких денег вроде бы нет), то нам в космосе, понятно, что чихать можно сколько угодно, все равно, значит, никого не обчихаешь, да вроде бы ты там и так уже в скафандре. Ну давайте мы все станем космонавтами. Но если имплементировать подобного рода предложения в жизнь, ну я не знаю, это просто ставит крест и на авиации, и на железнодорожном транспорте.

Александр Денисов: Да, Сергей, можем такой вывод сделать, что доездились, долетались, помните, как там, «докаркалась».

Сергей Лесков: Да, даже не так – отлетали.

Александр Денисов: Отлетали.

Сергей Лесков: Отлетали, все.

Александр Денисов: А насчет пляжей, Сергей, я вот слышал предложение итальянцев, они вот все страдают, что к ним никто не приедет, – они там какие-то перегородки из прозрачного пластика хотят ставить на пляжах, такие, знаете, как ульи, соты такие перевернутые на пляже, каждый сидит в своем, так сказать, СИЗО или как это.

Сергей Лесков: В этой ситуации, Саша, если мы вообще говорим о каких-то философских материях, то мне, конечно, придется выразить наибольшее сочувствие Анне Карениной, не в то время она родилась. Родилась бы попозже, ну когда уже поездов не будет, то, в общем-то, может быть, она не сумела бы исполнить свой роковой шаг.

Александр Денисов: Сергей, абсолютно согласен. И ведь, родись она сейчас, уже общество бы не осудило, ну это нормально, ну пожалуйста, роман с Вронским, высшего света такого уж нет, что толкнул ее под поезд, так сказать, осуждение, уже все, пожалуйста, езжай...

Анастасия Сорокина: Она много путешествовала, могла заразиться.

Александр Денисов: Езжай куда хочешь с кем хочешь, а заражаться не надо, Настя, надо быть здоровым. За здоровый адюльтер, вот так вот, Сергей.

Сергей Лесков: М-да. Ну так сейчас же предрекают, как вообще могут теперь люди знакомиться друг с другом? Лучшим сводником может быть собачка, с которой разрешено гулять. Я уже вижу в своем доме, соседи друг другу передают собачек. Собачка уже обгулялась, уже у нее ноги стерты в пыль, а все приходится гулять то с одним соседом, то с другим.

Александр Денисов: Сергей, вот чувствуется в вас опытный ловелас, вот вы ходы видите смотрите какие, я поражаюсь, Сергей, спасибо, это была даже рубрика «Полезные советы», так сказать, мужская рубрика.

Сергей Лесков: Да. Как говорил поэт Вишневский: «Спасибо мне, что есть я у тебя».

Александр Денисов: Ага.

Сергей Лесков: Ну так вот, завтра 75 лет историческому событию – встреча на Эльбе. Именно 25 апреля 1945 года под городком Торгау произошла встреча солдат 1-го Украинского фронта и 1-й армии США. В общем-то, событие на самом деле историческое. Мало того, что, вообще-то, это было уже на финише Второй мировой войны, смыкание двух сильнейших армий поставило окончательный крест на каких-то... Собственно, встреча этих армий ведь рассекла немецкую оборону на северную и южную группировку, и, в общем-то, все было предрешено, немцы еще отчаянно сопротивлялись. Во главе 1-го Украинского фронта стоял маршал Иван Конев, вот именно ему пришлось повернуть на юг, где даже после капитуляции Берлина немцы отчаянно сопротивлялись. Именно он освободил Прагу, именно памятник Коневу был недавно в Праге снесен, можно на эту тему, если кто-то спросит, я скажу свое мнение.

Ну, в общем-то, событие, конечно, совершенно знаковое, много что написано по этому поводу. Я помню одно из совершенно феноменальных воспоминаний о том, когда американские генералы приехали в гости на восточный берег Эльбы, их приняли по-царски, угощение, ну и, конечно, был концерт, плясали советские солдаты, отчаянно плясали, ну, кстати, и генералы наши подплясывали. И Брэдли, американский генерал, который руководил 1-й армией, спросил: «Так что же, это так вот пляшут ваши солдаты?» «Да, – сказал Конев, – когда наши солдаты хотят отдохнуть, именно так они и пляшут». Но в действительности это был краснознаменный ансамбль «Песни и пляски». Ну и когда наши приехали с ответным визитом на западный берег Эльбы, то там появился в плохонькой шинели худенький американский солдат, который играл на скрипке так, что просто заслушаешься. И маршал Конев сказал: «Что это, ваши солдаты так играют?» «Да, – сказал генерал Брэдли, – когда американский солдат хочет отдохнуть, он берет скрипку и вот так играет». Но это был не американский солдат, это был легендарный скрипач Яша Хейфец родом из Вильнюса, кстати.

Вот так вот они, значит, вешали лапшу друг другу на уши, это, в общем, были какие-то такие полукомические эпизоды информационной войны, которая потом разгорелась с полной силой. Верили ли тогда встретившиеся солдаты о том, что удастся достичь какого-то общего языка, удастся преодолеть непримиримый спор между системами капитализма и социализма? Если посчитать воспоминания, нет, в это никто особенно не верил, и дух Эльбы был забыт почти сразу.

Кстати, ведь был снят знаменитый фильм «Встреча на Эльбе» Григорием Александровым, это не тот, который возглавлял ансамбль «Песни и пляски», это его однофамилец. С Любовью Орловой, вот мы сейчас видим ее, это первый ее опыт в изображении иностранки. Там солдаты и офицеры хорошие с обеих сторон, но козни строит ЦРУ, вот именно эмиссаром ЦРУ является Любовь Орлова. Там же, кстати... Фильм, конечно, выглядит сейчас карикатурно, но все ведь угадано, за этой карикатурной канвой удалось создателям фильма предвидеть развитие событий дальше. В общем, там совершенно фантастические актеры играли: например, Фаина Раневская играла комическую старуху, жену американского генерала, Рина Зеленая играла немку-велосипедистку. Но лучше всего там был актер Иван Любезнов, который играл американского сержанта, внимание, его звали Гарри Перебейнога. Можно предположить биографию предков этого Гарри Перебейноги. Очень смешной фильм, но он предвосхитил развитие, конечно, отношений, ЦРУ много подпортило, дух Эльбы был совершенно утерян. Сразу же после этой встречи на Эльбе была сказана речь Черчиллем...

Александр Денисов: В Фултоне.

Сергей Лесков: ...о железном занавесе, начался шантаж атомной бомбой несмотря на то, что СССР как и обещал через 3 месяца вступил в войну с Японией и разгромил казавшуюся непобедимой элитную Квантунскую армию. Правда, СССР быстро догнал США с атомным оружием, а потом была Корея, потом был Карибский кризис, Вьетнам. И, вы знаете, в общем-то, вся вторая половина XX века прошла под знаком конкуренции СССР и США, и многих, многих достижений в космосе, в атомной энергетике, в развитии технологий, вычислительной техники, не было бы даже Интернета, если бы по-другому сложились, если бы не было конкуренции России, СССР и США. Все началось с этого самого рукопожатия. Кстати говоря, и этих вирусов тоже бы не было, я совершенно уверен, мы бы их просто не увидели, потому что беспрецедентный рост успехов генетических манипуляций, генной инженерии тоже произошел именно во второй половине XX века.

Были ли еще какие-то случаи, когда наши две страны сближались? Ну по пальцам можно перечесть: «Союз» – «Аполлон» в 1975 году, это строительство Международной космической станции, ну уж я от себя добавлю незабываемые хоккейные серии 1972 года, которые отзываются эхом в сердце каждого мужчины. Урок встречи на Эльбе, конечно, состоит в том, что даже при непримиримости идеологических установок мудрые политики могут договориться, а это необходимо всему человечеству, потому что две самые могущественные по своему потенциалу страны должны вместе решать проблемы, которые стоят перед человечеством. Этих проблем сейчас стало не меньше, чем во времена Третьего рейха. Да, Третий рейх мы совместными усилиями положили на обе лопатки, уничтожили, стерли в пыль, но сейчас есть другие задачи. Это вовсе не Исламское государство, не Аль-Каида, есть еще более серьезные задачи, на которые, к сожалению, из-за каких-то сиюминутных тактических целей мы закрываем глаза. Надо открыть глаза.

Александр Денисов: Сергей, спасибо большое за такой интереснейший комментарий сегодня. Спасибо большое.

Сергей Лесков: До свидания.

Анастасия Сорокина: Спасибо. Это был Сергей Лесков, обозреватель Общественного телевидения России.

Авторизуйтесь, чтобы быстро и удобно комментировать
Авторизуйтесь, чтобы быстро и удобно комментировать
Комментарии (0)