Сергей Лесков: Даже члены банды «Чёрная кошка» сдавались Жеглову более мужественно, чем азовцы российским военным
https://otr-online.ru/programmy/segodnya-v-rossii/sergey-leskov-59917.html Александр Денисов: Не исключено, что уже идущий процесс денацификации на Украине будет носить название «мариупольского» по аналогии с нюрнбергским. Если в Нюрнберге прошел первый съезд гитлеровцев, то в Мариуполь-то съехались азовцы, полагали, что это их столица. Всех их там и взяли тепленькими, всех там и допрашивают уже которые сутки военные следователи Следственного комитета России.
Это программа «ОТРажение». Передаю слово обозревателю Сергею Лескову, следом переходим к обсуждению актуальных тем с экспертами.
Сергей Лесков: Да, добрый вечер.
Ну, справедливости ради надо сказать, что кроме «Азова» (Запрещенная в России террористическая организация (ред.)), который пленен в Мариуполе, есть и другие нацистские батальоны, например, известный «Айдар» (Запрещенная в России террористическая организация (ред.)). В общем, проблема денацификации одним «Азовом» не ограничивается.
Ну, на самом деле на вчерашний вечер, согласно данным Министерства обороны, сдалось в плен около тысячи военнослужащих Украины, а также вот этих самых «кибо́ргов», как их называла официальная украинская пропаганда. Причем их сдача в плен без предварительных условий, это официальная формулировка, которая была озвучена нашим дипломатом в ООН, в интерпретации западных средств массовой информации и киевской пропаганды звучит как эвакуация. Ничего себе эвакуация. Нет, друзья мои, это сдача в плен без предварительных условий. Кстати, эту же публику преподносили как закаленных патриотов и цинично сравнивали их с защитниками Брестской крепости или даже со Сталинградом. Но я что-то не слышал, чтобы хотя бы один из них, вышедших из этих катакомб, кричал «Слава Украине!», «Москалякуна гиляку!». Нет, они шли все молча, потупившись, сдавали оружие.
Я должен сказать, что даже члены банды «Черная кошка», которую взял в плен Высоцкий, сдавались более, что ли, мужественно. Один там пел песню «На черной скамье, на скамье подсудимых...». Его, кстати, звала Промокашка, он в другом фильме играл персонажа, в «Мама, не горюй» по имени Гитлер, вот, т. е. здесь как бы круг аналогий замыкается. Кто-то там даже что-то пытался убежать. Нет, эта публика совершенно забыла о своих обещаниях сражаться до последней капли крови. Оказалось, что они не хотят проливать кровь за киевский режим. И я все жду, когда же, ну я не знаю, кто там, предположим, командир батальона «Восток» или кто-нибудь из чеченских гвардейцев прокричит: «А теперь Волына! А теперь (как их там звать?) Калина! А теперь Редис!» Вот я так и не понял, предводители «Азова» (Запрещенная в России террористическая организация (ред.)) уже сдались в плен, или они, как Горбатый, выйдут из этих катакомб последними. Но посмотрим.
Перед нами встает, конечно, важный вопрос судьбы военнопленных. Прежде всего надо сказать, это важно: Россия обращается с этой публикой в полном соответствии с Женевской конвенцией 1949 года, которая предполагает, что их надо лечить, кормить и обращаться по-человечески, что мы и делаем, в отличие от того, как обращаются с российскими военнопленными, которых, по оценкам, около 150 человек, а украинских военнопленных уже несколько тысяч, около 5 тысяч вместе вот с этой публикой.
Ну, больше всего, конечно, военнопленных было у нас после Второй мировой войны, и здесь можно, конечно, воспользоваться этим опытом. Тогда было 2,5 миллиона немцев, еще 1 миллион их союзников. Так вот с ними вели, конечно, воспитательную работу, их поставили на массовый путь исправления, и тогда в СССР возник «Союз германских офицеров», а также организация «Свободная Германия», в которую вступил даже генерал-фельдмаршал Фридрих Паулюс. А «Союз германских офицеров» возглавлял Вальтер фон Зейдлиц-Курцбах. В «Свободной Германии» состоял даже внук Бисмарка, какой-то там граф. Эти организации вели агитационную, пропагандистскую работу среди немецких войск и внесли определенный вклад в победу над Германией. Кстати, вот этот вот человек, фон Зейдлиц-Курцбах, он взял Мамаев курган в сентябре 1942 года, т. е., в общем, это был такой мужественный военачальник, вот. И все равно он встал отчетливо на антигитлеровскую позицию и уговаривал своих бывших коллег уйти в оппозицию к Гитлеру.
Надо сказать, при этом, это очень важно, ни в одной из этих организаций не было офицеров СС, в отличие от американцев, которые без стеснения использовали в холодной войне с СССР, которая началась сразу после Второй мировой войны, офицеров СС. Даже космическую программу возглавлял, как известно, Вернер фон Браун, высокопоставленный сотрудник СС. У нас такого нет. Поскольку СС имеет очевидные аналогии с этими нацистскими формированиями, «Азов» (Запрещенная в России террористическая организация (ред.)), «Айдар» (Запрещенная в России террористическая организация (ред.)) и другими, в общем, этих людей надо, конечно, подвергнуть фильтрации. И после фильтрации, конечно, над многими из них надо провести трибунал, что и сказал сегодня Денис Пушилин, руководитель Донецкой Народной Республики. Формально, формально, кстати говоря, это тоже важно, они сдались в плен батальону «Восток», т. е. они в плен...
Александр Денисов: Надо сказать, Сергей, это современный вариант СС, потому что они уже встроены в систему ЦРУ и английской разведки МИ-6, встроены в западные спецслужбы.
Сергей Лесков: Это правда, ну вот. Но формально, формально они пленные Донецкой Народной Республики, это важно подчеркнуть. А в Донецкой Народной Республике смертная казнь не отменена.
Александр Денисов: Да.
Сергей Лесков: Это тоже важно понимать. И в то же самое время последнее, что я хотел бы по этому поводу сказать, – не исключено, что по примеру, например... Ведь многие чеченцы из формирования «Центарой», или который там, тот же, не знаю, «Ахмат Кадыров» – они же приняли участие в военных действиях уже на стороне России. Я думаю, что некоторые из этой публики, они же, многие из них еще родились в эпоху СССР, могут стать добровольцами и войти в освобожденный Киев. Такого исключить, конечно, нельзя. В конце концов, была во время Второй мировой войны польская армия Андерса, сформированная на территории СССР. Здесь возможно все. Но с нацистами, конечно, надо обращаться совершенно иначе.
При этом официальная киевская пропаганда не устает повторять, что это очень успешная операция украинских спецслужб, что это эвакуация, что это профессиональная сдача в плен. Поскольку в плен они будут сдаваться все бо́льшими и бо́льшими партиями, можно сделать вывод, что украинская армия самая профессиональная армия на свете, а завтра станет еще профессиональнее.
Александр Денисов: Профессионально сдается в плен.
Сергей Лесков: Да, профессионально, это коррелируется: чем больше военнопленных в армии, тем более она профессиональна.
Вчера у президента в Кремле прошло совещание по нефти. На самом деле это один из самых острых экономических вопросов. Рассматривался шестой пакет санкций против России, который предполагает эмбарго на поставки российской нефти, не сразу, а там через полгода, не исключено, что и с газом что-то такое будет. Они не могут договориться, потому что на самом деле Россия сейчас продает, обеспечивает порядка 40% потребностей нефти в Европе и, конечно, свободных мощностей нет, чтобы в такие короткие сроки это заменить.
А есть страны, где еще больше российской нефти, ну я не знаю, например, в Финляндии 84%, в Литве и Польше, которые занимают откровенно антироссийскую позицию, три четверти потребности Россия закрывает. Ну, понятное дело, в Германии, это для нас важно, треть нефти из России. Это как раз тот случай, о котором я говорил в понедельник, – отказывает, отказывает здравый смысл, который лежал в фундаменте благосостояния Европы.
И то, что нынешний премьер Джонсон сравнивает себя с Черчиллем постоянно, ну я не знаю, он может выбирать себе любых кумиров, но девизом Черчилля было то, что у Великобритании нет ни друзей, ни врагов, а есть постоянные интересы. Считать, что интересом Великобритании является экономический кризис, ну это совершенно смешно, каков... Видимо, таков нынешний уровень политики.
И они не могут внутри Европы договориться. Уже Евросоюз согласен на ультиматум, на требование вернее, России об оплате газа рублями. Многие компании уже постепенно на это переходят, сохраняя какую-то хорошую мину, находят пути, чтобы все-таки выполнить требование России. А при этом Еврокомиссия, это вот Евросоюз говорит, что, дескать, можно все-таки платить рублями завуалированно, а Еврокомиссия, политическая структура без каких-то полномочий, говорит, что нет-нет-нет, вообще тут с Россией надо придерживаться чрезвычайно, самой жесткой позиции. Во главе Еврокомиссии стоит Урсула фон дер Ляйен, удивительная, конечно, женщина, которая по профессии является кем?
Александр Денисов: Гинекологом.
Сергей Лесков: Гинекологом. Очень нужная человечеству профессия...
Александр Денисов: По совместительству министр обороны, теперь по совместительству...
Сергей Лесков: Да, ну это было когда-то. Я должен сказать вот что. В принципе рожать можно и в пещере, и, может быть, она могла бы даже родовспоможением заниматься в абсолютной темноте. Но экономику отсутствие энергоресурсов накроет, скажем так, шляпой.
Александр Денисов: Сергей, а можно понять, у них же там демография низкая, никто не рожает, вот она осталась не у дел.
Сергей Лесков: Да-а-а, нашла себе новую работу, да.
Александр Денисов: Эта женщина, к сожалению, да, вот ей пришлось...
Сергей Лесков: Ну, правда, у нее семь детей.
Александр Денисов: А, ну она все-таки родила.
Сергей Лесков: Все-таки она успела, успела. Но вообще, конечно, надо сказать, что судьба этого семейства говорит о гибельных ошибках, которые допускал царский режим в России, ведь баронский титул они получили от Александра II в знак признательности заслуг перед Россией, вот отвечает чем, ха-ха. Но это, впрочем, дело давнее.
Но так или иначе, вы видите, Евросоюз не может договориться о санкциях, Еврокомиссия несет какую-то совершеннейшую чепуху, НАТО разругалось по поводу предполагаемого вступления Финляндии и Швеции, тоже нет единого мнения, там поперек дороги легла Турция. Тот же самый Евросоюз обещал прекратить финансирование Прибалтики, хватит, посидели уже, невозможно, она и на щедром европейском финансировании, Прибалтика, вымирает. Я уже говорил, на 30% упало население Литвы и Латвии, Эстония еще держится. Они хорошо жили только в эпоху СССР, как бы они это ни проклинали, росла экономика, росло благосостояние. Теперь этот мыльный пузырь совершенно лопнет.
Нельзя не сказать в связи с этим, конечно, и про Америку, которая погружается в самый глубокий за последние 50 лет экономический кризис, но при этом все равно помогает, щедро помогает Украине, 40 миллиардов долларов выделено на военную помощь.
Александр Денисов: Сегодня должны выделить.
Сергей Лесков: Да, но это там тоже какие-то... Ну, сломают они этого сенатора...
Александр Денисов: Шероховатости.
Сергей Лесков: Да. При этом до этого был рекорд – Израиль, давний, давний и верный союзник США. Сравним цифры: Израилю они дали 3 миллиарда, при том что они сражаются со всем арабским миром. 3 и 40 – разница большая. Как можно это объяснить? Почему вдруг такое «украинолюбие», «украинофилия»? Есть такое слово, видимо.
Александр Денисов: Это что-то неприличное, Сергей...
Сергей Лесков: Совершенно невозможно представить. Я полагаю, что не исключено, что эти щедрые пожертвования Украине есть некий общак Демократической партии, в который они хотят... На войне же проще всего украсть деньги, их проследить невозможно. Вот туда эти 40 миллиардов, которые необходимы на предстоящие выборы в Конгресс, через полгода будут, будут спрятаны. Сколько там получит Украина, неизвестно, но Демократическая партия будет черпать из этого общака деньги, необходимые на борьбу с республиканцами. Мне это напоминает анекдот, когда приходит письмо в налоговую службу, где человек признается: «Я столько украл, что у меня бессонница, поэтому я возвращаю вам 150 долларов. Но если бессонница не пройдет, я вам пришлю еще».
Примерно то же самое с этой самой военной помощью Украине, при том что реальная военная помощь пока не доходит. Какие-то ржавые Javelin, которые попадают в руки российских военных, Stinger, которые уже закончились... Ну непонятно. Вот сегодня было сообщено, что зенитные установки американские, гаубицы вернее, «три семерки» («Три семерки» у нас портвейн, а у них гаубица), были уничтожены... В общем, сам факт проблем транспорта американских вооружений, конечно, тоже вызывает сомнения об эффективности этой помощи. Скорее они все зерно вывезут с Украины, начался сегодня этот массовый вывоз. Голодомор будет на Украине – опять большевики виноваты? Посмотрим.
И вообще, все это говорит, конечно, о каких-то внутренних проблемах на Западе. Еще одно сравнение: 40 миллиардов Украине, а на борьбу с наркотиками всего 2 миллиарда в США расходуется. При этом в прошлом году смертность от передозировки выросла в Америке на 30%, в год умерло 100 тысяч американцев, честных американских граждан. Но они решили помогать Украине. Это не укладывается ни в какие вообще рамки здравого смысла и практицизма.
Ну и, наконец, внутренняя новость, многих она, наверное, порадует – это McDonald’s объявил об окончательном уходе из России. Кто-то будет ликовать и говорить, что и хорошо, это невозможное питание, гамбургеры в гробу мы видели. Да, на самом деле. Но здесь дело не в этом. Уходят самые современные технологии быстрого питания, мы так и не смогли их освоить, это очень плохо. Как мы не смогли освоить те технологии, которыми владел Siemens, тоже ушедший из России, это томографы, это железнодорожные высокоскоростные локомотивы; газовые генераторы мы научились делать, но не все заимствовали. Да и даже от Renault, самые простые европейские автомобили и то намного обгоняют нас.
Конечно, уход западных партнеров из России ставит нас перед стратегическим выбором. Необходим какой-то мобилизационный рывок, в 1930-х гг. это удалось сделать, может быть, и сейчас можно найти какие-то алгоритмы. И это импортозамещение должно быть реальным, деньги должны уходить по правильному направлению. А вот я смотрю на то, что происходит сейчас в Москве, когда тысячи гастарбайтеров ломают асфальт, укладывают бордюры, – то ли это надо нашей стране? Вот, кстати, Хуснуллин, вице-премьер России, приехал сегодня в Запорожскую, Херсонскую область. Видимо, предполагаются там строительные работы. Он, конечно, посетит и Мариуполь, там тоже надо строить. Вот чем Россия должна заниматься – она должна помочь освобожденным территориям подняться. Но бордюры сейчас даже не второстепенное, а третьестепенное дело.
Нам необходимо для того, чтобы сохранить устойчивый экономический рост, выработать программу приоритетов, где высокие технологии, без всякого сомнения, должны занимать доминирующее положение. Я уверен, что если мы умеем делать зенитные установки С-500, сегодня вице-премьер Борисов сказал, что они поступают на вооружение, это лучшее вооружение в мире, – почему, если мы это можем делать, мы не можем освоить выпуск легковых автомобилей? Можем, только надо этим заниматься квалифицированно, а не разбрасываться на легкие приобретения, которые помогают наполнить карманы этих горе-бизнесменов, занимающихся совершенно не нужными нашим гражданам вещами.
Ну и, наконец, по поводу McDonald’s у меня лично есть какие-то впечатления. Я помню, что, когда он появился в нашей стране, я на одном из этих ресторанов видел голодного солдатика, на котором висело обмундирование как на огородном пугале, и он просил людей купить ему этот самый гамбургер. Все изменилось, теперь наши солдаты исправно питаются, они могут кормить даже других солдат. Ради бога, проживем без гамбургера, пусть наша армия будет накормленная, вооруженная, лучшая в мире, но все-таки вот такие вот рестораны необходимы нам, для того чтобы освоить технологии пищевой индустрии, это важно.
Александр Денисов: Да. И еще важно: Хуснуллин сегодня как раз в Запорожье сказал, что пенсионеры будут получать пенсии в рублях.
Сергей Лесков: Да, это будет рублевая зона.
Александр Денисов: Рублевая зона.
Сергей Лесков: Это означает, что это не вернется в состав Украины.
Александр Денисов: Это означает все.
Сергей Лесков: Да.
Александр Денисов: Спасибо. Сергей Лесков с «Темами дня» был у нас.