Сергей Лесков: Молодые люди, которые живут в коллективе, понимают ценность жизни реальных людей. Те, кто живут в компьютере, смешивают мёртвое и живое

Гости
Сергей Лесков
ведущий программы «Академики»

Александр Денисов: Ну а сейчас «Темы недели», в студии у нас Сергей Лесков.

Сергей Лесков: Да, добрый вечер.

Тамара Шорникова: Приветствуем, Сергей.

Сергей Лесков: А я приветствую вас и всех наших зрителей.

Ну, для нашей страны самое главное событие этой недели – выборы в Государственную Думу. Сегодня были обнародованы результаты. В общем-то, состав Думы практически не изменился по сравнению с Думой VII созыва, а это, естественно, VIII…

Александр Денисов: Нет, ну как? Там пятый появился.

Сергей Лесков: Вот. За... Пожалуй, единственным таким принципиальным изменением – это появилась впервые за 22 года пятая парламентская партия, которая называется «Новые люди». У нее будет 13 мандатов из 450 всего в Думе, вот. А так конституционное большинство сохранила «Единая Россия». КПРФ, наверное, может быть довольна результатами, у них, по-моему, чуть побольше; у «Справедливой России» и ЛДПР меньше. Но, в общем, это такие, по-моему, статистические погрешности.

Может ли «Новые люди» устроить какой-то водоворот в Думе? Ну, я сомневаюсь. В общем-то, скажем так, Кремль относился благожелательно к этой партии, иначе бы, я думаю, ей бы не удалось пройти в Думу. Основатель этой партии, наверное, все женщины знают, какая-то есть такая косметическая линия Faberlic …

Александр Денисов: Сетевым маркетингом она, по-моему, распространяет, странным образом.

Сергей Лесков: Я ни в зуб ногой, но это название я слышал. Вот этот замечательный человек, по-моему, зовут Алексей Нечаев, он глава этого Faberlic и основатель этой партии. Она вполне адекватна линии Кремля. Но сам по себе он человек интересный. Мы сегодня, конечно, будем говорить про ужасные, трагические события в Перми, вот, и, в общем-то, многие уже знающие люди высказали предположение (впрочем, оно лежит на поверхности), что низкий уровень «социлогизации» вот таких вот убийц приводит к этим вещам. Вот сам по себе вот этот пример Нечаева – это говорит об обратной возможности развития личности. Он в подростковом возрасте заинтересовался таким подростковым клубом, по-моему, он назывался «Каравелла», который создал детский писатель Крапивин где-то в Екатеринбурге...

Александр Денисов: Владислав Крапивин.

Сергей Лесков: Да-да, это хороший детский писатель. Там подростков учили фехтовать, ходить под парусом, по-моему, даже стрелять. Самое главное, там был кодекс чести, вот. И он когда подрос, он даже создал, по-моему, и в родной Москве нечто подобное.

Александр Денисов: Сергей, а вот соглашусь с вами, случай уникальный для политика, который делает абсолютно расплывчатые заявления: «Мы партия людей, которые ходят, не унывают и попадают в Думу», – это явление сверху уникальное, на мой взгляд.

Сергей Лесков: Ну, Саша...

Тамара Шорникова: Мне кажется, все-таки много голосов этой партии принесла экс-мэр Якутска Сардана Авксентьева.

Сергей Лесков: Да, правильно, да, тоже она такая, наверное, узнаваемая женщина. Она совсем недавно была мэром Якутска и запомнилась там тем, что выставила на продажу дорогие машины местной администрации.

Александр Денисов: Nissan Patrol.

Сергей Лесков: Только никто их не купил, вот. Но это мы знаем, Немцов, по-моему, пересаживал администрацию на «Волгу»... Но так или иначе она узнаваемая женщина, достаточно тоже таких прогрессивных убеждений. Они хорошо сработали, у них очень много региональных отделений по всей стране. Посмотрим.

Я думаю, что, в общем-то, Кремль их поддерживал, потому что упреки о том, что стареющие лидеры четырех парламентских партий не способны провести страну на курс модернизационного развития – это справедливые упреки, нужны новые лица. И за эту партию с таким же названием, в общем-то, и голосовали люди молодые, опросы это говорят. Благодаря этому, кстати, я думаю, во многом довольно высокая явка на этих выборах, 51%. В Европе на всех думских выборах явка значительно меньше.

Тут-то еще помогло, конечно, первое в мире электронное, так называемое дистанционное, голосование. Оппозиция, как всегда, говорила, что это электронное голосование перемешало карты, значит, испортило реальную картину, у некоторых даже украло победу. Вы знаете, практика говорит, что очень часто, вспомним Белоруссию, проигравшая оппозиция говорит о фальсификации выборов. Это мне напоминает сказку Пушкина о царице, которая обращалась к своему зеркальцу: «Скажи, кто на свете всех милее, всех румяней и белее?»

Александр Денисов: Сергей, а голосование по почте намного надежнее. Вот в Америке...

Сергей Лесков: Да-а-а, которое в Америке, ну конечно.

Александр Денисов: Вот это лучше, эта технология современнее.

Сергей Лесков: Да, о чем речь. Ну а когда зеркальце показывает не ту картину и говорит, что не ты всех милее, прекрасней и белее, то это зеркальце надо куда-то забросить в дальний угол, как было и у Пушкина в сказке, все это давно описано.

Ну, что еще? Я обратил внимание на то, что «Единая Россия», были же, значит, партийные списки и были голосования в одномандатных округах. «Единая Россия» по одномандатным округам одержала сокрушительную победу над своими конкурентами, в 20 раз больше одномандатников, чем в следующей за ними КПРФ. Хотя, казалось бы, выступать с критикой действующей власти – это самое богоугодное и выгодное дело, все же должны во всем мире на это клевать: все же недовольны жизнью, всем хочется перемен. Однако удивительным образом в 20 раз больше одномандатников от «Единой России» прошло, чем от КПРФ.

Я неделю назад говорил, что итоги работы VII Думы кажутся мне положительными, ее уже не называли «бешеным принтером», как предыдущую. Принято достаточно много законов, которые учитывают интересы простых граждан, прежде всего в области цифровизации. Мы приводили весь этот перечень этих законов. Хочется надеяться, что и VIII Дума, если уж сохранился такой вот процентный состав, сохранит вот этот вот вектор динамичного развития.

Какие законы она может принять в первую очередь? Я, конечно, сейчас буду говорить свое собственное мнение, может быть, у них там какие-то другие планы. Но я бы на месте российских парламентариев поддержал малый и средний бизнес, что необходимо для подъема экономики в условиях выхода из пандемии. Конечно, малый и средний бизнес пострадал значительно сильнее, чем государственный сектор, который просто был каким-то стержнем, на котором держалась наша экономика, но без малого и среднего бизнеса нам не удастся провести какие-то инновации, как говорит опыт всего мира.

Ну, кроме того, мне кажется, что наш переход на всеобщие дистанционные какие-то услуги привел к тому, что расплодились в безумном количестве курьеры, которые гоняют на самокатах и велосипедах по пешеходным тропинкам, не зная никаких правил, без номеров, без каких-то регулирующих норм. Я бы на месте парламентариев обратил внимание на эту публику, и всякие хозяева этих курьеров должны позаботиться о том, чтобы они, во-первых, соблюдали правила и были, как полицейские, с номерами, они представляют реальную угрозу.

Александр Денисов: Посланники Хлестакова, Сергей.

Сергей Лесков: Да, 30 тысяч одних курьеров на самокатах, страшно представить.

Что еще? Я вот обратил внимание, что последним действием наших парламентариев стал визит нашей делегации в Парламентскую ассамблею, так называемую ПАСЕ, где они подверглись унижению... Мы сами ругаем парламентариев, но когда наших депутатов и сенаторов унижают иностранцы, мне, в общем-то, становится обидно...

Александр Денисов: Причем за наши же деньги.

Сергей Лесков: За наши деньги.

Александр Денисов: Сколько мы платим? По 300 миллионов евро?

Сергей Лесков: Они привиты «Спутником V». Хорошая вакцина, во многих европейских странах уже пускают наших людей. Но эти бюрократы брюссельские решили наказать наших парламентариев, и они теперь как заключенные ездят из гостиницы на заседания, а ходить по городу и набираться впечатлений им невозможно. Мне кажется, при этом все остальные, турки, украинцы, кто угодно, они спокойно ходят по городу. Зачем нам это ПАСЕ надо? Я вообще не понимаю, что мы там обсуждаем, кроме того, что выслушиваем постоянные нравоучения на этот счет. Мне представляется, что если мы знаем о том, что режим будет репрессивный по отношению к России, то и ехать не стоит. Кстати, сегодня Володин об этом сказал, но почему-то эта делегация туда поехала, ну вот.

Ну и, наконец, я уверен, что будут приняты меры регулирования интернета, особенно после того, что случилось в Перми. Об этом много говорят, многое делается, но явно совершенно недостаточно. Ну и, наконец, я думаю, что можно было бы принять закон, который бы запрещал нашим многим чиновникам прилюдно высказывать свои соображения. Такой закон, мне кажется, стал необходимым после того, как заместитель главы Центробанка что-то сказал про пенсионеров, что, дескать...

Александр Денисов: Швецов, Швецов, да, что мы живем при капитализме, поэтому нужно было позаботиться.

Сергей Лесков: Да, пускай сами позаботятся о своих пенсиях.

Александр Денисов: Да-да, да-да.

Сергей Лесков: И потом Эльвире Набиуллиной пришлось каким-то образом оправдывать его.

Александр Денисов: Самое интересное, Сергей, между прочим, в такую же ситуацию Эльвира Набиуллина попала ровно 3 года назад, высказала ровно ту же самую мысль, поэтому Сергей Швецов решил: просто повторю за начальницей.

Тамара Шорникова: Проверено начальством, да.

Александр Денисов: «Повторю за начальницей».

Сергей Лесков: Но все равно, в общем-то, чиновники должны если и не держать язык за зубами, то понимать, что слово не воробей, и чувствовать ответственность. У нас социальное государство по Конституции, у многих людей нет возможности накопить, то, о чем он говорил, через всякие страховые фонды достойную пенсию. Социальное государство должно поддерживать малоимущих людей, это мне кажется совершенно очевидным. Пенсии у нас небольшие.

В общем-то, давайте запасемся терпением. Наш парламент молодой, 30 лет, по историческим меркам это ничего, в Англии парламент появился в XIII веке...

Александр Денисов: Так вы отсекаете все, что было до 1917-го, Сергей.

Сергей Лесков: А что, какой там был парламент?

Александр Денисов: История парламентаризма…

Сергей Лесков: Верховный Совет? У нас до 1917 года был парламент 10 лет, с одной революции до другой. Кхе-кхе, не знаю, в общем-то, у того парламента была во многом деструктивная роль...

Александр Денисов: Это правда.

Сергей Лесков: ...что сказалось в дни Февральской революции. Политики той плеяды, в общем-то, разрушили Россию в три дня, как писал Розанов, «Россия сгинула в 3 дня». Мне кажется, что сейчас, кстати говоря, парламентарии более ответственны, чем были тогда, 100 лет назад.

Что еще? Из международных новостей я обратил внимание на переполох, который случился в Европе в связи с отказом Австралии приобретать во Франции подводные лодки. Огромный контракт, этот контракт был перехвачен США, по существу к ней там еще та же самая Великобритания пристегнулась, но в основном это Америка. В обход всех каких-то этических норм, которые необходимы в бизнесе, американцы перехватили этот контракт. Правда, почему-то комментаторы не указывают, что французы-то хотели дизельные подлодки строить для Австралии, а американцы предложили атомные.

Александр Денисов: А эти атомные. Сергей, я придумал заголовок для этой вашей темы – «Трое в лодке, не считая Франции», Сергей, вот так вот можно.

Сергей Лесков: Да. Как звали собачку-то эту?

Александр Денисов: Ха-ха-ха!

Сергей Лесков: Ну вот. Да, французы обиделись, потому что они же союзники все по НАТО, и если внутри главного военного союза во Вселенной происходят такие вещи, то, в общем-то, как можно верить Америке? А вообще, как можно ей верить? Америка еще со времен Трампа выходит из всех союзов и отзывает свои подписи под всеми соглашениями. Надо сто раз подумать, прежде чем пожимать руку американскому представителю, это кажется совершенно очевидным.

Кстати, зачем это сделано? Конечно, главный соперник Австралии – это Китай в регионе, и это сделано для того, чтобы поставить Китай на колени, если так можно говорить применительно к морским, океанским войнам. Напряженность в отношениях между Китаем и США возрастает. Могут быть, конечно, и военные столкновения. Если у Австралии будут атомные подводные лодки, они вполне могут перекрыть, как он называется, Малаккский, что ли, пролив, по которому китайцы, другой дороги нет, для того чтобы китайцы на танкерах провозили нефть из района Персидского залива. Если недруги перекроют нефтяные реки из Индийского океана в Тихий океан, то непонятно, как Китай выживет. В общем-то, для Китая это огромная опасность.

Что для России все это значит? Прямо скажем, наш подводный флот является самым сильным в мире. Скоро будет спущен очередной подводный крейсер, который называется «Генералиссимус Суворов». В его качестве сомневаться не приходится. Я только не понимаю, как на корме удастся разместить такое длинное название, да еще без ошибок надо написать, не каждый напишет слово «генералиссимус» без ошибок. А вообще, конечно, атомный подводный флот – это одна из тех областей, где мы можем гордиться. 250 атомных подводных лодок сделала наша страна вот за все годы. Бывали годы, когда по 10 лодок мы делали, ни одна страна столько делать не может. Мне судьбой посчастливилось знать, близко знать многих конструкторов атомных подводных лодок, но за недостатком времени я уж не буду об этом рассказывать.

В общем-то, сколько бы подводных лодок ни построила Австралия, нам это ни в коей мере не угрожает. Да еще вопрос, сумеют ли они это сделать, потому что настоящая подводная лодка имеет размер с 9-этажный дом. Бразилия хотела построить – не получилось, Индия хотела построить – не получилось. Совсем немного стран, которые могут строить подводные лодки, да еще атомные.

Ну, наконец, еще одна тема – это ужасное происшествие в Перми. Еще более ужасным делает его то, что эта стрельба в учебных заведениях постоянно повторяется. Керчь, Казань, Москва, Ивантеевка...

Александр Денисов: Вошла в хроническую фазу, Сергей, уже прямо скажем.

Сергей Лесков: Да. И в общем-то, мы все время говорим, что необходимо делать выводы, но делаются ли эти выводы? По моему глубокому убеждению, все это происходит из-за того, что нынешнее молодое поколение уходит вот в этот из каких-то, из жизни коллектива, который был во время комсомола, в обитание в этом виртуальном мире. Можно там часами сидеть у компьютера, играть в эти ужасные игры, и тебе уже мертвое кажется живым, живое кажется игрушечным. Ты можешь, проведя несколько дней, выйти из своего заточения и уже не понимать, кого ты убиваешь, эти фигурки, которые бегают, или стреляешь в живых людей. Как, по-моему, Бернард Шоу говорил: если тебе хорошо в одиночестве, ты либо Господь Бог, либо дикий зверь. Поскольку, значит, божественная суть нам не присуща, такие люди, которые живут в одиночестве, превращаются в диких зверей, я в этом совершенно убежден.

И все более и более начинаешь думать о необходимости каких-то... Вот этот вот Нечаев же был в подростковом клубе «Каравелла», и потом, по-моему, он создал, «Расцвет», что ли, он назывался. Те молодые люди, которые живут в коллективе, они понимают ценность жизни реальных людей; те, которые живут в компьютере, они смешивают мертвое и живое. Как сделать так, чтобы при всей пользе, которую приносят компьютеры, отсечь вот эти вот клубы самоубийц каких-то... Кстати говоря, есть и клубы, которые поощряют эти вот массовые убийства. Вне всякого сомнения, этот самый Роскомнадзор должен найти какие-то алгоритмы...

Александр Денисов: Уже сами сети должны чистить это, Сергей, по закону.

Сергей Лесков: Да. Да вроде бы закон есть, но существуют не десятки, не сотни каких-то вот этих вот клубов по этим псевдоинтересам, где объединяются эти люди. Казанский стрелок ведь стал героем в социальных сетях, ему в любви объяснялись многие девочки. Сейчас еще окажется, что и этот изверг тоже герой.

Александр Денисов: Он, кстати, сегодня пришел в себя, этот товарищ, точнее не товарищ, а...

Сергей Лесков: Да. А он был в себе, когда он перестрелял несколько десятков?

Александр Денисов: Да-да-да.

Тамара Шорникова: Это вопрос, да.

Сергей Лесков: Я не знаю, может ли такой человек, и вообще человек ли он, прийти в себя.

Тамара Шорникова: Сергей, а как вам кажется... Мы буквально через пару минут будем обсуждать меры в других странах, которые принимаются по ограничению времени, которое дети проводят в интернете, Китай ограничивает жестко время детей в TikTok, в играх тех же...

Сергей Лесков: Да.

Тамара Шорникова: Игры – не больше 3 часов, TikTok – не больше 40 минут. И другого не останется, как распробовать этот реальный мир?

Сергей Лесков: Значит, это вторая мера, важная мера, но вторая мера. Первая мера – должна быть реальная жизнь, бурная реальная жизнь. Должна быть возможность социальных лифтов, они сейчас слабые в нашей стране. Человек должен чувствовать себя востребованным. Это касается и стариков, старики дольше живут, если они востребованы; это касается и молодых людей, они тоже должны чувствовать свою востребованность и иметь возможность применить те силы, которые в них бурлят, на благое дело.

Мы можем сто раз ругать Советский Союз, но в тот момент молодежь могла применить свои силы. В конце концов, те нефтяные и газовые месторождения, которые обустроены сейчас и благодаря которым мы живем, были освоены молодежью. И теперь благодаря молодежи прежних поколений молодежь нынешнего поколения может покупать гаджеты и жить в этих вот самоубийственных, разрушительных гаджетах.

Александр Денисов: Сергей, я вот не молодежь, но я бы тоже освоил газовое и нефтяное месторождение, прямо готов, ха-ха-ха, с понедельника осваивать.

Сергей Лесков: Ну пожалуйста, вот, пожалуйста, вахтовым методом вы вполне можете направиться...

Александр Денисов: Присоединяйтесь.

Сергей Лесков: ...в Новый Уренгой. Кстати, вот Шойгу же хочет строить города в Сибири – вот, у нас есть первый доброволец.

Тамара Шорникова: Сергей, подождите, пригодится Саша еще, не надо его вовлекать.

Сергей Лесков: Почему? Это благородное нужное дело.

Тамара Шорникова: Спасибо. Сергей Лесков, наш обозреватель, рассказал о самых важных событиях. Скоро продолжим. Спасибо.