Сергей Лесков: Все эти меры борьбы с пандемией сработают при одном условии – сознательности граждан

Гости
Сергей Лесков
ведущий программы «Академики»

Александр Денисов: Ну а сейчас у нас...

Ольга Арсланова: ...как всегда наш обозреватель Сергей Лесков, и мы подводим итоги дня. Сегодня в новом формате, время диктует свои правила. Сейчас мы увидим Сергея Леонидовича Лескова в прямом эфире, но не с нами.

Сергей Лесков: Вы уже видите?

Ольга Арсланова: Видим.

Александр Денисов: Да, видим.

Ольга Арсланова: Здравствуйте, Сергей Леонидович.

Александр Денисов: Сергей, добрый вечер.

Сергей Лесков: Наконец-то, как вы как-то тут говорили, сбылась моя мечта, я сравнялся теперь с руководителями G20: они сегодня совещались по удаленке, и я теперь тоже по удаленке, как, ну не знаю, президент Бразилии.

Ольга Арсланова: А как давно, Сергей, вы в самоизоляции уже пребываете? Какая стадия у вас?

Сергей Лесков: Стадия самоизоляции?

Ольга Арсланова: Да.

Сергей Лесков: Тридцать секунд.

Ольга Арсланова: Принятие, отрицание, что там, торг?

Сергей Лесков: Это новая жизненная философия, да? Лозунг теперь – «Выбирай дом, а не болезнь». Разные есть подходы, точки зрения на вот эту вот повсеместную, тотальную самоизоляцию. Между прочим, тот же президент Бразилии, которого я упомянул, он считает, что это чрезвычайная мера, неоправданная, приводят они к разрушению Бразилии. Но есть и другие страны, где на самом деле... Ну вот в Испании сегодня 700 человек умерло, там волна нарастает, в Италии вообще национальная какая-то трагедия, я не знаю, там, наверное, только во время средневековых эпидемий чумы столько умирало народу.

Возвращаясь к нашим делам, конечно, самое важное событие – это вчерашнее обращение президента России Путина к нации, к народу. Оно совершенно полно здравомыслия, и, конечно, в нем нет таких ноток истеричности, которые бывают у представителей романской группы, что ли, вот которых я перечислял. Нет, Путин совершенно спокоен, и, кстати, это подтверждается отзывом Всемирной организации здравоохранения о том, что Россия и Москва тоже не требуют особых карантинных мер и чрезвычайной ситуации.

Александр Денисов: Да, они назвали наши меры замечательными, Сергей, назвали замечательным все, что мы делаем против вируса, да-да.

Сергей Лесков: Ну будущее покажет, так это или не так.

Если, Саша, вы говорите про это, мне кажется, что есть один момент, где все-таки мы промахнулись. Мэр Собянин сказал, что нам из Куршевеля привезли заразу чемоданами, это буквально цитата. В общем, во многом он прав, потому что...

Александр Денисов: Да, куршевелевцы сейчас все в Коммунарке, Сергей, там все приличные люди в Коммунарке сейчас, да-да.

Ольга Арсланова: Бедных нет, мало бедных, скажем прямо.

Александр Денисов: Да.

Сергей Лесков: Второй Куршевель, да. Но так или иначе ведь они возвращались из Куршевеля тогда, когда уже было понятно, что эти страны охвачены коронавирусом. Почему им разрешили ехать домой и сесть, если они такие сознательные, даже там на домашний карантин? Надо было прямо в аэропорту проводить экспресс-анализы, а то они разъехались, и видите, пошла пусть и несильно...

Ольга Арсланова: Видите, как на удаленке издержки бывают со связью.

Сергей Лесков: Все равно же волна пошла, надо было... Ну да, но по моим соображениям это недостаток. По-моему, с завтрашнего числа в российских аэропортах вводится общий экспресс-анализ, и это правильно.

Так вот из-за того, что предложил Путин, а там довольно длинный перечень, мне кажется, есть несколько моментов, на которые я бы обратил особое внимание. Это целый комплекс поддержки малого и среднего бизнеса. Я неоднократно говорил в наших передачах, что вот, к сожалению, вот эта вот животворящая, что ли, отрасль для многих стран, в том числе даже и для Америки, у нас не пользуется поддержкой. Несмотря на то, что президент неоднократно говорил о том, что надо поднять долю малого и среднего бизнеса до 50%, он все-таки пребывал в таком бедственном положении. Меры предложены очень серьезные: это и снижение налогов, страховых взносов, и заморозка всяческих кредитов на полгода, и снижение, заморозка арендной платы – в общем, очень много. И, как говорят экономисты, о некоторых этих предложениях даже и мечтать не приходилось. Кстати, снижение вот этих вот страховых взносов с 30% до 15%, Путин сказал, что это не на время борьбы с коронавирусом, а с планом пролонгации и дальше. Это все совершенно замечательно.

И есть еще один экономический момент, на который я бы обратил внимание. Впервые на моей памяти занесен меч над интересами так называемой элиты, я только в кавычках могу сказать, это те самые люди, которые ездят между Ниццей и Куршевелем, Монако. Многие из них являются рантье и вывозят свои капиталы за границу, всего лишь выплачивая налог в 2%. Сейчас увеличивается при выводе дивидендов в офшор до 15%, но, впрочем, это надо еще согласовать с другими странами. Но сам по себе этот тренд очень важен. Мы неоднократно говорили о том, что хорошо было бы и прогрессивную шкалу налогообложения ввести, но вот пока это не делается, но по крайней мере вывод капиталов за границу ограничен.

Мне кажется, что вот когда мы говорим о тех мерах, которые предложил президент России, нам стоит обратить внимание вот на что. Все это сработает при одном условии – если наши граждане будут сознательны. Режим самоизоляции, выбор между домом и болезнью – это, конечно, апелляции к сознательности граждан в первую очередь. Но мне думается, что самые страшные цифры сегодня пришли не из Италии и Испании, а эти цифры имеют наше собственное, родное происхождение. Вдумайтесь в это, на удаленку перешли только 15% наших граждан, 54%, больше половины, не видят для себя в коронавирусе проблем и не чувствуют никакой опасности. Для таких людей, а их, еще раз повторю, большинство, призывы к самоизоляции – это пустой звук. К сожалению, видимо, надо, чтобы статистика эпидемии была более разрушительной, более пугающей, чтобы наш человек встрепенулся, чтобы его жареный петух в одно место клюнул.

Еще одна цифра меня поразила. Вы знаете, что в Москве резкое снижение так называемого пассажиропотока во всех видах общественного транспорта.

Ольга Арсланова: Это правда, вот свидетельствую как человек, который ездит на метро, – таким пустым метро не бывает даже в новогодние праздники.

Сергей Лесков: Ну вот, в общем, если взять...

Александр Денисов: Но зато Оля заметила усилившийся трафик в наших парках и шашлычных, Сергей.

Ольга Арсланова: Это правда, это так. Погода еще хорошая, совпало.

Сергей Лесков: Есть официальные цифры Мосгортранса, от 20% до 40% снижение трафика по разным видам транспорта, ну вот вы сами были этому свидетелем. Но при этом есть одна цифра, где повышение трафика, – на 6% выросло число личных автомобилей, которые въехали из области в Москву. А зачем они сюда едут? Что они забыли? Непонятно, на этот вопрос статистика ответа не дает. Но притом, что власти Москвы не собираются ограничивать въезд в город, такой вот усиленный трансфер может разрушить все эти меры. Посмотрим.

Александр Денисов: Сергей, на секунду можем прерваться? Зрительница хочет пообщаться с вами.

Сергей Лесков: Да.

Александр Денисов: Ольга из Рязанской области.

Ольга Арсланова: Да, давайте послушаем.

Сергей Лесков: Да, с большой радостью.

Ольга Арсланова: Здравствуйте, Ольга.

Зритель: Здравствуйте. Я вот, может быть, повторюсь, не буду задерживать долго эфирное время ваше. С господином Лесковым я согласна, что нужно, чтобы за людьми за нашими кто-то смотрел. Потому что то, что объявляют вот эти каникулы, я с этим согласна, чтобы люди меньше общались, ходили в общественные места. Но наш человек беспечен, и он, скорее всего, соблюдать этого ничего не будет.

И плюс еще, на что я хотела обратить внимание, в аптеках нет совершенно масок, нет дезинфицирующих средств, нет спиртовых салфеток – ну как это можно, о чем говорить? А так я вот с господином Лесковым согласна. Всего хорошего, будьте все здоровы.

Ольга Арсланова: Спасибо, и вы тоже. Спасибо, что позвонили нам.

Александр Денисов: Спасибо, Ольга.

Сергей Лесков: Спасибо. Ну и что? Нет, я не могу отвечать за спекулянтов и за правительство, но принимаются же меры по снабжению аптек. Но по крайней мере если они в торговую сеть и поступают с перебоями, то медицинские учреждения обеспечиваются этим. У меня в семье несколько медиков есть, в общем, по месту работы там это все есть. Всегда, когда возникает паника, – а, в общем-то, следы паники мы видим, – то да, возникает... Это рай для спекулянтов, это мы знаем по всей мировой истории, подтверждений тому масса.

В принципе, вы знаете, когда вчера президент объявил об этих мерах, я подумал, что, может быть, наконец-то сбывается вековая мечта русского человека: ты можешь быть полезным для своей страны, для своей отчизны, сидя дома на диване. Это вечная мечта главного героя русских народных сказок, который сидя на диване тем не менее каким-то образом оказывался средоточием всех нравственных достоинств, а потом в итоге это приносило ему богатейшие плоды, он получал какие-то немыслимые награды. Ну вот теперь мы все должны недельку посидеть на диване, и, может быть, как я уже говорил в последний раз, когда я приезжал в студию, вот я решился дать советы, как можно способствовать самореализации дома. Ну это не самое худшее время.

К сожалению, сегодня новостная лента приносит такие тревожные новости. Любимый наш певец Лев Лещенко вроде бы тяжело заболел коронавирусом. Принц Чарльз, наследник престола, который, впрочем, не пользуется особенной популярностью, так мне кажется, тоже заболел коронавирусом. Тут же все стали интересоваться, когда он в последний раз встречался с матушкой, королевой Великобритании, вроде бы 2 недели назад. Конечно, Чарльз, видимо, не балует свою маму вниманием, если 2 недели назад ее последний раз видел, но в данном случае это может привести к тому, что...

Александр Денисов: Правильно делал, Сергей, к тому клоните, да?

Сергей Лесков: Правильно делал, в данном случае его эгоизм обернулся, видите, хорошей стороной.

Еще раз: статистика на Западе удручает, по-моему, уже 22 тысячи человек погибло, в России только 3 летальных случая. Но у нас есть все-таки тенденция к увеличению заболеваемости. В мире 480 тысяч заболело, а в России меньше тысячи, все-таки тут есть надежда, что вот эти вот такие жесткие меры помогут сдержать в узде коронавирус и в России он не пройдет такими же стройными рядами, как в Италию, в Испанию, во Францию. То, что там творится, многие могут видеть в Интернете, конечно, обескураживающие совершенно кадры.

Александр Денисов: Да. Самое интересное, как переходят грань от такого, знаете, безалаберного отношения к танкам на улицах. Вот удивительно, где вирус, а где танки, Сергей, да, а вот, оказывается, все быстро происходит.

Сергей Лесков: Ну да. По этому поводу некоторые люди, некоторые аналитики, скажем так, ну мы можем об этом завтра поговорить, выражают, строят какие-то конспирологические теории, может быть, все это мировой заговор лидеров, для того чтобы построить огромное, всемирное тоталитарное государство. Вот-вот, вы же сказали про танки, и все вот эти вот карантинные меры могут быть какой-то репетицией перехода от либеральных моделей управления к сценарию Большого Брата. Вот сейчас, например, в Москве ведь мэр Собянин отключил социальные карты для граждан старше 65 лет, чтобы они не ездили на общественном транспорте, а сидели дома...

Александр Денисов: Кстати, вот у вас спрашивают...

Ольга Арсланова: Да, зрители интересуются.

Александр Денисов: Сергей, спрашивают, отключили ли у вас социальную карту. Я не уверен, что она у вас есть, кстати.

Сергей Лесков: Нет, не знаю, я не проверял этого. Не знаю, я не могу ответить на этот вопрос.

Ольга Арсланова: Проверьте, пожалуйста, Сергей Леонидович, к завтрашней нашей встрече.

Сергей Лесков: Нет, я не собираюсь это проверять, зачем? Вы меня хотите, чтобы я пошел в места массового скопления людей?

Ольга Арсланова: Да, зря я...

Сергей Лесков: Кстати, по той статистике, которую я цитировал, по-моему, по-прежнему сейчас 20% российских граждан ходят в места массового скопления людей, им море по колено.

Александр Денисов: Сергей, просто Ольга агент-провокатор, поэтому вы совершенно правильно, хорошая реакция была, мужская, не нужно вестись на предложения женщин выйти куда-то, проверить... Сергей, да?

Сергей Лесков: Да нет, на самом деле...

Ольга Арсланова: Так мы и не узнаем, заблокирована ли карта.

Сергей Лесков: Саша, если мы об этом говорим, то провокация – это одно из главных достоинств женщины.

Александр Денисов: А, все-таки это достоинство?

Сергей Лесков: Если в женщине нет провокации, то, в общем, она не будет возбудить интереса к себе, а вот у Оли, конечно, это есть. Спасибо за провокацию, но в данном случае я не буду ее к себе применять.

Ольга Арсланова: Вот, Сергей, представляете, так вы и сохранили интригу, наши зрители не узнают, что там с вашей картой. Ну что же...

Сергей Лесков: Самое главное, что я не узнаю.

Ольга Арсланова: Да-да-да.

Александр Денисов: Спасибо, Сергей.

Ольга Арсланова: Должно быть что-то неизведанное.

Спасибо. Сергей Лесков, обозреватель ОТР, был в прямом эфире. Каждый день, кстати, теперь Сергей будет выходить в прямой эфир и комментировать главные события дня.

Александр Денисов: С заблокированной социальной картой.

Ольга Арсланова: Скорее всего.