Сергей Лобарев: Всего 4 часа в год наши дети изучают ПДД. Поэтому каждый день 2 ребенка гибнут на дорогах, из-за того, что не смогли сориентироваться
https://otr-online.ru/programmy/segodnya-v-rossii/sergey-lobarev-31975.html Марина Калинина: Мы продолжаем дорожную тему, только немножко в другом ракурсе. Вот в Санкт-Петербурге велосипедистку лишат водительских прав за то, что она сбила пешехода. Ее обвиняют по трем статьям Кодекса об административных правонарушениях: нарушение правил дорожного движения, повлекшее причинение легкого вреда здоровью потерпевшего, езда по тротуару и оставление места ДТП. Наказание за последнее правонарушение – лишение водительских прав на 1.5 года.
Юрий Коваленко: В службе управления ГИБДД по Петербургу и Ленинградской области от комментариев отказались, но подчеркнули, что для велосипедистов как участников дорожного движения предусмотрена та же ответственность, что и для автомобилистов. Ну и, кстати, еще депутат Госдумы от "Единой России" Виталий Милонов пошел дальше: предложил ввести налоги, регистрацию, экзамены по правилам дорожного движения для велосипедистов, ну а также запретить прокладку велодорожек за счет дорог общего пользования. Куда же мы катимся? Будем выяснять.
Марина Калинина: Сейчас мы будем все это выяснять у нашего гостя, который уже у нас в студии, здравствуйте. Это Сергей Юрьевич Лобарев, президент некоммерческого партнерства "Гильдия автошкол России".
Юрий Коваленко: Здравствуйте.
Сергей Лобарев: Здравствуйте.
Марина Калинина: Давайте прежде чем мы начнем нашу беседу, посмотрим репортаж, который сделал наш корреспондент Елена Тимонова, она оперативно сегодня выехала на московские улицы и узнала, как живется в нашем городе велосипедистам.
СЮЖЕТ
Марина Калинина: Ну что скажете?
Юрий Коваленко: Тут как-то хочется комментария.
Марина Калинина: Я смотрю, вы подготовились.
Сергей Лобарев: Мы подготовились. Действительно, и вчера была пресс-конференция, где мы тоже участвовали, с законодателями обсуждали этот вопрос. Сама идея-то правильная: крупные мегаполисы все больше и больше стремятся за экологию, за здоровье граждан, все больше, как и за рубежом, велотранспорт как транспорт получает все больше и больше преимуществ, приоритетов. И это правильно.
Марина Калинина: А давайте узнаем у наших зрителей, как они считают: вот то, что велосипедистов заставят сдавать на права, вы считаете это правильным или неправильным? Напишите, вы "за" или "против" этого, через 20 минут подведем итоги.
Юрий Коваленко: Как же тогда быть детям на велосипедах в таком случае? Нельзя?
Сергей Лобарев: Во-первых, правила дорожного движения регулируют и действие велосипедов, это транспортное средство, пункт 1.2, водители должны знать правила дорожного движения. Но то, что отсутствует у них знание, это правильно. "Гильдия автошкол" вместе с ГИБДД 2 года подряд, в прошлом и позапрошлом году протестировала участников велопарада: несколько тысяч участников дорожного движения, велосипедисты в том числе, были там водители, они говорили, что у них есть водительское удостоверение, из них только 5-7% сдали тест по правилам дорожного движения, сейчас только что говорили. И действительно, 389 человек погибло велосипедистов в прошлом году. Учитывая, что сам сезон 5-6 месяцев, это практически 3 велосипедиста в день гибнет в результате незнания правил дорожного движения или не может сориентироваться в движении.
И здесь мы считаем, конечно, не какие-то локальные вопросы, как сдать экзамен, тем более предложили представители Госдумы в режиме онлайн, но это лукавство, за него и родитель может сдать, и друг, знакомый; и регистрация транспортного средства, почти 50 миллионов велосипедистов. И необходимо, если уж регистрировать, то это надо право на собственность, в этом плане действительно та новелла, которая была в 1990-х гг. и в 1960-х гг., там больше вопрос по регистрации стоял (кстати, регистрировали участковые, для того чтобы не было хищений), сейчас 50 миллионов. И кто-то приобрел велосипед 10-15 лет назад, где у него эти документы? Конечно, это невыполнимо.
Юрий Коваленко: Вопрос купли-продажи тоже стоит открыто в этом случае.
Сергей Лобарев: Конечно. И мы-то как представители педагогического автосообщества, мотосообщества предлагаем, конечно, это комплексно решать и создавать непрерывную систему образования участников дорожного движения и именно ПДД изучать в средних образовательных школах.
Юрий Коваленко: Но все же велосипед, велосипедные права – где логика изъятия автомобильных прав у человека, который был за рулем велосипеда? Мне вот это непонятно больше всего.
Сергей Лобарев: Ну логики нет, конечно, это отдельное транспортное средство. Если, предположим, вы водитель мопеда или категории Б (легкового транспорта) нарушили ПДД, в этом нет необходимости лишать какой-то другой категории. Нет, здесь логики нет, это нарушение прав.
Юрий Коваленко: Но ведь 3 штрафа по 3-м статьям есть.
Сергей Лобарев: Но ведь дело в том, что ответственность тоже предусмотрена для них в КоАП – 800 рублей штраф, 1.5 тысячи рублей.
Марина Калинина: А за что штрафы?
Сергей Лобарев: За нарушение правил дорожного движения, в нетрезвом состоянии 1.5 тысячи рублей…
Юрий Коваленко: За велосипед?
Сергей Лобарев: Да, есть такие.
Юрий Коваленко: Есть такие случаи?
Сергей Лобарев: Есть. Но дело в том, что мы спрашивали и общались с велосообществами. Конечно, есть, предусмотрена мера, но она не используется. На пешеходов – да, на водителей – да, 60 миллиардов штрафа выписали в прошлом году водителям автомобилей, нет штрафа водителям велосипеда. Необходимо и это наказывать, привлекать.
Марина Калинина: А если велосипедист не выезжает на дорожную полосу, он едет по тротуару либо катается в парках, в зонах, где это можно делать, зачем получать права, если он не участник дорожного движения?
Сергей Лобарев: Нет, безусловно, в 14 лет, если он… Есть определенные правила, в 14 лет детям разрешен выезд на дорогу. Если ты в парке, конечно, водительское удостоверение не нужно, не знание правил дорожного движения, но в любом случае правила дорожного движения нужны. Это необязательно велосипед, это сейчас все больше самокаты электрические, которые развивают большую скорость, через 2 года на самокаты права.
Мы считаем, что необходимо с детских лет знать правила дорожного движения. Напомню, я, кстати, у вас в прошлом месяце выступал, мы поднимали этот вопрос, и обеспокоены представители автошкол: 4 часа в год наши дети изучают правила дорожного движения. Этого не может быть, этого не должно быть, и то этот предмет спрятан в ОБЖ как факультатив. Это неправильно, именно поэтому 2 ребенка в день гибнет из-за того, что не смогли сориентироваться на дорогах. Так что здесь не локально, а надо систему делать, систему непрерывного образования.
Марина Калинина: Давайте послушаем Сергея, он дозвонился нам из Воронежа. Сергей, здравствуйте, вы в эфире.
Зритель: Алло, здравствуйте.
Марина Калинина: Да, здравствуйте.
Зритель: Я вот думаю, первичное мнение. Я думаю, вот этот депутат приносит вреда обществу и гражданам больше, чем все велосипедисты вместе взятые. Хотел бы ему прямой вопрос задать. Депутаты, они же как, должны принимать законы согласно запросам граждан, наверное, чтобы сделать общество лучше. Так вот я бы ему хотел вопрос задать: кто-нибудь из граждан России обратились к нему с таким вопросом или нет? Или откуда в его голову пришла эта мысль? Для чего это вообще было сделано?
Марина Калинина: К сожалению, ответа мы сейчас не услышим в данный момент, но вопрос прозвучал. Спасибо вам большое за ваш звонок.
Вот что пишут наши зрители, такое с юмором сообщение: "Может быть, еще заставить молодых мам сдавать на право управления коляской?" – из Сахалинской области.
Сергей Лобарев: Кстати, мы обращаем внимание, как правильно выйти, пойти по пешеходному переходу некоторые мамы не знают, отсюда тоже начинаются эти вопросы. Коляску впереди себя ведут, порой не знают. Ребенка берут не вот так за запястье, как необходимо по правилам дорожного движения, как мы считаем необходимым, а где-то за варежку, за перчатку, за мизинчик. Так что и родителей надо обучать, здесь сарказм…
Юрий Коваленко: Но все же, если мы возвращаемся к велосипеду, мне вот и как автовладельцу, и как велосипедисту обидно, почему ко мне такое отношение, почему настолько сильно затягивают гайки? В таком случае дальше у нас пойдет техобслуживание велосипеда, ОСАГО велосипеда, КАСКО велосипеда, да? Я хочу тоже чувствовать себя защищенным, почему этого нет? – почему сразу начинаем штрафовать и заставить, загонять в какие-то рамки? Почему о велосипедисте думают в последнюю очередь?
Сергей Лобарев: Я с вами согласен, здесь, как я уже говорил тоже на этом эфире, у нас в государстве отсутствует орган, ответственный за безопасность дорожного движения. Дорожники свое, автошколы свое говорят, представители ГИБДД – "это не наше дело". Когда будет система, стержень… Кстати, отсутствует субъект за безопасность дорожного движения в России, федеральные целевые программы создаются, лебедь, рак и щука, мы этим обеспокоены именно поэтому.
Марина Калинина: А как же Главная инспекция по безопасности дорожного движения?
Сергей Лобарев: Они отвечают за свои вопросы, у них всевозможные конкурсы, как многие говорят, это ГИБДД… Да на Москву, например, 18 человек всего занимается пропагандой правил дорожного движения, именно пропагандой безопасности дорожного движения – да разве они могут всех охватить? Но мы должны вместе создавать условия, именно поэтому в настоящее время, кто заходил к нам на сайт "Гильдии автошкол", мы объявили месяц тому назад с просьбой к автошколам проводить занятия у водителей на категорию Б, пусть они приводят своих детей – там 6 занятий, которые неплохо было бы им прослушать, и мы им выдаем вот такие удостоверения велосипедиста, где он "Я обязуюсь…" и все прочее. Мы считаем, это интересно и полезно, и обращаемся к телезрителям: обращайтесь к нам, обращайтесь в автошколы, если вдруг не помогут. Мы все должны вместе создавать безопасные условия на дорогах.
Марина Калинина: Звонок у нас есть из Краснодарского края, Рамазан нам дозвонился. Здравствуйте, слушаем вас. Что вы хотели рассказать?
Зритель: Алло, здравствуйте. На данный период, на данный момент я звоню по такому поводу. Как вообще сотрудники полиции имеют право лишать права человека, если у агрегата нет мотора? Это раз. Это точно так же, человек идет пеший, а его лишили прав.
Марина Калинина: Спасибо большое. Вот такое мнение.
Юрий Коваленко: Спасибо.
Сергей Лобарев: Он правильно говорит. Здесь навряд ли это получится, просто я не знаю, это нарушение будет прав, я думаю, адвокат с этим справится, будет…
Марина Калинина: У этого человека может же не быть прав, у него есть велосипед, но нет машины, он не водитель.
Сергей Лобарев: Конечно. Это еще раз говорит о том, что какие-то определенные коллизии. Сейчас в основном на ужесточение штрафных санкций, ужесточение требований к водителям. Мы считаем, что это неправильно. Мы уже говорили, 60 миллиардов штрафов выписали в прошлом году участникам дорожного движения – это не победа, а поражение государства, что-то ненормально.
Марина Калинина: А как вы относитесь к велодорожкам, которые сделаны по крайней мере в Москве? Не везде они есть. Мне, например, очень странно, когда я еду на машине, рядом идет велодорожка. Вот она идет-идет, потом она раз! – и заканчивается. Что дальше делать? Выезжать просто на проезжую часть или куда-то сворачивать? Это нарушение правил дорожного движения…
Юрий Коваленко: …и прав велосипедиста.
Марина Калинина: …или я должна, если я еду, допустим, на велосипеде, мне нужно на тротуар как-то перебираться? Что делать-то?
Сергей Лобарев: Вы правильно сейчас поднимаете вопрос. Мы с ЦОДД, с Правительством Москвы общались на эту тему. Кстати, мы перед волонтерами-студентами провели занятие для занятий с детьми по правилам дорожного движения, такой цикл: автошколы студентам-волонтерам, волонтеры идут в средние образовательные школы. Мы там поднимали вопрос: мы считаем, что необходимо создавать велоинфраструктуру, необходимо это делать. Но, к сожалению, порой не хватает, может быть, знаний, может быть, порой не хватает каких-то условий, для того чтобы…
Все равно велодорожки будут, все равно надо к этому привыкать, что, например, в центре городов, крупных мегаполисов будет и общественный вид транспорта, и велотранспорт. Но те замечания, которые есть, я знаю, что ЦОДД активно, быстро исправляет, есть специальная горячая линия, где устранить эти вопросы, мы тоже видели. Но создавать велоинфраструктуру или нет – конечно, создавать. Не надо просто здесь искать каких-то проблем, нужно просто сообщать, информировать об этом, для того чтобы наш город расцветал, тем более скоро Чемпионат мир, много гостей будет, Москва все краше и краше становится.
Юрий Коваленко: Виталий Милонов предложил запретить устраивать велодорожки за счет урезания дорожной сети. То есть раньше это все делалось как? Приходил человек с ведром краски и просто размечал велодорожку вдоль какой-нибудь либо проезжей части, либо тротуара. И во многих городах по этому пути пошли. В Москве есть специально сделанные велодорожки, но в большей части городов это выделено из общей дорожной сети. Как там быть? Получается, они будут вне закона, строить их не на что, а спрашивать с велосипедистов все равно будут.
Сергей Лобарев: Недавно в Москве на ВДНХ в центре состоялся большой круглый стол с представителями велосообщества, поднимались как раз эти вопросы, чтобы скоординировать эту работу. И я думаю, что это будет перспектива развития. Мало того, мы обратили внимание, и в Москве крупный холдинг "Центральная автошкола Москвы" опросила более 2 тысяч своих бывших учащихся, как они относятся к велотранспорту, многие подняли руки и просто проголосовали за то, чтобы развивались, они говорят, давайте взаимодействовать. Как относятся к мотоциклистам? – это тоже проблема. Необходимо существовать нам, так что давайте взаимодействовать, для того чтобы сделать наш город безопасным.
Марина Калинина: Давайте Дмитрия послушаем из Москвы. Дмитрий, здравствуйте.
Зритель: Добрый день, здравствуйте.
Марина Калинина: Да, говорите, пожалуйста.
Зритель: Я хотел бы сказать, что на самом деле самое главное – это сдавать на права или не сдавать на права, главное, чтобы это было безопасно, главное, чтобы и велосипедисты, и гироскутеристы, которые подъезжают к пешеходному переходу, всегда смотрели на то, что происходит на дороге, чтобы они не наезжали на автомобиль сбоку, чтобы они не создавали аварийных ситуаций, чтобы не было таких моментов, когда водитель едет и просто физически не успевает замечать, что кто-то на него наезжает слева или справа. Потому что велосипедисты и гироскутеристы едут с большой скоростью, с такой, при которой люди не успевают просто прореагировать, что кто-то выехал с тротуара или из-за кустов, это очень опасно.
Ну и, соответственно, брать пример развитых стран, той же Голландии, где в Амстердаме и велосипедисты, и трамваи на бешеной скорости, ни один человек не страдает, потому что все или светоотражающие жилеты одевают, или друг другу уступают. То есть здесь не права должны быть…
Марина Калинина: …а правила.
Зритель: Правила и здравый смысл, чтобы не было пострадавших.
Марина Калинина: Спасибо вам большое. И еще у нас есть один звонок, из Москвы Юрий нам дозвонился. Юрий, здравствуйте, мы вас слушаем.
Зритель: Здравствуйте. Вы знаете, у меня один только такой вопрос. Вот требуют там документы для велосипедистов. Но дорожек нет, по которым ехать велосипедистам. Ведь это самое главное, чтобы была дорожка, тогда… Если будут соблюдаться эти правила, не будет никаких нарушений. А то мы сразу: дорожек нет, а будем требовать какие-то там документы.
Марина Калинина: Ну где-то есть дорожки, в Москве-то точно есть в центре. Спасибо.
Сергей Лобарев: Ну если 14 лет, он может ехать по проезжей части, держаться правой стороны. Необходимо знать, как поворачивать налево, некоторые стараются это сделать на проезжей части, это одно из грубых нарушений. Как правильно пройти по пешеходному переходу, тоже знать необходимо, слезть, и многие другие вопросы.
Юрий Коваленко: Как правильно подавать сигнал поворота, опять же.
Сергей Лобарев: Да, повороты, это очень важно. Как я уже говорил, не только штрафами мы должны, но создавать определенные условия непрерывной системы образования в средних образовательных школах.
Юрий Коваленко: И опять вражда, опять вражда. У нас на дорогах есть одно правило: кто тяжелее, тот и прав. То есть водители грузовых машин не уважают легковых, водители легковых не уважают мотоциклистов.
Сергей Лобарев: На чем еду, так и еду, да.
Юрий Коваленко: Да. Соответственно, и велосипедистов тоже не будут уважать, если не воспитывать эту культуру. То есть каким образом можно быстро и адекватно вписать велосипедистов в правила дорожного движения?
Сергей Лобарев: Вы очень правильный поднимаете вопрос, и опять я сегодня, в пятый раз скажу: непрерывная система образования. Как бы… Я где-то в эфире был, приходят к нам Митрофанушки. Он должен знать культуру, этику взаимоотношений между участниками дорожного движения, иметь уважение к представителям ГИБДД. А у нас, видите, откуда мажоры появляются или другие грубо нарушающие правила дорожного движения? Это родители недосказали. Сидит в автомобиле ребенок, а ему папа говорит: "Так, ну-ка спрячься, ты сегодня без удерживающего устройства". Гаишников называют какими-то отрицательными словами или своих коллег.
Мы все вместе должны создавать условия. И беда, что мы протестировали некоторые регионы, в Архангельске, в Ингушетии сделали – многие преподаватели не знают правил дорожного движения. ОБЖ, помните слово? – у них нет ни технических средств обучения, нет даже этой профессии. Пока государство не поймет, Министерство образования, что необходимо уделить этому внимание, это сохранение человеческой жизни, это главный вопрос. ЕГЭ в основном занимаются.
Марина Калинина: Все, давайте на этом закончим. Нам нужно подвести итоги. В общем, спрашивали мы вас, надо ли сдавать велосипедистам на права: "за" проголосовали 18% наших зрителей, 82% "против".
Сергей Лобарев, президент некоммерческого партнерства "Гильдия автошкол России". Спасибо.
Юрий Коваленко: Спасибо.