Виталий Млечин: А теперь давайте поговорим об обязательном автостраховании. С 1 декабря страховые компании обязали рассчитывать стоимость запчастей в соответствии с новым справочником, его составил Российский союз автостраховщиков. И вот по прогнозу цены увеличатся в среднем на 6.5%, это приведет к росту страховых выплат. Давайте в этом во всем разбираться. Вначале поговорим о стоимости самого полиса, потому что это вопрос важнейший. В наступающем году страховщики ожидают, что средняя цена полиса ОСАГО должна вырасти примерно на 5% или на 300 рублей. Прогноз Центробанка несколько ниже, стоимость по данным этого банка увеличится на 1.5%, то есть примерно на 100 рублей. Тамара Шорникова: Ну и следующая цифра: 65 тысяч 823 рубля – это размер средней выплаты по ОСАГО в этом году. Специалисты посчитали данные за период с января по сентябрь. После увеличения стоимости запчастей размер выплаты опять же средней в следующем году может вырасти примерно до 70 тысяч рублей, сообщает Российский союз автостраховщиков. Виталий Млечин: Но надо сказать, что на протяжении последних нескольких лет со средними ценами за полис такая немножко странная история происходит, с выплатами тоже, потому что то они были чуть-чуть побольше, потом стали чуть-чуть поменьше, вот в следующем году, соответственно, опять чуть-чуть побольше должны стать. Почему это все происходит? Сколько будет стоить полис, и самое главное, хватит ли теперь денег на то, чтобы починить свою машину? Будем разбираться. У нас в гостях Сергей Радько, адвокат, эксперт партии «Автомобильная Россия». Здравствуйте. Сергей Радько: Добрый день. Тамара Шорникова: Пока идем, призовем наших телезрителей звонить нам и писать. Это, естественно, автомобильная тема всегда у нас горячая, есть что сказать по этому поводу. Получали ли вы когда-либо выплаты по ОСАГО? Сколько это было? Хватило этого на ремонт или нет? Пишите, звоните. Виталий Млечин: Да, пишите и звоните. Ну и теперь мы должны вам рассказать про рубрику «Реальные цифры». Как вы знаете, каждую неделю мы что-нибудь считаем с вашей помощью, естественно. И вот на этой неделе мы будем считать, сколько вам денег удалось получить от страховой компании по ОСАГО. Оказалось ли этой суммы достаточно для ремонта? – вот ключевой вопрос. Поэтому, пожалуйста, напишите нам три вещи: во-первых, ваш регион, во-вторых, ту сумму, которую вам страховая компания выплатила, в-третьих, ту сумму, которая была необходима на ремонт. Мы подсчитаем, в пятницу подведем итоги и выясним, хватает ли тех денег, которые страховая компания платит, и вообще есть ли такие счастливчики, которым удалось полностью по ОСАГО отремонтировать свою машину. Пожалуйста, не останьтесь в стороне, обязательно нам напишите, чтобы картина была максимально полной. Тамара Шорникова: Да, звонить и писать можно начинать уже сейчас. Виталий Млечин: Нужно начинать уже сейчас, конечно, мы готовы принимать ваши звонки и читать ваши SMS-сообщения. Сергей Александрович, давайте теперь разбираться с теми нововведениями, которые сейчас происходят. С 1 декабря новый список вступил в силу, новый перечень, там, соответственно, цены на запчасти немножко побольше, 6.5% примерно рост. Это отражает рыночную ситуацию? Вообще насколько этот список связан с реальной жизнью? Сергей Радько: К сожалению, данный список, как и прежняя его редакция, от жизни реальной, мягко говоря, несколько оторван, то есть я ни разу не слышал, чтобы выплата по ОСАГО соответствовала той сумме, которая не то что ожидаема пострадавшим автовладельцем, но и та сумма, которая хоть как-то отражает необходимые расходы на восстановление автомобиля. К сожалению, всегда есть занижение, к сожалению, иногда доходит до абсурда, когда стоимость фары на любой дорогой автомобиль стоит чуть ли не 1 000 рублей или 500 рублей, нормо-час стоит 500 рублей, то есть те цены, которые ни в какие разумные рамки не укладываются. Поэтому то, что они будут повышены на 4-6%, на мой взгляд, существенного роста выплаты здесь, в общем-то, не предвидится. Виталий Млечин: Ну да, 5% от 1 000 рублей за фару, действительно, как-то не решит проблему. Сергей Радько: Здесь расчет идет на тысячи, поэтому, конечно, вряд ли эти изменения что-то сильно изменят в нашу сторону. Виталий Млечин: А как так вообще получается? Когда только появлялась система ОСАГО, шли баталии словесные по поводу вот этой самой амортизации, то есть машина старая, значит, и платить страховая компания должна меньше, собственно, где ты найдешь такую же деталь, чтобы ее поставить. А сейчас с чем это все связано? Вроде все-таки запчасти новые должны быть. Сергей Радько: Дело в том, что с начала прошлого года у нас возмещение ущерба производится в так называемой натуральной форме, то есть путем организации ремонта. Но как только это было сделано, почему-то автосервисы тут же подняли стоимость своих услуг, то есть страховщики опять оказались, как они объясняют, не в очень удобном положении: сначала они хотели, лоббировали идею замены финансовых выплат именно ремонтом, для того чтобы якобы исключить некоторое злоупотребление, потому что они утверждают, что есть некоторые юристы, владельцы машин, которые взыскивали с них совсем уж какие-то несусветные суммы, которые превышают во много раз реальный ущерб и так далее. Все это, конечно, сказки, потому что по ОСАГО взыскать сумму больше, чем стоит ущерб, даже с неустойками, пенями и штрафами нереально. Тамара Шорникова: Но там были же еще прецеденты, когда якобы обвиняли в том, что аварии не было, а вот взыскать требуют и просят, то есть опять же с подставными лицами, со связами и так далее. Сергей Радько: Если есть такой прецедент, то ради бога, ждем уголовного дела по статье 159-й «Мошенничество», однако нам так ни одного примера приведено не было. То есть страховщик считает, что якобы какой-то случай или какие-то случаи являются мошенничеством. Возможно, действительно в сфере страхования всегда было мошенничество, это многовековая история, потому что как только придумали страхование, тут же появились схемы мошенничества. Но пока, что называется, никакого за руку не поймали, поэтому все это только теоретические рассуждения, хотя в принципе это возможно. Виталий Млечин: А вот смотрите, из Ульяновской области сразу пришло сообщение: «Ущерб 80 тысяч, выплата 23 тысячи, через суд 75 тысяч», – то есть даже через суд полностью сумму ущерба не удалось получить со страховой компании. Сергей Радько: Но мы видим, что через суд выплата хотя бы близка к тому размеру ущерба, который был обнаружен. Да, действительно, когда мы обращаемся в суд с иском о взыскании ущерба, который мы понесли, там иногда бывает такая длинная судебная волокита. Сначала страховая компания делает свою оценку, вернее не страховая компания, а по ее направлению делает независимый оценщик. Конечно, эта сумма нас всегда не устраивает, мы делаем свою оценку, она гораздо выше, обращаемся в суд. Если страховщик в суд является и высказывает свое недовольство нашей оценкой, то суд назначает третью оценку, и она, как правило, тоже несколько отличается. И вот уже по этой оценке, по результату третьей оценки суд и взыскивает ту сумму, которая составляет ущерб в данном случае. Поэтому они могут, конечно, различаться. Виталий Млечин: А не проще восстановить, собственно, машину, принести счет из автосервиса, и страховая его оплатит? Почему по этому пути нельзя? Почему эти три экспертизы, какие-то сложности все время? Сергей Радько: Я думаю, что если машину восстановить, то тут же страховщики нас обвинят в том, что мы машину восстановили втридорога, сервис тоже к этому подключился, то есть мы купили фару не за 1 000 рублей, а за 50 тысяч рублей, сервис был самый дорогой. Виталий Млечин: То есть это такая презумпция виновности получается, все исходят из того, что виноват автолюбитель, какой-то нечистоплотный. Пусть тогда и доказывает страховая, что мы виноваты. Сергей Радько: Страховая компания так и делает, она просто не выплачивает ту сумму, которой хватило бы на ремонт, и по сути так и происходит. Просто я хотел бы добавить, что сейчас в основном выплаты не происходят, сейчас происходит только направление на ремонт, поскольку это основной способ возмещения ущерба, и выплаты происходят только тогда, когда машина либо полностью повреждена, либо если это не легковой автомобиль, потому что именно легковой автомобиль получает выплату именно организацией ремонта. Виталий Млечин: Но сейчас возникают другие ситуации: автомобиль направляется на ремонт, там соответственно делается калькуляция на запчасти в соответствии с этими списками, автосервисы понимают, что им их денег не хватает, чтобы отремонтировать машину, соответственно они уже заявляют клиенту, что либо он им еще доплачивает, либо его машина зависнет в сервисе. И многие доплачивают, потому что хотят машину забрать. Сергей Радько: Доплачивают многие не поэтому, а потому что при оформлении страхового случая, как правило, страховщик, грубо говоря, подсовывает потерпевшему на подпись некое заявление о том, что он согласен со всеми необходимыми расходами, которые, возможно, в будущем придется понести. Если размер ущерба, который определила страховая компания, вписывается в лимит 400 тысяч рублей и он направляет на ремонт, машина должна быть отремонтирована. Если это сделать невозможно, если страховщик не в силах этот ремонт организовать, если сервис, с которым у него заключен договор, не может машину восстановить, то в этом случае должна быть выплата деньгами, то есть это нарушение прав страхователя, так как страховая компания не исполняет своих обязательств. У страховщика есть 20 дней для организации ремонта, для того чтобы выдать направление, а у сервиса есть 30 дней, для того чтобы машину отремонтировать. Тамара Шорникова: У нас накопились телефонные звонки. Виталий Млечин: Да, пора. Тамара Шорникова: Предлагаю принять их. Сначала Владимир из Амурской области. Виталий Млечин: Здравствуйте, Владимир. Зритель: Здравствуйте. Виталий Млечин: Говорите, пожалуйста. Расскажите вашу историю. Тамара Шорникова: Слушаем вашу историю. Зритель: В сентябре у меня на даче (Свободный, Благовещенск), как сказать, сзади въехала «Нива», не успел он затормозить, видите ли, когда впереди целая колонна машин была. И с тех пор идет тяжба между мной и… Мы вызвали комиссара аварийного, от компании «Согаз» до сих пор ни слуху ни духу. Уже высланы документы, все. Пытался сегодня до них дозвониться, звоню насчет страхования, трубку берут, а который отдел по авариям, играет музыку 15, 20, 30 минут, никакого ни ответа ни привета. Что мне делать? Виталий Млечин: Понятно, то есть вы до сих пор не можете получить выплату, хотя авария в сентябре была, правильно? Зритель: Да. Уже составлена смета моим аварийным комиссаром, 32 тысячи, а от компании «Согаз» ни ответа ни привета. Они, может быть, ищут какую-то ту компанию, а мне это неинтересно совершенно, я где страховался, туда и обращаюсь. Виталий Млечин: Ясно, спасибо. Можем порекомендовать что-то нашему зрителю? Сергей Радько: Типичная история. Мы здесь видим, что страховщик, если ему все документы были сданы вовремя, он в 20-дневный срок своих обязательств по организации ремонта не исполнил, машину в сервис не направил. Здесь есть все основания говорить о том, что он нарушает свои обязательства, поэтому можно предъявить к страховщику уже денежные требования о возмещении того ущерба, который составляет сумму ремонта автомобиля. То есть здесь… Виталий Млечин: Как это сделать, если трубку не берут? Сергей Радько: Здесь нужно сделать оценку ущерба, обратиться в любую оценочную компанию, которая дает заключение о стоимости восстановительного ремонта. Далее нужно направить страховщику досудебную претензию и после этого обращаться в суд. То есть сейчас досудебный порядок урегулирования спора обязателен по данной части споров, соответственно, нужно сделать оценку, направить эту оценку с претензией страховщику; если он на нее не отвечает, не реагирует, тогда уже обращаться в суд и требовать уже не организации ремонта, а именно взыскания той денежной суммы, которая составит ремонт, ну и плюс неустойку в размере 1% за каждый день просрочки начиная с 21-го дня после подачи документов. Также можно взыскать и моральный ущерб и еще 50%-й штраф от той суммы, которую присудят в конечном итоге, то есть… Тамара Шорникова: А сколько сейчас в среднем моральный ущерб? На сколько можно рассчитывать, если удастся доказать? Сергей Радько: К сожалению, моральный ущерб не такой большой, примерно 5, максимум 10 тысяч рублей, но в принципе тоже деньги. Виталий Млечин: Это тоже деньги, конечно, лишними точно не будут. Давайте посмотрим небольшой сюжет. Наши корреспонденты на улицах российских городов спрашивали прохожих, получали ли они когда-нибудь выплаты по ОСАГО. Вот что отвечали люди. ОПРОС Тамара Шорникова: Есть некая путаница у респондентов при ответе, то есть путают КАСКО, ОСАГО. Виталий Млечин: Да, их некоторые путают действительно. Там мужчина говорил, что по его вине произошла авария, тогда, соответственно, выплата уже не по ОСАГО идет, а по КАСКО. Но к КАСКО гораздо меньше претензий. Почему так получается, что с КАСКО вроде нормально, особо никто не жалуется, а вот с ОСАГО огромное количество жалоб? Сергей Радько: Вы знаете, с КАСКО тоже проблем немало, тоже иногда страховые компании выплаты снижают, затягивают и так далее. Но действительно иногда проблем меньше, потому что КАСКО является более дорогой услугой, страхование получает гораздо большие деньги, поскольку полис КАСКО стоит гораздо дороже, как правило, это в основном свежие машины, которые ремонтируются у дилеров, поэтому иногда проблем здесь меньше. Но что касается ОСАГО, действительно выплаты в среднем даже по тем опросам, которые мы сейчас видели, составляют почти на 30% меньше, чем реальный размер ущерба. Если там разница в 5-10 тысяч рублей, это можно из своего кармана доплатить, а если ущерб, допустим, 300 тысяч рублей, а компания заплатила 200, то это уже вопрос. Тамара Шорникова: Но тут ломает все шаблоны SMS из Амурской области: «Я из Благовещенска. У меня получилось, что за ремонт авто в автомастерской насчитали 55 тысяч, а страховая выплата деньгами 78». Сергей Радько: Связано это с тем, что, скорее всего, страховая компания основывалась на данных оценки, которая была сделана по ее направлению, а вот как оценивали в сервисе ремонт? Может быть, там оценивали самыми дешевыми, бэушными запчастями, это тоже возможно. Поэтому тут такое возможно, но, скорее всего, это очень редкий случай, потому что этого не бывает. Обычно сервис оценивает свою работу по восстановлению автомобилей гораздо дороже. Тамара Шорникова: Но опасаться не стоит, что за разницей придут и постучат, скажем? Сергей Радько: Нет, поскольку мы не обязаны отчитываться перед страховой компанией, куда мы потратили деньги, какая там была положительная разница, тем более что она бывает так редко, что даже если бы это было возможно, никто бы за нами, конечно, не бегал. Виталий Млечин: Да, в основном по-другому. Вот нам пишут из Саратовской области: «Разбили «Ниву», ремонт на 52 тысячи, выплата 17 и послали в суд». А вот вопрос, кстати, довольно сложный, как по мне: «Авария в октябре еще 2017 года произошла, – пишет наш зритель, – я виновник. Страховая компания у меня «Ресо», у потерпевшего «Дальакфес». Материал собран, направлен во Владивосток, так как фирма потерпевшего находится там. До сих пор не выплачена страховка, материала тоже нет, чтобы в суд обратиться. Как мне быть?» Сергей Радько: Это, по-моему, вопрос от виновника? Если это вопрос от потерпевшего… Виталий Млечин: Да, это вопрос от виновника. Сергей Радько: Здесь дело в том, что здесь в основном проблемы пока у потерпевшего, потому что если за 1.5 года не было выплаты, то это означает, что страховая компания почему-то это затянула. То есть он также имеет право оценить сумму ущерба в независимой оценке, обратиться в страховую компанию с досудебной претензией, а потом уже обращаться в суд. Правда, иногда потерпевший непосредственно определяет требования к виновнику ДТП, но если у него есть страховка ОСАГО, то он обязан просто в силу закона привлечь своего страховщика к участию в деле в качестве соответчика либо третьего лица. То есть в размерах тех сумм, которые страховкой охватываются, отвечает страховщик, а все остальное обязан оплачивать уже непосредственно виновник. Тамара Шорникова: Еще один телефонный звонок, Лариса из Красноярска. Давайте выслушаем. Виталий Млечин: Здравствуйте, Лариса. Какая у вас история? Зритель: Здравствуйте. У меня попала машина в аварию, причем мы не виноваты, виноват тот, кто на красный свет ехал. Когда дошло дело до ремонта, страховая отправила в сервис, который меня в принципе устраивает, я знаю, что там хорошо делают машины. Я им подписывала, что я готова доплатить. Выставили сумму, которую они готовы были оплатить, 231 тысяча. Сервис сказал, что он за такую сумму ничего не может сделать, ничего, вы доплачивать не хотите, до свидания. Страховая пересчитала все это… Они должны же нам наличкой выплатить. Они пересчитали по вот этому справочнику, в котором усредненные цифры, без доставки, без учета ничего. В общем, выплачивают мне 170 тысяч и идите куда хотите ремонтируйте, в гараж не в гараж. У меня дорогая машина. Обратилась к юристам, юристы по этому же справочнику подсчитали, примерно та же самая сумма. Если идти по пути, что я сначала отремонтирую, а потом с этим пойду в суд, но это немаленькие деньги, официально вообще там 400 хотели взять. Поэтому я вообще не понимаю, что там, какая реформа была в ОСАГО. Мы не защищены абсолютно, вообще. Виталий Млечин: Да, понятно, Лариса, спасибо. Тут какую-то можно рекомендацию? Сергей Радько: Вот типичная история. Тут нужно обращаться в независимую оценку, получать заключение о стоимости восстановительного ремонта и уже на эту разницу между выплаченной суммой со стороны страховой компании и той, которая необходима для ремонта, уже требовать взыскания со страховой компании, если это все вписывается в 400 тысяч ущерба. Соответственно, только такой совет. Виталий Млечин: Краснодарский край, Александр. Здравствуйте, Александр. Зритель: Здравствуйте. Уважаемый адвокат, у меня вот такой вопрос к вам… Тамара Шорникова: Слушаем вас. Виталий Млечин: Да-да, говорите, пожалуйста. Зритель: Уважаемый адвокат, у меня вот такой вопрос, со мной такой случай случился. Ударили мою машину, так ударили, что ремонту не подлежала. Чтобы отвезти ее в авторемонт, где должны были бы оценить, мне пришлось нанимать эвакуатор за свой счет, потому что у них своего эвакуатора не было. Пока они проверяли два раза, потом документы оформляли, 3 месяца ушло; еще один месяц мне пришлось ждать, пока я получил деньги. В результате машину, которую я купил за 180 тысяч, мне выплатили 130 тысяч, 8 тысяч отдали за компенсацию эвакуатора. Полностью сумму не выплатили, сказали, что на 50 тысяч у меня там запчасти якобы целые, но от этих целых запчастей какой мне прок? Я их на рынок не смогу вывезти и продать. И концовки так мне полностью и не выплатили. Пытался через суд, нанял адвоката, он говорит, что это будет целая катавасия, что толку никакого не будет и много мне обойдется в деньгах. Ну и я отказался. Я хочу спросить у вас: неужели нельзя как-то упростить этот ОСАГО, чтобы люди так долго не мучились? Понимаете, люди в сельской местности живут, контора находится в Краснодарском крае, а вот этот авторемонт, где надо провести экспертизу, вообще в другом месте находится. Это просто ужасное. Прошу вас, может быть, как-то вы можете повлиять, чтобы решить этот вопрос, эту проблему, упростить этот вопрос? Спасибо за внимание. Виталий Млечин: Спасибо и вам. Мы как минимум можем обсудить эту проблему, возможно, какие-то рекомендации. Сергей Радько: Ну здесь рекомендация точно такая же: нужно делать оценку ущерба и обращаться на разницу в суд. Но дело в том, что упрощение вряд ли возможно, потому что, конечно, страховщики нам скажут, что они уже сейчас несут большие убытки из-за ОСАГО, а если его несколько упростить, то выплаты в этом случае вырастут, вырастут их убытки, они опять начнут нас пугать тем, что они уйдут с рынка, что целые многие регионы останутся без полисов ОСАГО, и это вызовет коллапс на автомобильном рынке. Поэтому, к сожалению, страховое лобби просто этого сделать не позволит. Виталий Млечин: Но на самом деле у них с доходами все в порядке, у страховых компаний? Почему они выдумывают-то? Сергей Радько: Дело в том, что одно из условий получения лицензии – это осуществление ОСАГО, то есть где они работают по КАСКО, по другим видам страхования, они тоже обязаны иметь ОСАГО, для того чтобы представлять из себя некую солидную организацию, которая работает на всех видах страхования. Поэтому многие из них занимаются ОСАГО, а даже там, где это действительно может быть невыгодно, они этим занимаются. Но опять же это вызывает их желание экономить, потому что мы знаем, что купить полис не всегда просто, даже, допустим, в Москве купить полис для иногороднего автомобиля большая проблема. А этой весной всплыла новая проблема: страховые компании в городе Москве отказывались продавать полисы мотоциклистам, ссылаясь на различные надуманные обстоятельства, отправляли их в другие города, в другие регионы, покупайте, дескать, там. То есть у них есть и неужели продавать полисы. Согласно их расчетам, если вот этот их клиент довольно рискованный, то они, боясь понести какие-то убытки, отказываются полисы продавать, то есть по сути ОСАГО в какой-то мере перестало быть доступным даже просто на момент покупки полиса. И потом после его покупки если возникает ДТП, то мы слышим много историй, когда еще большие проблемы с выплатой, а когда получаете, она оказывается гораздо меньше, чем та, которая необходима. Виталий Млечин: Можно что-то изменить? У нас осталось полторы минутки. Как-то в обозримом будущем можно эту систему сделать лучше? Тамара Шорникова: Потому что, конечно, много SMS о том, что если все время страхуй не страхуй, а надо обращаться в суд, если платить за все, зачем нужно ОСАГО? Сергей Радько: В том-то и дело, что страховые компании, которые не выплачивают полностью, по сути дискредитируют, дискредитировали идею ОСАГО, которая заключалась именно в том, чтобы потерпевшего избавить от хождения по судебным приставам, судебным инстанциям. Я думаю, что без какого-то серьезного госвмешательства вряд ли можно что-то сделать, потому что мы так и будем слышать от страховых компаний рассказы о том, что им это невыгодно, убыточно, они вот-вот закроются, кругом жулики, которые пытаются на них нажиться за счет недобросовестных действий. Виталий Млечин: Так а государство что может сделать? Обязательное страхование обязали все страховые компании продавать эти полисы, они обязаны это делать, но на деле не продают. Сергей Радько: На деле они их продают, но крайне редко и при этом еще пытаются экономить, потому что вся прибыль страховщика строится между… Это в принципе узаконенная пирамида: прибыль страховщика – это разница между собранными страховыми премиями и выплаченными возмещениями, поэтому они заинтересованы в том, чтобы премий собрать как можно больше, а заплатить как можно меньше. И в этом они, мягко говоря, преуспели, потому что они платят как можно меньше, выплаты урезают, затягивают, соответственно, доверие к этой системе пока, к сожалению, не повышается. Виталий Млечин: Уважаемые зрители, мы должны напомнить вам, что на этой неделе мы считаем, сколько денег вам удалось получить от страховой компании по ОСАГО, пожалуйста, не путайте с КАСКО, речь идет именно об ОСАГО, когда вы не виноваты в ДТП. Оказалось ли этой суммы достаточно для ремонта? Укажите ваш регион, напишите две суммы, полученную от страховой и итоговую стоимость ремонта, в пятницу будем подводить итоги. Тамара Шорникова: Ну а сейчас мы подвели итоги вместе с нашим гостем, полчаса обсуждали тему ОСАГО вместе с Сергеем Радько, адвокатом, экспертом партии «Автомобильная Россия». Спасибо вам за ответы. Виталий Млечин: Спасибо вам большое. Сергей Радько: Спасибо. Виталий Млечин: Сейчас мы расскажем нашим зрителям, о чем речь пойдет вечером, в вечернем выпуске программы «Отражение».