Камера для ОСАГО. В Москве наличие полиса теперь фиксируют видеокамеры. Штраф - 800 рублей. На подходе внедрение таких же технологий в других городах. Пока штрафы не выписывают, но скоро «письма счастья» будут приходить всем, кто не оформил страховку. Такая система впоследствии заработает по всей стране. Какие нюансы здесь могут быть? Марина Калинина: Переходим к следующей теме. Нас в очередной раз посчитают, увидят и, возможно, накажут. В Москве начали тестировать систему автоматической проверки наличия у водителя полиса ОСАГО с помощью камер видеонаблюдения на дорогах, которые есть практически везде. Новые камеры находятся пока в тестовом режиме. То есть пока система не отправляет штрафы. Но отправляет письма с рекомендациями: «Будьте любезны, оформите, пожалуйста, страховку». Константин Чуриков: «Пока по-хорошему просим». Марина Калинина: Да, «пока просим». Вообще штраф будет составлять 800 рублей. Эксперимент проходил 3 месяца. Обнаружили более 700 000 нарушителей, у которых ОСАГО не было. И 5500 уже в ближайшее время получат эти предупредительные письма. В дальнейшем этот эксперимент будет в Санкт-Петербурге и в Казани, а дальше уже по всей стране покатится со всеми остановками. Константин Чуриков: Как это изменит ваше поведение, уважаемые автолюбители, водители? Считаете ли вы ОСАГО по-прежнему нужной госуслугой? Сейчас об этом будем говорить с вами и с нашим гостем. У нас в студии Сергей Радько, адвокат, эксперт партии «Автомобильная Россия». Здравствуйте. Сергей Радько: Добрый день. Марина Калинина: У нас всегда любят наказывать. Сергей Радько: Это да. Марина Калинина: Для чего вообще это надо? Вообще кому какое дело, есть у меня ОСАГО или нет? Это моя машина, моя ответственность. Сергей Радько: Наличие полиса ОСАГО – это прямая обязанность водителя. Поэтому его отсутствие является правонарушением, за которое есть наказание. Идея о том, чтобы штрафовать в автоматическом режиме, она обсуждалась, по-моему, еще с 2015 или с 2016 года. Много лет пытались ее ввести, реализовать. Вроде как в конце прошлого года пытались это сделать, не получилось. Потому что нет пока никакой конкретной системы, чтобы база ГИБДД каким-то образом брала информацию из базы страховщиков и сравнивала номер машины с тем, у которого полис есть или нет. Сейчас вроде как это немного заработало, и в тестовом режиме эта система работает. Марина Калинина: Она пока не работает, потому что список застрахованных… Давайте покажем. У нас есть картинка на эту тему, чтобы наглядно понимать. Список застрахованных находится в Российском союзе автостраховщиков, камеры принадлежат Центру организации дорожного движения, а штрафы выписывает ГИБДД. Константин Чуриков: Очень много разных структур. Есть определенные риски. Марина Калинина: Одной системы нет. Сергей Радько: В этом и проблема. Если система заработает и будет штрафы выписывать, то однозначно можно сказать, что как только вы купили машину, купили полис и поехали, информации о проданном полисе в системе еще может не оказаться. Как правильно сказали, информация эта будет в системе РСА… должно машину сфотографировать, проверить по системе РСА. Если этого полиса нет, тогда информация передается в ГИБДД, выписывается штраф. Как быстро информация о том, что вы купили полис, попадет в базу данных РСА, неизвестно. Если вы купили полис и поехали через полчаса, машина сфотографировала номер, а в базе данных этой системы информации о полисе нет. Вам придет штраф. Константин Чуриков: Сергей Александрович, но перед тем как штрафовать людей… Марина Калинина: Меня интересует вопрос. Если эта система до сих пор не готова, зачем включать камеры, чтобы они фиксировали нарушения? Сергей Радько: Но ведь нам сказали, что эта система пока в тестовом режиме работает. И, видимо, пока она будет отлаживаться, проверяться. Хотя, конечно, я думаю, что корректной работы на сегодня эта система, к сожалению, обеспечить не может. Потому что у нас буквально ежесекундно в стране продаются тысячи полисов. Как быстро они оказываются в базе данных? Никто не знает. Константин Чуриков: Мы знаем, в какой стране мы живем. О некоторых предполагаемых решениях надо лучше беспокоиться через СМИ заранее. Смотрите, но ведь система не отлажена еще и в другом аспекте. Многие люди покупают электронные полисы ОСАГО. Совершенно не понимают, на каком сайте – у честных страховщиков или не у честных – они покупают. А если человек купил фальшивый полис? Марина Калинина: То есть его нет? Сергей Радько: В этом проблема, что многие катаются с полисами и не подозревают о том, что оин, возможно, недействительные или поддельные. Дело не только в электронном полисе ОСАГО. Дело в том, что, наверное, многим из нас, когда заканчивается срок действия полиса ОСАГО, начинают названивать страховые агенты, предлагать полис привезти прямо домой, в офис – никуда ходить не надо, и все наши данные есть – только плати деньги. Многие из тех, кто купил машину, поехали ставить на учет в ГИБДД. Покупают полис каких-то ржавых газелек, которые стоят около подразделений ГИБДД. Это все неправильный способ покупки полиса, потому что, как правило, это могут быть поддельные полисы, недействительные, утраченные и так далее. И узнаем мы об этом, только когда происходит дтп или нам придет штраф в будущем. Поэтому, чтобы этого не было, самый главный совет – покупать полис только в проверенных местах: только в офисе страховщика или только в электронном виде. А вот что касается электронного вида, то нужно внимательно смотреть, на каком сайте мы это делаем. Потому что сейчас уже появились сайты-клоны, которые полностью копируют сайт страховой компании. Там только меняется буквально одна буква или цифра в браузере, и мы вводим название страховщика, нас перекидывает на сайт мошенников, все красиво, все хорошо, мы платим деньги. Нам, может быть, даже по почте придет электронная копия этого полиса. Константин Чуриков: Чтобы мы вовремя не засомневались. Сергей Радько: Да. У нас его нет. Сейчас пока эта система по номеру машин не проверяет наличие полиса. Мы даже никогда и не узнаем, что у нас полис фальшивый, то есть страховки вообще нет. Марина Калинина: Мне понравилось, что вы сказали про ржавые газели, которые стоят возле ГИБДД. То есть все обо всех знают, но продолжают эти машины там стоять. Сергей Радько: До сих пор это продолжает продаваться сплошь и рядом, около любого подразделения. Константин Чуриков: Лаконичный вопрос из Москвы, видимо, от обеспеченного человека: «Зачем мне нужен полис ОСАГО, если я всегда страхую машину по КАСКО?» Сергей Радько: Вот было предложение в Госдуме сделать некий такой мультиполис, который был бы как полисом КАСКО, так и ОСАГО. Но вроде бы правительство и Центробанк отозвались об этом отрицательно. Марина Калинина: А почему? Сергей Радько: Они объяснили так, что пока невозможно как-то произвести точные расчеты, точно все оформить. И представить себе, как это будет работать, не совсем понятно. Хотя, если вспомнить до 2002 года, когда у нас ОСАГО вообще не было, была такая услуга, как страхование ответственности владельца, и она стоила даже немного дешевле, чем те тарифы, которые потом появились на ОСАГО, когда оно было введено. Но потом, с введением ОСАГО, оно с годами трансформировалось. И сейчас уже основная проблема в том, что не все в него верят, и по этой еще причине не желают покупать нормальные полисы. Марина Калинина: Смотрите, а почему нельзя оформлять полис ОСАГО не на автомобиль, а на водителя? Например, если у человека две автомашины и он является водителем и той, и той? Сергей Радько: Это один из главных принципиальных наших вопросов. У нас действительно должен быть полис на каждый автомобиль. Марина Калинина: Но человек же отвечает за машину. Он же за рулем. Машина же сама не ездит. Зачем ему два полиса? Сергей Радько: Если у вас 5 машин, вы на них периодически меняете, катаетесь, то на одной, то на другой, вам нужно 5 полисов. Марина Калинина: Почему нельзя на человека оформлять полис? В чем проблема? Сергей Радько: Эта идея была заложена изначально при принятии закона об ОСАГО. Был такой принцип, что страхуется именно владелец автомобиля. То есть есть автомобиль, у него есть владелец. Вот, будьте добры, предъявите полис страхования ответственности владельца этого автомобиля. Много ли это говорит о том, что нужно страховать не автомобиль, а конкретно водителя? Пока этого нет и пока эта принципиальная особенность ОСАГО у нас сохраняется. Константин Чуриков: Давайте сейчас послушаем звонок нашего зрителя. Это Владимир из Самарской области. Добрый день. Зритель: Здравствуйте. Как ОСАГО… находится лет 15. И никак они не могут… У меня был сначала «УралСиб» - лопнула, потом «Опора» - лопнула. Потом… 3 года я судился, деньги так и не выплатили. А почему не могут наладить компании, которые были бы нормальные, и люди бы пошли с удовольствием, страховались. Сначала с себя начинать, а потом уже камеры вешать. Сергей Радько: Самый главный вопрос. Дело в том, что страхование ОСАГО ведется страховыми компаниями. Это частные компании, главная цель которых – извлечение прибыли. Это коммерческая организация. Как известно, в любом бизнесе бывают проблемы, бывают банкротства. Поэтому, если есть страховая компания, не исключено, что она может потерять лицензию, она может обанкротиться и тому подобное. Соответственно, получается, что если вы купили полис страховой компании, которая впоследствии обанкротилась или не дай бог то же самое случилось со страховой компанией вашего оппонента в дтп, то вопрос о возмещении вреда остается открытым, мягко говоря. Поэтому здесь я думаю, что государство, если уж оно придумало ОСАГО и сделало это именно с целью исключить лишние проблемы потерпевших, чтобы не бегать по судам, по приставам, не искать потом неизвестно с кем этого виновника. ОСАГО было так и задумано, чтобы уменьшить проблемы потерпевшего при возмещении вреда. На самом деле они только увеличились. Марина Калинина: Смотрите, если проблемы возникают с этим ОСАГО у всех. Водители пишут нам, что «Стаж вождения 45 лет. В дтп вообще не попадал. Сколько денег я выкидываю на ветер!» Водители говорят, что ОСАГО стало очень дорогим. Неоправданно дорого. Страховые компании плачут, что они терпят убытки, что это убыточное направление деятельности. Так, может, вообще его отменить? Сергей Радько: Может быть, и нужно его отменить. Но, мне кажется, нужно подумать не об отмене ОСАГО, а, может быть, о том, чтобы на какое-то время его заморозить, обобщить тот опыт, который накопился за те прошедшие 17 лет. Константин Чуриков: Потому что камеры поставили, для того чтобы фиксировать. Замораживать его никто не будет. Сергей Радько: Вспомните, не так давно страховщики предлагали усилить наказание за отсутствие ОСАГО, поднять штраф до 10 000 рублей и прибавить еще лишение права управления. То есть всеми средствами нас пытаются заставить покупать эти полисы. Причем, самая проблема не в этом, а в том, что полисы ОСАГО в последнее время стали не совсем доступными. Даже в Москве для некоторых категорий автолюбителей… Для иногороднего водителя купить полис в Москве – большая проблема. Страховые компании категорически не желают продавать. Они говорят: «У нас в офисе нету бланка. Идите в другой офис, в другой город – там покупайте». То есть ОСАГО становится еще и недоступным. А в регионах проблем с этим еще больше. Константин Чуриков: Все эти разные законодательные инициативы принимают депутаты. В частности, на федеральном уровне Госдума. Подумалось мне, что среди них мало таких рьяных защитников прав автомобилистов. Кто такой депутат? У него служебный автомобиль. То есть ему уже все по-другому видится и мерещится. А у вас такая партия – Автомобильная Россия. Сергей Александрович, расскажите о своей партии. Вы в политике? Сергей Радько: Партию возглавляет депутат Госдумы Лысаков Вячеслав Иванович. Как раз он и находится в немногочисленном количестве среди тех, кто защищает права автомобилистов в Госдуме. Поэтому все-таки нельзя сказать, что там нет людей, которые беспокоятся об автомобилистах. Константин Чуриков: Он как член этой партии в Госдуме? Он прямо эту партию представляет? Сергей Радько: В данном созыве он был избран как депутат-одномандатник. Константин Чуриков: Я понял вас. Марина Калинина: У нас есть звонок от Татьяны из Санкт-Петербурга. Татьяна, здравствуйте. Зритель: Алло, здравствуйте. Очень интересная программа. Спасибо большое, что вы есть. Смотрите, у меня на самом деле такой вопрос. Даже два вопроса. Первый – по возмещению вреда. Если у меня автомобиль застрахован по ОСАГО, я прописана там одна. Но по какой-то причине я не смогла сесть за руль и сел мой муж. И случается не дай бог дтп. ОСАГО в этом случае возмещает вред, который там нанесен другому автомобилю? Сергей Радько: В этом случае вред будет возмещен. Но поскольку за рулем сидело лицо, которое в полис не вписано, то страховая компания, которая возместила вашему пострадавшему ущерб, потом в порядке регресса с того, кто был за рулем, данный ущерб взыщет. То есть будет регрессный иск. Марина Калинина: Но мы же страхуем автомобили, а не водителя. Какая разница? Сергей Радько: Дело в том, что мы страхуем на условиях, которые этим полисом предусмотрены. И в законе об ОСАГО есть статья 14, которая предусматривает возможность для страховщиков право страховщика предъявить регрессное требование. То есть взыскать ту сумму, которую он заплатил пострадавшему, в некоторых случаях можно с того, кто причинил ущерб. Это те, кто управляет без полисов, в пьяном виде скрылись с места дтп и так далее. Константин Чуриков: Подождите. Будут у нас беспилотные автомобили – тогда будем страховать ответственность автомобиля, да, или некоего искусственного интеллекта. Но все равно логика не до конца прослеживается. Смотрите, из Башкирии вопрос про бонус-малус: «Большой срок. 32 года безаварийной езды. Не вижу никаких льгот. Зато много обещаний». Вообще на практике эта история работает? Сергей Радько: На практике как эта система рассчитывается, не знает никто. То есть бывает так, что в разные страховые компании приходишь, где-то говорят: «У вас бонус большой. Где-то маленький. Где-то говорят, что у вас стаж такой-то, а у нас в компьютере этой информации нет». И приходится иногда даже приносить все свои страховые полисы за прошлые 5-6 лет, указав, что чтобы предъявить страховщикам данные о том, где мы страховались, чтобы они могли проверить, были ли у нас страховые выплаты и какой коэффициент нам навязать. Хотя на самом деле, конечно, довольно сложная, мягко говоря, схема рассчитывания страховой премии, конечно, позволяет страховщикам иногда завышать эти расчеты. И проверить их неискушенный человек в принципе сам не может. Марина Калинина: Смотрите, в последнее время участились случаи, когда действительно люди просто отказываются покупать ОСАГО. Сознательно. Не потому что забывают, когда срок действия закончился или еще что-то такое, а просто не покупают. Может быть, об этом стоит задуматься, почему число таких людей растет. Сергей Радько: Вы абсолютно правильно сказали. Потому что идея повышения штрафов, равно как и обозначение по данным камер – это на самом деле борьба не с причиной, а со следствием. А явление как отсутствие страховки имеет другие причины. Я думаю, их тут две. Первое – это то, что с годами ОСАГО все-таки все меньше интересует людей, потому что оно не совсем защищает их интересы. Как я уже сказал, сначала нужно сходить в страховую компанию. Марина Калинина: Надо переставить слова: «Совсем не защищает». Сергей Радько: Да. С 1 июня этого года у нас появился финансовый омбудсмен, то есть уполномоченный по защите прав потребителей финансовых услуг. Теперь нужно перед обращением в суд обращаться к нему. То есть путь для получения страховки стал еще больше. Это первое. То есть сам путь получения денег очень сложный. К тому же суммы еще и маленькие – многие недовольны. Это первая причина, по которой многие в ОСАГО просто не верят. А вторая причина – это его недоступность. И, видимо, по этим причинам многие думают: «Да бог с ним, с этим полисом. Я не буду его покупать. Поймают меня 2-3 раза в год, заплачу 800 рублей – и все». Константин Чуриков: Томская область: «Я не могу к вам дозвониться. ОСАГО надо убрать». Белгород пишет: «В СССР не было этого лохотрона, ОСАГО и прочей муры. Никаких камер и прочей обдираловки. Сплошная обдираловка народа». Люди вообще возмущены просто до крайности. Давайте сейчас послушаем Константина. Кузбасс. Здравствуйте, Константин». Зритель: Добрый день. Константин Чуриков: Вы возмущены, или нет? Зритель: Я очень возмущен буквально с последних событий. У нас случилась авария на пешеходном переходе. Нам разбили… 3 числа состоялась авария. Нас только предварительно записали на 15 число этого месяца, для того чтобы выяснить, когда приедет независимый эксперт, чтобы оценить ущерб. Скажите, то есть, получается, эти дни я езжу на работу без машины. И когда приедет этот представитель, еще неизвестно. И правильно все говорят: «Зачем это ОСАГО?» Мы несем убытки. Я без машины езжу со знакомыми, друзьями, плачу им за бензин. Зачем это ОСАГО? Это лохотрон. Константин Чуриков: Спасибо. Сергей Радько: То, о чем я сказал – что идея хорошая, а сама реализация на практике, мягко говоря, хромает. Что касается данного конкретного случая, страховые компании, особенно в регионах, не очень хотят выплачивать, затягивают, делают все то, чтоб мы к ним приходили только 1 раз – купили полис и больше не обращались. В данном конкретном случае… Константин Чуриков: Они говорят, что им это невыгодно, что они терпят убытки. Марина Калинина: Я же говорила об этом. Сергей Радько: Они говорят об этом уже с 2002 года. И самое главное, что практически все это время сборы по ОСАГО, те, которые страховщики сами нам называли, там было около 300 с чем-то миллиардов рублей, эти сборы превышали почти в 2 раза выплаты по ОСАГО. То есть говорить о том, что это убыточно, мягко говоря, не совсем верно. Возможно, у некоторых страховых компаний есть такие проблемы, они собирают денег меньше, чем выплачивают. Но на самом деле здесь проблема не в этом. И страховые компании занимаются не только ОСАГО, а различными видами финансовых операций. Если какие-то у них убытки есть, не факт, что это из-за ОСАГО. Возможно, это из-за какой-то ошибочной финансовой политики по другим направлениям. Просто они под видом, что им ОСАГО невыгодно, опять лоббируют идею повышения штрафов, и самое главное – стоимости полисов. Марина Калинина: Виталий из Красноярского края. Виталий, добрый день. Зритель: Добрый день. Марина Калинина: Слушаю вас. Зритель: Вот такая интересная история. Находимся мы в Красноярском крае, город Норильск. Проживание именно там по прописке. И автомобиль – Ставропольский край. В свое время не было возможности оформления. Был оформлен на одного из родителей. В данный момент хотел на себя просто переоформить. Но государственная автоинспекция предлагает мне сначала сделать полис, а после этого они только зарегистрируют. Но чтобы сделать полис, не каждая страховая компания готова, как вы говорили про Москву, иногородним сделать страховку. Вот маленькая проблема, а факт остается фактом. Сергей Радько: Это самая частая проблема, именно отказ страховых компаний продавать полисы определенным категориям автолюбителей. Есть такая проблема. И как ее решить, пока неизвестно. Вообще, строго говоря, договор ОСАГО. Марина Калинина: А как они это обосновывают? Что значит «определенным категориям»? Сергей Радько: Они говорят: «У нас сейчас нет бланков. Мы в офисе этим не занимаемся. Езжайте в другой офис. Все это незаконно, потому что договор страхования является так называемым публичным. То есть страховая компания обязана заключить его с любым, кто обращается с этой просьбой и предъявляет необходимые документы». Марина Калинина: А что в таком случае делать? Сергей Радько: В таком случае нужно писать жалобу в Центробанк, потому что Центробанк является надзирающим органом в этой сфере. Константин Чуриков: В Москву на Неглинную, да? Сергей Радько: Это можно сделать и по почте, и по электронной почте. На сайте ЦБ информация есть. Чем больше мы напишем этих жалоб на конкретную страховую компанию, тем больше у Центробанка к ней возникнет вопросов, и все-таки есть шанс, что их накажут. Константин Чуриков: То есть адресного реагирования на жалобу нет? «Нас должно быть очень много»? Сергей Радько: Нас больше, чем страховых компаний, поэтому все-таки общими усилиями, наверное, мы как-то эту систему можем заставить работать на нас. Константин Чуриков: По поводу мошенников и псевдостраховщиков. Что может быть проще? Нам подкидывает идею Алтайский край. Вообще страна готова вмешаться в процессы и решить вопросы. Нужно создать единый сайт и через него продавать эту страховку. Зачем нам заходить на сайты разных страховых компаний, если у нас есть единый портал, «Госуслуги», мы такие все единые. Давайте единый сайт сделаем и там будем покупать. Сергей Радько: Пока этим занимается каждая страховая компания по отдельности, наверное, это сделать сложно, хотя чисто технически… Константин Чуриков: Почему? Реестр. Туда подгружать, чтобы «Рога и копыта» не имели доступа. И человек выбирает. Сергей Радько: Возможно. Можно сделать единый сайт, куда будет стекаться информация, подключаться страховые компании. То есть вы покупаете полис. И вы уверены, что на этом сайте он будет куплен… Константин Чуриков: Смотрите, обычный зритель написал. Не депутат. Марина Калинина: Пишут нам о том, что люди слышали, что запрещены вот эти камеры-треноги, которые быстро переносятся по дорогам. Сергей Радько: Нет. Много об этом говорили. О том, что эти камеры буквально вчера ездили по Ярославскому шоссе. Они стоят, никуда они не делись. Все эти соглашения между местными органами власти и частными коммерсантами, которые их эксплуатируют, никуда не делись. Обсуждалась в Госдуме идея о том, чтобы запретить это частно-государственное партнерство. Пока закон не принят. И если камера является официальной даже по договору между коммерческой структурой и местными органами власти, она работает законно и претензий к ней быть не может. Марина Калинина: А вот интересно. А куда будут идти штрафы, которые будет получать? Какая-то из этих организаций – ЦОДД, ГИБДД и страховое общество. Сергей Радько: Строго говоря, штрафы должны идти в бюджет государства. Но если вы коснулись камер, которые переносные. Стали разбираться с этими камерами. Выяснилось, что, оказывается, там, где есть соглашение между владельцами камер (компаниями, которые их эксплуатируют) и государством, оказывается, что иногда эти компании получают фиксированную сумму за каждый штраф. То есть, допустим, минимальный штраф составляет 250 рублей, компания получает за каждый штраф 230 рублей. Независимо от того, заплатили мы или нет. То есть еще государство приплачиваем коммерсантам за то, что они зафиксировали наше нарушение. Константин Чуриков: Называется у нас как? Государственно-частное партнерство. Сергей Радько: В основном частное. Константин Чуриков: Но это все равно по предварительному сговору. Сергей из Волгоградской области у нас на связи. Здравствуйте. Зритель: Здравствуйте. Константин Чуриков: Говорите, пожалуйста. Зритель: У меня такой вопрос. Я весной застраховал… Им сказал, что летом мне надо поменять водительское удостоверение. Поменял. Пришел в страховую компанию: «Пишите мне в удостоверение страховку». Уже 2 месяца мне никто не вписывается, объясняя, что сменилась программа. Я езжу без… страховки. Сергей Радько: Если у вас в вашем полисе вписано старое водительское удостоверение, а сейчас есть новое, формально говоря, нарушения никакого нет, потому что у вас есть право управления, у вас есть полис страхования, и вы именно то самое лицо, которое вписано. Поэтому, с одной стороны, вписать бы надо новое удостоверение. Но если вас попробуют за это наказать, то это будет незаконно и отказ в выплате тоже будет незаконный, потому что у вас поменялся просто сам документ. Право управления было, оно осталось, вас никто его не лишал. Поэтому на самом деле проблем я здесь не вижу. Марина Калинина: А куда идти жаловаться, если ты не согласен со штрафом? Сергей Радько: Если штраф пришел за превышение скорости или отсуствие ОСАГО… Марина Калинина: Именно ОСАГО, потому что там сложная система вот этих организаций, которые вокруг всего этого стоят. Константин Чуриков: Элементарно в суде скажут: «Тут… тут РСА, тут ГИБДД». Сергей Радько: Штраф назначается сотрудниками ГИБДД. Соответственно, обжалование их производится у вышестоящего начальника либо в суде по месту того нарушения, которое было зафиксировано. То есть если, допустим, выписал в Москве штраф сотрудник ГИБДД, мы жалуемся его начальнику или в суд по месту, где было это самое… Константин Чуриков: Начальник скажет, исходя из базы, которая в РСА: «Идите в РСА». В РСА нас пошлют в ЦОДД. Сергей Радько: Кто-то из моих коллег сказал, что даже если у вас есть настоящий реальный полис, а информации в базе РСА нету, то в принципе такой штраф, скорее всего, отменить не получится, потому что камера берет данные из базы РСА, и то, что у вас бумажный полис, пускай самый законный, в базе РСА нету, и поэтому любой начальник ГИБДД, скорее всего, такое постановление не отменит. А вот как оно пойдет в суде – это большой вопрос, потому что нам скажут: «В РСА вашего полиса нет». Марина Калинина: Слушайте, но это же не моя проблема, что в РСА его нет. Я же не могу проверять базу РСА и смотреть: «А, нету моего полиса». Сергей Радько: Короче говоря, можно проверить свой полис. Я всем советую срочно это сделать, дабы не было неожиданности при проверке или при дтп. На сайте РСА есть сервис по проверке действительности полиса. Там, правда, довольно скудная информация. Но хотя бы по номеру полиса можно проверить, когда он действует и в какую страховую компанию он был направлен. Иногда это помогает. И многие могут быть удивлены результатом. Константин Чуриков: Хочется понять масштабы вот этого государственно-частного обогащения. Смотрите, если у человека нет, например, с точки зрения системы полиса ОСАГО или вообще нет, вот он под одной камерой проехал – штраф. Он сколько по пути найдет камер, столько штрафов придет? Сергей Радько: Да. То есть каждый раз, когда камера фиксирует нарушение, это называется «управление транспортным средством при отсутствии страхования». Константин Чуриков: То есть это мы 800 рублей умножаем на количество камер, которые мы встретились в этот день? Сергей Радько: Да. И при этом у нас в Москве заявили, что камеры тоже будут увеличиваться. Вроде как 1500 камер есть. Предполагается поставить еще 1500, сделать 3000. Поэтому количество штрафов… Константин Чуриков: Это мы инвестируем в инфраструктуру. Сергей Радько: Видимо, да. Потому что чем больше камер, тем больше нарушений. А чем меньше возможностей эти базы коррелировать, чем больше штрафов будет за отсутствие ОСАГО или за якобы его отсутствие. Марина Калинина: Смотрите, ведь установка камер изначально пропагандировалась и объяснялась как способ снижения аварийности на дорогах и сохранение жизни людей. Не пришли ли мы сейчас и дальше идем к тому, что это просто прямая подмена смысла? Сергей Радько: К сожалению, даже президент это признал, что камеры стоят, как правило, не там, где это нужно, с целью безопасности движения, а с целью сбора штрафов. Потому что, видимо, на первом этапе, когда это ставилось, все думали о безопасности, а потом поняли, что вроде как это довольно хороший способ заработка. А когда уж появились коммерсанты, которые за свой счет ставят камеры и получают фиксированную сумму, то процесс администрирования штрафа просто был сильно коммерциализирован и по сути сама идея была перевернута с ног на голову. Поэтому здесь требуются очень серьезные перемены. Константин Чуриков: Давайте будем внимательно следить за развитием этой истории. Наверняка нам, уже когда штрафы начнут действовать, многие напишут и позвонят. И отмониторим ситуацию. Спасибо. Марина Калинина: Спасибо вам большое за ваш комментарий. Константин Чуриков: У нас в студии Сергей Радько, адвокат, эксперт партии «Автомобильная Россия», которая, как мы узнали, вполне себе представлена в Государственной Думе. Спасибо. Марина Калинина: Спасибо. А сейчас о темах вечернего выпуска «ОТРажения». Константин Чуриков: Конверты сопоставимы с бюджетом. По данным Росстата, объем серых зарплат в стране ненамного отстает от федеральных расходов государства. Хорошо или плохо, что у трети неофициальные заработки? И есть ли у вас возможность работать вбелую? Об этом в шесть вечера. Марина Калинина: Дома тоже можно работать. ОНФ предлагает узаконить удаленную занятость и внести поправки в трудовой кодекс. Сейчас это на усмотрение работодателя. И то можно получить прогул, а потом и увольнение. Готовы ли вы работать на дому и позволяет ли это ваша специальность? Об этом в 18:30. Константин Чуриков: Все не так плохо, как вы думали. Западные аналитики включили Россию в список стран с наиболее заметными положительными изменениями за 12 лет. Исследовали так называемый индекс благосостояния. Чье благосостояния они измерили и какая на самом деле социально-экономическая ситуация в стране – об этом в 19:30. Личное мнение экономиста Леонида Григорьева. Марина Калинина: Бедность с детским лицом. Более четверти детей в России нищие. На селе их почти половина. Новые впечатляющие данные Росстата. И это только за 2017 год. Что же сейчас, когда реальные доходы семей еще больше упали? Как спасти детей? Эту тему продолжим обсуждать в восемь вечера. Константин Чуриков: Наша интерактивная народная передача вернемся к вам ровно через 3 часа, в 18:00 по Москве. А дневной выпуск для вас провели Марина Калинина. Марина Калинина: Константин Чуриков. Всем хорошего настроения. Пока. Константин Чуриков: А далее новости на ОТР с Тимуром Уразбахтиным, потому что в Москве практически 15:00. Поехали.