«Сеспель» - предприятие в Чебоксарах по производству цементовозов и нефтевозов. Выгодно ли это – обсуждаем в студии
https://otr-online.ru/programmy/segodnya-v-rossii/sespel-predpriyatie-v-cheboksarah-po-proizvodstvu-cementovozov-i-neftevozov-vygodno-li-eto-obsuzhdaem-v-studii-36694.html Рубрика «Промышленная политика» с Мариной Калининой. Узнаем, кто в России производит цементовозы и нефтевозы. И выгодно ли это?
Марина Калинина: Здравствуйте. Я Марина Калинина, это рубрика «Промышленная политика». Как всегда в это время по вторникам рассказываем о предприятиях, работающих на территории нашей страны, показываем сюжеты, обсуждаем в студии ту или иную отрасль. И буквально на днях я была в Чебоксарах, посетила предприятие «Сеспель». Предприятие изготавливает полуприцепы, цистерны для перевозки нефтепродуктов, химических и пищевых продуктов, сыпучих грузов, зерновых культур – в общем, сложно все перечислить, потому что различные контейнеры для различных материалов.
У меня сегодня в гостях Владимир Бакшаев, директор чебоксарского предприятия «Сеспель», – здравствуйте, Владимир Александрович.
Владимир Бакшаев: Здравствуйте.
Марина Калинина: И Алексей Ярцев, заместитель директора Департамента сельскохозяйственного, пищевого и строительно-дорожного машиностроения Минпромторга России, – здравствуйте.
Алексей Ярцев: Здравствуйте, Марина.
Марина Калинина: Давайте посмотрим сюжет, а потом побеседуем.
СЮЖЕТ
Марина Калинина: Ну красота же! Красиво все, чисто, аккуратно.
Ну вот почему такие предприятия есть, а в остальном, вообще в целом если смотреть по России по производству, в общем низкая у нас производительность труда? И Алексей Кудрин буквально в феврале выступал на Форуме труда в Санкт-Петербурге, сказал, что у нас выработка на одного работающего примерно 23 доллара в час, в Турции в 1.5 раза больше, у американцев примерно в 3 раза больше. И мы пока, по словам Кудрина, находимся где-то на уровне 1980-х гг.
Я хочу вам задать вопрос, уважаемые телезрители: почему мы так плохо работаем? Что с нами не так? Это неправильное руководство? Или мы сами в этом виноваты? Пишите свои размышления, можете позвонить нам в прямой эфир, а мы пока побеседуем.
Меня, честно говоря, поразило то, что я увидела. Я на заводах бываю часто, ну очень круто, другого слова просто нет. Причем у вас же так остался ангар, с которого вы начинали, и потом вот это все превратить в такое огромное производство современное – как это удалось, в чем секрет? И люди довольны главное, не хотят никуда уходить, и зарплата устраивает, и все.
Владимир Бакшаев: Ну по производительности труда наше предприятие не уступает европейской производительности в соответствующих отраслях…
Марина Калинина: Нет, я-то про Россию в целом.
Владимир Бакшаев: Мы российское предприятие, поэтому мы российское предприятие, я вам могу утверждать, что таких предприятий становится довольно много. Они, может быть, не так видны, но вот в рамках политики импортозамещения, которая сегодня провозглашена у нас в стране, и в рамках нового технологического уклада наше предприятие, если будет нормальный и стабильный спрос, который обеспечивается, конечно же, федеральными закупками помимо розничного рынка, то мы будем иметь рост производительности труда и таких предприятий, я думаю, будет множиться. Потому что если мы посмотрим на другие отрасли, то там картина намного красивее будет, так сказать. Сейчас добирается уже до машиностроения, я считаю.
Марина Калинина: Алексей Евгеньевич, так что сейчас в машиностроении вообще в целом? Действительно такие предприятия растут, просто о них… Я еще туда просто не доехала, наверное?
Алексей Ярцев: Вы еще просто их не видели. На самом деле я вот смотрел сейчас сюжет, очень приятно видеть результаты деятельности предприятий, их надо на самом деле поблагодарить за то, что они создают такие места, за то, что растят кадры, кадровый потенциал, это самое важное на самом деле в наше время. Но на всех предприятиях… Вообще таких предприятий на самом деле много по всей стране, но самое главное, с моей точки зрения, – это подход руководства, подход тех людей, которые работают на заводе, которые ведут за собой этот завод. Потому что без горящих глаз, горящих глаз руководителей, невозможно такое.
На самом деле отрасль в последнее время что строительно-дорожная, что коммунальная, что прицепная демонстрирует стабильный рост. У нас в стране стали появляться разнообразные виды техники. Например, у нас рост, под 30% прирост каждый год, если все вкупе собрать, в стройдоре 23%, в строительно-дорожном и коммунальном машиностроении, а в общем и целом, если взять прицепы и так далее, порядка 30% прирост ежегодно в деньгах. И вот в последнее время у нас появляется достаточно большое количество новых образцов техники, будь то экскаваторы-погрузчики, например, которых буквально еще 4 года назад не было вообще, а сейчас у нас 4 производителя: это и в Тверской области производитель, и в Республике Татарстан, и в Вологде. Соответственно, даже появляются экзотические виды продукции, такие как ратраки, это машины для утрамбовывания стега на горных склонах, у нас уже 2 производителя таких машин появилось в Тверской области и также в Вологодской, кстати, области. Но если горящие глаза – и отрасль, кстати, держится на таких производителях, когда вот предприятие буквально как вы сказали было гаражом…
Марина Калинина: Ну такой ангарчик там стоит до сих пор как раритет, я так понимаю.
Алексей Ярцев: Ну да, как памятник надо, наверное, поставить.
Марина Калинина: Владимир Александрович, что меня еще поразило на вашем предприятии, – что и станки-то вы сами делаете для себя. Вот как вы к этому пришли? Я так понимаю, что вы даете еще и работу другим предприятиям, которые поставляют комплектующие, но именно российским?
Владимир Бакшаев: Именно российским. Смотрите, мы станки вынуждены были в рамках небольшого бюджета у предприятия изготавливать сами, но это позволило нам получить некие технологические знания для получения лучших техпроцессов. И поэтому я считаю, что то, что мы пошли… Недостаток бюджета оказался нам на пользу. А по различным, то, что мы делаем еще иное оборудование – и окрасочные камеры, и сварочные роботы, – это нам позволяет сделать продукцию дешевле, мы на 30-40% делаем продукцию дешевле, чем, допустим, европейские производители при равном качестве.
Марина Калинина: Самая главная, наверное, деталь, которая есть в таких полуприцепах, – это вот эти оси пресловутые, с которыми, я так понимаю, у многих проблемы, на 90% эти оси были импортные. В чем, собственно, проблема? Почему так сложно их изготавливать, не все предприятия это делают?
Владимир Бакшаев: На самом деле оси всегда, исторически делали специализированные заводы-изготовители, это и при советской власти было, в Европе так же. Но в последнее время в Европе тенденция пошла, что сами заводы-изготовители делают оси. Но тем не менее когда появилось требование об импортозамещении, сегодня очень крупный немецкий производитель локализовал производство осей в России, и мы тоже локализовали производство – не локализовали, а скорее развили производство в России. Поэтому на сегодняшний день я считаю, что по осям большой проблемы нет. Если будет нормальная федеральная политика по импортозамещению, мы эти вопросы буквально в 2-3 года закроем и локализация будет достигать 70-80%.
Марина Калинина: Насколько вообще развивается кооперация между российскими производителями тех или иных запчастей, чтобы опять же прийти к полному импортозамещению? Вообще возможно ли это полностью заменить? Можем мы сами производить эти все детали и запчасти? Вот как?
Владимир Бакшаев: Можем, почему не можем? Вот смотрите, в кооперации для осей на сегодняшний день участвуют более 12 городов Российской Федерации: это Тверь, Челябинск, Магнитогорск, еще Челябинск, в Чебоксарах только 3 предприятия участвуют, Киров. Поэтому я считаю, на сегодняшний день… Череповец, я сейчас не помню всех. Я хочу сказать, на сегодняшний день никаких препятствий для развития внутренней кооперации в России нет. Появился способ, появилось требование, и этот спрос будет покрыт предложением со стороны производителей.
Марина Калинина: Алексей Евгеньевич, что делает власть, для того чтобы помогать таким предприятиям, чтобы их было больше, чтобы конкуренция была, чтобы цены как-то нормально? И не надо нам будет ничего ни китайского, ни никакого?
Алексей Ярцев: Ну а что делает власть? На самом деле правительство Российской Федерации в лице Минпромторга Российской Федерации реализует достаточно большой комплекс мероприятий по поддержке отечественных производителей. Это разнообразные программы: программы льготного лизинга строительно-дорожной, коммунальной, прицепной техники; программы по льготному кредитованию покупателей строительно-дорожной, коммунальной техники; программы пилотных партий, где производитель может предоставить скидку конечному потребителю в размере, внимание, до 50% от себестоимости техники.
Марина Калинина: Ничего себе, какие скидки!
Алексей Ярцев: А государство компенсирует. Но это для того, чтобы… Ведь сейчас достаточно большое количество продукции, как я сказал, – это инновационные разработки. Многие предприятия сейчас достаточно большое количество денег инвестируют в научно-исследовательские всякие работы, посредством чего у нас появляются новые образцы техники. Для того чтобы выпустить эти образцы техники на рынок, соответственно Минпромторг субсидирует производителям вот такую вот программу выпуска этой техники в рынок, первоначальных моделей, которые только появились и еще не опробованы.
Марина Калинина: Понятно.
У нас есть звонок из Кургана, Татьяна нам дозвонилась. Татьяна, здравствуйте, слушаем вас.
Зритель: Здравствуйте. Вы знаете, я вот сейчас смотрела, мне настолько было приятно смотреть вот это о заводе, о людях, о том, что о них беспокоятся. Я 30 лет проработала мастером на заводе, и настолько это было приятно смотреть за то, что люди работой обеспечены, зарплатой обеспечены, вот это вот все отношение… А у нас в Кургане, например, хороший завод колесных тягачей стоял, а теперь мы в Белоруссии закупаем колесные тягачи, сейчас на этом месте продана земля и стоят два торговых центра. Так вот, наверное, надо все-таки беспокоиться о том, чтобы заводы восстанавливать, чтобы люди были с работой, беспокоиться все-таки, наверное, о людях, о зарплате. Вот она и будет, зарплата, если будут выставлены все заводы, восстановлены, будет зарплата у людей.
Мне очень приятно было смотреть на чебоксарцев. Удачи вам, удачи и еще раз удачи! Потому что мы, особенно люди, проработавшие на заводах по 30-35 лет, знаем, как это достается, забота на заводе о людях. И здоровья вам, здоровья и удачи! Большое вам спасибо, что вы есть, что вы беспокоитесь о рабочих людях. И простите меня, пожалуйста, что я вам столько наговорила. Всего вам доброго.
Марина Калинина: Да ну за что же вы прощение просите? Вы же хорошие, добрые слова сказали.
Действительно очень важно, какой у завода руководитель, какой коллектив он собирает. Вот как удается, где вот это чувство, чтобы не развалилось, чтобы люди были довольны? Вот как?
Владимир Бакшаев: В основе любого завода лежит коллектив, коллективный труд. Тут отдельно нельзя выделить человека, который способен поднять подобные объемы работ. Поэтому задача, конечно, руководителя использовать те возможности, преференции, которые нам сегодня предоставляет правительство, создать условия, в рамках которых у людей и трудозанятость, и зарплата будут расти.
То есть в основном сегодня в Европе чем занимаются? В Европе занимаются, чтобы обеспечить трудозанятостью своих сотрудников. Вот когда нам говорят, что у нас производительность труда низкая, я бы так не согласился бы. Почему? Потому что я посетил все ведущие европейские заводы, мы и китайские посещали, и японские посещали. И сегодня я вам могу сказать, что по той гамме продукции, что мы выпускаем, вы в Европе не найдете ни одного завода. Там есть в обрезанной гамме, а по уровню выпуска, по объему выпуска, я думаю, ни один завод Европы с нами сегодня не сравнится по количеству выпускаемой продукции.
Марина Калинина: То есть мы еще и в Европу будем…
Владимир Бакшаев: На одного человека. В Европу вы просто так не попадаете, там у них режим сертификации, мы третий год проходим сертификацию по одной модели, вот летом ожидаем, что получим наконец первый сертификат. Но я думаю, что немцы придумают, чтобы закрыть и эту дырку, эту лазейку.
Марина Калинина: А, то есть они там…
Владимир Бакшаев: Они защищают свой рынок, в рамках ВТО они защищают свой рынок так называемыми нетарифными барьерами.
Марина Калинина: Вообще проблема кадров в машиностроение существует? И как она решается?
Владимир Бакшаев: Проблема кадров пока не существует, но беспокоит то, что пошла тенденция по снижению количества бесплатных мест на технические… Я председателем экзаменационной комиссии являюсь на…
Марина Калинина: Когда вы все успеваете?
Владимир Бакшаев: Надо, студенты нужны хорошие. И мы сталкиваемся с какой проблемой? Что сократили места, буквально за 5 лет у нас в ВУЗе, Чувашском госуниверситете, сократили на машфаке бюджетные места в 2 раза, – это неправильно, надо увеличивать. Потому что хотим мы или не хотим, но если мы хотим отстаивать промышленность, а спрос сейчас есть, нужны будут инженеры.
Марина Калинина: Но как так, что мы хотим развивать промышленность, а места сокращаются?
Владимир Бакшаев: Бывает.
Марина Калинина: Алексей, в чем дело?
Алексей Ярцев: Наверное, это вопрос больше к Министерству образования. На самом деле да, кадровый потенциал, как я уже говорил ранее, это важно, кадры – это самое главное, все мы помним фильм одноименный «Кадры решают все».
Марина Калинина: Ну да.
Алексей Ярцев: Действительно кадры решают все. Но несмотря на то, что есть некие трудности, все равно приятно видеть сейчас на предприятиях, что обновляется состав и инженерного состава, и собственно руководящие кадры…
Марина Калинина: Много молодежи на заводах приходит.
Алексей Ярцев: Много молодежи, много. В последнее время достаточно часто мы бываем в поездках по заводам, смотрим, – действительно много. Средний возраст, если он раньше был 55-60, он сокращается в последнее время достаточно значительно.
Марина Калинина: Это хорошо.
У нас есть еще один звонок из Твери, Нина нам дозвонилась. Нина, здравствуйте.
Зритель: Здравствуйте.
Марина Калинина: Да, слушаем вас.
Зритель: Я всю жизнь отработала на Тверском вагоностроительном заводе. У нас целое поколение отработало, сейчас работают наши дети там. Как работают люди? Люди работают на износ, я могу сказать. Специалистов у нас сокращают, молодежь неохотно идет работать. Они рады работать, молодежь хочет работать, но у нас станки на заводе стоят еще 1945 года выпуска.
Марина Калинина: Ага.
Зритель: Руководители только руководят, они не входят в мысли, как люди должны работать. У нас многие как говорят? – «как платят, так и работаем».
Марина Калинина: Но тут можно и по-другому повернуть: «как работаем, так и получаем». Ну понятно…
Зритель: Нет, молодежь у нас на заводе хорошая, они работящие, я ничего не могу про них сказать, молодежь у нас работящая.
Марина Калинина: Спасибо большое, Нина, за ваш звонок. Ну вот есть и такие ситуации, понимаете, когда вроде и люди хотят идти работать, оборудование старинное, можно сказать, как-то и места сокращают. Ну как так?
Владимир Бакшаев: Марина, смотрите, идет новый технологический уклад, по Глазьеву это 6-й, а по немцам это индустрия 4.0, так сказать. И идет замена оборудования повсеместно. У нас средний возраст, кстати, сотрудников 33 года, в основном молодежь. И для них вот это новое оборудование, которое для нас непривычно, оно является довольно простым в использовании. Я вот был удивлен, когда пришел довольно молодой человек после ПТУ, он встал к очень сложному станку и работал лучше, чем до него те, кто по 10 лет отработал в цехе. Поэтому мне кажется, сегодня молодежи надо больше доверять, но оборудование, конечно, надо покупать, потому что на старом оборудовании вы сегодня производительность труда не получите. Не можете купить, делайте сами.
Марина Калинина: Хороший совет.
Какие перспективы? У нас буквально минутка остается. Что запланировали, как дальше развиваться будете?
Алексей Ярцев: Ну как дальше развиваться? На самом деле вперед, только вперед, такими же темпами будем развиваться. Я уверен, что будем развиваться, и производители… Еще раз хотел бы поблагодарить производителей, которые идут в ногу со временем, осваивают и новые технологии, осваивают и новые образцы промышленности. Уверен, что мы будем дальше семимильными шагами идти вперед.
Что касается переоборудования, также есть достаточно большой спектр мер поддержки по перевооружению предприятий: это и Фонд развития промышленности, где предоставляются льготные заемные средства под 3% годовых в рублях на первые 3 года, на последующие 5% годовых в рублях. Собственно, программ достаточно большое количество, теперь нужно научить и научиться ими пользоваться. Соответственно, я уверен, что мы будем, как я уже сказал, шагать семимильными шагами.
Марина Калинина: Ну что, спасибо вам, что вы до нас добрались. Спасибо за этот эфир, за эту беседу.
Владимир Бакшаев: Спасибо.
Алексей Ярцев: Спасибо.
Марина Калинина: Удачи! Как наша телезрительница сказала из Кургана, здоровья, здоровья и еще раз здоровья, много-много сил, чтобы осуществить все планы, которые задуманы.
Владимир Бакшаев: Спасибо.
Марина Калинина: Алексей Ярцев, заместитель директора Департамента сельскохозяйственного, пищевого и строительно-дорожного машиностроения Минпромторга России, – спасибо, что пришли. И Владимир Бакшаев, директор чебоксарского предприятия «Сеспель».
Ну а сейчас как всегда производственные портреты сотрудников этого завода.