Мария Карпова: Домашние дела не в тягость, а в радость. Это на собственной семье доказала жительница Томска Надежда Супруненко, мама двоих ребят. Петр Кузнецов: Неужели шантаж? Мария Карпова: Нет. Смекалка… Петр Кузнецов: Привязывание колготками к батарее? Мария Карпова: Слава богу, нет. Смекалка и опыт педагога творят чудеса, Петя! Подробности – в сюжете. СЮЖЕТ Татьяна Салимова, корреспонгдент: Протереть пыль, помыть посуду, вынести мусор. Заставить дела делать домашние дела бывает сложно. Но в семье Супруненко все иначе. Надежда Супруненко: Доброе утро! Сегодня у нас очередная суббота. Это значит что? Мы себе выбираем работу. Татьяна Салимова: Надежда Супруненко из Томска превратила уборку в веселый челлендж. Раз в неделю ее сыновья выбирают цифры – от 1 до 6. Каждая цифра – какое-то задание по дому и поощрение тому, кто его выполнит: деньги или сладости. Надежда Супруненко: Так, вытираешь пыль и выносишь мусор. Татьяна Салимова: Младший сын надежды Кирилл доволен – у него два шоколадных батончика, да и работа досталась легкая. Тебе сегодня повезло? Кирилл Супруненко, житель Томска: Да, доволен. Мог бы попасться пылесос или помыть посуду, а я этого вообще не люблю Татьяна Салимова: Надежда – педагог с десятилетним стажем. Творческий подход к домашней работе оценили не только ее собственные дети, но и зрители блога надежды в TikTok. Первое же видео собрало 3 миллиона просмотров и сотни комментариев. Надежда Супруненко: В голове, наверное, просто щелкнуло, потому что мы записывали ролики в TikTok, просто записывали. А тут – почему бы не сделать что-то в субботу такое интересное? Мы выполняем эту работу каждый день просто так. Но интересно же, когда выбираешь и еще получаешь какой-то бонус. И ты можешь не любить мыть посуду, но тебе придется ее помыть всю неделю. Татьяна Салимова: Старший брат Кирилла – Ярослав – наоборот, любит пропылесосить. Зато другую работу по дому выполняет менее охотно. Но челлендж есть челлендж. Ярослав Супруненко, житель Томска: А почему бы не помогать? Тем более это интересно. Всегда же приятно, чтобы было все в чистоте, да? Поэтому помогаешь родителям. Татьяна Салимова: На аккаунт семьи в TikTok сейчас подписаны почти 90 тысяч человек. Число подписчиков растет постоянно. Но для Надежды популярность – не главное. Гораздо важнее, считает она, что уборка для сыновей перестала быть рутиной, а дома теперь всегда чисто. Татьяна Салимова, Андрей Лаленко, ОТР. Мария Карпова: Ты знаешь, сколько это видео собрало просмотров за два дня? Петр Кузнецов: Да, я слышал сюжет. Мария Карпова: Три миллиона! Петр Кузнецов: Три миллиона. Нет, ну это правда важно подчеркнуть: три миллиона просмотров всего лишь за два дня. Мария Карпова: Невероятно! Эта же проблема важная. Петр Кузнецов: Еще раз. Это не видео с котиками, не какие-то эксклюзивные кадры какой-то катастрофы. Челлендж. Мария Карпова: Да, челлендж. Значит, это важно. Петр Кузнецов: Значит, это людей беспокоит. Мария Карпова: А кто смотрят? Мамы, наверное, да? Петр Кузнецов: С нами этот сюжет смотрела Екатерина Бурмистрова, психолог, она с нами сейчас на связи. С ней все увиденное в том числе обсудим. Здравствуйте, Екатерина. Мария Карпова: Екатерина, здравствуйте. Екатерина Бурмистрова: Здравствуйте. Петр Кузнецов: Насколько вот такой метод действенный? Екатерина Бурмистрова: Смотрите. Эта прекрасная мама, прекрасный педагог взяла классический метод жетонной системы поощрения, если по-научному, когда за квант действия, которое потенциально неприятное, ребенок получает квант вознаграждение. Ну, в данном случае – какую-то единицу («квант» – сложное слово). Тут что здорово? Что у ребят, которые околоподросткового возраста, появилось ощущение… не то, что им сказали, а они сделали, а что это момент игры и выбора. В целом поощрение на момент освоения нового навыка, когда мы учимся чему-то новому, – это классно. Пока мы учимся, здорово, если есть какая-то «морковка», а не пинок под зад, извините, пожалуйста, когда есть пряник, а не кнут. У родителей очень большое предупреждение против таких методов. Они считают, что это покупка, что это шантаж, как вы сказали в начале сюжета. Мария Карпова: Ну да. Не будет такого, что ребенок, уже когда вырастет, уже во взрослом возрасте ничего не будет делать, а только за деньги, только за какое-то поощрение? Екатерина Бурмистрова: Вы знаете, ключевая фраза в том, что это освоение именно нового. Пока для них это было неприятное дело – раз! – и превратилось в приятное. Когда эта история автоматизируется, они поймут, что не сложно пылесосить. Приятно, когда дома чисто, да? Нужно эту штуку с розыгрышем перевести на что-то другое, а это уже будет как традиция. Ты пылесосишь, потому что ты это любишь. Ты мусор выносишь по субботам. А разыгрывать что-то другое. Бывает очень по-разному, зависит от характера. Тут, конечно, такой «приз зрительских симпатий». Я думаю, что это будет работать долго, конкретно в этой семье. Петр Кузнецов: Екатерина, у нас есть свой опрос. Мы приставали и к детям, и к родителям на улицах различных городов. «Что делаешь по дому?» – спрашивали у ребенка. А у взрослого: «Как приучаете к домашним делам?» Давайте посмотрим и обсудим. ОПРОС Бийск – Ну, мне нравится посуду мыть. Но меня не заставляют, иногда я сам ее мою. – Помогает, все делать помогает. Особенно мелкие какие-то дела по дому. Мотивируем, больше никак. Денежное вознаграждение. У нас есть карта Tinkoff Junior. Пишу ей задание – и оплата какая-то. – Мне ребенок помогает по собственному желанию, посуду моет. Хвалим. А как мы еще можем? Мы е го только хвалим. – Иногда я пылесошу. Помнишь? По своей воле. Екатеринбург – Показываю собственным примером. Допустим, сама прибираюсь, мою полы. И она, глядя на меня, тоже подключается. – Полы мою с мамой вместе, помогаю. Сама иногда могу. – Если я заправляю постель, то все заправляют постель. Просто говорим: «Заправляем постель!» Старшие помогают младшим. – Мою посуду, помогаю готовить. – Когда просим, когда заставляем. Ну, заставляем редко, в основном просим, объясняем, что надо помогать родителям. – Да, я посуду мою, подметаю. От настроения зависит. Короча – Игрушки собираем вместе. Да, Илюша? Поиграем, а потом вместе собираем игрушечки. Как мотивируем? Ну, целуем, обнимаем, обещаем что-то сладенькое. – Мама меня не заставляет, я сама все делаю по дому. Я и моя сестра. Мы и посуду моем, и убираемся, полы моем, в огороде еще помогаем, дедушке с бабушкой тоже помогаем. Мама с детства приучала нас к порядку. – Все делаю по дому. Ну, кушать готовлю иногда. – А почему ты все это делаешь? – Потому что надо дома помогать. По хозяйству помогаю иногда, у нас курицы. – Я убираюсь, помогаю родителям на огороде, иногда помогаю готовить им есть. Меня не заставляют. Просто я понимаю, что мой папа на работе, на работе он устает, он приходит поздно, иногда еще на выходных задерживается. А мама сидит с маленьким ребенком, ей тоже сложно. Петр Кузнецов: Уважаемые телезрители, тоже подключайтесь. Пишите, какие методы воспитания у вас. Екатерина, мы возвращаемся к результатам этого опроса. Мария Карпова: Я хочу отметить, какие хорошие дети! Петр Кузнецов: Да? Понравились? Мария Карпова: Да. Петр Кузнецов: Возьми кого-нибудь из них. Номера мы узнаем у наших корреспондентов. Что из увиденного правильно, а что категорически нет? Из того, что вы сейчас увидели. И почему нет? Екатерина Бурмистрова: Вы знаете, я не услышала ни одного категорически неправильного. Те, кто поощряют сладеньким – ну, это вопрос, потому что поощрение сладеньким и экраном – это так себе поощрение, хотя самое простое и самое работающее. Они просто нехорошие. Чем больше сладкого и чем больше экрана – это в пределе приведет к нехорошим вещам. Там никто не наказывал, никто не стыдил. Вот плохие способы – это наказание, стыжение и отвержение: «Я с тобой не буду разговаривать, пока ты не помоешь полы». Вот это нездорово. Но в целом классно, что поднимается эта тема, потому что домашние обязанности, разделение домашних обязанностей – это очень серьезная часть воспитания и созревания воли. Очень часто родители растят «головастиков», не давая им вообще в принципе никаких дел по дому. И этой ошибки ни разу у респондентов не было. Считают: «Ты только учись, сынок, – как говорил Папа Карло Буратино, – а я все сделаю сам». Вот это в нашей ситуации неправильно, потому что растет человек, у которого нет привычки чуть-чуть выйти за зону комфорта и сделать волевое усилие там, где это, может быть, немножко сложно и даже неприятно. А это очень нужно и в учебе, и в работе, вообще жизни. Это очень важная стратегия – уметь системно делать то, что не всегда приятно. Петр Кузнецов: Спасибо, спасибо. Мария Карпова: Спасибо, Екатерина. Петр Кузнецов: Спасибо. Это очень важно. Екатерина Бурмистрова, психолог. Маша, закрепим. Мария Карпова: У меня детство, можно сказать, прошло зря, да. Могла же заработать! Петр Кузнецов: Нет-нет. 100 рублей или завтра вести «ОТРажение»? Мария Карпова: Я лучше пол помою. Можно? Петр Кузнецов: Да, хорошо. Мария Карпова: Спасибо.