Оксана Галькевич: Борьба экономических платформ идет сейчас в нашей стране. Некоторые из идей бизнес-сообщества мы уже в нашем прямом эфире обсуждали. И вот сегодня поговорим о предложениях "Большой четверки" – так иногда называют объединение предпринимателей Российского союза промышленников и предпринимателей, Торгово-промышленной палаты, "Деловой России" и "Опоры России". "25 шагов к новой экономике" – это 25 предложений по повышению темпов роста экономики в стране. Константин Чуриков: Что это за шаги, что это за предложения, будем сейчас разбираться и спросим у нашего гостя. Как раз председатель той самой большой четверки, о которой говорила Оксана. У нас в студии Сергей Катырин, президент Торгово-промышленной палаты России. Сергей Николаевич, добрый вечер. Здравствуйте. Сергей Катырин: Добрый вечер. Оксана Галькевич: Здравствуйте. Константин Чуриков: Сразу вопрос к зрителям. Сейчас мы будем выяснять, что предлагает сделать бизнес-сообщество. А у вас какие предложения? Что необходимо для экономического подъема, для того самого рывка? 8-800-222-00-14. Сергей Николаевич, "25 шагов" – там такие мудреные слова. Там сразу сложно понять. Но если простым доступным языком, что вы предлагаете? Сергей Катырин: На самом деле их было не 25 на начальном этапе, я вам должен честно сказать, а их было 149. Мы как Торгово-промышленная палата, которой было дано поручение по итогам выступления президента обобщить. Потом мы договорились о том, что нужно сократить, из 149 сделать 25. И вот родились эти 25 предложений, которые были консенсусными с точки зрения принятия решений. И мы их выдвинули. Если говорить простым языком, то самое главное, с этого и начинаются эти предложения – это фискальная нагрузка. Фискальная нагрузка на бизнес. То есть сколько бизнес платит налогов и, к сожалению, неналоговых платежей. Почему и говорим о фискальной, а не только налоговой нагрузке. Есть у нас налоговый кодекс, где прописаны все основные налоги. Но есть еще неналоговые платежи, которые практически каждый предприниматель платит. Это утилизация отходов, это экологические платежи, это те же наши дорожные сборы, которые существуют. Константин Чуриков: Торговый сбор, например. Сергей Катырин: Торговые сборы. Должен вам сказать, что, к великому сожалению, их существует великое множество. И на федеральном уровне их, конечно, поменьше. А если брать отдельные регионы, то там до 70 наши коллеги насчитали таких сборов. И одно из первых наших предложений, мы его обсуждали и с президентом, и с председателем правительства – этот все-таки разобраться в неналоговых платежах и зафиксировать нашу максимальную фискальную нагрузку. По налоговым платежам наш Минфин говорит, что это 32%, у Всемирного банка несколько другая методика подсчетов. Они считают 47%. Даже если считать по Всемирному банку, не по нашему подсчету, то все равно наши ближайшие соседи… у Армении, например, 18,5% против наших 47%. Казахстан – 20% с чем-то. Оксана Галькевич: Это соседи по нашей границе. А по такой нагрузке кто к нам близок? Есть где-нибудь такая в мире сопоставимая? Сергей Катырин: Да, есть, конечно, сопоставимые страны. Но, наверное, надо быть объективным. Сопоставимая нагрузка, когда нас пытаются сравнивать с Германией или с другими развитыми странами, или со странами, у которых сходная с нами структура экономики. Те, кто достаточно серьезно от нефти зависят. Например, Норвегия. У них меньше нашей. Но всегда надо иметь в виду, что у нас другая социальная и не только социальная нагрузка у государства. Потому что им не надо содержать вооруженные силы, например, ядерные объекты и прочее другое, что наше государство вынуждено содержать в силу сложившейся нашей истории. Константин Чуриков: Другими словами, вы предлагаете государству в лице премьера, президента перестать воспринимать бизнес в широком смысле слова некой дойной коровой. Но у меня вопрос: а государство разве в состоянии отказаться от этого молочка, которое можно по капельке продолжать доить? Сергей Катырин: Раз мы договорились простым языком говорить, то я вам скажу, что государство не всегда в курсе, куда идут неналоговые платежи. Потому что сегодня это тема, которая скрыта не только от бизнеса. Не только предприниматели не знают по некоторым платежам, куда они тратятся, почему они именно такие, кто контролирует их расход, кто сформировал размер этих неналоговых платежей. Но и государство зачастую не в курсе, особенно в тех случаях, когда это касается регионов и когда региональные власти какие-то платежи начинают вводить свои, какие-то сборы, то не уверен, что даже и региональные власти… То, что федеральная не знает – это точно. Оксана Галькевич: Сергей Николаевич, но ведь регионы тоже вводят эти так называемые неналоговые дополнительные платежи, которые, как вы сказали, по количеству зашкаливают, наверное, не от хорошей жизни. Им ведь тоже надо как-то свои нищие региональные бюджеты… Действительно, это не преувеличение. Большие проблемы с региональными бюджетами сейчас у нас в стране. Им надо как-то их пополнять. Где-то надо денежку брать. Я в том смысле, что насколько комплексная ваша программа, ваше предложение вашей бизнес-четверки, учитывает интересы не только федерального центра, но и всей нашей большой страны. Сергей Катырин: Несомненно. Я говорю, что этих предложений 25. И они касаются многих вопросов, в том числе и в формировании бюджета. Вы понимаете, на сегодняшний день, если мы, например, возьмем тему малого бизнеса, все его интересы, по большому счету, 90%, зарыты в муниципальном образовании. Потому что и сам он там работает, и все проблемы, которые у него возникают – с размещением, с землей, с платой и так далее, они, как правило, связаны с муниципальным бюджетом. Но муниципальный бюджет сегодня никак не связан с развитием малого бизнеса. И оттого, что он развивается или не развивается, по большому счету у команды муниципальных руководителей большого интереса в этом нету. Поэтому мы всегда говорили о том, что в этой части, конечно, должны быть другие интересы, другое распределение. И все, что наращивается с точки зрения рабочих мест, с точки зрения налоговых поступлений, конечно, должно оставаться в первую очередь или большей частью в муниципальном образовании… Оксана Галькевич: Там, где люди работают и там, где они живут. Да? Сергей Катырин: Совершенно верно, да. Потому что на сегодняшний день у нас пропорция обратная: все как раз из муниципальных образований уходит. У них там налог на землю, налог на имущество. В общем, там не особо много чего можно перечислить. Но еще раз говорю, что это не очень сильно связано с малым бизнесом. Поэтому это одно из предложений. Есть проблема конкуренции. Это серьезная проблема для любого бизнеса, не только малого, но в первую очередь для него. У нас за последних три года количество МУПов и ГУПов на регионом и на муниципальном уровне увеличилось в 2 раза. Поэтому, как только какая-то проблема возникает, ее не стараются решить, чтобы эту услугу оказал тот же бизнес, какие-то бизнес-структуры, а сразу создается какое-нибудь унитарное, муниципальное или государственное предприятие, которое должно это… Это сразу искажает конкуренцию на рынке. То есть там, где есть рыночные условия для оказания услуг или каких-то вещей, которые можно на свободном рынке оказывать, и не только государственные предприятия, там вообще не должно быть государственных предприятий – ни ГУПов, ни МУПов. Все, что конкурентный рынок – все должно работать с точки зрения чистой конкуренции. Потому что конкурировать с ГУП и МУП, как вы догадываетесь, просто невозможно. Оксана Галькевич: Тяжело. Константин Чуриков: Есть интересы, извините, различных элит, которые сидят и этими ГУПами, МУПами управляют, и все устраивает людей. И как этот шаблон разорвать? Сергей Катырин: Мы недавно, когда был форум в Сочи, с сопредседателем правительства на эту тему говорили. Я имею в виду не только я, а и бизнес-сообщество. Там было достаточно много наших предпринимателей. И эту тему поднимали. И договорились до того, что вообще в принципе нужно принять документ, который будет если не запрещать, то жестко регламентировать возможность создания этих ГУПов и МУПов. И вообще предложили запретить создание таковых на конкурентном рынке. И сейчас этот вопрос в работе. То есть здесь шаги определенные сделать можно и обязательно нужно. Есть тема, которая тоже влияет на жизнь всех, в том числе наших российских граждан – это цены и тарифообразование в нашей стране. Оксана Галькевич: Кстати, об этом сейчас мы попросили. Присылайте ваши рецепты. Очень многие пишут. Пишут, что тарифы необходимо сдерживать или снижать обязательно. Без этого не будет никакого роста. Сергей Катырин: Абсолютно верный подход. И здесь тема, которая касается и граждан, и вообще всех видов и масштабов бизнеса. Потому что, вы понимаете, на сегодняшний день по большинству тарифов, как они образовываются, что входит в этот тариф, как потом этот тариф распределяется и расходуется, вообще-то известности никакой нету. Посему известно, что мы (я имею в виду Торгово-промышленную палату России) поддерживали и давно уже выдвигали идею о том, что необходимо принять закон о тарифо- и ценообразовании, который бы регулировал эту процедуру, который бы заставлял и тех, кто занимается тарифообразованием, и тех, кто является монополиями, немонополиями в этих тарифах – кто доставляет газ, электроэнергию и так далее, все-таки исходили не из того, что тарифы на следующий год плюс инфляция, а все-таки из тарифа и снижения издержек. Не прибавлять, а попробовать убавлять свои издержки, для того чтобы сделать… Оксана Галькевич: То есть не только нас, потребителей, стимулировать меньше тепла расходовать и прочих каких-то ресурсов, но и монополистов, таких производителей стимулировать как-то издержки сокращать. Константин Чуриков: На этом фоне просто в пику вот сегодняшняя вполне себе новость о том, что наш главный газовый монополист просит правительство одобрить несколько мер, которые позволят ему увеличить доходы на внутреннем рынке, уравнять тарифы. Вот просто логика теперешняя, нонешняя совершенно другая. Оксана Галькевич: Тяжело вам будет. Сергей Катырин: Я не думал и мои коллеги, я полагаю, не думали, что нам будет легко. Непросто провозгласить эти идеи, а еще их отстоять и провести. Здесь работа и с правительством, и с президентом страны, и с администрацией. Естественно, с нашими законодателями, с депутатами Госдумы. У нас по большей части вопросов, в общем-то, наши идеи, которые здесь в этих 25 пунктах заключены, мы их обсуждаем и на площадке Государственной Думы. Особенно то, что касается налогов, неналоговых платежей, вот этого налогового маневра, который сейчас широко обсуждается, реформы в банковской сфере, банковской многоуровневой системы в России. Мы обсуждаем с депутатами Госдумы, с тем чтобы сократить расстояние. Потому что у нас как бывает при обсуждении и дискуссии по нашим предложениям? Сначала мы с соответствующим министерством дискутируем, потом переходим дискутировать в Госдуму, потом они что-то там другое предлагают, возвращаемся в это министерство и так далее. Сейчас предложили: давайте на площадке сразу и с депутатами, и с представителями министерств и ведомств сразу будем вести дискуссию и договариваться о чем-то, чтобы сократить вот эти дискуссионные… Константин Чуриков: Сразу для всей аудитории в целом принимаете решения. Сергей Катырин: Да. Чтобы мы как-то договаривались. И уже если договорились, то дальше воплощали это все в жизнь. Оксана Галькевич: Сергей Николаевич, у нас звонок есть из Белгородской области. Давайте пообщаемся с Николаем. Николай, здравствуйте. Зритель: Добрый вечер. Я смотрю вашу программу и решил обратиться к вам. Вы понимаете, что у нас происходит? Мы всегда обращаемся к народу, когда государству плохо, повышаем налоги и так далее. Но не обращаем внимания на то, что соотношение зарплат депутатов или работников бюджетных сфер совершенно разные. У депутатов они высоки, у народа же они весьма малы. Но основной вопрос и пожелание у меня в том, чтобы все монопольные организации (нефтяные, угледобывающие, газодобывающие компании) должны перейти в руководство государства. Не должно быть компаний, которые на 50% принадлежит государству, на 50% - частнику. Когда эти нефтегазодобывающие компании станут государственными, я думаю, что нам не придется повышать налоги на наших с вами сограждан, не придется взывать к гражданам Российской Федерации ежедневно с каналов о том, чтобы мы помогли детям, больным, бездомным старикам и так далее, и тому подобное. Ваши посетители, которые приходят к вам на вашу передачу, всегда ссылаются на Запад. Но мы должны понять, что у нас совершенно другой менталитет нашего государства. Константин Чуриков: Спасибо, Николай. С учетом менталитета, с учетом того, что поднимать экономику в конечном итоге придется, наверное, не депутатам, а тем, кто с лопатой у станка, в общем, о людях как-то подумать. Сергей Катырин: Исходя из вопроса Николая, первое, что я хочу сказать – доля государства в нашем ВВП и так чрезвычайно велика. Она сегодня достигает 70%. Кстати говоря, доля в банковском секторе (банков с государственным участием или государственным банков) тоже около 70%. Там всего 27 банков, но их доля вот такая. Поэтому доля нашего государства достаточно приличная. Если государство считает необходимым регулировать процессы цено-, зарплатообразования и так далее, то в советах директоров всех государственных или с государственным участием предприятий есть представитель государства. У него есть возможность влиять на принятие решения с Советом директором. Если уж таковая необходимость возникает. И самый главный вопрос – что поменяется от того, что государство станет руководить этими компаниями, а не частный бизнес? Ведь налоги платят и те, и другие одинаковые. И что, станет больше налогов, или они более эффективными станут? Пока практика не показывает, что государственные более эффективные, чем частные. Скорее даже наоборот. Поэтому не думаю, что таким способом надо решать. Константин Чуриков: Чтобы понять причины этого явления, нам нужно сделать 25 шагов назад. А почему государство стало так сильно влезать в экономику? Зачем оно это делало? Отмотаем пленочку назад. Сергей Катырин: Я полагаю, что в некоторых случаях желание заменить неэффективных менеджеров, в некоторых случаях – заменить потерянный бизнес. Потому что вы, наверное, согласитесь, что мы за 25 лет после исчезновения Советского Союза многие направления, в том числе и важные для оборонной промышленности страны, просто потеряли. И их пришлось создавать практически с нуля. Поэтому государство вынуждено было во многих вещах и в этом плане двигаться. И не надо забывать, что то, о чем мы до этого с вами говорили: двухкратное увеличение МУПов и ГУПов – это уже не очень хорошие шаги со стороны государства: на муниципальном, на региональном или федеральном уровне. Но это как раз то, где можно было бы обойтись, по крайней мере там, где есть конкурентный рынок. Константин Чуриков: И решить проблему с коррупцией заодно. Сергей Катырин: Согласен. Оксана Галькевич: Сергей Николаевич, вы вспомнили налоговый маневр, который сейчас широко обсуждается. Мы тоже говорили об этом, кстати, в нашем прямом эфире. Снижение фискальной нагрузки на бизнес. Не означает ли, что таким нагрузка на наших плечах как-то возрастет? Я имею в виду обывателей, обычных граждан. Сергей Катырин: Если вы говорите о налоговом маневре, то те схемы, которые предлагаются, некоторые из них… Оксана Галькевич: "22-22", вот это все. Сергей Катырин: Мы как раз, когда "22-22" обсуждали, мы сказали, что здесь нужно очень серьезно посчитать, потому что, на наш взгляд, это может отразиться очень нездорово на инфляции и на доходах населения. Потому что повышение НДС, как вы понимаете, повлияет на ценообразование, транспорт и так далее. Везде НДС накручивается. И это на ценообразование повлияет. Как вы понимаете, цены не уменьшатся, а увеличатся. И, на наш взгляд, это серьезная тема, которую надо просчитывать. И что мы получаем в плюсах от такого маневра, а что мы получаем в минусах. Оксана Галькевич: Чтобы это не было той последней соломинкой, которая на хребет известного верблюда упадет. Роман из Московской области. Роман, алло. Зритель: Алло, здравствуйте. Оксана Галькевич: Слушаем вас. Зритель: У меня есть вопрос и есть предложение о его решенВопрос. Константин Чуриков: Давайте и то, и другое. Зритель: Хорошо. Все время говорят: как нам увеличить малый бизнес, как нам его раскрутить? Практически во всем мире малый бизнес дает больше прибыли, чем любой другой. Константин Чуриков: Доля в экономике пропорционально больше. Зритель: Я просто говорю. Может быть, не надо изобретать велосипед? Я в 1996 году был в Пекине. Меня друзья попросили купить там товар. Приехал, положил 16 000 долларов, список товаров, который мне нужно. И он говорит: "Так как первый раз приехал, давайте вы у меня посидите здесь, стол накрою, поговорим". Пока мы с ним сидели, туда приходили, клали пачки денег те, которые постоянно приезжают, и список, и уходили просто. В общем, разговорились. А я машинами занимался. Из Германии, Голландии таскал. Он говорит: "Я так хочу Мерседес!". Просто так говорили – чем ты занимаешься, чем я занимаюсь. Я говорю: "Давайте я вам притащу". - "А у нас нельзя. Я бы заплатил… Но нельзя. Импорт запрещен". Я говорю: "Извини, а сколько ты платишь налогов?". - "Я плачу 1000 долларов один раз в одну кассу. Мне не надо бухгалтеров". Понимаете, у нас бухгалтера не всегда разбираются. Каждый месяц все новые введения. Я говорю: "А павильон сколько стоит?". - "А это все 1000 долларов. Это государственное". У нас сейчас столько площадей пустует, сдается. А подойдите – там цены лошадиные. Нельзя ли это огосударствить. Дальше говорю: "А бандиты?". - "У нас их нет. У нас их расстреливают". - "А вывоз денег за рубеж?". - "А за это расстреливают". Константин Чуриков: Николай, мы вас поняли. То есть вы предлагаете создать простые легкие правила, упростить отчетность и победить криминал. Сергей Катырин: Я так понял, что Николай, наверное, почитал наши 25 предложений. Про криминал мы не писали. А с точки зрения отчетности есть такое предложение у нас о том, что отчетность вообще сократить. Должен сказать, что это предложение прозвучало еще на съезде Торгово-промышленной палаты 1 марта год назад, когда у нас участвовал в съезде президент страны, и он соответствующее поручение дал. Мы, к сожалению, не очень далеко в этом плане продвинулись. Но над этими предложениями уже работа идет, с точки зрения сокращения количества отчетов. Тут он прав. Потому что вот эти неимоверные… Еще там есть вторая сторона дела. Не только их много, но еще периодически меняют форму отчетности. Это влечет за собой изменение программы, которая обрабатывает данные. И тогда это дополнительные расходы и так далее. А то, что платить в одном месте – это самое лучшее. Сегодня это патент, которая есть форма, по которой работает малый бизнес. Оксана Галькевич: У нас тоже есть такой вид деятельности. Сергей Катырин: Да, приобретение патента. Платишь один раз в одну кассу, как он сказал. И на этом как бы все. Константин Чуриков: Возможно, наш зритель Андрей из Иркутска говорит об одном из пунктов вашей программы, но вот он задает вопрос: "Возможно ли в нашей стране построить дом из чистого золота и спокойно в нем жить до глубокой старости? То есть как законом защищается частная собственность от посягательств госструктур и иных граждан?". А вопрос-то непраздный: как строить бизнес, если ты не знаешь, что завтра с ним будет, что завтра твой ларечек ли, палатку, магазин не признают… Оксана Галькевич: Квартиру в хрущевке. Сергей Катырин: Насчет золотого дома не берусь говорить, как защищать. А вот насчет бизнеса и собственности это одна из позиций, по которой нас достаточно серьезно критикуют наши зарубежные и частные инвесторы. Так что в этом плане у нас и судебная система, все, что с этим связано – достаточно слабая законодательная база. Она существует, она есть. Но с точки зрения эффективности ее работы, конечно, оставляет желать лучшего. Это тоже, конечно, одна из тех вещей, которую нужно решать. Оксана Галькевич: А у нас законодательная база действительно, как вы считаете, слабая? В общем, она прописана таким определенным образом? Или у нас общественный, судейский настрой, политическая воля в этом смысле в другую сторону дышло поворачивает? Сергей Катырин: Касаемо чего нормативная база? Если вообще в целом экономически… Оксана Галькевич: По защите частной собственности. Сергей Катырин: Почему? Законодательная база у нас весьма и весьма неплохая. По некоторым позициям наши партнеры признают, что она достаточно совершенна и превосходит даже некоторые аналоги. Но с точки зрения имплементации, вы знаете, это традиция… Оксана Галькевич: Это как со сталинской конституцией, да? Самая демократическая конституция. Сергей Катырин: Дело в том, что как еще с царских времен, строгость российских законов компенсируется необязательностью их исполнения. Имплементация нашего законодательства, к сожалению, в этом плане достаточно серьезно хромает. Оксана Галькевич: Внедрение, применение. Константин Чуриков: И еще звонок. Зося из Казани уже в эфире. Добрый вечер. Зритель: Здравствуйте. Когда-то Владимир Ильич Ленин говорил о том, что государством должна или может управлять каждая кухарка. В некотором роде я кухарка сейчас, пенсионерка, поэтому кухарка. И я считаю, что на самом деле самая главная проблема нашего государства – это коррупция, причем, прежде всего коррупция вышестоящих эшелонов. Есть такое выражение - "рыба гниет с головы". При этом я говорю, что высшие эшелоны – это и депутатский корпус, и чиновники на самых разных уровнях власти и так далее. В связи с этим я бы хотела сказать, что мои предложения, для того чтобы победить коррупцию… Не победить. Конечно, ее никогда не победишь. Но каким-то образом снизить. И отсюда уже потом, если эти вопросы будут решены, тогда с экономикой будет легче разобраться. Первое – это все-таки разработать и принять закон об отзыве депутатов. Все дают обещания и ничего не выполняют. А народ, который как будто бы их выбирает, совершенно здесь бесправен. Второе – ввести все-таки прогрессивное налогообложение, начиная с 500 000 рублей в месяц. То есть индивидуальный доход 500 000 и прогрессивное налогообложение. Запретить работу в государственных финансовых структурах, вернее, в структурах, где есть государственное участие, на платной и самое главное – бесплатной основе, всех госслужащих и депутатов и их родственников хотя бы до третьего колена. Константин Чуриков: Это, опять-таки, чтобы эту коррупцию не победить, но уменьшить, как вы говорите. Спасибо. Зритель: Конечно. Потому что коррупция бессмертна. А если ее будет меньше, тогда и легче будет на самом деле решать вопросы экономики. Константин Чуриков: Спасибо, Зося. Оксана Галькевич: Конструктивное изложение, предложение. Константин Чуриков: Прогрессивная шкала налога. Вот вы приходите к условному государству, даете эти предложения. Нельзя приходить к руководству с проблемой. Надо приходить с каким-то решением и сказать: "Мы вам на самом деле денег принесли". Прогрессивная шкала налогов могла бы помочь? Сергей Катырин: Не думаю, что она решит все проблемы. И я бы к этой проблеме подходил осторожно. В 25 наших предложениях она не присутствует. Потому что разные точки у наших коллег на этот счет. Не факт, что она повысит налогособираемость. Поэтому тут надо просчитывать, с какого рубежа можно и нужно повышать налоги. На мой взгляд, это вполне реальная вещь. Нужно только посмотреть, чтобы наоборот не снизили собираемость этого налога. Потому что сегодня, вот тогда, когда ввели плоскую шкалу в 13%, собираемость налога как раз достаточно серьезно повысилась. Сегодня она на приличном уровне. По крайней мере, налоговая служба говорит об этом. У нас большая проблема с точки зрения этого и социальных налогов, и всего остального содержания – у нас выросла за эти годы огромная армия так называемых самозанятых. Люди, которые самостоятельно занимаются каким-то бизнесом или оказывают какие-то услуги, содержат себя, семью. Не факт, что они даже развивают какой-то бизнес, а просто они, для того чтобы прокормить себя и свою семью, кто-то занимается ремонтом в гаражах, кто-то торты печет и продает, и так далее. Но это достаточно серьезная армия, которой тоже предоставляются медицинские услуги государством, их тоже государство охраняет и так далее. Но они никаких налогов никому не платят. Константин Чуриков: У нас всего-ничего времени. О каких важных шагах вы еще не рассказали нам, зрителям и всем? Что еще важного в этих предложениях? Сергей Катырин: С точки зрения развития бизнеса нам представляется очень серьезным, чтобы налоги несли на себе не только фискальную нагрузку, но и стимулирующие нагрузку. То есть чтобы у нас появилась инвестиционная льгота на то, что инвестируется в развитие, то, что приобретение новых технологий, нового оборудования. Мы предложили до 50% стоимости того, что приобретено, освобождать от налога на прибыль. Поэтому вторая часть (на наш взгляд, важная) – это разобраться в налогах и льготах. У нас по налогу на прибыль, по-моему, существует 100 льгот, по налогу на НДС – 50 льгот. Какие из них работают, какие не работают, пока никто не анализирует. Потому что статистики никакой нету. И, на наш взгляд, здесь было бы неплохо разобраться. Еще один, на наш взгляд, важный вопрос – это наши институты развития. Счетная палата их насчитала 35. Мы сколько ни пытались и хором, и поодиночке считать – там больше 10-15 насчитать не смогли. Надо понять, что это за институты, для чего они существуют и кого они развивают. Константин Чуриков: Все эти предложения, "25 шагов к новой экономике", уже в правительстве. Оксана Галькевич: Удачи вам в вашей программе. Константин Чуриков: В мае этого года их должен уже рассмотреть президент страны и выбрать лучшие предложения. Оксана Галькевич: Спасибо, друзья, всем, кто принимал участие в этой беседе. Программа "Отражение" через несколько минут к вам вернется. Спасибо.