Тамара Шорникова: И вот какие новости, на этот раз от Роспотребнадзора. Ведомство предлагает продлить антиковидные меры в школах до 2022 года. Это значит, что еще год как минимум дети будут проводить большую часть учебного времени в одном кабинете. Мероприятия с другими классами останутся под запретом. Иван Князев: При этом вопрос о переводе школьников на дистанционное обучение останется в ведении регионов. Как вам такая новость, друзья? Звоните, высказывайте свое мнение. Устали уже от дистанционки вы и ваши дети? Тамара Шорникова: Кстати, вместе со школами такие же меры рекомендуют продлить и в детских садах, и в детских лагерях, поэтому родители, у которых дети абсолютно любого возраста, звоните и высказывайте свое мнение. И экспертов подключаем. Иван Князев: Михаил Кушнир выходит на прямую связь со студией по телефону, член правления Лиги образования. Здравствуйте, Михаил Эдуардович. Михаил Кушнир: Здравствуйте. Иван Князев: Школы готовы у нас к тому, что придется еще больше года сидеть на дистанционке? Ко всем этим мерам приноровились уже? Тамара Шорникова: Ну, необходимо на дистанционке, но в любом случае абсолютно по-другому сейчас выстроен учебный процесс. Михаил Кушнир: Ваш вопрос довольно непростой, в нем много слоев. Все зависит от того, как вести. В общем-то, многие неудовольствия связаны прежде всего с тем, что те способы, которыми ведут занятия в дистанционной форме, в общем-то, они не совсем адекватные. И в значительной мере неудовольствие связано именно с этим. В той части, насколько школы действительно умеют вести их правильно – большой вопрос. Иван Князев: А что вы имеете в виду? Почему неадекватные? Михаил Кушнир: Ну, прежде всего потому, что просто привычную форму работы в классе слепо перенесли в Сеть, а там работает все совершенно иначе, не так. Поэтому довольно странно обсуждать то, как оно хорошо идет. У нас сейчас закончилась только что стратегическая сессия с директорами школ. Это аудитория такая довольно непростая. И мы очень сильно переживали, потому что программа-то предполагала стратегическую сессию в очном формате. В общем, все привыкли к такого рода работе в очном формате. А мы вынуждены были в связи с этими условиями перевести в дистант. В общем-то, все были приятно удивлены, что те, кто хочет работать, в результате оказались даже еще более довольными. Это не совсем честно, потому что получаются размытые пространственно-временные рамки между работой. И те, кто увлечен, он больше уделяет внимания работе, чем дому. Но зато те, которые меньше увлечены работой, они как раз больше увлечены домом, и «дезертиров» оказывается тоже больше. Так что мы лично убедились в том, что для тех, кто хочет, для них дистант скорее в помощь и иногда получается даже более эффективным, чем всякие неприятности. Так что главный вопрос заключается в том, чтобы школа научилась адекватно работать в дистанционном режиме. Тамара Шорникова: Михаил Эдуардович, как вам кажется, не повлияет ли такой длительный период непонятного обучения как минимум на качество образования? Потому что сейчас многие родители жалуются, что в основном одни тесты, тесты, тесты… Что там кто проходит – непонятно. Это родители. Просто пересказываю разговор с Ваней поутру. У родителей-то работы точно прибавилось, да. А вот какой в итоге базис получат дети – непонятно. Иван Князев: Знания. Михаил Кушнир: Ну, для меня словосочетание «качество образования» – как красная тряпка. Что считать качеством образования? Если почитать внимательно закон «Об образовании», то там очень двусмысленное понятие качества. Это скорее похоже на заклинание сказочное «трах-тибидох», а содержание ведь для каждого свое, результат образования у каждого свой. И я бы скорее обратил внимание на то, что в законе – и в Конституции, и в Семейном кодексе, и в законе «Об образовании» – четко сказано, что за образование отвечают родители. А мы привыкли к тому, что за все отвечает школа. В значительной мере всякие эти претензии, наверное, связаны именно с тем, что родители не осознают, что они отвечают за это. Иван Князев: Михаил Эдуардович, вот маленький пример. Сказка «Черная курица», пятый класс, литература. Мы с дочкой решали. Есть тест по этому произведению. Ни одного вопроса: «Для чего? Какая идея у этого произведения? Чему оно учит?» Сплошные тесты, вопросы: «Сколько люстр висело в гостиной? Сколько подсвечников стояло?» Вот зачем это моему ребенку – я не знаю. Михаил Кушнир: Ну, вы знаете, тут же к этому можно двояко относиться. Я считаю, что все эти карантинные меры являются очень хорошей встряской для школы. Ведь мы 35 лет пытаемся внедрить компьютеры в школу, и до сих пор все это происходило крайне неэффективно. То есть оно было эффективно для тех, кто поставлял оборудование и программное обеспечение, все деньги шли туда. А вот в образовании фактически ничего принципиально не менялось. И этот карантин заставил ситуацию встряхнуть. И все эти негативы, которые идут, я надеюсь, все-таки заставят повернуть школу к тем проблемам, которые сейчас назрели, и назрели довольно давно, ведь реформы с 84-го года идут. Я надеюсь, что вот такая встряска поможет сделать образование действительно лучшим, существенно его изменить. И ваши вопросы, совершенно справедливые, будут решаться по-другому. Иван Князев: Михаил Эдуардович, вот что еще беспокоит. Школа – это ведь не только знания. Школа нас жизни учила вообще. То, что массовые мероприятия в школах отменены – как это скажется? Тамара Шорникова: Отсутствует нормальная возможность пообщаться с параллелями. Иван Князев: Конечно. Социализации нет. Михаил Кушнир: Ну, социализация – это умение удерживать социальные роли, понимать другие и взаимодействовать с ними. В этом смысле «цифра» – только благо, потому что она дала нам возможность новых коммуникаций. Поэтому для социализации в тех условиях, в которых мы живем, это все нормально. Я полностью разделяю огорчение, что мы теряем контакт. Но если условия таковы, что мы не можем их реализовывать, то «цифра» нам помогает и социализироваться, и общаться, и развиваться в тех условиях, в которых мы живем. Иван Князев: Спасибо. Тамара Шорникова: Спасибо. Михаил Кушнир, член правления Лиги образования. Пишут нам телезрители. Пока основные комментарии – люди недовольно и переживают, как что будет. Самарская область: «Главное – безопасность, а ОГЭ нужно отменить. Это головная быль будет». Краснодарский край: «Новости некуда». Пензенская область: «Ни в коем случае не нужны дистанционные уроки. Внук учится в первом классе, не понимает уроки. Лучше оставить так, как было». Давайте послушаем телефонный звонок. Сергей, Москва. Здравствуйте. Зритель: Добрый день. Иван Князев: Слушаем ваше мнение, Сергей. Зритель: Дистанционное образование, я считаю, дает очень негативный эффект для школьников. Во-первых, сидят очень много за компьютером. Тех знаний, которые они получали очно, они не получают. Неужели не было сделать для старшеклассников вот сейчас в Москве: три дня они учатся нормально, в школу ходят, а два – на дистанционке. Прогноз, статистика показывает, что школьники не дают какого-то огромного прироста больных COVID. И люди будут хотя отвлекаться. Сейчас сколько людей… Вот у меня соседи, два школьника, девятый класс. Они уже на компьютер смотрят, как на врага. Устают. С утра до вечера. А потом еще домашка. И половину не понимают. Вот почему бы не сделано комбинированно? Я, конечно, не специалист в этом вопросе, но это, я думаю, было бы правильно. И за три дня бы то, что они не успели выучить на дистанционке, за три преподаватель им все донес бы. Школьники у нас умные, они все прекрасно понимают. Тамара Шорникова: Ну, в общем, рабочая схема, наверное. Иван Князев: Спасибо. Как, кстати, отражаются вообще все нынешние реалии на здоровье наших детей? Спросим у нашего следующего эксперта. Тамара Шорникова: Сергей Длин, врач-невролог, остеопат. Здравствуйте, Сергей Владимирович. Сергей Длин: Здравствуйте. Иван Князев: Сергей Владимирович, ну прямой вопрос: как на здоровье школьников это скажется? Я, конечно, очень рад, что мой ребенок будет все знать и решит тест о прыжках в длину. Но то, что она сама никогда не прыгала – это очень плохо, по моему мнению. Как вы считаете? Сергей Длин: Если говорить о том, что школьников перевели на дистанционное обучение, то при текущих цифрах, которые показывают суточный рост, конечно, это сейчас сделано правильно, потому что… Ну, младшие классы учатся все-таки очно в данный момент. И сделано это потому, что они фактически либо не подвержены такому активному заболеванию коронавирусной инфекцией, либо переносят достаточно легко. То есть среди детей, собственно говоря, тяжелых случаев фактически не выявлено. А что касается старших классов, то, конечно, они сейчас на дистанционном обучении. Продление до 2022 года требований выполнения, скажем так, профилактики коронавирусной инфекции – это, скорее всего, тоже правильный шаг, потому что текущая ситуация показывает, что цифры будут и дальше расти, продолжится рост в декабре, в январе, скорее всего. И на год вперед уже многие страны запланировали определенную, скажем так, профилактику, потому что вакцинация только-только будет осуществляться со следующего года. Тамара Шорникова: Сергей Владимирович, может быть, дадите сейчас коротко советы для родителей, потому что… Ну, два пункта. Первое: ребенок действительно почти весь день сейчас вынужден сидеть за компьютером, сначала делать уроки, а потом домашку и так далее. Это первое. И второе: если у кого-то остались очные занятия в школе, то это в любом случае дети заперты практически весь день в одном классе, нельзя выходить в коридор, нельзя общаться с другими классами тогда. Очень много сидя проводит ребенок времени. Что можно посоветовать родителям? Как эту ситуацию, я не знаю, обернуть во благо, что называется, и не допустить проблем со здоровьем? Сергей Длин: Дети – это все-таки активные люди. И очень хорошо, если у них присутствуют хотя бы какие-то физические упражнения. Если это классы, то регулярно раз в 30–40 минут… Знаете, как раньше было: «Наши пальчики писали». То есть обязательно должна быть какая-то физическая активность у них. Если брать, например, по моему опыту, по моим детям, то у меня дети занимаются в каких-то гимнастических школах. То есть мы стараемся, чтобы они все-таки двигались. Это первое. Второе. Да, действительно очень много ограничений, социальные контакты тоже ограничены, поэтому прогулки, с детьми нужно гулять обязательно. Если нельзя выпустить одних погулять, то ходить хотя бы с ними, чтобы они дышали воздухом. То есть сейчас такой период, он будет длиться примерно около полугода, когда просто нужно набраться терпения и немножечко помочь детям пройти этот период. Иван Князев: Но ведь не всех заставишь двигаться. Хорошо, COVID не заболеют. А какие болячки другие тогда получим? Сергей Длин: Гиподинамия – конечно, очень большой враг для любого человека. И это будет сказываться на общем состоянии. Потому что когда мы двигаемся, мы создаем определенное движение крови, то есть у нас наши органы и системы очень хорошо наполняются кровью, туда идут питательные вещества, работает хорошо микроциркуляция. То есть движение создает определенную динамику в жизни. Гиподинамия – она, конечно же, отрицательно сказывается как на детях, так и на взрослых. Причем на взрослых, конечно, гораздо сильнее. Поэтому большая, самая большая опасность – это то, что мы сейчас много сидим, проводим время у компьютера, мало двигаемся. Как говорится, эту проблему и нужно в первую очередь решать. Тамара Шорникова: Сергей Владимирович, ну и коротко. К вам много сейчас приходят взрослых с нервным тиком? И как им помогаете? Как разгрузиться в этой сложной жизни сейчас? Иван Князев: С детьми все понятно, ладно. А что со взрослыми? Сергей Длин: Да, действительно, сейчас… И вообще в осенний период уровень тревоги у людей очень поднялся. Есть понятие среди психотерапевтов «уровень тревожности». Это создает определенный процесс напряжения в организме, которое переходит из психосоматических в телесные проблемы, потому что у нас реагируют и гормональная система, и эндокринная система, и реагирует сердечно-сосудистая система, реагирует опорно-двигательный аппарат. И очень много людей, особенно после первого локдауна, когда сидели дома, получили серьезные проблемы со здоровьем, связанные как раз с этими системами. Очень много людей страдало от проблем со спиной, с опорно-двигательной системой, с суставами. Просто колоссальное количество, потому что сидели дома и не выходили люди. И пожилые люди особенно сильно страдали, потому что для них вот эта гиподинамия, сидеть без движения – это равносильно смерти. Иван Князев: Понятно. Тамара Шорникова: Тут универсальны тоже прогулки и зарядка? Сергей Длин: Здесь универсально… Советы. Первое и очень важное – прогулка перед сном. Второе – это хороший и полноценный сон, чтобы он был примерно семь часов. Прием витаминов. Сейчас, наверное, это ни для кого не секрет. Это витамины группы D, это магний, цинк, селен. Это полезные микроэлементы, которые помогут иммунной нашей, психической, ну, психосоматической системе. Конечно, это хотя бы элементарные упражнения, которые можно делать дома. Можно брать ту же йогу в YouTube. Тамара Шорникова: Спасибо. Иван Князев: Спасибо вам большое. Просто еще немного итоговых тестов – и в конце четверти мне нужно будет в санаторий отправлять. Сергей Длин был с нами на связи, врач-невролог, остеопат. Тамара Шорникова: А сейчас – звонок от телезрителя. Здравствуйте. Наталья из Санкт-Петербурга дозвонилась к нам. Зритель: Да, здравствуйте. Я по поводу дистанционного обучения. Я все-таки считаю, что это неправильно. Во-первых, дети устают. Во-вторых, они слепнут. Нельзя столько сидеть у экранов! Понимаете? В-третьих, какая нагрузка на родителей? Родители же все работают. Когда им с ними? Они говорят: «Вы должны понимать, что это должны родители, что это отвечают они». Да, мы отвечаем за своих детей, понятное дело. Но не в таком же степени, что мы должны учить теперь дома. Когда учить-то? У нас падает… Вот я в советское время я училась. Так нас там учили. За нас отвечали действительно учителя, не родители. Ну как же так можно, скажите? Это наши дети учатся. Хотят полностью перевести на дистанционку, да? Но почему-то дети элиты… Да, они платят. Но у нас нет таких денег. У нас вообще по Конституции обучение бесплатное. Иван Князев: Наталья, понятно, поняли мы вашу мысль. Кстати, с вашим мнением соглашаются многие наши телезрители, причем из разных регионов. Из Московской области тоже подтверждают: «Мы плодим слепых детей». Из Приморского края соглашаются: «Если за образование отвечают родители, то в чем тогда функция школы?» Тамара Шорникова: И вот крик души из Краснодарского края (видимо, тоже от утомленного родителя): «Иностранные языки – только по желанию!» Следующая тема.