Школа начинающих фокусников с Николаем Фомушиным

Гости
Николай Фомушин
иллюзионист, член Экспертного совета Премии им. Гарри Гудини

Ольга Арсланова: Некоторые фокусы, может быть, тоже эпидемии быстрее пройти.

Петр Кузнецов: Барабанную установку не обещаем. Самое главное, чтобы дети с родителями прямо сейчас у экрана собрались, потому что эта рубрика создана специально для вас, для тех, кто уже не знает, чем заняться на самоизоляции. Зато мы знаем. И сегодня мы хотим продолжить. Потому что это целый цикл.

Сегодня мы будем продолжать знакомить вас с фокусами. Николай Фомушин нам помогает как всегда. Иллюзионист. Он с нами на прямой связи. Давайте его все вместе поприветствуем.

Ольга Арсланова: Здравствуйте.

Петр Кузнецов: Здравствуйте, Николай.

Ольга Арсланова: Наш уже постоянный гость рубрики «Один дома». Приветствуем вас, Николай.

Николай Фомушин: Здравствуйте, Ольга и Петр. Здравствуйте, телезрители.

Ольга Арсланова: У нас как всегда вопрос к вам первый простой: самый простой фокус для ребенка. Потому что в первую очередь рубрика для родителей с детьми.

Николай Фомушин: Конечно. То, что я показываю – это в принципе все достаточно просто. Но необходимо, конечно, тренироваться. Это очень важное правило. Потренироваться перед зеркалом. Потом уже показывать родителям и друзьям. Самый простой фокус.

Я могу сейчас сразу привести пример и потом перейти к более сложным вещам каким-то.

Ольга Арсланова: Давайте, конечно. От простого к сложному.

Николай Фомушин: Да. Смотрите. Идет задержка, но я постараюсь все это нивелировать. У меня есть зубочистка. Я надеюсь, что все видно. Обычная зубочистка. Сейчас мы будем делать стандартный фокус, который делают любые иллюзионисты, и при этом самый невероятный – исчезновение. Просто берем эту зубочистку. Я сейчас поднесу руки ближе к экрану, чтобы вам было видно.

Смотрите внимательно на зубочистку. Раз, два, три. Зубочистка исчезает. Мало заставить ее исчезнуть. Ее нужно заставить появиться прямо из воздуха.

Ольга Арсланова: Ого, ничего себе!

Николай Фомушин: И тут же, конечно, мы можем отдать ее на проверку.

Ольга Арсланова: Николай, это вы называете простым фокусом?

Николай Фомушин: Вы знаете, это невероятно эффектный, классный фокус, но, тем не менее, его сможет повторить ребенок, родитель без всяких проблем.

Ольга Арсланова: Давайте научим, как это сделать.

Николай Фомушин: Рассказываю. Ольга, а у вас есть идея, как это было сделано?

Ольга Арсланова: Мне показалось в первый момент, что вы выбросили куда-то зубочистку?

Николай Фомушин: А как же я тогда ее вернул?

Ольга Арсланова: Вопрос. Это другая…

Петр Кузнецов: Ольга на тот момент не знала, что вы ее вернете.

Ольга Арсланова: У вас две зубочистки.

Николай Фомушин: Кстати, фокусы дважды не показывают. Но я показываю, потому что расскажу. Может быть, вы сейчас поймете. Раз, два, три. И снова – оп. И достаем из воздуха. И показываем.

Ольга Арсланова: Нет, это волшебство.

Петр Кузнецов: Не-не-не-не. У нас нет версий.

Ольга Арсланова: Волшебство.

Петр Кузнецов: Я бы мог подумать про невидимую нить. Но, судя по тому, что вы вокруг зубочистки обводите всячески, вряд ли она там присутствует.

Николай Фомушин: Все максимально просто. Вообще я сейчас скажу очень серьезный секрет многих фокусов без комментариев. Вы не представляете, сколько много фокусов делается с помощью скотча. И этот фокус – не исключение. У нас есть зубочистка. Зубочистка абсолютно обычная. И я акцентирую на это внимание. На чем я не акцентирую внимание? Это на том, что у меня… Сейчас я поднесу ближе. На большом ногте…

Петр Кузнецов: Да, видно, чуть-чуть выдается.

Ольга Арсланова: Двойной скотч?

Николай Фомушин: Налеплен скотч. Просто кусочек обычного скотча мы наклеиваем. Сейчас я прям покажу.

Ольга Арсланова: То есть он уже не двойной? Это обычный скотч.

Николай Фомушин: Это абсолютно обычный скотч. Когда мы готовимся… Вот с этой штукой можно ходить долго. Я ждал эфира. Я полчаса с ней проходил. У нас получается вот такая конструкция.

Петр Кузнецов: Ну.

Николай Фомушин: И теперь смотрите внимательно, что происходит. Весь секрет строится вот на чем. Я на самом деле не держу зубочистку. Она у меня приклеена. Я сейчас так разверну, чтобы вам было видно. Взгляд со спины. Сейчас на черном фоне. Раскрываю. Раз, два, три. Видите, она у меня остается?

Ольга Арсланова: Да, точно.

Николай Фомушин: Оп, достаю. Теперь спереди что происходит? Я показываю зубочистку, но никому не показываю этот палец. Это важно. Я все время держу руку как-то вот так, вот так.

Петр Кузнецов: Теперь это понятно.

Николай Фомушин: Смотрите, нормальный человек (не фокусник) возьмет в руку ее вот так. А я создаю иллюзию этого. Я на самом деле сгибаю палец вот так. Вставляю в этот карманчик. Все, она держится. Тем не менее, я все равно делаю вид, что я ее держу. Я делаю вторую руку так же, как будет первая. Говорю «раз, два, три». И она исчезает. Смотрите, даже сейчас я видел, что был кусочек виден. Но если человек не знает, он никогда не увидит, потому что все это делается в движении.

Долго стоять так нельзя, потому что человек может схватить за руку или что-то. Поэтому нам нужно точно так же быстро достать. Ее можно достать из-за уха. Но я предпочитаю просто из воздуха. Берем и делаем то же самое. Медленно вот, что происходит. Раз… Я просто возвращаю ее на место.

Петр Кузнецов: Ага, это замедленная съемка. Теперь все понятно.

Николай Фомушин: Быстро так делаю. Раз, два, три – она исчезла. Раз, два, три – появилась.

Ольга Арсланова: Здорово.

Петр Кузнецов: Главное – попасть в этот кармашек.

Николай Фомушин: Да. И какую ошибку делают почти все? Это сразу рассекретит все. Если мы делаем вот так, многие что делают? Начинают смотреть сюда. Видите, у меня глаза стрельнули. Зритель смотрит туда же, куда смотрите вы. Поэтому это может раскрыть.

Петр Кузнецов: Поэтому куда-нибудь в небо, чтобы человек напротив тоже продолжал где-то искать ее в воздухе, эту зубочистку.

Николай Фомушин: Конечно. Два раза делать не надо. Один раз показали – и тут же отдаем зрителю эту зубочистку, потому что в ней секрета нет. А сами аккуратно можем просто скатать этот кусочек и выкинуть.

Петр Кузнецов: Вот теперь мы видим, что это правда на самом деле элементарный и простой: скотч и зубочистка.

Ольга Арсланова: Сколько нужно тренироваться? Сколько времени уходит на тренировку, чтобы получалось легко и непринужденно?

Николай Фомушин: Такой фокус… я его делаю. Это очень хорошо в каком-нибудь ресторане показать, где есть зубочистки. То есть взяли зубочистку. Зритель думает, что это экспромт.

Петр Кузнецов: В ресторане! Ну спасибо! Мы уже забыли, что это такое.

Николай Фомушин: Дома – с помощью зубочисток из доставки. Вы знаете, простой фокус. Его можно освоить буквально за 5 минут, потренироваться. Но, конечно, когда показывают зрителям, возникает какое-то волнение. И если вы задали такой вопрос, я вам хочу показать сейчас фокус, на репетицию, тренировку которого у меня ушло без преувеличения больше полугода.

Ольга Арсланова: Ничего себе!

Петр Кузнецов: Это вы уже к другому сейчас подводите?

Николай Фомушин: Я хотел вам сейчас просто дать такой момент, что фокус – это всегда головоломка. Это очень важно понимать. У вас есть ручки или карандаши?

Ольга Арсланова: А полгода у нас есть? Может, посидим еще, полгода поучимся.

Петр Кузнецов: На карантине.

Николай Фомушин: Покажите, Ольга, Петр, чтобы телезрители меня видели. Какая задача? У нас есть карандаш, ручка – это неважно. Что нужно сделать? Мы берем вот так карандашик. И нужно быстро перевести его вниз.

Петр Кузнецов: Подождите. Я тоже карандаш лучше возьму. Мне кажется, карандашом… А еще раз можете показать?

Николай Фомушин: Да, конечно. Я могу просто вернуть наверх.

Ольга Арсланова: Ага. А дальше?

Николай Фомушин: А вы попробуйте повторить.

Петр Кузнецов: Еще раз. Я просто менял ручку на карандаш в это время.

Ольга Арсланова: Нужно, чтобы большие пальцы были внизу, верно?

Николай Фомушин: Да, большие пальцы должны оказаться внизу.

Ольга Арсланова: Как-то так. А надо сделать быстро?

Николай Фомушин: Вы перевернули просто, Петр, да?

Петр Кузнецов: Ну, да. Если б у меня был скотч, причем, шотландский, я бы быстро повторил.

Николай Фомушин: Смотрите. Получилось, да?

Ольга Арсланова: Да, есть такое. А, действительно сложно.

Петр Кузнецов: Вы знаете, Николай, я просто боюсь сломать карандаш почему-то. Я чувствую, что я сейчас сделаю это движение – у меня он просто хрустнет.

Николай Фомушин: Петр, а вы в прошлый раз этот карандаш приняли за свечку. Представляете, если бы сейчас свечка была, как было бы опасно?

Петр Кузнецов: Да. Спасибо, что помните.

Николай Фомушин: Я что хотел сказать? Это очень простая головоломка, которую легко разгадать и легко повторить. Но, тем не менее, в ступор можно поставить взрослого человека. Все пытаются как-то перекрутить пальцы. Это невозможно. Нужно перекручивать карандаш. Смотрите, у меня здесь стерочка сейчас. Что я делаю? Я сейчас покажу быстро, потом медленно верну. Видите, она на другом месте уже?

Петр Кузнецов: А, вы…

Николай Фомушин: А делаю я это очень просто. Я скрещиваю пальцы. И она просто естественно перекручивается.

Ольга Арсланова: Ага, все понятно.

Николай Фомушин: Понимаете, это простая… Вообще любой фокус – это головоломка. Она может быть простая, она может быть сложной. И я вам хочу сейчас…

Петр Кузнецов: Не, я тупенький. У меня не получается даже.

Ольга Арсланова: Надо скрестить пальцы. Хоп.

Петр Кузнецов: Вот, классно.

Ольга Арсланова: Получилось. Ура!

Николай Фомушин: Потрясающе, Ольга. Вы молодец. Итак, смотрите. Это один простой предмет, одно простое движение. И то достаточно сложно сходу это сделать. Сейчас я покажу то, чему я посвятил полгода. И в принципе я не буду рассказывать. В этом нет смысла, как это делается. Но попробуем вместе это разбирать. У меня есть кубик Рубика.

Ольга Арсланова: Слушайте, у меня уйдет полгода, чтобы его собрать.

Николай Фомушин: Да. В принципе уже очень сложно его даже просто собрать. Потому что существует 43 квинтиллиона вариантов.

Петр Кузнецов: Николай, извините, пожалуйста. У нас же все-таки много детей перед экранами. Когда я был маленький, я знаете, как его собирал?

Николай Фомушин: Вы переклеивали наклеечки?

Петр Кузнецов: Да.

Ольга Арсланова: Это жульничество.

Петр Кузнецов: Я понимаю, что не я это открыл.

Николай Фомушин: Это хороший способ. Но есть способ получше. Я сейчас попрошу показать меня. У меня есть пакет. Вы его будете видеть. Все, что я делаю – я опускаю кубик в пакет, щелкаю пальцами. Все. И тут же достаю полностью собранный кубик.

Ольга Арсланова: У вас же там он лежал.

Николай Фомушин: Нет. Я могу даже перевернуть. Смотрите.

Ольга Арсланова: Да, да, там пальцами придерживаете.

Николай Фомушин: Ольга, вот вам хочется разгадывать. Но вы абсолютно правы.

Петр Кузнецов: И на это у вас полгода ушло?

Николай Фомушин: Смотрите, здесь действительно есть кубик. Покажите, пожалуйста, меня сейчас, чтоб всем было видно. Но дело в том, что этот кубик тоже собранный.

Петр Кузнецов: Покажите нормально! Хорошо.

Ольга Арсланова: Класс. Николай, беру свои слова обратно.

Петр Кузнецов: Николай, а можете второй покрутить во все стороны?

Николай Фомушин: Конечно, любой.

Петр Кузнецов: Точно все, да?

Николай Фомушин: Я хотел показать то, что в принципе происходит в пакете.

Ольга Арсланова: Так.

Николай Фомушин: Показываю. Пакет я уже выкинул. Сейчас сделаю то же самое. Я просто перекручу кубик. И теперь я постараюсь, чтоб было видно. Самое главное, сейчас не уводите меня из кадра и не моргайте. То, что происходит в пакете: раз, два, три.

Петр Кузнецов: Типа двойное дно, что ли?

Ольга Арсланова: Волшебство.

Николай Фомушин: Более того, я показывал похожий фокус без дополнения в новогоднем прямом эфире. И кубики крутили. Кубики можно полностью проверить.

Ольга Арсланова: А можно секрет?

Николай Фомушин: Вы знаете, в чем проблема? Даже если я покажу и расскажу секрет, вы не сможете повторить, потому что у меня с опытом ушло больше полугода на этот фокус.

Петр Кузнецов: Но все равно. Чисто технически…

Ольга Арсланова: Это ловкость рук? Намекните.

Николай Фомушин: Ольга, вы в тот раз сказали, что эти фокусы легко разгадать. Поэтому я решил немножко из своего рабочего репертуара добавить.

Ольга Арсланова: Это очень здорово.

Петр Кузнецов: Здорово, что мы друг друга мотивируем, правда? Сейчас Ольга еще что-нибудь поставит под сомнение.

Ольга Арсланова: Это очень круто. Здорово.

Николай Фомушин: Замечательно. И, знаете, в предыдущей программе были другие ведущие. Но позвонил мальчик и спросил…

Петр Кузнецов: И попросил нас вернуть. И вот мы здесь. Мальчик, спасибо тебе огромное. Даня Кузнецов, наверное, звонил.

Николай Фомушин: Он спросил: «А можно ли показывать какие-то фокусы со спичками?» Фокусы со спичками показывать не надо. Зачем нам это нужно? Но я покажу фокус с коробком. Даже две. Смотрите, у нас есть еще минут 5. Коробок. В нем есть спички. Я думаю, что вы даже слышите, как они гремят. Смотрите, что я сделаю. Во-первых, это будет некий телекинез. Я переворачиваю медленно. И спички не выпадают. Но стоит мне щелкнуть пальцами – они тут же выпали.

Ольга Арсланова: Так. Там какое-то, видимо, сжатие правильное, да, у вас?

Николай Фомушин: Жалко, у вас нет коробков спичек. Вы бы проверили. Более того, если бы вы находились здесь, я специально постарался, чтобы все выпало вот так. Все можно проверить. Все можно изучить, попробовать повторить – и у вас не получится.

Ольга Арсланова: Понятно.

Петр Кузнецов: Ребят, а у вас есть спички? Может быть, мы как раз… Если это важно? Нет, ни у кого случайно?

Ольга Арсланова: У всех зажигалки.

Николай Фомушин: Я сразу быстро рассказываю этот фокус и показываю еще один, уже с коробком. Потому что спички нам не нужны. Итак, чем хорош этот фокус с точки зрения такой красивой логики? Секрет фокуса исчезает в тот момент, когда все это выпадает? И уже нет никаких шансов его разгадать.

Ольга Арсланова: Так.

Николай Фомушин: Вы знаете, даже я, зная, что мне нужно найти, не могу это найти. У меня есть среди всех этих спичек одна спичка. Я сейчас ее покажу. Она подрезана буквально на 4-5 мм.

Петр Кузнецов: Та, которая упирается, в распор встает, да?

Николай Фомушин: Да. Она должна быть ровно по ширине коробка. Тем не менее, не должна зажиматься. То есть мы ее придерживаем пальцами. Я сейчас не буду собирать, потому что у нас мало времени. Но когда мы складываем спички (я сейчас несколько положу), смотрите, что у нас происходит. У нас здесь идет этот стопор. Вот так.

Ольга Арсланова: То есть она сверху.

Николай Фомушин: Наоборот, чтобы мы могли вытащить спички из коробка, достаточно вот так… И показать.

Ольга Арсланова: Ага, понятно.

Николай Фомушин: Очень важно показать, что они ходят, они громыхают. Можно спичку достать оттуда.

Ольга Арсланова: И чтобы никто не заметил ваш секрет.

Николай Фомушин: Но как только я достаю коробок, как бы спичка чуть-чуть лежит поперечно. И я ее сжимаю.

Петр Кузнецов: Чуть-чуть, да.

Николай Фомушин: Чуть-чуть. Но когда я переворачиваю, стоит мне ослабить нажатие, под весом спичек они все выпадают. Она выпадает, и все падает. И здесь получается куча, где уже нельзя найти эту короткую спичку. Я даже для скорости ее пометил точечками. И то было сложно найти.

Петр Кузнецов: У нас остается две минуты. Николай, еще успеем что-то исполнить?

Николай Фомушин: Я хотел телезрителям показать фокус. Но у нас звонка нет. Поэтому давайте я покажу вам еще один фокус. Вы мне скажите, если я вдруг не успею его показать. Нам нужен коробок. Он обычный. Все можно проверить. Только что мы его использовали.

И я сейчас встану, чтобы было чуть-чуть лучше видно. Смотрите. Мы сейчас будем пытаться его чуть-чуть подмагнитить. Видите, чуть-чуть оставить его следом за пальцем. Сейчас я пытаюсь развернуть. Я просто не понимаю, чтоб лучше это было видно.

Опять же, если я подниму палец высоко, то вот это магнитное натяжение, магнетизм пропадет, и он упадет.

Петр Кузнецов: А можете еще раз сделать?

Николай Фомушин: Вы уже прям подошли так близко, Петр?

Петр Кузнецов: Ну да.

Николай Фомушин: Я представляю, чтоб вы со мной сделали, если бы это было прям в студии.

Петр Кузнецов: Да не бойтесь!

Николай Фомушин: Кстати, фокус дважды не показывают. Это очень важно понимать. А у вас уже есть какая-то догадка?

Петр Кузнецов: Как раз, даже если она у меня есть, я не буду говорить, потому что… Видите, она у вас даже второй раз получилась сильнее.

Ольга Арсланова: Николай, давайте, как сделаем.

Петр Кузнецов: Да. Мы как раз и догадки не хотим свои высказывать. Мы хотим просто нашим маленьким телезрителям дать задание и прислать нам варианты, как, вам кажется, это произошло. И через неделю на этом же месте с Николаем мы встретимся и зачитаем разнообразные версии.

Ольга Арсланова: Договорились?

Николай Фомушин: Я покажу и научу, как делать этот фокус.

Петр Кузнецов: Спасибо. И как раз будет продолжение. Спасибо вам огромное.

Николай Фомушин: Спасибо вам.

Ольга Арсланова: До встречи. Это была рубрика «Один дома».

Продолжаем разучивать фокусы в рубрике «Один дома»