«Разбюрократить» школу

Гости
Людмила Дудова
председатель Координационного совета Общероссийской ассоциации учителей литературы и русского языка
Екатерина Морозова
кандидат педагогических наук, председатель Единой независимой ассоциации педагогов Москвы, эксперт Московского центра качества образования

Константин Чуриков: Ну вот прошла неделя после Дня учителя, в канун праздника президент дал поручение Министерству просвещения снизить объем бумажной работы у педагогов, кстати, и школьникам тоже помочь, чтобы у них не было много контрольных.

Оксана Галькевич: Ну, судя по тому, что президент отдает такие распоряжения, это получается, что накопилась действительно какая-то существенная масса недовольства и об этом стало известно уже самому высшему руководству страны, у нас часто так бывает.

Константин Чуриков: Ну да. И профильное ведомство уже приступило к выполнению поручения. В регионы были направлены рекомендации о снижении нагрузки, как сказано, такие настоятельные рекомендации. По словам министра просвещения Сергея Сергеевича Кравцова, нужно уменьшить количество контрольных в школах и снизить отчетность для педагогов.

Оксана Галькевич: Ну, например, перестать дублировать ведение классного журнала: если учитель заполняет его бумажный вариант, то не нужно делать то же самое в электронном варианте, ну и, соответственно, наоборот. Наверняка среди нашей аудитории есть педагоги бывшие, нынешние, работающие – поделитесь, пожалуйста, уважаемые зрители, своим мнением, какую нагрузку вы считаете, что нужно снять с педагогов. Также мы приглашаем к разговору родителей, как всегда, ну и дети активные тоже welcome, звоните, бесплатно.

Константин Чуриков: Потому что контрольные хотят отменить, я думаю, что это тоже хорошая для кого-то новость.

У нас сейчас на связи Людмила Дудова, член президиума Совета по русскому языку при Президенте Российской Федерации. Людмила Васильевна, здравствуйте.

Оксана Галькевич: Здравствуйте, Людмила Васильевна.

Людмила Дудова: Добрый день.

Константин Чуриков: Людмила Васильевна, у нас вот так принято, что любое хорошее начинание могут как-то замять, недоделать, в общем, скажем так, спустить, вот. Здесь вот что нужно, чтобы действительно в этот раз все получилось?

Людмила Дудова: Константин, вы абсолютно правы. Сколько раз уже брались за эту тему, и воз, к сожалению, почти не сдвинулся с места. Может быть, действительно последние пожелания и рекомендации президента каким-то образом сдвинут эту тяжелую нагруженную телегу с места. Уже действительно дано распоряжение о сокращении количества всероссийских контрольных работ.

Но дело в том, что есть рекомендации министра просвещения о сокращении количества контрольных работ, которые проводят на региональном и школьном уровне, в этом ведь тоже проблема. Тут ни министр, никто не может повлиять на это: если в погоне за такими хорошими результатами регионы начинают устраивать репетиционные контрольные работы, то учитель здесь оказывается заложником ситуации, потому что Москва далеко, а свое начальство близко. И неплохо бы, если бы все-таки и в регионах задумались над этим вопросом и действительно перестали терзать учеников бесконечными контрольными работами школьными, районными, городскими, региональными, а подумали о том, что вообще-то их нужно не проверять, а учить. Отсюда, конечно, значительно снизилась бы нагрузка на наших педагогов.

Но не только ведь в контрольных работах дело. Дело в том, что наши школы – это организации, которые проверяют все кому не лень. Проверяют организации правоохранительные, проверяют организации санэпидемстанции и т. д. И на все на это требуются отчеты, а отчеты о здоровье детей и т. д. подают ведь классные руководители, а это значит дополнительные бумаги, которые валятся как из рога изобилия.

Константин Чуриков: Людмила Васильевна, идею дарю. Да, вот учителя заняты, у них уроки, им нужно готовить детей, спрашивать и т. д. А вот чем занимаются директор, замдиректора школы? Пускай они этим и занимаются, нет?

Людмила Дудова: Вы знаете, директор агрегирует уже информацию, и надо сказать, что уже количество, так сказать, людей, которые занимаются только обработкой информации, введением ее в разного рода системы, их в школе достаточно много. И уже неоднократно поднимался вопрос, чтобы уж собрались все министерства, договорились о том, какие формы бумаг требуются, чтобы… Очень часто эта информация кочует из одной бумаги в другую. У нас вроде бы цифровизация и можно взять информацию – нет, все равно все опускается, так сказать, на уровень школы и школа должна дергать учителей и т. д.

В этом ведь проблема, никак не могут договориться о том необходимом, действительно жизненно необходимом объеме информации, который школа должна предоставлять. И если они договорятся на этом уровне и разработают единые такие схемы, по которым собирать, то тогда можно собрать информацию раз и навсегда и больше не дергать ни директоров, ни школы… Ведь директора тоже задыхаются буквально, они не могут вести уроки, они только занимаются бесконечно вот этой огромной бумажной волокитой.

Константин Чуриков: Еще отдельный вопрос, зачем собирать столько информации, что с ней потом делают. Ну хорошо, ну там, значит, столько-то написали на четверки, хорошо, столько-то, значит, ведут себя как-то не очень хорошо, пишут на стенах не то слово, которое бы всем нам хотелось, чтобы они писали, – ну и что дальше?

Людмила Дудова: Это слово, к сожалению, они пишут всегда абсолютно грамотно.

Константин Чуриков: Да, кстати, ха-ха.

Людмила Дудова: Да, ха-ха, тут я должна признать. Другие слова они не умеют писать и, в общем, часто не знают.

Вы абсолютно правильно ставите вопрос. Потому что какая-то информация сразу же подается… Потому что есть такие установленные формы, которые требуются от школы, и школа это знает, в частности всеобуч, есть такая форма, запрашиваемая от школы. Откуда возникают новые потоки сбора информации, не может никакой директор школы сказать и т. д., и эта вот спонтанность по сбору информации есть. Отчетность по контрольным работам, конечно, значительно снизится, если число этих контрольных работ тоже снизится. А еще…

Оксана Галькевич: Людмила Васильевна, скажите, пожалуйста, а вот этот объем контрольных работ, который появился в последние годы в наших школах, – это отчего? Это действительно оттого, чтобы государство знало, как Костя сказал, кто на какие оценки написал, я не знаю, диктант, контрольную или прочее, или это от недоверия к профессиональному уровню и вообще к учителю российскому? Такие вопросы, знаете, связаны.

Людмила Дудова: Прекрасный вопрос! Да, я думаю, что здесь всего понемножку. Ну, в первую очередь это недоверие. Второе, а может быть, это я бы поставила на первое место, – это абсолютная неосведомленность в том, что не контроль определяет качество обучения, а обучение обеспечивает хорошие данные по контролю. И вот этот перекос в пользу контроля, а не в пользу обучения, который мы наблюдаем, он и привел к этому бесконечному обилию контрольных работ на всех уровнях, от школьного до федерального уровня. Поэтому на самом деле просто тот, кто выступает с инициативами такого бесконечного контроля, не только не доверяют педагогам, они не доверяют собственным детям и не знают основ педагоги, основ дидактики, потому что дидактика контроль ставит на последнее место. А вот этот бесконечный поток проверок ведет ведь к чему? – что учителя просто не могут устранить ошибки или пробелы, которые обнаруживаются в ходе этого контроля.

Оксана Галькевич: Просто какая-то творческая составляющая, профессиональное доверие уходят из этой профессии. Но тем не менее, может быть, это и неприятный поворот, но тем не менее, как вы считаете, основания хотя бы какие-то для того, чтобы где-то взять на себя больше вот этим вот дополнительным контролем эту функцию, они есть? Не доверять учителю, перепроверять, подсматривать, как он там.

Людмила Дудова: Вы знаете, наверное, для этого есть основания, для этого есть основания. Мы с вами можем прекрасно вспомнить постоянную дискуссию, сейчас она, слава богу, меньше, которая велась по итогам Единых государственных экзаменов и стобалльным работам в некоторых регионах, которые в реальной ситуации, например по русскому языку, не могли заявление написать без ошибок при поступлении в высшее учебное заведение. То есть основания были. Но для того, чтобы не доверять учителю, наверное, не должно быть, собственно говоря, только вот такой формы. Пожалуйста, приходите, смотрите, посылайте на обучение этого учителя, дети-то здесь почему должны страдать?

Оксана Галькевич: Кстати, да, да.

Константин Чуриков: Давайте сейчас обратимся к небольшому видеоопросу, который устроили наши коллеги. Вот учителя липецкой школы №49 рассказали о том, какую бумажную волокиту хотелось бы как-то прекратить выполнять, да, бумажную работу.

Светлана Тарасова, учитель математики общеобразовательной школы №49: Я трачу много времени, потому что я учитель математики, много проверок, работы с тетрадями. Немного облегчило сейчас то, что у нас появился электронный журнал, вот. Ну а так как классный руководитель, естественно, очень много все равно остается бумажной работы: это разные анкеты, разные соцопросы что с родителями, что с детьми.

Наталья Коршунова, учитель английского и немецкого языков общеобразовательной школы №49: Я прошла путь от низшей до высшей категории. Сейчас я ни на какой категории. Почему? Потому что, чтобы получить категорию первую и высшую, вернее не получить, подтвердить, мне нужно собрать кучу бумаг, я этим заниматься не умею. Бумаг очень много, причем они сейчас, бумажный вариант, они должны дублироваться еще электронными. Работа очень объемная, неподъемная.

– Какие еще бумаги бывают?

Наталья Коршунова, учитель английского и немецкого языков общеобразовательной школы №49: Вот, допустим, призывная комиссия, сейчас мне нужно анкеты на призывников. Это моя работа?

Татьяна Синюкова, заместитель директора общеобразовательной школы №49: Так как я являюсь заместителем, изначально как бы работником администрации, то у нас огромное количество отчетов, особенно в сентябре, то есть начало учебного года. Да, сейчас некоторые отчеты перевели в режим Google-таблиц, то есть мы заполняем, но при этом мы параллельно все равно те же самые формы заполняем в бумажном виде, отправляем. Это отнимает огромное количество времени, нет времени конкретно поработать с детьми, с родителями непосредственно. То есть мы, естественно, сидим возле компьютеров, какие-то считаем цифры, сводим эти данные статистические…

Константин Чуриков: Учителя сказали про Google-таблицы, и у нас у половины бригады тоже сердце екнуло, потому что мы знаем, что такое Google-таблица, это, в общем-то, с ума сойти, вот.

Хорошо, Людмила Васильевна, возникает вопрос – а почему до сих пор вели параллельно электронный и такой бумажный журнал? Зачем это надо?

Людмила Дудова: Дело в том, что это вот юридическая сторона вопроса, потому что как бы юридически правомерным считается документ в бумажном варианте, в бумажном варианте. И мы тоже уже об этом… Это не только касается журнала, это не только касается журнала. Поэтому вот это дублирование абсолютно бессмысленное, на это уходит много времени: сначала он заполняет электронный журнал, и видят эти отметки родители, а потом он эту же самую работу совершает, перенося результаты в школьный журнал обыкновенный.

Оксана Галькевич: Слушайте, Людмила Васильевна, вот вы наконец-то объяснили, в чем парадокс. А мы все думали, почему МФЦ и то, и это, и в электронном виде… Почему педагоги, почему в поликлинике – оказывается, есть закон, вот где собака-то зарыта!

Константин Чуриков: То есть у нас, понимаете, все такое электронное…

Оксана Галькевич: Ха-ха-ха, закон!

Константин Чуриков: …но тебе все равно нужно прийти ножками в МФЦ, понимаете. Но мы все электронные, да.

Оксана Галькевич: Красота, слушайте, как здорово! Людмила Васильевна, спасибо, что вы нам это объяснили.

Людмила Васильевна, вы знаете, я сижу, тут еще за нашим SMS-порталом наблюдаю. Вот я еще подумала, иногда же у нас, знаете, какие-то изменения в преподавании, в работе школ, в жизни сообщества происходят, потому что одна сторона, может быть, как-то себе не так представляет работу педагогов. Я смотрю, нам родители пишут: «Что вы переживаете за учителей? Учитель сейчас не учит, дает вам задание, приходит с работы и делает там несколько часов какую-то работу, потом отдыхает. Работы у него почти нет, зарплата высокая».

Константин Чуриков: Ну здрасьте. «Учитель отдыхает» – это вообще оксюморон.

Оксана Галькевич: И таких… Тут такие зарплаты называются, 80 тысяч зарплата в Омской области. «Работают до 70 лет, на пенсию не выходят». Омская область опять же пишет: «Учитель работает знакомый 2 часа в день, на отчеты еще пару часов потратил и свободна». И Самарская область, у которой дочь педагог, пишет: «У меня дочка работает учителем, просто живет в школе, а потом еще дома просиживает допоздна за этими тетрадками».

Людмила Дудова: Вы знаете, вот родительский взгляд, это очень хорошо известно, у меня у самой тоже внучки учатся в школе и родители считают, что учитель только в классе. Нет, я вам даже скажу больше. Мы проводили, правда, по линии Министерства образования и науки такой опрос, – так вот с введением дистанционной формы обучения 67% преподавателей из 430 вузов России сказали, что у них выросла нагрузка, я уже не говорю об учителях, потому что она у них выросла многократно, поскольку школы были подготовлены к этой дистанционной форме обучения несколько хуже. И то, что работа учителя не заканчивается в классе, – это совершенно однозначно, однозначно, а работа продолжается еще ничуть не в меньшем объеме после того, как закончатся уроки, ну начиная от проверки тетрадей и заканчивая подготовкой к уроку, педсоветов, факультативов, кружков и т. д.

Поэтому, к сожалению, нормативную нагрузку преподавателей у нас по-прежнему считают только по нагрузке в классе, учебной нагрузке, а эта огромная работа, которая проходит вне класса и порой с детьми, воспитательная работа никак не учитывается. А вы прекрасно знаете, сколько времени классный руководитель, ну вот сейчас по указу президента они получили доплату в 5 тысяч рублей, но это абсолютно не перекрывает той работы, которую ведут учителя. Поэтому это взгляд учителя. И вот совершенно справедливо написала мама, у которой дочь учитель, это действительно так, а если это русский язык, то это проверка тетрадей ежедневно с 5-го по 6-й классы включительно, а это 6 раз в неделю урок русского языка и класс в 35 человек, вот умножьте. Если при нагрузке 18 часов, это три класса, умножьте на три – какое количество должен проверить учитель?

Константин Чуриков: Людмила Васильевна, я когда к старшему в школу захожу, у меня уже там от пяти минут пребывания просто голова трещит, как они там сидят, я не понимаю.

Оксана Галькевич: Слушайте, а я когда заглядываю в тетради к своим детям и понимаю, что это фактически дешифрование, понимаете, ха-ха, проверить, что они там написали, уже снимаю шляпу.

Константин Чуриков: Нам звонит Юрий, Волгоградская область. Здравствуйте, Юрий. Юрий, пожалуйста, вы в эфире.

Оксана Галькевич: Здравствуйте.

Константин Чуриков: Страна ждет. Алло?

Людмила Дудова: Волгоград пропал.

Константин Чуриков: Юрий? Ну ладно, застеснялся, может быть. Нам сказали, что Юрий учитель.

Вы знаете, я тут еще обратил внимание на совпадение следующих факторов. С одной стороны, да, Минпросвещения направило рекомендации в регионы. С другой стороны, вот как раз на днях тоже, буквально в субботу, стало известно, что министр просвещения сообщил, что ведомство подготовило меморандум по проведению воспитательной работы в школе. Кто спорит, что это нужно, конечно, это очень нужно. Но, значит, давайте просто сейчас вот я зачитаю основные положения меморандума, а мы вместе подумаем, нагрузятся учителя дополнительной работой или нет.

Итак, основные положения: воспитание личности называется главной задачей госполитики; воспитание – дело всего педагогического коллектива; в отношении классного руководителя и родителей партнерское взаимодействие; школа – это инклюзивное пространство для образования; классный час – актуальная форма общения, тра-та-та-та-та-та-та, и т. д., и т. д., и т. д.; значит, патриотическое воспитание, цифровая грамотность и прочее, прочее, прочее. Как вы думаете, прибавится работы?

Людмила Дудова: Да не то слово! Оно прибавится значительно. Ну, во-первых, уже теперь, хотя у нас и есть утвержденная примерная программа по воспитанию, то каждый учитель сейчас должен писать такую примерную программу… Правда, это было всегда, это было всегда, но, естественно, это и контролировать будут. Кроме того, у нас федеральный государственный образовательный стандарт предусматривает формирование личностных результатов ребенка, они не контролируются, они не проверяются в таком оценивающем формате, но тем не менее эта работа, конечно, тоже будет подлежать контролю. И конечно, сказать, что у нас стройными рядами учителя выстроились и готовы, извините за тавтологию, каждый быть классным руководителем, он горит этим желанием, этого тоже сказать… Это тяжелая работа.

Ну вот приводили пример, справки для военкомата – кто собирает эти справки на уровне школы, класса? Конечно, учитель, классный руководитель в первую очередь. Потом будут собирать справки о прививках и всем остальном – все это классный руководитель. В дореволюционной школе, между прочим, функции классного руководителя и учителя были разведены, разведены, это был отдельный человек, вопрос об этом тоже уже неоднократно поднимался. Потому что вот правильно пишут, что учитель должен в первую очередь учить, а для того, чтобы учить качественно, а тем более если еще и вести преподавание таким образом, чтобы ребенок мог определиться с выбором профессии, это требуется огромная подготовка.

Спасибо Министерству просвещения, а точнее Федеральному учебно-методическому объединению, которое хоть по части предметов наконец-то сделали рабочие программы, и учитель может пользоваться, и принято такое решение, этими рабочими программами. А ведь учитель еще писал для каждого класса по каждому предмету свою рабочую программу. Вот если у него три параллели, то он должен написать три рабочих программы по предмету по русскому языку для 7-го, 8-го и 9-го классов.

Оксана Галькевич: Да. Да классному руководителю еще и включенность какая-то нужна, чтобы знать про каждого ребенка, чтобы понимать, чем он там живет, переживает, хоть как-то, знаете…

Людмила Дудова: Конечно.

Оксана Галькевич: Это очень важно.

Константин Чуриков: Но для этого, наверное, еще нужно свободное время, чтобы была какая-то эмпатия, вырабатывалась как бы, вот.

Оксана Галькевич: Загонять учителя, да, чтобы время на творчество, это все-таки тоже, подготовиться к уроку, это творческая работа.

Людмила Васильевна, у нас слетел звонок из Волгограда, но у нас есть Татьяна из Свердловской области, давайте с ней тоже поговорим. Татьяна, здравствуйте.

Зритель: Здравствуйте.

Я вот вижу, у вас в бегущей строке написано «Верните советское образование». Вот я как раз учитель советской школы, я работала в школе до 1992 года, то есть я даже не знаю, что такое ЕГЭ. Так вот я сдавала отчет, два, в конце каждой четверти, один как классный руководитель и один как предметник. Все, больше никаких отчетов никто с нас не требовал. Что касается контрольных, то только я сама определяла, в течение года какие контрольные я буду проводить. Тему закончил – пишешь контрольный диктант, никаких контрольных больше не было. Единственное, что в конце года, конечно, всегда была контрольная такая вот уже от школы…

Константин Чуриков: Ну годовая, да.

Зритель: Да, годовая. Все остальные контрольные мы определяли сами как учителя. Поэтому у меня, не знаю, такое предложение, если уже это нагрузка такая, без которой нельзя обойтись, пусть учителям доплачивают. Я думаю, что обидно не то, что много отчетов, а то, что фактически это бесплатная работа. Учителям ведь оплачивают только часы.

Константин Чуриков: Она еще и бессмысленная, как мы только что выяснили, беседуя с Людмилой Васильевной. Татьяна, интересная у вас мысль, то есть верните не просто советскую школу, верните отчетность, как в советское время, вот это, да?

Оксана Галькевич: Ну это было из SMS, это у нас бегущая строка с SMS-сообщениями зрителей.

Константин Чуриков: Спасибо.

Оксана Галькевич: Как прокомментируете?

Людмила Дудова: Ну, я тоже хочу сказать, что, когда я начинала работать, я начинала работать в школе, у меня тоже были только рабочие программы и отчет по итогам учебной деятельности, и как классный руководитель я писала план воспитательной работы и отчет, – все, больше никаких бумаг мы не писали. И надо сказать, я очень горжусь, что многие мои ученики пошли по моему пути, то есть для них была привлекательна профессия педагога. На сегодняшний день вряд ли мы можем отметить такое желание у многих учеников.

Что касается доплаты, то на самом деле оплата за проверку тетрадей для учителей существует, ведется. А то, что расчет заработной платы ведется только по нагрузке в классе, урокам, – это действительно так, и это абсолютно несправедливо, потому что львиная доля падает на подготовку к уроку, касается ли это гуманитариев или естественников, это действительно так. А уж учителя физкультуры вообще в школе живут, потому что у них секции и т. д., это обязательная работа, а им тоже нужно вести нагрузку.

Оксана Галькевич: Слушайте, они еще…

Константин Чуриков: Учителя физкультуры бывают классными руководителями, скажу я вам, как вот, например, в моей школе.

Оксана Галькевич: Наши классные руководители с моими детьми и по субботам, и по воскресеньям, какие-то у них там походы куда-то, совместная какая-то деятельность.

Людмила Дудова: А выезды учителей в другие города с ребятами? Вот у нас сейчас очень пропагандируется такое передвижение.

Оксана Галькевич: Да.

Людмила Дудова: Это же тоже едет учитель. Я уже не говорю о том, какое количество бумаг он должен собрать, для того чтобы вывезти ребенка за пределы школы, это тоже, кстати, очень большая проблема, и это тоже нагрузка на учителя, и это никаким образом, к сожалению, к сожалению, не входит в расчет заработной платы. Я вот порадовалась за учителей Омской области, где такая хорошая зарплата, а я вам могу сказать, что это далеко не во всех регионах такая хорошая зарплата.

Оксана Галькевич: Людмила Васильевна, я не думаю, что это такая вот прямо на самом деле зарплата, это вот писал человек о своем каком-то знакомом… Знаете, мы зачастую не знаем, сколько наши знакомые получают, какую зарплату, но нам что-то кажется, нам кажется, что он миллионер Корейко.

Константин Чуриков: Давайте еще звонок послушаем. Инна из Тулы, добрый вечер.

Оксана Галькевич: Здравствуйте.

Зритель: Здравствуйте.

Я просто хочу сказать, вот касаясь темы «Школа без бюрократии». Ну это неправда, есть бюрократия в школах. Преподаватели, особенно молодые специалисты, придя на работу в школу, приносят, понимаете, хотят преподнести детям свои знания, свои умения, свое мастерство, свои усовершенствованные какие-то знания, понимаете как, но начинаются какие-то заморочки. То есть… Вот и правильно пишут, действительно, вот эти разные отчеты, писанины больше, понимаете? Педагог не занимается над собой, не занимается с детьми, а вот это все, вот эта волокита бумажная, она напрягает, занимает много времени. Я понимаю родителей других детей, сами прошли все через это.

По поводу зарплаты. Ну неправда, я не знаю, какие регионы… Тула, Тульская область, педагог, имея 38 часов нагрузки, получает 21–22 тысячи. Да, за классное руководство получают они 5 тысяч. Не ночует она в школе, нет, но после работы это постоянно на связи, на телефоне, куда пошел ребенок, где, что, как, подотчетно, она должна знать, где находится тот или иной ученик. Вы понимаете как?

Константин Чуриков: То есть за эти деньги еще так, извините за выражение… ладно, скажу прилично – мучают, мучают учителя, да?

Зритель: Да, ну это… Ну просто то, что бюрократия, ну есть она, есть, это неправда, вы понимаете как. Больше вот этой, как вам сказать… Это не нагрузка, но это дополнительная та вещь, которая… Ну уже ввели электронку, ну пожалуйста, забили, ввели все – нет, еще бумажная писанина, отчетности какие-то…

Константин Чуриков: Да, спасибо, спасибо, Инна, за ваш звонок. Как бы вот, завершая нашу часть беседы, сделать так, что, предположим, уберут вот эту излишнюю отчетность какую-то избыточную, но как бы деньги не убрали? У нас же и такое бывает. Ну вот эти надбавки какие-то за вредность, не знаю, за руководство, еще что-то…

Оксана Галькевич: Людмила Васильевна, по-моему, даже растерялась, как это, деньги заберут, и так работы полно.

Людмила Дудова: Вы только что говорили, что надбавок только за проверку тетрадей и классное руководство, а других надбавок нет, понимаете?

Константин Чуриков: А.

Людмила Дудова: Просто нет реально. Какие?

Константин Чуриков: Убирать уже нечего, да.

Людмила Дудова: Убирать уже нечего. Вы слышали нагрузку? 38 часов – это две с лишним ставки, две с лишним ставки, потому что ставка у учителя 18 часов.

Оксана Галькевич: Это кошмар…

Константин Чуриков: Я просто к тому, что оптимизация в нашей стране такая, знаете, женщина очень хитрая, то есть ты не знаешь всегда, чем она закончится, только в этом смысле. Спасибо большое, Людмила Васильевна!

Оксана Галькевич: Спасибо. Людмила Дудова, член президиума Совета по русскому языку при Президенте России, у нас была на связи. Спасибо.

Константин Чуриков: А мы сейчас приглашаем в эфир Екатерину Морозову, это кандидат педагогических наук, председатель Единой независимой ассоциации педагогов Москвы, эксперт Московского центра качества образования. Екатерина Павловна, здравствуйте.

Оксана Галькевич: Здравствуйте.

Екатерина Морозова: Добрый вечер, коллеги.

Константин Чуриков: Так, я правильно понимаю, что часть контрольных работ, которые выполняют школьники, приходит как раз-таки из Московского центра качества образования в Москве, правильно?

Екатерина Морозова: Совершенно верно.

Константин Чуриков: Так.

Екатерина Морозова: Да, коллеги, наш центр занимается как раз-таки, ну это, да, контрольные работы, различные диагностики, это обязательные и необязательные, которые заказывает школа, да, совершенно верно.

Константин Чуриков: Да. Екатерина Павловна, я-то вообще школу люблю, сын мой тем более, но скажите… Это, может быть, такое неправильное ощущение, что вот этих контрольных, каких-то проверок стало так много, вообще оценок стало очень много в журнале. Ты думаешь: господи, тебя раз в неделю, два раза в неделю спросят, ну и все, как говорится, и до свидания. Дети вообще успевают какую-то информацию получать, прежде чем тоже в свою очередь отчитываться, подтверждать свои знания?

Екатерина Морозова: Значит, дорогие коллеги, может быть, я сейчас буду говорить… Вот я Людмилу Васильевну очень уважаю, мы с ней сотрудничаем, работали очень много вместе, различные проекты вели. Она во многом очень права, но сейчас немножко подолью масла в огонь в плане педагога.

Вы говорите, очень много оценок, очень много контрольных работ. Я вам скажу так: МЦКО, да, мы занимаемся разработкой и проведением диагностик, но обязательных не так много, они все согласовываются с педагогической общественностью. Но есть такие школы, которые (это даже, наверное, может быть, не массово по учителям, а администрация школ) начинают, вот мы даже сами очень удивляемся порой сильно с коллегами по МЦКО, заказывать чуть ли не ежедневно эти диагностические работы. И хочется спросить, задать вопрос администрации этих школ: дорогие коллеги, что вы хотите сделать? Вы хотите каждый день проверять ребенка, как вы правильно сказали, или все-таки вы его хотите учить? И поверьте мне, тут дело не в МЦКО, не в диагностиках, не в наших избыточных каких-то отчетностях и т. д., а дело в самой конкретной школе.

Константин Чуриков: В директоре, получается, в администрации, правильно?

Екатерина Морозова: В администрации, да.

Константин Чуриков: Ага.

Екатерина Морозова: Когда я готовилась сегодня к сегодняшней нашей встрече, я прочитала еще раз вот то, что вышло, скажем так, интервью, статья, так назовем, еще раз перечитала то, что я сказала. Я до сих пор согласна с тем, подпишусь под каждым словом. Я сегодня, у нас есть группа нашей Ассоциации педагогов, я имею в виду председателя, у нас 19 ассоциаций, то есть у меня в группе 20 председателей. Я сегодня задала коллегам вопрос, они же каждый предметник, я имею в виду, каждая ассоциация общается со своими членами ассоциации, физика, физкультура, национальный язык, русский и т. д…

Константин Чуриков: Так.

Екатерина Морозова: Я говорю: дорогие коллеги, вот сегодня у меня эфир, подскажите, пожалуйста, вот правильно я написала в этой статье, или я неправа? Вот поверьте мне, WhatsApp, не могу, к сожалению, скрин показать…

Константин Чуриков: Да мы вам верим, да. Так.

Екатерина Морозова: Мне сегодня написали: да, Екатерина Павловна, вы совершенно правы. Но есть огромное «но». Вот как мне коллеги написали, что есть так называемая «серая» документация, которую проводит внутри каждой школы вот та администрация, которая говорит: «Коллеги, напишите мне ту или иную бумажку, это для нашего внутреннего пользования». Дорогие коллеги, а зачем вам для внутреннего пользования эта бумажка? Есть определенная, правильно сказала Людмила Васильевна, рабочая программа, совершенно верно, да, но, извините, педагоги всегда делали и делают, да, спасибо большое, они сейчас работают… и могут ими пользоваться. И сейчас электронный журнал, ну естественно, мы его ведем, понятно, там мы должны создать КТП, календарь тематического планирования, так же как мы всегда писали в бумажном журнале, что мы на каждом уроке проходим, и все.

Константин Чуриков: Вы хотите сказать, что существует…

Оксана Галькевич: Екатерина Павловна, это ситуация только по Москве, да, такая? Мы обо всей стране не можем сейчас судить?

Екатерина Морозова: В Москве, я вам скажу так, я не слышала ни от одной школы, что есть дубляж в бумажном виде.

Константин Чуриков: Ага. Вы хотите сказать, что те, кто дублируют, у них просто такая привычка к бюрократии, как у людей бывает такая привычка к коррупции, да, к бюрократии привычка, да?

Екатерина Морозова: Да. А я вам скажу так, я вам по себе скажу. Я журнал не дублирую, но я вам могу сказать, у меня есть блокнот, потому что я еще помимо эксперта МЦКО веду, у меня есть, немного, но у меня есть часы в школе. Я для себя, у меня в блокнотике есть фамилии учеников, еще раз домашнее задание, потому что у нас электронный журнал, к сожалению, естественно, Москва огромный город, огромная нагрузка… Ну я опять же скажу, что бывает такое, что у нас электронный журнал слетает; да, это не секрет ни для кого, да, мы очень много обращаемся в техническую поддержку. И чтобы… Потому что, конечно, у тех педагогов, которые по 40 часов работают, как вы говорите, у меня-то, конечно, не 40 часов, естественно, но тем не менее все равно, чтобы себя все-таки подстраховать, скажем так, потому что информации много, информационный поток большой в голове, и я, конечно, себе дублирую. Но это не журнал, это в моем блокноте, это я не называю словом «журнал», никто этот блокнот не проверяет, я не обязана.

Константин Чуриков: Екатерина Павловна, а давайте я немножко обострю? Раз мы тем более говорим в данном случае о Москве, а вы из Москвы, вот директор школы – он чем вообще занимается? Он что, там у себя на сайте раз в год обновляет обращение, так сказать, к родителям? Чем он занимается вообще? Пускай вот как раз возьмет на себя нагрузку.

Екатерина Морозова: Ну, у московского директора, общаясь с московскими директорами, к сожалению, поверьте мне, нагрузка может быть даже побольше, чем у педагога.

Константин Чуриков: Серьезно?

Екатерина Морозова: Потому что директор должен быть на сайте 24/7. У всех директоров, если вы посмотрите сайты школ, у них даны свои мобильные телефоны, потому что и департаменты просят, и как бы это уже общепринята такая норма, директор должен быть на сайте 24/7, и в праздники, и в выходные.

Константин Чуриков: Ну, это, видимо, в разных школах разные директора. Ладно, хорошо, я молчу, слушаю вас, так.

Екатерина Морозова: Ну, ха-ха, давайте мы не будем, конечно, с вами… Понятно, что, скажем так, это общепринятая норма. Понятно, что есть школы, где, например, та самая «серая» документация. Потом, если мы говорим об аттестации, когда мы слушали, я сейчас слышала коллегу, которая собирает портфолио, папочки и т. д., в Москве, я являюсь членом городской аттестационной комиссии в Москве педагогических кадров, уже очень давно мы это все поставили на автоматизм. То есть есть определенные критерии, по которым педагог проходит эту аттестацию, это все в личном кабинете, никаких бумажек он не собирает.

Но поверьте, опять же подолью масла в огонь: есть школы, я эти школы прекрасно знаю, не буду сейчас называть, конечно, номера, где до сих пор просто требуют от педагогов так называемые… Вот эти вот папочки уже просто вызывают такой дикий смех, так называемые эти папочки. Я говорила, подходила к этим, ну сейчас нет завуча, сейчас, как там, руководитель структурного подразделения и т. д., и говорила: «Коллеги, а что вы делаете? Это даже не то что неправильно, это противозаконно». Они говорят: «А вот мы так хотим». Что значит, вы так хотите? Ну что делать.

Я вам более скажу: когда у нас на наших заседаниях городской аттестационной комиссии мы рассматриваем дела каждого педагога, например, на первую, на высшую категорию, иногда, например, тот же самый директор или какой-то их сопровождающий аттестацию пишет, что, например, «этого педагога не допускаем до аттестации». А почему? И приводят какие-то совершенно субъективные свои моменты. Поверьте мне, такие педагоги часто приходят на само заседание, они имеют право это делать, они пишут: «Хочу, чтобы прошло при моем присутствии», – нет проблем, мы, ради бога, всех приглашаем. И всегда это в сторону педагога, потому что это чисто субъективное мнение администрации школы, «мне не нравится Марья Петровна, потому что она вчера пришла не в том платье, в каком я хотел ее видеть».

Константин Чуриков: Да…

Екатерина Морозова: И… фактически просто, скажем так, начинают вставлять палки в колеса, чтобы она прошла аттестацию.

Константин Чуриков: Понятно. Спасибо большее, Екатерина Павловна!

Оксана Галькевич: Да, школа вообще очень сложный организм…

Константин Чуриков: Спасибо за вот эту громко высказанную правду из Москвы на всю страну. Екатерина Морозова, кандидат педагогических наук, председатель Единой независимой ассоциации педагогов Москвы, эксперт Московского центра качества образования.

Я вот все время сейчас, пока мы беседовали, Оксана, думал: ну хорошо, ну вот знают где-то, не знаю, в каком-то департаменте какого-то образования, что, значит, Иванов, у него по математике стабильно «два», ну и что? Ну зачем эта информация? Нет ответа.

Мы продолжим через пару минут.

Оксана Галькевич: Друзья, мы продолжаем, через пару минут будем говорить о продуктах, о ваших расходах на питание. Расскажите, пожалуйста, нам, пока готовьте информацию, присылайте сообщения. «Реальные цифры», запускаем новый опрос.

Когда уже минимизируют отчётность для учителей?