Шлагбаумы - вне закона

Гости
Игорь Моржаретто
автоэксперт, партнёр аналитического агентства «Автостат»
Александр Мурашкин
юрист по вопросам ЖКХ, председатель ТСЖ

Ольга Арсланова: Мы продолжаем, а шлагбаум открывается: с нового года в России вступит в силу закон, о котором давно просили пожарные.

Константин Чуриков: Инспекторы начнут штрафовать всех, кто чинит препятствия проезду спасательных служб. Речь идет прежде всего о шлагбаумах во дворах многоквартирных домов, да и вообще о поселках. Многие из этих устройств, кстати, не только шлагбаумы, но и ворота, обещают демонтировать.

Ольга Арсланова: Шлагбаумы при этом, которые открывает диспетчер при нажатии кнопочки, под ограничения не попадут. Наверняка вы видели такие в каких-нибудь там жилых комплексах бизнес-класса. Но круглосуточный диспетчер – это удовольствие не из дешевых. А что делать тем, кто уже установил свой шлагбаум во дворе, пусть не такой дорогой, но все-таки дорогой сердцу? Поговорим об этом прямо сейчас.

Константин Чуриков: Уважаемые зрители, очень важный вопрос, особенно наши зрители в крупных городах. То есть теперь по сути наши дворы могут стать проходными, кто хочет, тот паркуется...

Ольга Арсланова: Прекрасно!

Константин Чуриков: И что же тогда будет?

Ольга Арсланова: Это будет прекрасно, Константин!

Константин Чуриков: Сейчас к нам присоединяется Александр Мурашкин, юрист по вопросам ЖКХ, председатель ТСЖ. Александр Викторович, здравствуйте.

Ольга Арсланова: Александр Викторович, здравствуйте.

Александр Мурашкин: Добрый день.

Ольга Арсланова: Вот, Александр Викторович, шлагбаум, который не открывается любым человеком по необходимости, – это проблема для скорой, это проблема для пожарных, это проблема для спасателей, и не очень понятно, почему только сейчас вводятся такие правила.

Александр Мурашкин: Ну, на самом деле, если говорить про Москву, такие правила существовали всегда, у нас постановление, которое регламентирует порядок установки, прямо говорит, что если решением общего собрания не предусмотрен беспрепятственный круглосуточный доступ всем экстренным службам, то такой шлагбаум не согласуют. Более того, большая часть шлагбаумов в той же Москве сейчас устанавливаются за бюджетный счет, и все контролируется, как обеспечивается такая возможность. Поэтому, вот прочитав такую новость, мне показалось, что это просто кто-то в МЧС, а точнее в противопожарной службе, захотел немножко подзаработать.

Ольга Арсланова: Но, Александр Викторович, вы сказали о Москве, в Москве так, но в других городах не так, и в дачных поселках, например, слегка отъехав от Москвы, вы можете увидеть шлагбаумы, которые, разумеется, ничем таким не открываются, то есть есть ключ у жильца и все.

Александр Мурашкин: Ну слушайте, если считать по количеству шлагбаумов, то таких шлагбаумов гораздо меньше, чем тех, которые открываются, вот. Более того, у нас, если мы говорим про загородные объекты какие-то, у нас есть прекрасный Земельный кодекс, где говорится о том, что собственник земельного участка вправе его оградить и использовать по собственному усмотрению, поэтому никакая там пожарная инспекция не сможет собственнику запретить установить шлагбаум и никого туда не пускать. Поэтому мы все-таки, наверное, говорим о шлагбаумах на общественных территориях, а это все-таки, наверное, город.

Константин Чуриков: Александр Викторович, а вот придет пожарный, вот представим себе, я уважаю пожарных, но у него может быть, знаете, приказ от его начальства, все, он говорит: «Нет, ребята, все не так, Все не так, ребята», – понимаете, и вы ему ничего не докажете.

Александр Мурашкин: В этом и вопрос, об этом я и хотел сказать, что это похоже просто на очередной способ немножко подзаработать.

Ольга Арсланова: Так подождите, а на чем они подзаработают, прошу прощения, если вы говорите, что все практически шлагбаумы оборудованы этой системой? Значит, все в порядке.

Александр Мурашкин: Так вот смотрите, есть ответственность за то, что незамедлительно этот шлагбаум не открылся, когда приехал инспектор. «Незамедлительно» – это как? Вот охрана, консьерж, диспетчер, кто угодно не успел в течение 30 секунд нажать на кнопочку и открыть шлагбаум пожарному автомобилю, все, 200 тысяч штраф?

Ольга Арсланова: Нет, подождите...

Александр Мурашкин: То есть каким образом это определить?

Ольга Арсланова: Какой диспетчер? Ну возьмите среднестатистический шлагбаум какой-нибудь в спальном районе Москвы, там нет никакого диспетчера.

Константин Чуриков: Там все спят.

Александр Мурашкин: Ну, я вас уверяю, что есть, там есть кнопочка, которую можно нажать, и диспетчер откроет экстренным службам.

Ольга Арсланова: Не видела таких.

Александр Мурашкин: Более того, у нас когда происходят какие-то такие вот вещи, на которые обычно государство реагирует путем вот таких законов, они очень в информационном поле фигурируют долго и активно. То есть я вот что-то не слышал, чтобы произошло что-то такое ужасное, где бы пожарная машина не успела что-то потушить из-за того, что был шлагбаум. Гораздо больше сообщений о том, что пожарная машина не смогла проехать из-за того, что все заставлено транспортом...

Константин Чуриков: Вот!

Ольга Арсланова: Это тоже, да.

Александр Мурашкин: ...и пожарные не могут подъехать. А шлагбаумы как раз частично решают эту проблему.

Константин Чуриков: Так.

Александр Мурашкин: И опять же, вот смотрите, говорится о том, что там юридические лица будут штрафоваться на 200 тысяч рублей, – хорошая кормушка. Сейчас большинство дворов Москвы имеют специальную разметку, где запрещена остановка транспортных средств, где написано, что это место для специальной техники, для пожарной машины. Более того, это не просто разметка, установлены специальные знаки, все красиво. Почему-то никто из пожарной инспекции не ходит и не занимается освобождением этих мест, не штрафует нерадивых граждан, которые ставят туда свои машины.

Константин Чуриков: Александр Викторович, а штрафовать-то кого будут? Смотрите, у нас же не каждый двор, не знаю, в собственности, например, жильцов этого дома, мягко говоря. То есть что, власть будет сама себя штрафовать, муниципалитет? Кого штрафовать?

Ольга Арсланова: Что за юридическое лицо, которое 200 тысяч выплатит?

Александр Мурашкин: Вот получается, что в нормативном документе почему-то говорится об управляющей компании. Но какое управляющая компания имеет отношение к шлагбауму, который жители установили, приняв такое решение на общем собрании, непонятно. Более того, если мы говорим о демонтаже каком-то неправильно установленных, опять же новые шлагбаумы сейчас установлены за бюджетные средства, и каким образом будут пытаться произвести демонтаж, мне тоже непонятно.

Константин Чуриков: Ну, Александр Викторович, мы этот феномен изучаем со времени, так сказать, очередной замены дорожных знаков, понимаете, заводики должны работать.

Давайте мы сейчас послушаем Татьяну, нашу зрительницу, которая дозвонилась.

Ольга Арсланова: Здравствуйте, Татьяна.

Константин Чуриков: Татьяна, здравствуйте.

Зритель: Здравствуйте! Я очень люблю вашу программу, и вот сейчас, в данный момент я ее смотрела по поводу шлагбаумов.

Константин Чуриков: Да.

Зритель: Меня интересует... У нас, правда, не шлагбаум, а у нас откатные ворота. У каждого жильца есть брелоки, все пользуются. Если вдруг надо пропустить ночью скорую, у нас есть, кто снимает, арендаторы, мы им оплачиваем, они выходят и пропускают скорую.

Константин Чуриков: Вопрос в том, коснется ли это ворот, правильно?

Зритель: Да.

Константин Чуриков: Спасибо. Сейчас давайте мы сразу послушаем, что скажет...

Ольга Арсланова: Нет, и вопрос: слушайте, ну это какие-то арендаторы, просто жильцы – сегодня они открыли, завтра они заснули, послезавтра заболели, померли, не открыли. Я вот не очень тоже понимаю.

Константин Чуриков: Да. Александр Викторович, если можно коротко.

Александр Мурашкин: Ну смотрите, в соответствии с постановлением, должен быть обеспечен круглосуточный беспрепятственный доступ.

Ольга Арсланова: Да.

Александр Мурашкин: Я, безусловно, согласен, что если какие-то ограждающие конструкции установлены в нарушение постановления, то они должны либо быть приведены в соответствие, либо демонтированы. Но вот как мне видится, таких меньшинство конструкций, которые не соответствуют этому постановлению.

Ольга Арсланова: Да, спасибо.

Константин Чуриков: Спасибо большое.

Ольга Арсланова: А мы спросим мнение Игоря Моржаретто, партнера аналитического агентства «Автостат». Игорь Александрович, здравствуйте.

Игорь Моржаретто: Здравствуйте.

Ольга Арсланова: По вашим данным, у нас много таких неправильных шлагбаумов, которые могут попасть под действие нового закона?

Игорь Моржаретто: Ну, во-первых, в Москве, даже в Москве есть не только шлагбаумы, есть, как правильно сказала ваша зрительница, ворота с замочком, с ключочком. У меня, например, в одном из корпусов моего дома маленький дворик есть, он как раз такими железными воротами закрывается на замок. У тех жильцов, которые там договорились, есть ключи, и они пользуются этими железными воротами.

Что в этой ситуации делать? Однозначно менять, наверное, такие ворота на шлагбаум и присоединяться, есть диспетчерские объединенные службы. Это, конечно, стоит денег, но не совсем страшных денег, я выяснял, присоединение к такой единой диспетчерской службе стоит примерно 2,5 тысячи рублей в месяц, если во дворе стоит, условно говоря, 25 машин, то это по 100 рублей в месяц дополнительно, ну придется потратиться.

Константин Чуриков: А толк от этого какой-то есть? Единая диспетчерская служба, они могут там, не знаю, чаи гонять.

Ольга Арсланова: Или там по телефонному звонку открывается?

Игорь Моржаретто: Нет, единая диспетчерская служба объединяет большое количество домов, там сидят люди круглосуточно, они обязаны, им за это деньги платят, открыть именно шлагбаум или ворота в случае, если подъехала скорая помощь или подъехала пожарная машина.

Ольга Арсланова: Слушайте... Извините, пожалуйста, Игорь Александрович, а не проще ли всем вот таким спецслужбам выдать какой-то единый ключ под все шлагбаумы? Я не знаю, это возможно так запрограммировать? Подъехал и открыл, так бы проще было.

Игорь Моржаретто: Теоретически да, но практически невозможно, потому что тогда надо сказать, что давайте всем выдадим одинаковые брелоки...

Ольга Арсланова: Нет, только пожарным и скорой.

Игорь Моржаретто: Нет, технически пока это невозможно. Но в принципе понятно, что хорошие были устремления у авторов документа, и правильно сказал Александр, что тут проблема даже не в шлагбаумах, она решается и решится в ближайшее время, а проблема в том, что катастрофически не хватает парковочных мест в крупных городах. Это касается не только Москвы, допустим, для Нижнего Новгорода эта проблема еще более жесткая, чем для Москвы. И количество парковочных мест точно не прибавляется, наоборот, их становится меньше во всех мегаполисах...

Константин Чуриков: Да, спасибо, спасибо вам большое.

Ольга Арсланова: Спасибо.

Константин Чуриков: Игорь Моржаретто, партнер аналитического агентства «Автостат».

Мы уходим на новости, а потом вернемся, чтобы...

Ольга Арсланова: Переходим на большую тему, да.

Константин Чуриков: ...узнать, каким образом правительство поставит цены на место.