Штраф за езду без ОСАГО может вырасти в семь раз

Штраф за езду без ОСАГО может вырасти в семь раз | Программы | ОТР

Мнения экспертов и автолюбителей разделились

2019-11-01T12:52:00+03:00
Штраф за езду без ОСАГО может вырасти в семь раз
Как россияне копят деньги? Поучились и хватит. Какой будет зима. Рубль снова падает. К чему привела мусорная реформа. Проблемы с качеством европейских товаров в РФ
Хотим копить - не знаем как
Дурят нашего брата...
Что было, что будет, чем рубль успокоится?..
Каникулы. Ура?
Модернизация и новые направления в лёгкой промышленности
К чему привела мусорная реформа?
Как накопить на старость
Зима будет аномальной
Рубль заболел. Снова... Как лечить от коронакризиса нашу валюту?
Гости
Сергей Канаев
директор Национального общественного центра безопасности движения
Андрей Крупнов
директор по отраслевым решениям в страховании в компании КРОК

Марина Калинина: Следующая новость, о которой я сейчас скажу, будет неприятной для тех автолюбителей, которые до сих пор еще не купили полис ОСАГО. Дело в том, что езда без него теперь может очень дорого обойтись. В Госдуме на заседании рабочей комиссии предложили уравнять штраф со средней стоимостью полиса. Сейчас, если у вас нет ОСАГО, вас могут оштрафовать на сумму от 500 до 800 руб. Но если сделают так, как предлагают депутаты, придется заплатить столько же, сколько стоит сам полис, т. е. 5400 руб. это минимум. В таком случае, если подсчитать, штраф вырастет в 7 раз. Эту идею поддерживают и сами страховщики. По их мнению, если уравнять размер штрафа со стоимостью полиса, езда без ОСАГО потеряет всякий смысл. Что вы думаете по этому поводу? Звоните, пишите. А мы пока будем обсуждать эту тему с нашими экспертами.

Константин Чуриков: А эксперт у нас Сергей Канаев, руководитель Федерации автовладельцев России. Сергей Владимирович, здравствуйте.

Сергей Канаев: Добрый день.

Константин Чуриков: Сергей Владимирович, есть разные оценки, сколько у нас людей катаются без полиса ОСАГО. Кто-то говорит, что 3-4 млн., кто-то говорит, что больше. В данном случае, если эта инициатива проходит, значит, что дальше? Как человеку, как водителю купить действительно правильный полис ОСАГО? Потому что очень много фальшивок у нас на рынке. Как здесь быть?

Сергей Канаев: Мне хотелось бы сказать, изначально почему такая ситуация происходит. Мне кажется, все-таки у наших депутатов немножко однобокая картина. Потому что сейчас, на сегодняшний момент, в Госдуме присутствуют в основном лоббисты от страховых компаний. Там очень мало общественников, не аффилированных со страховыми компаниями. Поэтому депутаты в данном случае и вносят такие предложения. Потому что сейчас мы отлично понимаем, что проблема есть. Мы об этой проблеме говорили еще в 2015 году. Но однако, наложили все-таки поэтапное распределение тех видов ответственности, которые есть. Т. е. изначально мы сказали, что если мы хотим, чтобы у нас было комфортно и в принципе искоренить мошенничество на страховом рынке, то правильно было бы начать с того, чтобы страхование и страховые компании находились бы на сайте госуслуг именно те, которые действительно находятся в реестре. Чтобы человек мог зайти на сайт госуслуг и получить полис ОСАГО.

Константин Чуриков: Т. е. сначала саму услугу довести до ума, и только потом ее сделать уже совсем обязательной для всех. Так?

Сергей Канаев: Нет. Она обязательна с 2002 года. Но прежде чем повышать ответственность за отсутствие полиса, нужно создать комфортные условия для тех людей, которые хотят его получить. Потому что мы знаем, что в течение 3 лет существовала в южных регионах, в сибирских регионах, да и сейчас есть, огромная проблема с получением самих полисов. Я уже не говорю про выплаты. Т. е. доверие к компаниям падало. Соответственно, люди понимали, что если я не могу получить выплату в такой компании, то какой смысл мне страховать? Но так как у нас нет сейчас возможности хоть как-то отстоять свои права через, там, Государственную думу, мы в данном случае говорим, что, как минимум, нужно сейчас сделать, чтобы снизить количество мошеннических компаний через сайт госуслуги. И если мы хотим поднимать ответственность для автовладельцев, которые без полиса ОСАГО управляют транспортным средством. Но почему мы не повышаем ответственность для страховых компаний, которые тоже являются мошенниками на страховом рынке? В текущий момент, да, … гарантирует нам якобы выплаты в любом случае. Но если компания разорилась и ушла с рынка? Сейчас есть еще и остаются на рынке большое количество тех компаний, которые в принципе не имеют права страховать либо уже находятся в стадии банкротства. Т. е. это очень серьезная проблема, а о ней почему-то депутаты не говорят. А начинать нужно все-таки нам. Потому что – искореняем причинно-следственную связь, и только после этого действительно говорить о том, что нужно теперь бороться с самими автовладельцами. Если у автовладельца нет возможности, а она действительно отсутствует во многих регионах, то естественно, у нас эта проблема будет подвисать. И одним таким решением, что мы сейчас повысим ответственность, это, конечно, не решить.

Марина Калинина: У нас как-то всегда получается, что давайте накажем сразу и еще повысим штрафы, вместо того чтобы разобраться в проблеме. И полисы-то ОСАГО дорожают же постоянно. Т. е. они повышают цены, но качество этих услуг не повышается. Почему все время автовладельцы-то должны платить и страховым компаниям, и штрафы оплачивать, и т. д.? Что вообще происходит?

Сергей Канаев: Изначально вообще проблема «левых» полисов, таких вот фальшивых, она появилась как раз в связи с подорожанием. В 2015 году. И тогда мы советника по правам человека господина Губина предупреждали и говорили, что такая проблема будет, и она будет очень серьезная. Потому что в данном случае если бы люди действительно были уверены в том, что они получают страховые выплаты, им их гарантируют, и точно так же выдачу страховых полисов, то тогда бы, конечно, это было бы соизмеримо выдаче каких-то услуг. Но так как услуга отсутствует, платить за нее приходится, постоянно повышаются цены, – конечно же, многие люди стали отказываться и переходить либо покупать абсолютно «левые» фальшивки, либо они все-таки страховали в лучший момент, сейчас такая тема есть, в компаниях, которые в данном случае выдают, вот сами выдают эти полисы.

Константин Чуриков: Конечно. Потому что, элементарно, они понимают, что в случае ДТП страховая им ничего не компенсирует. Это, понятно, это все будет формальность.

Марина Калинина: Спасибо. Сергей Канаев, руководитель Федерации автовладельцев России. У нас есть несколько к нам звонков.

Константин Чуриков: Народ хочет высказаться.

Марина Калинина: Валерий нам дозвонился из Московской области. Валерий, здравствуйте.

Зритель: Здравствуйте. Я не согласен с экспертом. Почему вы говорите, что водители должны отвечать? Но если они не покупают водительские права и не покупают страховку, почему добропорядочный и законопослушный водитель должен подвергать свою жизнь опасности, находясь на дороге с таким нерадивым водителем, который где-то купил водительское удостоверение либо страховку? Понимаете, любое повышение штрафа только влечет положительный эффект в плане правил дорожного движения, в том числе и, поверьте мне, тот, кто купил страховку, наверняка имеет хвост не оплаченных заранее штрафов либо огромный багаж так называемых случаев с участием в ДТП.

Константин Чуриков: Валерий, извините, пожалуйста, все штрафы, которые вы, например, как водитель, получали: вы с ними со всеми согласны, с этими штрафами?

Зритель: Я минимальное количество штрафов получал. Особенно когда появились камеры. И никогда не опротестовывал. Потому что, действительно, все было законно зафиксировано. И поверьте мне, ведется борьба не только с фальшивыми страховыми полисами, но и с фальшивыми дензнаками и водительскими удостоверениями. Поэтому ваш эксперт просто не понимает, о чем говорит. Всегда будет спрос у нерадивых водителей на тот или иной подложный документ, включая страховой полис. Поэтому в 7 раз страховка, если увеличат штраф за фальшивую страховку, это действенная мера. А я бы увеличил и в 20 раз. Потому что на дороге не должны появляться те водители, которые ездят с фальшивыми документами.

Константин Чуриков: Можно вопрос: а на что бы вы еще… Просто интересно: на что еще нужно увеличить штраф? Если есть предложения.

Зритель: А прежде всего: почему-то у нас водители начали ездить не по дорожным знакам, мотивируя это тем, что на скорости их не замечают, а по тем камерам, которые они порой уже заранее фиксируют и знают, где можно притормозить. Поэтому вот эта логика, когда они объясняют инспектору ДПС или опротестовывают свои штрафы. Я бы еще побольше нахлобучил в денежном эквиваленте, чтобы не было такой полемики, что нужно им ездить не по правилам дорожного движения, а по тем камерам, которые якобы их незаслуженно и незаконно фиксируют.

Константин Чуриков: Валерий, короткий вопрос: вы в какой сфере работаете? Из какой вы сферы?

Зритель: Я пока не работаю, поэтому вам и звоню. Работать пока некогда.

Константин Чуриков: Я понял. Удачи. Спасибо Валерию. Вот, оказывается, люди…

Марина Калинина: Он кажется сотрудником ГИБДД.

Константин Чуриков: Я тоже думал, что откуда это – из органов госвласти? Вот. Но люди некоторые поддерживают идею повышения штрафа. А что такого, мы открыты ко всем мнениям, Марина.

Марина Калинина: Давайте еще один звонок возьмем. Здравствуйте.

Константин Чуриков: Ольга, здравствуйте.

Зритель: Здравствуйте.

Константин Чуриков: Слушаем ваше мнение по поводу семикратного увеличения штрафа.

Зритель: Я полностью «за». Я полностью «за». Потому что я водитель уже с 30-летним стажем. И вот когда едешь по дороге и встречаешь таких вот «оленей», то всегда боишься не только за свой автомобиль, но еще боишься и за жизнь того, кто находится в твоем автомобиле. Но в то же время наши страховщики должны пересмотреть. Пересмотреть ценники для начинающих водителей. Потому что в основном у нас вот это все происходит, что начинающий водитель должен заплатить не менее 18-20 тыс., чтобы застраховаться. Где у начинающего водителя, которому 18 лет, найдется такая сумма? Это раз. Вот тогда у нас перестанут быть и фальшивые полисы и т. д. Плюс штрафы. Да, штрафы у нас надо увеличить не только за превышение скорости и проезд под камерами и т. д. Но штрафы нам надо еще увеличить за то, что многие едут, не соблюдая знаки дорожного движения. Элементарные знаки движения по полосам. Вот за это нужно штрафовать. А не за стоп-линии и т. д. Вот за такие знаки нужно увеличить. Даже не в 7 раз, а гораздо больше.

Константин Чуриков: Но тогда уж, может быть, еще стоит штрафовать, например, за неустановку светофора на смертельно опасном перекрестке? За отсутствие там пешеходного перехода и т. д.? Вы знаете, вообще штрафовать можно за многое. Спасибо за ваше мнение.

Марина Калинина: Причем всех.

Константин Чуриков: Всех, да. У нас сейчас на связи Андрей Крупнов, директор по отраслевым решениям в страховой компании КРОК. Андрей, здравствуйте.

Андрей Крупнов: Здравствуйте.

Константин Чуриков: Андрей, я правильно понимаю, что вы, конечно же, «за»? Горячо «за»?

Андрей Крупнов: За увеличение штрафов, вы имеете в виду?

Константин Чуриков: Да.

Андрей Крупнов: Нет, я совершенно не «за». Я хотел бы напомнить о результатах эксперимента, который только недавно проводился в Москве. Эксперимент по инструментальному контролю за наличием полисов ОСАГО, когда номера автомобилей сканировались дорожными камерами и водителям приходили пока еще не штрафы, но предупреждения о том, что у них отсутствуют полисы ОСАГО. В результате выяснилось огромное количество людей, которые были то, что называется добропорядочными приобретателями полисов ОСАГО, а как оказалось, они ездили с фальшивками. И по предложению, которое сейчас обсуждается, они должны были бы быть оштрафованы. С продажей ОСАГО просто огромная проблема, заключающаяся в том, что далеко не все водители, которые хотят купить полис ОСАГО, имеют такую возможность. Потому что страховые компании не всегда исполняют требование закона об обязательном страховании, которое, хочу напомнить, является обязательным для обеих сторон договора. И для водителей, которые приобретают полисы в обязательном порядке, и для страховых компаний, которые…

Марина Калинина: Хорошо. А что можно сделать в данной ситуации? Вот вы, как директор по отраслевым решениям в страховании: что можно в этой ситуации сделать? Ведь если выяснилось, что где-то 2-3 млн. человек специально ездят, сознательно, без полиса ОСАГО, не боясь за это заплатить штраф, – то как с этим быть?

Андрей Крупнов: Вы очень правильную вещь сказали. Вот люди, которые ездят сознательно без полисов ОСАГО, они, конечно, должны штрафоваться. И их необходимо побуждать к тому, чтобы они эти полисы приобретали. Но для начала необходимо разделить тех людей, которые сознательно ездят без полисов ОСАГО, и тех людей, которые являются добропорядочными приобретателями, только приобрели они, как оказывается впоследствии, фальшивые полисы ОСАГО. Т. е. в первую очередь должна быть обеспечена система, при которой люди могут купить полис ОСАГО, и это будет подлинный полис ОСАГО, и они будут уверены, что это подлинный полис. Тогда, когда они хотят его купить.

Константин Чуриков: Да. А как, по-вашему, надо штрафовать человека за отсутствие полиса ОСАГО? Если, например, камера это фиксирует. Его нужно штрафовать столько раз, сколько он под этой камерой проедет? Т. е., может, в течение дня раз 10, например. Или как? Или один раз в день?

Марина Калинина: Под другими камерами он проедет за день.

Андрей Крупнов: Да как угодно. На самом деле, с какой периодичностью… Но лучше всего, чтобы штраф был, может быть, не такой большой, как сейчас предлагают, но действительно достаточно регулярный. Под каждой камерой – это уж, конечно, перебор, но как минимум раз в день. И вот если человек выезжает на дорогу, не имея на это законных оснований, а полис ОСАГО является законодательным требованием к водителю, обеспечивающим его право на эксплуатацию автомобиля на дорогах общего пользования, – если у него полиса нет, он должен быть оштрафован. На следующий день выехал без полиса – опять же. Ну вот, примерно так.

Марина Калинина: Но смотрите, тогда и на сегодняшний день получится, если штраф 800 руб., если человек каждый день ездит по одному и тому же маршруту на работу, то у него там около 30 тыс. получится в месяц этих штрафов.

Андрей Крупнов: Вот именно. Этого более чем достаточно. Т. е. повышать штрафы абсолютно бесполезно. Я совершенно не согласен с вашими замечательными зрителями, которые звонили в ваш эфир недавно совсем. Вопрос в том, чтобы штрафы были регулярными и чтобы штрафы доставались именно тем, кому они должны достаться. Т. е. если ты добропорядочный водитель и ты приобрел полис ОСАГО, ты должен быть уверен, во-первых, что этот полис подлинный, и если произойдет дорожно-транспортное происшествие, пострадавший в нем получит возмещение по ОСАГО в соответствии с законом. Если ты действительно не покупаешь полис потому, что не хочешь, по тем или иным причинам, тогда должна наступать административная ответственность или штраф.

Марина Калинина: Спасибо.

Константин Чуриков: Спасибо.

Марина Калинина: Андрей Крупнов, директор по отраслевым решениям для страхования компании КРОК.

Константин Чуриков: А мы продолжаем программу.

Авторизуйтесь, чтобы быстро и удобно комментировать
Авторизуйтесь, чтобы быстро и удобно комментировать
Комментарии (0)