Штраф за громкость

Гости
Юрий Нетреба
юрист в области ЖКХ

Иван Князев: Любителей пошуметь ночью предлагают штрафовать, такая мера предусмотрена в новом проекте Кодекса об административных правонарушениях. Размер штрафа от 2,5 тысяч рублей до 5 тысяч для физических лиц, от 10 до 20 для должностных и от 50 до 100 тысяч рублей для юридических лиц.

Тамара Шорникова: О том, что меры нужно принять на федеральном уровне, говорится давно. Сейчас такое административное правонарушение находится на уровне субъектов федерации. Если региональные власти подписали соглашение с МВД, то полицейские могут прийти, составить протокол. Если нет соглашения, то администрированием занимаются представители региональных или муниципальных структур, а у них, как известно, рабочие часы ночью не предусмотрены, и полиция-то не всегда приезжает.

Иван Князев: Ну да, я представляю, как какой-нибудь работник администрации ночью пойдет составлять протокол... В общем, что изменится после нововведения? Найдут ли управу на буянов? Спросим у экспертов. И вас спрашиваем: вам соседи мешают спать по ночам? Может, мотоциклисты собираются, летом такое бывает, под окнами, компании разные всякие, кто-то ремонт делает? Расскажите, позвоните нам в прямой эфир.

Тамара Шорникова: Да, и как пытались найти управу, получилось или нет.

У нас на связи Юрий Нетреба, адвокат, юрист в области ЖКХ. Здравствуйте, Юрий Викторович.

Юрий Нетреба: Да, добрый вечер.

Тамара Шорникова: Вот, кстати, готовясь к этой теме, тоже читала, пыталась разобраться, вот эти соглашения, которые какие-то регионы подписали с МВД, какие-то не подписали... Честно говоря, меня это немного удивило, потому что, мне кажется, в любом регионе ну если случается какая-то заварушка в твоем многоквартирном доме, кто-то буянит ночью, ты куда звонишь? – в полицию. А что, могут не приехать?

Юрий Нетреба: Да, у них работы сейчас достаточно, вы знаете, что они даже заняты соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и в области пандемии, соответственно, использование масок на лице и т. д.

Тамара Шорникова: Не так немного сформулировала. Да, безусловно, могут не приехать из-за загруженности, или мы знаем, как иногда добираются к нам патрульные машины, – могут официально отказать, сказать, что «мы и не обязаны отвечать на такую вашу жалобу», вот в чем вопрос.

Юрий Нетреба: Ну, вы правильно отметили: там, где не подписано соглашение, выехать выедут, но, как правило, даже заявители сообщают такую информацию, что эти их жалобы передаются в администрацию, то есть не принимается решение процессуальное о привлечении к ответственности, так как это не уполномоченный орган получается. Да, такие ситуации бывают, но как предупредительная мера это все равно действует.

Иван Князев: Юрий Викторович, тут надо разобраться еще с понятием тишины и шума. Вот в этом проекте говорится, что проверяющим не понадобятся какие-то специальные приборы, для того чтобы определить уровень шума...

Тамара Шорникова: Уровень децибелов.

Иван Князев: Да-да-да, децибелов и т. д. Что тогда понимать под понятием шума? Пьянка-гулянка по соседству, ребенок топает, собака лает? На что жаловаться?

Юрий Нетреба: Раздражителей в квартире, конечно же, много. Вы правильно отметили, что весь уровень шума должен быть в средних значениях, предусмотренных санитарными нормами, и измеряется он в децибелах. Привлечение экспертной организации в данном случае для привлечения к ответственности обязательно. Не получится просто со слов сослаться, сказать, что было шумно, необходимо этот уровень доказать. И норма, она в принципе и существовала и существует в Кодексе об административных правонарушениях Российской Федерации, это статья 6.4 «Нарушение санитарно-эпидемиологических требований в жилых помещениях». И на основании этой даже статьи от 500 до 1 000 рублей штраф такой существовал. В данное же время повышается и санкция, и снова вносится попытка единообразить как раз вот этот самый уровень шума. Потому что дети до 2 лет издают плач, и это не относится к видам нарушений, за что можно привлечь к ответственности. Также и строительные работы в экстремальных ситуациях, неотложных ситуациях, их тоже необходимо проводить и в новостройках в том числе.

Иван Князев: Дети и после 2 лет издают плач частенько, ха-ха.

Тамара Шорникова: Ха-ха.

Юрий Нетреба: Да, согласен. Но, конечно, тогда необходимо привлекать, как я сказал, экспертное учреждение, измерить этот уровень шума. Вот мы сейчас с вами разговариваем порядка 60 децибел, в ночное время уровень шума не должен превышать 40 децибел.

Тамара Шорникова: То есть говорить мы должны шепотом?

Иван Князев: Мы сейчас уже громко говорим.

Юрий Нетреба: Ну вот это и есть 60. Гул самолета 120, а болевой порог – это 140. Поэтому человек не может самостоятельно, на свой взгляд или просто произвести звукозапись на свой телефон и определить этот именно уровень звука. Необходимо обратиться или к независимым экспертам, они имеют шумомеры, либо Роспотребнадзор выезжает.

Но вот в нашей ситуации, когда юридические лица ругались, там Роспотребнадзор как раз и сказал, что они могут измерить уровень систематического шума, то есть от производственного оборудования, кондиционирования и т. д., то есть постоянные шумы. Но вот как раз звуки музыки они измерить не смогли, низкочастотные звуки в воздушном пространстве, оказывается, слабо фиксируются, но человек не мог лежать на подушке в гостинице, так как передавались через несущие конструкции, конечно же, дома.

И вот сейчас у вас сюжет про новостройки, это еще одна из злободневных проблем, которая набирает обороты, потому что все застройщики, большинство, сдают сейчас квартиры без отделки, и никакие нормы по шумоизоляции не выполняются застройщиком, как это предусмотрено санитарными нормами. А дальнейшие подрядчики, люди восточных национальностей, даже не напоминают людям, проводят ремонты, и никакой воздушной прослойки даже не оставляют, просто ламинат кладут на сухую стяжку, и, конечно же, все низкочастотные звуки, все падения, движения мебели, стула, шаги – все будет передаваться. Даже уже проблема существует выявления квартиры, в которой обнаружен данный шум...

Иван Князев: ...потому что не понять.

Юрий Нетреба: ...потому что на протяжении 10 этажей этот шум распространяется.

Иван Князев: Ну, там не только низкочастотные, там высокочастотные, и не только в новостройках, но и в старых хрущевках, панельках, потому что кто его знает, чем ночью могут заниматься соседи… (Простите за испорченность.)

Тамара Шорникова: Давайте послушаем телефонный звонок. Здравствуйте. Алло?

Зритель: Здравствуйте.

Тамара Шорникова: Да, Галина, Оренбург, правильно все называем?

Зритель: Да.

Тамара Шорникова: Слушаем вас.

Зритель: Я считаю, что вот этот закон о тишине вообще не работает. После 23 часов должна быть или тишина, или там какие-то допустимые децибелы. Я, например, вот соседка надо мной, она специально, до часа ночи у нее говорит телевизор, а я это слышу, и я не могу уснуть. Я больной человек, инвалид. Я неоднократно обращалась в правоохранительные органы, писали заявление, так они приходят, участковый бегает по соседям и спрашивает «Вам слышно, что вот у нее телевизор работает?» Они говорят: «Нет, конечно». Он даже в соседний подъезд зашел. Я говорю: «Вы что творите-то вообще? Вы еще в соседний дом идите и спросите. Это надо меня спросить!»

Тамара Шорникова: Галина, а вы пробовали без правоохранительных органов, с соседкой договориться, чтобы она пораньше выключала телевизор или потише включала его?

Зритель: Вы понимаете, я пыталась и они пытались, но она настолько вот подлый человек просто...

Тамара Шорникова: «Мой дом – мои правила», да?

Зритель: ...делает это специально, нарочно. А?

Тамара Шорникова: «Мой дом – мои правила».

Зритель: Да, и никакой управы на этих людей нет.

Тамара Шорникова: Хорошо, Галина, спасибо.

Иван Князев: Спасибо, да... Типичная ситуация в наших домах.

Тамара Шорникова: Итого. Вот Галина говорит, сейчас не работает местный закон о тишине, региональный. Вот собираются принять, упорядочить на федеральном уровне этот закон. В Сенате уже сказали, что в новом КоАП предусмотрена такая мера, правда, штраф пока поменьше. Что-то изменит это условно, если все равно, вы говорите, нужно, чтобы приезжали люди с приборчиками специальными, децибелы измеряли, кто этим будет заниматься в регионах? Есть шанс как-то повлиять на ситуацию?

Юрий Нетреба: Ну, как правило, сумма штрафов, конечно, будет пугать людей. Но система доказывания, как я сказал, не меняется, все равно останется тот же самый инструмент сложности, это доказательная база будет составляться из рапортов сотрудников, показаний свидетелей и лиц проживающих. Я бы вот даже нашему сейчас звонящему порекомендовал все-таки написать, изложить письменно все даты, когда были зафиксированы такие случаи, подписать это у соседей, направить именно и в полицию, и в управляющую организацию, которая тоже проводит профилактические разговоры или беседы с этими жителями. Такая неоднозначная работа, но которая позволит пообщаться хотя бы с собственником, найти точки соприкосновения и компромисс, обязательно эту работу необходимо проделывать.

Тамара Шорникова: То есть сколотить армию против нарушителя, да?

Юрий Нетреба: Ну, это не армия, это значит, что человек не выдумывает хотя бы, собрать множественность мнений о том, что звуки все-таки носят не хаотичный характер, а системно нарушение имеется.

Иван Князев: Юрий Викторович, если можно, прямо, буквально, совсем 10 секунд – а когда делают это юридические или должностные лица, например, мусор вывозят в 5 утра, под окнами громыхает мусоровоз, либо вот снег у меня в 11 вечера, почему-то именно в 11 вечера начинают чистить, можно будет воздействовать на них? Прямо совсем-совсем коротко.

Юрий Нетреба: Конечно-конечно. Все необходимо фиксировать, как я сказал, писать это в обращении, указывать даты, с фото- и видеофиксацией обязательно это возымеет смысл. Мы в судебной практике встречали даже, когда граждане обратились в суд за обязанием запретить разгрузку товара, но там решение даже было более интересное – обязали установить резиновые колеса на тележках для перемещения товара.

Иван Князев: Да, понятно. Спасибо большое. Юрий Нетреба, адвокат, юрист в области ЖКХ, был с нами на связи.

Тамара Шорникова: В общем, бери бумажку и иди по соседям.

Иван Князев: После выпуска новостей будем говорить о том, что коронавирус у нас подбирается к детям.

Любителей пошуметь ночью предлагают штрафовать. Поможет ли такая мера?