Оксана Галькевич: Ну а следующая тема у нас вот какая -–несправедливые штрафы и что с ними делать. Если знаете, то, пожалуйста, сейчас набирайте телефон прямого эфира, рассказывайте, делитесь своим каким-то опытом. Дело в том, что больше трети россиян, по их мнению, получали за прошедший год хотя бы один раз дорожный штраф за нарушения, которые они не совершали, так люди считают, либо не согласны с трактовкой государственных органов. 26% водителей сталкивались с несправедливым, по их мнению, решением ведомства до 3 раз, а 4% всего за год получили 4–5 таких несправедливых дорожных штрафа. Дмитрий Лысков: Но при этом подавляющее большинство водителей только возмущаются, но ни разу не пытались эти штрафы оспорить. Из тех автовладельцев, кто все же рискнул, 6% добились справедливости, а еще 5% не сумели. Оксана Галькевич: Ну и вопрос к вам, уважаемые зрители: вы пытались обращаться в суд и оспаривать штрафы, с которыми вы, например, не согласны? Даже если там речь идет не о каких-то крупных суммах, а совсем небольших, вы это делали? Пытались ли вы оспорить штраф, «да» или «нет», ваши ответы мы принимаем до конца этого часа, потом подведем итоги. А на связи с нами сейчас Ян Хайцеэр, вице-президент Национального автомобильного союза. Здравствуйте. Дмитрий Лысков: Здравствуйте. Ян Хайцеэр: Добрый день. Дмитрий Лысков: Ну что ж, почему такие цифры? Вот мне больше всего интересно, 5% не смогли оспорить, 6% смогли, а остальные вообще ни при чем? Ян Хайцеэр: Ну, здесь есть несколько причин. Начнем с первой, когда мы говорим о тех, кто никуда не пошли. Самое важное: сумма вроде бы небольшая, хотя сегодня любая денежка для всех значимая. И так как это связано с большим количеством времени, а также с платными парковками, где надо подъехать к подразделению ГИБДД, а она там платная или вообще запрещена... В общем, много-много проблем вот такого характера. Второе, когда правонарушение происходит или, вернее, фиксируется в другом регионе. Человек считает его несправедливым, сумма даже может быть побольше за какое-нибудь такое превышение, очень большое превышение скорости или еще что-то. Но суд будет рассматривать в том регионе, где совершено правонарушение, соответственно, выезд туда, это средства, гостиница и так далее, и тому подобное, все это серьезно превышает сумму, которая выставлена, даже незаконно или, грубо говоря, вы не согласны с ней, нежели чем цифры, то есть ваши расходы превысят сумму этого штрафа, может быть, многократно. Оксана Галькевич: Смотрите, но здесь ведь ситуация-то обоюдная на самом деле. Вот есть некая часть людей, которые считают, что штрафы они получили несправедливо. Есть система, которая эти штрафы выписывает... Дмитрий Лысков: ...и вроде бы тоже несправедливо. Оксана Галькевич: ...и знают о существовании этого, так скажем, недовольства некоторого среди людей. Система в принципе тоже ведь должна быть заинтересована в совершенствовании самой себя, совершенствовании собственной работы, правда, ну зачем нам все вот это вот лишнее напряжение во взаимодействии. Поэтому я хочу спросить: а какие-то исследования, которые опираются не просто на субъективные оценки людей, которые мы сейчас в начале привели, а какие-то исследования другие, они ведутся? Какие-то работы и шаги предпринимаются, чтобы эта ситуация менялась, чтобы недовольных становилось меньше, чтобы можно было проще опротестовать? Ян Хайцеэр: Хочу вас расстроить: глобальных шагов для этого не сделано. Хотя один правильный шаг сделан, когда вы можете уже подать свое прошение (прошу прощения за такое вот слово, именно прошение или требование) на сайт Госуслуг, если вы там зарегистрированы, и тогда уже этот процесс будет происходить автоматически. Это уже ситуацию упрощает. Главное это сделать не позднее чем по истечении 10 дней с момента получения выписанного штрафа, здесь надо отследить этот момент, иначе после уже бороться бесполезно. Но система не может все это переварить, и она на самом деле не заинтересована в том, чтобы вы противостояли этому или сопротивлялись, потому что большое количество денежных знаков, которые попадают в бюджет, весьма приятны государству, может быть, неприятны нам, но все-таки государство заинтересовано в этих суммах, потому что это такая серьезная статья. Дмитрий Лысков: Но все-таки не совсем понятно, на Госуслугах получилась такая прекрасная возможность опротестовывать штрафы, а вы говорите, что государству это невыгодно. Как одно с другим сочетается? Ян Хайцеэр: Ну, для того чтобы снять некоторое напряжение, потому что штрафы несправедливые достаточно часто возникают, вот напряжение таким образом снято. Но тем не менее в массовом порядке, к сожалению большому, люди не обращаются к этому механизму, и это проблема уже не государства, а проблема людей, это их знание закона, знание своих прав, и, собственно говоря, они должны были бы пользоваться теми возможностями, которые им предоставляет государство. Но, к сожалению... Оксана Галькевич: Вы знаете, у нас получается так, что не только незнание законов не освобождает от ответственности, а и знание законов тоже зачастую от ответственности не освобождает. Ян Хайцеэр: Совершенно верно. Оксана Галькевич: Попробуй добейся чего-нибудь. Ян Эрнстович, у нас есть звонок, давайте вместе выслушаем зрителя, Валентин дозвонился. Валентин, откуда вы? Здравствуйте. Дмитрий Лысков: Здравствуйте. Зритель: Новосибирская область, Валентин. Оксана Галькевич: Новосибирская область, отлично. Ваш опыт? Зритель: А опыт простой. Еду по трассе, стоит знак «70», таблички зоны действия этого знака нет. Доезжаю до перекрестка в соответствии с правилами дорожного движения, увеличиваю скорость до 90, а там стоит фиксационная эта... Дмитрий Лысков: ...камера. Зритель: ...камера. И буквально через неделю приходит штраф... Оксана Галькевич: Письмо счастья. Зритель: ...за превышение скорости. Оксана Галькевич: Так. Зритель: Обращаться в суд? Сельская местность, это нужно ехать либо в район, либо в этот, в область, вот. Звоню в ГИБДД: «Обращайтесь в суд», – и получается замкнутый круг. Вот товарищ говорит, что мы не знаем законов, – мы знаем законов, тем более я уже за рулем более 45 лет, вот, знаю правила дорожного движения. Но чтобы добиться справедливости, вы знаете, проще мне заплатить этот штраф 300 рублей, чем потратиться, там еще нужно заплатить пошлину, вот... Оксана Галькевич: Валентин, а много прилетело-то? Скажите, штраф-то большой прилетел? Зритель: 500 рублей. Оксана Галькевич: 500 рублей, ну это на самом деле нормально так... Дмитрий Лысков: Солидная сумма, солидная сумма. Оксана Галькевич: Но, Валентин... Зритель: Ну, большой не большой, тем более у нас в районе, говорят, или в области, предел 20, а у нас установили камеры на предел, если я еду 70, то, может, 80 я еще могу, а 90 уже я попадаю под зону действия знака. Оксана Галькевич: А мы сейчас узнаем у нашего эксперта... Зритель: Вот это и получается... Оксана Галькевич: ...что это за ситуация такая. Это что это, у нас официально еще, Ян Эрнстович, вот этот лимит 20-километровый не снижен до 10, почему так? Ян Хайцеэр: Нет, слава богу, лимит не изменили, лимит по-прежнему 20 километров в час, хотя, конечно, вводить этот лимит, это погрешность, погрешность самой камеры. Но вы можете, вы должны были бы тогда обратиться в суд, потому что есть немалое количество камер, которые, я мягко так скажу, работают некорректно, соответственно, люди не знают об этом. Мало того, перед камерой должен стоять определенный знак, который вас предупреждает о том, что там работает камера. Если такого знака нет, то, собственно, вы тоже можете обратиться с претензией. На самом деле, как правило, проще решить это в территориальном органе ГИБДД, нежели чем в судебном, потому что суд очень часто принимает сторону сотрудника ГИБДД, который поставил печать. Здесь же есть еще одна проблема, когда такие штрафы выписываются в массовом порядке. Эта проблема заключается в другом, когда на вот этот протокол, который оформился автоматически, собственно говоря, и инспектор ставит свою подпись автоматически, не читая, у него просто нет времени на это, он не изучает ничего. Дмитрий Лысков: Ну то есть поставили человека, который должен в принципе контролировать как раз хотя бы просто разумность этого штрафа, а он автоматически подписывает и... Ян Хайцеэр: Конечно, конечно. Ну представьте, вы делаете 50 операций в минуту, вы не можете прочитать и изучить 50 протоколов и справедливо поставить эту подпись. Поэтому подложные знаки, по которым приходят письма счастья, плохая погода, ну здесь уже корректировки, конечно, приняты, но вы тоже должны спорить, непоставленный знак предупреждающий и так далее, и так далее, и так далее, таких ситуаций очень много. И опять люди не хотят ведь... Оксана Галькевич: Да, ситуаций много. Да вы понимаете, ну вот представьте себе нашего Валентина, зрителя, который рассказывал из Новосибирской области, в сельской местности человек живет, это вот он проехал, понимаете, там знак, дальше там куда-то он в село себе уехал, это чтобы доказательно опротестовать эту историю, это же, елки-палки, надо расследование целое провести: надо оценить эту камеру, не дай бог там погрешность не погрешность, надо вернуться, я не знаю, к этой камере на перекрестке, есть там знак или нет этого знака, это надо зафиксировать... Ну елы-палы, это вот надо нам самим все время доказывать, что мы, что называется... Ха-ха. Ян Хайцеэр: К большому сожалению, именно так, и поэтому люди не идут и не спорят, не оспаривают штрафы. И в результате с нашего пассивного соглашательства так и происходит, это 99,9%. Оксана Галькевич: И ощущение вот какое-то... Да. Ян Хайцеэр: Только когда речь идет о крупных штрафах или принципиальной позиции человека, вот эта принципиальность срабатывает, и даже за 300 рублей есть кто борется за свои права, и это правильно. Чем больше таких прецедентов, тем лучше. Оксана Галькевич: Ой, да... Денис из Омска у нас сейчас в прямом эфире. Здравствуйте, Денис, мы вас слушаем внимательно. Зритель: Здравствуйте. Оксана Галькевич: Здравствуйте. Зритель: А как их оспаривать, штрафы? В том плане, что... Вот у меня недавно случай, буквально недельной давности, получаю, из мирового суда уже приходят повестки явиться на суд, хотя я по базе ГИБДД проверяю еженедельно все свои штрафы, что оплатить. Мне проще, получается, оплатить половину, чем всю стоимость штрафа, получается. Оксана Галькевич: Вот так. Зритель: А зачем? А в суд приехал, они даже со мной разговаривать не стали, они мне: «А что вы не оплачиваете? А зачем? Вот вам...» Дмитрий Лысков: Ну это та же самая история, проще заплатить, чем... Спасибо, Денис. Оксана Галькевич: Спасибо, Денис. Такой крючочек на самом деле, проще и быстрее рассчитаться, чем там в суде как-то время тратить. Спасибо большое. Я прошу прощения... Дмитрий Лысков: Ян Эрнстович, спасибо. Оксана Галькевич: ...времени, к сожалению, не остается на продолжение этого разговора. Ян Хайцеэр: Всего доброго. Оксана Галькевич: Подведем итоги нашего опроса. Спрашивали, пытались ли вы, друзья, оспаривать штрафы, – 38% у нас есть таких принципиальных зрителей, они действительно пытались это делать... Дмитрий Лысков: ...но 62% не пытались. Оксана Галькевич: Друзья, спасибо всем, кто был сейчас с нами. Прощаемся ненадолго на выпуск новостей, после вернемся и поговорим вот о чем, нужна ли нам идеология в стране, очень снова об этом активно заговорили после случая в Казани. А может быть, нам нужна национальная идея? А может быть, просто мировоззрение иное? Дмитрий Лысков: Не переключайтесь, скоро вернемся.