Сима Мусатова: Дружба с начальством может быть только вне рамок рабочей зоны
https://otr-online.ru/programmy/segodnya-v-rossii/sima-musatova-druzhba-s-nachalstvom-mozhet-byt-tolko-vne-ramok-rabochey-zony-59156.html
Петр Кузнецов: «Дружба работе не помеха», – Тверская область. «Друзей, как правило, находят до 30, а после – знакомых и приятелей», – Зоя знает, о чем говорит, потому что Зоя (она подписалась), ей 70 лет, она из Томска.
Мария Карпова: Вот у нас мы приводили в пример статистику, что вот программисты не самые дружелюбные люди между собой. Нам написали: «Про программистов вы зря, я сам программист, и, если нужна была помощь, никогда не отказывался. И баню после пожара разобрать, и с переездами из квартиры помочь, и со строительством на дачном участке поучаствовать. И не зависит – начальник ты или подчиненный».
Петр Кузнецов: Ой, как стыдно, я еще программистов показал, юристы позвонили, опровергли. Нет, ну это просто опрос – один из. И, собственно, у нас свои опросы, у нас свои реальные цифры, у нас свои реальные истории, так что мы, конечно, вам верим.
«Если все в одинаковых условиях и нечего делить, то дружат, а если зарплаты разные, зависит от того, с кем общаешься, то никакой дружбы не будет». Ну логично, эта формула из Ленинградской области.
Мария Карпова:«Дружить не надо в коллективе, отношения между людьми должны быть положительными». «Многое зависит от руководителя, если коллектив, – или ты это читал? – Если коллектив возглавляет порядочный человек, то и подчиненные не нарушают моральные и юридические нормы».
Петр Кузнецов: Не читал, но это еще одна смс-ка о порядочности.
Мария Карпова:С нами на связи Сима Мусатова, бизнес-тренер.
Петр Кузнецов: Приветствуем вас, здравствуйте.
Сима Мусатова: Доброе утро.
Мария Карпова: Сима, здравствуйте. Все-таки как правильнее выстраивать отношения, как правильнее сказать: «У меня есть друзья на работе», или «У меня на работе с коллегами хорошие отношения»?
Сима Мусатова: Я убеждена, что дружить можно в том числе и в рабочем коллективе, и иметь хорошие дружественные отношения с коллегами. Поэтому скорее всего уместно будет сказать, что у меня есть хорошие друзья и приятели на работе.
Мария Карпова: А насколько тип работы влияет на отношения на работе?
Сима Мусатова: В каком смысле?
Мария Карпова: Ну вот мы приводили статистику, что программисты между собой не дружат, а медсестры, например, дружат. Вот почему такая разница? Это только связано с тем, что, ну понятно, там программисты в основном сидят за компьютером, действительно. Только с этим?
Сима Мусатова: Я думаю, что тип работы имеет непосредственное влияние, поскольку программисты действительно больше увлечены и заняты работой с компьютером, а медсестры и похожие, схожие какие-то профессии, связанные с коммуникацией, с постоянной работой с людьми они подразумевают коммуникацию и более тесную и глубокую внутри коллектива. Я думаю, что прежде всего это связано с этим, и тип профессии, тип рода занятости никаким образом не влияет на возможность иметь дружественные отношения на работе.
Петр Кузнецов: Скажите, пожалуйста, можно ли наладить отношения искусственно? Почему искусственно, потому что согласитесь, тимбилдинги и всякие другие вылазки ну это может идти против воли многих коллег, ну у которых не сложилось. Вряд ли тимбилдинг, два, три, серия, поможет это сделать. Или поможет?
Сима Мусатова: Безусловно. Тимбилдинг – это лишь инструмент, который направлен на сближение команды, на усиление каких-то сторон. Стоит еще отметить, что тимбилдинги есть еще не только командные, выездные, когда люди в связке делают определенные задания, решают какие-то кейсы, но есть тимбилдинги, посвященные, например, достижением коллектива, когда руководитель отмечает достижения сотрудников и обсуждает в принципе рост компании и перспективы, ну также и негативные стороны.
Я убеждена, что тимбилдинг искусственным путем, как вы правильно отметили, не сможет наладить и создать какую-то дружественную связь между людьми, у которых возникла неприязнь изначально.Но тем не менее, такого рода мероприятия они позволяют нивелировать, сглаживать углы, и позволяют коллегам, даже тем, которым друг с другом не очень приятно взаимодействовать, находить какие-то точки соприкосновения, поскольку работа есть работа. И личную неприязнь скорее стоит оставить за пределами рабочего кабинета, а на работе заниматься работой.
Мария Карпова: В каких случаях все-таки такая крепкая дружба может помешать рабочим отношениям? Вот, например, даже если коллеги подружились не на работе, а, например, близкий друг пришел вот уже в коллектив?
Петр Кузнецов: Помог, помог чуть-чуть ему устроиться.
Мария Карпова: Помог, привел друга, да.
Сима Мусатова: А в чем вопрос? Если друг устроил друга, то что?
Мария Карпова: Ну не потеряют ли они вот эти дружеские отношения, не будут ли они отвлекаться тоже?
Петр Кузнецов: Да, потому что эта дружба зародилась до вот офиса.
Сима Мусатова: Стоит отметить, что, вероятно, может быть предвзятое отношение в плане… более лояльное, скажем так, если коллеги имеют различные статусы на работе. Но я уверена, что опять же все зависит от человеческих качеств и от умения выстраивать вообще в принципе человеческие, дружественные отношения – неважно, либо на работе, либо вне работы.
Изначально человек обладает навыком выстраивания коммуникаций, дружных связей, и затем либо он может перенести это в рабочую сферу, либо нет. Все зависит исключительно от человека.
Мария Карпова: Что скажете про дружбу с начальством? Тоже коллеги?
Сима Мусатова: Тонкий, тонкий вопрос. Здесь скорее я скажу, что дружба с начальством может быть вне рамок рабочего кабинета, вне рамок рабочей зоны, поскольку существует все равно определенная статусная иерархия, и необходимо выдерживать определенные позиции на работе, и никаким образом не высказывать это в рабочем коллективе, потому что как раз такая дружба, такое более лояльное отношение к одному человеку из коллектива может вызвать недовольство других. Поэтому дружить с начальством…
Петр Кузнецов: Ну вот как раз многие руководители считают, что если коллеги не дружат, конкуренция будет выше, и работать в целом коллектив будет намного лучше.
Сима Мусатова: Я не могу здесь сказать точно, насколько это убеждение верно. По моему опыту, когда дружный дух есть в коллективе – это всегда наоборот помогает в работе, это помогает справляться с задачами, это позволяет коллегам понимать, что они могут положиться на свою команду и вместе решить какую-то задачу сложную.
Петр Кузнецов: Еще один, знаете какой, случай хочется с вами разобрать – возможно ли сохранить нерабочие, теплые отношения, дружеские отношения после того, как один из коллег пошел на повышение, другой остался на своем посту?
Сима Мусатова: Я думаю, что можно это сделать. Опять же возвращусь к своему предыдущему тезису – если люди умеют выстраивать коммуникацию вне работы, то они могут транслировать это умение на рабочие отношения.
Если вы можете в жизни порадоваться за друга или за близкого человека, у которого получилось продвинуться по карьерной лестнице, либо получить какие-то другие дивиденды, то в принципе и в рабочей атмосфере вы можете тоже порадоваться за коллегу.
Мария Карпова: Сам начальник может улучшить атмосферу в коллективе?
Сима Мусатова: Безусловно, безусловно. У меня есть у самой команда, и я, как руководитель убеждена, что все идет с головы. Как руководитель выстроит коммуникацию, какую атмосферу он задаст, какие ценности он будет нести своему коллективу, такая атмосфера и будет царить.
Мария Карпова: Ну может быть дадите несколько советов?
Петр Кузнецов: Но при этом, чтобы еще и границы выстроить, чтобы это совсем не превращалось в посиделки домашние?
Сима Мусатова: Безусловно, никаких домашних посиделок. Работа есть работа. Основные советы, основные тезисы, которые я хотела бы озвучить – это обязательно обратная связь внутри коллектива, и между руководителями и подчиненными всегда нужно получать обратную связь о том, доступна ли задача, все ли понятно, какие есть сложности, нужна ли какая-то помощь.
Так же и со стороны сотрудников обязательна обратная связь для руководителя о том, как они воспринимают атмосферу, задачи и в принципе свою работу.
Так же безусловно важно уметь помогать, принимать эту помощь, грамотно выстраивать коммуникации тоже безусловно очень важно. Важно проводить собрания, важно озвучивать и оговаривать рабочие моменты, важно поощрять своих сотрудников, обязательно подчеркивать их достижения и в случае каких-то провалов, неудач обязательно стоит разобраться, прежде чем рубить сплеча.
Петр Кузнецов: Спасибо.
Мария Карпова: Спасибо большое.
Петр Кузнецов: Спасибо. Вот такой комплекс мер, да, пользуйтесь, уважаемые телезрители.
Мария Карпова: Сима Мусатова, бизнес-тренер была с нами на связи. «Дружите ли вы с коллегами?» – спрашивали мы у вас весь час. 56% ответили, что да, 44 – нет.
Сима Мусатова: Дружба с начальством может быть только вне рамок рабочей зоны