Сергей Галактионов: Сегодня любой руководитель должен понимать, что не меняться – это путь к смерти предприятия, а не его сохранению

Гости
Сергей Галактионов
руководитель проектов Ассоциации образовательных учреждений потребительской кооперации

Оксана Галькевич: Ну и наша следующая тема, друзья – скажем так, навыки коллективизма в помощь бизнесу. Будем говорить о кооперации, о том, как это помогает в ведении бизнеса. У нас в студии сегодня Сергей Галактионов, руководитель проектов Ассоциации образовательных учреждений потребительской кооперации. Здравствуйте, Сергей.

Сергей Галактионов: Добрый вечер, Оксана.

Оксана Галькевич: Прежде всего два слова о вашей ассоциации.

Сергей Галактионов: Ассоциация – это орган, это объединение учебных заведений кооперативных, которое является таким синергирующим органом, объединяющим, которое помогает инициативы сетевые, коллективные продвигать в формате рыночных активностей. Сейчас в России довольно много образовательных учреждений кооперативных, их более 70; это и высшие учебные заведения, и средне-профессиональные, которые в различных регионах занимаются… кооперативного дела, предпринимательством и так далее.

Константин Чуриков: Условно говоря, вы учите предпринимателей будущих и нынешних каким-то образом объединяться: один собирает шишки, другой их упаковывает в баночки, третий куда-то отвозит?

Оксана Галькевич: Продает.

Сергей Галактионов: Вопрос, можно ли научить предпринимательству. Этому, безусловно, можно научить как навыку предпринимательского мышления и так далее, но мы в этом помогаем. Сама Ассоциация – не учебное заведение: …, и мы с ними работаем, они работают в нашей среде.

Константин Чуриков: Ну тогда давайте посмотрим для начала сюжет, чему же учат представителей бизнеса и как прошел в Москве форум представителей кооперативного образования.

СЮЖЕТ

Константин Чуриков: Сергей, все-таки поясните. Вот изготавливают там девушки чак-чак, замечательно изготавливают; колбасу из конины и так далее. Зачем им нужно это какое-то кооперативное образование?

Сергей Галактионов: Давайте начнем с другого конца – я думаю, это будет более корректно.

Константин Чуриков: Давайте.

Сергей Галактионов: В первую очередь это студенты и преподаватели различных ВУЗов, техникумов и колледжей. Кооперация исторически – это, наверное, одна из самых, если не самая старая организация в стране, которая занимается коммерческой деятельностью. Она началась еще с декабристов в Забайкалье и являлась на протяжении долгого времени одной из главных или ключевых предпринимательских активностей в союзе, потому что тогда в кооперативных магазинах, предприятиях все и предстало, именно они помогали зарабатывать деньги для той самой реиндустриализации. И эта система, разросшаяся с одного кооператива, с артели в Забайкалье декабристской, в XIX веке представляла собой довольно мощную структуру во всех регионах, в том числе со своими собственными профстандартами, которые обслуживались по… системе образовательной. То есть под предприятия, политические общества, союзы они создавали колледжи, техникумы, институты, которые занимались обучением специалистов по различным спецификам, нужным для кооперации. Начиналось это все в начале XX века с курсов кооперативных и вылилось в учреждение, которое… бухгалтеров специальных, товароведов и так далее под нужды традиционных кооперативных профессий и специальных организаций.

Оксана Галькевич: Так чему все-таки там учат? Вот начало в чем? Бизнес-проект, как его написать, как рассчитать, так скажем, доходность вашего предполагаемого бизнеса? Что вообще, как платить налоги? О чем в этих курсах, в этих образовательных продуктах идет речь?

Сергей Галактионов: Вот и этому в том числе. Давайте я сейчас сразу разделю на то, что было на форуме, на два трека – даже, наверное, на три сразу. Первый трек – это трек, который… кампус: в нем собирались студенты и преподаватели, которые создают новые бизнес-проекты. Причем если взять традиционное, то, что на слуху – IT, не IT – у них проекты преимущественно в сферах традиционных, от заготовки продуктов до их продажи клиенту. Второй трек – он называется "…Центр союз" – это трек для преподавателей, которые разрабатывают новые образовательные продукты, в том числе и продукты, которые помогают обучать предпринимательству. Предпринимательство не ограничивается бизнес-планом и налогами, безусловно – это только одна из форм; оно в первую очередь находится в мышлении, возможности адаптироваться, выдвигать гипотезы и так далее. И для всего этого нужны новые форматы преподавания, потому что… Сейчас это не секрет, традиционные лекционные, аудиторные занятия уходят в прошлое, и новые проектные форматы для студентов, для предпринимателей, для выпускников ВУЗов и для школьников становятся более актуальны. И третье событие в рамках форума – это открытый финал "Чемпионата профессий", на котором соревновались те самые представители традиционных кооперативных специальностей (товароведение, коммерция, реклама и технологии продуктов питания) в совершенстве своего профессионального дела и предпринимательского мастерства.

Оксана Галькевич: Вы такой инструмент, собственно, сейчас описали, который призван оказывать помощь людям, которые, может быть, приходят в бизнес без какого-то специального образования, да? Малый бизнес, средний бизнес – для этого сегмента экономической активности?

Сергей Галактионов: Да. Причем преимущественно традиционного: заготовка продукции, засушка ягод, выпечка хлебов и так далее.

Оксана Галькевич: Вот, кстати, спрашивают, какой отрасли у вас больше представлено бизнесменов (вопрос из Нижегородской области).

Сергей Галактионов: Это хороший вопрос. Я бы сказал, что это как раз-таки кооперативный, если можно сказать, что это именно отрасли.

Оксана Галькевич: Вы имеете в виду занятость, видимо, каких проектов больше? – больше ли у вас пекут хлеб, собирают шишек или компьютеров.

Сергей Галактионов: … или в кооперации?

Оксана Галькевич: В кооперации.

Сергей Галактионов: Мне кажется, там много всего. Там вообще, на самом деле, региональная специфика играет доминирующую часть: то есть в Краснодаре больше пекут хлеба, а где-нибудь в Сибири заготавливают ягоды. Потому что это все в том числе в регионах идет.

Константин Чуриков: Вы знаете, я вот в сюжете обратил внимание на то, что там были некие мастер-классы, программы обучения (например, "Продвижение товара", "Продвижение бренда"). Но мне кажется, это такая вообще даже самостоятельная отрасль, и вряд ли можно человека в рамках там нескольких дней обучить этой сложной науке, потому что здесь целая цепочка: маркетологи, рекламные агентства, пятое-десятое. Как объять необъятное и объяснить вот этому небольшому, скажем так, предприятию, его представителям, как они могут свои шишки, свое варенье рекламировать?

Сергей Галактионов: В первую очередь это были студенты. Студенты и преподаватели. На самом деле, если посмотреть немножко шире, то все товары, которые идут в кооперации преимущественно сейчас до сих пор (хотя есть позитивные сдвижки уже), они довольно традиционные и упакованы не всегда по мировым стандартам. И первый, кто может изменить – это, на самом деле, студенты, которые находятся в тренде. Для них преимущественно важна поисковая активность. Студенты на самом деле со всеми разбираются очень быстро, и мы на форуме за 4 дня видели разительные перемены в том, как продукт упаковывается и представляется. Буквально за 4 дня спрототипировать можно любую упаковку, которую потом докрасить, допилить и так далее, чтобы она была круче, но главный посыл о том, какой клиент, какой продукт, как это соединить, на форуме за это время они сумели в ходе очень плотной, интенсивной 4-дневной работы (не только мастер-классы, но и в первую очередь в своей собственной работе с модераторами и экспертами) сделать.

Оксана Галькевич: Целевая аудитория, понять, для кого ты работаешь.

Сергей Галактионов: Да, в первую очередь. Это очень важно.

Константин Чуриков: Но как все-таки, Сергей, разорвать эти шаблоны, чтобы, скажем так, предприниматели, которые привыкли к каким-то таким ремесленно-кустарным способом делать и, естественно, которые тоже нацелены на максимальную выгоду – как все-таки им объяснить, что нельзя на этом экономить? Или они своим руководителям как-то могут объяснить? Потому что всегда найдется Иван Иванович, который скажет: "Слушай, мы и до этого продавали нашу продукцию, и все было неплохо, и в прежних баночках ее брали. А сейчас я буду, как ты мне это все говоришь, я потрачу больше денег – зачем мне эта более дорогая баночка?"

Оксана Галькевич: Или зачем мне этикеточку ровно-то приклеивать, и так возьмут.

Сергей Галактионов: На самом деле на предприятиях, как раз-таки, мне кажется… просто потому, что там проект – это мир цифр. И эти цифры нужно обосновывать и исследованиями, и примерами, и результатами. И студенты, которые были на форуме, и преподаватели одновременно участвовали в различном ряде активностей и номинаций. Некоторые были с исследованиями как раз-таки о том, как быстро и эффективно исследовать региональный рынок той или иной продукции, а другие прототипировали, учили способы быстрого расчета эффективности тех или иных мероприятий по продвижению товаров, по их иному содержанию и переработке, для того чтобы экономически это обосновывать. Потому что в любом случае сейчас рынок меняется очень быстро, и экономика меняется еще быстрее, и здесь нужно быть актуальным. Любой руководитель уже понимает, что не меняться – это скорее всего путь к смерти предприятия, а не к его сохранению.

Оксана Галькевич: Реагирует наш СМС-портал на все высказывания, которые так или иначе звучат в этой студии. Вот, например, из Пензенской области только что пришло сообщение, что "все эти умные речи далеки от реальности, жизнь проще; все угробили – в свое время кооперативы были, колхозы, торговля, а сейчас ничего нет". Действительно, вот такая вот ситуация в последние 25 лет – пришлось…

Константин Чуриков: Ну как все-таки, Сергей, разорвать эти шаблоны…

Сергей Галактионов: С нуля или не с нуля…

Оксана Галькевич: Как в динамике ситуация я у нас выглядит?

Сергей Галактионов: Ну, ситуация была сложная, безусловно. Но сейчас она… Цензсоюз – главный орган, в который входит… Это союз всех союзов кооперативов, если можно сказать условно. Он сейчас проводит очень много мероприятий и активностей по изменению ситуации. И в первую очередь, да, возможно, все проще, кому-то кажется не таким уж сложным. Но главный орган в нашем понимании, который может изменить – это именно молодежь, которая сейчас выходит и в рынок бизнеса, и в рынок кооперации. Именно они – те драйверы изменений, которых мы собирали на форуме: это более 500 лидеров из 56 регионов страны, которые приехали уже не как просто слушатели, а как лидеры проектов, готовые к изменению. И у них уже есть, что внедрять.

Константин Чуриков: Среди наших зрителей есть немало и предпринимателей – тех, у кого малый бизнес, средний бизнес. Будет интересно, если вот вы позвоните в студию и расскажете о том, как сегодня живет, развивается ваше дело – 8 800 222 00 14. Сергей, вы знаете, мы в последнее время – и не только мы, в принципе – из серии, знаете… Отовсюду мы слышим стоны; мы часто слышим о том, как закрываются большие предприятия, что бизнес низкорентабельный, там задушили налогами, тут невозможно работать. Какие, скажем так, интересные формы ведения бизнеса вы предлагаете? Какие способы максимальной экономии на издержках вы предлагаете? Какие, что называется, секреты вы открываете своим слушателям?

Сергей Галактионов: Ну конкуренция – это то, что есть на рынке – это неплохо. Но ситуация с малыми предприятиями в ряде регионов, конечно, довольно печальна, хотя тоже меняется. Мы в первую очередь предлагаем современные технологии работы, в том числе упаковки и организации дела. Студенты прорабатывают с преподавателями новые форматы, подходы к предпринимательству, в том числе одно из самых популярных сейчас в мире – стартап, когда они выдвигают гипотезы, которые проверяют, но в целом кооперация как форма является довольно эффективной для многих видов деятельности, которые сейчас довольно хорошо живут в некоторых регионах.

Константин Чуриков: Это в каких именно?

Сергей Галактионов: Если брать примерами, то северные регионы, сибирские – в них много предприятий кооперативных, которые занимаются заготовкой трав, ягод, особенно дикорастущих, используемых в аптекарской промышленности, фармацевтике, пищевой промышленности. Это высоко… продукты, на самом деле. И они довольно эффективно выходят на рынки, на них большой спрос, в том числе и на экспорт. Краснодарский край – там довольно сильные хлебобулочные комбинаты, которые там тоже кооперативные и тоже развиваются. Региональные… играют доминантную роль.

Оксана Галькевич: У нас есть звонок из Воронежской области от Анатолия – давайте его послушаем, может быть, какой-то вопрос. Анатолий, здравствуйте.

Зритель: Здравствуйте.

Константин Чуриков: Добрый вечер.

Зритель: У вас очень интересная передача, я смотрю, о кооперации. У нас в Воронежской области много очень пчеловодов, занимаются пчеловодством, продукции очень много. Мед в основном – это шипов лес. И мы не можем его реализовать, тут хотя бы по элементарной цене – скупщики как сговорились: 80 рублей килограмм. Что нам делать, пчеловодам?

Константин Чуриков: Сергей, в коротком формате можете проконсультировать?

Сергей Галактионов: Я могу сказать очень просто. На самом деле нужно искать выход на новые рынки, это раз, если со скупщиками проблема. А второе – это искать новые форматы и формы продукта. Потому что можно далеко не ходить и приводить примеры с Урала: я знаю ряд предпринимателей, которые тоже активно участвуют именно в таких активностях, как у нас, в форумах, мероприятиях. И они используют новые виды упаковки для меда, и с помощью…

Оксана Галькевич: Это все предполагает определенные ведь инвестиции, согласитесь. Новые формы продуктов, новые консистенции меда, всевозможные сейчас модные муссы, добавки ягод, дикоросов и прочего – это уже определенное оборудование, которое часто привозится из-за границы. А это денежки, это инвестиции, финансирование.

Константин Чуриков: Анатолий, наш зритель, может быть, не потянет.

Сергей Галактионов: Ну если так подумать, то тогда можно вообще ничего не делать. А можно найти, с кем скооперироваться, собрать капитал, для того чтобы эти инвестиции найти и развиваться.

Оксана Галькевич: Хорошо, Сергей. Вот вы говорите, студенты, молодые люди приехали к вам из разных регионов, это замечательно. А вот нам сейчас позвонил, судя по голосу, далеко уже не студент. Есть какая-то кооперативная, так скажем, бизнес-идея у людей, имеют проблемы, не знают, куда с ней пойти. Может быть, им нужно что-то посоветовать, как искать эти самые новые рынки сбыта, как искать новые формы продуктов. Вы такого рода консультационную помощь оказываете людям?

Сергей Галактионов: Мы такого рода помощь не оказываем, но зачастую многие учебные заведения оказывают и в формате курсов, и в формате просто консультаций по тем или иным видам деятельности. Я не могу сказать точно, есть ли у нас в Воронежской области учебное заведение, потому что их довольно много, и я уверен, что на самом деле там что-то должно быть, но я бы предложил обратиться в кооперативную организацию образовательную, для того чтобы либо сделать проект со студентами совместный по тестированию новых форматов, либо получить консультацию и понять, какими можно новыми способами эффективными либо сэкономить на производстве, чтобы уйти в более низкую себестоимость, либо сделать продукт, который будет просто стоить дороже.

Константин Чуриков: Сергей, вот вы предложили в принципе правильную, но очевидную вещь – искать новые рынки сбыта. А как искать? Вот пчеловод, он у себя на пасеке в Воронежской области. И каким образом ему это сделать? Ведь такого рода данные – это же серьезная информация, за нее тоже надо платить, это маркетинг, это рынок.

Сергей Галактионов: Для того чтобы искать рынок, его нужно просто для начала искать. И я скажу, что в информационном мире Гугла, Яндекса и доступа к информации повсеместного начать искать поиск рынка сбыта не так сложно: достаточно найти доски объявлений и там информацию размещать. Для этого, безусловно, могут подойти новые компаньоны, какие-то проектные инициативы, активности молодежи, которые помогут эти рынки искать. Но я не вижу проблемы в том, чтобы искать рынок сбыта.

Оксана Галькевич: Пришло сообщение: "Красивыми упаковками я лично сыта". Это напоминает ваши слова: вы говорили, что в свое время, когда потребкооперация была в нашей стране развита, речь-то ведь шла в том числе и о контроле качества внутри этого сообщества. Как сейчас с этим обстоят дела? Не только упаковки, не только модный дизайн, идеи – это все хорошо.

Сергей Галактионов: Скажу на примере нашего форума: у нас была отдельная секция, где соревновались товароведы – это студенты и преподаватели, которые занимаются товароведением и экспертизой товаров. Они исследовали различные виды кооперативных товаров с теми, что представлены в образцах на рынке. И скажу, что на самом деле никто лицом в грязь не ударил и все было довольно пристойно. Но контроль качества сейчас, особенно в условиях работы сетей – это довольно больная тема много где, потому что, чего греха таить, зайдя в любой магазин в Москве, можно найти испорченный товар, выставленный на прилавок первым.

Константин Чуриков: Игорь из Краснодара пишет: "Никакой кооперации бизнеса быть не может: всегда будет доминант с административным ресурсом, диктующий остальным условия сотрудничества". Вот такое, понимаете, в народе, в том числе среди предпринимателей встречается тотальное неверие в возможность бизнеса как чего-то идеального. Вы знаете, мы смотрим иногда репортажи, истории успеха, бизнесмены из Америки, он был бедным, но вот однажды ему пришла в голову идея, он ее реализовал и стал богатым.

Сергей Галактионов: Это позиция. Это сложилось, я думаю, в 1990-е по очевидным причинам историческим, но так или иначе это меняется. Я помню, как лет 8 назад предпринимательство было не очень модным, то есть это было такой сложной нишей, никто не хотел в этом разбираться, но сейчас все больше молодежи в это приходит. И могу сказать, что даже наших примеров и наших выпускников – никакой ресурс не нужен, достаточно просто делать качественные дела, и администрация, и все сильные верхи рынка потянутся, для того чтобы взаимодействовать. Например, у нас в Брянске молодой человек Марат, ему 17 лет. Он начинал с маленькой студии звукозаписи в 15 лет, потом открыл, наверное, одно из самых популярных молодежных мест в Ульяновске, и действительно, туда сейчас обращает внимание и администрация, и все его поддерживают просто потому, что он качественно делает свое дело и в первую очередь обращает внимание на качество своей работы и на то, как он выбирает своего клиента и потребителя.

Константин Чуриков: Занимается чем? – сведением музыки?

Сергей Галактионов: Нет, он с музыки начинал, сейчас у него антикафе, где люди платят за время, а не за продукты. И это довольно модно в Ульяновске сейчас. У него много потребителей, которые довольны качеством. Ну и он в первую очередь развивает себя и свое дело, а не обращает внимание на те или иные факторы, которые могут это омрачить.

Оксана Галькевич: У нас есть еще один звонок из Кургана – Александра мнение давайте послушаем. Александр, здравствуйте.

Зритель: Здравствуйте.

Сергей Галактионов: Добрый вечер.

Оксана Галькевич: Слушаем.

Зритель: Да вот сейчас хорошо говорит парень, в принципе: дикоросы закупают, плоды-ягоды в Сибири. Конкретно: город Курган, я проработал в кооперации 35 лет, и сейчас ее нет. Изготовительной деятельности нет, она убита. Ни одной заводконторы не существует. Все закупали раньше, сейчас население не может сдать ни мясо, ни шкуры, ни шерсть, ни дикоросы. Облпотребсоюз – там сейчас человек 15, наверное, осталось. Живут только на то, что сдают здания и сооружения в аренду, вот весь их доход.

Константин Чуриков: Александр, а как вы думаете, почему так произошло?

Зритель: Да почему так произошло… Безвластие.

Константин Чуриков: Спасибо.

Сергей Галактионов: Ну, эта ситуация, которая сейчас во многих регионах, к сожалению. Но ее можно менять – и нужно менять – только с помощью новых проектов и активностей, на что студенты и участники проектных групп заряжены. То есть такая ситуация, я думаю, не только в Курганской области, где-то лучше, где-то хуже. Но это то, что нам дано, это то, с чем мы сейчас работаем.

Константин Чуриков: А не студентам, тем, кто уже занимается какой-то предпринимательской активностью? Сейчас многие, там, в кризисе, хотят подпитаться новыми идеями, чтобы что-то новое узнать. Не студенты к вам могут обращаться?

Сергей Галактионов: Конечно. Мы именно… организация, которая входит в нашу ассоциацию, потому что там даже есть специализированные модули и курсы и форматы по обучению и работе проектных групп как со студентами, так и без.

Оксана Галькевич: Сергей, вы сказали о том, что большой приток молодых людей с идеями наблюдаете. А КПД, так скажем? – если сравнивать приток и отток, сопоставить эти два течения, какого КПД, сколько людей, сколько ребят потом остается в бизнесе, развивает этот бизнес, как этот молодой человек из Ульяновска. Он ведь должен расти, понимаете, он определенным полем заказов уже в какой-то момент не будет удовлетворен, ему хочется новых вызовов, новых заказов, масштабов каких-то; может быть, административный ресурчик понадобится.

Константин Чуриков: Не помешает, да.

Сергей Галактионов: Вообще это всегда довольно интересный вопрос про любое предпринимательство и входящих и уходящих молодых людей. Безусловно, что остается гораздо меньше, чем приходит. И вообще людей с идеями приходит намного больше, чем начинает их запускать. Для этого мы – это не секрет – из участников форума (тех лидеров, которые приехали) мы лучшие проекты включаем в состав… программы годовой, на протяжении которой мы будем помогать им развивать их проекты, чтобы они выходили на рынок, тестировали гипотезы и прототипы и затем развивались. Сейчас мы набираем порядка 100 резидентов из более чем 70 регионов страны, которые в течение этого года будут над своим проектом работать. И посмотрим, что получится к осени. Но такого рода программы помогают конверсию… увеличить.

Константин Чуриков: Ну что же, успехов вашим слушателям и, собственно, успехов нашему малому и среднему бизнесу не лишним будет пожелать. В студии у нас был Сергей Галактионов, руководитель проектов Ассоциации образовательных учреждений потребительской кооперации.

Сергей Галактионов: Спасибо.

Константин Чуриков: Через пару минут программа "ОТРажение" вернется к вам снова.