Петр Кузнецов: У нас тема часа прямо сейчас. Мы выяснили накануне, что машины снова подорожают, вот совсем скоро, по крайней мере до конца года, по крайней мере до 5% подорожание это составит. Аналитики объясняют это спросом, как ни удивительно, на новые автомобили при дефиците этих автомобилей. Ну, пандемия на все это повлияла. За первые девять месяцев года машины в нашей стране уже прибавили в цене от 20 до 40%. Мария Карпова: Много. Андрей Удалов: Аналитики банка авто подсчитали, что новые автомобили в России до конца года подорожают еще на 4–5%. При том, что с января они уже выросли в цене почти на 20%. Особенно резкий скачок наблюдался в сентябре и октябре. Александр Гусаров, автомобильный журналист: К сожалению, эта тенденция, она будет продолжаться. Как мне кажется, даже не в следующем году все это закончится, а, скорее всего, к середине 2023 года уже какие-то изменения и подвижки будут происходить. Хотя цены за этот период, вы сами посчитайте, почти два года пройдет, они будут повышены, и довольно серьезно. Андрей Удалов: По данным Автостата, на российском рынке новых автомобилей лидерство удерживает отечественная LADA. Россияне чаще всего покупают Granta (ее минимальная цена – около 600 тысяч рублей) и Vesta стоимостью более 700 тысяч. Следом по продажам идут корейцы: модели KIA Rio, Hyundai Creta и Solaris. Сильно – на 27% – подорожал популярный Volkswagen Polo, сейчас цена на базовую модель начинается от миллиона. И это без учета допуслуг, а их дилеры обязательно навяжут при покупке. Россияне, которым это не по карману, переориентировались на подержанные авто. Те тоже подорожали – в среднем на 20%. Так особенно востребованными оказались пятилетние KIA Rio, Hyundai Solaris, LADA Vesta и Volkswagen Polo – за них придется заплатить на 12–14% больше, чем годом ранее. В целом на вторичке лидерство по объему продаж удерживает LADA с более старшими моделями (Priora, Samara, Kalina) и первым поколением Granta. Не ушли с рынка и старые «Жигули». Антон Шапарин, вице-президент Национального автомобильного союза: Средний российский автомобиль – это LADA. И этой LADA 14 лет. То есть это действительно старый автомобиль. Да, то основа нашего парка, к глубочайшему сожалению. Поэтому о какой нулевой смертности на дорогах к 2030 году вообще может идти речь, если у нас все последние годы средний возраст автомобиля все увеличивается? А это значит – парк не обновляется. Андрей Удалов: Специалисты отмечают взаимосвязь возраста автомобиля с уровнем зарплат. Если в Москве, Санкт-Петербурге, Татарстане средний возраст машины – около 10 лет, то жители Дальнего Востока ездят на иномарках старше 20 лет. Андрей Удалов, ОТР. Мария Карпова: Старше 20 лет. Представляешь, сколько надо вложить в эту машину, чтобы она хорошо ездили. Петр Кузнецов: Старше 20 лет. Это норма для России. Мария Карпова: Вопрос нашего сегодняшнего первого часа: сколько лет вашей машине? Пишите на 5445. Но это не просто вопрос часа, а это вопрос недели в рамках проекта «Реальные цифры». Чтобы специалистам, нашим специалистам было легче эти данные… Петр Кузнецов: …объективно все посчитать. Мария Карпова: …да, объективно все посчитать, пишите: ваш регион, марка и возраст вашего автомобиля. Сообщение на номер 5445. Петр Кузнецов: Да, ждем. И смотрите – уже поняли телезрители, что мы от них хотим. Татарстан уже пишет: «Пять лет». «1986 года», – я так думаю, это про машину же Алтай написал. «Восемь лет», – Кемеровская область. «В мае будет десять лет», – это сообщение из Пермского края. А вот еще из Москвы интересное… Ну сразу чувствуется, что Москва! «Четыре и двадцать три». Автопарк собирают тут у нас. Мария Карпова: Ну, действительно, мне подсказывают, что не только писать. Конечно, звоните обязательно. Может быть, именно ваш звонок попадет в прямой эфир. Расскажите о вашем автомобиле. Петр Кузнецов: 8-800-222-00-14. Или SMS: 5445. * * * Петр Кузнецов: Да, я вам еще нужен, как и… Это многие говорят. Это машина говорит своему владельцу: «Я тебе еще пригожусь. Я тебе еще нужна. Тринадцать лет – это такой маленький срок!» Мария Карпова: «Не надо меня на металлом!» Петр Кузнецов: Средний возраст автомобиля в России – 13 лет. И мы сейчас выяснили, что это прямо совсем уже маленькие цифры, потому что у нас есть и 20, и 25 лет. Продолжают указывать. Алтайский край: «35 лет автомобилю ВАЗ-2109». Пожалуйста, прямо только сейчас пришло SMS-сообщение. Мы продолжаем, у нас вопрос часа и вопрос этой недели для проекта «Реальные цифры». Напомним. Сколько лет вашей машине? Для этого укажите ваш регион, марку и возраст вашего автомобиля. Совсем скоро мы здесь подведем итоги, а глобальные итоги уже в пятницу на этой неделе. «Какая машина у вас?» Бийск, Пенза и Симферополь отвечали. ОПРОС Бийск – Машина 2005 года, «японец», левый руль. Полностью устраивает, два года катаюсь. Теплая, простая, надежная. – Машина приобретена недавно, буквально три месяца назад. Я доволен. И на нее ценник подскочил на 30 тысяч. – На этой? Ну, лет шесть, наверное. Я ее брал у соседа просто. Он взял другую, а я у него забрал. Менять буду, но на такую же, на подержанную. Новая? А кто знает, что там сейчас делают? – Машина надежная. Машине два года. Устраивает. Пока покупать не планируем новую, еще годика три поездим. Пробег еще маленький, смысла нет. Но цены, конечно, да. Покупали, а сейчас намного дороже она стоит. Пенза – После приобретения этого нового автомобиля следующие будут бэушные. Потому что у меня, например, все семейство – поклонники как раз KIA. Матушка моя покупала год назад аналогичный автомобиль, и там материалы были лучше и так далее, при этом при более низкой цене. – Mercedes, но он давно у нас уже. Ну, сейчас, наверное, новый Mercedes купить тяжело достаточно. Раньше дела получше были, успели купить. – Отечественные «Жигули». В плане эксплуатации, ну, как рабочий автомобиль – удобно. Но в плане комфорта, конечно, отдыхает. Симферополь – У меня хорошая машина, Peugeot 407, нормальная. «Автомат», «климат» – все работает. То есть очень удобная машина, крепкая, негниющая. Отдавать ее за бесценок нет смысла, потому что потом ничего не купишь. – У меня KIA Rio с завода, 2017 года. В принципе, четыре года, уже пришло время менять ее. Но повышение цен, конечно, маленько отодвигает от этого вопроса. – Volkswagen. 180, хватает выше крыши, пока полностью устраивает. – Новые вообще на 30%, наверное, подорожали. Ну а следом и бэушки дорожают. Не планирую. У меня машина для души, мне другой не надо. Я уже езжу 15 лет и доволен. Петр Кузнецов: У меня настроение прямо улучшается с каждым спикером. Потому что я-то думаю… Вот моя последняя машина, которую я взял, ей уже… Я считал. Так. 2017 года. Это сколько? Мария Карпова: Четыре. Петр Кузнецов: Четыре? То есть в следующем пять уже будет. Мария Карпова: Да. Петр Кузнецов: И знаешь, такой уже: «О, первый юбилей…» Мария Карпова: А оказалось не все так плохо, да? Петр Кузнецов: Да вообще это ни о чем. Там еще пробег соответствующий. Мария Карпова: Вот мне понравилось сообщение (я сначала не очень поняла, о чем речь): «Мои «ладушки» – это ноги. Срок службы – 69 лет. Спасибо за безопасность». Петр Кузнецов: Реально? Мария Карпова: То есть лучший вид транспорта для нашего телезрителя – это собственные ноги. Петр Кузнецов: Кто-то об этом писал, да, действительно. А вот я читаю, что это подтверждается статистикой еще одной. В России при этом (есть другие данные) обрушились продажи автомобилей. Вот сейчас нам говорят о том, что спрос высокий, машин не так много. Мария Карпова: Да. Петр Кузнецов: Обрушились продажи. В октябре падение составило 20%. Это очень много! Всего за прошлый месяц в стране продано 126,5 тысячи машин. И это на 7 тысяч больше, чем в сентябре. Рынок снижается четвертый месяц подряд. Вот поди пойми, что с ними происходит. Мария Карпова: Потому что они дорожают? Или почему? Петр Кузнецов: Судя по отзывам наших телезрителей, все просто продолжают сроки действия своих машин, и все. Никто ничего нового не покупает. Давайте с Александром побеседуем, Новосибирская область. Может быть, там какая-то другая ситуация? Александр, здравствуйте. Коротко, пожалуйста. Нам еще с экспертом нужно обсудить все цифры. Зритель: Здравствуйте. Петр Кузнецов: Здравствуйте. Зритель: У меня Lexus LS 400. Петр Кузнецов: Ух ты! Зритель: Это машина старая, 94-го года. Он у меня лет пять. Мне больше никакой не надо. Масло меняю и колодки, все! Машина исключительная! Петр Кузнецов: А вы на него пересели с чего, с какой? Зритель: Я с 70-го года за рулем, я уже 51 год за рулем, я все машины уже прошел – с «Москвича» до «БелАЗа». Петр Кузнецов: Ну? Зритель: Раз попробовал сесть на иномарку. Мне больше ничего не надо. Петр Кузнецов: То есть вы на Lexus LS 400 вы пересели с нашего? С ВАЗа? Зритель: Я перед этим взял Subaru Legacy, попробовал. Все! Я больше не сажусь на отечественные. Этот Lexus – он старый, LS, он люксового класса. Петр Кузнецов: Понятно. Вот человек с 70-го года за рулем. Мария Карпова: Понятно, спасибо. Петр Кузнецов: Игорь Моржаретто, автоэксперт, с нами сейчас на связи. Здравствуйте, Игорь. Игорь Моржаретто: Здравствуйте. Мария Карпова: Здравствуйте. Петр Кузнецов: Давайте с этими цифрами сначала разберемся. Значит, у нас резкий рост. Тут получается, что опять дорожают машины. И в течение года, как мы выяснили, от 20 до 40% подорожали. Сейчас еще идет подорожание на 5%. При этом спрос есть. Вот объясните, пожалуйста. Наш человек все равно хочет покупать новый автомобиль? Игорь Моржаретто: Нашему человеку тоже иногда нужен новый автомобиль, хотя они и дорожают. Но ситуация совсем плохая во всем мире, а у нас в частности, с поставками новых машин из-за недостатка комплектующих. Кризис, заводы не производят автомобиля. И падение по миру может составить примерно 15% – не произведут автомобилей, которые могли бы произвести и продать. Поэтому если сейчас зайти в любой салон в Москве или в Казани, совершенно все равно, то заказы некоторые принимают на 2023 год, не обещая, что в 2022-м даже будут улучшения. Мария Карпова: А что вы посоветуете? Выждать какое-то время и не покупать новый автомобиль? Подождать, пока поставки наладятся? Игорь Моржаретто: Я думаю, что это будет самое правильное решение, если у вас есть возможность поездить немножко еще на старом автомобиле. Потому что цены ведут себя безобразно, дилеры ведут себя неприлично. И вообще машин нет. А если есть, то с большим количеством опций дополнительных, которые накручивают дилеры, чтобы заработать. И получается иногда плюс 20%, а то и плюс 30% к цене за счет этих совершенно ненужных опций. Сейчас средний срок эксплуатации автомобиля у первого владельца удлинился. Если раньше был примерно четыре, ну, четыре с половиной года, еще лет пять назад, то теперь он удлинился почти до семи лет. Люди просто говорят: «Ну а что? Моя машина ездит. Он мне не отказывает, она заводится. Я за ней слежу, я за ней ухаживаю, я ее обслуживаю. Пусть она еще у меня поживет». Петр Кузнецов: Игорь, скажите, пожалуйста… Еще один вариант, такой промежуточный – это пойти на вторичку. А что со вторичным рынком сейчас происходит? Он тоже дорожает? Игорь Моржаретто: К сожалению, даже быстрее, чем рынок первичный. Если говорить о новых автомобилях, то в среднем они подорожали с начала года где-то на 20%, а на вторичном рынке – на 30–35%. Сейчас как раз очень выгодно продать автомобиль. То есть если у вас есть ненужный автомобиль, вы можете его хорошо и выгодно продать. Другое дело, что что-то новое купить, более достойное, вряд ли легко получится. Петр Кузнецов: То есть вплоть до того, что продать старый автомобиль по цене нового? То есть за сколько брал, за столько можно сейчас и продать? Игорь Моржаретто: Бывает и такое. Такой парадокс возник на рынке, когда двухлетняя или трехлетняя машина может стоить практически как новая. И это самые дефицитные автомобили на сегодняшний день на вторичном рынке, ну, такие свежие. Знаете, три года, «ласточка», еще муха не сидела, пробег небольшой может быть. А еще может быть, что даже гарантия действует. Мария Карпова: Спасибо большое. Петр Кузнецов: Спасибо. Вот мы дожили до того момента, когда и машина становится хорошей инвестицией. Раньше говорили, что это траты, просто ты вкладываешь, а дальше деньги просто не работают. Вот могут работать. Спасибо. Игорь Моржаретто, автоэксперт. Мария Карпова: Игорь Моржаретто был с нами на связи. Петр Кузнецов: Напоминаем, что наш опрос будет продолжаться. Это вопрос всей недели для проекта «Реальные цифры». Сколько лет вашей машине? Укажите ваш регион, марку и возраст вашего автомобиля. А мы двигаемся в следующий час.