Сколько стоит собрать ребёнка в школу?
https://otr-online.ru/programmy/segodnya-v-rossii/skolko-stoit-sobrat-rebyonka-v-shkolu-45036.html Иван Гостев: Уважаемые телезрители, это по-прежнему программа «Отражение». С вами по-прежнему Дарья Шулик и Иван Гостев. И по-прежнему на календаре август. Правда, уже немного осталось до сентября, а в сентябре, сами понимаете, пора учебы начинается.
Дарья Шулик: Российское Министерство просвещения готовится к началу учебного года в полноценном очном формате с 1 сентября текущего года. Правда, уже сейчас абсолютно ясно, что этот учебный год станет очень непростым для российских школ. Придется серьезно перекраивать расписание, чтобы соблюсти все нормы, введенные из-за коронавируса. Да и привести в чувства детей после почти полугодичного перерыва в очной учебе будет ох как нелегко!
Иван Гостев: Ну да. И еще в этом году в школу придет 1 миллион 900 тысяч первоклассников. А всего будут учиться 17 миллионов.
Тем временем эксперты подсчитывают расходы россиян на подготовку детей к школе. Минимальный набор ученика – это пенал, ранец, спортивная и школьная форма – в этом году стоит около 3 тысяч рублей. При этом расширенный набор товаров для школы будет стоить существенно дороже – эксперты называют сумму в 20 тысяч рублей. Дороже всего сборы в школу обойдутся в Казани, Нижнем Новгороде и Москвы. Сэкономить же смогут жители Тольятти, Ульяновска и Саратова.
Дарья Шулик: Что год учебный нам несет? Узнаем у наших экспертов. И, конечно, мы приглашаем вас, наших телезрителей, рассказать, как вы собираете ребенка в школу, во сколько вам это обходится и что вы ждете от обучающего процесса в новых реалиях. Пишите и звоните нам. Расскажите, пожалуйста.
Ну а сейчас мы переходим к нашему первому эксперту – это Ирина Ильичева, директор школы № 1409 (Москва). Ирина Викторовна, здравствуйте.
Ирина Ильичева: Добрый день. Очень рада вас видеть.
Дарья Шулик: Взаимно, мы тоже очень рады вас видеть.
Ирина Викторовна, мы только что сказали, что, действительно, этот учебный год будет особенно непростым для всех школ на территории Российской Федерации. Подскажите, пожалуйста, по-вашему, насколько вообще школы технически готовы соблюсти все требования, которые сейчас к ним предъявляет Роспотребнадзор? И вообще можно ли это все сделать? Уроки в разное время, дети в одном классе – как это все технически организовать? Я, например, не представляю, как вы будете выкручиваться из этой ситуации.
Ирина Ильичева: Вы знаете, совсем недавно я была у вас в эфире, и мы обсуждали с вами подготовку к ЕГЭ. И вопрос звучал приблизительно так же: просто невозможно представить, как дети сдадут в таких условиях ЕГЭ! И что мы с вами увидели? ЕГЭ не только все успешно сдали, а не было вообще, по-моему, ни одного замечания касаемо организации и проведения экзамена как такового.
Поэтому и сейчас… Вы только что закончили эфир и очень интересно рассказывали, как все отдыхают у нас в России. А мы как раз находимся именно здесь, именно в школах, для того чтобы подготовиться к 1 сентября. Поэтому я должна вас заверить, уважаемые родители: самое главное, что есть абсолютно полное понимание того, что дети идут в школу. Это уже замечательно! Согласитесь со мной.
Дарья Шулик: Я согласна с вами. Как мама школьника я очень с вами согласна.
Ирина Ильичева: Конечно. А вот что касается мер, которые должны предъявляться к школе и предъявляют, то мы, безусловно, должны к этому подойти очень и очень серьезно.
Ну, вы уже хорошо знаете, что на входах в школы в обязательном порядке будет, как и раньше, обязательно определяться температура детей, обязательно измерение температуры детей. Но к этому уже привыкли, в этом никто ничего нового не видит. Конечно, дезинфекция рук при входе в школу.
Должно быть абсолютно полное понимание, что педагоги, которые выходят сейчас на работу, они все проходят и обязательно сдают анализы на коронавирус, и они абсолютно здоровыми приступают к работе. Поэтому, конечно…
Сейчас у меня к вам обращение, к родителям обращение. Самое главное – это определить здоровье самих детей и ни в коем случае не допускать детей в школу, если есть хоть какие-то в этом плане сомнения. То есть нам сейчас нужно объединить максимально свои усилия.
И вы уже хорошо знаете, что занятия мы будем начинать в том новом режиме, который будет установлен отдельной школой. То есть одни параллели, может быть, будут приходить к первому уроку, какая-то параллель будет подходить чуть позже. Тем самым мы добьемся… У нас не будет скопления детей – что и является самой главной целью при организации учебного процесса.
Дарья Шулик: Ирина Викторовна, а не получится ли ситуация из-за того, что все в разное время начинают свой учебный день, что учителя будут в школе с утра и до поздней ночи? На них и так нагрузка такая неслабая будет. Как в этой ситуации?
Ирина Ильичева: Очень хороший вопрос. Я должна сразу сказать, чтобы было понимание того, что это не подразумевает, по крайней мере в Москве, второй и третьей смены. Имеется в виду начало первых уроков в разное время. У меня сегодня было очень много звонков: «Мы в два часа начинаем? В три? В четыре?» Никто не переходит во вторую и в третью смену, такой необходимости нет. Начало организации учебного процесса будет распределено, но до 10 часов утра (вот о чем идет речь), а не до ночи занятия. Поэтому здесь беспокойства быть не должно.
Иван Гостев: Ирина Викторовна, спасибо за разъяснения. Действительно, сейчас вопросов уже не останется.
А у меня вот какой вопрос. Понятно, что с 1 сентября мы начинаем, в общем, учиться в очной форме. И дай бог, чтобы так и продолжали весь текущий год, чтобы эта зараза нас миновала. Но все же, если вдруг, не дай бог, будет какой-то другой вариант развития событий, то насколько готовы школы к такому плохому сценарию?
Ирина Ильичева: Вы хорошо знаете, в каком сценарии мы завершали учебный год. Конечно, не хотелось бы таких тренировок иметь, но на самом деле это очень и очень большой опыт, который мы с вами будем готовы использовать при стечении обстоятельств. Но я думаю, что если мы ответственно подойдем, каждый ответственно подойдет к ситуации, то мы сможем с вами этого в обязательном порядке избежать.
Сейчас поступают также звонки от родителей на предмет того, можно ли чуть позже в школу прийти, не 1 сентября. Я на сегодняшний день много раз говорила… В чем особенность московского образования? Особенность в том, что у родителей всегда есть выбор. Если родители считают нужным продолжить какое-то время обучение в режиме онлайн, то есть все возможности, есть все платформы. Есть Московская электронная школа, которая дает возможность находиться дома и продолжать свое обучение.
Поэтому если считают для себя нужным и возможным привести ребенка в школу 1 сентября – мы ждем и примем все меры вся безопасности детей. Если хотят продлить, может быть, или начать учебный год, но в режиме онлайн – пожалуйста, еще раз говорю родителям, этот выбор за вами.
Иван Гостев: Ирина Викторовна, вот такая возможность есть только в Москве или по всей России тоже можно?
Ирина Ильичева: Вы знаете, на самом деле как эксперт Комиссии по образованию Государственной Думы, безусловно, я каждый день связываюсь со всеми, с очень большим количеством городов в нашей стране. И я знаю, что ситуация в большинстве своем однозначно позволяет и дает такие возможности. Но, безусловно, есть и некоторые сложности, которые в разных регионах решаются уже непосредственно на месте. На мой взгляд, важна слаженность работы. Вот что касается Москвы, то на сегодняшний момент всем понятно, что и как надо делать пошагово.
А потом, вы же знаете, вероятно всего, возможно, у вас еще есть и маленькие дети, которые и в летний период, и даже сегодня находятся в детских садах. И там также отработана технология поступления детей и безопасности детей.
Дарья Шулик: Ирина Викторовна, вы чуть ранее затронули тему ЕГЭ. Я бы хотела у вас спросить про ВПР. Насколько я знаю, для учеников четвертых-восьмых классов с середины сентября планируется провести ВПР. И я слышала, что в Интернете набирает голоса петиция профсоюза «Учитель» против проведения ВПР. Дети полгода практически не сидели за партой и, в принципе, не готовы эту работу писать. Как по-вашему?
Ирина Ильичева: Я вообще думаю… Вы знаете, может быть, немножечко непопулярную вещь скажу, но я вообще против петиций. Почему? Потому что есть сообщество родительское, учительское сообщество, которое в школах. Ну, в каждой школе сейчас есть управляющий совет школы. Есть сообщество профессионалов, которые могут оценить ту или иную ситуацию.
Вы видите, что Министерство просвещения Российской Федерации делает все возможное и невозможное исключительно в интересах детей. Поэтому если ситуация сложится вот таким образом и вдруг педагоги и все поймут, что знаний не хватает для того, чтобы проводить проверочные работы, может быть, будет принято какое-то другое решение.
Но, с другой стороны, я хочу вас заверить, что любая проверочная работа – это прежде всего не установка балла за знания, а прежде всего мы должны понять, что не усвоено детьми, мы должны понять, над чем дальше работать. Поэтому я думаю, что нужно оставить этот вопрос за профессионалами.
Иван Гостев: Волнуются наши телезрители, из Ростовской области спрашивают: «А если такое разновременное начало уроков, то как же тогда быть с дополнительными кружками, секциями?» Они-то будут работать или нет?
Ирина Ильичева: Вы знаете, я думаю, что в каждой школе ситуация, безусловно, сейчас сложится по-разному. Вот если говорить… Ну, взять в пример даже нашу школу № 1409. У нас само здание уже обусловлено тем, что есть возможность сразу трех автономных входов. И секционно, архитектурно вся школа разъединена на блоки, где отдельно находится начальная школа, находится среднее звено. Поэтому в таких школах вообще нет необходимости переноса уроков на какое-то время. Мы будем смотреть индивидуально по каждому зданию, какая ситуация будет складываться, и уже в рамках этой школы делать какие-то выводы.
Но уверяю вас, что в настоящий момент идет огромная работа в этом направлении. И думаю, что уже в скором времени все родители без исключения первый вариант для обсуждения получат, и мы сможем выслушать и мнения родителей в том числе. Понятно, что система дополнительного образования – та, которая имеет место быть сейчас – она широчайший спектр охватывает. И мы все заинтересованы в том, чтобы дети получали как основное образование в первой половине дня, так и дополнительное во второй половине дня.
Иван Гостев: Ирина Викторовна, давайте сейчас…
Ирина Ильичева: Я закончу с вашего позволения. Вы видите, что в городе уже работают и спортивные школы, и секции, и даже бассейны. Поэтому в рамках школ дополнительное образование, вероятнее всего, конечно, будет функционировать, но с соблюдением, еще раз повторюсь, всех мер безопасности.
Иван Гостев: Ирина Викторовна, давайте сейчас послушаем, что думают дети. Нам дозвонилась в эфир Виктория.
Дарья Шулик: Из Самарской области. Виктория, здравствуйте.
Зритель: Здравствуйте. Насчет нового учебного года у нас вопросов больше, чем ожиданий. Что касается подготовки, то мы закупили канцелярию, но в то же время задумываемся, есть ли смысл выкидывать деньги на ветер за одежду, так как у нас форма осталась почти новая, в то же время уже мала. Мы опасаемся, что опять перейдем на дистанционное обучение после 20-го числа, так как до 20-го числа мы напишем ВПР.
Дарья Шулик: Виктория, а вы в каком классе учитесь?
Зритель: В седьмой перехожу.
Иван Гостев: В седьмой переходите? Хорошо. Виктория, спасибо. Сейчас зададим ваш вопрос нашему эксперту.
Дарья Шулик: Вот переживают школьники, что будут опять…
Иван Гостев: Ирина Викторовна, как вы считаете? Как-то развейте это беспокойство.
Ирина Ильичева: Вообще какие у нас школьники, вы посмотрите! Они даже летом… Просто все внимание к телевидению, все внимание к передаче «Скоро в школу!». Это здорово!
Дарья Шулик: Соскучились, конечно. Они же давно за партами-то не сидели. Скучают.
Иван Гостев: Не терпится.
Ирина Ильичева: Мне не очень хорошо было слышно. Я прошу прощения, если можно, еще раз вопрос. Просто, может быть, вы сформулируете. Я, конечно, с удовольствием отвечу.
Дарья Шулик: Переживает школьница, говорит: «Сейчас нужно покупать все для школы. А есть ли вообще в этом смысл?»
Иван Гостев: Школьную форму хочет купить, говорит: «А есть ли смысл? Вдруг опять в онлайн перейдем – тогда школьная форма не нужна, вырастем из нее».
Ирина Ильичева: Чувствуете? Шестой класс ребенок только закончил, в седьмой перешел.
Вы понимаете, в чем дело? Я думаю, что школьная форма, если она у вас сохранилась с прошлого года и в замечательном состоянии находится… Это же не принципиально. Никто никого не обязывает купить новую форму. Если считают нужным продолжить ходить в форме прошлого года – пожалуйста. Главное – красиво и хорошо выглядеть, согласитесь со мной.
Но в любом случае, я думаю, нам всем нужно надеяться исключительно на хорошее. И у нас будет возможность ходить в замечательной школьной форме именно очно в свою любимую школу.
Дарья Шулик: Дай бог, чтобы именно так и было.
Иван Гостев: Да, будем надеяться.
Дарья Шулик: Ирина Викторовна, спасибо большое за ваши комментарии.
Иван Гостев: А мы подключаем к беседе нашего следующего эксперта. Виктор Панин, председатель Всероссийского общества защиты прав потребителей образовательных услуг. Виктор Викторович, здравствуйте.
Дарья Шулик: Здравствуйте.
Виктор Панин: Добрый день, здравствуйте.
Иван Гостев: Виктор Викторович, вот какая ситуация. Понятно, что сейчас все родители озабочены покупкой этих школьных наборов. В прошлом году говорилось о том, что… в Госдуме такая инициатива была введена, что, может быть, даже будут давать «первосентябрьский капитал», как-то помогать детям из малообеспеченных семей, коих у нас приблизительно где-то половина, наверное. Скажите, на каком этапе сейчас находится эта инициатива?
Виктор Панин: Сложно сказать. Наверное, этот вопрос следовало бы адресовать депутатам нашей Государственной Думы. Я уверен, что работа в этом направлении ведется и, скорее всего, какие-то решения будут приняты. Хотелось бы, чтобы они как можно быстрее все-таки были приняты и озвучены, потому что, действительно, люди очень беспокоятся, и обоснованно беспокоятся и волнуются. На сегодняшний день совершенно непонятно. Несмотря на такие бодрые заявления на местах о том, что учебный год начнется по плану в очном формате и все будет хорошо, у людей есть сомнения, что все будет именно так.
Иван Гостев: Ну а как можно сэкономить на покупке?
Виктор Панин: Сэкономить на покупке учебных пособий и школьной формы – вы это имеете в виду?
Иван Гостев: Ну, стандартного комплекта, в который входит пенал, ранец, в том числе школьная форма.
Виктор Панин: Ну, для того чтобы сэкономить, нужно искать более дешевые цены. Это в любом случае всегда забота родителей. И любая подготовка к началу учебного года, в общем-то, начинается загодя. Как правило, мудрые родители занимаются этими вопросами еще накануне лета даже. То есть летний период уже, по большому счету, посвящается отдыху, укреплению здоровья и так далее. В последний момент, конечно, приобретать не советуют никогда, потому что цены, как вы понимаете, к сентябрю будут расти.
Дарья Шулик: Виктор Викторович, я хочу опять немножко вернуться к теме нового режима школьной жизни. Я имею в виду – с учетом тех правил, которые Роспотребнадзор нам, точнее, школам предъявил. Как по-вашему? Вот мы сейчас разговаривали с директором московской школы. Ну понятное дело, в московских школах дела обстоят получше. А вот в регионах, где в школах учатся многие в две смены, например, как по-вашему, технически возможно детей обучать, все классы в разное время? И вообще смогут ли регионы этому соответствовать?
Виктор Панин: Я слышал выступление Ирины Викторовны. В общем-то, я прекрасно понимаю, о чем она говорила. Действительно, в Москве возможности сильно отличаются от тех, которые имеются в регионах. Вы упомянули две смены, но есть школы и с тремя сменами…
Иван Гостев: У нас какие-то проблемы со связью. Давайте пока послушаем звонок от телезрителя. Алексей, Ставрополь.
Дарья Шулик: Алексей, здравствуйте.
Зритель: Здравствуйте.
Иван Гостев: Здравствуйте.
Дарья Шулик: К учебному году собираете детей?
Зритель: Вы знаете, двое взрослых уже практически, по 18 лет. Сразу хочу затронуть тему ЕГЭ.
Дарья Шулик: Давайте.
Зритель: Я услышал, что не было ни одного замечания. На самом деле это не так. Как сказал предыдущий собеседник у вас, разница большая между регионами и Москвой.
Дарья Шулик: Ну да. Может, в Москве-то замечаний и не было, а в регионах…
Иван Гостев: А какие у вас были замечания?
Зритель: Да-да-да. Замечания следующие. Ставрополье у нас считается жарким регионом, очень жарким. Буквально были случаи… Они сдавали русский язык. Не были классы оснащены никак кондиционерами и вентиляторами. То есть делался упор на пронос шпаргалок и так далее, ну, гаджетов каких-то, но не забота о здоровье была.
Иван Гостев: А окно открыть – не помогает?
Дарья Шулик: А я, кстати, слышала, что в некоторых регионах окна не разрешали открывать.
Иван Гостев: Да вы что?! А у вас такое было?
Дарья Шулик: Я слышала, правда.
Зритель: Да-да-да.
Дарья Шулик: Ну, это же катастрофа на самом деле!
Зритель: Поэтому я критически отношусь к этим всем заявлениям из Москвы, из Московской области. В регионах все совсем по-другому.
Иван Гостев: Ну, безусловно. Москва – это не вся Россия. Конечно, нам важно узнать, что происходит.
Зритель: Девочке вызывали «скорую». И до последнего не пускали врачей. Вот такой был казус.
Насчет сбора третьего ребенка. Идем мы в пятый класс. Да, вы правильно озвучили, в районе 20 тысяч это будет стоить.
Дарья Шулик: А что собираетесь покупать ребенку на эту сумму? Что в нее входит в вашем регионе?
Зритель: Она выросла. Понимаете? Я опять же не понял директора гимназии, которая сказала: «Можете надеть школьную форму, которая была в прошлом году».
Дарья Шулик: Ну да. Дети – они такие, растут очень быстро.
Иван Гостев: Быстро растут, да.
Дарья Шулик: Не успеваешь им покупать новую форму и одежду.
Зритель: Да-да-да. И это я называю сумму, если не выбирать какие-то крутые материалы.
Дарья Шулик: Вы имеет в виду, что 20 тысяч только на одежду собираетесь потратить?
Зритель: Нет, я имею в виду и циркули, вот эти все…
Иван Гостев: Но без компьютера, безусловно, да? То есть это имеется в виду только пенал, ранец, одежда?
Зритель: Да-да-да, все правильно.
Иван Гостев: А если еще компьютер, то добавляется тысяч тридцать в любом случае, да?
Зритель: Если взять, например, какой-то… Ну да, в районе десяти. Обычный ноутбук, не сильный какой-то.
Дарья Шулик: Спасибо, спасибо, Алексей.
Иван Гостев: Спасибо большое. Давайте вернемся к нашему эксперту.
Дарья Шулик: У нас вновь на связи Виктор Викторович. Виктор Викторович, вы нас слышите?
Виктор Панин: Да, я слышу.
Дарья Шулик: У нас как раз прервалась связь на том, что вы говорили, что в регионах есть школы, в которых не только две смены, но даже и три. И соблюдать требования Роспотребнадзора будет очень… Интересно даже – как?
Иван Гостев: Как будут соблюдать эти требования?
Виктор Панин: Мне тоже очень интересно, как это все будет происходить. К сожалению, до сих пор окончательные требования Роспотребнадзора не опубликованы. Они, наверное, доводятся до администрации образовательных учреждений через органы управления образованием на местах. Работа, безусловно, ведется по подготовке к началу учебного года. Но конкретных таких документов, с которыми знакомы были бы родители, в том числе и широкая общественность, их на сегодняшний день пока не озвучено. И эти решения будут приниматься, скорее всего, буквально накануне учебного года.
Это беспокоит всех нас, это беспокоит экспертов, беспокоит родителей, потому что готовиться нужно всем и понимать, как мы будем учиться, как мы будем входить в новый учебный год.
Дарья Шулик: Виктор Викторович, вы знаете, я слышала, что в одном регионе (правда, в южном регионе) нашей страны предлагают уроки в начале осени даже на улице проводить. Как относитесь к этому предложению? И заметьте, это не уроки физкультуры.
Виктор Панин: Это уже радикальные предложения, конечно. Вряд ли подобное возможно. Вряд ли это возможно, еще раз подчеркну. Ну, может, где-то в отдельных южных регионах, где солнце у нас круглый год и дождей не бывает. Но, на мой взгляд, конечно, это утопия полная. И никакого отношения к учебному процессу это иметь не может по той простой причине, что в аудиториях есть и методические материалы, и доска, на которой пишут, и наглядные материалы, которые демонстрируют что-то. Выносить все это на улицу? Ну, на мой взгляд, это невозможно по определению.
Иван Гостев: Виктор Викторович, из Кемеровской области нам пишут: «На сборы в школу двух сыновей потратила больше 70 тысяч рублей». Кировская область: «10, а может, и 15 тысяч – собрать в школу первоклашку. А старших – еще больше. Зарплата – мизер, 12 тысяч рублей получаю».
Действительно, а что делать дальше? Что идет дальше? Кредиты, да? Люди берут деньги на школьную форму. Вот как им жить?
Виктор Панин: Я лично считаю, что жить нужно по средствам. Если семья не имеет возможности заплатить, например, за ту же форму и так далее, то нужно обходиться какими-то минимальными возможностями. Обращаться в органы соцзащиты. У нас есть своего рода система помощи малоимущим, государство доплачивает, оно выделяет средства на подготовку к учебному году этих семей. Есть региональные законы на местах, которые также этому способствуют.
То есть все-таки нужно ориентироваться на те возможности, которые есть у семьи, и не пытаться, так сказать, прыгнуть выше своей головы. Брать какие-то кредиты, обращаться в финансовые микрокредитные организации я никогда не посоветую. Я скажу, что это порочная практика, потому что в любом случае эти средства придется возвращать из семейного бюджета. И просто семья попадет в кабалу финансовую.
Конечно, это ненормально и неправильно. Лучше жить по средствам и все-таки использовать… А ведь ребенка еще нужно кормить. Помимо того, что его нужно одеть и подготовить к школе, он еще должен полноценно питаться.
Иван Гостев: Ну конечно.
Виктор Панин: То есть здесь очень много вопросов, которые родители должны для себя понимать.
Иван Гостев: Виктор Викторович, вот пишут нам: «В советское время некие предприятия брали шефство над школой и, в общем, защищали, как-то помогали деньгами, какими-то канцелярскими принадлежностями». Сейчас такое возможно? Ведется какая-то работа со школами со стороны предприятий, например, бизнеса, со стороны местной администрации?
Виктор Панин: За редким исключением. В отдельных регионах есть градообразующие предприятия, которые, безусловно, заинтересованы в том, чтобы дети их работников получали и качественное и доступное образование, и питались полноценно. То есть такие градообразующие предприятия, я знаю, в частности на Кузбассе, в Красноярске, в Новосибирске, такие предприятия берут своего рода шефство над этими школами, где учатся дети сотрудников, ну и каким-то образом помогают – причем необязательно финансово, а помогают просто даже какими-то работами, благоустройством и так далее.
В целом, конечно, по стране эта практика, увы, утеряна – ну, в силу того, что у нас раньше была командно-административная экономика, плановая, а сейчас у нас много частных структур, есть бизнес, не всегда социально ответственный. Хотелось бы, конечно, чтобы как можно больше таких предприятий участвовало в такой социальной деятельности.
Иван Гостев: Виктор Викторович, давайте сейчас вместе с вами послушаем звонок, Ольга из Тульской области к нам дозвонилась.
Дарья Шулик: Здравствуйте, Ольга.
Зритель: Здравствуйте.
Иван Гостев: Ольга, как вы решаете эту проблему, вопрос сбора ребенка в школу?
Зритель: У меня трое детей, мальчики все.
Дарья Шулик: И все школьники?
Зритель: Небольшая разница между ними. Да, все школьники. Закончили они у меня пятый, седьмой и восьмой классы. Частично (но вы понимаете, что в довольно маленьком размере) проблема решается тем, что какие-то вещи от старшего ребенка остаются младшему. Тем не менее я прикинула: мне минимум придется потратить в районе 22 тысяч для того, чтобы детей отправить в школу.
Дарья Шулик: Это на троих сумма?
Зритель: Это на троих сумма, да.
Иван Гостев: То есть по 7 тысяч получается.
Зритель: Это самый минимум. Поэтому для меня было довольно удивительно услышать сумму в 3 тысячи минимальную. Это нереально ребенка собрать! Даже если самого плохого качества брать одежду и обувь, которая рвется, которая тут же снашивается, в которой тело не дышит, ноги потеют у детей, – даже тогда в эту сумму не влезть никак.
Дарья Шулик: Ольга, подскажите, пожалуйста, а где вы работаете?
Зритель: Я работаю учителем.
Дарья Шулик: А, так вы вообще прямо в этой проблеме глубоко, скажем так.
Зритель: Да, я погружена в эту проблему.
Дарья Шулик: Скажите нам, пожалуйста, как учитель, а в Тульской области готовы школы к этим новым правилам, которые Роспотребнадзор предъявляет? Возможно ли это в ваших школах? Я имею в виду – уроки в разное время, классы отдельные и все сопутствующие требования.
Зритель: Я не смогу сказать про Тулу, потому что я в Тульской области проживаю и работаю. Я думаю, что не в абсолютно полной мере, но школы, в принципе, смогут обеспечить именно сам процесс. Другой вопрос: как это отразится на детях? Потому что даже в обычном режиме, в котором мы работали, начиная с шестого-седьмого класса практически каждый день у детей по семь уроков. Седьмой урок заканчивается в 15:10.
Дарья Шулик: То есть дети до ночи в школе будут сидеть, я так понимаю? Те, кто не к девяти и не к восьми утра приходят.
Зритель: Да. А как реализовать дополнительное образование в этих условиях – я не представляю. Потому что ребенок, заканчивая в 15:10, в полчетвертого он выходит из школы. Надо домой зайти и хотя бы покушать что-нибудь минимально, а потом идти туда… Ну, сейчас, в конце сентября, они будут идти на кружки, в музыкальную школу.
Дарья Шулик: Ну конечно, да.
Зритель: И как это будет на детях отражаться? Вы сами можете представить.
Иван Гостев: Ну да, будут уставшие, замученные. Ольга, спасибо большое.
Дарья Шулик: Спасибо.
Иван Гостев: Мы сейчас попросим Виктора Викторовича коротко прокомментировать. Действительно, ситуация с дополнительными кружками, лекциями, какими-то занятиями…
Дарья Шулик: Когда успевать?
Иван Гостев: Насколько вообще они смогут существовать в текущей ситуации?
Виктор Панин: Ну, наверное, смогут существовать. Вопрос: как? Я думаю, что всем малопонятно, как это все будет осуществляться. Более того, малопонятно даже самим руководителям в системе образования, несмотря на то, что они сейчас активно консультируются с руководителями Роспотребнадзора, с медиками и так далее. Запрет на проведение массовых мероприятий, безусловно, будет ударять и по допобразованию, потому что секции, кружки, в основном спортивные секции, где дети контактируют, – это на самом деле больная тема. И даже сейчас она пока закрыта. Многие спортивные организации, спортивные федерации не могут проводить ни соревнования, ни сборы свои и так далее по этим причинам. Поэтому как это все будет функционировать – ну, жизнь только покажет.
Иван Гостев: Спасибо большое, Виктор Викторович, за ваш комментарий.
Дарья Шулик: Спасибо.
Иван Гостев: Давайте сейчас посмотрим сюжет. Сборы в школу: истории из Чебоксар и Екатеринбурга.
СЮЖЕТ
Дарья Шулик: Но на этом траты не заканчиваются.
Иван Гостев: Да. Это ужасно, конечно. Непросто приходится детям, которые хотят еще и творчеством заниматься, и спортом. Точнее – их родителям.
Дарья Шулик: Их родителям. А особенно когда в семье не один ребенок, а два, три. Это, конечно, порой непосильная ноша.
Иван Гостев: Ну что, давайте продолжать говорить о том, сколько стоит собрать ребенка в школу. Сейчас подключаем к беседе Дарью Кишинскую, PR-менеджера «Авито. Товары и услуги». Дарья Сергеевна, здравствуйте.
Дарья Шулик: Здравствуйте.
Дарья Кишинская: Здравствуйте.
Иван Гостев: Вы нас слышите, да? Дарья Сергеевна, вот такой вопрос. Называют цену на стандартный, в общем, школьный набор – 3 180 рублей. Но мы слышали и звонки от наших телезрителей, и репортажи тоже – и там совершенно другие цифры называются: 7, 8, 10, 15 тысяч рублей.
Расскажите нам, каковы реальные цифры. И что реально входит в этот школьный набор?
Дарья Кишинская: Наши аналитики посмотрели самые популярные товары, которые приобретают пользователи для школы, именно на «Авито». В такой базовый набор вошел пенал, ранец, спортивная форма и школьная форма. И такой товар обойдется родителям в среднем в 3 180 рублей.
Конечно, в этом году стоимость еще увеличивается за счет того, что многие родители добавляют к этому набору еще ноутбук и компьютерное кресло – это важные предметы для организации домашнего обучения в случае продления удаленной учебы. И такой комплект уже будет дороже, обойдется в более чем 20 тысяч рублей.
Иван Гостев: Ну а что входит-то в этот комплект? Достаточно минимального набора для того, чтобы ребенок, в общем-то, ни в чем не нуждался и пошел в школу нормально?
Дарья Кишинская: В данный набор входят только базовые вещи – это, как я сказала, пенал, ранец, спортивная форма, школьная форма, ноутбук и компьютерное кресло. Все остальные предметы, конечно, варьируются индивидуально. Потому что собрать стопроцентно ребенка, допустим, в первый класс и одиннадцатый класс – это большая разница. Плюс также сборы зависят от школы к школе, потому что в одной школе, допустим, предоставляют учебники все в библиотеке, а другие родители вынуждены покупать самостоятельно.
Иван Гостев: Ну и сколько на круг-то выходит? Реальные цифры, не минимальные. Сколько реально нужно потратить, чтобы ребенок, в общем, ни в чем не нуждался?
Дарья Кишинская: Я могу говорить только о данных нашей платформы. И мы подсчитывали именно стандартный набор, то есть базовый, из тех предметов, о которых я уже сказала.
Интересно то, что даже по разным городам минимальный набор, о котором мы говорим, он тоже разнится по цене. Например, в Москве, в Казани, в Нижнем Новгороде собрать ребенка будет дороже, чем, допустим, например, в Тольятти, Ульяновске или Саратове.
И конечно, самая расходная статья для родителей в этом году – это ноутбуки. То есть в среднем ноутбук на «Авито» стоит 13 тысяч рублей. И спрос на ноутбуки растет. За несколько месяцев на «Авито» спрос на ноутбуки вырос на 55% по всей стране.
Дарья Шулик: Дарья Сергеевна, смотрите, из Москвы нам пишут: «Два ребенка – 16 и 8 лет. Идем в одиннадцатый и второй класс. На обоих потратила порядка 20 тысяч, – то есть 40 тысяч на двоих детей. – Рюкзаки остались с прошлого года. Одежду берем хорошего качества у российского производителя. Не могу сказать, что дешево, но хорошего качества».
Вот смотрите. Не все же могут себе позволить покупать новую одежду и рюкзаки. По вашему опыту, больше спрос сейчас идет на новые вещи? Или все-таки в связи с тем, что сейчас ситуация экономическая у всех не очень легкая с учетом того, что все мы пережили весной, больше сейчас запросов, скажем так, на неновые вещи, неновые компьютеры, неновые рюкзаки?
Дарья Кишинская: Вы знаете, помимо экономической ситуации, сейчас идет время осознанного потребления. Люди понимают, что нет необходимости покупать дорогие вещи, которые ребенок будет использовать совершенно непродолжительное время. Их вполне можно приобрести у других родителей, чьи дети выросли. Причем эти товары в совершенно хорошем состоянии.
Более того, очень многие родители продают совершенно новые вещи, которые по каким-то причинам не подошли – допустим, ребенок слишком быстро вырос. И такие товары, которые вы только что унесли из магазина, условно, они уже теряют на 30% своей стоимости. И такие предметы выгодно приобретать. То есть это может быть и 50% скидки, и 90% скидки.
Плюс есть еще такие вещи, на которых совершенно не стыдно экономить, – учебники, которые в совершенно отличном состоянии. А есть предметы, на которые все-таки стоит обратить внимание. Допустим, это обувь. Обувь – это все-таки более индивидуальная вещь, особенно если это касается ортопедической обуви для детей, потому что дети проводят в школе очень много времени. То есть здесь, возможно, стоит посмотреть и на новые вещи. Здесь как раз плюс нашей площадки в том, что можно купить и новые вещи, и б/у по достаточно приемлемой цене.
Иван Гостев: Дарья Сергеевна, давайте буквально прямо коротко, ответ на вопрос. На 19%, по результатам исследования, увеличились расходы в этом году. Это связано с тем, что просто производство подорожало? Или на нас наживаются?
Дарья Кишинская: Ну, по нашим данным, в среднем такой комплект, как я уже сказала, из самых базовых вещей увеличился на 6% по сравнению с 2019 годом. И конечно, здесь играет роль то, что идет сейчас большой спрос на электронику к учебе. В принципе, это естественный процесс, потому что с каждым годом чуть-чуть цены повышаются. И учитывая, что сейчас родители смотрят не только то, как просто собрать ребенка в школу, но еще и уделяют время безопасности ребенка, как они будут учиться в будущем.
Иван Гостев: То есть, в общем, ничего необычного в этом нет.
Дарья Шулик: Спасибо, Дарья Сергеевна. Ну что же, вот так.
Иван Гостев: Сейчас небольшая пауза, а буквально через несколько секунд вернемся.
Дарья Шулик: Да, скоро вернемся.