Скучно на работе?
https://otr-online.ru/programmy/segodnya-v-rossii/skuchno-na-rabote-39110.html Константин Чуриков: Как скучно мы живем! Пять через два, сутки через трое – у кого какой график. Вот работа, призванная разнообразить нашу жизнь, оказывается, нагоняет тоску. Россияне назвали самые (даже зевнуть хочется) скучные профессии в стране. Вот они перед вами, смотрите. Это данные портала Superjob. Смотрите, кому особенно тоскливо.
Понятное дело – охраннику. Хотя, если нормальный напарник и телевизор есть, то, в общем-то, все и не так плохо. Тут еще бухгалтеры, продавцы, уборщики, офис-менеджеры, библиотекари – кстати, творческая интеллигенция. Вот считают, что она скучает. Но обратите внимание, пожалуйста, на следующий слайд: депутат. Ну конечно, это не профессия, а призвание, но тем не менее, понимаете, вот это рутиной работой считают люди. Мы потом вам скажем, сколько за эту рутинную работу в Госдуме, например, платят.
Давайте сейчас все-таки поговорим с нашими экспертами. На связи в данный момент с нами Юлия Смирнова, заместитель генерального директора Национального агентства развития квалификаций. Юлия Валерьевна, здравствуйте.
Юлия Смирнова: Здравствуйте.
Оксана Галькевич: Здравствуйте.
Константин Чуриков: Мы параллельно сейчас еще запустим опрос для зрителей. Вот вам, скажите, пожалуйста, наши уважаемые зрители, вам скучно на работе? «Да» или «нет» – 5445. Скоро подведем итоги.
Вот уже, кстати, вы перед нами. Юлия Валерьевна, скажите, пожалуйста, насколько удивительны или не удивительны эти данные для вас?
Юлия Смирнова: Вы знаете, мы до эфира разговаривали с коллегами. Я хочу показать, что мы как раз находимся сейчас… У нас проходит небольшое совещание.
Константин Чуриков: О, привет коллегам!
Оксана Галькевич: Нескучно оно у вас, кстати, сегодня проходит.
Юлия Смирнова: Это абсолютная правда, потому что мы готовим большой всероссийский форум, который у нас будет в декабре.
Так вот, человеку, который занимается своим любимым делом на своем рабочем месте, ему никогда не может быть скучно. И я уверяю вас, что и библиотекарь, который сейчас работает, занимается ужасно интересным делом, потому что сейчас обновляются технологии, проводится интернет, проводится много выставок для детей, для взрослых. Охранники занимаются тоже очень важным делом, у них очень сложная работа, она технически сложная и эмоционально сложная…
Константин Чуриков: Юлия Валерьевна, подождите. Вы хотите сказать, что в ваш центр приходят в том числе охранники, сторожа, бухгалтеры, продавцы, и вы им рассказываете, почему их профессия на самом деле интересная, да?
Оксана Галькевич: Очень!
Юлия Смирнова: Мы немножечко другим делом занимаемся. Мы занимаемся тем, чтобы те люди, которые работают, они эту работу делали квалифицированно, правильно, безопасно для других людей, качественно. А каким образом человек оказывается на этом рабочем месте – это, конечно, уже выбор самого человека. И это тоже очень важно.
Оксана Галькевич: Так, может быть, в этом и дело, что очень часто люди попадают в охранники, в вахтеры, когда уже, так скажем, выбор профессиональный не так широк у человека? Это скорее профессии не по принуждению, а просто по необходимости, скажем так, да? Очень часто люди туда именно так попадают.
Юлия Смирнова: Конечно. Мы делаем достаточно много для того, чтобы человек занимался делом не по принуждению, а по призванию. А вот если он… В любом случае любой человек должен заниматься своим делом максимально правильно.
Оксана Галькевич: А как же депутаты попали в этот список, Юлия Валерьевна? Мне кажется, прекрасная такая профессия!
Константин Чуриков: Оксана, это, между прочим, монотонные и утомительные для человека движения – карточку проводить, закон принимать.
Оксана Галькевич: Ну подожди. Законы надо писать, вникать в законотворческий процесс. Это такая творческая деятельность! Жизнь страны, народа знать.
Юлия Смирнова: Этот опрос проводили не среди депутатов, а среди людей. Я думаю, что это как раз выражает отношение сейчас к депутатскому корпусу среди наших россиян. Я думаю, что депутаты обиделись бы, если бы им сказали про результаты опроса.
Оксана Галькевич: У Хинштейна надо было спросить, только что был на связи.
Константин Чуриков: Потом спросим. Спасибо. Это была Юлия Смирнова, заместитель гендиректора Национального агентства развития квалификаций.
Оксана Галькевич: Спасибо.
Константин Чуриков: Нам пишут с Колымы: «Нет, не скучно. Люблю свою работу, техник-метеоролог». Вообще, кстати, работа у человека разнообразная, ситуация меняется каждый день.
Оксана Галькевич: Техник-метеоролог на самом деле. Есть люди определенного склада, которые готовы долгое время проводить, может быть, в одиночестве, в отдаленных территориях.
Константин Чуриков: Я еще раз запущу опрос – просто, видимо, он у нас сразу не запустился. Скажите, пожалуйста, вам скучно на работе? «Да» или «нет» – 5445, принимаем ваши ответы.
Оксана Галькевич: И еще один собеседник готов подключиться к нашему разговору.
Константин Чуриков: Наш зритель.
Оксана Галькевич: Федор из Пензы. Здравствуйте, Федор.
Константин Чуриков: Федор, добрый день. Вам скучно на работе?
Оксана Галькевич: И кем вы работаете?
Зритель: Нет, я все время там хохочу. Понимаете, главное – вписаться в коллектив. И независимо от того, сколько платят… Я заметил такую тенденцию: чем меньше платят, тем сплоченнее коллектив на самом деле.
Оксана Галькевич: Тем веселее.
Зритель: Я ушел с одной престижной работы, подрабатывал в Москве в одной нефтяной компании. Там была так называемая гремучая атмосфера, пришлось оттуда уйти. Тем более перестал ездить вахтовым методом.
Тем не менее хочу сказать, что, конечно, работу надо выбирать по призванию. Но не всегда этому соответствует зарплата, в том числе напряженная обстановка в коллективе. А когда добрые и отзывчивые сотрудники, которых ты знаешь порой со школьной скамьи, ты идешь на работу не просто как на праздник, а тебе никакие развлечения не нужны. И ты прекрасно совмещаешь полезное с приятным, получая непосредственно то отношение от начальства, которое тебя ценит и уважает на протяжении всей трудовой жизни.
Константин Чуриков: Федор, а если вы все-таки находите работу не по знакомству и там не работают ваши однокашники бывшие, то как все-таки, если это новый коллектив, в него вписаться?
Зритель: Конечно, надо сначала проходить определенную акклиматизацию, если незнакомый коллектив. Но в любом случае это не последнее дело. Я сожалею, конечно, о том, что действительно не работаю метеорологом либо каким-нибудь ветеринаром. Хочется тишины и покоя, прежде всего уединиться порой от большого коллектива, который давит эмоционально на тебя. И уже когда приходишь домой, то тебе уже не до семьи. И даже в выходные дни ты не можешь отдохнуть от так называемой пятидневной рабочей недели.
Оксана Галькевич: Федор, ну откройте секрет нашим зрителям! Где же вы в Пензе нашли такую прекрасную работу? Ну, в общих словах – чем занимаетесь?
Зритель: У нас логистическая компания, я приемщик-учетчик товара. Все относятся ответственно, никто не ворует, все ценят свою работу ввиду того, что у нас большая безработица, депрессивный регион.
Константин Чуриков: Подождите! Первый раз нам звонят и говорят: «Никто не ворует».
Зритель: Но тем не менее, несмотря на небольшую зарплату, мы довольны.
Оксана Галькевич: Отлично, Федор!
Константин Чуриков: Спасибо, Федор. Привет коллективу!
А сейчас у нас есть возможность поговорить с Андреем Быстровым – это заведующий кафедрой экономики промышленности РЭУ имени Плеханова. Андрей Владимирович, здравствуйте.
Оксана Галькевич: Здравствуйте, Андрей Владимирович.
Андрей Быстров: Здравствуйте. Очень рад вас слышать.
Константин Чуриков: Взаимно. Андрей Владимирович, вот смотрите. Нам предыдущий эксперт сказал, что все-таки в каждой профессии можно найти что-то интересное. Ну да, человек иногда оказывается в какой-то не той ситуации, приходит на эту работу. Но, может быть, это вопрос все-таки не к работнику, а работодателю? Работодатель должен вообще как-то строить работу так, чтобы на ту или иную должность попадали мотивированные люди? Вот как выявить эту мотивацию, заинтересованность?
Андрей Быстров: Вы знаете, все зависит от того, в какой системе отсчета мы живем. Если мы живем в Китае, то там одна культура трудовых взаимоотношений внутри коллектива, если мы живем, допустим, в Японии, то другая, в Германии – третья, в Америке – четвертая. В России, как всегда, свой путь и своя парадигма. Я слушал внимательно предыдущих людей, которые выступали…
Константин Чуриков: Ораторов.
Андрей Быстров: Да. Люди довольны работой, если она приносит удовлетворение. Необязательно деньги. Но мы живем в мире меркантильном, и, в общем-то, стимулирование сотрудников – это не последняя вещь.
Оксана Галькевич: Ну да. Долго одним веселым коллективом не протянешь.
Андрей Быстров: Да. Поэтому действительно в серьезных коллективах, где четко… Вот посмотрим на большие компании, которые устроены по западному образцу. Ну, я имею в виду американские, европейские компании, которые тотально присутствуют на всех рынках Земного шара. Там определенные требования к квалификации специалиста – в зависимости от того, какую должность он занимает. И люди в основном ценятся по уровню своей квалификации. И чем больше тебе платят или не платят, как у нас… Ну, люди компенсируют невозможность заработать деньги хорошими трудовыми условиями.
Константин Чуриков: Вы хотите сказать, что у них борются за лучшего охранника, за лучшего уборщика, за лучшего продавца, а у нас – нет? «Приходите, кто хотите».
Андрей Быстров: Я думаю, что там тоже есть разные системы. Есть такие проблемы, которые более яркие, чем у нас. Но в целом, если мы говорим о больших компаниях с налаженным регламентом работы, то, конечно же, в таких компаниях квалификации человека отдается больше предпочтений, чем каким-то теплым, дружеским отношениям в коллективе. Хотя еще присутствует такая корпоративная культура. Например, в Германии я был в компаниях больших, и там коллективом срываются на Октоберфест, на лыжах кататься.
Константин Чуриков: Вот это очень интересно! А эти так называемые корпоративы, тимбилдинги – они вообще чему-то способствуют, какие-то проблемы решают на самом деле? Ну что? Ну попрыгали, вместе песни попели.
Оксана Галькевич: Пива попили, Костя, на Октоберфесте.
Андрей Быстров: Понимаете, любую, даже прекрасную вещь можно довести до такого состояния, когда она будет не прекрасная. Поэтому я думаю, что если все это искренне, если все это действительно направлено на формирование сплочения коллектива, а не формально, как в некоторых случаях бывает, то, я думаю, это тоже полезно. Ну, это не панацея. Главное, чтобы был профессионализм, взаимное уважение в коллективе, чтобы корпоративная культура и этика присутствовала.
Оксана Галькевич: А формально – это как? Это на митинг в выходной?
Константин Чуриков: Оксана!
Оксана Галькевич: Андрей Владимирович, вот смотрите, еще такая история, очень распространенная практика сейчас в некоторых крупных компаниях, которые, видимо, могут себе это позволить: организация мест отдыха, какого-то досуга для работников именно в рабочее время. Вы знаете, это в IT-компаниях распространено, настольный теннис…
Константин Чуриков: Оксана, говори по-русски – чилаут-зоны.
Оксана Галькевич: Чилаут-зоны, да.
Андрей Быстров: Если компания себе это может позволить, если все на благо коллектива, то почему бы и нет? Это тоже нормально. Ну а если не может позволить – значит, не может. А если компания ставит теннисный стол, и это не идет в ущерб процессу, то, наоборот, может быть, во время матча креативные мысли приходят, если человек не стоит у конвейера. Это тоже нормально. Поэтому нельзя говорить, что что-то однозначно плохо или что-то хорошо. Ведь самую благую идею можно…
Константин Чуриков: …извратить до неузнаваемости.
Андрей Быстров: …извратить до неузнаваемости. Я думаю, что здесь и рекомендаций однозначных, наверное, не существует. Наверное, и не может быть.
Константин Чуриков: Спасибо, спасибо. У нас на связи был Андрей Быстров, заведующий кафедрой экономики промышленности РЭУ имени Плеханова.
Уже можем подвести итоги опроса.
Оксана Галькевич: Давайте подведем итоги опроса. Мы спрашивали друзья: «Не скучно ли вам работать?» Скучно – 30%. А 70% говорят, что весело.
И вот Курганская область нам написала, что самая веселая работа, Константин, – это дегустатор спиртного.
Константин Чуриков: Подожди! Это перекликается опять-таки с нашей первой темой. Осторожнее на работе!
Оксана Галькевич: У нас все взаимосвязано в нашей жизни, друзья.
Константин Чуриков: Следующая тема.