Слишком много машин! Недовольны и автомобилисты, и те, у кого нет личного авто

Гости
Леонид Ольшанский
почетный адвокат РФ, лауреат премии «За права человека»
Кирилл Янков
член Общественного совета при Министерстве транспорта РФ

Анастасия Сорокина: Продолжается наш прямой эфир.

Александр Денисов: Он и не заканчивался.

Анастасия Сорокина: Да, он набирает обороты. А вы уже можете набирать номер телефона, звонить к нам в студию, подключаться к обсуждению первой темы, а также писать в социальных группах.

Сначала мы поговорим об автомобилях, которые заполонили, причем не только мегаполисы, но и всю страну в целом. По данным ВЦИОМ, 70% россиян не представляют своей жизни без руля, пользуются автомобилем ежедневно. К слову, в Москве и Санкт-Петербурге это лишь половина водителей. Но, несмотря на низкий уровень доходов и растущие цены на бензин, личным транспортом обладает половина жителей страны. 18% россиян имеют больше одного автомобиля на семью.

Александр Денисов: Настя, выдам нашу с тобой тайну: мы тоже без руля жизнь не представляем. Но нам повезло – мы на работу приезжаем очень рано, у нас есть место для парковки, можем встать. А вот кто позже приезжает – там уже проблемы.

Анастасия Сорокина: О проблемах этих как раз и поговорим с нашими экспертами. В первом часе они с нами на связи по телефону.

Мы дозвонились до Леонида Дмитриевича Ольшанского, вице-президента «Движения автомобилистов России». Леонид Дмитриевич, здравствуйте.

Леонид Ольшанский: Здравствуйте.

Александр Денисов: Леонид Дмитриевич, вот такой вопрос. Постоянно в каждом эфире, ну и по прессе можно судить, что все люди жалуются: не хватает денег, реальные доходы падают. При этом, куда ни приедешь, в какую деревню, вообще с трудом отыщешь место для парковки – все забито машинами!

Леонид Ольшанский: Ну, вы еще в глубинке российской, я думаю, не были.

Александр Денисов: Как не были? Мы там постоянно бываем, Леонид Дмитриевич, снимаем наши малые города России.

Леонид Ольшанский: Там, где пять бабушек живет, там ни трактора, ни машины. Но не в этом суть.

Очень многие люди живут по принципам советской страны: купил «Жигуленка», «Москвичонка», и вот он его ремонтирует, ремонтирует, и этой машине уже и 20 лет, и 40 лет. У нас только в Москве, Санкт-Петербурге и еще некоторых крупных городах Mercedes и Rolls-Royce. В глубинке российской одна машина на семью, старенькая, с прицепом. Вот такая у нас статистика.

Анастасия Сорокина: Но в глубинке, к слову сказать, не так все хорошо с общественным транспортом. Просто у людей есть действительно такая необходимость, чтобы заниматься хозяйством, личный автомобиль просто необходим.

Александр Денисов: В школу детей возить.

Анастасия Сорокина: В школу возить, да. То есть расстояния опять-таки. Но вот эта статистика, что 70% россиян пользуются автомобилем ежедневно, – как вы считаете, эти цифры как рассматривать? Это хорошо? Или наоборот – надо задуматься, как их пересадить на общественный транспорт? Может быть, какие-то программы ввести?

Леонид Ольшанский: Искусственно не взять. Если человек привык к автомобилю и, как вы говорите, ребенка повез в школу, потом заехал в химчистку, потом заехал на базар, в доме нет картошки, к примеру, потом поехал на работу, а после взял хлеба, поехал домой, – если он привык, вы его не пересадите на общественный транспорт. Поэтому у нас автомобилисты негодуют в крупных городах, что их выживают.

Вот только что закончились выборы по всей стране в различные советы – и в сельские, и в городские, и в областные. Например, в Москве все кандидаты в депутаты, кто прошел, их программа была: нет точечной застройке, нет платным парковкам, нет платным дорогам, отмена грабительского ОСАГО и так далее. Вот эта автомобильная тема сейчас присутствует везде. И все автомобилисты ратуют за ослабление пресса такого финансового на них.

Александр Денисов: Леонид Дмитриевич, вот вы сказали, что пересадить нельзя. Но по статистике, Настя сказала, что 70% постоянно пользуются автомобилем. В Москве этот процент ниже – примерно 50% с чем-то. То есть получается же у властей пересаживать так или иначе. Вот выехал – а где ты встанешь утром? Непонятно. Мы рано приезжаем, и у нас место находится. А кто позже – уже все, привет, только на автобусе.

Леонид Ольшанский: Это вызывает противодействие населения. Народ недоволен. Кто-то, может быть, и не пользуется, но народ очень недоволен.

Но, с другой стороны, я скажу, что мне нужно из Государственной Думы быстро в здание телерадиокомитета. Зачем мне машина? Одну остановку на метро проехал. В сантиметре та точка, куда ты прибыл. Поэтому развитие общественного транспорта естественным путем может помочь в этом вопросе, но только не искусственным.

Анастасия Сорокина: Пожалуйста, оставайтесь с нами на связи, Леонид Дмитриевич. Мы дадим слово зрителям. Дозвонилась до нас Валентина из Томска, из Томской области. Здравствуйте, Валентина.

Зритель: Здравствуйте. Вы знаете, у меня такой вопрос. Я живу на первом этаже, и под моими окнами постоянно останавливаются машины, такси, и весь этот газ идет ко мне в квартиру. Охота же, чтобы окна были открыты, чтобы благоустройство все-таки было. У нас есть парковочное место в десяти минутах, ближе к деревьям, но почему-то ставят машины именно прямо под окна. А нельзя ли сделать такой закон, вот как нельзя ставить машины на газоны, чтобы не ставить машины и под окна?

Анастасия Сорокина: Спасибо.

Александр Денисов: Спасибо. Сейчас Леониду Дмитриевичу зададим этот вопрос.

Леонид Дмитриевич, вы говорили, что все недовольны, что платные парковки. А с другой стороны, есть жители, которым не нравится, что у них там постоянно машины останавливаются, перевалочный пункт.

Леонид Ольшанский: Этот вопрос можно решить легко, и для этого не нужен целый закон в Думе. У нас Жилищный кодекс – статьи с 44-й по 46-ю – гласит: распоряжение придомовой территорией происходит с согласия двух третей собственников квартир. Если собственники квартир примут такое решение, то они могут обратиться в управляющую компанию. Там разобьют газон, клумбу, посадят деревья, сделают маленький ограждающий заборчик. Этот вопрос очень легко решается на уровне местных властей и местных депутатов. Я тут проблемы не вижу.

Анастасия Сорокина: Спасибо. На связи с нами был Леонид Дмитриевич Ольшанский, вице-президент «Движения автомобилистов России».

А мы хотим дать слово еще одному нашему телефонному гостю в сегодняшней студии.

Александр Денисов: Эксперту.

Анастасия Сорокина: Это Кирилл Вадимович Янков, наш эксперт, член Общественного совета при Министерстве транспорта России. Кирилл Вадимович, здравствуйте.

Кирилл Янков: Добрый день.

Анастасия Сорокина: Ситуация, которую мы обсуждаем, с одной стороны, волнует автомобилистов. Мы понимаем, что цены на бензин растут, цены на парковки растут, припарковать машину сложно. Но при этом опять-таки недовольными оказываются две стороны – и те, кто имеют автомобили, и те, кто автомобилей не имеют.

Как вы считаете, вот сейчас ситуация, которую проводят – попытки пересадить на каршеринг, на такси, – вообще это, скажем так, решает транспортные проблемы, которые есть на сегодняшний день?

Кирилл Янков: Решить существующие транспортные проблемы, которые возникают в Москве и в некоторых других крупнейших городах страны, может только комплексная транспортная политика, которая сочетает разные элементы.

Необходимый элемент – это развитие общественного транспорта, стимулирование пользования им. Необходимый элемент – это платные парковки. Необходимый элемент – это развитие каршеринга (это ненамного, но все-таки помогает решить). Это развитие недорогого такси, что мы видим в последние годы. Такси повернулось лицом к потребителям, оно стало дешевле, оно приезжает за 3–5 минут. Это развитие велодорожек (хотя это такая очень узкая проблема, но все-таки).

Все это в комплексе действительно помогает решить транспортную проблему. Это такой гордиев узел, который разрубить каким-то одним решением нельзя. Это долгие годы продуманной, грамотной и взвешенной транспортной политики. Это связано с плотностью населения, действительно с тем, чтобы не уплотнять города точечной застройкой, не уплотнять города повышением высотности, чтобы были генеральные планы продуманные, которые бы выполнялись при этом. Здесь очень многие элементы, чтобы транспортная политика была продуманной и в итоге приводила к снижению пробок на дорогах.

Кстати, в России есть крупные города-миллионники, где пробки большие, а есть крупные города, где пробки маленькие – при одном и том же населении. Скажем, в Ростове-на-Дону огромные пробки, а Челябинск – это город без больших пробок, хотя население и там, и там – миллион с лишним. В чем разница? Разница в том, что разная была транспортная политика.

Анастасия Сорокина: Кирилл Вадимович, у нас к вам просьба: если есть возможность, не могли бы выключить телевизор (он, по всей видимости, рядом с вами), чтобы было лучше вас слышно.

Кирилл Янков: Нет, телевизора нет, только от вас идет звук по Skype.

Александр Денисов: Уж простите.

Анастасия Сорокина: Уж простите, пожалуйста. Хорошо, мы тогда попросим вас никуда не уходить, оставайтесь на связи. А мы дадим слово зрительнице – Людмила из Красноярска. Здравствуйте.

Зритель: Здравствуйте. Я рада, что вы есть. В общем, я ряда, что сейчас автомобиль стал средством передвижения, а не роскоши. В Советском Союзе это роскошь была. А то, что у вас в таких больших городах нет парковочных мест – это Кудрину спасибо. У него такая политика: все специалисты, пожалуйста, в большие города. А зачем нам одна шестая суши? Надо осваивать одну шестую – и не будет тогда проблем парковочных у вас.

Александр Денисов: Всюду будет место запарковаться.

Зритель: У нас все нормально. Я в частном секторе живу, машина прямо при доме.

Александр Денисов: Скажите, а машину давно приобретали? Может быть, по программе «Первый автомобиль»?

Зритель: Нет-нет, у нас «пятнашка», советский автопром, сами ее ремонтируем. У нас таких возможностей нет, зарплаты низкие, работает на Дерипаску, зарплата совсем низкая, так что нам не купить в данный момент иномарку.

Александр Денисов: А обращали внимание… Вот мы сейчас обсуждаем, что 70%, по опросам ВЦИОМ, имеют свой автомобиль, а у 16% даже не один, а два.

Анастасия Сорокина: У 18%.

Александр Денисов: У 18%, да, даже больше. У соседей тоже полно автомобилей, где вы живете?

Зритель: У всех есть. Я и говорю, что это очень хорошо, хоть какой-то положительный момент в нашей современной России, что это средство передвижения. Муж ездит на работу, потому что сильно устает, и до трамвая, до автобуса тяжело. А так сел на автомобиль – и домой. Или в магазин, детей – пожалуйста. Это что-то хорошее.

Анастасия Сорокина: Спасибо, Людмила.

Александр Денисов: Спасибо. Желаем вам обновить свой автомобиль, чтобы, конечно, поновее была модель.

Анастасия Сорокина: Возвращаемся к нашему эксперту. Кирилл Вадимович?

Кирилл Янков: Здравствуйте. Я на связи.

Анастасия Сорокина: Кирилл Вадимович, вот пишут нам сообщения по поводу… Да, конечно, это личный транспорт, действительно это уже не средство роскоши. Но многих пугает количество транспорта личного и вообще вопросы экологии. Что-нибудь в этом направлении сейчас разрабатывается?

Кирилл Янков: В вопросе экологии транспорт становится все более и более экологичным, потому что в России, как и во всем мире, внедряются экологические стандарты «Евро-3», «Евро-4», «Евро-5», меньше становится старых автомобилей, которые этому не соответствуют. Раньше это было большей проблемой, чем сейчас. Постепенно путем повышения экологичности двигателей это решается.

Но хочу еще раз подчеркнуть, что это проблема Москвы и нескольких крупнейших городов. Во всей остальной стране нашей – и в малом городе, и в среднем городе, и особенно в сельской местности – надо, наоборот, поощрять владение автомобилем, потому что владение автомобилем в малом городе и в сельской местности повышает комфортность жизни и создает меньше стимулов покинуть свой малый город и поехать в Москву. Если у тебя есть машина, то ты можешь поехать по делам в райцентр, по делам в областной центр, в лес, на охоту, по грибы, на речку и так далее, и так далее. Поэтому политика должна быть дифференцированной. И только в больших городах можно ставить вопрос о том, как следует ограничить количество автомобилей, ограничить владение.

Но хочу сказать, что Москва – это не Сингапур. Сингапур – это отдельное государство, и там можно жестко запрещать покупку автомобиля, если у тебя нет парковочного места. Москва – это столица нашей огромной страны. Если вы завтра запретите покупать автомобиль в Москве при отсутствии парковочного места, то послезавтра этот автомобиль формально купит бабушка из деревни и даст тебе доверенность, а я его буду водить в Москве.

Административные меры, как в Сингапуре, к сожалению, в России не пройдут. Это тоже надо понимать. Поэтому меры должны быть косвенные, они должны быть эффективные, безусловно. Вот все то, о чем мы говорили раньше – это все должно стимулировать людей покупать меньше автомобилей и, главное, меньше на них ездить. Если у москвича есть машина…

Анастасия Сорокина: Спасибо. Кирилл Вадимович Янков был у нас на связи, член Общественного совета при Министерстве транспорта Российской Федерации.

Эксперты - о транспортных проблемах