Ксения Сакурова: Поиском средств на замену старых лифтов займется специальная рабочая группа в Госдуме, с таким предложением выступил Минстрой. Все исчерпавшие ресурс подъемники должны быть заменены до 2025 года. Ну а уже сейчас понятно, что запланированных на это средств не хватит, отметили в министерстве. Виталий Млечин: Сегодня в России больше 140 тысяч лифтов работают дольше срока годности и нуждаются в замене. В стране ежегодно меняют около 20 тысяч неисправных лифтов. Но проблема есть даже с абсолютно новыми механизмами, жалобы приходят и из новостроек. Но специалисты в таких случаях часто утверждают, что виноваты порой сами жители по понятным причинам: многие делают ремонт, перегружают кабины стройматериалами, мебелью, еще чем-то тяжелым, вот они и застревают. Ксения Сакурова: Только в одной Москве фиксируют около 3 тысяч жалоб на состояние лифтового оборудования. Почему так много? И есть ли проблемы в вашем городе, в вашем регионе? Напишите, позвоните, расскажите, нам тоже очень интересно ваше мнение услышать. Виталий Млечин: 8-800-222-00-14 – бесплатный телефон прямого эфира, 5445 – бесплатный номер для ваших SMS-сообщений. В каком состоянии лифты в вашем регионе? С нами на связи Дмитрий Гордеев, заместитель председателя Комитета Торгово-промышленной палаты по предпринимательству в сфере ЖКХ. Здравствуйте. Ксения Сакурова: Здравствуйте. Дмитрий Гордеев: Добрый день. Виталий Млечин: Скажите, пожалуйста, действительно... Ну, то, что сложности есть с лифтами, понятно из статистики, но то, что предлагается все-таки сделать, – это решит эту проблему? Дмитрий Гордеев: Ну а, собственно говоря, создание рабочей группы – это поиск решения, а не предложение этого решения. Я могу только сказать, диспозиция, вот из чего мы исходим. Технический регламент Таможенного союза, это международный договор, сначала установил срок 2019 год, после которого нельзя было эксплуатировать лифты, срок эксплуатации которых нормативный вышел. У каждого лифта есть свой срок ресурса, так сказать. И поскольку мы не вписались в этот срок, 2019 год, и надо было, по идее, остановить очень много лифтов, то совет Евразийской комиссии предложил перенести до 2025 года, сделал вот этот тайм-аут, и поэтому к 2025 году проблему нужно решить. Как она сегодня решается? Смотрите, у нас в 166-й статье Жилищного кодекса, там, где перечень тех работ, которые можно выполнять за счет взносов на капитальный ремонт, это при регоператоре, это при специальных счетах, неважно, то, что мы платим за счет минимального взноса, туда входит и замена лифтов, и ремонт лифтовых шахт, механизмов и т. д. Но сегодня в программу капитального ремонта включено только порядка 90 тысяч лифтов и примерно 70–80 тысяч лифтов не вошли в эти программы, вот в чем проблема. То есть, по идее, хотя у регоператоров деньги остаются каждый год, но эти деньги даже не спланированы, для того чтобы направить их на лифты. Ксения Сакурова: Вот, Дмитрий Павлович... Дмитрий Гордеев: И государство, между прочим, выделяет средства. Ксения Сакурова: Вот откуда взялась эта проблема, что деньги вроде как выделяются, но их не осваивают? Почему так? Дмитрий Гордеев: Ежегодно анализируется, что... Во-первых, есть определенная сумма средств, которую каждый региональный оператор в каждом субъекте федерации должен оставить в качестве резерва, ну если вдруг что, чтобы как бы в рамках корректировки плана направить на срочный капитальный ремонт, скажем так. Но тем не менее есть очень большая инерция заключения договора с подрядчиками, и те средства, которые можно было бы потратить, кроме этих резервных, они тоже не расходуются. Это, собственно говоря, очень большой дефект региональных операторов. Но давайте не забывать, что у нас помимо региональных операторов есть еще и спецсчета. Вот в домах, где спецсчета, хотя лифт, один лифт, скажем так, грузовой или пассажирский, стоит примерно 2–2,5 миллиона, если в доме несколько таких лифтов, ну, например, четыре подъезда, представьте себе, это уже четыре лифта, то сумма действительно становится большой. И при спецсчетах за счет накопления со спецсчета выполнить замену лифта достаточно сложно. Тогда возникает сюжет, о котором говорят, насколько я помню, лет уже шесть или семь, не меньше, – а почему не давать кредиты? А возникает вопрос, кому давать кредиты. В доме, например, есть 200 собственников – что, с каждым нужно заключить кредитный договор? Общее собрание, я напомню, – это не субъект, это просто... Ксения Сакурова: А управляющая компания? Дмитрий Гордеев: А при чем здесь управляющая компания? Я вам напомню, что при модели регионального оператора управляющая организация вообще за капремонт не отвечает, потому что мы взносы платим в этом случае региональному оператору, фактически мы ему заказываем, делаем предоплату, внося взносы, и мы ему заказываем будущий ремонт. И когда при модели регионального оператора срок настает, региональный оператор будет нанимать подрядчика, не управляющая организация. Ксения Сакурова: Так, то есть получается, что проблема еще и организационная, если не в первую очередь организационная? Дмитрий Гордеев: Совершенно верно. Необходимо сделать процедуру, механизм, чтобы... Фактически надо установить вот что, что собственники могут выступать консолидированным заемщиком. Это, к примеру, будет выглядеть так. Ну представьте себе, в доме, например, 80% проголосовали за замену лифта, 20% проголосовали против при 100%-м голосовании, какой-то идеальный вариант, и несмотря на это все 100% должны нести расходы по погашению кредита, понимаете? Ксения Сакурова: Дмитрий Павлович, да, это понятно. Еще хотелось бы с новыми разобраться. Вот моему дому повезло, был капитальный ремонт, там заменили лифт. Тот, который был, ездил ну я даже не знаю сколько, дом 1970 какого-то года постройки, ездил без всяких нареканий туда-сюда, все было хорошо. Но пришел срок, да, его заменили. На вторую неделю новый лифт встал, его ремонтировали 2 недели, потом еще были какие-то проблемы. Дмитрий Гордеев: Ха-ха. Ксения Сакурова: Причем я такие истории слышу очень от многих людей, у кого не новые жилые дома... Виталий Млечин: И вот наши зрители об этом же совершенно пишут. Ксения Сакурова: Что это за лифты такие? Стоило ли старые менять? Дмитрий Гордеев: Ну вот смотрите, в моем доме, у меня дом 2017 года сдачи, новый дом, но тем не менее прошло 3 года, и с 2020 года стали лифты падать на вот эти стопора, останавливаться и т. д., хотя лифты, между прочим, Otis, достаточно хорошая фирма. Проблема в обслуживании. Очень часто управляющая организация, вернее их собственники, имеют помимо управляющих организаций свои специализированные обслуживающие организации по лифтам, и эти дружественные специализированные организации обслуживают лифты плохо несмотря на то, что у них есть все разрешения и т. д. Вывод какой? – надо разделить обязательно управление многоквартирными домами на управляющие организации и на специализированные организации, потому что есть, так сказать, личный интерес, есть сговор определенный. От обслуживания зависит очень многое. Если не будет технических регламентов, то даже совершенно новый лифт может в принципе отказать, может и до аварии дойти, понимаете. Лифты – это очень сложные механизмы, поэтому надо этот вопрос налаживать. А сегодня, я просто должен сказать всем телезрителям, что у Ростехнадзора, у жилинспекции нет легальных оснований контролировать состояние лифтов, только поправки эти только готовятся для Ростехнадзора. То есть государство недоработало фактически в нормативном плане и здесь тоже. Дайте полномочия, и тогда, как раньше, Ростехнадзор будет проверять. Но сегодня нормативно у них фактически полномочий нет, и приходится заниматься жилинспекции, приходится писать кучу жалоб в прокуратуру, суды и т. д. Все это время, естественно. Виталий Млечин: Давайте послушаем нашего зрителя. Валерий из Амурской области нам звонит. Валерий, здравствуйте. Зритель: Здравствуйте. Полностью согласен с Дмитрием Гордеевым о том, что ни жилинспекция, ни остальные фирмы, никто не проверяет качество как монтажа новых лифтов, так и качество ремонта. И получается, что вот, например, по нашему лифту они не выполнили требования проекта, ну и отсюда все, очень много проблем. Мало того, что управляющая компания говорит так: ребята, давайте мы начнем, сейчас мы его закроем месяца на три-четыре и будем его ремонтировать, а вы там на 10-й этаж ну как-нибудь подниметесь. Виталий Млечин: Понятно... Зритель: Вот такие случаи у нас случаются. Виталий Млечин: Спасибо, спасибо большое. Дмитрий Павлович, если можно, очень коротко, совсем времени не осталось – вот как в такой ситуации быть? Дмитрий Гордеев: Ну, надо все-таки помнить, что лифт – это общее имущество собственников. Ну понятно, что автомобиль личный, он в собственности одной семьи, а здесь надо принимать решение коллегиальное. Если мы не приняли решение ремонтировать машину, мы будем ходить пешком, и здесь то же самое. Но собственникам надо помогать. Действительно, может быть, не накоплены средства в фонде капитального ремонта конкретного дома. Хорошо, когда регоператор, это как бы котел, из которого деньги дадут, и то регоператор как чужой лифт, он будет и нанимать, скажем так, не совсем лучшую подрядную организацию, и контролировать. Но, например, содействовать тому, чтобы люди на специальных счетах какие-то имели накопления и могли получить кредиты, – вот этот вопрос, мне кажется, надо на рабочей группе процедурно с помощью поправок в Жилищный кодекс решить. Поправок не на ближайшие годы... Виталий Млечин: Спасибо, спасибо вам большое. Дмитрий Гордеев, заместитель председателя Комитета Торгово-промышленной палаты по предпринимательству в сфере ЖКХ, был с нами на прямой связи. Ксения Сакурова: Масса людей жалуются. Челябинская область: «Наш лифт сломан». Ульяновск: «Дому 30 лет, лифт развалюха, страшно пользоваться». Ленинградская область хвалит: «Нам в доме лифты заменили на бесшумные, спасибо большое». Виталий Млечин: Сейчас прервемся ненадолго, вернемся, будем обсуждать коронавирус, поэтому никуда, пожалуйста, не уходите.