Иван Князев: Ну а мы продолжаем. На рынке коммунальных услуг назревают серьезные перемены. У судов появится больше основания оперативно рассматривать жалобы жильцов на недобросовестные управляющие компании. Правительство одобрило законопроект, позволяющий лишать их лицензии в упрощенном порядке. Сейчас чтобы это сделать, нужно предоставить кучу документов. Даже если на балансе компании нет ни одного дома, даже если она предоставляет некачественные услуги, и так далее, и тому подобное. Марина Калинина: Ну обычно бывает так. Если управляющая компания работает очень плохо, то собственник ходит к коммунальщикам, ходит без конца, просит, убеждает, даже угрожает иногда, а ему в ответ одни отписки и отговорки, мол, нет необходимых ресурсов, специалистов нет. На самом деле просто нет, наверное, желания работать. Иван Князев: Согласно данным многочисленных опросов более 80% жильцов недовольны своей управляющей компанией. В деталях что изменится теперь, попросим разобраться и разъяснить нам экспертов. Как работает ваша управляющая компания? Звоните, рассказывайте свои истории в прямом эфире. Тут уже огромное количество смс. Из Рязанской области: «Где гарантия, что новая будет лучше старой?». Из Тверской: «Управляющая компания очень худо работает, только деньги берут». Из Рязанской опять же: «Обещали сделать ремонт в подъезде, с условием, если мы не будем менять ее на другую управляющую компанию. В итоге, покрасили кое-как, ничего не сделали». Город Рыбное, УК «Наш дом». «ЖКХ у нас никудышное», – это смс из Саратовской области. Марина Калинина: Ну вот сейчас будем разбираться, что же у нас в сфере ЖКХ. Наталья Чернышева с нами на связи, как раз эксперт в этой сфере. Наталья Юрьевна, здравствуйте! Наталья Чернышева: Здравствуйте! Иван Князев: Наталья Юрьевна! Предлагаю для начала все-таки разобраться, как сменить управляющую компанию. Что даст вот этот новый законопроект? Наталья Чернышева: Этот законопроект действительно предусматривает упрощенный порядок смены управляющей компании. И я считаю, что это, конечно же, позитивные изменения. Иван Князев: Ну там не столько смена, сколько лишение лицензии. Наталья Чернышева: Любые способы влияния на управляющие компании, которые доступны жителям и облегчают возможность общения с ней – это позитивный момент. Потому что, действительно, очень многие жители сейчас мучаются от того, что недовольны тем, как убирают у них в доме, как управляют. Иногда это даже действительно несет опасность жизни и здоровью жителей. И тогда это вот один из критериев, по которым можно лишать лицензии. Хорошо, что теперь, значит, не будут исполняться, как бы, не будут приниматься во внимание формальные признаки. То есть, например, если у управляющей компании есть хотя бы один дом в управлении там, то ее нельзя лишить лицензии. Этим очень часто пользуются управляющие компании. Если это уберут, то это будет хорошо, потому что будет больше рычагов влияния. Поскольку управляющие компании, конечно же, боятся, что у них отберут лицензии. И они боялись именно жилищного надзора, жилищной инспекции. Поэтому мы всегда советуем обращаться жителям именно в жилищную инспекцию, которая сама имеет право обращаться в суд и лишать управляющую компанию лицензии. Теперь это будет проще. Марина Калинина: У нас есть звонок из Саратовской области. Надежда, здравствуйте! Зритель: Здравствуйте! Марина Калинина: Слушаем вас. Зритель: Я бы вот хотела сказать. Вы задали вопрос: хотите ли вы сменить компанию? Да. Хочу сменить. Потому что у нас компания, у нас всего на город, на Вольск две компании. Так что менять не на что. Компания, которая нас обслуживает, вообще в доме ничего не делает. Обращались и в прокуратуру, везде. Только отписные бумаги и видимость, что мы что-то сделали. Вы не поверите, но у нас уже более, я не знаю, десяти лет в подвале отходы. То есть, канализации нет, живем на своих отходах. Дышим, какая в квартирах стоит вонь, нереальная. То есть, эти отходы перерабатываются и в итоге в квартирах превращаются в метановый газ. То есть, вообще ничего. Обращались в суды. Эта компания, она проходила уже дважды суды о признании банкротства, что компанию, ее дважды признавали банкротом. В итоге она на рынке опять продолжает обслуживать. Иван Князев: Да, спасибо вам, Надежда. Наталья Юрьевна, такой же вопрос из Курской области: «А что делать, если в городе одна управляющая компания?». Наталья Чернышева: Вот. Это, действительно, очень большая проблема, когда существует монополизм, и когда менять управляющую компанию просто не на что. Поэтому единственный тогда выход – это действительно искать рычаги через Жилнадзор и через прокуратуру. Потому что прокуратура, конечно же, тоже имеет право обращаться в суд и блокировать счета управляющей компании. Это тоже очень эффективная мера воздействия, поскольку, когда вот мы говорили жителям: «Обращайтесь в прокуратуры», и они ходили на прием, прокуратура выносила предписание управляющей компании: «Сделайте то, что хотят жители, иначе мы вам заблокируем счета». Это было всегда очень и очень эффективной мерой. Жалуйтесь в прокуратуру. И еще посоветую также отправлять копии обращений в Администрацию Президента, они будут брать на контроль. Все-таки, они, конечно, спускают это тоже вниз потом, по инстанциям. Но, тем не менее, если они берут на контроль, это тоже неплохой рычаг воздействия. Марина Калинина: Ну смотрите, Наталья Юрьевна, если мы говорим о том городе или населенном пункте, в котором действительно одна управляющая компания, это понятно, что не на что ее сменить. Но с такими же проблемами связываются люди не в очень маленьких городах. Что есть несколько управляющих компаний, но, тем не менее, сменить одну на другую практически невозможно. Наталья Чернышева: Поэтому мы всегда советуем, нет, возможно сменить, но мы всегда советуем все-таки работать с тем, что есть. И воздействовать на ту управляющую компанию, которая в данный момент управляет многоквартирным домом. Иван Князев: Я прошу прощения. Да, Наталья Юрьевна, просто ну давайте попробуем смоделировать ситуацию. Управляющая компания даже после угроз прокуратуры, она скажет: «Ну хорошо, денег у нас нет». Жильцы жалуются, но она будет числиться, работать не будет, банкротить ее тоже смысла нет. Просто ну вот такая типичная ситуация. Наталья Чернышева: Должны, конечно же, в этой ситуации заниматься местные власти. А за местными властями, естественно, должны следить федеральные. Поэтому я и говорю, что нужно отправлять в Администрацию Президента. Поскольку, действительно, если сменить не на что, и управляющая компания этим пользуется, то это ответственность местных администраций. Значит, они не развили конкуренцию. Значит, они сделали так, что эта управляющая компания является монополистом. Необходимо разобраться, нет ли у нее связей, например, с местной администрацией. Очень часто это есть. Такие связки, когда, в общем-то, местная администрация берет под крыло эту управляющую компанию, которая монополист. И прокуратура должна в этом разбираться. Марина Калинина: А как вообще появляются управляющие компании? Вот как они создаются? Иван Князев: Да, вот очень хороший вопрос. Наталья Чернышева: Это, ну чаще всего, это действительно те управляющие компании, которые были при администрации, да? Вот, например, в Москве это «Жилищник», ГБУ «Жилищник». Либо это действительно люди, ну вот, если это независимая управляющая компания, люди, которые умеют, знают рынок, умеют… Марина Калинина: Наталья Юрьевна! Иван Князев: Да нет, ну, тут пока, наверное, вопрос все-таки больше, да, Марина, кто им дает лицензию? Марина Калинина: Ну вот, например, мы с тобой решили создать управляющую компанию. Иван Князев: А уже существующая аффилирована с муниципальной администрацией. Марина Калинина: Ну даже если не аффилирована, вот что нам надо делать? Иван Князев: Наталья Юрьевна! Марина Калинина: Наталья Юрьевна! Наталья Чернышева: Собирается определенный набор документов, который можно посмотреть в интернете, и получается лицензия. Лицензию, кстати, получить несложно. Поэтому сейчас очень много таких «спящих» управляющих компаний, которые ничего не делают. И вот их хотят лишать лицензии там через определенный срок. Там, например, сейчас это шесть месяцев. Теперь хотят сократить. Я не вижу в этом большого смысла, честно говоря. Другое дело, что эти компании боятся выходить на рынок, потому что они боятся все-таки конкурировать с монополистами. Которые часто аффилированы с администрацией. Иван Князев: Ну а как они конкурируют? Наталья Чернышева: Необходимо развивать такую… Иван Князев: Я прошу прощения, просто здесь надо уточнить. А как? А почему они боятся конкурировать? Ну оказывай ты услуги лучше и все. Здесь же конкуренция не как в 1990-е. Наталья Чернышева: Нет, к сожалению, вот до сих пор сейчас управляющие компании-монополисты хотят быть единственными для того, чтобы действительно жильцы не имели возможности выбора, не могли сменить их ни на что. И тогда они, грубо говоря, распоясываются и могут снижать качество услуг. Потому что сменить их не на что. А если будут нормальные независимые управляющие компании, и чем больше, тем лучше, то тогда у жителей появится выбор. Иван Князев: Понятно. Марина Калинина: Спасибо. Наталья Чернышева, эксперт в сфере ЖКХ, была с нами на связи. Вот я ни одного сообщения не увидела, не знаю, может быть, ты, Ваня, увидел, кто бы похвалил свою управляющую компанию. Иван Князев: Кто бы похвалил? Да, сообщения валятся, буквально там в каждую минуту по нескольку десятков, ни одной ну как бы хвалебной строчки нет. Марина Калинина: Давайте посмотрим небольшой сюжет. «Хотели бы вы сменить свою управляющую компанию?». Такой вопрос задавали наши корреспонденты жителям Липецка, Читы и Перми. ОПРОС Иван Князев: Ну, пара человек все-таки похвалили. Один, по-моему, был комментарий. Марина Калинина: Две. Иван Князев: Положительный. Тамара из Нижегородской области сейчас на связи. Тамара, приветствуем вас! Зритель: Здравствуйте! Здравствуйте, ведущие! Марина Калинина: Здравствуйте! Зритель: Очень нравится ваша передача, смотрим и слушаем вас внимательно. Но вот смена управляющей компании у нас в поселке, по-моему, ничего не меняет. Как была, канализационная система не работала в поселке, все заливало, все уже знали. Нижегородская область приезжали наши, и с телевидения Нижегородского, снимали все это. Воды как нет горячей. Из крана с горячей водой течет холодная вода уже несколько лет. Мы куда только не писали, и в прокуратуру, и во все. Бесполезно. То есть, смена управляющей компании, я так понимаю, ничего не дает. Одно у них – у них нет денег. Понимаете? Так что по смене, я думаю, ничего не даст. Иван Князев: Спасибо. Марина Калинина: Спасибо. Давайте поговорим, продолжим эту тему обсуждать еще с одним экспертом. Это Константин Крохин, председатель союза жилищных организаций Москвы. Здравствуйте! Константин Крохин: Здравствуйте! Иван Князев: Константин Викторович, тут же еще нужно разобраться с критериями плохой работы управляющих компаний. Потому что, ну замучаешься же в суде доказывать, что она плохо работает, это чтоб ее лицензии лишить. Какие они там есть? Константин Крохин: Как раз с точки зрения лишения лицензии, это административная процедура, сегодня уже есть практика. И лишить лицензии при желании органы надзора могут. Я не вижу, что здесь есть какая-то законодательная проблема. Вот. И все-таки, если говорить о восприятии качества и возможности влияния жителей на выбор управляющей компании, нужно обратить внимание на процедуру гражданско-правовую. Это порядок проведения собрания. И вот там был сюжет, где женщина, жительница региона, сказала, что вот «а мы поменяли управляющую компанию, нас устраивает». И вот еще человек сказал: «А я бы ТСЖ создал». То есть, когда у людей есть возможность не через административные жалобы, а через собрание выбрать ту компанию или тот способ управления, который выгоден, на который он может напрямую влиять, мне кажется, вот в этом направлении путь. И, собственно, если сейчас законодательные изменения вот в новом составе Государственной думы, а там есть у нас новые депутаты и общественники. Мы пытаемся сейчас наладить этот диалог. Если будет упрощение проведения собраний, снижение кворума, упрощение процедуры создания ТСЖ, сегодня это крайне сложно. Даже юристам сложно подготовить документы, если они не специализируются на этой теме. Вот если этот путь параллельно будет осуществляться, тогда возникнет конкуренция, о которой говорила предыдущий, Наталья Чернышева, предыдущий эксперт. И возникнет шанс и возможность менять жизнь в доме не когда-нибудь, через 10 лет, а через год, через два. Я полагаю, что все-таки административные рычаги сегодня есть. Но вот в тех регионах, где всего лишь две компании, и выбрать-то не из кого, ну, хоть лишайте их лицензии, хоть банкротство подавайте, от этого качество-то не повысится. Марина Калинина: Константин Викторович, может быть, банальный вопрос. Но я не очень понимаю, как так сложилось, что вот эти управляющие компании, они, как под копирку, плохо работают во всех регионах нашей страны. Это заразно что ли? Константин Крохин: Вы знаете, нет. Есть системная проблема. И с точки зрения меня, как эксперта, я считаю, что в 2015-м году серьезным образом ухудшились условия ведения бизнеса в этой сфере. Было введено так называемое лицензирование. И под это лицензирование рынок от независимых компаний был, по сути, зачищен. То есть, снижение конкуренции в этой сфере, а еще раз повторюсь и не устану повторять, что в сфере ЖКХ, учитывая, что это касается жилых домов, и это касается практически каждого жителя страны, у нас есть огромный потенциал вовлечения в этот рынок малого, среднего бизнеса, самозанятых. То есть, это же ведь не космические технологии. Это не самолеты ваять на заводах. Здесь очень простые операции. И люди по месту жительства вполне могли бы подрабатывать, убираясь в своем дворе, убирая снег, работая. Это очень удобно, скользящий график. Иван Князев: Ну да. Мы поняли, Константин Викторович. А что значит, рынок зачистили? Ну вот мы с Мариной уже выяснили: получить лицензию несложно. Нам сказал об этом предыдущий эксперт. А дальше какие проблемы? Константин Крохин: Работать тяжело. Если вы компания, которая, условно говоря, значит, новая на рынке. Или вы пришли в другой район, другой регион, закон не запрещает этого, у вас есть лицензия и вы хотите работать, то в том случае, если вас не хотят видеть, есть масса способов, с одной стороны, вас оштрафовать. Штрафы, чтобы вы понимали, для управляющих компаний, они от 200 тысяч рублей. Это драконовские штрафы. Для регионов, для малых городов это катастрофа, получить один такой штраф, можно разориться. И второй момент. Два штрафа – и компания может потерять лицензию. За один год. Естественно, любой человек, у которого есть альтернатива – идти в этот бизнес или заниматься чем-то попроще, он себе на голову вот эти проблемы не возьмет. Потому что получить штраф за ненадлежащее содержание жилого фонда очень легко. Вот у вас сейчас сосульки показывают. Вот придет жилищная инспекция, сфотографирует, и все, у вас штраф. И два таких штрафа, и какие-то жалобы, связанные, там, с пожарной безопасностью, а у нас много недостатков в этой сфере, и компания лишается бизнеса, лишается лицензии. И, конечно же, туда просто боятся идти. Я считаю, что глобальная проблема, и мы эту позицию, вот как комитет по ЖКХ и торгово-промышленной палаты, экспертное сообщество, мы пытаемся до властей донести эту мысль, что необходимо административный такой, скажем, пресс, его ослабить. Наоборот, надо дать возможность добросовестным участникам рынка, малому бизнесу, еще раз повторюсь, и самозанятым проявить себя в этой сфере. И тогда, я уверен, что качество улучшится. Сегодня о чем мы можем говорить с точки зрения хороших откликов? Вот у вас прозвучало от одного товарища, что он бы создал ТСЖ. И в целом, если брать процентное соотношение, то в домах ТСЖ нареканий граждан меньше. Почему? Ну потому, что там люди избираются из дома, соседи. То есть, есть прямая такая демократия, когда можно хоть как-то повлиять. Человек понимает, председатель правления понимает, что, если он будет плохо работать, раз в два года там происходят выборы, его просто не переизберут. Его даже не надо специально убирать досрочно, не надо. Все, два года, это короткий срок. Его не изберут, и у него есть стимул, мотивация, помимо доброго имени, что сосед, есть стимул развиваться и улучшать качество. Марина Калинина: Да, да, Константин Викторович, а может быть, тогда вообще отказаться от такого явления, как управляющая компания? Иван Князев: И перейти на ТСЖ. Марина Калинина: Если конкуренцию там создать в данных условиях сегодняшних невозможно. Что большинство компаний аффилировано с администрацией. И что никого они на рынок не пускают. Ничего, собственно, не делают, и люди жалуются. Константин Крохин: Не получится. Марина Калинина: Почему? Константин Крохин: Была такая попытка. Потому что, когда принимали Жилищный кодекс в 2005-м году, была эйфория, было очень, я сам попал в это движение ЖКХ. Вот именно в тот период я стал председателем ТСЖ, меня избрали, и мне тоже казалось, что это самая лучшая форма, самая эффективная, и это правда. Но, к большому сожалению, не все дома с точки зрения конструктивных особенностей, с точки зрения демографического состава жителей, жизненного опыта, не все дома способны создать ТСЖ и развиваться в нем. Потому что это требует определенного процента, пусть там 5, 10%, но очень активных граждан, готовых в своем доме тратить на это время. Если брать все-таки дома советской застройки, где нет таких вот горизонтальных связей таких плотных или, скажем, много очень пожилых людей, у которых нет времени, здоровья заниматься, то не может форма ТСЖ быть, скажем так, всеобъемлющей. То есть, все вот там, хотя бы даже 50% домов. Сегодня это порядка от 1 до 3% всего жилого фонда. И там мы видим хорошие результаты. Но если был бы рынок управляющих компаний конкурентный, я вас уверяю, многие бы дома, ведь у нас есть форма «совет дома». Не обязательно создавать ТСЖ в форме юридического лица, может быть совет дома, с которым бы советовалась бы управляющая компания, которая проводила бы ежегодно собрание и получала обратную связь. Вот на что жаловалась тоже ваша телезрительница, что, говорит, нет никаких собраний. А ведь по закону они должны быть каждый год. То есть, если бы были нормальные управляющие компании на этом рынке, не боялись, что их бы поддержало государство, они бы были заинтересованы проводить собрания, чтобы получить положительную оценку, получить фидбэк. И тем самым поощрять людей на правильную, дисциплинированную оплату услуг. Ведь человек голосует рублем. Если он видит, что плохо обслуживают, то он тогда платит хуже. Иван Князев: Ну да, платить не будет. Да. Послушаем Николая из Кургана. Здравствуйте! Зритель: Здравствуйте! Я согласен с господином Крохиным о том, что ТСЖ и, если жильцы сами управляют своим домом, это самая, ну, более качественно никто не обслужит. Если сами жильцы не будут управлять своим домом. Но что мешает создать конкуренцию, развивать активно товарищество собственников жилья? Заработная плата председателя. Особенно это касается небольших домов. 22, 25, 75 квартир. В этом случае люди против голосуют, чтобы поднять, сделать достойную заработную плату председателям ТСЖ. Марина Калинина: Это вы на своем опыте? У вас так? Зритель: На своем опыте, на своем опыте. И на опыте других домов. Если 25 квартир дом, общее собрание специально пошел послушать. Значит, много нареканий в адрес действующего председателя – убрать, хорошо. Давайте предложения, кого будем избирать. Предлагают одному, второму, третьему. И все, как в один голос, говорят: «Если была бы достойная зарплата, я бы взялся за эту работу». Вот надо со стороны городских, местных органов власти кого поддержать в первую очередь. Создать сегодня добросовестные управляющие компании – это мертвое дело. Иван Князев: Ну понятно. Зритель: Это впустую все будет. А вот развивать ТСЖ. Ну, вот у нас в Кургане, я вам скажу, очень и очень редко местные органы власти собирают председателей ТСЖ, чтобы обсудить какой-то перечень вопросов. Вот на своем ТСЖ могу сказать, вот никаких претензий ни с теплом, ни с водой, ни водообеспечение, ни канализация, все наружные сети, с великим трудом, но мы в течение полутора лет передали на баланс ресурсоснабжающим организациям. Дело дошло до того, что ресурсоснабжающие организации потребовали от нас 14 миллионов рублей на обслуживание кабельной линии, значит, 147 метров. Они подают, нас обеспечивают ресурсами, используют этот кабель, а за обслуживание мы еще, кроме тарифа, должны платить за обслуживание этого кабеля. Абсурд! И только тогда, когда уже начал подключать средства массовой информации, и областную администрацию, и городскую администрацию, спасибо за помощь, дело сдвинулось с мертвой точки и все наружные сети передали. Но это же капля в море. А все-то остальные в голос плачут от того, что это бесхозяйные линии. Иван Князев: Да, Николай, понятно. В общем, вы там свое дело хорошо знаете, все у вас нормально работает. Спасибо вам! Марина Калинина: Спасибо! Константин Викторович, ну а каков выход-то вообще? Чтобы появилась конкуренция среди управляющих компаний, что нужно сделать? Если они с администрацией все связаны, а частные лица даже боятся как-то выйти на этот рынок? Что им делать? Константин Крохин: Надо ее развивать. Марина Калинина: Ну как развивать? Константин Крохин: Волшебных рецептов нет, но я вам хочу сказать, что, когда принимался Жилищный кодекс, он был, к нему много претензий. Особенно сегодня много претензий. И те изменения, которые вносились в 2010-е годы. Но в целом-то он был настроен как раз на конкуренцию. То есть, основа. И много людей в этом. Я вот в эту сферу попал именно на волне ожидания изменений. Марина Калинина: Но не получилось же пока? Сколько времени прошло. Константин Крохин: Ну почему? Это получилось в конкретном доме. Я был председателем в пяти ТСЖ. Марина Калинина: Нет, я не говорю конкретно про ваш дом совсем. Константин Крохин: Я к чему? Да, к чему я говорю? Что было желание. Государство этот сигнал дало. То есть, это не я придумал, это государство приняло, Государственная дума, законы, которые позволяли. А потом, после 2010-х годов, стали приниматься нормативные акты, которые по сути, ну, это мое личное мнение экспертное, по сути поставили, значит, на управляющие компании. На развитие бизнеса, а не на развитие самоуправления в жилищной сфере. Там прямо называлось: самоуправление в жилищной сфере. Вот я участвовал в городской программе в Москве, которая так и называлась: «Создание и развитие ТСЖ». Это программа была, поддерживали ее. Это то, о чем говорит уважаемый председатель из Кургана. Молодец, хотел тоже поддержать его, что это очень трудное дело, особенно в Кургане, да, это специфический регион, сложный. И вот в регионах были такие программы поддержки. А потом начало меняться законодательство федеральное. И мы увидели настрой. И когда введено было в 2015-м году лицензирование, что настрой на профессионализацию этого бизнеса и на более жесткие рычаги управления. Я полагаю, что здесь перегнули палку. И еще раз повторюсь, что иного пути, как работать с Государственной думой, а именно там Жилищный кодекс принимается, да, то есть этот закон не могут поменять регионы. Необходимо с новым составом Думы работать экспертно, на опыте самостоятельно управляемых, на опыте, есть в городах управляющие компании, есть хорошие, я сталкивался с этим. С эксплуатирующей компанией, которые хорошо эксплуатируют, разбираются в технике. Но не идут в управляющие, потому что боятся, что в момент потеряют бизнес, потеряют лицензию. Обслуживают десятки домов, живут на меньшие деньги, но за то не испытывают сложностей с административным таким вот давлением. Иван Князев: Ну понятно. Константин Крохин: Да. Поэтому надо развивать. Что я могу сказать? Развивать ее нужно. Тогда она будет развиваться. Иван Князев: Спасибо. Марина Калинина: Спасибо. Иван Князев: Константин Крохин, председатель союза жилищных организаций Москвы, был с нами на связи.