Снос гаражей: география расширяется. Каковы законные причины демонтажа гаражей? И как можно обжаловать решение о сносе или переносе гаражного бокса? Оксана Галькевич: Куда идем? А как идем? Законным путем идти можно, но трудно. 1979 год, между прочим, друзья. Константин Чуриков: Дойти сложно. Оксана Галькевич: Дойти сложно, да. Фильм "Гараж". Константин Чуриков: Рязановская классика. Оксана Галькевич: Конечно, классика. Комедия, одна из любимых. На самом деле, это не комедия, это трагикомедия. Как обозначен жанр этого фильма. Какие баталии? Все прекрасно помнят. За то, чтобы гараж получить, помните, там еще такая цитата… Константин Чуриков: Бурков играл, да. Оксана Галькевич: Да. …"Да вы что?! За что меня можно выгонять?! Я за машину родину продам!" – "Попрошу факт продажи родины зафиксировать в протоколе". Константин Чуриков: Но это сегодня. Кстати, сколько лет прошло, а история повторяется. Снова баталии, но уже по другому поводу – гаражи сносит, можно сказать, по всей стране, как уродующие облик города. Тоже цитата из фильма Рязанова. Давайте сначала к Москве обратимся, поскольку у нас все эксперименты обычно начинаются в Москве, буйным цветом цветут, а дальше уже распространится по всем регионам – репортаж Александра Денисова. Константин Чуриков: Как говорилось в фильме "Гараж" "Тяните жребий, счастливый вы наш". После того, как этот сюжет уже был готов к эфиру, мы получили это письмо из управы Академического района Москвы. Нам посоветовали просто за комментариями обратиться в Префектуру Юго-Западного округа. Однако от Префектуры ответа мы не дождались, нужно было уже выходить в эфир, решать все эти вопросы. Москва не единственная в этом списке. Оксана Галькевич: Москва далеко не единственная. Давайте посмотрим, что происходит в других городах нашей страны. Например, на юге Петербурга могут снести 2100 гаражей. Эта земля – 7,5 га – приглянулась одному из застройщиков. Что собираются там строить, пока неизвестно, никому это неясно. Владельцы гаражей требуют себе как долгосрочным правопорядочным арендаторам право выкупа гаражей вместе с землей. Однако вместо этого застройщик предлагает выкупить постройки за какие-то сущие копейки. Зинаида Данилова говорит, что выстояла всю блокаду Ленинграда, не собирается сдаваться и сейчас. Она обратилась в суд. Зинаида Данилова: Сейчас выдали на руки решение арбитражного суда, в котором суд не признал меня лицом, чьи права нарушаются. - Как? Зинаида Данилова: Да. Суд выселяет всю организацию, и мой гараж в том числе. За гараж мне три пенсии предлагали застройщики. А не продам, сказали, выкинут без денег, а гараж снесут. Константин Чуриков: В ближайшее время владельцы гаражей планируют устроить автопробег по району, чтобы показать, какое большое количество машин окажутся на улицах в поисках мест для парковки. Аналогичная ситуация в Ярославле. 400 гаражей в этом кооперативе уже снесли, еще 560 исчезнут в ближайшей перспективе. Новые машиноместа предлагаются вдали от домов от этих автовладельцев, причем на болоте. К тому же, возведение новых боксов потребуется значительных затрат от их владельцев. Но к этому готовы далеко не все, а значит, все эти машины окажутся во дворах. Борис Марчак: Уже сейчас во дворах у нас и драки с этими машинами, и со стоянками, уже и подписывают, уже и баллоны кидают, чтобы на твое место никто не заезжал. Оксана Галькевич: Администрация Ярославля считает, что снос стихийно разросшихся гаражных кооперативов облагородит облик Ярославля. Получается, на самом деле, действительно, такой пророческий фильм Эльдара Рязанова: "Снесем, как уродующие лицо города". Константин Чуриков: Облик города. Оксана Галькевич: Один из героев нашего репортажа по событиям в Москве сейчас у нас в студии. Давай представим нашего гостя. Это Юрий Файнгерш, помощник председателя региональной общественной организации "Московский городской союз автомобилистов". Здравствуйте, Юрий Абрамович. Юрий Файнгерш: Добрый день. Константин Чуриков: Юрий Абрамович, сразу вопрос нашим зрителям. Как вы считаете, эта ситуация нормальная, с вашей точки зрения, ненормальная? Уродуют гаражи городской облик? И каким образом надо ее решать? И самое главное, если у вас есть гараж, как он у вас оформлен? Не опасаетесь ли вы, что скоро ковш приедет, как говорится, и за вами? Оксана Галькевич: Законным путем можно ли куда-то дойти? По-вашему, почему у нас только конфликтно все это решается? Юрий Файнгерш: Давайте немножко разделим этот вопрос. Естественно, мы понимаем, что конфликт большой. В то же время мы понимаем, что в настоящее время гаражи в том состоянии, в котором они находятся, уродуют город. И все наши предложения Правительству Москвы, Департаменту транспорта, Департаменту имущества о том, чтобы как-то модернизировать наши автостоянки с увеличением количества мест в два и более раза, остаются без ответа. Оксана Галькевич: Чтобы они перестали уродовать облик города, да? Юрий Файнгерш: Да. Оксана Галькевич: Как-то их осовременить, привести в порядок, облагородить? Юрий Файнгерш: Естественно. Или пластика – сделать двух, трех, четырехэтажные паркинги. Но, опять же, мы предлагаем все это сделать за счет наших автовладельцев. Мы не просим бюджетных денег, мы не просим никаких дополнительных вложений. Мы просим только официально оформить землю, территорию, не на год, не на два, а долгосрочный договор аренды, чтобы люди, вложив туда деньги, знали, что они простоят там энное количество лет. Константин Чуриков: В том-то и беда, что гарантии-то дать могут, но пройдет время, сменится власть, она скажет: "А мы ничего не знаем". Юрий Файнгерш: Да. К сожалению, у нас нет преемственности власти, естественно. Оксана Галькевич: Подождите. Но у нас есть закон, по которому советские гаражи, полученные еще в советское время, если у людей все документы в порядке, они не подлежат, так скажем, никакому отъему, сносу, сравниванию с землей. Это собственность людей. Юрий Файнгерш: Ни один земельный участок, занимаемый нашей организацией, не был захвачен, там не было никакого самостроя, все наши участки получались распоряжением, подписанным еще и префектами, и главами управы, и на тот момент господином Промысловым. Но за истечением какого-то времени все это оказалось вне закона, и с 2012 года ни один договор аренды не продлевается. Константин Чуриков: Юрий Абрамович, но мы сейчас в целом рассматриваем ситуацию по стране, не только в Москве. Скажите, каким законодательством все это регулируется? Это все на местном уровне? И по каким критериям? Что вам известно о Москве и о других регионах? Юрий Файнгерш: Естественно, все регулируется на местном уровне. Москва – одно, Санкт-Петербург – другое, региональные отделения, города – третье. Есть такое "Всесоюзное общество автомобилистов", и тоже оно не может совладать со всеми городами, со всеми автостоянками. Только за последний год наша организация потеряла более 6 тыс. машиномест. Если организация еще 3-4 года тому назад состояла из 155 тыс. автомобилистов, то в настоящее время это 137 тыс. Если учесть, сколько мы потеряли, а у нас 137 тыс. машиномест – это порядка 20% автостоянок города Москвы, то представляете, сколько потеряла Москва. И альтернативы никакой не предлагают, никакой абсолютно. Константин Чуриков: И у нас как раз столичная жительница Наталья на связи. Наталья, добрый вечер. - Здравствуйте. Я расскажу небольшую историю свою. Я в этом гараже "Ивушка", который находился у нас на Дубнинской, корпуса 2-3-4, ему было лет 40. Его снесли несколько лет назад, сейчас там не ухожено ничего. Он стоял, никого не трогал, вдоль железной дороги. И сейчас кто остался, во-первых, сносили точно также без хозяев. Представляете, наверное, месяца два еще мусор там болтался. Комплект запасных резин, покрышек теперь у всех на балконах, очень много стали вскрывать машин, сразу же повысилось, и машины теперь даже стоят у нас, извините, на газонах, зимой и летом, и по фигу. Так хотя бы они были в гаражах. Константин Чуриков: И непонятно, ради чего сносили. Ведь там ничего не появилось вместо этого. - Нет. Подъедьте и просто посмотрите. Там рядом была детская площадка, люди занимались, она была охраняемая, все было хорошо. Константин Чуриков: Наталья, это какой район Москвы? Потому что нас внимательно слушают власти. - Это Восточное Дегунино, Северный округ. Константин Чуриков: Восточное Дегунино. Спасибо. Юрий Файнгерш: К сожалению, большинство наших площадок, которые сносятся, на которых сносятся гаражные боксы, они остаются бесхозными. На них сейчас можете обнаружить кучу снега, кучу мусора, и остатки того, что осталось от гаражей. А москвичи вынуждены свою резину хранить на балконе, как и инструмент, как и масла – все запчасти. Оксана Галькевич: Юрий Абрамович, скажите, вы говорили о том, что не хотят продлевать договор. Вы предлагали на разных условиях, вы готовы пойти – интересно звучит – власти навстречу, предложения какие-то встречные делаете, за свой счет готовы все сделать. Хорошо. Допустим, у них есть какие-то резоны. Они не хотят продлевать договор аренды, который законным образом подошел к своему окончанию – срок истек. Бывает, не хотим, есть резоны. А если прерывается договор аренды, за это какие-то штрафы или какие-то вообще санкции, власть какую-то ответственность несет? Юрий Файнгерш: С какой стороны прерывается? Оксана Галькевич: Со стороны власти. Не владельцами же, не членами гаражного кооператива. Юрий Файнгерш: Власть не несет никакой ответственности. Оксана Галькевич: Никакой ответственности? Юрий Файнгерш: Никакой. Оксана Галькевич: То есть в договоре прописано так, что могут в любой момент прервать… Юрий Файнгерш: Да. Оксана Галькевич: … и, в принципе, им даже необязательно ждать окончания договора? Юрий Файнгерш: Да. Необязательно ждать окончания договора. И хочу подчеркнуть, что, прерывая договор с нашей организацией, с общественными организациями, мы не удивляемся, и так неоднократно было, если завтра на эту площадку входят или коммерсанты, или организация ГКУ "АМПП", которая подвластна Департаменту транспорта. Константин Чуриков: "Администрация московского парковочного пространства". Юрий Файнгерш: Да. Естественно, за другие деньги. Оксана Галькевич: На самом деле, мы все вспоминаем. 25 лет назад – это вроде как большой период, а, с другой стороны, не так уж и давно это было. Мы все помним, чем был гараж для советского человека. Даже Эльдара Рязанова можно не смотреть. Это же в принципе для кого-то часть дома, это какая-то важная часть жизни, это место хранения, место какого-то досуга даже для кого-то. Константин Чуриков: Вот нам зритель пишет, Самарская область: "Куда же теперь пить пойти? Где болтики перебирать? Там жены нет и детей". Оксана Галькевич: Да. Вся страна. Поэтому и звонит Сергей из Воронежской области. Давайте его послушаем. Сергей, здравствуйте. - Здравствуйте. Я по поводу гаражей и машин. Считаю, что в городе автотранспорт не особо нужен. Вы обеспечены, городские жители, и трамваем, и метро, и автобусами, и троллейбусами. Мы же живем в Воронежской области, да в любой сельской местности, у нас автобус ходит в районный центр один или два раза в сутки. Все автобусы переполненные. В возрасте уже не сядешь в этот автобус. Действительно, уже сейчас машины нужны. Что касается гаражей. Гаражи – действительно самозастрой, они портят городской вид. Константин Чуриков: Понятно. Оксана Галькевич: Ваша такая позиция. Понятно. Константин Чуриков: Это был Сергей. Оксана Галькевич:  Хорошо. Допустим, портят облик города. Но, так или иначе, у людей личные автомобили-то есть, альтернатива какая-то должна быть предоставлена людям. Константин Чуриков: Альтернативно покупай себе эту парковку – все. 3000 в год. Оксана Галькевич: "Народный гараж". Есть даже, по-моему, программы такие. Юрий Файнгерш: Программа "Народный гараж" успешно провалилась, начавшись примерно 7-8 лет тому назад, которую начинал еще господин Крючков, Левченко. Она успешно провалилась по нескольким причинам. Первая – было спущены определенное количество мест для постройки этих народных гаражей. Естественно, свободной территории в Москве нет. И выбрав где-то на окраине территории, их, естественно, не хватило для того, чтобы отчитаться перед Департаментом строительства. Начали сносить наши автостоянки. И сейчас, кстати, многие территории стоят бесхозными, гаражи так и не построены. Начиналось все это с 250 тыс., потом 350 тыс., а потом к концу строительства пришли к миллиону. Это раз. Второе. До сих пор те люди, которые получили места в Народном гараже, они не сумели оформить в собственность эти машиноместа. Это два. И третье – эти народные гаражи построены не в шаговой доступности. Константин Чуриков: Давайте сравним то, что вы сказали, с комментарием заместителя руководителя Департамента строительства города Москвы. Мы попросили как раз таки прокомментировать темпы выполнения программы "Народный гараж". Павел Батайкин: Вообще, по программе "Народный гараж", которая началась с 2010 года, на сегодняшний день построено 157 объектов гаражного значения, 48 тыс. 919 машиномест. В этом году планируется завершить работы по 10 объектам гаражного значения на порядка 3 тыс. машиномест, и на этом, я думаю, надеюсь, что программа "Народный гараж" будет завершена. Оксана Галькевич: Нам очень много пишут телезрители. Все возмущены. Хотя есть такие мнения, например, из Башкортостана, что "А зачем вообще в городах вам какие-то гаражи? Там только картошку разве что хранить. Все это выходит из моды". А правда, ведь меняется жизнь. Смотрите, программа "Народный гараж" когда задумывалась, еще думали над какой-то альтернативой. А теперь все идет к тому, что вообще в большом городе, по крайней мере в Москве, иметь автомобиль становится все менее и менее выгодно, скорее невыгодно. Платные парковки без конца, приближаются к спальным районам. Вот уже, поговаривают, и во дворах будут. Юрий Файнгерш: Да. Нам обещали платные парковки на территории Бульварного кольца, потом с успехом вышли на Садовое, Третье, Четвертое, и сейчас мы уже пришли к МКАД. И совершенно непонятно. Давайте закроем наш автопром и прекратим выпуск автомобилей успешно. Константин Чуриков: Извините, если мы все спустимся в больших городах в метро, то с каким трафиком оно столкнется? Сможем ли мы поместиться все в вагонах и так далее? То есть, наверное, нужно как-то разнонаправленно решать этот вопрос. Оксана Галькевич: Мы спустимся только в больших городах. Сергей из Воронежской области, который нам звонил, он сказал: "У вас в городах метро есть". Я не успела спросить, есть ли там метрополитен в Воронеже. Константин Чуриков: Сомневаюсь. Оксана Галькевич: Я, например, не уверена. Павел из Москвы. Давайте послушаем. - Алло. Здравствуйте. У нас гаражно-строительный кооператив вдоль охранной зоны железной дороги "Березовая аллея". У нас тоже сносятся все гаражи – 1800 мест. Гаражи 1980 года, гаражно-строительный кооператив. Я лично там покупал себе гараж за определенную сумму денег. Мы оплачивали за землю, платили за охрану, платили за благоустройство. На сегодняшний день власть самовольно, местная муниципальная управа, не дает возможности людям туда появляться. Даже на металлолом не разрешает вывезти гараж. У нас они металлические. И взамен абсолютно ничего не предлагают. Это же самоуправство. То есть я имел гараж, заплатил деньги, а в результате что имею взамен? Ничего. 1800 мест. И таких гаражей вдоль дороги уже убрали море. Взамен никому ничего не дают. Я не понимаю, так нельзя делать с людьми. Что будет? Это коллапс будет вообще в Москве. Константин Чуриков: Кроме того, извините, "Автокаско" сегодня стоит дорого, которое защищает от угона, страховка от угона. - Совершенно верно. Константин Чуриков: Если у человека ОСАГО, и он оставляет свою машину, теперь она безгаражная на улице, ему что, каждый день вскакивать, за сердце хвататься? - Я говорю, это коллапс. Это тупик. Будет просто социальный взрыв. У нас сколько этих самых водителей? И где держать машины? Невозможно. Но сам факт, что мою собственность просто самовольно приняли решение, убрали. Хорошо. Константин Чуриков: Было ваше, стало наше. Да. - Хорошо. Если вы решаете убрать что-то – представьте мне тогда хоть место где-то на стоянке, или что-то еще. Хотя бы за 50%, и прочее. Просто самовольно убирать гаражи – как это можно? Оксана Галькевич: Вот это ключевой вопрос. Спасибо, Павел. Ведь это вопрос частной собственности, неприкосновенности частной собственности. Если у человека все документы оформлены, он знает, что он имеет право на этот участок, на этот гараж – как так? Чем власти аргументируют, люди с ковшами? Юрий Файнгерш: Власти не аргументируют ничем. Мы выступили с открытым письмом мэру Москвы господину Собянину в газете "Московская правда", зная, что эта газета кладется в рассылки на заседаниях Правительства Москвы. Константин Чуриков: Мы тоже кладемся в рассылки. Нам в двух словах: что у Собянина попросили? Юрий Файнгерш: Обратить внимание, и сесть за стол переговоров, чтобы решить эту проблему, которая, мы считаем, одна из важнейших проблем в городе. И каково же лицемерие было ответом на это письмо не от мэра Москвы, не от его заместителей, а от Департамента средств массовой информации и рекламы города Москвы, где сказано, что открытое письмо, опубликованное в печати, средствах массовой информации, не подразумевает обязательного на него ответа. Все. Вот все, что мы получили на открытое письмо мэра Москвы. Константин Чуриков: Секундочку, но какие тогда формы обратной связи существуют? Хорошо. А что происходит в интернете. Вы общественники, автомобилисты. Есть какие-то петиции тоже. Наверное, нужно, чтобы многие обратились с этим вопросом. Видимо, от одного конкретного человека или от какого-то количества недостаточно… Юрий Файнгерш: Ни на какую петицию, ни на какое собрание ни один из руководителей или подчиненных Департамента транспорта или Департамента имущества не приходит. Они даже не приходят на такие значимые события, как собрание "Народного фронта", куда их приглашают, "Общероссийского народного фронта". Они даже позволяют себе просто-напросто… Константин Чуриков: "Общероссийский народный фронт", который возглавляет президент? Юрий Файнгерш: Да. Они позволяют себе игнорировать эти мероприятия. Оксана Галькевич: Почему-то у некоторых наших телезрителей за время нашей беседы сложилось впечатление, что эта проблема касается только Москвы. Нет, дорогие друзья, не только Москвы. И Москва не заелась. Это придет обязательно к вам. К вам в Вологодскую область… Константин Чуриков: Курган, Уфа, Ярославль, Самара. Оксана Галькевич: И это происходит действительно по всей стране, и происходит самым бесцеремонным образом. Речь действительно идет в том числе о неприкосновенности вашей частности собственности. На данный момент, никому не желаю, вас это коснется, и вы поймете, что законным путем идти можно, но долго. А куда придешь – не всегда понятно. Константин Чуриков: Юрий Абрамович, вы говорили о том, что нужно создавать какие-то долгосрочные программы, как будут размещаться машины, в каких гаражах какого типа, в будущем, сегодня, завтра. Тут эксперты посмотрели и оценили рынок машиномест в новостройках. Никто не хочет платить в Москве 7 млн. руб. за это небольшое пространство. Юрий Файнгерш: Это коммерческая цена – 7 млн. руб. А если будут строить жители – наверное, это будет в несколько раз меньше. Оксана Галькевич: Быстро зачитаю несколько сообщений с нашего портала. Приморский край пишет нам, что "Это делается для того, чтобы люди не имели возможности ремонтировать автомобили самостоятельно в том числе, – многие же так делали, – в свои гаражах, а обращались в дорогостоящие станции техобслуживания". Республика Башкортостан возмущена беспредельным сносом гаражей. Саратовская область считает, что машин и так много, и надо с этим что-то делать. Ивановская говорит: "Какой гараж в городе? Покупайте коттедж, и не будет никаких проблем". Константин Чуриков: А мне понравилась СМС-ка из Нижегородской области: "Так вам и надо!". Отразили все мнения. Оксана Галькевич: А в Алтайском крае у человека гараж, построенный дедом в 1964 году, все разрешения есть. Поэтому, естественно, человек возмущен. Спасибо. p.p1 {margin: 0.0px 0.0px 6.0px 0.0px; text-align: justify; font: 12.0px 'Trebuchet MS'; color: #000000; -webkit-text-stroke: #000000} span.s1 {font-kerning: none} Константин Чуриков: Спасибо. У нас в студии был Юрий Файнгерш, помощник председателя региональной общественной организации "Московский городской союз автомобилистов". Мы говорили о проблеме гаражей, об их сносе. И вернемся к вам в программе "ОТРажение" уже через пару минут.