Тамара Шорникова: Это рубрика «Один дома». Сегодня расскажем, как помочь родителям, чем сейчас занять детей. Об этом многие думают, ищут разные варианты, потому что они быстро заканчиваются в режиме самоизоляции. Но – не у нас. Мы сегодня познакомимся с самыми современными разработками из мира робототехники, узнаем о возможностях роботов, а также о том, стоит ли их бояться. Иван Князев: Да, роботы бывают разными, страшными в том числе. Игорь Никитин у нас на связи, основатель «Робостанции». Здравствуйте, Игорь. Игорь Никитин: Здравствуйте, друзья. Иван Князев: Какие роботы у вас сейчас дома? Тамара Шорникова: Да, покажите их. Иван Князев: Нам интересно просто. Игорь Никитин: Вы знаете, у нас включили режим… Я сейчас попробую, постараюсь показать вам. Одну секунду. Иван Князев: Он не хочет, по-моему, да? Игорь Никитин: У нас включили режим самоизоляции, поэтому роботы, которые могли перемещаться, они тоже с большой сложностью переходят, так сказать, из офиса в квартиру, из квартиры в другие офисы. Я вам могу сейчас показать один из современных небольших роботов. Несмотря на то, что… Кажется, что он такой маленький и игрушечный, но на самом деле это достаточно мощный и производительный робот. По несколько моторов у него есть в каждом суставе. Единственное, что я пока не буду сейчас демонстрировать, потому что он просто у меня со стола убежит. Иван Князев: Нет, так это как раз было бы интересно. А он говорить может? Что делает вообще? Игорь Никитин: Ну, он может… То, что больше всего нравится детям – танцевать, управлять различными движениями. Вы знаете, из таких роботов… Когда дети занимаются, необязательно им собирать конструкторы. Они могут программировать таких роботов. Например, они могут участвовать в соревнованиях или даже как аналог кукольного театра. Каждому роботу своя роль присваивается. Например, сказка «Колобок» или «Репка». И дети могут запрограммировать целую сказку как представление. Иван Князев: Игорь, ну включите его, ну включите все-таки! Давайте посмотрим. Тамара Шорникова: Может быть, отодвинетесь? Давайте вообще раздвигать рамки возможного. Иван Князев: Конечно. Тамара Шорникова: Отодвинуть компьютер, включить робота. Иван Князев: Показывать робота и не показывать, что он… Игорь Никитин: Я боюсь, что сейчас я не смогу его никак включить. Сейчас я попробую, но… Тамара Шорникова: Пока вы пробуете, расскажите родителям, где, на каких сервисах можно научиться собирать роботов. Ну, конечно, наверное, не такого суперсовременного, как у вас в руках, но что-то из подручных материалов. Игорь Никитин: Сейчас огромное количество сайтов, огромное количество видеокурсов. Например, один из таких порталов – это сайт «Кулибин Про», на котором для молодых и юных кулибиных много разных курсов придумано. Причем самое интересное, что вы можете делать занятия – ну, как бы с ребенком заниматься – их любых подручных средств. Вот я вам сейчас показываю – это автоматический робот, щетка для чистки ванны. Я думаю, что в каждом доме найдется такая щетка. Иван Князев: Ой, я такую хочу! Тамара Шорникова: Щетку или такого робота? Иван Князев: Робота. Щетка у меня есть. Игорь Никитин: Вы знаете, для детей от шести лет всегда нужно делать какие-то первые шаги. Вы не можете ему сразу дать большого робота и сказать: «Вот программа C++, вот несколько книжек, давай учиться». Это будет похоже на профанацию. Понимаете, я призываю к тому, чтобы отличать обучение онлайн, которое сейчас есть, от просмотра некоего курса как фильма. Что ребенок из этого запомнит? Что вы запомните? Я вам предлагаю прекрасные семейные курсы, когда вы вместе с мамой и папой можете сделать, например, робота-привидение (я сейчас попробую стол свой показать) или робота-щетку. Тамара Шорникова: Давайте поподробнее о роботе-щетке. Ну такая щетка точно у всех есть. Что там еще? Вот выключатель, да? Игорь Никитин: Вот смотрите. Мы его включаем. Делается это все очень просто. Тамара Шорникова: Чуть поближе к себе. Игорь Никитин: А, к себе, да? Тамара Шорникова: К себе, да. Игорь Никитин: Вот так. Иван Князев: Мне кажется, вы боитесь его включать. Игорь Никитин: Вот смотрите – раз! – и она поехала. Начинает чистить, ползать. Причем обратите внимание – элементарные какие-то компоненты нам нужны. Вы можете сейчас заказать их в любом даже продуктовом магазине, которые работают. Сейчас говорят, что строительные магазины, которые не закрылись, там можно взять. Это несколько проводков. Вот смотрите – батарейный отсек, он есть в каждом доме. Моторчик. Что вам еще потребуется? Для папы… Я сейчас покажу. Для папы потребуется паяльник. Он у меня даже немножко дымится, я его нагрел заранее. Ну, вы все знаете, что такое канифоль и припой. И потребуется клеевой пистолет. Я вам сейчас тоже покажу. Все! У вас дома готова полностью настоящая инженерная мастерская. Я даже взял ножичек, который мне друг подарил. Любой можно использовать, абсолютно любой. А дальше смотрите, какой у меня еще есть классный робот для детей. Мы в «Кулибине» его разработали. Робот называется «Привидение с моторчиком». Элементарно делается за 20–30 минут. Ну, с ребенком, наверное, может, чуть подольше… Иван Князев: О Господи! Какая прелесть! Игорь Никитин: Я понимаю, это вызывает у всех улыбку. Но – элементарно делается! Друзья, смотрите. Вам нужен стаканчик, просто обычный стаканчик. Теперь я показываю. Компакт-диск. Вы приклеиваете стаканчик к компакт-диску – у вас получается вот такая конструкция. Внутрь вы вставляете моторчик. Я сейчас покажу. Я сейчас прямо сделаю небольшой мастер-класс, буквально на две минуты. Тамара Шорникова: Да, давайте. Игорь Никитин: А вы записывайте, пожалуйста. Вставляется в компакт-диск моторчик, примерно вот так, и приклеивается. Это действие № 1. Дальше мы вырезаем в стаканчике или приклеиваем к нему кнопочку. Пожалуйста. Это действие № 2. Дальше я показываю кнопочку и показываю проводки. Папы дорогие, кто хочет вспомнить, как пользоваться паяльником, пожалуйста, вспомните и покажите вашим детям, потому что с этого начинается рождение инженерной мысли. Кто не хочет пользоваться паяльником, просто проводки вставляет в эти ушки и закрепляет их пальчиком. Ну или можно несколько раз обмотать. Видите – проводок у меня висит. Все готово! Дальше мы берем любую батареечку. Сейчас мне помогут. Вот смотрите – батарейный отсек, пожалуйста, вот такой. Он есть у всех. Либо вот такая батареечка. Они соединяются вместе. Инструкция буквально на один абзац. Подключаются друг к другу. Вы все аккуратненько обмазываете клеем. Причем я вас уверяю, что ваш ребенок будет в большом восторге от такого количества клеевой работы. Украшаете вашего… Почему-то у него глаза с разных сторон тут получились. Ну неважно. Просто привидение такое, что смотрит и вперед, и назад. Вот один глаз, пожалуйста, а вот второй глаз. Можете раскрасить, можете еще что-то сделать. Дальше запускаете. Ну, я вам уже показывал. Не так, простите, я нажал не ту кнопку. То есть оно будет жужжать – и за счет этого оно так классно перемещается. Тамара Шорникова: Давайте послушаем вместе, к нам телезритель дозвонился. Может быть, хочет что-то разъяснить, уточнить. Давайте примем звонок. Алло. Иван Князев: Анастасия у нас на связи из Московской области. Я правильно понимаю, да? Зритель: Да. Здравствуйте. Иван Князев: Здравствуйте. Тамара Шорникова: Настя, привет. А сколько тебе лет? Зритель: Мне? Восемь. Тамара Шорникова: Восемь лет. Ну что ты хочешь спросить? Зритель: У меня возник такой вопрос. Где мне взять недорогие детали для робота? Тамара Шорникова: Ну? Иван Князев: Сейчас расскажем. Тамара Шорникова: Четкий и конкретный вопрос. Игорь Никитин: Друзья, я вам хочу сказать, что инженер – это внутреннее стремление души. Соответственно, любые вещи дома могут стать предметами вашего будущего робота. Вам нужно скачать с сайта kulibinpro.ru инструкцию. Вы можете оформить либо заявку, либо сходить в ближайший магазин. Вам потребуется батарейка, потребуются какие-то, может быть, детали из картона. Но, в принципе, весь набор… Я покажу, как эта коробка выглядит. Вы просто заказываете – и вам приезжают все эти детали. И вы из этих деталей вместе со своей семьей собираете будущего робота. Причем он приезжает как с курьером, так и доставка по почте. Тамара Шорникова: Одну секунду. Настя, а ты слушаешь еще нас? Зритель: Да, слушаю. Тамара Шорникова: Вот смотри, такой ответ был. А теперь расскажи, ты сейчас чем занимаешься дома? Сейчас не работают школы, детские сады. Иван Князев: Ну да, каникулы сейчас. Тамара Шорникова: Каникулы такие вынужденные. Иван Князев: Как развлекаешься? Зритель: Я дома сижу, рисую, играюсь. Иван Князев: А роботы тебя как заинтересовали? Любишь с ними возиться? Зритель: Меня заинтересовали роботы, они очень интересные. Тамара Шорникова: Ты бы хотела попробовать? А хоть раз пробовала сама робота создать? Может быть, у вас какие-то мастер-классы были? Зритель: Нет. Тамара Шорникова: Ага. Ну вот теперь посмотришь… Иван Князев: Вот теперь посмотри, да. Тамара Шорникова: …и, возможно, попробуешь. Как минимум желание такое появилось. Скажите, а есть ли какие-то ограничения? Например, техника безопасности при работе с роботами и с механизмами. Игорь Никитин: Я думаю, эти ограничения понятны любому взрослому. Если мы работаем с клеевым пистолетом, то клей горячий. Если мы работаем с паяльником, то, кроме припоя и канифоли, пожалуйста, никуда не тыкайте этим паяльником, потому что он очень горячий. И если вы работаете с ножницами или вырезаете в стаканчике какое-то отверстие, то тоже надо понимать, что это острый предмет. Ну, это все правила, которые… Я думаю, если любому телезрителю в возрасте старше шести лет Общественного телевидения России позвонить, он вам эти правила техники безопасности назовет. Все остальное – это ваша фантазия. И главное – желание. И что самое главное? Я призываю всех наших родителей, многие сейчас находятся в режиме изоляции, самоизоляции: не оставляйте ребенка один на один с видеоуроком или один на один с инструкцией! Сейчас наша задача – то, чему учит нас текущая ситуация, в том числе с вирусом, – это быть вместе с нашими детьми, вместе с нашими близкими и вместе с ними делать будущих роботов, технические поделки. Без этого образование не будет настоящим образованием. Мы, кулибинцы, в нашем проекте призываем именно к этому – форматы «папа и сын», «папа и дети», «вся семья с детьми». Нужно собраться за одним столом. Мама пусть не переживает. Я постелил обычный пергамент, из которого пироги пекут, чтобы стол не заляпать. Поэтому все у вас есть для того, чтобы действительно интересно и продуктивно провести время. Я вас уверяю, дети будут об этих коронавирусных временах вспоминать с большим восхищением, что с ними так много возятся. Иван Князев: Игорь, смотрите, вот такой момент. Вы сейчас показывали, что называется… Ну, даже это не роботы, а такие игрушки, которые что-то забавное делают. А для тех, кто хочет немножко посерьезнее к этому процессу подойти, может быть, запрограммировать робота, какие платформы можно в этом плане посмотреть – в плане программирования опять же? Игорь Никитин: Arduino, Raspberry – это наборы, такие контроллеры, которые можно купить в магазинах и к ним подключать различные датчики. Это для детей старше 11–12 лет. И плюс сейчас многие учебные заведения дополнительного образования, как наш московский детский технопарк «Кулибин», они предлагают новую услугу, мы ее одни из первых стали предлагать. Вы можете взять в аренду тот учебный набор, который мы используем в обычном процессе, подписав необходимое соглашение. И не просто слушать урок, записывать и запоминать. Нет, вы берете этот учебный набор и вместе с ним дома у себя выполняете ряд заданий. Он обычно рассчитан на 5–10 заданий. Потом вы можете его выкупить либо вернуть. Соответственно, таким образом, как бы технопарк переезжает к вам в дом. Я бы посоветовал так действовать, потому что сейчас достаточно сложно с закрытыми магазинами быстро найти для себя какой-то готовый контроллер и учиться программированию. Иван Князев: Ну и напоследок. Тот робот у вас включился все-таки? Я все-таки хочу его посмотреть Тамара Шорникова: Как он танцует, да? Иван Князев: Да. И как он будет от вас убегать. Игорь Никитин: Друзья, я смотрю в его честные глаза. Они, к сожалению… Иван Князев: Говорить не хочет. Понятно. Стесняется. Тамара Шорникова: Хорошо. Иван Князев: Спасибо. Тамара Шорникова: Возможно, увидим в следующей рубрике. Спасибо вам за эти советы. Игорь Никитин, основатель «Робостанции», был с нами в эфире. Это были темы дневного выпуска программы «Отражение». Иван Князев: А вот о чем речь пойдет вечером.