Иван Князев: Итак, социологи предупреждают, что соцсети нами манипулируют. Обычные средства коммуникации превратились в платформы, которые говорят нам, что покупать, за кого голосовать, формируют наше мнение о чем-либо. Это и неудивительно. Согласно данным агентства We Are Social и платформы Hootsuite (это два иностранных специальных агентства, платформы), в мире насчитывается 4,2 миллиарда пользователей соцсетей. Рост на 490 миллионов только за последние 12 месяцев – плюс 13% в годовом исчислении. Больше чем 53% всего населения мира пользуются социальными сетями. А в 2020 году аудитория прирастала на 15 новых пользователей каждую секунду. Марина Калинина: В соцсетях в среднем люди проводят больше двух часов в день. Россия входит в двадцатку с показателем 2 часа 28 минут. Можно ли спастись от этой заразы, от влияния этих соцсетей? И как не дать собой манипулировать? Поговорим об этом с экспертами. И спрашиваем вас: пользуетесь ли вы соцсетями? Сколько в день на это тратите времени? Насколько вам это полезно или не полезно? Пишите, звоните, рассказывайте свое мнение. А мы пока начнем разговор. У нас на связи Владимир Зыков, директор Ассоциации профессиональных пользователей социальных сетей и мессенджеров. Здравствуйте. Иван Князев: Владимир Владимирович, вы, наверное, не считаете, что соцсети – это зло? Владимир Зыков: Нет, я не считаю, что соцсети – это зло. Иван Князев: Ну а как же все эти разговоры? Они отнимают у нас кучу времени. Там постоянная реклама, которая говорит мне, что надеть. Владимир Зыков: Реклама вам не говорит, что надеть. Реклама пытается вам что-то предложить, что вам может быть полезно. Но все-таки, давайте будем честными, соцсеть состоит из того контента, на который вы сами подписываетесь. То есть умная лента формируется на основе ваших предпочтений и тех людей, аккаунтов и пабликов, на которые вы подписываетесь. Соответственно, в зависимости от того, на кого вы подписываетесь, у вас и формируется ваша лента. Иван Князев: А если эта умная лента, этот алгоритм в какой-то момент захочет что-то другое мне подсунуть, я пойму, что я этого хочу, или нет? Владимир Зыков: Скорее всего, вам должен будет этот контент понравиться. Вопрос другой: можно ли алгоритм социальных сетей использовать в информационной войне? И ответ: да, можно. И этим активно пользуются иностранные площадки, которые… Мы уже видели в начале этого года, как активно они начали подсовывать пользователям контент, который заставил их выйти на несанкционированный митинг, который проходил в начале года. Это был TikTok, это был YouTube. Соответственно, российские площадки таким не занимаются. Ну, мы проводим периодически разные исследования. А вот иностранные площадки, к сожалению, этим грешат. Марина Калинина: Владимир, когда появилась первая соцсеть, она была предназначена для чего? Просто для общения, насколько я понимаю? Владимир Зыков: Мы говорим с вами не про Facebook, а это было чуть дальше. Марина Калинина: Да-да-да. Вот когда самая первая социальная сеть появилась. Иван Князев: Кстати, какая она была? Марина Калинина: Вот для чего она вообще задумывалась? Мне хочется понять цепочку – с чего мы начали и к чему мы в итоге пришли. То есть для чего была задумана эта вся история? И что мы получили в итоге? Владимир Зыков: Она изначально для этого и предназначалась – для того, чтобы люди могли там находить друг друга, общаться, обмениваться каким-то контентом. Изначально для этого и создавался Интернет – чтобы люди могли обмениваться свободно информацией. И соцсети в целом должны были через интерфейс упростить процесс коммуникации и общения, дать возможность пользователям получать ту информацию, которая им нужна. Но тогда, естественно, никто не думал о так называемых умных алгоритмах. Это сегодня эти алгоритмы стали появляться, говорить нам и подсказывать, какой контент для нас лучше. Я напомню, что много лет назад в том же «ВКонтакте», например, вы формировали свою ленту, и у вас там было все подряд понапихано туда. И этим очень сильно пользовались профессиональные сообщества, будем откровенно говорить. Они часто что-то публиковали, и из-за этого у вас новостная лента состояла по большей части из их контента. Плюс некоторые не чистые на руку паблики вообще не вели, а они просто тырили, воровали чужой контент. В какой-то момент времени во «ВКонтакте» это заметили и решили помочь – сделать ленту так, чтобы в ленте появлялись еще и ваши друзья, знакомые и так далее, чтобы вы их тоже видели. Тогда появились умные алгоритмы, которые стали выкидывать из ленты повторяющийся контент, чтобы у вас один и тот же паблик не часто появлялся и так далее. Плюс стараться вам выдавать наиболее релевантный контент, потому что понятно, что есть паблики, которые вам в целом интересны, но не весь контент из этих пабликов может быть вам реально интересен сейчас. И они стараются, соответственно, на основе ваших данных, на основе ваших интересов показывать вам то, что вам интересно. Но иностранные соцсети уже использовались для того, чтобы переламливать мнение пользователей. Вот мы начали с этого, да? Потому что все, что имеет власть над большой массой, все можно использовать для целей пропаганды. Иван Князев: Гигантская площадка для манипулирования и для пропаганды! Владимир Зыков: Верно. И уже благодаря Facebook, например, произошел Брекзит. Соответственно, на людей, которые сомневались, на них была направлена определенная реклама, которая склонила их выбор в пользу голосования за Брекзит. И мы видели, как этот небольшой процент как раз и явился тем важным костяком, благодаря которому произошло это событие, потому что там был совершенно незначительный отрыв. Я могу об этом подробнее рассказать, там есть большая и красивая история о том, как происходил анализ соцсетей, что показывалось пользователей и так далее. Это очень интересно. Иван Князев: Ну, не будем зацикливаться. Пока просто обозначили факт, что на Брекзит повлияли социальные сети. Послушаем наших телезрителей. Что они думают об этом? Марина Калинина: Валентина из Курска у нас на связи. Валентина, здравствуйте. Зритель: Здравствуйте, добрый день. Я пользуюсь сетями. И знаете – сколько? 15 минут в день, чтобы поговорить с детьми. А остальное время провожу с внучкой на улице, книги, рисуем и все остальное. И внучка точно так же пользуется. Так что можно все. Работать нужно, особенно бабушкам, не сидеть в сетях, а работать с внуками. До свидания. Марина Калинина: Спасибо. Иван Князев: Спасибо вам, Валентина. Между тем, Владимир, смотрите, какая история. Самая быстрорастущая аудитория сейчас социальных сетей – 50+. Наши папы и мамы научились там регистрироваться, и бабушки тоже. Владимир Зыков: Ну давайте откровенно. Вот у нас есть две крупные российские социальные сети – «Одноклассники» и «ВКонтакте». Они появились в 2006 году примерно. Марина Калинина: Ой, «Одноклассники» еще живы? Иван Князев: Я там зарегистрирован. Владимир Зыков: В те самые времена по телевизору была очень популярная программа, называлась «Жди меня». Вы помните ее прекрасно. Иван Князев: Да. Владимир Зыков: И у нашего старшего поколения была необходимость находить своих родственников и друзей где-то, потому что они потерялись по России и так далее. И «Одноклассники» себя как раз и позиционировали как площадку, которая помогает этих людей находить. Соответственно, старшее поколение пошло в «Одноклассники», чтобы искать тех людей, которых они потеряли: одноклассников, родственников и так далее. И у них это получилось. И они продолжают сегодня приходить, потому что есть тот же Instagram, где есть звезды, которых они любят, уважают и за чьей жизнью они хотят следить. Более того, не просто следить, а они могут что-то комментировать, то есть быть причастным к жизни этой звезды. И многим это очень сильно нравится – то, что можно как бы быть возле звезды. Ну, если не рядышком, то где-то недалеко. Марина Калинина: А много ли людей, скажем так, 50+, которые пользуются социальными сетями для того, чтобы создать какие-то романтические отношения, чтобы найти себе пару? Владимир Зыков: Ну, естественно, одинокие люди пытаются найти себе пару. Это не секрет. В принципе, и находят. Для этого есть как сайты знакомств, так и специальные приложения. Марина Калинина: Нет, вот именно взрослые люди – после 50, после 60. Таких много? Иван Князев: А ты с какой целью, Марина, интересуешься? Тебе еще далеко до 50+. Марина Калинина: Мне интересно. Иван Князев: Тебе еще долго этого ждать. Владимир Зыков: Не переживайте, найти можно всех при желании. Есть сайты знакомств. Еще раз говорю, что люди находят себя. Они начинают в каких-то пабликах или клубах общаться по интересам, что-то комментировать. Потом их общение переходит в личные сообщения. Ну и дальше встреча и так далее. Такие случаи, конечно же, есть. Марина Калинина: Спасибо. Иван Князев: Спасибо вам большое. Владимир Зыков, директор Ассоциации профессиональных пользователей социальных сетей. Послушаем наших телезрителей. Надежда из Краснодара. Зритель: Добрый день, ребята! Наконец-то я до вас дозвонилась. Тема, конечно, прикольная. Мне, допустим, 64, и я из соцсетей не вылезаю вообще. Иван Князев: А что вы там делаете? Зритель: Периодически целый день – и WhatsApp, и TikTok, и «Одноклассники». Короче, мы там живем. Я без него вообще просто жить не могу. Я общаюсь с молодежью, у меня подружкам по 30 лет, допустим. Ну, я не могу без этого. Мне нравится. Иван Князев: Ну а что это вам дает? Общение? Только общение? А у вас есть друзья в обычной жизни? Зритель: Нет, почему? Много новостей, много нового. Допустим, новости, которые в телевизоре не увидишь, увидишь в Интернете. Иван Князев: Ну да. А вы сами считаете это полезным для вас или нет? Зритель: Очень даже, да. И игры у меня, играми я тоже увлекаюсь. Иван Князев: Еще и игры есть? Зритель: Есть, да-да-да, обязательно. Иван Князев: Надежда, а вы не думаете, что вы зависимы уже от этого? Зритель: Нет. Иван Князев: То есть пока все еще под контролем? Да, хорошо, спасибо. Тогда подписывайтесь на аккаунты нашей программы во всех социальных сетях. Марина Калинина: Там много интересного. Иван Князев: Да, там много интересного. Хотели также узнать у жителей Биробиджана, Казани и Тамбова, зависимы ли они от социальных сетей и сколько времени там люди проводят. Вот что отвечали нашим корреспондентам. ОПРОС Иван Князев: Вот самое удручающее, на мой взгляд. Было высказывание: «Залипаю в социальных сетях». Ну, это плохо, особенно когда понимаешь, что ты время точно не с пользой там проведешь. Марина Калинина: Ну да. Можно было бы потратить это время на что-нибудь полезное, другое. Дмитрий Винник у нас на связи, профессор Финансового университета при Правительстве Российской Федерации. Дмитрий Владимирович, здравствуйте. Иван Князев: Здравствуйте, Дмитрий. Дмитрий Винник: Здравствуйте. Иван Князев: Два вопроса коротких. Создатели социальных сетей сразу поняли, что на этом можно зарабатывать? Это первый. Дмитрий Винник: Я думаю, что да, конечно же. То есть когда были первые существенные инвестиции сделаны, они делались же не зря, а именно для этого. Конечно, когда Марк Цукерберг создал свою сеть внутри университета, чтобы лайки ставить на фотографиях девочек, которые им нравятся/не нравятся, тогда еще вряд ли. Но к тому моменту уже существовало большое количество различных форумов. Ну чем форумы не социальные сети, с точки зрения того, что мы понимаем под ними сейчас? То есть первые социальные сети на самом деле появились уже в 70-е и 80-е годы, когда появился Интернет, даже когда это были еще закрытые оборонные сети. Уже тогда там были форумы, то есть некоторые прототипы. Иван Князев: Чатились уже и так далее. Дмитрий Винник: Так что в этом нет ничего сверхъестественного. Я считаю, ложное впечатление, что мы столкнулись с некой принципиально новой реальностью. Иван Князев: Ну да. Просто важно понимать, что это уже не просто средство коммуникации. Дмитрий Винник: Конечно же, это не просто средство коммуникации. Это средство электронной разведки. Это средство политического сыска. Это средство надзора. Это средство рекламы, маркетинга, выборов – чего угодно, огромного количества как благих, так и совершенно злых начинаний. Иван Князев: И второй вопрос, как обещал: как защитить себя от манипуляции, от манипулирования тобой? Дмитрий Винник: Ну, во-первых, проявлять вдумчивость, размышлять над тем, что тебе пишут. Ну, критически относиться к тому, что ты видишь. По крайней мере, иногда ставить себя на паузу. Во-вторых, я считаю, что есть определенный смысл в том, чтобы проявлять то, что я называю медиаэскапизм или медиаумеренность. То есть не слишком много (простите за жаргон) фонить в социальных сетях, то есть стараться писать действительно осмысленно и более вдумчиво. Тогда и воспринимать информацию будешь тоже более осмысленно и вдумчиво. Марина Калинина: Дмитрий Владимирович, а вот на чем сети между собой конкурируют? Как они сосуществуют вместе? В принципе, суть у них одна и та же, но они разные, да? Вот как происходит конкуренция? Как себе кто-то выбирает какую-то свою тропу? Как они между собой взаимодействуют? Дмитрий Винник: Ну, они конкурируют, в принципе, как и конкурируют другие организации, подобно тому, как конкурируют религии или политические партии. То есть они конкурируют за умы людей. Основные принципы этой конкуренции примерно те же самые. Может быть, механизмы иные. С другой стороны, сейчас и политические партии, и религиозные организации тоже начинают использовать социальные сети как инструмент для повышения собственной привлекательности. Это всего еще лишь технология. Когда-то были слухи у человечества, слухи использовались для этих целей. Надписи на заборах писали еще в древнее время. И постепенно человечество доросло до социальных сетей, отрастило такую своеобразную нервную систему. Иван Князев: Владимир из Смоленска у нас на связи. Здравствуйте. Зритель: Добрый день. Ну, моя возрастная категория – 60+. Я целиком согласен с Дмитрием. Ну, в первую очередь нужно включать свою голову. Когда-то был зарегистрирован на «Одноклассниках», когда-то был зарегистрирован на Facebook. В конце концов все это надоело, и я ушел оттуда. Последняя сеть, с которой я работал, – это чат ОТР. Марина Калинина: Прекрасно! Зритель: Я тоже когда-то был зарегистрирован. Но, к сожалению, знаете, все-таки с возрастом нервы не в порядке, и уже иногда мнения некоторых экспертов просто раздражают, поэтому – ха-ха-ха! – я был вынужден уйти и оттуда. Иван Князев: Ну тогда просто звоните нам. И 5445 – это номер для SMS. Марина Калинина: Звоните и пишите. Иван Князев: И это все бесплатно. Если уж так социальные сети… Зритель: Ну, дозвониться до вас очень тяжело. Я за четыре или пять лет первый раз дозвонился. Марина Калинина: Ну видите, повезло. Иван Князев: Есть такое. Зритель: И всем, кто знает меня по чату, привет от Владимира Пушкова! Иван Князев: Хорошо. Спасибо вам, Владимир. Марина Калинина: Ну вот, хорошо, что передали. Дмитрий Владимирович, а вот эта тенденция, что в соцсетях сейчас многие зарабатывают, вот эти блогеры и так далее, и так далее – она вообще как появилась? Ну, чтобы понять, откуда ноги растут. И вообще насколько это сейчас будет целый, можно сказать, пласт, уже свое направление экономической деятельности, получается? Дмитрий Винник: Ну откуда она появилась? Всегда была конкуренция за заборы, на которых можно что-то нарисовать или написать, объявления расклеить. Вот у нас появился новый забор, виртуальный забор. Разумеется, сразу же расклейщики объявлений туда ринулись. Вот именно таким образом это и произошло. Потому что люди, которые клеят объявления, они прекрасно видят новые возможности и охотятся за ними. Иван Князев: Мне еще вот что интересно. А что мы дальше-то получим? Марина Калинина: Да, как дальше будет развиваться вся эта история? Иван Князев: Мы окончательно погрузимся в эту социальные сети? Уже многие компании (не будем их рекламировать) создают метавселенные какие-то свои. Дмитрий Винник: Мы, конечно же, получим о дивный новый мир. Вопрос в том, дивный ли он будет в хорошем или плохом смысле и насколько он будет действительно новым или он будет, так сказать, преображенным старым, сохранять некие старые, традиционные черты, которые там прорастут? Вот это серьезный вопрос. Я бы все-таки предпочел, чтобы этот мир не был принципиально новым. Ну а вообще говоря, тоталитарная организация жизни, прямо скажем, – то, чего мы все боимся – это дух нашего времени. Разумеется, а) это следует иметь в виду; б) стараться к этому как-то приспосабливаться и сопротивляться. Приспосабливаться – я имею в виду в хорошем смысле этого слова. Иван Князев: А сопротивляться возможно? Дмитрий Винник: Ну конечно же, возможно. То есть в первую очередь я предложил способ сопротивления – медиаэскапизм. Не давать пищу социальным сетям. Не давать избыточную пищу тем манипуляторам и тем корыстным субъектам, которые хотят использовать вашу информацию против вас и общества в целом. Иван Князев: Успеем еще принять один телефонный звонок. Марина Калинина: Елену из Москвы успеем выслушать. Елена, здравствуйте. Зритель: Здравствуйте. Иван Князев: Слушаем вас. Зритель: Соцсети – это зло! Больше скажу, внук играет в телефоне, и там такой мат-перемат! В два года он включит канал «2×2», который мы отключили. Там такое показали! Мультфильм для взрослых. Иван Князев: А как он в два года сам включил канал «2×2»? Зритель: Он в два года столько записал в телефоне игр! Иван Князев: А сейчас ему сколько? Зритель: Девять. Иван Князев: А отбирать телефон не пробовали? Зритель: Пробовали, но тяжеловато. Только надо найти, где отключается это все плохое. Иван Князев: Понятно. Зритель: Родители говорят, что есть такое, можно ввести – и негатива никакого не будет. Марина Калинина: Понятно. Иван Князев: Спасибо вам большое, Елена, поняли вас, спасибо. Марина Калинина: Да-да, спасибо. Дмитрий Владимирович, наверное, последний вопрос, такой общий: как вы считаете, вот ваша точка зрения, все-таки соцсети – это зло или нет? Иван Князев: Мы уже задавали предыдущему эксперту этот вопрос. Дмитрий Винник: Социальные сети – это, повторяю, дух нашего времени, отражение духа нашего времени. Сами по себе они, конечно же, нейтральные. Они по ту сторону добра и зла. Я отвечу словами Ницше, знаете, неким таким мистическим образом. Конечно же, вот сейчас приходит осознание, мы столкнулись с негативными, пугающими, даже ужасающими чертами социальных сетей. Но не следует поддаваться панике. Я Считаю, что это так. Не следует поддаваться панике, проявлять разумность и осторожность. Иван Князев: Спасибо, спасибо. Марина Калинина: Спасибо. Иван Князев: Дмитрий Винник, профессор Финансового университета при Правительстве России, аналитик Института исследования Интернета, была с нами на связи. Зло или нет – социальные сети? Как говорится, решайте сами. Наши эксперты все вам сказали по этому поводу. Марина Калинина работала для вас всю эту неделю… Марина Калинина: …и Иван Князев. Спасибо, что были с нами. Хороших вам выходных. Берегите себя. Пока! Иван Князев: Ну а вечером встречайте коллег – Тамару Шорникову и Александра Денисова. До встречи, друзья!