Соцсети - зло?

Гости
Сергей Давыдов
кандидат философских наук, доцент Департамента социологии ВШЭ

Мария Карпова: У вас еще есть время проголосовать: «Соцсети – это зло?» Да или нет, на короткий номер: 5445.

Петр Кузнецов: «Зарядка – это зло, я бы еще проголосовал».

«Смотря, как использовать этот ресурс. Можно сидеть бездумно в «Тик-Токе», а можно с пользой». – Тоже в «Тик-Токе» с пользой? Да или вообще?

«Для пожилых людей интернет – это значимый и полезный, без него плохо». – Саратовская область.

Крым: «Соцсети – это прогресс и его не остановишь».

«Но иногда всякую чушь гонят и это плохо». – Краснодарский край.

Мария Карпова: Самарская область: «Для меня соцсети дорогое удовольствие. Приходится пользоваться один раз в три месяца. Да и скорость, сигнал слабый».

Петр Кузнецов: Были ли у вас проблемы из-за соцсетей? Вот еще один вопрос в этой теме. Ижевск и Рязань – вот что нам ответили на это.

ОПРОС

Петр Кузнецов: Итак, соцсети – зло? Да, нет, на: 5445. Если не проголосовали, еще успеете это сделать. Совсем скоро все вместе подведем итоги нашего голосования вместе с экспертом тоже.

Сергей Давыдов, кандидат философских наук, доцент Департамента социологии Высшей школы экономики с нами на связи.

Здравствуйте, Сергей Геннадьевич!

Сергей Давыдов: Доброе утро!

Мария Карпова: Как вы считаете? Как бы вы проголосовали? Соцсети – зло или нет?

Сергей Давыдов: Ну, я здесь нахожусь в меньшинстве относительно аудитории, которая выбирает все-таки положительный вариант ответа. Я считаю, что нет. Соцсети нейтральны сами по себе.

Зло или добро появляются на уровне их использования. Вот как мы с ними обходимся, то и получаем.

Мария Карпова: А есть какое-то исследование, статистика, как разные возрастные группы к этому относятся? Молодые, например, естественно не считают злом. Люди более старшего поколения считают, что это все очень плохо.

Сергей Давыдов: Ну, вот по тем исследованиям, которые я знаю, есть перекосы в старших возрастных группах. Там пользователей меньше, и они менее активны, может быть, менее вовлеченные в использование социальных сетей.

Что касается младших возрастных групп, да и средних тоже, там отношение более терпимое, скажем так.

Петр Кузнецов: Серей, есть люди, которых вообще нет в социальных сетях. Я лично знаю таких людей и не одного. И это сейчас считается странным, понятно, почему. Там, мол, может все еще и кредита нет? Вот такие вопросы иногда. Скажите, пожалуйста, что это за тип людей? У них, с ними все нормально?

Сергей Давыдов: С ними абсолютно все нормально. Это личный выбор человека. Во-первых, у нас порядка 20% людей вообще не пользуются интернетом. Их нет не только в социальных сетях, но и в поисковиках, у них нет электронной почты и т.д., и т.п.

Ну, и те, кто пользуется интернетом, это личный выбор: идти в социальные сети или не идти. Я знаю людей, которые просто не хотят регистрироваться, потому что это занимает их время, они хотят больше приватности, может быть.

Мария Карпова: А их нельзя назвать социопатами нашего время.

Сергей Давыдов: Вовсе не обязательно.

Мария Карпова: То есть, это просто личный выбор каждого.

Петр Кузнецов: Узнаем, к какой категории Любовь относится из Краснодара. Позвонила нам наша телезрительница. Здравствуйте, слушаем вас, Любовь!

Зритель: Здравствуйте! Доброе утро! Обожаю вашу программу!

Мария Карпова: Спасибо.

Зритель: Мне обидно за цифры в интернете, потому что это вот мы пожилые, эти цифры даем. А дело в том, что молодые в основном на работе, и социальные программы ваши ... смотрим мы.

Какое зло? Мне 71 год; я просто любой вопрос, я бегу к интернету. Я раньше писала эти рецепты по приготовлению, как сад-огород обрабатывать и цветы выращивать. И подписка, допустим, подпишешься, дорогая подписка. А тут любые газеты, новости прочитаешь бесплатно.

Медицина, недоступны врачи – любой рецепт, любую консультацию на медицинском центре на сайте могу посмотреть. Очень хорошо! Музыку скачиваю, песни, все, что я хочу.

Просто надо детей, конечно, контролировать (есть и нехорошие отрицательные моменты в интернете), обязательно надо их контролировать. Особенно детей меньшего возраста, они зло от добра не могут еще отличить.

Мария Карпова: Спасибо, Любовь, за ваше мнение!

Петр Кузнецов: Да, Любовь, спасибо большое! Понятно!

Серей, скажите, вот хочется такой вопрос еще поднять: интересно, первая соцсеть, она вообще задумывалась как что? Просто хочется понять цепочку, с чего мы начали и к чему в итоге пришли, когда мы говорим о социальных сетях.

Сергей Давыдов: Самая первая социальная сеть – это «Classmates», т.е. «Одноклассники», которая появилась 1995 году в США, и ее задача была собрать людей, которые вместе учились.

Ну, собственно, и сейчас это важное направление, поддерживать связи с людьми, с которыми ты когда-то общался, дружил. Потом, может быть, эти связи стали менее слабыми, но благодаря социальным сетям, ты вновь можешь знать, что с этими людьми происходит и как они живут.

Мария Карпова: Спасибо большое, Сергей Геннадьевич!

Сергей Давыдов, кандидат философских наук, доцент Департамента социологии Высшей школы экономики.

Петр Кузнецов: Что случилось?

Мария Карпова: У меня даже вылетела ручка.

Петр Кузнецов: Это соцсети виноваты.

Мария Карпова: Ничего. Подведем итоги опроса: да – 80% считают, что соцсети – это зло. Нет – всего 20%.

Честно говоря, удивительный результат, потому что писали нам в основном, что все-таки нет, не зло, а хорошая полезная вещь.

Петр Кузнецов: Частично с помощью нашего эксперта прокомментировали итоги нашего опроса. Оставайтесь с нами, это первый час всего лишь.

Программа ОТРажение, Мария Карпова, Петр Кузнецов. Минуты через три – с вами.

Мария Карпова: Скоро вернемся.