Виталий Млечин: А тема-то, правда, весьма серьезная. Генеральная прокуратура возбудила в прошлом году 1200 уголовных дел за нарушения в сфере ЖКХ, в том числе за падение наледи с крыш и несвоевременную уборку снега. Всего в 2021 году прокуроры выявили 370 тысяч подобных нарушений; получается в день выявляли по 1000 нарушений. Марианна Ожерельева: Да, именно так. И самое главное, что в этом году проблемы никуда не делись. Только в Санкт-Петербурге из-за гололеда и наледи к началу февраля пострадали 3 000 человек – об этом заявили в Комитете по здравоохранению города. В чем же причины плохой уборки улиц и крыш? Давайте в этом разбираться. Вы обязательно принимайте участие, тоже звоните, пишите нам. Будем вместе разбираться. Виталий Млечин: Естественно. Напишите, довольны ли вы тем, как убирают ваш двор, как чистят снег, сосульки сбивают с крыши вашего дома, в котором вы живете. 8-800-222-00-14 – бесплатный телефон прямого эфира, 5545 – бесплатный номер для ваших СМС-сообщений. Вначале небольшой сюжет. Наши корреспонденты спрашивали людей на улицах, довольны ли они тем, как эти самые улицы чистят? Давайте посмотрим. ОПРОС Марианна Ожерельева: Заметил, да? Недовольны люди, действительно плохо везде убирают. Виталий Млечин: Да, да. Марианна Ожерельева: Вот и Петербург тот самый сейчас был. Виталий Млечин: Интересная история. Да, давайте обсуждать. Напишите, пожалуйста, или позвоните, расскажите, как у вас. С нами на связи Павел Склянчук, эксперт тематической площадки ОНФ «Жилье и городская среда». Павел Дмитриевич, здравствуйте! Марианна Ожерельева: Здравствуйте. Павел Склянчук: Добрый день! Виталий Млечин: Похоже на массовую проблему. Как вы оцениваете? Павел Склянчук: Да, в этом году как-то совсем участились эти случаи, и жалоб очень много. Вот и Генеральная прокуратура теперь все это переводит в формат уголовных дел. Виталий Млечин: А это поможет, как вы считаете? То есть если наказывать, то как, кого и самое главное, как это скажется на качестве? Павел Склянчук: Ну, кого наказывать? Чиновников, конечно. И у каждой сосульки, которая упала на голову или на автомобиль, есть фамилия, имя-отчество, т.е. кто-то должен отвечать за то, чтобы этого не происходило. По уборке улиц здесь можно на две части поделить: уборка проезжей части непосредственно, потому что, сколько у нас случаев, когда это приводит к дорожно-транспортным происшествиям, и, соответственно, пешеходной зоны, где также люди испытывают неудобства. В общем, каждый вот этот уголочек свой чистят разные организации: где-то это управляющая компания, где-то коммунальные службы, где-то частники должны убирать территорию свою. Марианна Ожерельева: Подождите, получается каждый островок за кем-то же закреплен, соответственно, ответственность на кого-то возложена. А у нас уже масса сообщений, что и на людей падают эти сосульки и на машины. И даже если, допустим, убирают, то опять же, например, тут переломали скамейку, пишут нам из Москвы: «Пока чистили крышу, поломали ветки деревьев глыбами, а они, с свою очередь, скамейку». Все-таки кто за что должен отвечать? Это же поделенная ответственность уже сейчас. Павел Склянчук: Поломанные скамейки и очистка крыш, если вы наблюдали, у меня тоже вызывают опасения. И вообще есть вопросы к квалификации сотрудников, которые этим занимаются. Действительно, они не огораживают территорию, не обеспечивают, как в том фильме: «Ты сюда не ходи, ту туда ходи, а снег в башка попадет» или как там было. Уборка абсолютно «спустя рукава», т.е. считается, что это по силам любому человеку. А на самом деле нет. Чтобы получить разрешение на такие высотные работы, нужно пройти специальное обучение. И, конечно, во дворах нужно, вот сейчас идут кадры, как матрас клали на автомобиль, чтобы на него сосульки не падали. В общем, в этом году из-за особенностей природы проблема опять актуализировалась и показала, что чиновники занимаются перекладыванием ответственности друг на друга, а для людей возрастает риск того, что при выходе из дома может что-то упасть на голову... Виталий Млечин: Да, если бы у нас особенности природы, погоды были как-то пореже. А у нас же каждый год, в общем... Марианна Ожерельева: Одно и то же. Виталий Млечин: Да, одна и та же погода, в принципе, плюс минус. Вот пишут нам из Нижегородской области: «Центральные улицы чистит трактор хорошо, а у домов чистим сами». – Вот такой опыт. Дальше, Петербург: «В Петербурге проблема сосулек остро ощущается в центре города. Нас, жителей спального района, это не беспокоит». – Вот это парадокс. Вы знаете, в Москве можно наблюдать то же самое, по сути. Действительно, в центре почищено хуже, чем на окраинах. Вот почему так? Казалось бы, логики нет. Павел Склянчук: Знаете, еще имеет значение особенность жилищного фонда или тех зданий. У многих домов, в том же центре Санкт-Петербурга и других городов – скатные крыши оцинкованные. И, соответственно, в таких домах, конечно, наледь быстрее скапливается, и сосульки могут падать гораздо чаще. А как раз в жилом фонде, где стоят современные многоэтажки, там другая проблема, что это может затапливать жителей верхних этажей, если там не очищать снег. А если говорить про Москву, то проблема припаркованных внизу автомобилей тоже затрудняет проведение таких работ. Марианна Ожерельева: Звоночек послушаем. Валентина из Москвы. Валентина, здравствуйте! Виталий Млечин: Здравствуйте, Валентина! Зритель: Здравствуйте! Вот я проживаю в районе Северное Медведково. Дворы вообще безобразные. Он едет на своем этом тракторе, а у трактора эта штука приподнята. И он так, знаете, как веничком вокруг немножко и все. Причем, у меня дом стоит буквой «П», а он ко мне не заезжает сюда. Он только вокруг объезжает дома, где буква «Г», все. И он говорит, что «мне машины мешают». Виталий Млечин: Неплохо. Спасибо. Марианна Ожерельева: Спасибо. А вот подскажите, какая-то инструкция есть у этого самого человека, который в этом тракторе-то сидит? Виталий Млечин: Инструкция-то, наверняка, есть. Марианна Ожерельева: То есть ему положено все убрать? Виталий Млечин: Что делать, если он не убирает, да? Марианна Ожерельева: Все убрать или он имеет право вот так вроде как он почистил, что-то сделал? Почему спрашиваю, ребенка в сад веду. Вот бульвар: одну часть он чистит получается, так он снег-то вываливает на другую часть. То есть по одной части ты можешь пройти. Потом, например, потепление, все это леденеет, где асфальтовая часть, а там, где снег, там получается идти, куда удобнее. И вот резонанс: вроде как бы он и почистил, а с другой стороны, хуже сделал отчасти. Павел Склянчук: Я соглашусь и с вами, и с телезрительницей. Действительно, очень часто есть нарекания к конкретным работникам, к водителям снегоуборочных автомобилей. Плюс я говорил про технологию уборки: у нас с пешеходной зоны ссыпают на проезжую часть, с проезжей части обратно возвращают на зеленые насаждения. И этот снег туда-сюда перебрасывают и, конечно, это абсолютный бред и абсолютная непродуманность уборки снега. По поводу того, что это системная история: каждый год у нас зима неожиданно приходит. Марианна Ожерельева: Да, да, Павел Склянчук: У нас на каждом уровне власти, начиная от муниципальной, заканчивая федеральной, проводится ревизия подготовленности к отопительному сезону, т.е. проверяют отопительные системы на подготовку. Эта работа очень хорошо слаженная и подготовлена. Может быть, если в повестку таких штабов будут включаться вопросы с обеспеченностью снегоуборочными машинами, сколько лопат, сколько дворников, всего ли хватает – это повысит готовность заранее к возможным снежным зимам. Вот еще раз повторю, в этом году зима была очень снежная, и отсюда такие коллапсы стали возникать. Марианна Ожерельева: Неожиданно. Зимой. Виталий Млечин: Да. Павел Склянчук: Неожиданно, конечно. Виталий Млечин: Еще один звонок из Москвы. Елена на этот раз. Елена, слушаем вас. Добрый день. Марианна Ожерельева: Здравствуйте! Зритель: Вы знаете, я хочу вам рассказать. Я живу в Москве в районе Орехово-Борисово Северное. А конкретно, улица Борисовский проезд, квартал дом 1, дом 3, дом 5. У нас убирают дворы прекрасно. Марианна Ожерельева: Это как так вам повезло? Павел Склянчук: А вы знаете, повезло тем людям, извините, ради бога, я не себя хвалю; тем людям, что я живу в этом доме. Второй год уже, как только начинается снегоуборочный сезон, я звоню в центральную диспетчерскую, телефон есть. Оттуда мне перезванивают из управляющей компании, и я рассказываю о том, что, где, чего и как. И вы знаете, второй год прекрасно убирают. Я уверена в том, что люди сами совершенно относятся наплевательски к своему двору, а вот появился повод, и они звонят вам. А неплохо бы им позвонить по телефону центральной диспетчерской и рассказать: будьте добры, пожалуйста, приезжайте и сделайте, как надо. Марианна Ожерельева: Елена, так они ж должны это делать. У них работа, они за это деньги получают. Правильно, за эту уборку. Они же не бесплатно это делают. Это же не «тимуровцы». Зритель: Они получают. Но дело в том, но зачем же теперь в начале весны жаловаться вам на ОТР, когда можно было это все предотвратить в начале зимы. Марианна Ожерельева: Ну, вот не у всех такие активистки есть. Спасибо вам. Вы большая молодец. Виталий Млечин: Да, спасибо большое. Мне кажется, это правильный совет на самом-то деле. Марианна Ожерельева: Правильный совет. У нас еще говорят, что «надо всем лопату давать, мускулатуру, чтобы развивали». Вот с чувством юмора. Павел Склянчук: У нас, допустим, есть там 10 тракторов по уборке снега. У восьми из них есть графики, т.е. они знают, какие территории они должны очистить. А два зарезервированы как раз на те случаи, что если кто-то пожалуется. Марианна Ожерельева: Бдительный. Павел Склянчук: Да, напишет там в соцсетях. И вот наблюдается тенденция, что с каждым годом все больше тракторов просто ждут... Виталий Млечин: Когда пожалуются. Павел Склянчук: Да, да, когда пожалуются. И хаотично начинают то сюда, то в один район, то в другой ездить. Все-таки нужно звонить в каких-то экстренных ситуациях, когда совсем уж уборка идет не так, как нужно. А так должна быть все-таки какая-то плановость, системность. Виталий Млечин: Так никто бы не звонил, если бы эта плановая системность была, и все было бы чисто. И, конечно, никто бы не стал лишний раз. Спасибо! Марианна Ожерельева: А то получается опять такое ручное управление, что сами жители должны что-то инициировать. Спасибо вам! Павел Склянчук, эксперт тематической площадки ОНФ «Жилье и городская среда». Павел Склянчук: Спасибо. Виталий Млечин: А мы продолжаем эту тему обсуждать с председателем Союза жилищных организаций Москвы, Константином Крохиным. Константин Викторович, здравствуйте! Марианна Ожерельева: Здравствуйте! Константин Крохин: Здравствуйте! Виталий Млечин: Константин Викторович, а знаете еще какое наблюдение: раньше солью сыпали лед, и всем это очень не нравилось, потому что соль вроде как неполезная, разъедает ботинки и для экологии плохо. Перестали сыпать солью. Стали, например, во дворе дома, где я живу, стали сыпать песком. Ну, песок, наверное, не такой вредный для экологии и не разъедает ботинки, но он и льду ничего не делает, кроме того, что окрашивает его в желтоватый цвет. Скажите, пожалуйста, можно ли найти какой-то компромисс между тем, чтобы природу не загрязнять, но со льдом все-таки как-то бороться? Константин Крохин: Безусловно, найти можно. И я полагаю, что песок – это все-таки такая крайняя мера, это нехватка реагента. Потому что реагент, который рекомендован для применения, допустим, в Москве конкретно, он включает в себя и химическую фракцию, и минеральную фракцию. То есть это определенное соотношение, и он разрешен в использовании. Если не превышается норматив на квадратный метр, то в этом случае он не наносит существенного вреда поверхности тротуаров и проч. Но была проблема с реагентами, что неправильно сыпят, больше сыпят, больше 200 г на м2, это вызывает его избыток и избыточное влияние. Но сам по себе песок, чтоб вы понимали, он не является достаточным средством борьбы, особенно с наледью и гололедом. Виталий Млечин: Да, это вот я на своем опыте могу подтвердить. Да, не является. Это точно. Марианна Ожерельева: А у нас и реагенты сыпали, и хозяева собак пожаловались, и в итоге ни песка, ни реагентов нет. А наледь осталась. Константин Крохин: К сожалению, наверное, и предыдущий эксперт говорил о том, что помимо того, что эта зима действительно снежная, дело не просто в объеме снега, а в том, что снегопады шли буквально через 2-3 дня, и система, которая была в постоянном напряжении, она дала определенный сбой. Я к тому, что чтобы вовремя и правильно отреагировать в конкретном доме, какой реагент применять и вовремя его закупить, нужна хорошая организация труда. И вот организация труда – это то звено, которое показало свою слабость. Надеюсь, что эти уроки будут извлечены в следующий сезон. Марианна Ожерельева: Людмила из Краснодара. Примем звоночек, послушаем? Виталий Млечин: Конечно! Людмила, здравствуйте! Когда мы не принимали-то? Марианна Ожерельева: Да. Не холодно-то ведь сильно было, наверное, этой зимой. Людмила, здравствуйте! У вас... Зритель: Селезнева. Хочу сказать, что нынешняя зима как никогда была очень суровой в плане снегопадов. Краснодар три дня, а через два дня еще пять дней завален был снегом. Но я вот что хотела подчеркнуть. Вот мы все люди, если взять всех за 100%, то 20%, по моему убеждению, все понимают, как надо и терпеливые. А 80% нетерпеливы, им вот сегодня и сейчас почистите дорогу, не понимая того, что снегопад 70 см у нас был. Я неделю из дома не выходила. Но службы работали великолепно, прекрасно! Понимать надо нам, людям понимать надо! И не звонить без толку! Я вот пошла на помойку, к ней подойти нельзя: снегом все завалено. Стоят бабушки, дедушки и молодые, и ругают всех подряд: «Чо такое за безобразие?!» А я говорю: «А какое безобразие?» «А как машина подъедет?» А они, во-первых, не успевают, это ЧП. Это чрезвычайное происшествие, временное явление. Нужно ж понимать! «Ну, подождите, – говорю, – мы в Краснодаре живем. Через три-четыре дня все растает, и все устаканится». Кто-то понимает. Виталий Млечин: Понятно. Спасибо! Спасибо вам большое. Марианна Ожерельева: Спасибо вам. Виталий Млечин: Вот, кстати, начали писать после моих слов о реагентах, вот из Москвы пишут: «В Москве посыпают дороги таким реагентом, что у меня на двух парах ботинок треснула подошва, а зима еще не прошла». Из Рязанской области тоже пишут, что он сказал, что перестали... Марианна Ожерельева: Да, на мою историю. Я не говорила, что перестали сыпать везде. Я говорила конкретно про свой район, что у нас жители пожаловались, и вот в нашем дворе реагенты уже не используют. Виталий Млечин: Значит, сыпят еще. Значит еще именно в наших дворах перестали. Марианна Ожерельева: Конечно, сыпят, да. Так что же делать-то со всем этим? Получается, вот видите, Краснодар тоже, наверное, там не так часто бывает много снега, но вот говорят: ждать, терпеть. Или все-таки куда-то звонить, как вот ранее был у нас телезритель? Константин Крохин: Я считаю, что очень правильную вещь сказала уважаемая телезрительница, что такие снегопады происходят не каждый год. И у природы нет плохой погоды. Вот это произошло где-то в каких-то регионах и в городах оказались не готовы, но это не постоянная история. Очень сильно пострадал Санкт-Петербург, и выявилось, что там не хватает, там некомплект примерно 50% дворников. Я полагаю, что они эту проблему постараются решить в ходе этого сезона. То есть узкие места показали, что необходимо над этим работать. Очень надеюсь, что органы власти, отвечающие за ЖКХ, эти уроки извлекут. Но обратная история, что допустим, нанимать слишком много людей, тратить огромные средства, а следующая зима будет не снежная, а людям зарплату-то надо платить. Вы же их наберете к себе на работу и прочее. Здесь не нужно на крайности переходить, потому что экономика тоже, скажем, здесь влияет. Поэтому важно, чтобы были аварийные службы, аварийные бригады, и они могли в нормативный срок. А я повторюсь, что это до четырех суток; то есть для того, чтобы убрать все последствия снегопада, нормативы дают срок до четырех суток. И, в принципе, вот этот период времени можно и потерпеть. И нужно потерпеть. Потому что инопланетяне не прилетят и не уберут этот снег. Марианна Ожерельева: А еще вопрос: кто должен убирать территорию магазина, на каких метрах они отвечают за подход к этому магазину? Константин Крохин: Все зависит от региона, но общее правило такое: по нежилым зданиям и коммерческим предприятиям отвечает за тот земельный участок, который выделен, потому что у каждого магазина есть еще прилегающая парковка. Это обязательное требование для работы мест общественного питания и в том числе магазинов. И они должны отвечать по тому договору аренды либо иному право пользования, которое у них есть. То есть за каждый участок отвечает либо собственник, либо арендатор. В многоквартирных домах – это общее имущество. В городах, где нет разграничения, не проведено размежевание между городской собственностью и собственностью жителей, в этом случае отвечает муниципалитет. Марианна Ожерельева: Звоночек? Галина из Москвы? Виталий Млечин: Да, из Москвы снова. Галина, здравствуйте! Марианна Ожерельева: Здравствуйте. Зритель: Здравствуйте! Я проживаю в Москве, в Северном округе на Клязьменской улице, дом 29, корпус 1. Сердце кровью обливается за собственный двор. У меня квартира выходит на две стороны, т.е. у меня получается полный обзор наших трех подъездов, скажем, угол полный дома. Безобразно относятся к уборке нашего двора. Дом у нас последний по Клязьменской улице, и последним его практически не убирают. Я уже боюсь слово «убирают» произнести. У нас есть дорожки, они были выложены из плиток, ведущие к остановке. Они с осени занесены все снегом, выровнены полностью, как поле. У нас за домом, где пенсионеры всегда гуляли, ходили с палками со своими скандинавскими, в теперешней эпидемии это необходимо хоть так, около дома двигаться. А что творится у нас напротив подъездов внутри двора! У нас должны стоять, а они стоят, но они так стоят, потому что стоянка эта не убирается. Сейчас начали частично убирать, ну, по одному человеку убрать то, что накопилось за зиму. С выхлопными трубами все это сыпется чернота на газоны. То есть, что будет у нас весной? И так у нас по всему двору эти огромные черные кучи. Виталий Млечин: Это в первый раз такое? Первую зиму или раньше так же было? Зритель: Это, в общем-то, мы считаем, первая зима. У нас очень хорошие дворники. Марианна Ожерельева: Это показательная зима. Зритель: Но у нас в этом году, правда, три дворника сменились. Их, конечно, пугает. Потому что последний дворник, я немножко его оправдываю, потому что такое ему досталось. Почему-то считает Жилищник, что нужно убрать, вычистить и вылизать все вокруг помойки. А там, где ходят люди, вы бы видели, как у нас ходят пенсионеры! Они не ходят, они ползают. Виталий Млечин: Понятно, понятно. Спасибо. Марианна Ожерельева: Угу. Спасибо. Мы сегодня говорили как раз про рост тарифов, и вот пишут нам, что: «и всякие коммунальные платежи наши такие деньги начисляют, а управляющие компании снег и сосульки пару раз скинуть с крыш не могут». Но мы же за это за все платим, действительно! Ну где какое-то компромиссное решение? Должно какой-то осмотр, может быть, зданий этих, домов наших, да, в которых мы проживаем. Почему эта сосулька вдруг невзначай падает и не дай бог еще человека убивает. Ну, то есть, ну как это так? Константин Крохин: Во-первых, когда показывают сосульки-чемпионы, это явная недоработка управляющей компании. Здесь надо четко подчеркнуть, что нормативные документы запрещают образование вот таких наледей. Это первое. Второе, конечно, зависит от работы управляющей компании. Вот в каком-то районе, там в Орехово, уважаемая телезрительница сказала, что все хорошо, очень хорошо реагируют. А есть районы, где плохо работает управляющая компания и плохо реагирует. Поэтому здесь есть как этот элемент. Но в целом, если говорить и о нашей стране, и о крупных городах, таких как Санкт-Петербург, Москва, следует отметить, что в ЖКХ было очень много вовлечено рабочих-мигрантов. И начиная с 2020 года, включая 2021 год, приток мигрантов сократился, и это сказалось на том, что ручная уборка, а во дворах у нас преобладает именно ручная уборка. Из-за тех же автомобилей очень сложно применять технику дорожную. Можно сравнить, что магистрали чистятся быстро и хорошо, потому что там применяется автомобильная техника. Во дворах это сделать невозможно, приходится применять ручной труд. В условиях дефицита рабочих это затягивается. Далее, вот очень важный момент такой, что сегодня и мигранты, у них тоже требования к социальной защите, к зарплатам повысились. И если есть возможность, допустим, перейти мигранту работать курьером, то он переходит туда, потому что там больше платят за то же время. А работа физически менее сложная. Поэтому здесь есть эти моменты, и мы вышли, как комитет торгово-промышленной палаты, и я, как председатель жилищного Союза, мы вышли в органы власти Москвы с предложением наладить работу с регионами по привлечению трудовых ресурсов из регионов, создавая им нормальные условия оплаты и нормальные условия проживания. Поэтому, полагаю, что этот фактор будет и в следующем сезоне. Надеюсь, что какой-то диалог в этом направлении будет налажен, и мы увидим положительные результаты в следующую зиму. Виталий Млечин: Спасибо. Константин Крохин, председатель Союза жилищных организаций Москвы. Много сообщений, много проблем, очевидно совершенно. Рязань: «У нас проблема даже не в чистке снега, а в отсутствии в большинстве случаев тротуаров для пешеходов. Приходится, соответственно, выходить на проезжую часть, это опасно». Из Москвы: «Виноваты тендеры. Выигрывают те, кто предложит меньшую сумму. Вот поэтому с уборкой не очень». Марианна Ожерельева: И Самара нам советует: «Берите лопаты и просто двигайтесь». Виталий Млечин: Это тоже вариант. Есть разные сообщения из Московской области: «У нас во дворе дворники с пяти утра и до позднего вечера убирают. Без выходных работают на «пятерку», а жильцы капризные». Марианна Ожерельева: А вот еще помнишь историю про то, что «раньше было полно дворников, им давали служебные квартиры». Ностальгия какая. Виталий Млечин: Да. Ладно, сейчас прервемся совсем ненадолго. Оставайтесь с нами!