Петр Кузнецов: Петр Кузнецов разрешат перевозчикам не возвращать деньги за билеты. Правительство сейчас готовится легализовать ваучеры, которые пассажиры смогут использовать в счет будущей поездки. В авиации эту меру назвали спасительной, отмечая, что в противном случае отрасль ждут массовые банкротства. Ольга Арсланова: В плачевном состоянии, конечно же, сейчас и туристический бизнес. Ранее сотрудники туристических компаний, отелей запустили флешмоб с лозунгом «SOSтояние туризма - SOSтояние страны». Цель – показать государству, что принятые меры поддержки отрасль не спасают. Но получается, что авиакомпании спасать будут теперь пассажиры – люди, которые не смогли никуда улететь и теперь еще и своих денег не увидят, денег, которые сейчас им были бы очень нужны. Петр Кузнецов: Да. Когда это все откроется, вот тогда наладится новая поездка, и вот тогда можно будет этот ваучер использовать. Но деньги никто возвращать, судя по всему, не будет. Юрий Барзыкин – это вице-президент Российского союза туриндустрии. Говорим о проблемах туриндустрии. Здравствуйте, Юрий Александрович. Ольга Арсланова: Здравствуйте. Юрий Барзыкин: Да. Добрый день. Ольга Арсланова: Скажите, какая стратегия кажется вам справедливой – помощь государства или прямая помощь самих клиентов туристического бизнеса, авиакомпаний, которые должны пожертвовать своими деньгами, ради того чтобы спасти отрасль. Юрий Барзыкин: На самом деле должна быть комплексная. Потому что без государства ни одна авиакомпания или крупнейшие турфирмы и потребители своих проблем не решат. И нужно сказать, что у авиакомпаний больше половины клиентов – это те же туристы. С туристскими целями выезжают люди. И не могут как индивидуально зачастую получить назад деньги, так и в составе турпакетов. То есть оператор не может вернуть, потому что не возвращают ему. Поэтому наряду с отсрочкой и депонированием средств для авиаперевозчиком запланированы прямые инвестиции в авиаотрасль. Там больше двух десятков миллиардов. Поэтому одновременно, синхронизируя, конечно, возможно выйти из кризиса. Если говорить о том, что нужно сразу же вернуть эти средства потребителю, большинство авиакомпаний этого сделать не смогут. Они просто обанкротятся и не получат никто. Если перейти все-таки к туротрасли, которая вместе с транспортом, вместе с другой сферой услуг первой вошла в этот кризис еще в марте, когда прекратились поездки в Китайскую народную республику, из Китайской народной республики, а затем и вся Европа встала, практически на 100% выездного туризма нет. Настолько же и внутреннего нет туризма. А значит несколько миллионов человек остались без средств к существованию. И здесь тоже двоякая задача: с одной стороны, вернуть средства потребителю, который перечислил деньги. Агентство и оператор перечисляет своим контрагентам за границу или нашим санаториям, здравницам и гостиницам. Естественно, их нужно вернуть. Причем, наряду с авиапромом, для туриндустрии сейчас тоже подготовлен законопроект. Он в ближайшие дни будет внесен и принят. Где эти средства депонируются тоже, но с обеспечением. Если они не будут использованы, они должны быть возвращены туристам. Первыми начнут восстанавливаться внутренние маршруты. И, несмотря на пессимистические прогнозы, с 1 июня и с 1 июля уже ряд полетных программ на юг России запланирован. Но в целом где-то уйдут с рынка (нужно понимать) порядка 30% участников турбизнеса. Более всего страдают турагенты, которые практически не имеют ни работы, ни оборотных средств. Не в меньшей степени туроператоры. Но у них хотя бы есть финансы, они пользуются как общей поддержкой (это перенос уплаты налогов на полгода, возможность переноса арендной платы, но не всегда), так и специальными (они освобождены от резервного фонда уплаты для выездного туризма, от фондов персональной ответственности и от ряда других), но это не спасает. Поэтому эта пауза, та возможность депонирования средств, от которой, конечно же, страдает в первую очередь потребитель, но это от безысходности, возможно. Мы предлагаем, чтобы эти обязательства могли передаваться, могли требоваться досрочно, а не ждать год и более, когда этого вообще может не случиться. Ну и в случае с ухода с рынка они покрываются за счет страхования, за счет фондов персональной ответственности. Поэтому на самом деле механизмов предложено немало. Даже с 4 мая на портале правительства 5 блоков по туризму существует. Можно туда и потребителю выйти, и турбизнесу, и посмотреть, какие механизмы действуют. Но, повторюсь, их на сегодня крайне недостаточно. Но процесс не остановлен. Все понимают, что не будет работать сфера услуг, турбизнес. Петр Кузнецов: Юрий Александрович, тут же еще какой важный вопрос напоследок. А будут ли у людей деньги, после того как нас всех выпустят на путешествия? Потому что есть предположение, что те же самые полеты снова станут роскошью? Юрий Барзыкин: Да. И до кризиса, связанной с эпидемией, потребительский спрос был минимальный. Кстати, у вас в студии об этом говорили. 30% от 70 с лишним, которые хотели бы уехать. И понятно, что при отсутствии средств никто не сможет (даже если цены будут значительно снижены, а они будут примерно ниже на 10-15%, либо на уровне) этим воспользоваться. Поэтому без синхронизации поддержки (а сейчас в регионах такие программы принимаются) навряд ли будут заполнены эти авиарейсы или пансионаты и здравницы, которые откроются в июне, в июле или в августе. Поэтому это тоже важнейшая задача. Петр Кузнецов: Спасибо. Это оптимистичные прогнозы. Юрий Барзыкин. С нами сейчас на связи наша телезрительница Галина. Здравствуйте, Галина. Зритель: Здравствуйте. Я Галина из Омска. Я 15 июня должна была лететь в Крым через Москву туда и обратно. Сегодня я обратилась в авиакомпанию, где мне сказали, что возврата денег не будет, пишите заявление через сайт. И этот вопрос будет решен, но не быстро. Мне 68 лет. Я как пенсионерка накопила деньги, чтобы слетать в Крым, посмотреть. Дай бог, чтобы было здоровье, и на последующие годы. Но с этим коронавирусом я даже не знаю… Не могу поехать туда. На 3 года. Может, на следующий год мне не позволит здоровье съездить в Крым. И мне бы лучше эти деньги вернуть. Надо как-то решать этот вопрос. Петр Кузнецов: Справедливо. Зритель: По возрасту. Петр Кузнецов: Скажите, если не секрет – большие деньги? Галина, сколько. Зритель: 18 000 туда и обратно. Ольга Арсланова: Вам не возвращают их. Не возвращает авиакомпания или… Зритель: Нет. Я только сегодня обратилась. Мне сказали, что на сайт надо писать, что я отказываюсь от полета. Мне дадут ваучеры. Ольга Арсланова: Спасибо. Это сейчас общая практика. Петр Кузнецов: Мы желаем вам в следующем году слетать в Крым. Ольга Арсланова: Чтоб деньги вернули. Исполнительный директор ассоциации «Альянс туристических агентств» с нами на связи Наталья Осипова. Здравствуйте. Наталья Осипова: Да, здравствуйте. Ольга Арсланова: Расскажите, как сейчас происходит возврат денег. В каком виде в основном? Наталья Осипова: В данный момент возврат денег просто невозможен. Я полностью согласна с Юрием Александровичем. Во-первых, давайте начнем с того, что мы как законопослушные люди сидим на изоляции. То есть работники туризма тоже на изоляции. Мы работаем в основном на удаленке и тоже не выходим на улицы. Во всяком случае, большинство из нас. Как происходит возврат денег? На данный момент все туристы знают, что единственный путь возврата денег – это через судебные органы. Туристы подают заявления онлайн в суд и ждут, когда суды все-таки примут в работу… Ольга Арсланова: Я прошу прощения. Извините, а почему так происходит? Ведь в обычное мирное время, если не по твоей вине отменяется твоя поездка, ты возвращаешь деньги. В этом нет никакой проблемы. Наталья Осипова: Сейчас объясню. Дело в том, что не по вине туриста, но и не по вине туротрасли эта ситуация сложилась. То есть это действительно обстоятельство непреодолимой силы. Ольга Арсланова: Подождите. Деньги то эти кому-то заплачены, но услуга не оказана. Так значит эти деньги можно так же вернуть. Наталья Осипова: Если мы говорим про деньги, которые турист принес в турагентство, а турагентство эти деньги передает туроператору для того, чтобы оператор имел возможность осуществить свои обязательства. То есть оператор эти деньги проплачивает авиакомпании и объекту размещения. То есть эти деньги уже проплачены. Оператор их не держит в кармане. Ольга Арсланова: А в чем проблема затребовать эти деньги у отеля, который никого не принимает, и у авиакомпании, которая никого не отправляет в полет? В этом же и есть задача туристического агентства – обеспечивать выполнение прав своего клиента. Наталья Осипова: Это задача не туристического агентства. Давайте сразу поставим. Вот есть турагентство, куда приходит турист, для того чтобы ему подобрали нужный ему тур по его требованиям. А есть туроператор, который сформирует этот пакет. Ольга Арсланова: Понятно. Но турагентство же берет какие-то деньги за свои услуги. Значит он общается с клиентом и возврат средств осуществляется через него в конечном итоге. Верно? Наталья Осипова: Вот если так, как вы это объясняете, одной фразой, турист заключает договор именно с турагентством. В свою очередь у турагентства договор с туроператором. То есть средства передаются туроператору. И возврат средств осуществляется туроператором через турагентство. Но в данный момент туроператор не может вернуть эти средства только потому, что они уже отправлены партнерам. Петр Кузнецов: То есть мы правильно понимаем, что эти деньги (если мы говорим о зарубежных поездках), они сейчас в Италии, Кипре, Греции? Наталья Осипова: Да. Которые тоже в свою очередь потерпели огромные убытки. Поэтому получить эти средства у партнеров можно через какое-то время. Поэтому и стоит вопрос о депонировании этих средств. И я вас уверяю, что, наверное, и операторы, и турагентства, которые заинтересованы в своих туристах, и мы в каждом туристе заинтересованы, каждого туриста мы знаем. Турагентства нам как родные люди. Естественно, если бы эти средства были и была бы возможность их вернуть, их бы вернули. Петр Кузнецов: По цепочке они бы вернулись. Короткий технический вопрос. Если можно, короткий ответ. Вы начали с того, что вы сейчас на удаленке тоже. То есть какая-то работа есть сейчас, или полностью сотрудники на нуле сидят? Наталья Осипова: Конечно. Турагентства, естественно, осуществляют поддержку своих туристов. То есть ведутся разъяснительные работы. Потому что не все туристы понимают, что же все-таки сейчас происходит. Да сами туристы сидят на изоляции, понимаете? Петр Кузнецов: Понятно. И сотрудники тоже какую-то зарплату продолжают получать, если мы говорим… Наталья Осипова: По зарплате я бы хотела сказать, что дело в том, что турагентства относятся к малому и микробизнесу. Это тот сегмент, который в первую очередь сейчас нуждается в государственной поддержке. У агентства тратятся средства именно на зарплату и на аренду помещений. Петр Кузнецов: Спасибо вам. Наталья Осипова: На другое сейчас денег нет. Оборотных средств нет. Петр Кузнецов: Самое важное мы проговорили. Спасибо вам огромное. Наталья Осипова. Еще одну тему мы успеем обсудить с вами.