Разговоры подорожают

Гости
Денис Кусков
генеральный директор информационно-аналитического агентства TelecomDaily

Петр Кузнецов: И вы знаете, мы, наверное, посоветуем позвонить родителям, пока это не так дорого. Дело в том, что уже с 1 января сотовая связь заметно подорожает. В некоторых случаях на 20%.

Ольга Арсланова: Или можно позвонить на ОТР, пока это практически бесплатно. Но совсем скоро, возможно, цены на услуги будут пересмотрены из-за так называемых закона Яровой и закона о Рунете. Таким образом операторы будут компенсировать потери доходов в связи с отменой внутреннего роуминга.

Петр Кузнецов: Помните эти законы? Вот они начинают работать. При этом большинство россиян уже в этом году заметили увеличение расходов на услуги сотовой связи. Если вы из этой категории, напишите нам, пожалуйста, на сколько. Пишите на СМС-портал, звоните в эфир. На сколько вы заметили подорожание стоимости сотовой связи?

Ольга Арсланова: Давайте поговорим о том, дорога ли сотовая связь в нашей стране, если посмотреть на это объективно. Итак. На самом деле стоимость мобильной связи и Интернета в России сказочно низкая, если сравнивать с другими странами. Но мы, конечно же, сравниваем в абсолюте. О зарплатах и о сравнении зарплат речь пока не идет. Вот, по данным агентства Content Review, минимальный пакетный тариф в этом году составил 270 руб. в месяц в нашей стране. Для сравнения: такой же бюджетный тариф в Японии обойдется в 5 тыс. руб. в пересчете на нашу валюту, расходы в Чехии составят около 2,5 тыс. руб., в Испании чуть меньше 1,5 тыс. руб., в Австрии около тысячи. Да, резонно тут же будет упомянуть о том, что и зарплаты у нас другие. Но все-таки отличаются они не настолько, как цены на связь.

Петр Кузнецов: Как же нам быть?

Ольга Арсланова: Связь для вас, вопрос, это дорого сегодня? Сколько вы тратите сегодня и готовы ли к подорожанию? Звоните в прямой эфир и пишите к нам СМС.

Петр Кузнецов: К чему нам готовиться? Действительно, если на 20%, может быть это просто такие страшилки? Может быть, ниже? А может быть, и наоборот, больше? Давайте узнаем. Денис Кусков, генеральный директор информационно-аналитического агентства TelecomDaily, с нами на связи. Здравствуйте.

Ольга Арсланова: Здравствуйте.

Петр Кузнецов: Экономическое обоснование сейчас выведем каким-то образом. Расскажите нам, пожалуйста, что это конкретно за расходы из-за закона о Яровой и суверенного Интернета для операторов. Действительно ли это такие существенные, что вот настолько нужно повышать стоимость связи?

Денис Кусков: Действительно, нововведения, которые за последние несколько лет упали на операторов, требуют значительных инвестиций. Прежде всего это исполнение закона Яровой, который уже по большому счету принят 3 года назад и начал действовать не так давно – год назад. В следующем году также будет сказываться закон о суверенном Интернете. В этом году также прибавка НДС увеличила стоимостные характеристики. По данным TelecomDaily, за 2019 год среднестатистический абонент увидел повышение ценовых характеристик на 10-12%. Можно сказать, что примерно такой же рост предполагается и в следующем году, ввиду того, что исполнение закона Яровой требует ежегодного увеличения объема хранимой информации.

Ольга Арсланова: Денис, расскажите, пожалуйста (извините, что перебиваю), чтобы наши зрители понимали: а на что эти деньги в итоге идут? Что, хранить информацию так дорого стоит? Можно объяснить это нам?

Денис Кусков: Да. По большому счету, деньги идут на то, чтобы вся информация, которую мы с вами делаем: просматриваем сайты, переписываемся в СМС, – хранилась на протяжении полугода. Насколько это целесообразно и позволяет сделать безопасной нашу жизнь, – я, наверное, поставил бы под сомнение все-таки мнение госпожи Яровой и ее коллег. По той причине, что, на мой взгляд, бороться с людьми, которые совершают противоправные действия, необходимо несколько другими вещами. И те, кто их делает, давно, скажем так, озаботились альтернативными способами. А 99,9% людей, которые не совершают это, вынуждены платить больше. Поэтому здесь очень много вопросов.

Петр Кузнецов: А по стоимости все-таки? По этому потолку, который уже с 1 января может прийти. Как говорят, минимум на 20. Кто-то говорит: в редких случаях, максимум будет 17. Так на сколько в итоге?

Денис Кусков: Во-первых, минимум как бы не 17. Наши коллеги из Content Review назвали 17-18%. Но здесь, понимаете, можно и 100% поднять волну, это будет такая хайповая новость. Но все-таки надо из чего-то исходить. Я не знаю, из чего исходили наши коллеги. По той причине, что если из своих заключений как бы, – они могут быть правильными, могут быть неправильными. Мы опрашивали как пользователей – непосредственно людей, которые пользуются связью, – так и руководителей предприятий. На основе этих данных я вам могу сказать, что все-таки возможное повышение может составить порядка 10-12%.

Петр Кузнецов: 10-12%.

Денис Кусков: И оно еще зависит от того, что государство будет дотировать, субсидировать подобные законы либо нет.

Ольга Арсланова: Денис, скажите, все-таки решите этот давний спор. Клиенты говорят, что очень дорого для россиян сегодня обходится мобильная связь и мобильный Интернет. Операторы говорят, что работают чуть ли не себе в убыток. Кто прав? Дорого или нормально?

Денис Кусков: Операторы далеки от убытка, скажем сразу. Это не ангелы, очевидно. Но мне кажется, что сотовая связь в России действительно одна из самых низких в мире. При том, что качество связи, которое ежегодно проверяет TelecomDaily, находится на очень-очень высоком уровне. Просто мне кажется, что если государство решает для себя необходимость прослушивать все наши разговоры и просматривать все фильмы, которые мы смотрим, то, наверное, они должны и оплачивать за это удовольствие.

Петр Кузнецов: А вот скажите, ваши коллеги, эксперты на рынке, говорят, что вообще-то у операторов России нет практики прямого повышения цен. И здесь приводится пример, например, Великобритании, где каждый год операторы на несколько процентов, но тарифы повышают. Это так?

Денис Кусков: Да. Для сотовых операторов, в отличие от операторов проводного доступа в Интернет, которые, бывает, на величину инфляции повышают ежегодно, в России в сотовой связи такое не принято. Высокая конкуренция и то, что государство раньше не влезало со своими устоями в работу сотового рынка, позволяло компаниям достаточно активно работать и за счет конкуренции сдерживать ценовые характеристики. Поэтому на сегодняшний момент это происходит в основном за счет пересаживания людей с архивных тарифных планов на новые. Новые тарифные планы постоянно увеличиваются в объемах предоставляемых услуг. Но при этом повышают ценовые характеристики на эти тарифные планы.

Петр Кузнецов: Денис, мы просим вас не отключаться. Потому что сейчас телезритель наш вступит к нам в беседу.

Денис Кусков: Хорошо.

Петр Кузнецов: Может быть, будем оперировать какими-то уже конкретными цифрами. Здравствуйте, Сергей.

Зритель: Здравствуйте. Это вас беспокоят из…

Петр Кузнецов: Хорошая связь, хорошо вас слышно. Сколько вы за нее платите?

Зритель: …из Краснодарского края. Вот такой вопрос у меня к вашему эксперту, к Денису. Вопрос такой. Они там уже, наверное, обнаглели, дальше некуда, да? Что они все повышают, повышают, повышают. Если сам ты звонишь… Говорили, уберут роуминг, – роуминг не убрали. Звонишь куда-то в Сибирь – с тебя деньги снимают. Звонишь в Волгоград – минута 12 руб. И еще хотят. Интернет…

Ольга Арсланова: Простите, я вас перебиваю. Сколько в итоге у вас получается в месяц на мобильную связь?

Зритель: У меня в итоге вот она, у меня Интернета нету…

Ольга Арсланова: Только разговоры.

Зритель: У меня просто звонки, да. У меня уходит 400-500 руб. только на звонки. Потому что я инвалид, и я звоню на стационарные телефоны, в Краснодар звоню и т. п.

Петр Кузнецов: Скажите, пожалуйста, а вы замечаете, что все больше и больше приходится, да? Или у вас как-то такая конкретная сумма, и в принципе несколько лет она держится?

Зритель: Нет, но у меня был тариф еще старый-старый, знаете: 3 руб. сутки. Но сейчас почему-то увеличился.

Петр Кузнецов: Сейчас почему-то увеличился. Спасибо.

Ольга Арсланова: Спасибо. Продолжим разговор с Денисом.

Петр Кузнецов: Денис, напрямую к вам обращался в принципе, и с претензиями тоже как бы, наш телезритель. Что скажете? Хорошо слышали его?

Денис Кусков: Да, я слышал хорошо. Но смотрите, здесь, еще раз повторюсь, я далек от защиты операторов, они сами себя защитят, если нужно будет. Давайте все-таки исходить из того, что в нашей стране дорожает, к сожалению, все каждый год. Мы не говорим о том, что дорожает каждый год, а то и несколько раз в год, транспорт, электроэнергия. Гречка с момента, там, Советского Союза подорожала не на 10%, а в десятки раз. И если сотовая связь на сегодняшний момент обходится все-таки в 350 руб. средние по России затраты в месяц, то это не такая большая величина. Я понимаю человека, живущего в регионах социально необеспеченных людей, и мне кажется, что государство должно помогать таким людям. Операторы тоже предлагают тарифные планы для социально значимых категорий граждан. Но государству нужно взять на себя вопросы, связанные с тем, что операторы повышают ценовые характеристики, исполняя…

Ольга Арсланова: Или, по крайней мере, вопросы с обеспечением таких дорогостоящих законов, как закон о суверенном Рунете и пакет Яровой. Денис, еще один момент, на который указывают наши зрители. Непросто сегодня с нашими сотовыми операторами играть честно. Потому что объявляют, что отменили роуминг, а многие зрители говорят, что все равно за роуминг деньги берут. Есть какие-то непонятные списания, на которые жалуются клиенты просто всех сотовых операторов. Вот такая странная привычка вести дела у сотовых компаний в России с чем связана?

Денис Кусков: К сожалению, как я сказал, операторы далеки от идеала. Им приходится некими такими моментами: навязывание услуг без согласия абонентов, увеличение втихую дополнительных возможностей. И они по копеечке, но собирают. Поэтому для абонентов я просто рекомендую смотреть личный кабинет, просматривать те списания, которые происходят. В случае обнаружения незаконных списаний обращаться напрямую в колл-центр оператора. Как правило, этот вопрос решается очень быстро. Если оператор начинает говорить о том, что он прав, а вы считаете, что нет, то вы можете подать жалобу в Роскомнадзор – орган, который следит за операторами, и решит ту или иную ситуацию.

Петр Кузнецов: Ну, и есть классная функция, которая, мне кажется, все-таки работает. Это переход с сохранением номера уже к другому оператору. На самом деле это очень действенная штука, я вот по себе знаю. Она позволяет поторговаться с тем, от кого ты, казалось бы, уже ушел. Потому что у них поступает какое-то уведомление, что я уже перехожу к другому оператору, и они мне, например, предложили очень выгодный тариф. «Мы боремся за клиента, мы хотим вас сохранить». И вроде бы пока без обмана.

Денис Кусков: Да, такая ситуация есть. По той причине, что новых абонентов не становится, у нас столько не рождается в России людей, и не приезжают, у нас не туристический рай и не инвестиционный. Поэтому основная работа сейчас идет над лояльностью абонентов. И операторы идут на все, чтобы сохранить своего абонента. И предлагают такие условия, которых нет в прямых тарифных планах, к которым мы могли бы подключиться, придя в точку ритейла. Но при всем повышении возможном, которое будет, мы все-таки надеемся, что каждый из нас будет звонить родителям не только до Нового года, но и после.

Петр Кузнецов: Да. Спасибо вам большое.

Ольга Арсланова: Спасибо. Денис Кусков, гендиректор информационно-аналитического агентства TelecomDaily, был в прямом эфире. Мы говорили о грядущем повышении цен на мобильную связь в нашей стране.

Эксперт - о новых тарифах на сотовую связь, которые ждут нас в 2020 году