Тамара Шорникова: Звонить станет дороже. Сотовые операторы предупредили: тарифы на связь могут вырасти на 20%, если государство не компенсирует компаниям бесплатный доступ абонентов к социально значимым сайтам. О чем в первую очередь идет речь? Давайте посмотрим. В Минкомсвязи составили предварительный список тех самых социально значимых отечественных сайтов. В него вошли: государственные информресурсы, т. е. портал госуслуг, сайты министерств, ведомств, органов власти; это также соцсети наши, менеджеры, в том числе популярные ВКонтакте, Одноклассники, МойМир и другие; почтовые сервисы Яндекс, Мэйл.Ру. Также в этот список могут войти сервисы доставки как раз, известные всем. Вот этот список сейчас обсудим с экспертами. И, главное, выясним, а сколько вот нам придется снова заплатить за бесплатный доступ к таким сайтам. Иван Князев: Я вообще, честно говоря, вот сейчас смотрю на это все и немножко подвис. Потому что странная какая-то история получается. Интересно, а сайт Кремля – это тоже социально значимый сайт или нет? И почему, действительно, мы за все это должны платить? Тамара Шорникова: Ну, конечно, это же государственный информресурс в том числе. Иван Князев: Да. И что там теряют сотовые операторы, когда мы больше и больше заходим на эти сайты. Будем разбираться вместе с экспертом. Сергей Половников у нас на связи, руководитель агентства Content Review. Сергей Геннадьевич, здравствуйте. Сергей Половников: Добрый день. Тамара Шорникова: Скажите, а сколько тратят операторы сотовой связи, предоставляя нам доступ к этим ресурсам? Какие у них затраты? Хочется понять, это какие – миллиарды, миллионы? Сергей Половников: Здесь надо очень четко разделить на 2 части. Первая часть – это вот то, что стоит у вас в самом начале в списке. Это госуслуги, это сайты государственных компаний и учреждений. И к этим ресурсам операторы без вопросов были согласны и уже предоставляют бесплатный доступ. А другое дело – вторая часть списка, которые являются фактически коммерческими сервисами. Можно сколько угодно рассуждать о социальной значимости тех или иных сервисов, но если они коммерческие, а не государственные, то, явно, не стоит компенсировать, не стоит предоставлять им бесплатный доступ, постольку поскольку это не рыночное преимущество… Тамара Шорникова: Вы про соцсети и сервисы доставки? Сергей Половников: Ну, социальные сери, сервисы доставки, почтовые сервисы. Те сервисы, которые предполагается сделать бесплатными. Это коммерческие сервисы. Потому что государственных сервисов доставки, почтовых услуг, социальных сетей, мессенджеров у нас де-факто нет. Есть поисковик государственный. И, опять же, операторы были готовы предоставить к нему бесплатный доступ. Это поисковик «Спутник». Была попытка создать государственный мессенджер. Пожалуйста. Если это государственное – делайте. Точно так же, как у нас есть социальная поддержка разных слоев населения. Например, бесплатный проезд. Бесплатный проезд в общественном транспорте – пожалуйста. А здесь получается, что не просто бесплатный проезд, а бесплатный проезд на такси премиум-класса. Ну, как так? Тамара Шорникова: Хочется все-таки понять: сколько потратят вот сами, из своего кармана, сотовые операторы, если нам бесплатный доступ ко всему этому списку предоставят? И в чем сложность, если предоставляется доступ к ряду сервисов, расширить его? Я имею в виду, что там мощности в принципе одни и те же, какие-то установки уже построены… Иван Князев: Трафик растет? Или, не знаю, сотовые операторы электричества будут больше тратить из-за того, что мы чаще ходим на эти сайты? Тамара Шорникова: Хочется понять, что конкретно они хотят компенсировать, сколько денег. Сергей Половников: Сами операторы, все вместе, с профильными какими-то их ассоциациями, они выдали оценку 150 млрд. руб. в год. И у вас вполне правильный вопрос: а что, собственно, компенсируют? Да, собственно, то компенсируют, что если вот этот вот перечисленный список сервисов сделать бесплатным, то кто ж платить тогда за услуги связи будет? Это более чем достаточно для… Тамара Шорникова: …автономной жизни бесплатной, да? Иван Князев: Но а пусть они это переложат на эти сайты, на их владельцев, не знаю, на тех же владельцев мессенджеров, социальных сетей. Пусть они с ними договариваются. Почему они на нас-то это кидают? Сергей Половников: Но смотрите. Операторы в самой первой итерации, когда они говорили про 150 млрд., они говорили, что это должно компенсировать либо государство, либо сами сервисы. Сервисы сразу же отнекились, сказали, что не-не-не, подождите, Владимир Владимирович сказал: все бесплатно, идите нафиг. А дальше они обратились в Минкомсвязи. Минкомсвязи сделал круглые глаза и сказал: «Да вы сами богатые, это с чего это мы вам что-то будем компенсировать?» Но операторы имеют ровно один источник дохода. Ровно один. Это абонентская плата их клиентов – нас с вами. Соответственно, если за этот бесплатный доступ надо будет платить, – а за него надо платить, это же не из воздуха услуги, понимаете? – логично, что заплатим-то мы с вами. Иван Князев: Понятно. Сергей Половников: За тех, кто хочет, с одной стороны, компании, которые хотят, чтобы их сервисы получили неконкурентное (я подчеркиваю: неконкурентное) преимущество, потому что Яндекс.Еда и Деливери.Клаб получат бесплатный доступ, а какой-нибудь маленький стартап… Вот только что был сюжет у вас про регионы, где в принципе сейчас самое время появляться таким вот маленьким стартапам, которые будут доставлять еду и прочее и прочее. Но им таких преимуществ не дадут. Их дадут вот этим крупным компаниям, которые и так, собственно, не российские… Иван Князев: Живут неплохо. Сергей Половников: …зарегистрированы за рубежом. Ну, мне кажется, что это очень, очень опасная инициатива – предоставлять бесплатный доступ к сервисам, которые являются коммерческими. Тамара Шорникова: Да, все, мысль поняли. Спасибо большое за ваш комментарий. Иван Князев: Спасибо. Тамара Шорникова: Сергей Половников, руководитель агентства Content Review. Есть у нас звонок, да? Иван Князев: Да. Московская область у нас на связи. Арина, здравствуйте. Зритель: Добрый день. Вы знаете, хочу сказать, что наши операторы, которые вот Мегафон и прочие, они всегда найдут лазейку для того, чтобы ничего не потерять. А поскольку путем, скажем, введения даже в заблуждение своих абонентов они всегда на этом выиграют. Я конкретно говорю о себе. Могу рассказать. Если коротко, после Нового года, с тех пор как увеличили стоимость связи в Мегафоне, я хотела уйти из компании, поменять ее на другую. Мне предложили скидку процентную 20 руб. от той суммы, от той абонентской платы, которая мне стала новой, т. е. 700 руб. Они сказали: «Мы вам будем присылать ежемесячно скидку от 700 руб. там 20%». В итоге, когда я пошла оплачивать через месяц вот эти деньги, оказалось, что не от 700 руб., а от 560 руб., т. е. те, которые с 720 140 руб., да? И в итоге то, что я обращалась в компанию и сказала, что они занимаются мошенничеством путем введения в заблуждение абонентов, они сказали: «Ничего подобного, мы вам ничего не обещали, и платить будем не от 700». Тем не менее, мне приходят СМСки о том, что абонентская плата моя 700 руб. А деньги мне присылают 20% от 560. Таким образом, они всегда найдут себе лазейку для того, чтобы выкрутиться. Не надо им никаких денег добавлять для того, чтобы они сделали нам какие-то бесплатные вот эти сервисы. Тамара Шорникова: Понятно. И так зарабатывают неплохо, да. Спасибо. Мнение понятно. Иван Князев: Спасибо большое. Тамара Шорникова: И вот что пишут еще телезрители наши. Свердловская область: «Сигнальными флажками будем общаться». Ленинградская: «Откажемся от сотовой связи, как отказались от стационарного телефона». Но пока, конечно, это громкие лозунги. Я, честно говоря, не очень понимаю, как сейчас вот отказываться от сотовых и связи. Но, действительно, все эти СМС о чем: очень дорогие тарифы уже. До подорожаний всяких. Иван Князев: Да. Тамара Шорникова: Поговорим с экспертом. Ирина Левова, директор по стратегическим проектам Института исследований Интернета. Здравствуйте. Иван Князев: Здравствуйте, Ирина. Ирина Левова: Здравствуйте. Иван Князев: Ирина, скажите, пожалуйста. Вот у меня сейчас, например, есть тариф определенного оператора. Соответственно, у меня есть с этим оператором договор. Там условия прописаны. Они как сейчас, в одностороннем порядке его менять будут? Или я просто договор невнимательно читал? Ирина Левова: Сейчас пока никто ничего менять не будет. Коллеги, надо понимать, что то, какие бы затраты кто понесет и будут ли изменены тарифы, это будет зависеть от тестирования. Т. е. та медийная в общем-то паника, которую подняли депутаты в связи с неким документом, который даже не подписан и не опубликован, – это весьма преждевременно. И в общем-то я бы отнесла это к области пиара в большей степени депутатов, которые хотят как-то за граждан там сказать какие-то красивые слова. К реальной действительности это пока отношения никакого не имеет. Дело в том, что, действительно, вот мы посмотрели в рамках работы группы нашей страновой опыт. Действительно, компенсации социальных проектов, – это социальные проекты, да, обеспечение доступа бесплатного к какому-то перечню ресурсов, например, к госуслугам, – такой опыт есть в развивающихся странах. Это Уганда, это Индия… Тамара Шорникова: У нас 15 секунд. В итоге: не подорожает у нас? В ближайшее время этого точно ждать не стоит? Ирина Левова: Это будет зависеть от перечня ресурсов, который будет включен, и от объема трафика, о котором будет идти речь. Тамара Шорникова: Спасибо. Иван Князев: Спасибо большое. Тамара Шорникова: Ирина Левова, директор по стратегическим проектам Института исследований Интернета. Иван Князев: В главной теме дня сегодня мы будем говорить о том, что школы и вузы переходят на дистанционное обучение, компании отправляют сотрудников работать из дома. А вот вообще сколько может продлиться такая жизнь на удаленке? И, самое главное: а мы-то вообще к этому готовы или нет? Друзья, оставайтесь с нами. Тамара Шорникова: После новостей ждем вас в эфире.